УДК 001+316.772
https://doi.org/10.24158/fik.2017.6.2
Черникова Валентина Евгеньевна
Chernikova Valentina Evgenyevna
доктор философских наук, профессор кафедры философии Северо-Кавказского федерального университета
D.Phil., Professor, Philosophy Department, North-Caucasus Federal University
НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОЦИОГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
SCIENTIFIC COMMUNICATION IN THE SOCIAL AND HUMANITARIAN SPHERE: DEFINING THE PROBLEM
Аннотация:
Summary:
В статье проводится детальный анализ существующих научных точек зрения относительно сущности научной коммуникации. Систематизированы ключевые формы взаимодействия ученых в ходе осуществления научной деятельности. Определены специфические особенности со-циогуманитарной сферы, которые накладывают непосредственный отпечаток на научную коммуникацию, осуществляемую в ее пределах.
The article presents a detailed analysis of the existing scientific points of view on the essence of scientific communication. The study systematizes the key forms of interaction between scientists in the implementation of research activities. The article identifies the specific features of the social and humanitarian sphere which have an impact on scientific communication within this sphere.
Ключевые слова:
научная коммуникация, научное сообщество, со-циогуманитарная сфера, информация, наука.
Keywords:
scientific communication, scientific community, social and humanitarian sphere, information, science.
Современная наука характеризуется динамичным развитием. Во многом данный факт обусловлен увеличением количества ученых, в том числе омоложением представителей научного сообщества. Наука становится одним из главных условий устойчивого развития государства и повышения благосостояния его населения, повышения привлекательности научной деятельности, интенсификации развития научно-технологической базы, усовершенствования научного оборудования и т. д. Кроме того, в последние годы произошли серьезные качественные содержательные и методологические трансформации. На данную сферу активно влияют процессы глобализации, которые придают науке интернациональный характер, что предполагает активное взаимодействие представителей научного сообщества из различных стран. Все перечисленные факторы в значительной мере актуализируют вопросы научной коммуникации, в том числе в со-циогуманитарной сфере.
Анализ феномена научной коммуникации и обзор литературы по означенной проблеме позволили отметить следующее. В современных условиях коммуникативные взаимодействия в социогуманитарной сфере в целом коррелируют с другими сферами научной коммуникации, однако существуют некоторые особенности. Коммуникация в социогуманитарной сфере является важным фактором существования научного сообщества как специфического социально-культурного образования. Она способствует формированию положительных нравственных ценностей и высоких моральных качеств. Коммуницирующие субъекты обеспечивают функционирование науки через традиции, ценности, этос научных сообществ. Научная коммуникация в социогуманитарной сфере имеет свой предмет, научную проблематику и собственные средства выражения, язык науки. Большое значение имеет диалогическая форма коммуникации, ориентирующая не только на обмен научной информацией, но и на раскрытие самоценности ученого.
Феномен научной коммуникации, являясь предметом современного социогуманитарного знания, на современном этапе привлекает к себе колоссальное внимание специалистов различных областей в силу широты и неоднозначности научного толкования. Так, представители научного сообщества используют этот термин для обозначения далеких друг от друга явлений. Столь неоднозначные интерпретации не способствуют построению общетеоретического обоснования коммуникативных процессов, и в частности особенностей осуществления коммуникативной деятельности. Именно поэтому необходимо рассмотреть, что представляет собой термин «научная коммуникация» и в чем заключается его содержательное наполнение.
Так, научная коммуникация, по мнению Н.Л. Шубиной, обладает двойственной природой. С одной стороны, она принимает активное участие в распространении самой актуальной информации, создает оптимальные условия для формирования эффективных научных контактов.
С другой стороны, с ее помощью происходит становление целостного восприятия науки в социальном контексте, поскольку она выступает одним из действенных средств популяризации научных результатов [1, с. 87-88].
О.В. Выдрин предлагает понимать под научной коммуникацией процессы взаимодействия, в которых хотя бы одна из сторон представлена членом научного сообщества. При этом научная коммуникация может обладать разнообразными формами: общение членов одного коллектива, соавторство, передача информации специалистам других дисциплин, популяризация, трансляция знаний в определенную сферу для практического использования и т. д. [2, с. 113].
Несколько другой структуры, раскрывающей существующие формы проявления научной коммуникации, придерживается С.П. Чернозуб. Она предлагает сгруппировать организационные формы научной коммуникации в следующие блоки [3, с. 150]:
- активно применяющиеся в научных сообществах, которые не имеют административного аппарата (научные кружки, научные клубы);
- практикуемые в учреждениях, которые обладают серьезной административной составляющей (институты, кафедры, лаборатории, научные школы);
- устанавливаемые между субъектами научной и инновационной деятельности.
Особый интерес вызывает позиция И.И. Замощанского, А.М. Конашковой, И.В. Красавина и
О.А. Пырьяновой, которые указывают на наличие определенной специфики, свойственной научной коммуникации. Она заключается в тесной связи с духовной культурой, производством такой информации, которая имеет непреходящее значение и является совокупностью позитивного социального опыта, инкорпорированного в научные теории парадигмального значения [4, с. 38].
Помимо этого, ученые выделяют современные направления, определяющие специфику проявления научной коммуникации в деятельности специалистов. К ним относятся:
- формальные коммуникации (осуществляются преимущественно в письменной и устной формах в соответствии с определенными правилами, установленными в конкретном сообществе, по общим правилам зафиксированы документально. В этом случае речь идет о научных статьях, монографиях и других публикациях);
- неформальные коммуникации (беседы ученых, дискуссии на семинарах, симпозиумах и научно-практических конференциях, электронная переписка, интернет-блоги и др.) [5].
Внутри собственного осуществления оба указанных направления реализуются в двух типах стратегии: линейной (доведение сообщения до адресата) и деятельностной (общение как непосредственное взаимодействие субъектов между собой) моделях коммуникации.
А.Ш. Руди в своих исследованиях интерпретирует категорию «научная коммуникация» в нескольких аспектах, а именно как устойчивую совокупность видов профессионального общения, протекающих в научном сообществе, и как один из главных механизмов взаимодействия исследователей и экспертизы научных результатов [6, с. 116].
Подобный комплексный подход выступает необходимым условием устойчивого развития науки в целом и ее отдельных отраслей в частности.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что основной смысл научной коммуникации состоит в обеспечении каждого участника, задействованного в данном процессе, оперативной и качественной информацией о состоянии дел в определенном научном направлении. В связи с этим суть научной коммуникации заключается в обмене информацией. Особое внимание целесообразно уделить трудам А.А. Широкановой, которая проводит активные исследования трансформирующейся роли научной коммуникации в эпоху всеобщей информатизации [7].
Анализируя ее наблюдения, можно заключить, что научная коммуникация представляет собой обмен новыми знаниями, полученными в собственных исследованиях автора и основанными на наблюдении и проверяемых фактах, а также их обсуждение. При этом совсем недавно развитие научной коммуникации происходило исключительно посредством личного общения, при помощи организации официальных мероприятий (конференций, встреч научных сообществ), создания формальных каналов коммуникации (научные журналы). Однако с течением времени функции научной коммуникации в большей степени перешли в информационное облако. Это означает, что в современных условиях информирование и оповещение происходят не только через электронные научные журналы, но и с помощью инновационных сервисов, предназначенных для взаимодействия и сотрудничества ученых [8].
Рассмотрев сущностно-содержательную характеристику научной коммуникации, необходимо отметить, что если ХХ век характеризовался динамичным развитием отраслей, которые базировались на естественных ресурсах, то в XXI в. произошел кардинальный перелом и теперь центральным звеном становятся высоко инновационные отрасли, основанные на человеческом интеллекте. Такая ситуация предопределяет необходимость взаимного проникновения наук. В конечном
итоге как естествознание внедряется в социогуманитарные науки, так и последние активно задействованы в формировании новой парадигмы научного мировоззрения естественных наук.
В социогуманитарную сферу научного познания входит цикл научных дисциплин, которые ориентированы на всестороннее изучение явлений, происходящих в обществе. В качестве объекта данной сферы можно обозначить совокупность социальных феноменов, включая социальные отношения, функционирование социальных институтов, социальные действия и взаимодействия людей и их результаты и др.
Объект социогуманитарных наук характеризуется отличительной особенностью, которая заключается в том, что если процессы физического мира полностью независимы от сознания человека, то процессы, происходящие в обществе, связаны с деятельностью человека. При этом данные процессы осуществляются только посредством осуществления определенной деятельности, совершения конкретных поступков, которые требуют волевых усилий человека и связаны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностями, целями.
Субъектом социогуманитарных наук выступает отдельный ученый или научное сообщество. Профессиональная деятельность в данной области осуществляется специалистами, которые обладают знаниями и навыками использования характерного для социогуманитарных наук методологического инструментария. Перечисленные особенности накладывают отпечаток на формирование научной коммуникации. Можно утверждать, что в процессе взаимодействия представителей социогуманитарной сферы и других заинтересованных лиц обеспечиваются социализация молодых ученых, усвоение и передача опыта, накопленного различными исследователями.
Перечисленные моменты обусловлены тем, что ключевой формой коммуникации в социогу-манитарной сфере является диалог, в процессе которого даются описание и объяснение фактов, осуществляются аргументация и опровержение различных научных точек зрения. В процессе научной коммуникации обнаруживается, что логика социогуманитарных наук в значительной мере проявляется в логике вопросов и ответов, постановки проблем и их оперативного решения.
Коммуникация в социогуманитарной сфере является разновидностью научной коммуникации, функционирующей в научном сообществе и имеющей присущие ей способы передачи научной информации. Она представляет собой процесс, в котором присутствует единство формального и неформального компонентов, демонстрирующих различные способы взаимодействия ученых.
Ссылки:
1. Шубина Н.Л. Научная коммуникация: поиски разумного компромисса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 104. С. 87-96.
2. Выдрин О.В. Научная коммуникация: к методологии исследования // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 42 (180). С. 112-117.
3. Чернозуб С.П. Научная коммуникация в России в век информационно-коммуникационных технологий // Общественные науки и современность. 2013. № 6. С. 144-152.
4. Научные коммуникации: ученый в современном обществе / И.И. Замощанский, А.М. Конашкова, И.В. Красавин, О.А. Пырьянова // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2016. Т. 146, № 1.С. 30-41.
5. Там же. С. 38.
6. Руди А.Ш. Научная коммуникация и место в ней понятия устойчивости // Омский научный вестник. 2012. № 2 (106). С. 115-118.
7. Широканова А.А. Новая роль и формы научной коммуникации в информационную эпоху // Социология. 2013. № 1. С. 103-116.
8. Fassler M. Mediale Interaktion. München, 2006. 318 S.