..........................................................................................................................................................................................................................................ШЖШ.......У.......ЖММ
Проектирование сетевых взаимодействий педагогов
Вячеслав Алексеевич Стародубцев,
профессор кафедры инженерной педагогики Томского политехнического университета, доктор педагогических наук, почётный работник высшего профессионального образования, член международного общества инженерной педагогики Ю№
Владимир Владимирович Анненков,
ведущий научный сотрудник Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования, кандидат географических наук, старший научный сотрудник
Елена Александровна Вострикова,
доцент кафедры теории и методики общего образования Института повышения квалификации, кандидат педагогических наук (г. Новокузнецк)
• образовательная среда кации •
социальные медиа • сетевые проекты • повышение квалифи-
Из инженерной практики в педагогику вошло понятие проектной деятельности в образовательном процессе. Типология и характерные черты разного рода учебных и учебно-познавательных проектов, в том числе сетевых, описаны в известных работах отечественных (В.В Гузеев, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова, Т.И. Шамова, И.Д. Чечель) и зарубежных авторов (Дж. и Э. Дьюи, Х. Кил-патрик, Э. Коллингс, М. Моар, Е. Паркхест)1. Сетевые взаимодействия педагогов в России получили своё развитие преимущественно в профессиональных сетевых сообществах Галактика-Интел, Открытый класс, Сеть творческих учителей, а также в рамках проектов типа Летописи.ру общероссийского, регионального и муниципального уровней.
Развитие ИКТ стимулировало в последние годы проведение научно-методических и практических сетевых конференций, отличающихся от очных аналогов возможностью заблаговременного знакомства с пред-
ставленными материалами, дистанционного комментирования и асинхронной общей дискуссии по докладам на сайте конференции. Как правило, организация таких конференций следует двум основным требованиям:
• единству места размещения сообщений и взаимодействия;
• асинхронному режиму взаимодействия на протяжении определённого времени, иногда достаточно длительного (до нескольких месяцев).
В настоящее время начинает складываться новый тип сетевого взаимодействия, получивший название совместных усилий в различных областях» (Combi-ned Efforts at Various Areas, сокращенно CEVA). Суть его понятна: не так уж важно, где именно тот или иной участник вы-
1 Стародубцев, В.А., Минин М.Г. Метод проектов в образовательной деятельности: Учеб. пос. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. 124 с.
123
Рис. 1. Главная страница сервиса поддержки конференций
кладывает в Интернете свои разработки. Важно, чтобы он сообщал о своих результатах сообществу, и чтобы ссылки стекались в одну ленту, за которой следят все. Так складывается общая мультисервис-ная гипертекстовая среда взаимосодействия2.
Технология организации такого рода взаимодействия требует обсуждения в плане проектирования конкретных этапов общего процесса. Целью статьи является представление модели событий в сетевом взаимодействии педагогов по правилу вариативности мест деятельности участников при согласованном выборе центра (интерфейса) и способов коммуникации.
Для конкретизации рассмотрим последовательность проектирования и реализации научно-методической конференции педагогов с использованием сетевых сервисов и сообществ3. Педагогический аспект проекта определяет, прежде всего, постановку социально значимой темы, адекватной актуальным личностным и корпоративным потребностям в профессиональном совершенствовании и развитии.
http://wWw.openclass.ru/node/345597
3 Стародубцев В.А. Резервы использования сервисов социальных медиа в образовании i// Alma Mater. Вестник высшей школы. 2012. № 9. С. 84-87.
4 грант РГНФ № 12-16-42500.
5 http://clCk.ru/1Dy96.
6
http://agora.guru.ru/Adult-training-2012.
Свидетельством общественной значимости темы конференции будет состав образовательных организаций, поддерживающих идею её проведения, а также финансовая помощь РГНФ.
В частности, проведение Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы неформального повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений»4 поддержали не только образовательные организации средней и высшей школы, но и некоммерческое партнёрство по . . г разработке и внедрению с технологий в сфере образо-| вания «Центр современных образовательных технологий», при информационной поддержке программы Intel «Обучение для будущего» и портала «Сеть творческих учителей»5.
Подготовительный этап конференции (или другого социально-значимого события) можно назвать вводно-мотивационным, поскольку здесь ставится цель привлечения внимания педагогической общественности к проекту и информирование целевой аудитории о способах предстоящей коммуникации участников. Анонс и предлагаемая программа пленарных и секционных заседаний могут распространяться в социальных сетях как организаторами конференции, так и по кругам друзей отдельных участников, в том числе на сайтах кафедр и школ.
В рассматриваемом примере участникам конференции предлагалось представить не только текстовые сообщения (тезисы докладов), но также презентации и видеосообщения. Регистрация участников и приём тезисов докладов проводились с помощью сервиса agora.guru.ru, который предоставляет возможность создания сайтов научных конференций и семинаров6 (рис. 1).
Для создания сайта конференции необходимо заполнить простую регистрационную форму, в которой назначается главное действующее лицо - администратор сайта. Конечно, указывается также статус, название, организаторы мероприятия и председатель оргкомитета. На сайте конференции администратор создаёт электронный шаблон для приёма заявок на участие в конференции, то есть определяет список полей анкеты, ко-
124
2
торые предстоит заполнять регистрирующимся участникам конференции.
Для этого он выбирает поля из предлагаемого программой списка, а также может добавлять свои. Аналогичным образом администратор создаёт форму регистрации докладов и отправки файла с тезисами доклада, размещаемую на сайте.
Если в заявке имеется поле ввода адреса электронной почты, то становится возможной организация почтовой рассылки для зарегистрированных пользователей. При этом письма могут быть персонифицированными, поскольку программно предусмотрена возможность вставки в каждое письмо имени, отчества и/или фамилии получателя. Таким образом, сервис снижает затраты времени на сбор и экспертизу докладов, позволяет производить информационные рассылки, имеет простой интерфейс администрирования и оперативную техническую поддержку разработчиков.
Для размещения презентаций и видеосообщений были рекомендованы сервисы SlideShare.net и YouTube.com или сайты образовательных организаций. Необходимо отметить педагогические достоинства видеовыступлений - они позволяют демонстрировать фрагменты занятий, тренингов, учебных дискуссий, практических работ, -всего того, что обычно является недоступным для непосредственного наблюдения участникам конференции. Видеозаписи остаются в открытом доступе после окончания конференции и могут быть использованы как материалы для неформального повышения квалификации и обмена опытом в процессе проведения педагогических советов и/или заседаний методических объединений педагогов.
Верстку научно-деловой программы конференции, регистрацию участников на очные мастер-классы и на завершающем этапе, обсуждение резолюции конференции можно проводить с помощью сервисов doc.me, drop.box, box.net и др. В данном случае
г Atfr
Рис. 2. Вид регистрационной формы отправки докладов
предпочтение отдано сервису google.disk. com, как наиболее популярному в среде учителей и преподавателей. Получив акка-унт на сервисе, можно либо создать новый документ в режиме онлайн (рис. 3, использовать команду Создать), либо загрузить файл с компьютера пользователя на сервис (выбрать Загрузить).
Затем необходимо предоставить доступ к документу определенному кругу лиц или всем желающим. Это производится с помощью меню настроек доступа (рис. 4).
Сервис совместной сетевой работы позволил руководителям секций оперативно вносить редакционные правки в текст готовящейся совместными усилиями программы мероприятий конференции (мастер-классов, дискуссионных площадок, экскурсий).
Следующим этапом в проектировании сетевого взаимодействия участников научно-методических конференций должен быть, по нашему мнению, заочный тур дискуссий по размещённым в Интернете докладам (тезисам, презентациям, видеосообщениям). Этот этап может быть назван сетевой предконференцией. Он требует своего выделения (формирования) в Сети как пло-
125
Рис. 3. Вид сервиса документов Google перед загрузкой файлов
Настройки совместного доступа
Параметры видимости:
© © Общедоступно в Интернете
Найти этот элемент и получить к нему доступ может любой пользователь Интернета Вход в службу не требуется
,3, © Пользователи, у которых есть ссылка
Обратиться к документу может любой пользователь, обладающий ссылкой. Вход в службу не требуется.
О в Частный
Получить доступ к документу могут только пользователи, которым явно предоставлено такое разрешение. Требуется вход в службу.
Изменить параметры доступа:
П Изменять может любой пользователь (вход не требуется)
Примечание Элементы с любыми параметрами видимости также могут бьль опубликованы в Интернете. Подробнее
Сохранить | Отмена"
Подробнее о настройке доступа..
Рис. 4. Меню настроек доступа к загруженному документу
щадки для взаимной оценки представленных материалов (идей, подходов, практических результатов).
Для организации заочной предконферен-ции может быть использована одна из профессиональных педагогических сетей (Открытый класс, Галактика Интел, Сеть творческих учителей и др.). В порядке экспериментальной апробации данного этапа, при проведении названной выше всероссийской конференции была использована социальная сеть Открытый класс. Здесь, в спе-
_ циально созданном
7 http://wWw.openciass.ru/node/309i60. В.В. Анненковым
разделе конференции7, желающие разместили свои тезисы докладов и/или гиперссылки на другие сервисы, где были опубликованы труды отдельных участников. В частности, презентация одного из авторов статьи была размещена на сервисе SlideShare и открывалась по гиперссылке со страницы секции (рис. 5).
На асинхронном этапе конференции участники:
• регистрируются в сообществе (группе);
• размещают тексты/презентации своих докладов в тематических секциях конференции;
• комментируют тексты коллег, отвечают на вопросы и комментарии коллег;
• в разделе «Знакомимся» дают аннотированные ссылки на свои учётные записи, бло-ги, другие материалы своего портфолио;
• дополняют на вики-странице и комментируют словарь и/или тезаурус конференции;
• пополняют базу ссылок на источники, значимые в плане проводимого мероприятия;
• предлагают и обсуждают проект рекомендаций конференции;
• участвуют в итоговом опросе.
В целом, из более сотни публикаций, вошедших в сборник материалов конференции, в открытом доступе для широкого обсуждения до очной части конференции было опубликовано 30 сообщений учителей, преподавателей вузов и институтов повышения квалификации, организаторов обра-
126
зовательных учреждений из двух десятков регионов России, а также из Белоруссии и Украины. В состоявшейся на площадке Открытого класса дискуссии общее число вопросов, ответов и других комментариев приблизилось к 160.
1
Голос
"Секция 1 Проблемы теории и практики неформального образования"
Выберите действие: | Обзор
Размещено: Владимир Владимирович Анненков - сб, 01/09/2012 - 21:57
Обычно участники очного этапа конференции знакомятся с содержанием докладов на пленарных и секционных заседаниях в жёстком цейтноте конвейера выступлений участников. В многочасовом потоке информации слушателю-участнику нелегко выделить и систематизировать положения, полезные именно для него, соотнести их со своей практикой, обсудить в диалоге с докладчиком конкретные ситуации. Организация сетевой предконференции в значительной степени устраняет отмеченные недостатки.
Ведущая роль в стимулировании сетевой дискуссии принадлежала организаторам конференции, однако, и среди автономных участников сетевой коммуникации выявились педагоги, активно комментирующие сообщения коллег. По преимуществу это были члены профессиональных социальных сетей, уже имевшие определённый опыт сетевых взаимодействий. В то же время не все авторы докладов, представив на обсуждение свои сообщения, ответили потом на обращённые к ним вопросы и комментарии. Многие участники ограничились публикацией своего доклада и не комментировали другие материалы, не принимали участие в формировании словаря по проблематике конференции, а также не участвовали в итоговом опросе.
Наибольшую активность проявили представители профессорско-преподавательского состава системы дополнительного профессионального образования и региональных институтов повышения квалификации, призванных обеспечивать научно-методическое сопровождение развития образовательной практики.
С учётом заочного тура знакомства с докладами и комментариев к ним в сообществе, работа очного этапа конференции
Здесь ссылки на страницы тех докладов, которые выложены авторами для открытого обсуждения
♦ Анненков В В Непрерывное неформальное образование: модель 5С
♦ Вострикова Е А Определение, создание и сохранение педагогических знании: постановка проблемы
♦ Стародубцев В А Педагогическая и организационная поддержка неформального образования
Комментарии отдельных докладов - на указанных страницах А на странице секции обсуждаем тезаурус и выделяем ключевые проблемы неформального образования педагога в первой четверти ХХ1 века
Нелишними будут и ссылки на источники, фундаментальные для формирования благодатной среды учащимся неформально
Надеемся за месяц не только обсудить материалы и проблемы нашей секции, но и подготовить выводы и предложения для конференции в Новокузнецке_
Анненков В В Непрерывное неформальное образование: модель 5С
В А Стародубцев: "Педагогическая и организационная поддержка неформального образования" (обсуждение) Неформальное образование: единство эмоции и проблемной сущности Хлебоказова Г И Музеи как ресурс развития постдипломного образования педагогов _КОННЕКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ОРПАНИЗАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ПЕДАНОНИЧЕСКОНО ОБРАЗОВАНИЯ_
Готовимся к конференции и рефлексируем её итоги
Анненков В В Непрерывное неформальное образование: модель 5С >
Рис. 5. Вид страницы одной из секций предконференции в её начале
проектировалась организаторами преимущественно в формате «круглых столов» и дискуссионных площадок. На них ведущие представляли обзор опубликованных в Открытом классе материалов для тех присутствующих, которые не принимали участие в предконференции. Такая постановка работы секций получила положительную оценку многих учителей и преподавате-лей8. Всего в двухдневном очном этапе конференции приняли участие около 400 человек, что, по мнению авторов, свидетельствует об актуальности темы неформального образования и повышения квалификации педагогов.
На заключительном этапе сетевое взаимодействие в гугл-документах было направлено на обсуждение, конкретизацию и уточнение формулировок решения конференции. Так как текст решения конференции был в открытом доступе (с возможностью добавлять комментарии), удалось собрать значительное число уточнений в формулировках текста итоговой резолюции. Решение дистанционно поддержали своим согласием и комментариями 54 участника, что позволило оргкомитету обобщить и отразить в итоговом документе мнение как очных, так и заочных участников конференции.
Представленный алгоритм действий участников на заочном _
этапе конференции 8 http://agora.guru.ru, страница Программа и подход CEVA был +итоги
127
применён также в открытом курсе повышения квалификации по теме «Основы и технологии информационной культуры лич-ности»9, проводившемся в течение трёх недель.
Выводы
1. В отличие от кратковременных вебина-ров10, получивших распространение в последние годы, подготовительный и заключительный этапы научно-практических конференций (сетевые пред- и пост-конференции) могут быть реализованы в режиме «асинхронного вебинара», под которым авторы понимают цикл сетевых взаимодействий от размещения исходных докладов или ссылок на открытые материалы Интернета, через их обсуждение в асинхронном режиме (т.е. в удобное для разных участников время) к общей рефлексии источников и сетевых дискуссий длительностью от нескольких дней до нескольких месяцев.
2. Как правило, содержание дискуссий по докладам очной формы конференций остаётся за кадром опубликованных сборников трудов. Процесс обсуждения отдельных сообщений и количество оставленных к докладам комментариев, зафиксированные в электронной форме на страницах сообщества, становятся важными дополнительными материалами, показателями и индикаторами отношения педагогического сообщества к нерешённым проблемам профессиональной деятельности.
3. Представляется перспективным использование в организации сетевых взаимодействий педагогов формата видеовыступлений участников. В течении 2012-2013 гг. в рамках городской научно-практической
9 http://wWw.openclass.ru/node/341846
10 Лекций или семинаров с видеоконференцсвязью длительностью не более 1,5 часа.
11 Вострикова Е.А. Муниципальная карта неформального повышения квалификации работников образования: расширение в сетевые профессиональные сообщества. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.openclass.ru/node/310965.
12 Анненков В.В. Повседневное саморазвитие педагога в сетевых сообществах. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.openclass.ru/ node/183096.
конференции и фестиваля инновационных площадок Института повышения квалификации г. Новокузнецка были представлено 48 видеовыступлений, размещённых на сайтах образовательных учреждений. На них было дано более 250 комментариев, что свидетельствует о большом интересе педагогической общественности города к такого рода докладам.
4. Полученный опыт сетевого взаимодействия выявил определённые пробелы в коммуникативной компетенции «рядовых» педагогов, точнее - в её сетевой составляющей. Для устранения пробела и интеграции формальных курсов и семинаров повышения квалификации с неформальным саморазвитием необходимо расширить участие педагогов в сетевых сообществах, в том числе муниципального уровня11. Конкретизируя это предложение, приглашаем работников образования к неформальному сотрудничеству в сетевом профессиональном сообществе «Открытый класс» (группа «Повседневное саморазвитие педагога»)12, с перспективой превращения этого электронного ресурса в постоянно действующую конференцию сторонников интеграции неформального самообразования педагогических кадров и государственной системы повышения квалификации. □
128