Научная статья на тему 'Проектирование сетевых взаимодействий педагогов'

Проектирование сетевых взаимодействий педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / LEARNING ENVIRONMENT / SOCIAL MEDIA / NETWORK PROJECTS / REFRESHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцев Вячеслав Алексеевич, Анненков Владимир Владимирович, Вострикова Елена Александровна

В статье обсуждаются этапы проектирования научно-методических конференций и других профессионально значимых для педагогов событий, требующих сетевых взаимодействий участников, а также преимущества модели согласованного действия на разных сервисах Интернета (Combined Efforts at Various Areas), позволяющей создать мультисервисную среду коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стародубцев Вячеслав Алексеевич, Анненков Владимир Владимирович, Вострикова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design of the teachers network cooperation

The stages of the design of the methodical conferences and other professionally significant for the teacher events, which require the net cooperation of participants, are discussed in the article. Also the advantages of Combined Efforts at Various Areas model are discussed, which is able to create the mutually-assistance medium.

Текст научной работы на тему «Проектирование сетевых взаимодействий педагогов»

..........................................................................................................................................................................................................................................ШЖШ.......У.......ЖММ

Проектирование сетевых взаимодействий педагогов

Вячеслав Алексеевич Стародубцев,

профессор кафедры инженерной педагогики Томского политехнического университета, доктор педагогических наук, почётный работник высшего профессионального образования, член международного общества инженерной педагогики Ю№

Владимир Владимирович Анненков,

ведущий научный сотрудник Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования, кандидат географических наук, старший научный сотрудник

Елена Александровна Вострикова,

доцент кафедры теории и методики общего образования Института повышения квалификации, кандидат педагогических наук (г. Новокузнецк)

• образовательная среда кации •

социальные медиа • сетевые проекты • повышение квалифи-

Из инженерной практики в педагогику вошло понятие проектной деятельности в образовательном процессе. Типология и характерные черты разного рода учебных и учебно-познавательных проектов, в том числе сетевых, описаны в известных работах отечественных (В.В Гузеев, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова, Т.И. Шамова, И.Д. Чечель) и зарубежных авторов (Дж. и Э. Дьюи, Х. Кил-патрик, Э. Коллингс, М. Моар, Е. Паркхест)1. Сетевые взаимодействия педагогов в России получили своё развитие преимущественно в профессиональных сетевых сообществах Галактика-Интел, Открытый класс, Сеть творческих учителей, а также в рамках проектов типа Летописи.ру общероссийского, регионального и муниципального уровней.

Развитие ИКТ стимулировало в последние годы проведение научно-методических и практических сетевых конференций, отличающихся от очных аналогов возможностью заблаговременного знакомства с пред-

ставленными материалами, дистанционного комментирования и асинхронной общей дискуссии по докладам на сайте конференции. Как правило, организация таких конференций следует двум основным требованиям:

• единству места размещения сообщений и взаимодействия;

• асинхронному режиму взаимодействия на протяжении определённого времени, иногда достаточно длительного (до нескольких месяцев).

В настоящее время начинает складываться новый тип сетевого взаимодействия, получивший название совместных усилий в различных областях» (Combi-ned Efforts at Various Areas, сокращенно CEVA). Суть его понятна: не так уж важно, где именно тот или иной участник вы-

1 Стародубцев, В.А., Минин М.Г. Метод проектов в образовательной деятельности: Учеб. пос. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. 124 с.

123

Рис. 1. Главная страница сервиса поддержки конференций

кладывает в Интернете свои разработки. Важно, чтобы он сообщал о своих результатах сообществу, и чтобы ссылки стекались в одну ленту, за которой следят все. Так складывается общая мультисервис-ная гипертекстовая среда взаимосодействия2.

Технология организации такого рода взаимодействия требует обсуждения в плане проектирования конкретных этапов общего процесса. Целью статьи является представление модели событий в сетевом взаимодействии педагогов по правилу вариативности мест деятельности участников при согласованном выборе центра (интерфейса) и способов коммуникации.

Для конкретизации рассмотрим последовательность проектирования и реализации научно-методической конференции педагогов с использованием сетевых сервисов и сообществ3. Педагогический аспект проекта определяет, прежде всего, постановку социально значимой темы, адекватной актуальным личностным и корпоративным потребностям в профессиональном совершенствовании и развитии.

http://wWw.openclass.ru/node/345597

3 Стародубцев В.А. Резервы использования сервисов социальных медиа в образовании i// Alma Mater. Вестник высшей школы. 2012. № 9. С. 84-87.

4 грант РГНФ № 12-16-42500.

5 http://clCk.ru/1Dy96.

6

http://agora.guru.ru/Adult-training-2012.

Свидетельством общественной значимости темы конференции будет состав образовательных организаций, поддерживающих идею её проведения, а также финансовая помощь РГНФ.

В частности, проведение Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы неформального повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений»4 поддержали не только образовательные организации средней и высшей школы, но и некоммерческое партнёрство по . . г разработке и внедрению с технологий в сфере образо-| вания «Центр современных образовательных технологий», при информационной поддержке программы Intel «Обучение для будущего» и портала «Сеть творческих учителей»5.

Подготовительный этап конференции (или другого социально-значимого события) можно назвать вводно-мотивационным, поскольку здесь ставится цель привлечения внимания педагогической общественности к проекту и информирование целевой аудитории о способах предстоящей коммуникации участников. Анонс и предлагаемая программа пленарных и секционных заседаний могут распространяться в социальных сетях как организаторами конференции, так и по кругам друзей отдельных участников, в том числе на сайтах кафедр и школ.

В рассматриваемом примере участникам конференции предлагалось представить не только текстовые сообщения (тезисы докладов), но также презентации и видеосообщения. Регистрация участников и приём тезисов докладов проводились с помощью сервиса agora.guru.ru, который предоставляет возможность создания сайтов научных конференций и семинаров6 (рис. 1).

Для создания сайта конференции необходимо заполнить простую регистрационную форму, в которой назначается главное действующее лицо - администратор сайта. Конечно, указывается также статус, название, организаторы мероприятия и председатель оргкомитета. На сайте конференции администратор создаёт электронный шаблон для приёма заявок на участие в конференции, то есть определяет список полей анкеты, ко-

124

2

торые предстоит заполнять регистрирующимся участникам конференции.

Для этого он выбирает поля из предлагаемого программой списка, а также может добавлять свои. Аналогичным образом администратор создаёт форму регистрации докладов и отправки файла с тезисами доклада, размещаемую на сайте.

Если в заявке имеется поле ввода адреса электронной почты, то становится возможной организация почтовой рассылки для зарегистрированных пользователей. При этом письма могут быть персонифицированными, поскольку программно предусмотрена возможность вставки в каждое письмо имени, отчества и/или фамилии получателя. Таким образом, сервис снижает затраты времени на сбор и экспертизу докладов, позволяет производить информационные рассылки, имеет простой интерфейс администрирования и оперативную техническую поддержку разработчиков.

Для размещения презентаций и видеосообщений были рекомендованы сервисы SlideShare.net и YouTube.com или сайты образовательных организаций. Необходимо отметить педагогические достоинства видеовыступлений - они позволяют демонстрировать фрагменты занятий, тренингов, учебных дискуссий, практических работ, -всего того, что обычно является недоступным для непосредственного наблюдения участникам конференции. Видеозаписи остаются в открытом доступе после окончания конференции и могут быть использованы как материалы для неформального повышения квалификации и обмена опытом в процессе проведения педагогических советов и/или заседаний методических объединений педагогов.

Верстку научно-деловой программы конференции, регистрацию участников на очные мастер-классы и на завершающем этапе, обсуждение резолюции конференции можно проводить с помощью сервисов doc.me, drop.box, box.net и др. В данном случае

г Atfr

Рис. 2. Вид регистрационной формы отправки докладов

предпочтение отдано сервису google.disk. com, как наиболее популярному в среде учителей и преподавателей. Получив акка-унт на сервисе, можно либо создать новый документ в режиме онлайн (рис. 3, использовать команду Создать), либо загрузить файл с компьютера пользователя на сервис (выбрать Загрузить).

Затем необходимо предоставить доступ к документу определенному кругу лиц или всем желающим. Это производится с помощью меню настроек доступа (рис. 4).

Сервис совместной сетевой работы позволил руководителям секций оперативно вносить редакционные правки в текст готовящейся совместными усилиями программы мероприятий конференции (мастер-классов, дискуссионных площадок, экскурсий).

Следующим этапом в проектировании сетевого взаимодействия участников научно-методических конференций должен быть, по нашему мнению, заочный тур дискуссий по размещённым в Интернете докладам (тезисам, презентациям, видеосообщениям). Этот этап может быть назван сетевой предконференцией. Он требует своего выделения (формирования) в Сети как пло-

125

Рис. 3. Вид сервиса документов Google перед загрузкой файлов

Настройки совместного доступа

Параметры видимости:

© © Общедоступно в Интернете

Найти этот элемент и получить к нему доступ может любой пользователь Интернета Вход в службу не требуется

,3, © Пользователи, у которых есть ссылка

Обратиться к документу может любой пользователь, обладающий ссылкой. Вход в службу не требуется.

О в Частный

Получить доступ к документу могут только пользователи, которым явно предоставлено такое разрешение. Требуется вход в службу.

Изменить параметры доступа:

П Изменять может любой пользователь (вход не требуется)

Примечание Элементы с любыми параметрами видимости также могут бьль опубликованы в Интернете. Подробнее

Сохранить | Отмена"

Подробнее о настройке доступа..

Рис. 4. Меню настроек доступа к загруженному документу

щадки для взаимной оценки представленных материалов (идей, подходов, практических результатов).

Для организации заочной предконферен-ции может быть использована одна из профессиональных педагогических сетей (Открытый класс, Галактика Интел, Сеть творческих учителей и др.). В порядке экспериментальной апробации данного этапа, при проведении названной выше всероссийской конференции была использована социальная сеть Открытый класс. Здесь, в спе-

_ циально созданном

7 http://wWw.openciass.ru/node/309i60. В.В. Анненковым

разделе конференции7, желающие разместили свои тезисы докладов и/или гиперссылки на другие сервисы, где были опубликованы труды отдельных участников. В частности, презентация одного из авторов статьи была размещена на сервисе SlideShare и открывалась по гиперссылке со страницы секции (рис. 5).

На асинхронном этапе конференции участники:

• регистрируются в сообществе (группе);

• размещают тексты/презентации своих докладов в тематических секциях конференции;

• комментируют тексты коллег, отвечают на вопросы и комментарии коллег;

• в разделе «Знакомимся» дают аннотированные ссылки на свои учётные записи, бло-ги, другие материалы своего портфолио;

• дополняют на вики-странице и комментируют словарь и/или тезаурус конференции;

• пополняют базу ссылок на источники, значимые в плане проводимого мероприятия;

• предлагают и обсуждают проект рекомендаций конференции;

• участвуют в итоговом опросе.

В целом, из более сотни публикаций, вошедших в сборник материалов конференции, в открытом доступе для широкого обсуждения до очной части конференции было опубликовано 30 сообщений учителей, преподавателей вузов и институтов повышения квалификации, организаторов обра-

126

зовательных учреждений из двух десятков регионов России, а также из Белоруссии и Украины. В состоявшейся на площадке Открытого класса дискуссии общее число вопросов, ответов и других комментариев приблизилось к 160.

1

Голос

"Секция 1 Проблемы теории и практики неформального образования"

Выберите действие: | Обзор

Размещено: Владимир Владимирович Анненков - сб, 01/09/2012 - 21:57

Обычно участники очного этапа конференции знакомятся с содержанием докладов на пленарных и секционных заседаниях в жёстком цейтноте конвейера выступлений участников. В многочасовом потоке информации слушателю-участнику нелегко выделить и систематизировать положения, полезные именно для него, соотнести их со своей практикой, обсудить в диалоге с докладчиком конкретные ситуации. Организация сетевой предконференции в значительной степени устраняет отмеченные недостатки.

Ведущая роль в стимулировании сетевой дискуссии принадлежала организаторам конференции, однако, и среди автономных участников сетевой коммуникации выявились педагоги, активно комментирующие сообщения коллег. По преимуществу это были члены профессиональных социальных сетей, уже имевшие определённый опыт сетевых взаимодействий. В то же время не все авторы докладов, представив на обсуждение свои сообщения, ответили потом на обращённые к ним вопросы и комментарии. Многие участники ограничились публикацией своего доклада и не комментировали другие материалы, не принимали участие в формировании словаря по проблематике конференции, а также не участвовали в итоговом опросе.

Наибольшую активность проявили представители профессорско-преподавательского состава системы дополнительного профессионального образования и региональных институтов повышения квалификации, призванных обеспечивать научно-методическое сопровождение развития образовательной практики.

С учётом заочного тура знакомства с докладами и комментариев к ним в сообществе, работа очного этапа конференции

Здесь ссылки на страницы тех докладов, которые выложены авторами для открытого обсуждения

♦ Анненков В В Непрерывное неформальное образование: модель 5С

♦ Вострикова Е А Определение, создание и сохранение педагогических знании: постановка проблемы

♦ Стародубцев В А Педагогическая и организационная поддержка неформального образования

Комментарии отдельных докладов - на указанных страницах А на странице секции обсуждаем тезаурус и выделяем ключевые проблемы неформального образования педагога в первой четверти ХХ1 века

Нелишними будут и ссылки на источники, фундаментальные для формирования благодатной среды учащимся неформально

Надеемся за месяц не только обсудить материалы и проблемы нашей секции, но и подготовить выводы и предложения для конференции в Новокузнецке_

Анненков В В Непрерывное неформальное образование: модель 5С

В А Стародубцев: "Педагогическая и организационная поддержка неформального образования" (обсуждение) Неформальное образование: единство эмоции и проблемной сущности Хлебоказова Г И Музеи как ресурс развития постдипломного образования педагогов _КОННЕКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ОРПАНИЗАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ПЕДАНОНИЧЕСКОНО ОБРАЗОВАНИЯ_

Готовимся к конференции и рефлексируем её итоги

Анненков В В Непрерывное неформальное образование: модель 5С >

Рис. 5. Вид страницы одной из секций предконференции в её начале

проектировалась организаторами преимущественно в формате «круглых столов» и дискуссионных площадок. На них ведущие представляли обзор опубликованных в Открытом классе материалов для тех присутствующих, которые не принимали участие в предконференции. Такая постановка работы секций получила положительную оценку многих учителей и преподавате-лей8. Всего в двухдневном очном этапе конференции приняли участие около 400 человек, что, по мнению авторов, свидетельствует об актуальности темы неформального образования и повышения квалификации педагогов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На заключительном этапе сетевое взаимодействие в гугл-документах было направлено на обсуждение, конкретизацию и уточнение формулировок решения конференции. Так как текст решения конференции был в открытом доступе (с возможностью добавлять комментарии), удалось собрать значительное число уточнений в формулировках текста итоговой резолюции. Решение дистанционно поддержали своим согласием и комментариями 54 участника, что позволило оргкомитету обобщить и отразить в итоговом документе мнение как очных, так и заочных участников конференции.

Представленный алгоритм действий участников на заочном _

этапе конференции 8 http://agora.guru.ru, страница Программа и подход CEVA был +итоги

127

применён также в открытом курсе повышения квалификации по теме «Основы и технологии информационной культуры лич-ности»9, проводившемся в течение трёх недель.

Выводы

1. В отличие от кратковременных вебина-ров10, получивших распространение в последние годы, подготовительный и заключительный этапы научно-практических конференций (сетевые пред- и пост-конференции) могут быть реализованы в режиме «асинхронного вебинара», под которым авторы понимают цикл сетевых взаимодействий от размещения исходных докладов или ссылок на открытые материалы Интернета, через их обсуждение в асинхронном режиме (т.е. в удобное для разных участников время) к общей рефлексии источников и сетевых дискуссий длительностью от нескольких дней до нескольких месяцев.

2. Как правило, содержание дискуссий по докладам очной формы конференций остаётся за кадром опубликованных сборников трудов. Процесс обсуждения отдельных сообщений и количество оставленных к докладам комментариев, зафиксированные в электронной форме на страницах сообщества, становятся важными дополнительными материалами, показателями и индикаторами отношения педагогического сообщества к нерешённым проблемам профессиональной деятельности.

3. Представляется перспективным использование в организации сетевых взаимодействий педагогов формата видеовыступлений участников. В течении 2012-2013 гг. в рамках городской научно-практической

9 http://wWw.openclass.ru/node/341846

10 Лекций или семинаров с видеоконференцсвязью длительностью не более 1,5 часа.

11 Вострикова Е.А. Муниципальная карта неформального повышения квалификации работников образования: расширение в сетевые профессиональные сообщества. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.openclass.ru/node/310965.

12 Анненков В.В. Повседневное саморазвитие педагога в сетевых сообществах. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.openclass.ru/ node/183096.

конференции и фестиваля инновационных площадок Института повышения квалификации г. Новокузнецка были представлено 48 видеовыступлений, размещённых на сайтах образовательных учреждений. На них было дано более 250 комментариев, что свидетельствует о большом интересе педагогической общественности города к такого рода докладам.

4. Полученный опыт сетевого взаимодействия выявил определённые пробелы в коммуникативной компетенции «рядовых» педагогов, точнее - в её сетевой составляющей. Для устранения пробела и интеграции формальных курсов и семинаров повышения квалификации с неформальным саморазвитием необходимо расширить участие педагогов в сетевых сообществах, в том числе муниципального уровня11. Конкретизируя это предложение, приглашаем работников образования к неформальному сотрудничеству в сетевом профессиональном сообществе «Открытый класс» (группа «Повседневное саморазвитие педагога»)12, с перспективой превращения этого электронного ресурса в постоянно действующую конференцию сторонников интеграции неформального самообразования педагогических кадров и государственной системы повышения квалификации. □

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.