Научная статья на тему 'Непрерывное повышение квалификации педагога в персональной образовательной сфере'

Непрерывное повышение квалификации педагога в персональной образовательной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PERSONAL LEARNING ENVIRONMENT / SELF-DIRECTED LEARNING / SOCIAL MEDIA / REFRESHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцев Вячеслав Алексеевич, Киселёва Антонина Александровна

Высокий темп обновления знаний, высокая информационная насыщенность окружающей среды, личностная направленность непрерывного педагогического образования требуют обоснования методических и технологических подходов к формированию индивидуальной системы средств ИКТ и способов их использования в профессиональной деятельности и самообразовании педагогов. В статье обсуждается совокупность принципов конструирования персональной образовательной сферы в Интернет, позволяющей обеспечить эффективное повышение квалификации и непрерывное самообразование педагога на основе развития социально-коммуникационной компетенции, а также интеграции формального и неформального образования в течение жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стародубцев Вячеслав Алексеевич, Киселёва Антонина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuous training of the teacher in a personal learning environment

High rate of renewal of knowledge, high information saturation of the environment, personal orientation of continuous pedagogical education require the development of methodical and technological approaches to formation of individual system of ICT tools and how they are used in professional activities and self-directed learning of teachers. The article discusses personalized education sphere design principles to develop the teacher's social and communication competencies, as well as the continuous integration of formal education and informal self-education.

Текст научной работы на тему «Непрерывное повышение квалификации педагога в персональной образовательной сфере»

Непрерывное повышение квалификации педагога в персональной образовательной сфере

Вячеслав Алексеевич Стародубцев,

профессор кафедры инженерной педагогики Томского политехнического университета, доктор педагогических наук, почётный работник высшего профессионального образования, член международного общества инженерной педагогики Ю№

Антонина Александровна Киселёва,

старший преподаватель кафедры теории и методики общего образования Института повышения квалификации, г. Новокузнецк

• персональная образовательная сфера • самообразование педагога • социальные медиа « повышение квалификации •

В настоящее время актуальным становится переход к такой форме организации самообразования и непрерывного повышения квалификации педагогов, в которой содержание дополнительного формального и неформального образования определяется самими субъектами процесса и реализуется в контексте их профессиональной деятельности. Это означает вовлечение педагогов в процесс создания значимых и важных для них форм,направлений и способов своего образования — образования в течение и в объёме жизни. Открытое саморазвивающееся образовательное пространство становится сегодня смыслообразую-щим фактором личностного развития1.

Средства обучения составляют среду обучения, при включении в которую педагога и учащихся возникает обучающая среда2.

- Эта среда должна

обеспечивать достижение учебных целей, служить местом реализации учебных действий, на базе которых формируется учебная деятельность, ведущая к развитию личности ученика. При этом учащийся познаёт не только учебное содержа-

1 Зеер Э.Ф. Основные смыслообразую-щие положения личностно-развивающего образования // Образование и наука: Изв. Урапьскфго отделения РАО. 2006. № 5. С. 3-12.

2 Сергеев С.Ф. Теоретико-методологические проблемы педагогики образовательных : сред // Школьные технологии. 2010. №6. С. 32-40.

3 Анненков В.В. Автодидактика взрослого учащегося в Интернет [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬШр://то1котраэ. ги/сотраэ/аШо^ас^с

ние обучающей среды, но и себя в обучающей среде. Аналогично этому и педагог познаёт себя в социальных коммуникациях, управляющих учебным процессом.

Анализируя тенденции развития открытого образовательного пространства, В.В. Анен-ков вводит понятия ГЕОС и ИОС3. Глобальная единая образовательная среда (ГЕОС) — среда, которая включает в себя фонды библиотек, музеев, электронные ресурсы, призвана дополнить традиционные формы образовательного процесса в школе, вузе, в системе дополнительного профессионального образования самообразованием людей разного возраста. Главное «богатство» ГЕОС — люди как носители разных этнических, профессиональных, социальных и других субкультур. На практике человеческая составляющая ГЕОС для индивида выступает как сетевое сообщество.

ГЕОС определена как «совокупность материальной и социокультурной среды жизни учащегося (включая и ту, в которую он временно попадает в путешествиях по миру, при переселениях, в Интернет и других формах социализации)». «Единой» автор считает её потому, что в ней тесно переплетены разные источники информационного воздействия на человека — наблюдаемые ландшафты, устные, печатные, цифровые, сетевые и другие источники информации.

«Глобальной» она становится для всех, кто имеет повседневный доступ в мир через средства массовой информации, обычную и электронную почту, Всемирную паутину.

Приспосабливаясь к стихийной ГЕОС, человек выбирает в ней некоторую нишу своей жизнедеятельности — Избранную образовательную среду (ИОС). ИОС формируется индивидом стихийно, под влиянием разрозненных импульсов, либо планомерно, в проектной деятельности, нацеленной на сознательно поставленные цели. В любом случае, отмечает В.В. Аненков, это результат личного выбора, за который субъект выбора отвечает перед собой (своим настоящим и будущим положением) и обществом, в котором живёт.

Личное учебное пространство является обязательным атрибутом человека XXI века, а навыки по его формированию можно рассматривать как важные информационные компетенции4. Само появление понятия «личное учебное пространство» отражает изменение отношения к тому, что делает учащийся. В этой модели учащийся более ответственен за своё обучение, сам собирает и представляет не только свои конечные, но и промежуточные результаты своей деятельности. В такой интерпретации личного информационного учебного пространства акцент делается на самостоятельное обустройство учащегося своей среды обучения, в которой ему было бы комфортно учиться. При этом задача преподавателя не становится проще — ему необходимо найти способ отслеживать деятельность своих учеников во всём многообразии.

Среди требований к среде, в которой создаётся личное учебное пространство, Е.Д. Патаракин выделяет следующие: открытость и постоянная доступность, поли-медийность, встраиваемость объектов из личного учебного пространства в коллективную учебную среду, персонифициру-емость сделанного учащимся, унифицируемость материалов. Обустройство личного информационного пространства требует небольших, но постоянных усилий5.

Л.В. Рождественская выделяет следующие профессиональные потребности для учителей, активно использующих Интернет в своей профессиональной деятельности:

• регулярное чтение/комментирование педагогических интернет-ресурсов;

• организация совместной работы с другими учителями — коллегами своей и других школ;

• обмен личным опытом экспериментирования, использования новых средств и методов обучения через личный интернет-ресурс;

• организация обратной связи для учеников, родителей, коллег

■6

И хотя эти потребности не новы, новым, по мнению автора, является способ их удовлетворения — за счёт использования современных сетевых сервисов. Уникальные дидактические свойства позволяют сервисам Интернета выполнять дидактические функции, направленные на реализацию учебного процесса и характерных для него атрибутов (возможности объяснения, разъяснения, обсуждения, осуществление промежуточного контроля, реализация творческих групповых работ и т.д.), осуществление коммуникации со всеми участниками образовательного процесса, создание благоприятных условий для эффективной учебно-познавательной деятельности. В итоге сервисы-инструменты образуют учебную среду учителя — гибкую, легко настраиваемую и изменяемую. Именно этим и определяется её «персональность» — возможностью настроить инструменты для себя и под свои потребности.

Идея построения персональной системы средств ИКТ для повышения квалификации и самообразования адекватна концепции личностно-развивающего образования, основанного на взаимосодействии участников педагогического процесса. Результатом личностно-развивающего образования является креативная -

индивидуальность, способная к саморазвитию и адаптации к изменяющимся технологическим и социально-экономическим условиям жизни. Взаимосодействие реализуется в нём на новом технологическом уровне, во многом меняющем профес-

4 Патаракин Е.Д. Социальные i взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. 176 с.

5 Патаракин Е.Д. Формирование личного учебного пространства в сети электронных коммуникаций // Educational Technology & Society. 2008. №11(2). С. 416-425.

6 Рождественская Л.В. Персональная учебная среда учителя. Средства совместной деятельности [Электронный i ресурс] . Режим доступа: http://edugalaxy.iintel.ru/?a utomodule=blog&blogid=8&showentry=1849

сиональную деятельность педагога в плане переноса её части в пространство Интернета.

Таким образом, механизмом удовлетворения потребности педагога в непрерывном образовании, обеспечивающем полноценное существование и успешное развитие личности в информационном обществе, становится персональная образовательная сфера (далее в тексте ПОС), являющаяся средством и средой деятельности, в которой материализуется формальное, неформальное и информальное постдипломное образование педагога, удовлетворяющее личностные потребности и запросы индивидуума, актуализующее его естественную способность к самосовершенствованию, к духовному внутреннему росту7.

По функциональному критерию структуру ПОС педагога можно условно разделить на четыре области, образованные двумя парами полусфер. Первая пара — это оппозиция потребителя и производителя образовательных услуг, вторая — полусфера профессионально регламентированной и неформальной, индивидуально-личностной образовательной и социальной деятельности. При этом информационно-коммуникационным базисом всех выделенных областей является Интернет, с его инновационными сервисами Веб 2.0 (социальные медиа)8.

В различные периоды жизни человека как члена информационного общества соотношение объёмов выделенных областей изменяется в зависимости от внешних условий и внутренних потребностей конкретного индивида (развития его личностной ценностно-смысловой сферы). Для профессионально состоявшегося педагога ведущей зоной его личностного развития является область неформального и информального самообразования. В то же время для ученика средней школы основной зоной развития

_ и познавательной

деятельности будет область потребителя регламентированных образовательных услуг.

7 Стародубцев В.А. Персональная образовательная сфера педагога как среда профессиональной деятельности // Школьные технологии. 2010. №6. С. 85-89.

8 Киселёва А.А. Персональные образовательные i сферы в контексте дистанционных образовательных технологий // Открытое образование. 2010. №6(83). С. 68-78.

На формальную составляющую ПОС

педагога возлагается функция дистанционного управляемого обучения. В области поставщика образовательных услуг она определяется образовательными стандартами, правами и уставами образовательных учреждений и может представлять собой персональную страницу на сайте школы. Следуя требованиям времени и уровню развития дистанционных образовательных технологий, она должна содержать не только текстовые и аудиовизуальные дидактические материалы учебно-методического комплекса дисциплины, но также инструменты для дистанционного консультирования и обучения, проведения вебинаров, чатов, форумов, сетевых проектов. Очевидно, что учитель должен обладать соответствующими компетенциями и профессиональными навыками, которых не требовалось в традиционном учебном процессе.

Возможности в размещении контента, управлении доступом к нему и в формах коммуникации изменяют социальные роли пользователей от пассивного потребителя информации к интерактивной и персонализированной позиции комментатора, соучастника дискурса, производителя информации. Профессиональная и социальная деятельность человека всё более сосредотачивается в открытом информационном пространстве и опосредуется сетевыми средствами и технологиями. С учётом особенностей информационного общества и тенденций в развитии сервисов Интернета, выделим следующие основные принципы формирования и функционирования ПОС:

Метаформальности — как использования всех возможностей формального, неформального и информального образования, многообразия связей информационного, правового, профессионального, культуро-творческого и экзистенциального характера для профессиональной деятельности педагога и самообразования.

Глобальности — как использования в профессиональной деятельности открытых и лицензионных образовательных ресурсов и сервисов отечественного и международного Интернета.

Пиринга — как равноуровнего партнёрства в организации и участии в мультипроектной

В е б п ортфоли о Мобильная связь Сетевые проекты Строительство сетевыхсообществ Работа в WWW (поиск, каталогизация...) Чтение и запись библиотек на CD-ROM Освоение коммуникации в Интернет (э-почта, рассылки) Освоение персонального компьютера («железо» и программы)

1989 19911993 1995 1997 1999 20012002 2003 2004 2005 2006 2007 - 2011

Рис. 1. Лестница информатизации умственного труда

образовательной и познавательной деятельности различных жанров и направлений.

Полиформатности — как применения вариативных средств и методов образовательного взаимодействия в профессиональной деятельности (почта, ICQ, форум, чат, ве-бинар, блог, персональный сайт, инициируемое сообщество).

Эволюционности — как свободы выбора оптимальных для достигнутого уровня личностного и профессионального развития форм, средств и методов образовательной (педагогической) и познавательной деятельности.

Субъектности — как построения педагогического взаимодействия на личностно-ори-ентированной основе и трансформации субъект-субъектных отношений в направлении неформальной совместной деятельности.

Рассмотренные принципы служат общей методической базой для выбора программно-технических средств, используемых в качестве инструментов деятельности в ПОС — сервисов Интернета, программного обеспечения, средств коммуникации9.

Практические шаги по созданию ПОС во многих случаях реализуются интуитивно понятным образом, «естественным» путём освоения появляющихся возможностей ИКТ. В частности, опыт освоения новых технологий представлен в работе В.В. Анненкова в виде своеобразной «лестницы»10

(рис. 1). Начало каждой «ступени» соотнесено на рисунке со шкалой времени в нижней строке, каждая новая «ступень» не замещает предыдущие, а наслаивается на них.

В развитии «лестницы» (фактически, в эволюции ПОС) выделена исходная индивидуальная работа с компьютером как средством обработки, хранения и представления информации и последующее дополнение индивидуальной работы коммуникацией (сначала по электронной почте, позднее через Всемирную паутину и мобильную связь). Овладение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) позволило подняться к решению социальных задач — строительству сетевых сообществ, осуществлению сетевых проектов, формированию образовательной среды в блогах и вики. В итоге акцент смещён с ИКТ как инструмента на социальные и гуманитарные технологии сотрудничества в Интернете с использованием ИКТ. Средой сотрудничества является социальная сеть «Открытый класс», в которой под руководством В.В. Анненкова реализуется проект «Повседневное саморазвитие педагога в сетевых сообществах». _

В этом конкретном примере отражён путь развития информационной культуры личности представителя старшего поколения, получившего общее и профессиональ-

9 Стародубцев В. Возможности сервисов веб 2.0 для формирования персональных образователь-ных сфер // Высшее образование в России. 2010. №7. С. 95-98.

10 Анненков В.В. От ИКТ к формированию информационной культуры личности // Открытое образование. 2006. №6. С.67-68. см. также http://blogs.mail.ru/cdmmunity/ stoik/26C1A83E7004670D.html

ное образование до распространения персональных компьютеров и Интернета11.

Современное поколение педагогов (и учащихся старших классов), как правило, обладает необходимым уровнем исходной социально-коммуникационной компетенции (СКК), позволяющей использовать электронная почту, мобильный Интернет, поисковые системы, общаться в социальных сетях (где характерной чертой является открытость личных данных в профайлах, состава друзей, коллекций медиафайлов, участия в группах). Базовый уровень СКК педагога (как поставщика образовательных услуг) подразумевает также умение использовать простые текстовые и графические средства для создания учебных материалов.

Профессионально углублённый уровень должен обеспечивать использование более мощных средств в образовательной деятельности. В частности, это могут быть системы менеджмента обучением (Learning Management System), предлагаемые отечественными и зарубежными разработчиками. Освоение таких средств более эффективно происходит во время обучения на факультетах и!или курсах традиционного повышения квалификации педагогических кадров.

Неформальное образование педагога поддерживают профессиональные сетевые сообщества: OpenClass.ru, In-t.ru, Campus.ru, Edugalaxy.intel.ru и другие. Став членом сообщества (включив сообщество в свою ПОС), учитель!преподаватель имеет возможность пройти путь от пассивного наблюдения к активному участию в форумах и организации конкретных мероприятий в жизни сообщества (организации тематических сетевых групп или вебинаров, например). Параллельно с социальным неформальным взаимосодействием, для развития ПОС необходимо создание предметной (дисциплинарной) составляющей обучающей среды в формате блога преподавателя (класса, школы). Блог связывается с системами управления обучением и экспорта образовательных услуг,

используемых в образовательном учреждении централизованно, и с сайтами-депозитариями персонально используемых ресурсов, если нет возможности для их размещения на сайте образовательного учреждения

12

11 Анненков В.В. 17 лет в Интернет [Электронный | ресурс]. Режим доступа: ИНр:// www.openclass.ru/node/224884

12 Стародубцев В.А. Блоги в учебном процессе // Народное образование. 2011. №4. С.232-240.

Очевидно, что формирование ПОС тесно связано с развитием личности педагога. Согласно Л.С. Выготскому, всякая высшая психическая функция обнаруживает себя дважды: сначала как форма взаимодействия и сотрудничества между людьми, как категория интерпсихологическая, затем уже как функция субъекта, как категория интрапсихологическая. Будучи сформированными, войдя в целостную структуру смысловой сферы, компетенции становятся полноценными чертами личности, не просто отражающими действительность, но и творящими её.

По нашему убеждению, ПОС позволяет активировать не только функцию присвоения (на этапе овладения средствами конструирования ПОС), но и функцию отдачи себя, своего влияния на ценностно-смысловые уровни и операционно-технические возможности другого человека. Когда ПОС становится средой деятельности педагога, она позволяет решать социальную задачу преобразования мира в пользу других, реализовать активное присутствие педагога в жизни других людей («продолженности человека в человеке» по выражению В.А. Петровского). В этом выражается духовное развитие педагога.

Создание ПОС позволяет педагогу решить следующие задачи:

Методологические: реализовать в единой системе функции производителя и потребителя образовательных услуг; интегрировать формальное образование с неформальным и информальным; совместить диалоговое текстовое (эпистолярное) межличностное общение с полилоговым групповым и аудиовизуальным.

Педагогические: реально изменить статус педагога как основного источника образовательной информации на статус фасилитато-ра и менеджера учебно-познавательной активности обучаемых; направить педагогическое взаимодействие в русло субъект-

ьшоп,\\жт

субъектных отношений; развить ключевые и профессиональные компетенции обучаемых в управляемой практической деятельности обучаемых; расширить возможности для проявления когнитивных, креативных, экзистенциальных способностей личности обучаемых и самого педагога; обеспечить участие в личностно ориентированной сетевой образовательной и социальной (гражданской) деятельности; установить и поддерживать межличностные коммуникации с признанными специалистами в своей профессиональной области деятельности; реализовать Я-концепцию в более широком (региональном и/или глобальном) контексте информационного общества.

Дидактические: подготовить и разместить в регулируемом или открытом доступе учебно-методическое обеспечение преподаваемой дисциплины; дифференцировать и индивидуализировать учебное взаимодействие с обучаемыми; осуществить комплексное использование компьютерных дидактических инструментов для обеспечения единства теоретического и практического обучения; скоординировать индивидуальную и групповую учебно-познавательную и проектно-исследовательскую деятельность обучаемых; организовать незамедлительную обратную связь и оценку учебной активности обучаемых; увеличить объём самостоятельно добываемых знаний и их неформального применения; создать базу для межпредметных связей в общем контексте образовательной среды.

Таким образом, практика построения ПОС, как среды профессиональной деятельности и средства развития социально-коммуникационной компетенции педагога, тесно связана с рядом важных теоретических проблем педагогики и психологии, в частности: единства обучения и развития; взаимосвязи и взаимообусловленности личностного и профессионального становления педагога; обеспечения личностно-развивающего характера дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Конкретный состав ПОС определяется актуальными потребностями педагога и уровнем сформированности его социально-коммуникационной компетенции.

Новые педагогические условия самообразования и повышения квалификации (комп-

лексное применение дистанционных образовательных технологий на базе сервисов Веб 2.0 на всех этапах курсовой подготовки в области ИКТ и в межкурсовой период; использование разнообразных приёмов и методов обучения; воздействие на все компоненты СКК в процессе повышения квалификации; создание информационно-образовательной среды на базе социальных медиа) становятся контекстом, в котором развиваются компетенции, при этом знания, интерактивные учебные материалы и межличностные коммуникации в Интернете становятся учебными средствами, при помощи которых осуществляется формальный и неформальный образовательный процесс.

Соединение в ПОС средств коммуникации и персоналий их пользователей приводит к изменению как условий, так и стереотипов деятельности. В ходе освоения новых видов деятельности происходит изменение нас самих — появляются новые роли, функции, новое поведение в социуме и мышление. Иначе говоря, невозможно добиться изменения мышления (внутреннего плана личности) без освоения новых средств и условий деятельности (внешнего плана). Поэтому ПОС имеет также общую антропологическую ценность в плане формирования новых качеств человека как вида. Люди организуют своё жизненное пространство, и организация коммуникаций в информационно насыщенной среде способна стимулировать развитие нейронной сети мозга и становление личности, реализующей коммуникационную деятельность. □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.