Непрерывное повышение квалификации педагога в персональной образовательной сфере
Вячеслав Алексеевич Стародубцев,
профессор кафедры инженерной педагогики Томского политехнического университета, доктор педагогических наук, почётный работник высшего профессионального образования, член международного общества инженерной педагогики Ю№
Антонина Александровна Киселёва,
старший преподаватель кафедры теории и методики общего образования Института повышения квалификации, г. Новокузнецк
• персональная образовательная сфера • самообразование педагога • социальные медиа « повышение квалификации •
В настоящее время актуальным становится переход к такой форме организации самообразования и непрерывного повышения квалификации педагогов, в которой содержание дополнительного формального и неформального образования определяется самими субъектами процесса и реализуется в контексте их профессиональной деятельности. Это означает вовлечение педагогов в процесс создания значимых и важных для них форм,направлений и способов своего образования — образования в течение и в объёме жизни. Открытое саморазвивающееся образовательное пространство становится сегодня смыслообразую-щим фактором личностного развития1.
Средства обучения составляют среду обучения, при включении в которую педагога и учащихся возникает обучающая среда2.
- Эта среда должна
обеспечивать достижение учебных целей, служить местом реализации учебных действий, на базе которых формируется учебная деятельность, ведущая к развитию личности ученика. При этом учащийся познаёт не только учебное содержа-
1 Зеер Э.Ф. Основные смыслообразую-щие положения личностно-развивающего образования // Образование и наука: Изв. Урапьскфго отделения РАО. 2006. № 5. С. 3-12.
2 Сергеев С.Ф. Теоретико-методологические проблемы педагогики образовательных : сред // Школьные технологии. 2010. №6. С. 32-40.
3 Анненков В.В. Автодидактика взрослого учащегося в Интернет [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬШр://то1котраэ. ги/сотраэ/аШо^ас^с
ние обучающей среды, но и себя в обучающей среде. Аналогично этому и педагог познаёт себя в социальных коммуникациях, управляющих учебным процессом.
Анализируя тенденции развития открытого образовательного пространства, В.В. Анен-ков вводит понятия ГЕОС и ИОС3. Глобальная единая образовательная среда (ГЕОС) — среда, которая включает в себя фонды библиотек, музеев, электронные ресурсы, призвана дополнить традиционные формы образовательного процесса в школе, вузе, в системе дополнительного профессионального образования самообразованием людей разного возраста. Главное «богатство» ГЕОС — люди как носители разных этнических, профессиональных, социальных и других субкультур. На практике человеческая составляющая ГЕОС для индивида выступает как сетевое сообщество.
ГЕОС определена как «совокупность материальной и социокультурной среды жизни учащегося (включая и ту, в которую он временно попадает в путешествиях по миру, при переселениях, в Интернет и других формах социализации)». «Единой» автор считает её потому, что в ней тесно переплетены разные источники информационного воздействия на человека — наблюдаемые ландшафты, устные, печатные, цифровые, сетевые и другие источники информации.
«Глобальной» она становится для всех, кто имеет повседневный доступ в мир через средства массовой информации, обычную и электронную почту, Всемирную паутину.
Приспосабливаясь к стихийной ГЕОС, человек выбирает в ней некоторую нишу своей жизнедеятельности — Избранную образовательную среду (ИОС). ИОС формируется индивидом стихийно, под влиянием разрозненных импульсов, либо планомерно, в проектной деятельности, нацеленной на сознательно поставленные цели. В любом случае, отмечает В.В. Аненков, это результат личного выбора, за который субъект выбора отвечает перед собой (своим настоящим и будущим положением) и обществом, в котором живёт.
Личное учебное пространство является обязательным атрибутом человека XXI века, а навыки по его формированию можно рассматривать как важные информационные компетенции4. Само появление понятия «личное учебное пространство» отражает изменение отношения к тому, что делает учащийся. В этой модели учащийся более ответственен за своё обучение, сам собирает и представляет не только свои конечные, но и промежуточные результаты своей деятельности. В такой интерпретации личного информационного учебного пространства акцент делается на самостоятельное обустройство учащегося своей среды обучения, в которой ему было бы комфортно учиться. При этом задача преподавателя не становится проще — ему необходимо найти способ отслеживать деятельность своих учеников во всём многообразии.
Среди требований к среде, в которой создаётся личное учебное пространство, Е.Д. Патаракин выделяет следующие: открытость и постоянная доступность, поли-медийность, встраиваемость объектов из личного учебного пространства в коллективную учебную среду, персонифициру-емость сделанного учащимся, унифицируемость материалов. Обустройство личного информационного пространства требует небольших, но постоянных усилий5.
Л.В. Рождественская выделяет следующие профессиональные потребности для учителей, активно использующих Интернет в своей профессиональной деятельности:
• регулярное чтение/комментирование педагогических интернет-ресурсов;
• организация совместной работы с другими учителями — коллегами своей и других школ;
• обмен личным опытом экспериментирования, использования новых средств и методов обучения через личный интернет-ресурс;
• организация обратной связи для учеников, родителей, коллег
■6
И хотя эти потребности не новы, новым, по мнению автора, является способ их удовлетворения — за счёт использования современных сетевых сервисов. Уникальные дидактические свойства позволяют сервисам Интернета выполнять дидактические функции, направленные на реализацию учебного процесса и характерных для него атрибутов (возможности объяснения, разъяснения, обсуждения, осуществление промежуточного контроля, реализация творческих групповых работ и т.д.), осуществление коммуникации со всеми участниками образовательного процесса, создание благоприятных условий для эффективной учебно-познавательной деятельности. В итоге сервисы-инструменты образуют учебную среду учителя — гибкую, легко настраиваемую и изменяемую. Именно этим и определяется её «персональность» — возможностью настроить инструменты для себя и под свои потребности.
Идея построения персональной системы средств ИКТ для повышения квалификации и самообразования адекватна концепции личностно-развивающего образования, основанного на взаимосодействии участников педагогического процесса. Результатом личностно-развивающего образования является креативная -
индивидуальность, способная к саморазвитию и адаптации к изменяющимся технологическим и социально-экономическим условиям жизни. Взаимосодействие реализуется в нём на новом технологическом уровне, во многом меняющем профес-
4 Патаракин Е.Д. Социальные i взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. 176 с.
5 Патаракин Е.Д. Формирование личного учебного пространства в сети электронных коммуникаций // Educational Technology & Society. 2008. №11(2). С. 416-425.
6 Рождественская Л.В. Персональная учебная среда учителя. Средства совместной деятельности [Электронный i ресурс] . Режим доступа: http://edugalaxy.iintel.ru/?a utomodule=blog&blogid=8&showentry=1849
сиональную деятельность педагога в плане переноса её части в пространство Интернета.
Таким образом, механизмом удовлетворения потребности педагога в непрерывном образовании, обеспечивающем полноценное существование и успешное развитие личности в информационном обществе, становится персональная образовательная сфера (далее в тексте ПОС), являющаяся средством и средой деятельности, в которой материализуется формальное, неформальное и информальное постдипломное образование педагога, удовлетворяющее личностные потребности и запросы индивидуума, актуализующее его естественную способность к самосовершенствованию, к духовному внутреннему росту7.
По функциональному критерию структуру ПОС педагога можно условно разделить на четыре области, образованные двумя парами полусфер. Первая пара — это оппозиция потребителя и производителя образовательных услуг, вторая — полусфера профессионально регламентированной и неформальной, индивидуально-личностной образовательной и социальной деятельности. При этом информационно-коммуникационным базисом всех выделенных областей является Интернет, с его инновационными сервисами Веб 2.0 (социальные медиа)8.
В различные периоды жизни человека как члена информационного общества соотношение объёмов выделенных областей изменяется в зависимости от внешних условий и внутренних потребностей конкретного индивида (развития его личностной ценностно-смысловой сферы). Для профессионально состоявшегося педагога ведущей зоной его личностного развития является область неформального и информального самообразования. В то же время для ученика средней школы основной зоной развития
_ и познавательной
деятельности будет область потребителя регламентированных образовательных услуг.
7 Стародубцев В.А. Персональная образовательная сфера педагога как среда профессиональной деятельности // Школьные технологии. 2010. №6. С. 85-89.
8 Киселёва А.А. Персональные образовательные i сферы в контексте дистанционных образовательных технологий // Открытое образование. 2010. №6(83). С. 68-78.
На формальную составляющую ПОС
педагога возлагается функция дистанционного управляемого обучения. В области поставщика образовательных услуг она определяется образовательными стандартами, правами и уставами образовательных учреждений и может представлять собой персональную страницу на сайте школы. Следуя требованиям времени и уровню развития дистанционных образовательных технологий, она должна содержать не только текстовые и аудиовизуальные дидактические материалы учебно-методического комплекса дисциплины, но также инструменты для дистанционного консультирования и обучения, проведения вебинаров, чатов, форумов, сетевых проектов. Очевидно, что учитель должен обладать соответствующими компетенциями и профессиональными навыками, которых не требовалось в традиционном учебном процессе.
Возможности в размещении контента, управлении доступом к нему и в формах коммуникации изменяют социальные роли пользователей от пассивного потребителя информации к интерактивной и персонализированной позиции комментатора, соучастника дискурса, производителя информации. Профессиональная и социальная деятельность человека всё более сосредотачивается в открытом информационном пространстве и опосредуется сетевыми средствами и технологиями. С учётом особенностей информационного общества и тенденций в развитии сервисов Интернета, выделим следующие основные принципы формирования и функционирования ПОС:
Метаформальности — как использования всех возможностей формального, неформального и информального образования, многообразия связей информационного, правового, профессионального, культуро-творческого и экзистенциального характера для профессиональной деятельности педагога и самообразования.
Глобальности — как использования в профессиональной деятельности открытых и лицензионных образовательных ресурсов и сервисов отечественного и международного Интернета.
Пиринга — как равноуровнего партнёрства в организации и участии в мультипроектной
В е б п ортфоли о Мобильная связь Сетевые проекты Строительство сетевыхсообществ Работа в WWW (поиск, каталогизация...) Чтение и запись библиотек на CD-ROM Освоение коммуникации в Интернет (э-почта, рассылки) Освоение персонального компьютера («железо» и программы)
1989 19911993 1995 1997 1999 20012002 2003 2004 2005 2006 2007 - 2011
Рис. 1. Лестница информатизации умственного труда
образовательной и познавательной деятельности различных жанров и направлений.
Полиформатности — как применения вариативных средств и методов образовательного взаимодействия в профессиональной деятельности (почта, ICQ, форум, чат, ве-бинар, блог, персональный сайт, инициируемое сообщество).
Эволюционности — как свободы выбора оптимальных для достигнутого уровня личностного и профессионального развития форм, средств и методов образовательной (педагогической) и познавательной деятельности.
Субъектности — как построения педагогического взаимодействия на личностно-ори-ентированной основе и трансформации субъект-субъектных отношений в направлении неформальной совместной деятельности.
Рассмотренные принципы служат общей методической базой для выбора программно-технических средств, используемых в качестве инструментов деятельности в ПОС — сервисов Интернета, программного обеспечения, средств коммуникации9.
Практические шаги по созданию ПОС во многих случаях реализуются интуитивно понятным образом, «естественным» путём освоения появляющихся возможностей ИКТ. В частности, опыт освоения новых технологий представлен в работе В.В. Анненкова в виде своеобразной «лестницы»10
(рис. 1). Начало каждой «ступени» соотнесено на рисунке со шкалой времени в нижней строке, каждая новая «ступень» не замещает предыдущие, а наслаивается на них.
В развитии «лестницы» (фактически, в эволюции ПОС) выделена исходная индивидуальная работа с компьютером как средством обработки, хранения и представления информации и последующее дополнение индивидуальной работы коммуникацией (сначала по электронной почте, позднее через Всемирную паутину и мобильную связь). Овладение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) позволило подняться к решению социальных задач — строительству сетевых сообществ, осуществлению сетевых проектов, формированию образовательной среды в блогах и вики. В итоге акцент смещён с ИКТ как инструмента на социальные и гуманитарные технологии сотрудничества в Интернете с использованием ИКТ. Средой сотрудничества является социальная сеть «Открытый класс», в которой под руководством В.В. Анненкова реализуется проект «Повседневное саморазвитие педагога в сетевых сообществах». _
В этом конкретном примере отражён путь развития информационной культуры личности представителя старшего поколения, получившего общее и профессиональ-
9 Стародубцев В. Возможности сервисов веб 2.0 для формирования персональных образователь-ных сфер // Высшее образование в России. 2010. №7. С. 95-98.
10 Анненков В.В. От ИКТ к формированию информационной культуры личности // Открытое образование. 2006. №6. С.67-68. см. также http://blogs.mail.ru/cdmmunity/ stoik/26C1A83E7004670D.html
ное образование до распространения персональных компьютеров и Интернета11.
Современное поколение педагогов (и учащихся старших классов), как правило, обладает необходимым уровнем исходной социально-коммуникационной компетенции (СКК), позволяющей использовать электронная почту, мобильный Интернет, поисковые системы, общаться в социальных сетях (где характерной чертой является открытость личных данных в профайлах, состава друзей, коллекций медиафайлов, участия в группах). Базовый уровень СКК педагога (как поставщика образовательных услуг) подразумевает также умение использовать простые текстовые и графические средства для создания учебных материалов.
Профессионально углублённый уровень должен обеспечивать использование более мощных средств в образовательной деятельности. В частности, это могут быть системы менеджмента обучением (Learning Management System), предлагаемые отечественными и зарубежными разработчиками. Освоение таких средств более эффективно происходит во время обучения на факультетах и!или курсах традиционного повышения квалификации педагогических кадров.
Неформальное образование педагога поддерживают профессиональные сетевые сообщества: OpenClass.ru, In-t.ru, Campus.ru, Edugalaxy.intel.ru и другие. Став членом сообщества (включив сообщество в свою ПОС), учитель!преподаватель имеет возможность пройти путь от пассивного наблюдения к активному участию в форумах и организации конкретных мероприятий в жизни сообщества (организации тематических сетевых групп или вебинаров, например). Параллельно с социальным неформальным взаимосодействием, для развития ПОС необходимо создание предметной (дисциплинарной) составляющей обучающей среды в формате блога преподавателя (класса, школы). Блог связывается с системами управления обучением и экспорта образовательных услуг,
используемых в образовательном учреждении централизованно, и с сайтами-депозитариями персонально используемых ресурсов, если нет возможности для их размещения на сайте образовательного учреждения
12
11 Анненков В.В. 17 лет в Интернет [Электронный | ресурс]. Режим доступа: ИНр:// www.openclass.ru/node/224884
12 Стародубцев В.А. Блоги в учебном процессе // Народное образование. 2011. №4. С.232-240.
Очевидно, что формирование ПОС тесно связано с развитием личности педагога. Согласно Л.С. Выготскому, всякая высшая психическая функция обнаруживает себя дважды: сначала как форма взаимодействия и сотрудничества между людьми, как категория интерпсихологическая, затем уже как функция субъекта, как категория интрапсихологическая. Будучи сформированными, войдя в целостную структуру смысловой сферы, компетенции становятся полноценными чертами личности, не просто отражающими действительность, но и творящими её.
По нашему убеждению, ПОС позволяет активировать не только функцию присвоения (на этапе овладения средствами конструирования ПОС), но и функцию отдачи себя, своего влияния на ценностно-смысловые уровни и операционно-технические возможности другого человека. Когда ПОС становится средой деятельности педагога, она позволяет решать социальную задачу преобразования мира в пользу других, реализовать активное присутствие педагога в жизни других людей («продолженности человека в человеке» по выражению В.А. Петровского). В этом выражается духовное развитие педагога.
Создание ПОС позволяет педагогу решить следующие задачи:
Методологические: реализовать в единой системе функции производителя и потребителя образовательных услуг; интегрировать формальное образование с неформальным и информальным; совместить диалоговое текстовое (эпистолярное) межличностное общение с полилоговым групповым и аудиовизуальным.
Педагогические: реально изменить статус педагога как основного источника образовательной информации на статус фасилитато-ра и менеджера учебно-познавательной активности обучаемых; направить педагогическое взаимодействие в русло субъект-
ьшоп,\\жт
субъектных отношений; развить ключевые и профессиональные компетенции обучаемых в управляемой практической деятельности обучаемых; расширить возможности для проявления когнитивных, креативных, экзистенциальных способностей личности обучаемых и самого педагога; обеспечить участие в личностно ориентированной сетевой образовательной и социальной (гражданской) деятельности; установить и поддерживать межличностные коммуникации с признанными специалистами в своей профессиональной области деятельности; реализовать Я-концепцию в более широком (региональном и/или глобальном) контексте информационного общества.
Дидактические: подготовить и разместить в регулируемом или открытом доступе учебно-методическое обеспечение преподаваемой дисциплины; дифференцировать и индивидуализировать учебное взаимодействие с обучаемыми; осуществить комплексное использование компьютерных дидактических инструментов для обеспечения единства теоретического и практического обучения; скоординировать индивидуальную и групповую учебно-познавательную и проектно-исследовательскую деятельность обучаемых; организовать незамедлительную обратную связь и оценку учебной активности обучаемых; увеличить объём самостоятельно добываемых знаний и их неформального применения; создать базу для межпредметных связей в общем контексте образовательной среды.
Таким образом, практика построения ПОС, как среды профессиональной деятельности и средства развития социально-коммуникационной компетенции педагога, тесно связана с рядом важных теоретических проблем педагогики и психологии, в частности: единства обучения и развития; взаимосвязи и взаимообусловленности личностного и профессионального становления педагога; обеспечения личностно-развивающего характера дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Конкретный состав ПОС определяется актуальными потребностями педагога и уровнем сформированности его социально-коммуникационной компетенции.
Новые педагогические условия самообразования и повышения квалификации (комп-
лексное применение дистанционных образовательных технологий на базе сервисов Веб 2.0 на всех этапах курсовой подготовки в области ИКТ и в межкурсовой период; использование разнообразных приёмов и методов обучения; воздействие на все компоненты СКК в процессе повышения квалификации; создание информационно-образовательной среды на базе социальных медиа) становятся контекстом, в котором развиваются компетенции, при этом знания, интерактивные учебные материалы и межличностные коммуникации в Интернете становятся учебными средствами, при помощи которых осуществляется формальный и неформальный образовательный процесс.
Соединение в ПОС средств коммуникации и персоналий их пользователей приводит к изменению как условий, так и стереотипов деятельности. В ходе освоения новых видов деятельности происходит изменение нас самих — появляются новые роли, функции, новое поведение в социуме и мышление. Иначе говоря, невозможно добиться изменения мышления (внутреннего плана личности) без освоения новых средств и условий деятельности (внешнего плана). Поэтому ПОС имеет также общую антропологическую ценность в плане формирования новых качеств человека как вида. Люди организуют своё жизненное пространство, и организация коммуникаций в информационно насыщенной среде способна стимулировать развитие нейронной сети мозга и становление личности, реализующей коммуникационную деятельность. □