САМО ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА в медиасреде
Вячеслав Алексеевич Стародубцев,
профессор кафедры инженерной педагогики Томского политехнического университета, доктор педагогических наук
Антонина Александровна Киселёва,
старший преподаватель кафедры теории и методики общего образования Новокузнецкого института повышения квалификации
В настоящее время актуальным становится переход к такой форме организации самообразования и непрерывного повышения квалификации педагогов, в которой содержание дополнительного формального и неформального образования определяется самими участниками процесса и реализуется в контексте их профессиональной деятельности. Это означает вовлечение педагогов в процесс создания значимых и важных для них форм, направлений и способов своего образования в течение жизни.
• персональная образовательная сфера • самообразование педагога
• социальные медиа • повышение квалификации
Источники самообразования педагога в информационно-насыщенной среде
Анализируя тенденции развития открытого образовательного пространства, В.В.Аненков вводит понятия ГЕОС и ИОС1. Глобальная Единая Образовательная Среда (ГЕОС) — среда, которая включает фонды библиотек, музеев, электронные ресурсы, призвана дополнить традиционные формы образовательного процесса в школе, вузе, в системе дополнительного профессионального образования самообразованием людей разного
1 Анненков В.В. Автодидактика взрослого учащегося в Интернет [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://moikompas.ru/com-pas/autodidactic
возраста. В этой среде есть все условия для формирования личного учебного пространства для каждого, кто в этом заинтересован.
При этом задача преподавателя не становится проще — ему необходимо найти способ отслеживать деятельность своих учеников во всем многообразии.
Уникальные дидактические свойства позволяют сервисам Интернета выполнять дидактические функции, направленные на реализацию учебного процесса и характерных для него атрибутов (возможности объяснения, разъяснения, обсуждения, промежуточный контроль, реализацию творческих групповых работ), организацию коммуникации со всеми участниками образовательного процесса, создание благоприятных условий для эффективной учебно-
познавательной деятельности. В итоге сервисы-инструменты образуют учебную среду учителя — гибкую, легко настраиваемую и изменяемую. Именно этим и определяется её «персо-нальность» — в возможности настроить инструменты для себя и под свои потребности.
С учётом особенностей информационного общества и тенденций в развитии сервисов Интернет, выделим следующие основные принципы формирования и функционирования персональной образовательной среды:
Метаформальности — как использования всех возможностей формального, неформального и информального образования, многообразия связей информационного, правового, профессионального, культуротворческого и экзистенциального характера для профессиональной деятельности педагога и самообразования.
Глобальности — использования в профессиональной деятельности открытых и лицензионных образовательных ресурсов и сервисов отечественного и международного Интернета.
Пиринга — равноуровнего партнёрства в организации и участии в мультипроектной образовательной и познавательной деятельности различных жанров и направлений.
Полиформатности — применения вариативных средств и методов образовательного взаимодействия в профессиональной деятельности (почта, ICQ, форум, чат, вебинар, блог, персональный сайт, инициируемое сообщество).
Эволюционности — свободы выбора оптимальных для достигнутого уровня личностного и профессионального развития форм, средств и методов образовательной (педагогической) и познавательной деятельности.
Субъектности — построения педагогического взаимодействия на личностно-ориентированной основе и трансформации отношений сотрудничества в направлении неформальной совместной деятельности.
Практические шаги по созданию персональной среды во многих случаях реализуются интуитивно понятным образом, «естественным» путём освоения появляющихся возможностей ИКТ.
В частности, опыт освоения новых технологий представлен в виде своеобразной «лестницы»2 (рис.). Начало каждой «ступени» соотнесено на рисунке со шкалой времени в нижней строке, каждая новая «ступень» не замещает предыдущие, а наслаивается на них.
Вебпортфолио Мобильная связь Сетевые проекты Строительство сетевых сообществ Работа в WWW (поиск, каталогизация...) Чтение и запись библиотек на CD-ROM Освоение коммуникации в Интернете (э-почта, рассылки) Освоение коммуникации в Интернете (э-почта, рассылки)
1989 1991 1993 1995 1997 1999 2001 2003 2004 2005 2006 2007 - 2011
Лестница информатизации умственного труда
Овладение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) позволило подняться к решению социальных задач — строительству сетевых сообществ, реализации сетевых проектов, формированию образовательной среды в блогах и вики. В итоге акцент смещён с ИКТ как инструмента на социальные и гуманитарные технологии сотрудничества в Интернете. Среда сотрудничества — социальная сеть «Открытый класс», в которой реализуется проект «Повседневное саморазвитие педагога в сетевых сообществах».
Современное поколение педагогов (и учащихся старших классов), как правило, обладает необходимым уровнем исходной социально-коммуникационной компетенции, позволяющей использовать электронную почту, мобильный Интернет, поисковые системы, общаться в социальных сетях (где характерной чертой является открытость личных данных
2 Анненков В.В. От ИКТ к формированию информационной культуры личности // Открытое образование. 2006. № 6. С. 67—68. см. также http://blogs.mail.ru/community/stoik/
26C1A83E7004670D.html
В.А. Стародубцев, А. А. Киселёва. Самообразование педагога в медиасреде
в профайлах, состава друзей, коллекций ме-диафайлов, участия в группах). Базовый уровень социально-коммуникационной компетенции педагога (как поставщика образовательных услуг) подразумевает также умение использовать простые текстовые и графические средства для создания учебных материалов.
Профессионально углублённый уровень должен обеспечивать использование более мощных средств в образовательной деятельности. В частности, это могут быть системы менеджмента обучением (Learning Management System), предлагаемые отечественными и зарубежными разработчиками. Освоение таких средств более эффективно происходит во время обучения на факультетах и/или курсах традиционного повышения квалификации педагогических кадров.
Неформальное образование педагога поддерживают профессиональные сетевые сообщества: OpenClass.ru, In-t.ru, Campus.ru, Edugalaxy.intel.ru и другие. Став членом сообщества (включив сообщество в свою персональную среду), учитель/преподаватель имеет возможность пройти путь от пассивного наблюдения к активному участию в форумах и организации конкретных мероприятий в жизни сообщества (организации тематических сетевых групп или вебинаров, например). Параллельно с социальным неформальным взаимосодействием, для развития персональной среды необходимо создание предметной (дисциплинарной) составляющей обучающей среды в формате блога преподавателя (класса, школы). Блог связывается с системами управления обучением и экспорта образовательных услуг, используемых в образовательном учреждении централизованно, и с сайтами-депозитариями персонально используемых ресурсов, если нет возможности для их размещения на сайте образовательного учреждения.
Очевидно, что формирование среды тесно связано с развитием личности педагога. По нашему убеждению, персональная среда
позволяет активировать не только функцию присвоения (на этапе овладения средствами её конструирования), но и функцию отдачи себя, своего влияния на ценностно-смысловые уровни и операционно-технические возможности другого человека. Когда персональная среда становится средой деятельности педагога, она позволяет решать социальную задачу преобразования мира в пользу других, реализовать активное присутствие педагога в жизни других людей («продолженности человека в человеке», по выражению В.А. Петровского). В этом выражается духовное развитие педагога.
Создание персональной среды позволяет педагогу решить следующие задачи:
• реализовать в единой системе функции производителя и потребителя образовательных услуг; интегрировать формальное образование с неформальным и инфор-мальным; совместить диалоговое текстовое (эпистолярное) межличностное общение
с полилоговым групповым и аудиовизуальным;
• реально изменить статус педагога как основного источника образовательной информации на статус фасилитатора
и менеджера учебно-познавательной активности обучаемых; направить педагогическое взаимодействие в русло взаимных отношений; развить ключевые и профессиональные компетенции обучаемых в управляемой практической деятельности; расширить возможности для проявления когнитивных, креативных, экзистенциальных способностей личности обучаемых и самого педагога; обеспечить участие в сетевой образовательной и социальной (гражданской) деятельности; установить и поддерживать межличностные коммуникации с признанными специалистами в своей профессиональной области деятельности; реализовать Я-концепцию в более широком (региональном и/или глобальном) контексте информационного общества;
• подготовить и разместить в регулируемом или открытом доступе учебно-методическое обеспечение преподаваемой дисциплины; дифференцировать и индивидуализировать учебное взаимодействие с обучаемыми; реализовать комплексное использование компьютерных дидактических инструментов для обеспечения единства теоретического и практического обучения; скоординировать индивидуальную и групповую учебно-познавательную и проектно-ис-следовательскую деятельность обучаемых; организовать незамедлительную обратную связь и оценку их учебной активности; увеличить объём самостоятельно добываемых знаний и их неформального применения; создать базу для межпредметных связей в общем контексте образовательной среды.
* * *
Новые педагогические условия самообразования и повышения квалификации3 становятся контекс-
3 Комплексное применение дистанционных образовательных технологий на базе сервисов Веб 2.0 на всех этапах курсовой подготовки в области ИКТ и в межкурсовой период; использование разнообразных приёмов и методов обучения; воздействие на все компоненты социально-коммуникационной компетенции в процессе повышения квалификации; создание информационно-образовательной среды на базе социальных медиа.
том, в котором развиваются компетенции, при этом знания, интерактивные учебные материалы и межличностные коммуникации в Интернете становятся учебными средствами, при помощи которых организуется формальный и неформальный образовательный процесс.
Соединение в персональной среде средств коммуникации и персоналий их пользователей приводит к изменению как условий, так и стереотипов деятельности. В ходе освоения новых видов деятельности происходит изменение нас самих — появляются новые роли, функции, новое поведение в социуме и мышление. Иначе говоря, невозможно добиться изменения мышления (внутреннего плана личности) без освоения новых средств и условий деятельности (внешнего плана). Люди организуют своё жизненное пространство, и организация коммуникаций в информационно насыщенной среде способна стимулировать развитие нейронной сети мозга и становление личности через коммуникации. НО