УДК OO1
НАУЧНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ДИНАМИКЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА
SCIENTIFIC FACTORS OF SOCIAL CHANGE IN THE DYNAMICS OF THE SOCIOCULTURAL PROCESS
Дзюба Марина Анатольевна
кандидат социологических наук,
доцент,
проректор,
Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]
Гришай Жанна Георгиевна
кандидат социологических наук, доцент,
Ессентукский институт управления бизнеса и права [email protected]
Зенина Юлия Михайловна
соискатель,
Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]
Гребенюк Диана Валерьевна
соискатель
кафедры философии и социологии, Адыгейский
государственный университет [email protected]
Вовк Анна Владимировна
соискатель,
Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]
Сотский Александр Сергеевич
соискатель
кафедры философии и социологии, Адыгейский
государственный университет [email protected]
Marina A. Dzyuba
Candidate of Sociological Sciences, Assistant Professor, Vice-rector,
Essentuki Institute of Management, Business and Law [email protected]
Zhanna G. Grishay
Candidate of Sociological Sciences,
Assistant Professor,
Essentuki Institute
Business Management and Law
Yulia M. Zenina
Applicant,
Essentuki Institute of Management, Business and Law [email protected]
Diana V. Grebenyuk
Candidate of the Department of Philosophy and Sociology, Adyghe
State University [email protected]
Anna V. Vovk
Applicant,
Essentuki Institute of Management, Business and Law [email protected]
Alexander S. Sotsky
Candidate of the Department of Philosophy and Sociology, Adyghe
State University [email protected]
Аннотация. В соответствии с общенаучным принципом историзма, социальные изменения принято рассматривать двойственно. С одной стороны, социальные изменения влекут новые трансформации культуры. С другой стороны, коммуникативная
Ключевые слова:
реальность социума, динамика нововведений и история культуры общества способны определять структуру государства, власти, иерархические приоритеты юриспруденции. Важно учитывать не только обусловленность настоящего прошлым, но и развитие самой современности - в настоящем противоборствуют различные тенденции, формируются альтернативные возможности будущего развития. В статье анализируются отдельные положения научного подхода к исследованию сферы актуальных социальных изменений. Дано обоснование ряда авторских тезисов, аргументирующих возрастание динамики социокультурного процесса в современных условиях.
социум, личность, государство, культура, социализация, человечество, общность.
Annotation. In accordance with the general scientific principle of historicalism, social change is considered ambivalently. On the one hand, social change is bringing about new cultural transformations. On the other hand, the communicative reality of society, the dynamics of innovations and the history of the culture of society are able to determine the structure of the state, the authorities, hierarchical priorities of jurisprudence. It is important to take into account not only the conditioning of the present past, but also the development of modernity itself - in the present different trends are competing, alternative opportunities for future development are being formed. The article analyzes the specific provisions of the scientific approach to the study of the sphere of actual social changes. The justification of a number of author's theses, arguing the increasing dynamics of the sociocultural process in the modern conditions.
Keywords: society, personality, state, culture, socialization, humanity, community.
В соответствии с общенаучным принципом историзма, социальные изменения принято рассматривать двойственно. С одной стороны, социальные изменения влекут к формированию новых трансформаций культуры. С другой стороны, коммуникативная реальность социума, динамика нововведений и история культуры общества способны определять структуру государства, власти, иерархические приоритеты юриспруденции. Важно учитывать не только обусловленность настоящего прошлым, но и развитие самой современности - в современном социуме противоборствуют различные тенденции, формируются альтернативные возможности будущего развития.
Концептуальное разнообразие проблемы социокультурного развития в макроизмерении группируется вокруг трех основных направлений:
- во-первых, вокруг идеи линейно поступательного развития - эволюционизма;
- во-вторых, вокруг идеи цикличности цивилизационного процесса;
- в-третьих, вокруг актуальных социально - синергетических подходов.
В общем случае, характеристики научных фактов определяются по условиям наблюдаемых, зафиксированных и доступных для последующего анализа событий, явлений. Принципиальное значение для установления подлинности научного факта имеет возможность для его подтверждения по условиям повторения. Или опровержения по признакам псевдонаучности.
По мнению ряда современных исследователей, развитие человечества происходит посредством смены самобытных культурно-исторических типов. Однако ни об одном культурно-историческом типе нельзя сказать, что он выступает основой и лидером всемирной общественной эволюции. Теоретики цивилизационного направления исходят из идеи постоянного возвращения, круговорота, идеи множественности культур, рассматривая человечество как совокупность исторически сложившихся общностей, каждая из которых занимает определенную территорию и имеет присущие только ей специфические черты, в совокупности образующие особый культурно-исторический тип.
В отличие от научного факта, факт в обыденном, ненаучном понимании, то есть, факт повседневной жизни не подлежит жёсткому методологическому контролю. Факт веры, родственный факту обыденного сознания представляет интерес лишь для той или иной сферы повседневной практики и обычно имеет индивидуальный ситуационно обусловленный характер. То есть, социализация есть освоение норм, знаний, статуса конкретных социальных групп и институтов, составляющих социальную действительность посредством профессионального и
культурного взаимодействия. Социализация в контексте реформирования общества и сопутствующего социокультурного процесса выступает одним из важнейших факторов стабилизации и оптимизации социальных отношений для государственных институтов. Осознание потребности в социальных изменениях служит базой для формирования ценностной мотивации индивида, коллектива, группы [1].
Мировая научная мысль накопила огромное количество идей, представлений и концепций, позволяющих давать философскую, социологическую, культурологическую интерпретацию понятия социокультурной динамики с разных познавательных позиций. В опубликованных трудах отечественные исследователи Е.В. Андриенко, Д.А. Аникин, В.В. Балахонский, Ю.Г. Волков, Г.Р. Гарипова, Г.А. Голубева, С.А. Ерофеев, А.И. Кравченко, А.Ю. Мамычев, И.А. Маховых, Е.В. Радевич, Е.А. Ревуцкая, В.В. Сильвестров, О.Г. Филатова, Л.Р. Храпаль, В.Е. Черникова, Е.Ю. Шакирова, значительное внимание уделяется обоснованию доминантных факторов в контексте современных социокультурных процессов.
Например, в ряде трудов современных авторов установлены научные признаки инновации, по фактическим признакам изобретения посредством выработки новых идей, образов, принципов действия, политических и социальных программ, нацеленных на изменение общества, как и при, выдвижении новых форм деятельности государства, организации общества, нового типа мышления и научного прогнозирования. Уместно предположить, что носителями новаторства могут выступать творческие личности (правители, деятели культуры, ученые) или новаторские группы, выдвигающие новые идеи, нормы и способы деятельности, отличные от тех, что приняты в данном обществе.
В динамике социальной истории и времени культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности, то есть, максимально разнообразна в своих конкретных проявлениях. Одни исследователи связывают культуру с информацией и знаковыми системами, в которых она закодирована. У других она предстает, как уникальная технология человеческой деятельности. Третьи видят в ней общую и уникальную систему адаптации человека. Четвертые - степень свободы в человеческой деятельности, актуальной в совокупности созданных человеком материальных и духовных ценностей и норм, закрепленных в практической деятельности людей, как и сама эта деятельность.
Такое многообразие определений не случайно. Универсальность родового понятия (культура) проявляется и в каждом из его видов. Поэтому, о каком бы виде (или аспекте) культуры ни шла речь, предварительно необходимо четко определить ракурс рассмотрения [2].
Суть взаимодействия культуры и общественных реформ состоит в том, что, с одной стороны, реформы изменяют культурные ориентации, с другой - процессы изменения в самой культуре влияют на реформы. Любые общественные события, факты находят отражение в системе ценностей и норм всех уровней. В идеале общественные реформы должны иметь научно обоснованную социокультурную предпосылку - общие ценности и нормы, выступающие регулятором жизни большинства людей. Такие предпосылки определяются и корректируются социокультурными институтами. Однако у большинства членов общества на фоне социальных изменений сохраняются прежние ценности и нормы, во многом не соответствующие и даже противоречащие происходящим общественным процессам.
Современная наука сосредоточивает внимание на объяснении сложных процессов исторической эволюции социокультурных систем, рассматривает механизмы, которые обусловливают тесно взаимосвязанные количественные и качественные преобразования, определяющие сущность развития всей мировой культуры. Культурное развитие связано с понятием «культурное изменение», под которым подразумеваются всякое движение и взаимодействие, любые трансформации в культуре, в том числе и те, которые лишены целостности и не имеют ярко выраженной направленности.
На этом фоне, как полагает С.М. Фролова, - «... рискогенность повседневности усиливается через религиозные и культурные конфликты, которые усугубляют взаимную отчужденность людей, провоцирует межличностные и культурные противостояния, что обусловливает культурный концепт риска, провоцируемый уходом от традиций, принятием навязанных аксиологических норм и образцов поведения» [3]
Согласимся с тезисом, что интерпретация прошлого служит вполне определенным целям: легитимации национального проекта культурного взаимодействия, политической мобилизации и духовной интеграции масс. Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в лич-
ностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались [4].
Следует отметить системную роль тенденций, фактов социальной дифференциации и культурной консолидации в динамике культурной устойчивости, культурной изменчивости в процессах исторического функционирования культуры. Достаточно часто в трудах современных авторов как самостоятельная проблема рассматривается условность выделения социальной и культурной тенденций развития в исторической динамике общества. Эти тенденции в основном взаимно интегрированы и чаще всего выделяются учеными как самостоятельные феномены только с целью их углубленного анализа.
Социальная историческая динамика культуры не ограничивается изучением эволюции тех или иных явлений культуры, сменяемости определенных культурных фактов, а также описанием известных культурных процессов. Она старается выявить детерминанты происходящих процессов и тенденций, теоретически их объяснить и осмыслить. В целом, вышеуказанный принцип историзма помогает установить конкретные исторические материальные состояния изучаемого объекта, исходный пункт и результат, движущие силы, механизм и условия развития. Сравнительный анализ стадий развития объекта в культурно ориентированной коммуникации позволяет раскрыть сложное взаимодействие факторов, приоритетов и закономерностей его истории [5].
В научном контексте культурная динамика исследует изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. В рамках теории культуры можно провести следующую классификацию источников, формирующих и поддерживающих изменения в культуре:
- динамические процессы, которые в культуре различают по месту и длительности развёртывания;
- культурная инновация как творчество в сфере культуры, появление новых элементов или их комбинации в жанровом и видовом многообразии культуры;
- культурные заимствования, реализуемые по условиям и схемам целенаправленного подражаниях [6].
Благодаря специфической культурной трансмиссии, каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее, т.е. происходит культурная аккумуляция опыта предшествующих поколений. В результате аккумуляции происходит образование культурного наследия, т.е. материальной и духовной культуры, которая создается прошедшими поколениями и передается следующим как нечто ценное и почитаемое. В ней сохраняется всё, что на том или ином этапе было создано в духовной культуре общества, включая и то, что на время было отвергнуто, но позднее вновь нашло свое место в обществе [7].
Таким образом, научный факт - это достаточно строго обозначенная форма научного знания, фиксирующая достоверные данные, установленные в процессе научного познания. Для проективных научных концепций социальных изменений в динамике социокультурного процесса сущностное значение имеет положение о массовой репрезентативности рассмотренных факторов по отношению к непосредственному единичному наблюдению или испытанию.
Литература:
1. Костяев А.И. Культурология. Диалоги, схемы, таблицы, упражнения, тесты, комментарии, рекомендации, исследования // Гостехиздат. М., 2016. 705 с.
2. Манхейм К. Избранное: Социология культуры // Академия исследований культуры. М.; СПб. : Университетская книга, 2003. 96 с.
3. Фролова С.М. Институализация и рискогенность повседневной жизни общества / С.М. Фролова; Под ред. В.Б. Устьянцева. Саратов, 2013. С. 102.
4. Козлов В.В. Организационная культура / Виктор Козлов. М. : КноРус, 2018. 470 с.
5. Миронов В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 27-43.
6. Семенов Ю.Г. Организационная культура. М. : Логос, 2019. 376 с.
7. Пивоев В.М. Культурология. Введение в историю и философию культуры; Гаудеамус, Академический Проект. М., 2017. 576 с.
8. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб. : ЗХГИ, 2000. 1176 с.
Literature:
1. Kostyaev A.I. Cultural Studies. Dialogues, diagrams, tables, exercises, tests, comments, recommendations, research // Gostehizdat. M., 2016. 705 p.
2. Manheim K. Selected: Sociology of culture / Academy of culture research. M.; SPb. : University book, 2003. 96 p.
3. Frolova S.M. Institutionalization and riskiness of everyday life of society / S.M. Frolova; Ed.by V.B. Ustyantsev. Saratov, 2013. P. 102.
4. Kozlov V.V. Organizational culture. M. : KnoRus, 2018. 470 p.
5. Mironov V.V. Communication space as a factor of transformation of modern culture and philosophy // Question of philosophy. 2006. № 2. P. 27-43.
6. Semenov Yu.G. Organizational culture. M. : Logos, 2019. 376 p.
7. Pivoev V.M. Kulturology. Introduction to the history and philosophy of culture; Gaudeamus, Academic Project. M., 2017. 576 p.
8. Sorokin P.A. Social and cultural dynamics: Research on changes in large systems of art, truth, ethics, law, and social relations. SPb. : ZHGI, 2000. 1176 p.