УДК 001
СИСТЕМНЫЕ ЗАДАЧИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В СОДЕРЖАНИИ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ
••••••
SYSTEM CHALLENGES AND CURRENT ISSUES IN THE CONTENT OF RELIGIOUS EDUCATION
Дзюба Марина Анатольевна
кандидат социологических наук,
доцент,
проректор,
Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]
Гришай Жанна Георгиевна
кандидат социологических наук, доцент,
Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]
Шатовкина Римма Викторовна
кандидат юридических наук, судья,
Новосибирский областной суд [email protected]
Зенина Юлия Михайловна
соискатель, Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]
Новицкая Мария Сергеевна
студентка,
Ставропольский государственный аграрный университет [email protected]
Marina A. Dzyuba
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Vice Rector, Essentucky Institute Governance, Business and Rights [email protected]
Zhanna G. Grishay
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Essentucky Institute Governance, Business and Rights [email protected]
Rimma V. Shatovkina
Candidate of Legal Sciences, Judge,
Novosibirsk Regional Court [email protected]
Yulia M. Zenina
Applicant,
Essentuki Institute of Management, Business and Law [email protected]
Maria S. Novitskaya
Student, Stavropol State Agrarian University [email protected]
Аннотация.
Ключевые слова:
Теоретические и методологические подходы к изучению государственной политики в области отношений с религиозными объединениями находятся в зоне пересечения таких наук как религиоведение, социальная философия, политология, политическая социология, история, а также блока юридических дисциплин: теории государства и права, конституционного права, административного и других. В статье раскрываются актуальные проблемы религиозного воспитания граждан современного общества. Рассматривается авторский вариант научного анализа и систематизации опыта религиозной педагогики.
человек, государство, церковь, политическая система, религиозные объединения.
Annotation. Theoretical and methodological approaches to the study of state policy in the field of relations with religious associations are at the intersection of such Sciences as religious studies, social philosophy, political science, political sociology, history, as well as a block of legal disciplines: theory of state and law, constitutional law, administrative law, and others. The article reveals the actual problems of religious education of citizens of modern society. The author's version of the scientific analysis and sys-tematization of the experience of religious pedagogy is considered. Keywords: person, state, Church, political system, religious associations.
Теоретические и методологические подходы к изучению государственной политики в области отношений с религиозными объединениями находятся в зоне пересечения таких наук, как религиоведение, социальная философия, политология, политическая социология, история, а также блока юридических дисциплин: теории государства и права, конституционного права, административного и других.
На этом фоне следует отметить, что образование в XXI веке направлено на воспитание человека с гуманистическим мироощущением, который способен ориентироваться в сложной социокультурной ситуации. То есть, имеет стремление к формированию опыта отношений с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, толерантности. Поэтому одной из приоритетных задач сегодня в государстве и обществе является воспитание человека в духе высокой нравственности и культуры. Однако здесь выявляется методологическое несовершенство научного метода типологии в применении к государственной политике в области отношений с религиозными объединениями, проявляющееся в ограниченности его объяснительных возможностей.
Феномен глубокой и тесной взаимосвязи религии и политики всегда привлекал к себе пристальное внимание ученых, политических и общественных деятелей. В последнее время в российской и зарубежной науке заметно возрос интерес к такому его аспекту, как проблематика государственной политики в области отношений с религиозными объединениями.
Научные проблемы религиозного сознания и нравственно ориентированного религиозного воспитания человека изучают Э.Г. Баландина, Н.Г. Баринова, Е.О. Беликова, Т.А. Берсенева, Н.И. Володина, К.Д. Давлетин, М.И. Демков, С.Ю. Дивногорцева, О.Р. Зайцева, В.А. Зверева, А.А. Игнатов, Ю.Б. Козлова, А.В. Колодин, А.Н. Кудряшова, Д.О. Лордкипанидзе, Н.Г. Лыкова, Н.И. Махоткина, С.В. Медведко, В.И. Миронов, Р.М. Мухаметзянова, Л.Н. Осипова, М.В. Разина, А.С. Романова, А.А. Сафонов, А.С. Свистухина, Л.Д. Столяренко, О.Н. Терехов, А.Ф. Тришин, А.В. Четверткова, Э.А. Чурсина, С.В. Шевчук, О.С. Шутова. Приоритетное содержание традиционно имеет тезис о том, что религиозное воспитание должно включать гуманитарную составляющую, ориентировать индивида на освоение и сохранение культурных и национальных традиций.
Как отмечают современные авторы, на социально-педагогическом уровне актуальность темы исследования религиозного сознания и воспитания обусловлена противоречием между необходимостью обеспечить становление в каждом человеке его субъектности как потребности и способности к самодетерминируемому поведению, самоопределению и самореализаций в пространстве отечественной и мировой культуры. Прежде всего, на фоне явно недостаточной востребованности воспитательного потенциала религиозной педагогики, реализация которого позволит успешно решать стоящие перед образованием задачи (В.И. Миронов Воспитательный потенциал религиозной (православной) педагогики и его реализация в негосударственном общеобразовательном учреждении // автореф. дис. ... канд. пегагогич. наук. М., 2003. С. 2). Актуальным для граждан России является формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им.
Значимость религии как символического универсума состоит в обращении к трансцендентному, выходящему за пределы любого повседневного опыта. Любая религия - это, прежде всего, идея, которая должна объединять людей, давая им определённые ценности, определённые нормы поведения, запреты, в одних случаях, и свободу - в других. По результатам современных исследований можно выделить черты, позволяющие определить религиозного человека:
- знание истоков религии;
- знание канонов и догматов;
- соблюдение ритуальных практик; сознательная вера.
В ряде современных исследований установлено, что государственная политика в сфере свободы совести и вероисповедания в современной России разрабатывается и осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Конституционно-правовые и концептуальные основы находятся в состоянии динамического становления. То есть, структура органов, осуществляющих эту политику, имеет сложный разветвленный характер при отсутствии должной координации. Позитивный вклад в согласование региональной и федеральной государственной политики в сфере свободы совести и вероисповедания могут внести федеральные округа, возглавляемые полномочными представителями Президента РФ. Постепенно возрастает уровень компетенции исполнительных органов в вопросах государственного управления, включая выработку и осуществление согласованной конфессиональной политики в субъектах Федерации, обеспеченный с учетом общефедеральной политики и местной этнической конфессиональной специфики. В целях повышения объективности государственной политики в обеспечение гарантий свободы вероисповедания практикуется создание территориальных общественных консультативных и экспертных органов.
Мы разделяем мнение ряда авторов о том, что в современном российском обществе наблюдается дефицит социальной этики и считается целесообразным компенсировать этот дефицит через обращение к православию как источнику нравственности. Православие в современной России претендует на более широкий статус, чем статус духовного института. Это стремление проявляется в обширном дискурсе по многим проблемам российской действительности, в том числе по тем, которые еще недавно не находились в центре внимания православия: права человека, построение гражданского общества, современное экономическое развитие и др.
Православная церковь активизирует теоретическую деятельность, разрабатывая концепции и доктрины для направленного формирования общественного мнения. В свою очередь, через обращение к проблемам прав и достоинства человека религия участвует в формировании правосознания и становлении гражданского общества в современной России. «Вопросы государственной политики в области отношений с религиозными объединениями имеют не только общественно-политическую, но и научную значимость, они постоянно находятся в поле зрения отечественных и зарубежных исследователей», - пишет О.С. Шутова (Шутова О.С. Структурная модель государственной политики в области отношений с религиозными объединениями // Юрайт. М., 2017. С. 11).
На фоне глубоких перемен, происходящих в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества, в нашей стране в последнее десятилетие, проблематика государственной политики в области отношений с религиозными объединениями приобретает особую актуальность, от ее эффективности во многом зависит состояние межнациональных отношений, психологический климат и общественно-политическая ситуация в целом.
В настоящее время отношения государства и религиозных объединений являются важнейшим элементом внутренней политики России. Государство взяло курс на организацию взаимодействия и плодотворного сотрудничества с религиозными объединениями в различных сферах общественной жизни, особенно в тех, где большое значение имеет духовно-нравственный фактор.
В порядке научного исследования по данной теме следует исходить из актуального положения, что современные задачи религиозного воспитания коренным образом изменились в модуле отношений между государством как основным институтом политической системы и религиозными объединениями. В настоящее время, с одной стороны, декларируется отделение религиозных объединений от государства, с другой - происходит активное сотрудничество государственных институтов с религиозными объединениями, прежде всего, с Русской Православной церковью. Религиозные объединения получили возможность свободно осуществлять свою деятельность в распространении вероучения, в социокультурной, милосердно-благотворительной, общественно-политической и хозяйственно-предпринимательской деятельности. Особую активность религиозные объединения стали проявлять в сфере культурно-образовательных учреждений РФ. Однако это объективно ведёт к нарастанию противоречий между законодательством и практикой, то есть происходит нарушение признаков светского государства.
По условиям своей жизнедеятельности, человек оценивает и переоценивает существующее в обществе мировоззрение, всеобщая значимость и обязательность которого выходят за пределы непосредственного контекста социальных отношений. Плюрализм и индивидуализм современного общества обусловливают тот факт, что религиозный опыт и религиозные убеж-
дения во многих случаях находятся под влиянием различных религиозных и философских систем, часто носят фрагментарный, эклектичный характер. Так и религиозное мировоззрение выполняет социальные функции, которые изменяются вместе с развитием общества.
При анализе поведения верующих недостаточно учитывать динамику, происходящую на макроуровне. Необходимо учитывать процессы, происходящие на микроуровне, уровне религиозного сознания. Религиозные убеждения не всегда проявляются через поступки. Например, человек, будучи очень религиозным, может не всегда находить время для совершения требуемых религиозных ритуалов. В то же время, некоторые люди регулярно участвуют в обрядовой стороне жизни религиозной общины в силу традиции и воспитания, утратив религиозное чувство.
При исследовании религии важно учитывать процессы, происходящие на уровне сознания верующих; в особенности, это характерно для постсекулярного общества, в котором конфессиональная принадлежность может иметь формальный характер, а границы религиозной идентичности размыты и подвижны. Религиозный плюрализм и ценности личностного выбора также изменяют отношение к традиционным религиям в современном обществе, по сравнению с обществом традиционным. Значительная часть верующих ориентируется в большей степени на субъективные ценности и потребности, чем на требования традиции; большое влияние на формирование религиозного мировоззрения оказывают СМИ.
Религиозное сознание большинства верующих эклектично и динамично по своим проявлениям; принадлежность к традиционной религии не ограничивает духовный поиск, который теперь не зависит от временных и культурных рамок. В некоторых случаях верующие участвуют в различных «нетрадиционных» религиозных практиках; например, обращение к атрибутам восточных религий, трансляция паранаучной терминологии приводит к новым схемам по принципу творческой реструктуризации веры. Участвующие в таких поисках верующие полагают, что их вера становится современной, изменяется в соответствии с требованиями времени.
Таким образом, на научно-теоретическом уровне актуальность темы данного исследования обусловлена противоречиями между востребованностью традиции воспитания на основе религиозной культуры в современных условиях динамично нарастающих социокультурных трансформаций и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ религиозной педагогики, в том числе, признанием воспитательного потенциала религиозной педагогики и не разработанностью общепедагогических подходов к его реализации в общем образовании. В современных исследованиях отмечается, что в последние десятилетия активизировался научно-педагогический поиск, публикуются результаты исследований по данной проблеме.
В целом, актуальность исследуемой проблемы в данной теме обусловлена устойчивым ростом религиозности в российском обществе. В контексте образования и всестороннего культурного развития людей разных возрастов, современные исследователи предлагают системный подход к проблемам конфессионального воспитания, включающий элементы духовно-нравственного, патриотического воспитания, воспитания толерантности.
Литература:
1. Миронов В.И. Воспитательный потенциал религиозной (православной) педагогики и его реализация в негосударственном общеобразовательном учреждении : автореф. дис. ... канд. педагогич. наук. М., 2003. С. 2.
2. Шутова О.С. Структурная модель государственной политики в области отношений с религиозными объединениями // Юрайт. М., 2017. С. 11.
3. Аринин Е.И. Религиоведение; Академический проект. М., 2016. 320 с.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М. : Изд-во УРАО, 1998. 116 с.
5. Малков П.Ю. Введение в Литургическое Предание / Таинства Православной Церкви; Издательство Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. М., 2018. 320 с.
6. Филиппов В.В., Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Воспитание школьников. 1999. № 3. С. 5-7.
7. Языкович В.Р. Религиоведение : монография. ТетраСистемс. М., 2018. 112 с.
Literature:
1. Mironov V.I. Educational potential of religious (Orthodox) pedagogy and its implementation in non-government educational institution // Avtoref. dis. Cand. pedagogicheskiy. Sciences. M., 2003. P. 2.
2. Shutova O.S. Structural model of state policy in the sphere of relations with religious associations // yurayt. M., 2017. P. 11.
3. Arinin E.I. Religious studies; Academic project. M., 2016. 320 p.
4. BIM-Bad B.M. Pedagogical currents in the early twentieth century: Lectures on pedagogical anthropology and philosophy of education. M. : Publishing house urao, 1998. 116 p.
5. Malkov P.Yu. Introduction to the Liturgical Tradition / Sacraments of the Orthodox Church; Publishing house of the Orthodox St. Tikhon's University for the Humanities. M., 2018. 320 p.
6. Filippov V.V. The Humanistic role of education: Orthodoxy and education. 1999. № 3. P. 5-7.
7. Yazykovich V.R. religious Studies : monograph. TetraSistems. M., 2018. 112 p.