УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
Александр Сергеевич СМЫКАЛИН,
заведующий кафедрой истории государства и права Уральского государственного юридического университета, доктор юридических наук, профессор [email protected] 620034, Россия, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, д. 54
ЮРИДИЧЕСКОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ —
НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Аннотация. Для полноты знаний курса истории государства и права России автор предлагает новый юридический спецкурс — «Юридическое религиоведение». Актуальность представленной задачи состоит в расширении знаний у студентов-юристов сферы государственно-конфессиональных отношений в стране. Использованы историко-правовой опыт и нормативная база. Представители юриспруденции далеки от религиозного правоведения и поэтому плохо представляют богословие и основы православия в целом. С этой целью подготовлены различные учебные пособия по каноническому праву, религиозному правоведению и истории религии и спецкурсы, которые читаются в светских юридических вузах.
Ключевые слова: государство, церковь, исторический опыт, юриспруденция, законодательство, новая нормативная база, обучение, образование, спецкурс, практические рекомендации.
DOI: 10.17803/2311-5998.2021.81.5.052-062
ALEXANDER S. SMYKALIN,
Head, Department of History of State and Law of the Ural State Law University,
Doctor of Law, Dr. Sci. (Law), Professor [email protected] 54, ul. Kolmogorov, Yekaterinburg, Russia, 620034
LEGAL RELIGIOUS STUDIES — A NEW DIRECTION OF RUSSIAN JURISPRUDENCE
Abstract. Complete the knowledge of the course on the history of state and law of Russia, author offers a new special legal course — "Legal Religious Studies". The relevance of the presented task in expanding the knowledge of law students in the sphere of state-confessional relations in the country. Used historical and legal experience and regulatory framework. A broad scientific discussion on the stated topic is possible. Representatives of jurisprudence are far from religious jurisprudence and therefore have a poor understanding of theology and the Foundations of Orthodoxy in general. For this purpose, various textbooks and special courses are adapted, which are read in secular law schools. These include various textbooks on canon law, religious jurisprudence, and the history of religion.
Keywords: state, church, historical experience, jurisprudence, legislation, new regulatory framework, training, education, special course, practical recommendations.
© А. С. Смыкалин., 2021
УНИВЕРСИТЕТА Юридическое религиоведение — новое имени o.e. кугафина(мгюа) направление отечественной юриспруденции
Широкое участие церкви в жизни современного общества, переоценка духовных ценностей настоятельно требуют новых подходов к вопросам религии в нашем государстве. И первым шагом на этом пути может стать более глубокое ознакомление с основами православия в России. Что касается юриспруденции, то многие отраслевые дисциплины, например уголовное, гражданское, административное, семейное, экологическое право и др., уже включили в свои кодексы соответствующие нормы, регулирующие взаимоотношения государственно-конфессионального характера.
Религиозное правоведение все более соотносится со светскими юридическими (отраслевыми) дисциплинами. Связь возникла не случайно, а была сформирована на основании исторических источников права, длительное время пребывавших под влиянием христианского вероучения. В науке имеются исследования, в которых, например, предпринята попытка сравнить нормы Ветхого и Нового Завета со статьями современного Уголовного кодекса РФ.
Исследователь Ю. А. Зюбанов считает, что нормы-принципы, содержащиеся в Священном Писании, являются основными писаными источниками уголовного закона России1. И это не единственное исследование, посвященное вопросам христианской основы российского права2. Представляется, что подобные исследования помогут значительно лучше уяснить природу государственно-конфессиональных отношений и реализации христианских заповедей в нашей повседневной жизни.
Взаимоотношения уголовного права и религии
Сферами взаимоотношений между религией и уголовным правом могут быть р
следующие и составы преступлений: с
— возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого до- □ стоинства по признакам отношения к религии (ст. 282 УК РФ); у
— организация экстремистского сообщества по мотивам религиозной ненависти е (ст. 282 (1) и 282 (2) УК РФ); ц
— геноцид (ст. 357 УК РФ); оЯ
— воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероиспо- л и ведания (ст. 148 УК РФ); т т
— воспрепятствование проведению религиозного собрания, шествию или уча- ч и
стию в них (ст. 149 УК РФ); е с
п н
— оскорбление религиозных чувств (ст. 129 УК РФ — утратила силу);
— клевета (ст. 130 УК РФ — утратила силу); ^ и
— нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ — примени- □ ^ тельно к религиозной организации);
ГШ
фп
1 Зюбанов Ю. А. Христианские основы Уголовного кодекса Российской Федерации: сравни- х и тельный анализ норм УК РФ и Священного Писания. М. : Юстина ; Проспект, 2007. С. 3. ^ ^
2 Христианское учение о преступлении и наказании / А. А. Тер-Акопов [и др.]. М. : Норма, у н 2009. 335 с. ; Тер-Акопов А. А. Христианство. Государство. Право. М. : Изд-во МНэпУ, ^о
2000. 100 с. дениях
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
— уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ — применительно к религиозной организации);
— надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244 УК РФ);
— организация религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ);
— уклонение от прохождения военной и альтернативной службы (ст. 238 УК РФ). Более десятка статей в уголовном законодательстве Российской Федерации
связаны с реализацией принципа свободы совести, провозглашенного ныне действующей Конституцией РФ.
Если обратиться к истории советского уголовного законодательства, то необходимо отметить, что в СССР декларативно тоже провозглашался этот принцип, но он вступал в противоречие с марксистско-ленинской идеологией. Например, накануне войны сложилась парадоксальная ситуация. Как показала перепись населения 1939 г., 57 % населения относили себя к верующим, а в основе проводимой политики лежала идеология, отрицающая религию. Это естественным образом нашло отражение в уголовном законодательстве того времени.
Например, в Уголовном кодексе РСФСР 1926 г. преступлениям, связанным с нарушением правил об отделении церкви от государства, была посвящена целая глава (гл. IV, ст. 122—127). Шесть статей этой главы предусматривали ответственность должностных лиц (представляющих государство) за нарушение правил об отделении церкви от государства. Поскольку религия считалась «буржуазным пережитком», который должен быть «искоренен», священнослужители априори признавались виновными в религиозной, а следовательно, буржуазной «пропаганде и агитации, призывающей к свержению...» и т.д.
В Уголовном кодексе 1960 г. уже отсутствует отдельная глава о нарушении правил об отделении церкви от государства, но к ст. 142 («Нарушение закона об отделении церкви от государства и школы от церкви») существовало разъяснение в виде постановления Президиума Верховного Совета РСФСР «О применении ст. 142 УК РСФСР» и аналогичные ему постановления, принятые в союзных республиках. В этих постановлениях фактически воспроизводились все «религиозные» статьи УК 1926 г.
Советская власть не могла не считаться с мировым сообществом, которое одним из требований экономического и политического сотрудничества с СССР выставило соблюдение права свободы совести. Правительство вынуждено было декларировать такие гарантии в ст. 13 Конституции 1918 г., а затем в ст. 124 Конституции 1936 г., а в качестве защиты этого права — ввести в Уголовный кодекс ст. 127 о воспрепятствовании исполнению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан. Практически в том же виде соответствующая статья вошла и в УК РСФСР 1960 г.
Однако идеологическая политика Советского государства не изменилась: религия должна была быть искоренена как буржуазный пережиток. Поэтому борьба с ней не только не прекратилась, но в 60-е гг. ХХ в. значительно усилилась. И если ст. 143 «Воспрепятствование совершению религиозных обрядов» практически не работала, то ст. 227 «Посягательство на личность и права граждан под видом
УНИВЕРСИТЕТА Юридическое религиоведение — новое имени o.e. кугафина(мгюа) направление отечественной юриспруденции
исполнения религиозных обрядов», наоборот, использовалась весьма интенсивно. Особенно много судебных процессов по этой статье было в 1960—1970-х гг. по делам пятидесятников и баптистов-инициативников (Совет церквей ЕХБ).
Перестроечные процессы открыли Советскому Союзу двери мирового сообщества. Вопрос о гарантиях свободы совести встал очень остро. Правительство СССР а после его распада — Российской Федерации приняло целый ряд документов, призванных реализовать право человека на свободное исповедание своей веры, которое 70 лет было под запретом.
Свое место в этом процессе занимает уголовное законодательство, призванное защищать данное право человека и гражданина от преступных посягательств. А такие посягательства были (особенно в 1990-х гг.), есть и сейчас. Они выражаются, с одной стороны, например, в хулиганских действиях в храмах и молитвенных зданиях, публикациях, оскорбляющих религиозные чувства верующих, экстремизме на религиозной почве и т.п., с другой стороны — в воспрепятствовании осуществлению права на свободу совести со стороны государственных органов и отдельных служащих, которые не могут до сего дня отрешиться от прежних антирелигиозных представлений в отсутствие элементарных религиоведческих и правовых знаний3.
Уголовная ответственность установлена в ст. 282 УК РФ за «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам... отношения к религии...». В настоящее время Кодекс дополнен новой статьей 282.3 «Финансирование экстремистской деятельности». Эта статья появилась в связи с тем, что в последние годы некоторые террористические акты были совершены по религиозным, а скорее, псевдорелигиозным мотивам, поэтому Закон «О противодействии экстремистской деятельности» ввел религиозные объединения, наряду с другими организациями, в разряд потенциальных экстремистских сообществ.
В современное уголовное законодательстве внесены коррективы и в название с
ст. 148 УК РФ. Ранее ее название было «Воспрепятствование осуществлению □
права на свободу совести и вероисповеданий», нынешнее название ст. 148 — у
«Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». Такое расширитель- е
ное толкование, на наш взгляд, является более точным, хотя вопрос о реализа- ц
ции понятия «свобода совести» достаточно сложный и вызывает споры среди Пи
ученых-специалистов до сих пор, поскольку «совесть» — это понятие, скорее, л и
не правовое, а нравственное. т т
Кроме рассмотренных выше, имеются и другие статьи, получившие отраже- ч и
ние в Уголовном кодексе РФ и указывающие на тесную связь уголовно-правовых т п
норм с правовым аспектом деятельности религиозных объединений. л°
§ я
□ а
цш
Уголовно-исполнительное право и религия
б р
тп
АЦ
и
Говоря об уголовно-правовом аспекте рассматриваемых взаимоотношений, невозможно оставить в стороне вопрос об отбытии наказания осужденными су- § л
дом верующими. В УИК РФ, принятом в декабре 1996 г. и введенном в действие п ь
<1
жо
3 Погасий А. К. Религия и право. Казань : Меддок, 2008. С. 67—68. дениях
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
с 1 июля 1997 г., в ст. 14 «Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных» записано:
1. Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
2. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.
3. Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров.
4. К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.
5. К осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, одиночных камерах исправительных колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоляторах, а также в помещениях камерного типа, священнослужители допускаются, если нет угрозы личной безопасности последних.
6. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.
Административное право и религия
Важными являются административно-правовые отношения в области религии. Государство определяет свою религиозную политику прежде всего в Конституции РФ 1993 г, так как она — наивысший результат «политического искусства»4. Реализация этих взаимоотношений нашла отражение в различных отраслях ныне действующего права: уголовном, уголовно-исполнительном, административном.
Статья 5.26 КоАП РФ «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» предусматривает, что «воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, — влечет наложение административного штрафа на граждан... на должностных лиц...» (ч. 1); умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем и мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение
4 Исаев И. А. Основная норма («скрижали революционного закона») // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 8. С. 23.
УНИВЕРСИТЕТА Юридическое религиоведение — новое Q/
имени o.e. кугафина(мгюа) направление отечественной юриспруденции
влечет наложение административного штрафа на граждан... на должностных лиц...» (ч. 2).
Что касается статьи 20.2.1 КоАП РФ об организации деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности, то она в соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 2006 г. № 57-Ф3 утратила силу.
Можно сделать следующий вывод: являясь субъектом правовых отношений, религиозная организация, ее руководители и участники, как и все другие юридические и физические лица, обязаны подчиняться административному законодательству.
Трудовое право и религия
В государственно-конфессиональных отношениях интересным и малоизученным направлением является трудовое, социальное и пенсионное право для работников религиозных организаций. Вспоминая историю советского периода, необходимо отметить, что еще в Конституции РСФСР 1918 г. было установлено правило «Не трудящийся, да не ест». Тем самым была введена всеобщая трудовая повинность. Служители церкви объявлялись «нетрудовым элементом» и на них не распространялось трудовое законодательство РСФСР.
Предприятия, находящиеся в ведении религиозных организаций (например, завод, выпускающий свечи, различного рода мастерские и т.п.) необходимо было обслуживать. И не всегда среди обслуживающего персонала были верующие. Поэтому на основании постановления Совета министров СССР от 23 мая 1956 г. возможно было заключение трудового договора, но при обязательном участии
б р
профсоюзных органов. Профобслуживание этой категории лиц Всесоюзный с
центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) своим постановлением □
от 5 октября 1956 г. возложил на профсоюз рабочих коммунального хозяйства. у
Ряд законодательных актов, регулирующих государственно-конфессиональные е
гп
гп
отношения, носили закрытый, секретный характер. Исходя из секретного поста- ц
новления СНК СССР 1945 г, служители церкви имели права решать вопросы не- Оя
движимой и движимой собственности, а в соответствии с Инструкцией от 13 марта л § 1961 г. — нет. Складывалась парадоксальная ситуация, которая, видимо, опять
была скрыта за секретными постановлениями Правительства. ч и
Существенные изменения произошли в сфере трудовых отношений в 1990-е гг. глп Так, 26 сентября 1997 г. был принят Федеральный закон «О свободе совести и
о религиозных объединениях», в котором впервые появилась статья 24 «Трудо- § и
вые правоотношения в религиозных организациях». В ней было установлено: □ § 1) религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заклю-
ГШ
п
чать трудовые договоры (контракты) с работниками; к □
2) условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодатель- Хи ством Российской Федерации трудовым договором (контрактом) между рели- § ¡> гиозной организацией (работодателем) и работником; Сь
3) на граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам ж -(контрактам), распространяется законодательство Российской Федерации о труде;
дениях
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
4) работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изменившиеся политические условия развития нашего общества, создание нового государства в 1991 г., принятие новой Конституции РФ оказали принципиальное влияние на развитие трудового права5.
Серьезные и принципиально новые положения внес новый Трудовой кодекс РФ, который вступил в силу 1 февраля 2002 г. Появились новые понятия, например «социальное партнерство», использован некоторый опыт регулирования новых отношений, связанных с функционированием рыночной экономики. Значительно увеличилось в связи с этим количество статей (с 256 до 424), появились и новые главы. В частности, учитывая возрастающее влияние церкви в современном обществе, законодатель ввел целую главу (гл. 54), которая отражает особенности регулирования труда работников религиозных организаций.
Вообще анализ трудовых отношений в этой сфере необходимо начать со ст. 3 нового Трудового кодекса РФ. В ней отмечается, что «никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений...». Здесь важно отметить, что это декларировалось и ранее, в советском законодательстве, однако на деле не только священнослужителям, но и их детям, да и просто рядовым верующим было сложно получить высшее образование, продвинуться по службе, занять престижную должность: декларация была, но гарантии ее реализации не было.
Другой важной статьей, связанной с государственно-конфессиональными отношениями, является ст. 112 «Нерабочие праздничные дни». В Трудовом кодексе РФ закреплено право органов государственной власти по просьбам религиозных организаций объявлять религиозные праздники нерабочими днями.
Учитывая многонациональный характер нашей страны, это решение принимает правительство соответствующего региона. Для православных нерабочим днем объявлено 7 января — Рождество Христово (ст. 112), для мусульман в Республике Татарстан законом нерабочим днем объявлен мусульманский праздник — Курбан-байрам.
Согласно гл. 54, регулирующей особенности труда работников религиозных организаций, между работником и работодателем обязательно должен быть заключен трудовой договор (контракт). Подчеркивается, что под работником понимается «лицо, достигшее восемнадцати лет» (ст. 342). Статья 343 Трудового кодекса РФ закрепляет, что заключенный договор (контракт) должен учитывать внутренние установления религиозной организации и не противоречить Конституции Российской Федерации. Об особенностях заключения трудового договора с религиозной организацией говорит ст. 344, согласно которой «при необходимости изменения определенных сторонами условий трудового договора религиозная организация обязана предупредить об этом работника в письменной форме не менее чем за семь календарных дней».
5 Вологдин А. А. История отечественного государства и права. М. : Ustitia, 2015. 719 с.
УНИВЕРСИТЕТА Юридическое религиоведение — новое имени o.e. кугафина(мгюа) направление отечественной юриспруденции
Осуществление обрядов или иной религиозной деятельности не связано с общепринятым режимом рабочего времени в государственных организациях, поэтому ст. 345 гл. 54 так и называется «Режим рабочего времени лиц, работающих в религиозных организациях». Отмечается, что в основе должен быть установленный Трудовым кодексом режим продолжительности рабочего времени, с учетом внутренних установлений религиозной организации.
В настоящем Кодексе уделено внимание и материальной ответственности работников религиозных организаций, т.е. в тексте договора, например, может идти речь «О полной материальной ответственности работника». Как и в целом в трудовом законодательстве, трудовой договор с религиозной организацией может быть прекращен в случае невыполнения условий, заданных в трудовом договоре.
Поскольку церковь является юридическим лицом, «индивидуальные трудовые споры, не урегулированные самостоятельно работником и религиозной организацией, могут рассматриваться в суде», об этом говорит ст. 348 гл. 54. Введение новой главы в Трудовой кодекс РФ свидетельствует о необходимости регулирования нового типа отношений между церковью и государством. Теперь работники религиозных организаций, включая священнослужителей, подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ.
Земельно-правовые отношения и религия
Началом земельно-правовых взаимоотношений с религией в советское время нужно считать Декрет СНК от 23 января 1918 г., согласно которому религиозные организации лишались права юридического лица, права владения собственностью, а все принадлежащее им имущество, включая землю, объявлялось народ-
5 р
ным достоянием. Исходя из этого, все богослужебное имущество предоставля- с
лось религиозным организациям в пользование. □
Принципы земельного законодательства в сфере религиозных отношений у
устанавливались следующими законами. е
Законы СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и РСФСР ц
«О свободе вероисповеданий» 1990 г. не пошли дальше передачи религиозным Оя
организациям в пользование и собственность зданий и движимого имущества, л и
поскольку на тот момент права частной собственности на землю не существо- н т
вало, вся земля принадлежала государству. И только Федеральный закон «О сво- ч и
боде совести и о религиозных объединениях» 1997 г провозгласил в ст. 21 право пн
религиозных организаций иметь в собственности земельные участки, и не только л°
в России, но и за границей. §и
Приобретение и прекращение у религиозных организаций права собственности □ 3]
ц ш н с
и пользования земельными участками регулируются Гражданским и Земельным кодексами РФ. Некоторые вопросы использования земель решаются в соответ-
ствии с Градостроительным кодексом РФ.
Земельное законодательство в сфере религиозных отношений основывается ИА
на принципе участия граждан и религиозных организаций в решении вопросов, пет
касающихся их прав на землю, согласно которому они имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие
<1 ж-
дениях
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены в законодательстве (ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В собственности религиозных организаций в соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ могут находиться земельные участки, расположенные в жилых и общественно-деловых зонах земель поселений (ст. 36, п. 5, 6 ст. 85 ЗК РФ; п. 3, 4 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ), а также земли сельскохозяйственного назначения (ст. 82 ЗК РФ). В случае изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, в том числе для строительства, если это затрагивает интересы религиозных организаций, последние в соответствии с основными принципами земельного законодательства имеют право участвовать в обсуждении и решении указанных вопросов (ст. 31 ЗК РФ).
Что касается земель сельскохозяйственного назначения, то религиозные организации могут использовать их, в соответствии со ст. 78 ЗК РФ, для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей (например, под сельскохозяйственное производство при монастыре).
Такие земельные участки могут быть предоставлены религиозным организациям из фонда перераспределения земель по их ходатайству.
Религиозные организации могут приобретать права на сельскохозяйственные земли также в результате сделок, предусмотренных ГК РФ. К ним относятся:
— продажа земельных участков (ст. 129, 161, 163, 209 и 549—557);
— дарение (ст. 572—581);
— пожертвование (ст. 582);
— обмен (мена) (ст. 567);
— наследование (ст. 1181 и 1182)6.
Брачно-семейное законодательство и религия
Этот вид отраслевого законодательства является самым древним, имеющим многовековую историю. Этому вопросу посвящены многотомные исследования в историко-правовой науке.
Вместе с тем богатейший опыт, накопленный на тысячелетнем историческом пути Русской православной церковью, позволяет утверждать, что брачно-семей-ное право с момента своего зарождения сформировалась как самостоятельная подотрасль церковного права и отличалось самобытностью и оригинальностью правовых норм7. Небольшой объем статьи не позволяет подробно и обстоятельно рассмотреть этот вид отраслевого законодательства. Более предметно он рассматривается в курсе «Каноническое право»8.
6 Погасий А. К. Указ. соч. С. 111—113.
7 Смыкалин А. С. Очерки истории Русской православной церкви. Омск : Омская академия МВД России, 2007. С. 51.
8 Смыкалин А. С. Каноническое право: на примере Русской православной церкви XI— XXI вв. М. : Проспект ; Екатеринбург : ИД Уральского гос. юридического ун-та, 2016. 394 с.
УНИВЕРСИТЕТА Юридическое религиоведение — новое Q|
имени o.e. кугафина(мгюа) направление отечественной юриспруденции
Заключение
Здесь приведены лишь основные отрасли права, регулирующие те или иные стороны деятельности религиозных организаций, но это не означает, что другие отрасли права не имеют отношения к церкви. Приведем один пример из процессуального законодательства.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г № 174-ФЗ (в редакции от 25 ноября 2013 г.) определяет, что при производстве по уголовному делу священнослужитель может быть допрошен в качестве свидетеля по обстоятельствам, ставшим известным ему на исповеди (п. 4 ч. 3 ст. 56). И это только один пример. Исследование проблем взаимоотношений отраслевых юридических наук и религии — задача большого научного коллектива, которая должна вылиться в объемную научную монографию.
Завершая тему истории государственно-конфесиональных отношений в России, необходимо отметить, что советский период оказал существенное влияние на развитие этих отношений в стране. К сожалению, историки права располагают еще далеко не всеми материалами, например, по проблеме взаимоотношений Русской православной церкви и органов государственной безопасности СССР. Лишь в постсоветский период стали рассматривать вопросы регулирования деятельности религиозных организаций отраслевым законодательством. Активная роль церкви в жизни сегодняшнего общества ставит на повестку дня вопрос об изменении ст. 14 Конституции РФ 1993 г., а признание церкви юридическим лицом является подтверждением этого. Конституция должна отражать реальные отношения в обществе, истинную роль религии в жизни современного общества.
Говоря о необходимости изучения курса «Юридическое религиоведение» важно отметить: р
— без изучения канонического права, выброшенного большевиками, курс исто- с рии государства и права России является неполным; □
— юристы, студенты юридических вузов, совершенно не знакомы с историей у
е
н п-и
ствующем кодексе присутствуют нормы канонического права; Оя
— активная роль церкви в жизни сегодняшнего общества ставит на повестку дня л и вопрос об изменении ст. 14 Конституции РФ как не отражающей реальные н т отношения в современном обществе. ч и Введение нового предмета, хотя бы в виде спецкурса, позволит закрыть брешь п п
в истории государственно-конфессиональных отношений в нашей стране.
государственно-религиозных отношений в нашей стране;
как показали проведенные исследования, практически в каждом ныне дей-
и
□ 2 ц ш н п
ша
пл
пь
ун
ж-
дениях
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Вологдин А. А. История отечественного государства и права. — М. : иэййа, 2015. — 719 с.
2. Исаев И. А. Основная норма («скрижали революционного закона») // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2018. — № 8. — С. 20—33.
3. Зюбанов Ю. А. Христианские основы уголовного кодекса Российской Федерации: сравнительный анализ норм УК РФ и Священного Писания. — М. : Юстина ; Проспект, 2007. — 414 с.
4. Погасий А. К. Религия и право. — Казань : Меддок, 2008. — 195 с.
5. Смыкалин А. С. Каноническое право: на примере Русской православной церкви XI—XXI вв. — М. : Проспект ; Екатеринбург : ИД Уральского гос. юридического ун-та, 2016. — 394 с.
6. Смыкалин А. С. Очерки истории русской православной церкви. — Омск : Омская академия МВД России, 2007.
7. Христианское учение о преступлении и наказании / А. А. Тер-Акопов [и др.]. — М. : Норма, 2009. — 335 с.
8. Тер-Акопов А. А. Христианство. Государство. Право. — М. : Изд-во МНэпУ, 2000. — 100 с.