Научная статья на тему 'Научное обоснование модели социальнопедагогического сопровождения социальной адаптации детей-инвалидов'

Научное обоснование модели социальнопедагогического сопровождения социальной адаптации детей-инвалидов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / DISABLED CHILDREN / КОМПОНЕНТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ / COMPONENTS OF INTELLECTUAL READINESS / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE DATA / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / INFORMATORY AND CRITERIAL VIEWPOINTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Давыдова Т. А.

Комплекс методов и результатов исследования, представленных в статье, позволяет создать представление о социальной адаптации детейинвалидов, обучающихся на дому. Работа посвящена исследованию различных видов моделей процессуальных и результативных аспектов интеллектуальной готовности подростка, содержательные и критериальные аспекты социальнопедагогического сопровождения социальной адаптации детей-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Давыдова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC GROUND FOR THE PATTERN OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF DISABLED CHILDREN DURING THEIR SOCIAL ADAPTATION

The complex of methods and results of the research conducted presented in the article allows to create the representation of the process of social adaptation of disabled children who are taught at home. This work is devoted to the examination of various models of processual and resultative aspects of a teenagers intellectual readiness, informatory and criterial viewpoints of social and pedagogical support of disabled children are highlighted.

Текст научной работы на тему «Научное обоснование модели социальнопедагогического сопровождения социальной адаптации детей-инвалидов»

• основополагающий принцип осуществления социального воспитания детей в сельском социуме - территориальный, максимально приближенный к условиям быта и труда семьи, населения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994.

2. Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. Минск: Амалфея, 2000. 448 с.

3. Мудрик А. В. Социализация вчера и сегодня. М.: Полиграф Мастер, 2006. 18 с.

4. Силласте Г. Г. Сельская школа и село России в начале XXI века. М., 2003.

5. Социальная педагогика в улусном социуме: учеб.-метод. комплекс / сост. К. Н. Сивцева. Якутск: изд-во ИРО МО РС (Я), 2004. 27 с.

6. Чехордуна Е. П. Педагогическое и этнокультурное взаимодействие микросоциумов якутского телбэ (села) в воспитании и развитии детей. М-во образования Респ. Саха (Якутия), Науч.-исслед. ин-т нац. школ Респ. Саха (Якутия). Якутск: Бичик, 2002. 88 с.

7. Данилов Д. А., Корнилова А. Г. Социально-воспитательная работа в сельском социуме: региональные аспекты организационно-педагогического обеспечения. Новосибирск: Наука: Сиб. издат. фирма РАН, 1999. 136 с.

8. Кулаковская Н. Н. Модель открытой школы как система взаимодействия с социумом. Якутск, 2003. 42 с.

9. Семенова П. М. Семья как самоорганизующаяся педагогическая система. М., 2003. 42 с.

10. Сивцева К. Н. Педагогическое обеспечение социальной поддержки сельской семьи. Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 2003. 19 с.

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

SCIENTIFIC GROUND FOR THE PATTERN OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF DISABLED CHILDREN DURING THEIR SOCIAL ADAPTATION

Т. А. Давыдова

Комплекс методов и результатов исследования, представленных в статье, позволяет создать представление о социальной адаптации детей-инвалидов, обучающихся на дому. Работа посвящена исследованию различных видов моделей процессуальных и результативных аспектов интеллектуальной готовности подростка, содержательные и критериальные аспекты социально-педагогического сопровождения социальной адаптации детей-инвалидов.

T. A. Davydova

The complex of methods and results of the research conducted presented in the article allows to create the representation of the process of social adaptation of disabled children who are taught at home. This work is devoted to the examination of various models of proces-sual and resultative aspects of a teenager's intellectual readiness, informatory and criterial viewpoints of social and pedagogical support of disabled children are highlighted.

Ключевые слова: дети-инвалиды, компоненты интеллектуальной готовности, процессуальные и результативные характеристики, объективные и субъективные показатели, педагогическое сопровождение.

Keywords: disabled children, components of intellectual readiness, informatory and criterial viewpoints, objective and subjective data, pedagogical support.

а ля раскрытия процессов социальной адаптации и социально-педагогического сопровождения необходимо обратиться к категориям «модель» и «моде-ие». К моделированию прибегают в двух случаях: первый, когда надо выяснить закономерности функционирования и развития такого объекта, который нельзя «пощупать», познакомиться с ним непосредственно; тогда модель

- объект в процессе последующего анализа. Второй, когда объект надо создать заново, конструировать его в реальной действительности; тогда его созданию должен предшествовать процесс моделирования. Моделирование - это специфический способ познания, при котором одна система (объект исследования) воспроизводится в другой (модели). Модель представляет собой упрощенное, определенным обра-

зом схематизированное отражение объекта или явления. Подходы философов к вопросу моделирования социальных явлений и объектов являются основой для разработки модели процесса социальной адаптации учащихся [1].

Реализованный в нашем исследовании подход предполагает логическое соединение операций прогнозирования и моделирования в единый подход. Это связано с тем, что базовой операцией процесса социального прогнозирования является разработка прогностических моделей изучаемого процесса, в нашем случае - процесса социально-педагогического сопровождения формирования социальной адаптивности и выбор наиболее вероятного варианта его изменения. Кроме того, конечной целью моделирования, помимо получения новых знаний о характеристиках, компонентах, взаимосвязях исследуемых явлений и процессов, является выявление их возможных трансформаций в будущем, то есть речь идет о прогнозировании. Известно, что моделирование является универсальным методом, который применяется на различных этапах исследования как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Функции, выполняемые моделированием, различны. На теоретическом уровне - это функции интерпретации, объяснения, предсказания, на эмпирическом - измерение и описание. На том и другом уровнях реализуется также критериальная функция [2].

Модель должна отвечать таким критериям (основным технологическим требованиям), как:

• концептуальность, которая предполагает опору на определенную научную концепцию (философскую, социологическую, психолого-педагогическую);

• системность, то есть наличие в модели основных признаков системы логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности;

• управляемость, связанная с возможностью диа-гностичного целеобразования, одним из аспектов которого является развитие личности в целом, планированием и предварительным проектированием процесса социального воспитания, разработкой алгоритма, а также поэтапной диагностикой;

• корректируемость, указывающая на возможность постоянной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов;

• эффективность по результатам и оптимальность по затратам;

• воспроизводимость, которая подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) модели.

При разработке модели можно учитывать этапы процесса психолого-педагогического моделирования:

• мотивационный - установление эмоционального контакта между педагогом и педагогом-психологом, педагогом-психологом и учащимися, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий;

• целеполагающий - раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для педагога, выработка общего языка, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции учителя, педагога-психолога относи-

тельно учащегося, распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества;

• проектировочный - разработка проекта образовательной программы на основании ориентировочной диагностики наличного уровня развития; ознакомление с проектом программы других участников образовательного процесса; психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса (не принимавших участие в разработке проекта программы);

• практический - практическая реализация образовательной программы, одновременно педагогом-психологом проводится текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях проводится текущая психологическая диагностика для определения причин и направлений разрешения затруднений;

• рефлексивно-диагностический - завершение процесса, итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию образовательной программы, перехода на следующую ступень образования.

Моделируя процесс социально-педагогического сопровождения социальной адаптивности личности, мы сочли необходимым названные признаки взять за основу. Таким образом, под системой мы будем понимать совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, которая проявляется во внутреннем единстве, взаимообусловленности всех элементов [3].

Осуществляя поиск подходов к рассмотрению формирования социальной адаптивности подростков с соматическими заболеваниями, обучающихся на дому, необходимо отметить, что процесс социальной адаптации детей, подростков и юношества реализуется в условиях конкретного социума с учетом особенностей конкретного человека. Успешность формирования адаптивности во многом будет зависеть и от того, какие процессы происходят в обществе.

Есть также некоторые общие позиции, которые можно и нужно вычленить и обозначить, чтобы оптимизировать социально-педагогическое сопровождение формирования социальной адаптивности учащихся. Технологический подход располагает такими возможностями и является основой для проектировочного освоения различных областей и аспектов социальной деятельности. Использование его в социально-педагогическом сопровождении формирования социальной адаптивности позволяет: анализировать и систематизировать на научной основе практический опыт; комплексно решать социальные и социально-воспитательные проблемы; создавать благоприятные условия для развития и социальной адаптации человека; снижать влияние неблагоприятных обстоятельств в процессе социальной адаптации; оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы; выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии для решения социально-педагогических проблем.

Технологический подход реализуется на научно-теоретическом и практическом уровнях посредством разработки

и реализации различных технологий, методов и методик, что вполне адекватно и применительно к процессу формирования социальной адаптивности воспитанников. Нужно отметить, что содержание понятия «технология» раскрывается и уточняется в зависимости от области человеческой деятельности. В отечественной и зарубежной теории и практике данный термин появился в технической сфере, но его происхождение позволяет экстраполировать его применение на другие области знания. Как отмечает Ю. В. Василько-ва, термин «технология» впервые появился в XVIII в. Публицист Федор Поликарпов рассматривал его как процесс отношений учителя и ученика, где средствами обучения и воспитания являются язык и книга [4].

Понятие «технология» в современной науке используется в различных значениях. С одной стороны, технология - это способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности. С другой стороны, технология - это практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда.

В широком смысле технология - это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения. При этом вне зависимости от трактовки понятия, как отмечает педагог Л. В. Мардахаев, любую научно и практически обоснованную технологию отличают следующие обязательные признаки: разделение процесса на взаимосвязанные этапы; координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели); однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели. Более того, понятие «технология» в современных условиях используется в различных сферах жизни общества, и в связи с этим в научной литературе рассматриваются социальные технологии, педагогические технологии, технологии обучения и воспитания, социально-педагогические технологии, социально-воспитательные технологии. Наиболее широким является понятие «социальная технология», которое в большей мере используется социологами. Но, поскольку основной категорией нашего исследования является понятие «социальная адаптивность», которое рассматривается нами на стыке педагогики, психологии, социологии, мы считаем необходимым обратиться к социальным технологиям [2].

Как свидетельствует анализ литературы, разработка социальных технологий в России привела к тому, что единого подхода к пониманию того, что же есть социальная технология, не существует. Из большого спектра подходов можно выделить такое определение: социальная технология - это специально созданная и эмпирически обоснованная система средств, приемов и способов, направленных на решение стандартных, типовых задач в рамках деятельности по управлению социальными объектами (их диагностике, проектированию и регуляции).

В социальной практике используются различные виды классификаций социальных технологий. Так, выделяют базовые, или общие, и частные социальные технологии. К базовым относятся технологии стратегического проектирования социального объекта. К частным технологии оперативного воздействия на социальный объект. Необходимым условием реализации социальных технологий является создание организационных структур, систем и выработка политики социального воздействия.

В логике нашего исследования базовые технологии соотносятся со стратегией социально-педагогического сопровождения формирования социальной адаптивности подростков Центра. Частные технологии, в свою очередь, применительно к нашему исследованию - это тактика и техника сопровождения формирования социальной адаптивности. Необходимость социальных технологий обусловлена тем, что любому практическому действию предшествует модель, проект, а также и то, что любая технология рационализирует как последовательность действий, так и, что не менее важно, их последствия.

Однако нужно отметить, что технологии социального воспитания все-таки в большой мере имеют педагогическое основание и реализуются как в образовательных учреждениях, так и в учреждениях социального обслуживания семьи и детей.

Таким образом, проведенные исследования позволяют сформулировать ряд выводов:

1. Моделирование является универсальным методом, который применяется на различных этапах исследования как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Функции, выполняемые моделированием, различны: на теоретическом уровне - это функции интерпретации, объяснения, предсказания, на эмпирическом - измерение и описание.

2. Базовые технологии в исследовании моделирования соотносятся со стратегией социально-педагогического сопровождения формирования социальной адаптивности подростков Центра, а частные технологии, в свою очередь, применительно к нашему исследованию - это тактика и техника сопровождения формирования социальной адаптивности.

3. Необходимость социальных технологий обусловлена тем, что любому практическому действию предшествует модель, проект, а также и то, что любая технология рационализирует как последовательность действий, так и, что не менее важно, их последствия.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кулагина Е. В. Адаптация семей с детьми-инвалидами к современным экономическим условиям: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2004.

2. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо МО РФ от 27. 06. 2003 г. № 28-51-513/16 / под ред. Н. Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.