Научная статья на тему 'Анализ особенностей социально-педагогического сопровождения социальной адаптации детей- инвалидов, обучающихся на дому'

Анализ особенностей социально-педагогического сопровождения социальной адаптации детей- инвалидов, обучающихся на дому Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
377
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / DISABLED CHILDREN / КОМПОНЕНТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ / COMPONENTS OF INTELLECTUAL READINESS / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE DATA / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / PROCEDURE AND EVENTUAL IDEAS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Давыдова Т. А.

Работа посвящена исследованию процессуальных и результативных аспектов интеллектуальной готовности подростка, представленных в объективных и субъективных показателях и позволяющих определить специфическое наполнение, содержательные и критериальные аспекты социально-педагогического сопровождения социальной адаптации детей-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF SOCIAL ADAPTATION OF DISABLED CHILDREN STUDYING AT HOME

The work is devoted to the research of procedure and eventual aspects of disabled children`s intellectual readiness that as a supplement to objective and subjective data permit to define a specific fulfillment, content and criteria aspects of development technology of intellectual capabilities, social and pedagogical support of disabled children.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей социально-педагогического сопровождения социальной адаптации детей- инвалидов, обучающихся на дому»

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ

ANALYSIS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF SOCIAL ADAPTATION OF DISABLED CHILDREN STUDYING AT HOME

Т. А. Давыдова

Работа посвящена исследованию процессуальных и результативных аспектов интеллектуальной готовности подростка, представленных в объективных и субъективных показателях и позволяющих определить специфическое наполнение, содержательные и критериальные аспекты социально-педагогического сопровождения социальной адаптации детей-инвалидов.

Ключевые слова: дети-инвалиды, компоненты интеллектуальной готовности, процессуальные и результативные характеристики, объективные и субъективные показатели, педагогическое сопровождение.

T. A. Davydova

The work is devoted to the research of procedure and eventual aspects of disabled children's intellectual readiness that as a supplement to objective and subjective data permit to define a specific fulfillment, content and criteria aspects of development technology of intellectual capabilities, social and pedagogical support of disabled children.

Keywords: disabled children, components of intellectual readiness, procedure and eventual ideas, objective and subjective data, pedagogical support.

Конституция РФ предоставляет право на образование каждому, не останавливаясь на инвалидах отдельно, что в целом соответствует концепции образования, заложенной в качестве приоритета [1]. Эта концепция предусматривает, что больные дети, по возможности, должны оставаться в общеобразовательном процессе, поскольку именно в период обучения формируется ментальная и социальная позиция человека как условие гармоничного развития личности. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно ст. 18 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», в случае, если общая система для них недоступна, проходит в специальных учреждениях или на дому. Проблема формирования социальной адаптивности актуальна также для подростков, обучающихся на дому, не имеющих статуса инвалидности, но страдающих различными тяжелыми хроническими заболеваниями» [2-3].

Проблема педагогического сопровождения развития личности в процессе его жизнедеятельности носит комплексный характер и, следовательно, обусловливает потребность в ее структуризации на основе многоуровневого подхода. Данный подход, в свою очередь, предполагает вычленение в ней категорий всеобщего, особенного и отдельного, выступающих ступенями изучения данной проблемы. По основанию механизма реализации педагогического сопровождения развития человека эта проблема носит социальный характер, так как возникает на уровне механизмов взаимодействия людей в социальной среде. По основанию формы существования данная проблема относится к комбинированным, то есть она одновременно выступает во временной, пространственной и институциональной формах. По сущностному основанию данная проблема может быть отражена посредством системно-структурных, процессуальных и деятельностных характеристик. И, наконец, по основанию содержания данная проблема может быть проанализирована опять-таки с использованием категорий «всеобщее - отдельное - единич-

ное». Совокупность этих и некоторых других оснований в их последовательном применении и обеспечивает комплексный анализ проблемы педагогического сопровождения развития личности человека [4, с. 280-287].

На уровне всеобщего педагогическое сопровождение обусловливается категорией «взаимодействие». Учитывая социальный характер проблемы, ведущей, базовой становится категория «социальное взаимодействие», под которым понимается процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью. В процессе такого взаимодействия осуществляется развитие человека на его жизненном пути, в чередовании конкретных жизненных и социальных ситуаций.

Поскольку человек на пути своего развития не изолирован от других, а находится с ними в процессе социального общения, взаимодействия, совместного движения вперед (прогрессивное развитие) или назад (регрессивное развитие), постольку эти люди находятся рядом с ним, то есть сопровождают его развитие от момента рождения до момента смерти человека в глубокой старости [5]. В процессе сопровождения развития человека он сам и его окружение занимают определенные социальные позиции, ячейки социального пространства со своими функциями по отношению друг к другу. Действуя в рамках этих ролей, каждый из них выполняет своего рода «социальный заказ», выполняя предписанную им общественными ожиданиями функцию. Нарушение функции сопровождения одними людьми по отношению к другим практически всегда является причиной появления «педагогических девиантов», социальных сирот (безнадзорных и беспризорных детей), одиночества человека (особенно в его старости), бездомных людей и бродяг. Педагогическое взаимодействие - процесс (система, вид деятельности), происходящий между воспитателем и воспитанни-

ком в ходе учебно-воспитательной работы, во времени, в конкретных институтах социума и направленный на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие выступает как развивающийся и развивающий процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя.

Теоретическая идея об обязательном оказании помощи детям и подросткам, оказавшимся в кризисных ситуациях, была реализована в работе центров и служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития детей. Содержание социально-педагогического сопровождения социализации, развития детей и подростков реализуется посредством функций воспитания, обучения и образования, каждая из которых оставляет свой след в человеке.

Таким образом, под сопровождением понимается процесс, который обеспечивает человека определенными гарантиями в получении поддержки, помощи, защиты. Сопровождение опирается на взаимодействие всех субъектов социализации: психолога, педагогов дополнительного образования, социального педагога, подростков, родителей, администрации, - направленное на прогнозирование перспектив социализации подростков, обучающихся на дому, стимулирование их самоактивности, самопознания, самореализации. Носителем проблемы социализации, адаптации является в каждом конкретном случае он сам, его родители, педагоги и ближайшее окружение. В современной российской науке исследование проблемы социально-педагогического сопровождения отражено в работах М. Р. Битяновой, Э. Ф. Зеера, Л. В. Соловьевой, Т. М. Чурековой и др. Но социально-педагогическое сопровождение как проблема недостаточно освещена как в научно-педагогической печати, так и в теории социальной работы; отсутствует обобщенный опыт социализации детей с соматическими заболеваниями в связи с обучением на дому. Описаны организация обучения детей и подростков в соответствии с нормативно-правовыми документами (законом, постановлениями, инструкциями, методическими рекомендациями и др.). Действенное социально-педагогическое сопровождение социализации ребенка с ограниченными возможностями в реабилитаци-онно-образовательном процессе возможно только при участии семьи. Это обуславливает необходимость разработки в системе сопровождения адресных программ, обращенных к поддержке семьи в целом [6, с. 11].

Основными направлениями социально-педагогической деятельности, отмечаются следующие:

• деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;

• деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы;

• социально-педагогическая деятельность включает две составляющие: непосредственную работу с ребенком; посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, кор-рекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных. Принципы социально-педагогической деятельности: индивидуальный подход; опора на положительные стороны личности подопечного; объективность подхода к подопечному, конфиденциальность.

Цель социально-педагогической деятельности - ожидаемые позитивные изменения в человеке, которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно выстроенной и проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога - это оказание подопечному комплексной социально-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

Главной проблемой, которую необходимо решить при социально-педагогическом сопровождении формирования социальной адаптивности подростков, обучающихся на дому, является проблема освоения коммуникативной культуры, установления социальных связей в процессе совместной деятельности со сверстниками, накопления социального опыта, безболезненного вхождения в систему общественных связей и отношений, развитие самоактивности, самопознания, позитивной инициативности.

Социально-педагогическое сопровождение формирования социальной адаптивности подростков, обучающихся на дому, поможет снизить эмоционально-психическое напряжение, снять страх в общении со сверстниками и взрослыми, вызванный чувством ущербности, укрепить способность к произвольным действиям и волевым усилиям, придать уверенность в своих силах и возможностях в учении, общении, профессиональной ориентации. Как следствие, может быть выработано свое внутреннее правило «захочу и смогу!».

Здесь социально-педагогическое сопровождение формирования социальной адаптивности выступает как оптимальное условие для всестороннего развития личности и успешной адаптации к условиям социокультурной среды учреждения социального обслуживания семьи и детей, интеграции в коллектив сверстников, специалистов учреждения через активное взаимодействие в процессе разнообразных видов деятельности. Социально-педагогическое сопровождение формирования социальной адаптивности подростков, обучающихся на дому, выступает в нашем исследовании как явление, процесс, результат [4, с. 311].

Технология социально-педагогического сопровождения формирования социальной адаптивности соматически ослабленного подростка, обучающегося на дому, представляет собой целенаправленный процесс. Социально-педагогическое сопровождение формирования социальной адаптивности осуществляется социальным педагогом, который знает своеобразие подростков, обучающихся на дому, их типичные социально-педагогические проблемы и способы оказания профессиональной помощи в их преодолении, привлекая при необходимости других специалистов. Особенностью профессиональной дея-

тельности социального педагога в процессе сопровождения выступает умение работать с родителями (членами семьи), включать их в технологию социально-педагогического сопровождения, добиваясь от них активного участия. На современном этапе социально-педагогическое сопровождение как проблема недостаточно освещена как в научно-педагогической печати, так и в теории социальной работы, отсутствует обобщенный опыт формирования социальной адаптации детей с соматическими заболеваниями, обучающихся на дому. Вопросы воспитания детей с соматическими заболеваниями, обучающихся на дому, в исследованиях встречаются крайне редко.

В деятельности закладываются и формируются социально значимые качества личности. Таким образом, в основе социально-педагогического сопровождения формирования социальной адаптивности подростков, обучающихся на дому, лежит социально-педагогическая деятельность, опирающаяся на методологию личностно-ори-ентированного и деятельностного подхода [6, с. 14]. Социально-педагогическое сопровождение формирования социальной адаптивности подростков, обучающихся на дому, - это целесообразный процесс познания подростка, диагностики их проблем, прогнозирование перспектив его социального развития, самопроявления, возможных социальных проблем и обеспечения их самостоятельного преодоления, формирование у них умений и навыков социальной безопасности, а также процесс создания соответствующих ситуаций, стимулирующих их самореализацию, социализацию, адаптацию.

Таким образом, делая выводы, целесообразно отметить следующее:

1. Социально-педагогическая деятельность является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена во времени, в течение которого решается проблема ребенка.

2. Социально-педагогическая деятельность рассматривается как способ гармонизации отношений человека, группы и среды на основе удовлетворения потребности в социокультурной адаптации и самореализации, осуществляемой на основе развития личности, с одной стороны, и педагогической среды - с другой.

3. Социально-педагогическое сопровождение призвано стимулировать включение подростков в самостоятельную деятельность, которая может носить коллективный, совместный с другими людьми (педагогами, сверстниками) характер. В деятельности закладываются и формируются социально значимые качества личности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ от 12.12.1993 // Рос. газ. 1993. 25 дек. (№ 237).

2. Закон «О социальной защите инвалидов в РФ», от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ // Рос. газ. 1995. 24 нояб.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 6 ноября 2011 г. № 299-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"» от 9 ноября 2011 г. // Рос. газ. 2011. 9 нояб.

4. Липский И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2004.

5. Полетаева О. В. Организация образовательной среды для детей с невысоким уровнем готовности к школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Спец. 13.00.01 - общая педагогика. Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2000. 19 с.

6. Вдовина С. А. Индивидуальные образовательные траектории как средства реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы: автореф. дис. . канд. пед. наук. Спец. 13.00.01 - общая педагогика. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2000. С. 11.

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

THE POINT OF POPULATION S SOCIAL PROTECTION AND ITS FORMING MECHANISMS

А. А. Расковалов

Анализ механизмов социальной защиты, представленный в статье, позволяет создать представление о системе экономических, организационных и правовых мер, осуществляемых государством, обществом, другими социальными институтами, которые призваны предотвращать неблагоприятные воздействия на людей со стороны социальной среды и смягчать последствия таких воздействий.

A. A. Raskovalov

Social protection and its mechanisms presented in the article help to create a picture about the system of economic, organizational, administrative and legal measures implemented by society, population or by any other social establishment that are called to prevent unfavorable influence on people by social strata as well as to ease its consequences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.