Научная статья на тему 'Социализация детей с соматическими заболеваниями, обучающихся на дому, как социально-педагогическая проблема'

Социализация детей с соматическими заболеваниями, обучающихся на дому, как социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
189
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / DISABLED CHILDREN / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ДЕТИ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ / MEDICALLY ILL CHILDREN / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE DATA / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / PEDAGOGICAL PROBLEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Давыдова Т. А.

Комплекс методов и результатов исследования, представленных в статье, позволяет создать представление о социализации детей с соматическими заболеваниями, обучающихся на дому. Работа посвящена исследованию различных видов моделей процессуальных и результативных аспектов интеллектуальной готовности подростка с соматическими заболеваниями, содержательные и аспекты с критериями социально-педагогического сопровождения социальной адаптации детей с соматическими заболеваниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Давыдова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the complex of methods and results which allow to create a view of the process of socialization of medically ill children studying at home. It also analyzes the research of various models of eventual aspects of medically ill teenagers` intellectual readiness, viewpoints of social and pedagogical support of medically ill children during their social adaptation.

Текст научной работы на тему «Социализация детей с соматическими заболеваниями, обучающихся на дому, как социально-педагогическая проблема»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ, КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Т.А. Давыдова

Аннотация. Комплекс методов и результатов исследования, представленных в статье, позволяет создать представление о социализации детей с соматическими заболеваниями, обучающихся на дому. Работа посвящена исследованию различных видов моделей процессуальных и результативных аспектов интеллектуальной готовности подростка с соматическими заболеваниями, содержательные и аспекты с критериями социально-педагогического сопровождения социальной адаптации детей с соматическими заболеваниями.

Ключевые слова: дети-инвалиды, социализация, дети с соматическими заболеваниями, объективные и субъективные показатели, педагогическая проблема.

Summary. The article deals with the complex of methods and results which allow to create a view of the process of socialization of medically ill children studying at home. It also analyzes the research of various models of eventual aspects of medically ill teenagers4 intellectual readiness, viewpoints of social and pedagogical support of medically ill children during their social adaptation.

Keywords: disabled children, socialization, medically ill children, objective and subjective data, pedagogical problem.

162

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой в значительной мере зависят от степени восприятия окружающей среды.

Понятие «социализация» в обобщенном виде характеризует процесс усвоения индивидом определенной си-

стемы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Все это характеризует человека как объекта социализации. Однако человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и культурные ценности в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Социализация становится успешной для человека, если в процессе ее полу-

Преподаватель ^

4 / 2012

чает развитие его личность, формируется его социальная адаптивность.

В разных научных школах понятие социализации получило свою интерпретацию. Достаточно часто социализация понималась как процесс приспособления ребенка к социальной среде через усвоение социальных норм. С точки зрения современной социальной психологии социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. На уровне конкретных эмпирических исследований социализации подростка наиболее изучена первая составляющая процесса социализации, касающаяся социальных условий, способствующих формированию моделей социального поведения подростков [1].

Вторая сторона социализации - процесс активного воспроизводства совокупности социальных норм и правил, как правило, в меньшей степени был и остается предметом самостоятельного анализа. Основой для теоретического рассмотрения проблемы социализации подростков стали теоретические концепции различных научных школ и направлений. Биогенетические теории в качестве общих теоретических оснований в изучении проблемы социализации берут за основу эволюционную теорию Ч. Дарвина и биогенетическую концепцию Э. Геккеля. Социогенетические теории подчеркивают взаимосвязь процесса социализации и культурной среды.

Процесс социализации включает в себя как биологические предпосылки (филогенез), так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду (онтогенез) в результате активного взаимодействия между ним и окружающим социальным миром. В процессе этого взаимодействия осуществляется

социальное признание; социальное общение; овладение навыками практической деятельности; активное переустройство окружающего мира.

Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений. С другой стороны, это процесс личностных изменений, социального становления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений, определенной системы ценностей, способов поведения, знаний и представлений (то есть социокультурного опыта), позволяющих успешно функционировать человеку как члену общества путем вхождения в социальную среду.

Социализация включает в себя также процесс индивидуализации как порождение и рефлексию индивидом собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта. Социализация предполагает включение индивида в систему социальных связей и процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду, что является неотъемлемой составляющей социализации. Таким образом, процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром и есть социализация [2]. В сложном процессе взаимности и отражения устанавливается определенная симметрия между внутренним миром индивида и внешним социальным миром, в рамках которого он проходит социализацию.

Существуют различные подходы к выделению стадий социализации на

163

4 / 2012

Преподаватель XXI

ВЕК

164

основе разных критериев: ведущий вид деятельности, ведущий институт социализации и т.д. Наиболее признанной является точка зрения, согласно которой этапы социализации соотносятся с возрастной периодизаций жизни человека.

Социализация осуществляется через ряд разнообразных механизмов: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Традиционный механизм социализации - это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению. Институциональный механизм реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры [3, с. 57].

В ходе социализации индивиды усваивают различные нормы, которыми им приходится непрерывно руководствоваться в своем взаимодействии с другими людьми. Совокупность таких норм, регулирующих социальные отношения и непосредственное общение в той или иной сфере жизнедеятельности, образует тот или иной социальный институт. Уяснив в общем виде содержание понятия «социализация» применительно к подростковому возрасту, важно определить, что же является показателями, отражающими содержание на операционном уровне.

Соматические отклонения здоровья оставляют свой след на личности подростка, прежде всего они влияют на профессиональное самоопределение и осуществление трудовой деятельности. Осознание наличия патологии ведет к неадекватной оценке своих возможностей и способностей, уровня притязаний, безынициативности, несамостоятельности такого подростка.

Реальная жизнь, к которой готовятся подростки с соматическими заболеваниями, обучающиеся на дому, предъявляет к ним совокупность требований. Данный факт диктует необходимость социально-ориенти ро ванного подхода к их подготовке к интеграции в общество. Суть такого подхода определяется необходимостью отношения к подросткам с соматическими заболеваниями, обучающимся на дому, как полноценным, социально ориентированным членам общества, и формированием у них социальной адаптивности, готовности и способности реализовать себя в социуме.

В настоящее время усиленное внимание к разработке этой проблемы детерминировано потребностями решения практических задач, связанных с ускорением процесса адаптации человека к новым условиям в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политико-правовой и др. Воздействие на ход включения личности в новую социальную среду с целью оптимизации этого противоречивого процесса возможно лишь в том случае, если познана его сущность, структура и механизмы, а также специфика его протекания в различных областях социальной жизни [4, с. 22].

Для реализации социально-педагогического подхода в подготовке подростков с соматическими заболеваниями, обучающихся на дому, к интеграции в общество необходимо выявить, от чего зависит его адаптивность, к чему следует готовить и как наиболее целесообразно реализовать социализацию в условиях учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Существуют следующие механизмы социально-психологической адаптации личности: когнитивный (включает все

Преподаватель XX

ЕК

4 / 2012

психические процессы, связанные с познанием: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т.д.); эмоциональный (включает различные чувства, эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т.д.); поведенческий (определенная целенаправленная деятельность человека в социальной практике).

Социальная адаптация - это процесс приспособления индивида к изменившейся среде. Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды (реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья), сложившихся в нем форм социального взаимодействия, а также характерных для него форм деятельности. При этом социальная адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения (то есть изменения тех норм и ценностей, а также форм социального взаимодействия и деятельности, которые он должен принять), и пассивную, когда он не стремится к воздействию на нее [1].

Показатели успешной социальной адаптации: высокий социальный статус индивида в новой социальной среде и его психологическая удовлетворенность ею (например, удовлетворенность общением со сверстниками в Центре). Показателями низкой социальной адаптации являются перемещения индивидуума в другую социальную среду. Наиболее значимые для социальной адаптации социально-демографические характеристики индивида - его образование и возраст.

Таким образом, проведенные исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Все это характеризует человека как объекта социализации.

2. Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации, и в качестве субъекта человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и культурные ценности в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Социализация становится успешной для человека, если в процессе ее получает развитие его личность, формируется его социальная адаптивность.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образова- 1ЬЗ ния. - Письмо МО РФ от 27.06.2003 г.

№ 28-51-513/16 / Под ред. Н.Ю. Синягиной, С.Г. Косарецкого // Вестник образования. - 2003. - № 18.

2. Кулагина Е.В. Адаптация семей с детьми-инвалидами к современным экономическим условиям: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - М., 2004.

3. Богачева Н.В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российском обществе: Дис. ... канд. соц. наук. - Казань, 2005.

4. Гребенкина Н.В. Прогнозирование возможности обучения детей с ослабленным здоровьем в условиях реабилитационного периода: Автореф. дис. ... канд. пед наук: 13.00.01 - общая педагогика. - Тюмень: Тюм. гос. ун-т, 1999. ■

4 / 2012

Преподаватель

ВЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.