Научная статья на тему 'Оценка этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов специалистами социальных организаций'

Оценка этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов специалистами социальных организаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
397
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / СЕМЬИ И ДЕТИ МИГРАНТОВ / УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Суслова Татьяна Фёдоровна, Комарова Наталия Михайловна, Грибкова София Владимировна

В статье представлены результаты исследования оценки социальными работниками миграционной ситуации в России и проблем детей из семей мигрантов, возникающих в процессе их этнокультурной адаптации. Исследование проводилось с помощью метода письменного опроса 142 социальных работников. Были выявлены типичные, с точки зрения социальных работников, проблемы детей мигрантов, условия и механизмы успешности этнокультурной адаптации детей мигрантов и наиболее часто используемые в социальных организациях мероприятия, направленные на оказание помощи семье и детям мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Суслова Татьяна Фёдоровна, Комарова Наталия Михайловна, Грибкова София Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the study which covers the social workers’ assessment of the migration situation in Russia and the problems of children from migrant families that arise in the process of their ethno-cultural adaptation. The study was conducted using the method of a written survey a survey of 142 social workers. Typical, from the point of view of social workers, problems of migrant children, the conditions and effectiveness of ethno-cultural adaptation of children from migrant families and the most frequently used activities in social organizations, aimed at helping the family and migrant children, were identified.

Текст научной работы на тему «Оценка этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов специалистами социальных организаций»

УДК 316 . 35

Б01: 10.18384/2310-7235-2019-1-50-65

оценка этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов специалистами социальных организаций

Суслова Т. Ф., Комарова Н. М, Грибкова С. В.

Московский государственный областной университет 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлены результаты исследования оценки социальными работниками миграционной ситуации в России и проблем детей из семей мигрантов, возникающих в процессе их этнокультурной адаптации. Исследование проводилось с помощью метода письменного опроса 142 социальных работников. Были выявлены типичные, с точки зрения социальных работников, проблемы детей мигрантов, условия и механизмы успешности этнокультурной адаптации детей мигрантов и наиболее часто используемые в социальных организациях мероприятия, направленные на оказание помощи семье и детям мигрантов.

Ключевые слова: этнокультурная адаптация, семьи и дети мигрантов, условия и механизмы успешной адаптации детей мигрантов, социальная работа и помощь.

estimation of the ethno-cultural adaptation of children from families of migrants by specialists of social organizations

T. Suslova, N. Komarova, S. Gribkova

Moscow Region State University

24 Vera Voloshina ul, Mytyshi, Moscow reg. 141014, Russian Federation Abstract. The article presents the results of the study which covers the social workers' assessment of the migration situation in Russia and the problems of children from migrant families that arise in the process of their ethno-cultural adaptation. The study was conducted using the method of a written survey - a survey of 142 social workers. Typical, from the point of view of social workers, problems of migrant children, the conditions and effectiveness of ethno-cultural adaptation of children from migrant families and the most frequently used activities in social organizations, aimed at helping the family and migrant children, were identified. Keywords: ethno-cultural adaptation, migrants' families and children, conditions and mechanisms for successful adaptation of children from migrant families, social work and assistance.

В настоящее время практически этносодержащих отношений как но-каждый человек включён в систему ситель культурных традиций, системы

© CC BY Суслова Т. Ф . , Комарова Н . М. , Грибкова С В. , 2019 .

vsoy

связей своего этноса . Попадая в чужую страну, мигранты переживают чувство социальной фрустрации, при этом собственная этническая принадлежность начинает выступать «как аварийная группа поддержки, наиболее доступная форма групповой идентичности для больших масс людей» [9, с . 81]. В силу этого невысоко стремление мигрантов интегрироваться в общество другой страны, что нередко приводит к нарастанию межэтнического напряжения и конфликтов

Наиболее «сложной» группой мигрантов являются подростки, многим из которых особенно на первых этапах адаптации сложно интегрироваться в образовательный и социальный контекст общественной жизни принимающей страны [3; 4; 6; 14; 17].

Трудности адаптации мигрантов, переживание социальной напряжённости, связанной с адаптацией, как отмечается в эмпирических исследованиях отечественных и зарубежных учёных, часто приводят к формированию негативных эмоциональных состояний и социального самочувствия у подростков, психологических защит и демонстративного поведения Теоретически обоснована и эмпирически установлена связь трудностей адаптации детей из семей мигрантов и ряда социальных и психосоциальных факторов, препятствующих успешности этого процесса [2; 7; 8; 10; 11; 15; 16; 18]. Разработаны социально-психологические и образовательные программы, предложены формы работы по оказанию психологической помощи детям из семей мигрантов [2; 8; 10; 14; 17].

Однако теперь уже недостаточно опираться только на ресурсы образовательных организаций и психологи-

ческих центров, на которых ложится основная нагрузка в решении проблем, возникающих у детей из семей мигрантов в процессе этнокультурной адаптации, но и важно активно подключаться к данному процессу национально-культурным институтам национальных диаспор и социальным организациям, т е важны комплексная работа различных специалистов и внедрение в их деятельность междисциплинарного подхода

Изменение в работе и внедрение комплексного подхода в решение проблем детей из семей мигрантов связаны также с тем, что число мигрантов в России будет постоянно увеличиваться, а значит, будет увеличиваться и нагрузка на специалистов образовательных и других организаций

Увеличение числа мигрантов, в том числе приезжающих в Российскую Федерацию вместе с семьями, можно объяснить не только желанием улучшить свою жизнь и обезопасить жизни своих детей, но и изменениями в миграционной политике РФ . Так, 31.10 . 2018 Президентом Российской Федерации была подписана новая Концепция государственной миграционной политики на 2019-2025 гг. (взамен Концепции на 2012-2025 гг. ), согласно которой Россия будет открыта для всех, кто выберет её для проживания и работы . С этой целью упрощаются правила въезда, включая выдачу виз, а также процедура предоставления российского гражданства. Миграционная политика «должна быть направлена на создание благоприятного режима для добровольного переселения в Российскую Федерацию лиц, в том числе покинувших ее, которые способны включиться в систему позитивных социальных

связей и стать полноправным членом российского общества»1 .

В этой статье рассматриваются результаты исследования представлений социальных работников о миграционной политике, проблемах, возникающих у детей из семей мигрантов, условиях и механизмах, которые, по их мнению, будут способствовать успешности этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов

Нельзя сказать, что социальная работа с мигрантами, в том числе с семьями и детьми, в отечественной социальной практике отсутствует Имеются исследования, в которых описывается опыт социальной работы с мигрантами, представлены концептуальные и прикладные её аспекты [1; 5; 12; 13]. Однако практически отсутствуют исследования взглядов самих специалистов на состояние социальной работы с детьми мигрантов

Методы и процедура исследования

Объектом исследования являлись представления социальных работников о проблемах, возникающих у детей из семей мигрантов, условия и механизмы оказания социально-психологической поддержки процесса этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов

В исследовании решались следующие задачи:

1) выявить проблемы детей из семей мигрантов, какими их видят социальные работники;

1 Указ Президента РФ от 31.10 . 2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 гг. » .

2) выделить направления оказания помощи детям из семей мигрантов в учреждениях социальной защиты;

3) выделить условия и механизмы успешности этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов и её оценку специалистами социальной сферы

В исследовании приняли участие социальные работники из 82 организаций (М = 120): г. Москвы, Московской области (63 организации), представители 19 социальных организаций из Пермского края, Ростова-на-Дону, Воронежской, и Брянской области (М = 22), всего 142 респондента (М = 142) .

В качестве диагностического инструмента использовалась разработанная нами анкета, направленная на выявление мнения специалистов социальной сферы о процессе этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов в России и роли социальных и других организаций в нём

Анкета состояла из трёх блоков, включающих в себя 19 вопросов:

1) оценка миграционной ситуации в России и проблем детей из семьи мигрантов, вызванные ею;

2) выявление направлений оказания помощи детям из семей мигрантов;

3) изучение условий и механизмов эффективности этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов с точки зрения специалистов социальной сферы

Каждый вопрос содержал от 17 до 23 вариантов ответа, которые предлагалось оценить по 4 шкалам: «скорее согласен, чем не согласен», «согласен», «скорее не согласен, чем согласен», «не согласен» Или по 5 шкалам: «очень редко», «иногда», «никогда», «часто», «очень часто»

VV

Время проведения опросов: июль -сентябрь 2018 г.

Результаты и их интерпретация

Было выявлено, что большая часть социальных работников оценивает миграционную ситуацию в России как нормальную, не вызывающую больших проблем (52,1%), однако достаточно большое число респондентов расценивают её как кризисную (40,8%) .

Миграционная ситуация как кризисная и катастрофическая в основном была оценена представителями социальных организаций Москвы и Московской области . Этому можно найти объяснения, так как именно этот регион, как и другие мегаполисы, чаще всего выбирают мигранты в качестве места для проживания со своими семьями и трудоустройства или только для заработка с целью обеспечения своих семей на родине . Большое скопление в этом регионе мигрантов и частые столкновения коренных жителей с ними вызывают у последних чувство тревоги, детерминирующей восприятие миграционной ситуации как кризисной, порой выходящей из-под контроля местных органов власти и внутренних дел

При реализации ключевых положений Концепции государственной миграционной политики в части выстраивания мигрантами «системы позитивных социальных связей и становления полноправным членом российского общества» необходима целенаправленная работа различных государственных и негосударственных организаций по оказанию поддержки в этнокультурной адаптации мигрантам, в первую очередь детям

Каким образом выстраивается работа с мигрантами социальными ор-

ганизациями, в чём их роль и какова их оценка проблем детей из семей мигрантов и условий для эффективной этнокультурной адаптации - ответы на эти вопросы дают результаты последующих вопросов анкеты

Респондентам было предложено оценить способности нынешних местных органов власти успешно решать проблемы, связанные с миграцией

Несмотря на то, что 54,9% специалистов социальных учреждений ответили положительно, остаётся достаточно большим процент респондентов, ответивших отрицательно (42,3%) . Исходя из анализа ответов на последующие вопросы, раскрывающие проблемы семей и детей мигрантов, представители социальных учреждений обеспокоены системой управления миграционными процессами и решением проблем мигрантов, возникающих в ходе данного процесса

Так, социальным работникам предлагалось выразить согласие или несогласие с 23 вариантами ответа, содержащими различные проблемы, которые вызывают у них большее беспокойство, связанное с миграционной ситуацией и политикой в стране в отношении детей мигрантов Варианты ответов были выделены нами на основе анализа исследований отечественных и зарубежных учёных, а также результатов пилотажного исследования, проведённого нами в 2014 г. (табл . 1) .

Вполне возможно, что, к примеру, профилактика межнациональных конфликтов и агрессивного поведения в отношении коренного населения (как и коренного населения к мигрантам) в современной России - вопрос «решённый», однако выделенные социальными работниками проблемы, которые они

отметили как важные, противоречат друг другу Именно низкий уровень профилактики конфликтов и агрессивного поведения детей, рост числа неблагополучных семей, нежелание детей и семей

идти на контакт с различными специалистами являются причинами формирования неадаптивного этнокультурного поведения детей из семей мигрантов и наличия большого числа проблем

Таблица 1. Распределение респондентов по степени согласия с проблемами, которые характеризуют современную миграционную ситуацию и политику в отношении семьи и детей мигрантов (в %)

Проблемы Степень согласия с предложенными вариантами ответа

Согласен / скорее согласен, чем не согласен Скорее не согласен, чем согласен / не согласен

Низкий уровень правовых знаний у семьи мигрантов 73.2 26,8

Отсутствие информации у мигрантов и членов их семей об организациях, способных оказать помощь в позитивной этнокультурной адаптации 69,0 31,0

Нежелание семей мигрантов контактировать с социальными организациями 63,3 36,7

Недостаточная социальная поддержка семей и детей-мигрантов в рамках деятельности социальных служб 52,1 47,9

Рост негативного отношения в образовательных, культурных и других организациях к детям мигрантов 50,7 49,3

Низкий уровень консолидации образовательных, социальных и национальных организаций и объединений по эффективной социально-психологической поддержке этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов 50,7 49,3

Личная безопасность детей из семей мигрантов 44,7 55,3

Нежелание семей мигрантов контактировать с национальными сообществами, диаспорами и т. д . 49,3 50,7

Низкий уровень вовлеченности различных национальных организаций и объединений (национальных диаспор, национально-культурных организаций (НКО), Домов и Центров национальности и т.п. ) в процесс этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов 52,1 47,9

viv

Проблемы Степень согласия с предложенными вариантами ответа

Согласен / скорее согласен, чем не согласен Скорее не согласен, чем согласен / не согласен

Рост числа неблагополучных семей мигрантов 59,2 40,8

Нежелание семей мигрантов контактировать с образовательными организациями 40,8

Низкий уровень профилактики межнациональных, этнических конфликтов среди детей из семей мигрантов в социальной службе 59,2 42,2

Низкий уровень профилактики межнациональных, этнических конфликтов среди детей из семей мигрантов в образовательной организации 60,1 39,9

Социальным работникам был задан вопрос: «С какими проблемами, с вашей точки зрения, сталкиваются дети из семей мигрантов в процессе

этнокультурной адаптации к условиям проживания в принимающей стране?» Эти проблемы представлены в таблице 2

Проблемы Частота встречаемости проблем

Часто и очень часто иногда никогда

Отсутствие информации, необходимой для эффективной ориентации в новом окружении 84,4 11,3 4,2

Трудности адаптации к условиям обучения в образовательных организациях 80. 3 15,5 4,2

Успеваемость в школе 80,3 15,5 4,2

Ощущение чувства беспомощности и бессилия справляться с трудными ситуациями, возникающими в процессе этнокультурной адаптации 64,7 19,7 15,5

Трудности в общении со сверстниками в образовательных организациях 63,4 28,1 8,5

Недостаточная социальная поддержка со стороны социальных служб 52,0 31,6 15,5

Наличие у детей-мигрантов недоверия в отношении новой страны, культуры 42,3 18,3 38,0

Трудности в усвоении русского языка, культуры и обычаев России 41,3 43,7 25,0

Таблица 2. Распределение частоты встречаемости проблем, с которыми сталкиваются дети мигрантов (в %)

Проблемы Частота встречаемости проблем

Часто и очень часто иногда никогда

Общение с местным населением в местах досуга и отдыха и других социальных и общественных местах 47,9 40,8 11,3

Недостаточная образовательная и воспитательная поддержка со стороны преподавателей в образовательной организации 26,7 66,3 7,1

Разрешение ситуации негативного отношения к себе в образовательных, культурных и других организациях 47,9 40,8 9,9

Понимание и принятие норм и правил принимающей страны 35,5 50,7 14,1

Ощущение ностальгии по родной культуре и стране 7,0 43,7 49,3

Недостаток внимания к детям со стороны родителей 9,9 33,8 56,3

Наличие у детей-мигрантов недоверия в отношении новой страны, культуры 32,3 19,4 38,0

Тревога по поводу своего будущего в новой стране 35,2 38,2 36,6

Получение правовой информации о правах и обязанностях 45,1 18,3 36,6

Другие проблемы, наличие которых предполагается социальными работниками (стилистика ответов респондентов сохранена):

• «разное вероисповедание»;

• «часто мероприятия для детей мигрантов проводят "для галочки", а в корень проблемы редко вникают»;

• конфликты несовершеннолетних с родителями вследствие «маргинализации» поведения детей в мегаполисе и нежелания соблюдать национальные традиции . Случай из практики 2018 г., который описал один из участников исследования: «Обращение в полицию с последующим помещением в наш центр девочки-подростка из страны СНГ. Причина - оказавшись в мегаполисе после жестких национальных рамок, подросток сошлась с предста-

вителем местной субкультуры, стала поздно приходить домой, иногда и употреблять напитки В многодетной семье с мусульманскими традициями это привело к самым негативным последствиям Девочка начала убегать из дома, постоянно ссориться с родителями В процессе работы с ней и с родителями были достигнуты положительные результаты, ребёнку указано на недопустимость асоциального и противоправного поведения Она вернулась в семью и больше не помещалась в центр В последствие родители отправили ее обратно на родину и поместили в медресе (религиозную школу), так как в России не смогли справиться с ситуацией»

Понимая всю важность социальной поддержки детей из семей мигрантов в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

процессе этнокультурной адаптации, социальные работники отмечают недостаточное участие социальных организаций в решении проблем детей и семей мигрантов Тем не менее опыт работы с такой категорией клиентов у них имеется, что отражено в ответах на следующие вопросы, предполагающие изучение частоты обращений в социальную службу семей и детей мигрантов и направленность проблем, которые им приходится разрешать

Итоги анкетирования говорят о том, что чаще всего семьи мигрантов (родители) обращаются в социальные службы за помощью в вопросах адаптации детей по следующим проблемам:

1) социальные услуги - 42,2% респондентов отметили, что семьи мигрантов довольно часто обращаются к ним по различным социальным вопросам, решение которых не всегда есть возможность удовлетворить;

2) недостаточная образовательная и воспитательная поддержка в образовательной организации - 33,8% респондентов

«Очень редко» («иногда») приходится решать вопросы, касающиеся:

• личной безопасности детей (как правило, это социальные запросы родителей) - 42,3%;

• разрешение ситуации негативного отношения к ребёнку в образовательных, культурных и других организациях - 35,1%;

• консультация по проблемам понимания и усвоения культуры, обычаев, традиций принимающего общества Так ответили 42,2% респондентов, тогда как 57,8% не встречались с такими случаями;

• проблемы, связанные с ощущением у детей ностальгии по родной куль-

туре и стране С такими обращениями сталкивалось 42,2% социальных работников, однако 50,7% респондентов не имели опыта работы с такой проблемой

С такими проблемами, как наличие конфликта ценностей - 63,4%, одиночество и ностальгия по Родине -63,4%, понимание и усвоение культуры, обычаев, традиций принимающего общества - 57,8%, трудности семей мигрантов с «коренными семьями» -57,8%, взаимодействие детей из семей мигрантов с местным населением, в том числе и сверстниками - 56,3%, конфликты родителей и детей из семей мигрантов - 56,3%, в своей практике социальные работники не сталкивались

Таким образом, социальным работникам приходится сталкиваться в основном с проблемами, связанными с предоставлением социальных услуг и с взаимодействием детей со сверстниками и взрослыми людьми Безусловно, наличие таких проблем часто детерминирует формирование у родителей мигрантов состояния тревожности, связанной с личной безопасностью детей, реже с негативным отношением коренных жителей и зачастую непониманием тех требований, которые предъявляются принимающим сообществом

Что касается обращения в социальные службы детей мигрантов, опрос социальных работников выявил, что 57,8% не сталкивались в своей работе с детьми мигрантов, 42,2% социальных работников в своей практике имели опыт решения проблем непосредственно при обращении детей мигрантов

Мы можем предположить, что дети из семей мигрантов, да и сами семьи,

не информированы о возможностях и направлениях работы социальных организаций с мигрантами . Возможен и такой вывод: социальная работа с мигрантами, о которой так много пишут, не стала ещё самостоятельным направлением социальной практики, хотя, повторимся, отдельные положительные практики в стране всё-таки имеются и важно этот опыт широко транслировать

Результаты ответов социальных работников показали, что чаще всего дети из семей мигрантов обращаются в социальные службы по таким вопросам, как:

1) трудности в общении со сверстниками в образовательных организациях. Только 36,6% участников опроса не имели опыта социальной практики в решении этого вопроса Необходимо отметить, что «трудности в общении со сверстниками в образовательных организациях», по данным участников опроса, беспокоят и семьи мигрантов - так ответили 63,4% социальных работников;

2) трудности адаптации к условиям обучения в образовательных организациях - 54,9%;

3) личная безопасность, так ответила большая часть социальных работников: «часто» - 14,1%; «иногда» и «редко» - соответственно 50,7% и 14,1% Только 21,1% не встречались в своей практике с оказанием помощи ребёнку в решении этого запроса;

4) способность разрешать каждодневные проблемы С таким запросом редко и иногда обращались 32,3% детей и 2,8% часто;

5) тревога по поводу своего будущего в новой стране - 43,5% социальных работников отметили этот вариант ответа;

6) несмотря на то, что 59,1% респондентов не работали с запросом «конфликты в семье», эта проблема, по мнению социальных работников, является часто встречаемой в социальной практике Так, 14,1% социальных работников часто сталкивались с таким запросом, а 26,7% - иногда

Практически никогда социальные работники не встречались с такими запросами детей, как:

• разрешение ситуации негативного отношения к себе в культурных и других организациях - 54,9% участников опроса;

• ощущение ностальгии по родной культуре и стране - 78,8%;

• чувство агрессии и раздражительности - 73,2%;

• трудности, связанные с низкой самооценкой, неуверенностью и негативными установками - 71,8%;

• наличие недоверия в отношении новой страны, культуры - 69,0%;

• ощущение чувства беспомощности и бессилия справляться с трудными ситуациями, возникающими в процессе этнокультурной адаптации -63,3%;

• понимание культуры и традиций принимающей страны - 61,9%;

• потребность в информации по вопросам позитивного построения отношения со сверстниками - 56,5%

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о наличии большого числа проблем у детей мигрантов, в решении которых не всегда в полной мере принимают участие социальные работники

Тем не менее, по данным анкеты, наиболее часто в социальных организациях используются следующие направления оказания помощи детям из

vssy

семей мигрантов (направления представлены по частоте использования):

1) социокультурная помощь;

2) социальная помощь;

3) социально-психологическая помощь;

4) правовая помощь;

5) информационная помощь;

6) сопровождение семьи с ребёнком

Ответы социальных работников показали, что в меньшей степени социальные службы работают по следующим направлениям оказания помощи детям мигрантов:

1) профилактическая помощь;

2) интеграция своей деятельности с образовательными организациями;

3) интеграция своей деятельности с национально-культурными организациями (центрами, ассоциациями и т д );

4) совместная работа с кризисными центрами;

5) создание волонтёрского движения из числа мигрантов, успешно адаптированных на новом месте;

6) реабилитационная помощь;

7) совместная работа с организациями, находящимися в стране исхода (на Родине)

Конечно, мы понимаем, что работа по направлению «совместная работа российских социальных организаций с социальными службами, находящимися в стране исхода» сопровождается рядом трудностей, но тем не менее, на наш взгляд, важно на основе статистики выявлять государства, которые чаще всего являются «поставщиками мигрантов» с девиантным поведением, и выстраивать отношения на уровне социальных департаментов (министерств) Такая практика в России

имеется Так, 21,1% социальных работников работают в этом направлении Кроме этого, на наш взгляд, важна работа волонтёрских групп, о которых социальные службы не заслужено забывают В стране имеется позитивный опыт развития волонтёрских движений в помощь мигрантам, к примеру, в Новосибирске и Новосибирской области, в число которых входят волонтёры - бывшие мигранты, успешно адаптированные к условиям принимающей страны

Для нашего исследования важным являлось определение социальными работниками условий эффективной этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов

На основании анализа результатов опроса были выделены следующие условия (по степени важности):

1) профессиональная подготовка кадров, работающих в сфере социальной работы с мигрантами, призванных оказывать социально-психологическую поддержку в этнокультурной адаптации детям из семей мигрантов;

2) наличие единой модели (системы) социально-психологической поддержки процесса этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов;

3) общественное согласие;

4) бесконфликтное взаимодействие детей мигрантов с коренным населением;

5) наличие в стране политики интеграции мигрантов, в том числе детей;

6) наличие чёткой законодательной базы, регламентирующей деятельность образовательных, социальных, национальных и других организаций и учреждений в вопросах поддержки этнокультурной адаптации детей мигрантов;

7) доступная и безопасная социальная среда (общение с другими людьми, взаимодействие со сверстниками, безопасность в культурных учреждениях на улице, транспорте и т д );

8) доступная и безопасная культурная среда (возможность изучать культуру коренного народа и поддерживать собственную);

9) социальная стабильность;

10) наличие дружественного для детей мигрантов информационного пространства;

11) наличие благоприятного образа мигрантов

Такие условия, как наличие ресурсов для внедрения принципов инклюзивного образования в отношении детей из семей мигрантов, признание в стране межкультурной толерантности, являются важными, но в меньшей степени

На основании анализа ответов социальных работников были выделены механизмы эффективной этнокультурной адаптации детей мигрантов, которые совместно с условиями являются актуальными для современного этапа миграционной ситуации

Были выделены следующие механизмы (по степени важности):

1) организационное и экспертное сопровождение эффективной этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов силами национальной организации;

2) психолого-педагогическая поддержка детей из семей мигрантов в образовательной среде;

3) надлежащее финансирование учреждений, реализующих социальную политику в сфере миграции;

4) организационное и экспертное сопровождение эффективной этно-

культурной адаптации детей из семей мигрантов при консолидации ресурсов образовательной, социальной и диаспорной организаций;

5) профилактика межнациональной розни, этнических конфликтов среди детей и подростков в образовательной и социальной среде;

6) организационное и экспертное сопровождение эффективной этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов силами социальной организации;

7) проведение мониторинга процесса этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов;

8) тесное взаимодействие образовательных, социальных и национальных организаций в вопросах социально-психологической поддержки и сопровождения этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов;

9) организационное и экспертное сопровождение эффективной этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов силами образовательной организации;

10) расширение сети национально-культурных организаций (НКО) и др ;

11) формирование общих ценностей и единой гражданской идентичности;

12) уверенный контроль со стороны власти над миграционными процессами;

Менее важными, но тем не менее не подлежащими исключению из практики работы, являются такие механизмы, как:

1) совершенствование системы поддержки негосударственных формирований, задействованных в реализации миграционной политики;

2) распространение принципов инклюзивного образования в отношении детей из семей мигрантов;

V6V

3) работа инициативных групп, волонтёрских бригад;

4) противодействие созданию мононациональных или «мигрантских» школ;

5) социально-психологическая поддержка детей из семей мигрантов, предоставляемая различными национальными организациями, объединениями и т. п.

Таким образом, результаты опроса социальных работников показывают важность использования потенциала социальных организаций и социальных работников в оказании помощи в этнокультурной адаптации детям из семей мигрантов

Однако результаты исследования продемонстрировали отсутствие чёткой оценки социальными работниками миграционной ситуации в России Распределение ответов по критерию «нормальная / кризисная» не отражает дифференцированности в понимании социальными работниками всего происходящего в сфере миграции Нет чёткой дифференциации и проблем, которые характеризуют современную миграционную ситуацию и миграционную политику в России, что позволяет нам свидетельствовать о низкой вовлечённости социальных организаций в решение проблем, с которыми сталкиваются и семьи мигрантов, и дети, адаптируясь к новой культуре и тем требованиям, которые к ним предъявляет российское общество

Тем не менее опыт работы социальных организаций, пусть и небольшой, позволил выделить наиболее часто встречаемые у детей из семей мигрантов, с точки зрения социальных работников, проблемы, с которыми последние обращаются в социальные службы: трудности общения

со сверстниками в образовательной и социально-культурных организациях; сложности адаптации к условиям обучения в образовательной организации; личная безопасность; тревога по поводу своего будущего в России и др

Для решения названных проблем социальные организации чаще всего прибегают к использованию технологий социально-культурной, социальной и социально-психологической помощи . В меньшей степени используются правовая, информационная и, главное, технология сопровождения семьи и ребенка-мигранта. Говоря о последнем направлении, стоит отметить: несмотря на то, что сопровождение семьи требует большей нагрузки на социальные центры, игнорировать данную форму работы нельзя, так как она включает в себя комплексную и системную работу с семьями и детьми-мигрантами, что даёт больший положительный эффект в сравнении с разовыми, порой не отвечающими потребностям семей и детей мероприятиями

Эффективность работы социальных организаций может быть достигнута, по справедливому мнению социальных работников, при условии профессиональной подготовки специалистов для работы с данной категорией населения, наличия единой модели социально-психологической поддержки в процессе этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов, общественного согласия, наличия чёткой законодательной базы, включающей определение участия различных организаций в оказании помощи семьям и детям мигрантов и др

Важными механизмами данной работы могут стать, с точки зрения соци-

альных работников: организационное и экспертное сопровождение эффективности адаптации детей из семей мигрантов; психолого-педагогическая поддержка; надлежащее финансирование

социальных учреждений; консолидация ресурсов образовательной, социальной, диаспорной организаций и семьи и др

Статья поступила в редакцию 03.12.2018 г.

БЛАГОДАРНОСТИ

Статья подготовлена по результатам исследования при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00606/18 А.

ACKNOWLEDGMENTS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is based on the results of the study with the financial support of RFBR, research project No. 18-013-00606/18 А .

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонюк Т. В. Работа с мигрантами как направление социальной работы // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VIII Международной научно-практической конференции. М. , 2016 . С. 127-133.

2. Деминцева Е . Б. , Зеленова Д . А. , Космидис Е . А. , Опарин Д . А. Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья // Демографическое обозрение . 2017. № 4. С. 80-109.

3. Кобзева Н . В. Психологические особенности внутриличностных конфликтов в различных ситуациях миграции // Вестник Московского государственного областного университета . Серия: Психологические науки . 2018 . № 2 . С. 86-101.

4. Кожанов И. В. , Кожанова М. Б . Этнокультурная социализация учащихся: теоретические аспекты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я . Яковлева. 2012. № 2. С. 64-70.

5 . Кондрашова Н . В . Социальные проблемы миграции и мигрантов в контексте со-

циальной работы // Вестник Бурятского государственного университета . 2015 . № 5 . С.84-90.

6 . Макаров А. Я. Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в москов-

ских школах // Социологические исследования. 2011. № 8 . С. 94-101. 7. Нестерова А. А. Формы и стратегии аккультурации мигрантов на разных стадиях адаптации // Современные методы диагностики и технологии оказания психологической помощи людям, оказавшимся в кризисной ситуации: сборник научных статей по материалам Всероссийской конференции / под ред А А Нестеровой М , 2014 С.34-49.

8 Нестерова А А , Суслова Т Ф Ментальные репрезентации как фактор протекания миграционного процесса // Социологические исследования. 2017. № 9 (400). С. 99-107.

9 . Свирина О . Р. Этнические стереотипы как одна из причин социально-психоло-

гических рисков в межэтнических отношениях мигрантов и коренного населения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016 . № 4. С. 80-89.

10 . Солдатова Г. У, Макарчук А. В . , Пантелеев А. Б. Программа оценки адаптации де-

тей и подростков из семей мигрантов к поликультурной образовательной среде //

Межкультурная компетентность педагога в поликультурной образовательном пространстве: научно-методические материалы. СПб . , 2008. С. 352-372.

11. Суслова Т. Ф . Социальное самочувствие личности в условиях миграции // Вестник Московского государственного областного университета Серия: Психологические науки . 2016 . № 4 . С . 86-101.

12. Ткачева Н . А. Социальная работа как фактор социальной безопасности // Омский научный вестник. 2008. № 6 (74). С. 72-75.

13. Ушаков Е . В . Социальные службы в условиях культурного разнообразия: проблема профессиональных компетенций // Государство, общество и церковь: миграция и межкультурное многообразие: материалы научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 29-30 мая 2018 г. : в 2 ч . / под науч. ред . Л. В . Савинова. Ч. 2. Новосибирск, 2018 . С. 175-177.

14. Хухлаев О . Е. , Чибисова М. Ю. , Кузнецов И . М . Школа как транслятор культуры принимающего общества: интеграция детей-мигрантов в образовательной среде // Культурно-историческая психология 2014 № 1 С 95-104

15 Шульга Т И , Левицкая В С Переживание социальной напряженности различными группами людей // Вестник Московского государственного областного университета Серия: Психологические науки 2014 № 1 С 42-58

16 . Gaitanides S . Selbstorganisation von Eltern mit Migrationshintergrund und ihr Beitrag zur

Integration [Электронный ресурс]. URL: http://www.muenchen.info/soz/pub/pdf/177_ erfolg_schuleberuf.pdf (дата обращения: 14.02.2018).

17. Roux S . , Stuck A. Interkulturelle Erziehung und Sprachfi^rderung im Kindergarten -Forschungsergebnisse [Электронный ресурс]. URL: https://www. kindergartenpaedagogik. de/1873. html (дата обращения: 14.02.2018).

18 . Uslucan H . -H . Interkulturalitдt in Erziehung und Familie: Risiken und Chancen [Электронный ресурс]. URL: https://www.liga-kind, de/fruehe/603 (дата обращения: 14. 03.2018).

REFERENCES

1. Antonyuk T. V. [Work with migrants as the direction of social work]. In: Sotsial'naya rabota v sovremennom mire: vzaimodeistvie nauki, obrazovaniya i praktiki: materialy VIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Social work in the modern world: the interaction of science, education and practice: materials of the VIII International scientific-practical conference], Moscow, 2016, pp. 127-133.

2. Demintseva E. B. , Zelenova D. A. , Kosmidis E . A. , Oparin D. A. [The possibility of the adaptation of migrant children in schools of Moscow and Moscow region] In: Demograficheskoe obozrenie [Demographic review], 2017, no. 4, pp. 80-109.

3. Kobzeva N. V. [Psychological characteristics of intrapersonal conflict in various situations of migration]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Moscow Region State University. Series: Psychology], 2018, no . 2, pp. 86-101.

4 Kozhanov I V , Kozhanova M B [Ethno-cultural socialization of students: theoretical aspects]. In: Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im I. Ya. Yakovleva [Bulletin of Chuvash State Pedagogical University. I. Y. Yakovlev], 2012, no 2, pp 64-70

5 Kondrashova N V [Social problems of migration and migrants in the context of social work]. In: Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Buryat State University], 2015, no. 5, pp. 84-90.

6 . Makarov A. Ya. [Features of ethno-cultural adaptation of children of migrants in

Moscow schools]. In: Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research], 2011, no. 8, pp. 94-101.

7 . Nesterova A . A . [Forms and strategies of acculturation of migrants at different stages of

adaptation]. In: Nesterova A . A. , ed . Sovremennye metody diagnostiki i tekhnologii okazaniya psikhologicheskoi pomoshchi lyudyam, okazavshimsya v krizisnoi situatsii: sbornik nauchnykh stateipo materialam Vserossiiskoi konferentsii [Modern diagnostic methods and technologies of psychological aid for people in crisis: Collection of scientific articles on materials of all-Russian conference]. Moscow, 2014, pp . 34-49.

8 . Nesterova A . A . , Suslova T. F. [Mental representation as a factor in the flow of the migration

process]. In: Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research], 2017, no. 9 (400), pp 99-107

9 . Svirina O. R. [Ethnic stereotypes as one of the causes of socio-psychological risks in inter-

ethnic relations between migrants and the indigenous population]. In: VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Moscow Region State University. Series: Psychology], 2016, no . 4, pp. 80-89.

10 . Soldatova G. U. , Makarchuk A. V. , Panteleev A. B . [Program to evaluate the adaptation of

children and adolescents from migrant families to multicultural educational environment] In: Mezhkul'turnaya kompetentnost' pedagoga v polikul'turnoi obrazovatel'nom prostranstve [Cross-cultural competence of a teacher in a multicultural educational space], St. Petersburg, 2008, pp. 352-372.

11. Suslova T. F. [Social well-being of the individual in migration]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Moscow Region State University. Series: Psychology], 2016, no . 4, pp. 86-101.

12. Tkacheva N. A. [Social work as a factor of social security]. In: Omskii nauchnyi vestnik [Omsk Scientific Bulletin], 2008, no. 6 (74), pp. 72-75.

13 Ushakov E V [Social services in conditions of cultural diversity: the problem of professional competence]. In: Savinov L. V. , ed . Gosudarstvo, obshchestvo i tserkov': migratsiya i mezhkul'turnoe mnogoobrazie: materialy nauchno-prakticheskoy konferemtsiy s mezhdunarodnym uchastiem, Novosibirsk, 29-30 maya 2018 g. Ch. 2 [State, society and Church: migration and cultural diversity: materials of scientific and practical conference with international participation, Novosibirsk, Russia, May 29-30th, 2018 . Vol. 2]. Novosibirsk, 2018, pp. 175-177.

14 . Khukhlaev O . E . , Chibisova M . Yu . , Kuznetsov I . M . [School as a translator of culture of

the receiving society: integration of migrant children in the educational environment] In: Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology], 2014, no. 1, pp 95-104

15. Shulga T. I., Levitskaya V. S. [The experience ofsocial tensions by different groups ofpeople]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Moscow Region State University. Series: Psychology], 2014, no. 1, pp. 42-58.

16 . Gaitanides S . Selbstorganisation von Eltern mit Migrationshintergrund und ihr Beitrag zur

Integration . Available at: http://www. muenchen . info/soz/pub/pdf/177_erfolg_schuleberuf. pdf (accessed: 14.02.2018).

17 . Roux S . , Stuck A . Interkulturelle Erziehung und Sprach^rderung im Kindergarten -

Forschungsergebnisse Available at: https://www kindergartenpaedagogik de/1873 html (accessed: 14.02.2018).

18 . Uslucan H . -H . Interkulturalitgt in Erziehung und Familie: Risiken und Chancen. Available

at: https://www.liga-kind. de/fruehe/603 (accessed: 14.03. 2018).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Суслова Татьяна Фёдоровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы Московского государственного областного университета; e-mail: sibir812@mail. ru

Комарова Наталия Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы Московского государственного областного университета; e-mail: nmkomarova@mail.ru

Грибкова София Владимировна - магистрантка кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета; e-mail: skyblade@inbox. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Tatyana F. Suslova - PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Social Work, Moscow Region State University; e-mail: sibir812@mail. ru

Natalia M. Komarova - PhD in Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Social Work, Moscow Region State University; e-mail: nmkomarova@mail.ru

Sofia Gribkova - Master student of the Department of Social Psychology, Moscow Region State University;

e-mail: skyblade@inbox. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Суслова Т. Ф . , Комарова Н . М. , Грибкова С. В . Оценка этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов специалистами социальных организаций // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки . 2019 . № 1. С. 50-65.

DOI: 10.18384/2310-7235-2019-1-50-65

FOR CITATION

Suslova T F , Komarova N M , Gribkova S V Estimation of the ethno-cultural adaptation of children from families of migrants by specialists of social organizations . In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology, 2019, no. 1, pp. 50-65. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-1-50-65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.