Научная статья на тему 'Научное измерение современного образования: подводя итоги международной конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху»'

Научное измерение современного образования: подводя итоги международной конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
педагогика / образование / международная конференция / образовательное пространство / информационная эпоха / pedagogy / education / international conference / education environment / information age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куровская Юлия Геннадьевна

Статья посвящена международной конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху», которая уже восьмой год проводится в Институте стратегии развития образования. И в этом году она была посвящена его 100-летнему юбилею. Мероприятие было организовано как экспертная площадка для обсуждения и обмена опытом по насущным проблемам современного образовательного пространства. В тексте представлены организационные и содержательные направления работы конференции. Особое внимание уделено научной составляющей мероприятия. Показано, что конференция стала важной страницей доблестной вековой истории Института и значимым научным событием страны, на котором обсуждаются результаты фундаментальных исследований, обладающих несомненной актуальностью и ценностью для современной образовательной практики, способствующих приращению педагогического знания и задающих курс дальнейшего развития образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куровская Юлия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC DIMENSION OF MODERN EDUCATION: SUMMING UP THE INTERNATIONAL CONFERENCE «EDUCATION ENVIRONMENT FOR THE INFORMATION AGE»

The article is devoted to the international conference «Education Environment for the Information Age», which has been held for the eighth year at the Institute for Strategy of Education Development. This year it was dedicated to its 100th anniversary. The event was organized as an expert platform for discussion and exchange of experience on the vital issues of the modern educational space. The text presents the organizational and content areas of the conference. Particular attention has been paid to the scientific component of the event. The article shows that the conference has become an important page in the valiant centuries-old history of the Institute and a significant scientific event in the country, at which the results of fundamental research are discussed that are undoubtedly relevant and valuable for modern educational practice, contributing to the growth of pedagogical knowledge and setting the course for the further development of the education environment.

Текст научной работы на тему «Научное измерение современного образования: подводя итоги международной конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Ю. Г. Куровская

Ценности и смыслы. 2023. №4 (86). С. 144-154 Values and Meanings. 2023. No.4 (86). P. 144-154 (In Rus)

УДК 37.01

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-4 - 144-154

Научное измерение современного образования: подводя итоги международной конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху»

Куровская Юлия Геннадьевна

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики Института стратегии развития образования, ведущий аналитик лаборатории антропологии и педагогической компаративистики РАО, г. Москва, Россия E-mail: kurovskaja@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-7832-9402

Аннотация. Статья посвящена международной конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху», которая уже восьмой год проводится в Институте стратегии развития образования. И в этом году она была посвящена его 100-летнему юбилею. Мероприятие было организовано как экспертная площадка для обсуждения и обмена опытом по насущным проблемам современного образовательного пространства. В тексте представлены организационные и содержательные направления работы конференции. Особое внимание уделено научной составляющей мероприятия. Показано, что конференция стала важной страницей доблестной вековой истории Института и значимым научным событием страны, на котором обсуждаются результаты фундаментальных исследований, обладающих несомненной актуальностью и ценностью для современной образовательной практики, способствующих приращению педагогического знания и задающих курс дальнейшего развития образовательного пространства.

Ключевые слова: педагогика, образование, международная конференция, образовательное пространство, информационная эпоха.

Для цитирования: КуровскаяЮ. Г. Научное измерение современного образования: подводя итоги международной

© Куровская Ю. Г., 2023

конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» // Ценности и смыслы. 2023.№ 4 (86). С.144-154.

SCIENTIFIC DIMENSION OF MODERN EDUCATION: SUMMING UP THE INTERNATIONAL CONFERENCE «EDUCATION ENVIRONMENT FOR THE INFORMATION AGE»

Yulia G. Kurovskaya

Doctor of Sciences in Education, Associate Professor, Senior Specialist, Institute for

Strategy of Education Development, Leading Analyst, the Russian Academy of Education,

Moscow, Russia

E-mail: kurovskaya@instrao.ru

https://orcid.org/0000-0001-7832-9402

Abstract. The article is devoted to the international conference «Education Environment for the Information Age», which has been held for the eighth year at the Institute for Strategy of Education Development. This year it was dedicated to its 100th anniversary. The event was organized as an expert platform for discussion and exchange of experience on the vital issues of the modern educational space. The text presents the organizational and content areas of the conference. Particular attention has been paid to the scientific component of the event. The article shows that the conference has become an important page in the valiant centuries-old history of the Institute and a significant scientific event in the country, at which the results of fundamental research are discussed that are undoubtedly relevant and valuable for modern educational practice, contributing to the growth of pedagogical knowledge and setting the course for the further development of the education environment.

Keywords: pedagogy, education, international conference, education environment, information age.

For citation: Kurovskaya Yu. G. Scientific Dimension of Modern Education: Summing up the International Conference «Education Environment for the Information Age» // Values and Meanings. 2023. No.4 (86). P. 144-154. (In Rus).

6-7 июня 2023 года в Институте стратегии развития образования состоялась международная конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху», которая проводится уже восьмой год. И в этом году она была посвящена 100-летию Института. Мероприятие было организовано как экспертная площадка для обсуждения и обмена опытом по насущным проблемам современного образовательного пространства. В конференции приняли участие представители научных и образовательных организаций, органов управления образованием различных уровней; аспиранты, докторанты.

Главным событием конференции стало проведенное 6 июня 2023 года пленарное заседание, модератором которого выступила научный руководитель Института, главный ученый секретарь президиума РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию, Заслуженный

деятель науки Российской Федерации, академик РАО, доктор философских наук, профессор Светлана Вениаминовна Иванова.

Открывая конференцию, С. В. Иванова отметила высокий статус мероприятия, его несомненную значимость для науки и образования страны, широкую географию участников. Научный руководитель Института подчеркнула тесную научную связь и плодотворное сотрудничество между Институтом и Российской академией образования и озвучила приветственный адрес от президента Российской академии образования, академика РАО, доктора исторических наук, профессора Ольги Юрьевны Васильевой. В нем О. Ю. Васильева подчеркнула важность того, что «в Институте сохраняется и развивается тесная связь науки с педагогической практикой. Обмен опытом по актуальным проблемам современного образования охватывает широкий спектр вопросов, таких как взаимосвязь формирования информационно-образовательного пространства и коммуникативных процессов; методологические проблемы педагогики на различных уровнях в контексте использования информационных технологий в образовательном процессе. Важно отметить, что процессы трансформации современного образования находят воплощение в научных исследованиях, которые проводят сотрудники Института стратегии развития образования и участники конференции».

И, действительно, доклады на конференции отличались широтой исследовательского поля педагогических разработок и глубиной научного взгляда на проблемы современной образовательной практики.

На пленарном заседании прозвучали доклады зарубежных партнеров и коллег, осветивших последние достижения в области педагогической науки разных стран. Мех,ринисо Донияровна Пардаева, доктор философии по педагогическим наукам (PhD), доцент, и.о. ректора Национального исследовательского института профессионального развития и обучения новым методикам педагогов имени А. Авлони (г. Ташкент, Республика Узбекистан), выступила с докладом «Цифровое образование: вчера и сегодня». В сообщении Мэй Ханьчэн, кандидата педагогических наук, директора филиала Юго-восточного университета (г. Сучжоу, КНР), вниманию слушателей были представлены традиции и перспективы развития культурно-образовательного пространства Китая и России. Зухра Шихиевна Бердигожина, учитель истории l (продвинутого) уровня, лауреат Пушкинской премии, руководитель Музея боевой и трудовой славы КГУ ОШ 32 (г. Алматы, Республика Казахстан), рассказала

об опыте применения информационных и музейных технологий при преподавании истории. В докладе И. Линюнь, доктора педагогических наук, профессора Национального института педагогических исследований Китая, главного начальника Института исследования развития педагогов Национального института педагогических исследований Китая (г. Пекин, КНР), были раскрыты особенности развития педагогического образования в Китае. Алмагуль Кенесхановна Мухамедханова, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Национальной академии образования (г. Астана, Республика Казахстан), представила междисциплинарный подход при подготовке современного педагога.

Отечественная наука была представлена докладами блестящей плеяды известных ученых Института, осветивших разные аспекты современной педагогической мысли.

Мне же хотелось бы более подробно остановиться на фундаментальных основах развития и конструирования образовательного пространства в информационную эпоху и формирования образа и роли человека в нем, то есть на основах, создающих истинно научный дискурс конференции и подчеркивающих высочайшую значимость всего мероприятия.

Итак, каковы фундаментальные основы развития образовательного пространства в информационную эпоху? Академик РАО С. В. Иванова посвятила свой глубокий философский доклад современной школе: ее времени, пространству и условиям. Раскрывая особенности современной эпохи, С. В. Иванова мастерски показала ее влияние на развитие образовательного пространства, подчеркнув, что воспитывать будущее поколение можно только умея прогнозировать и твердо зная, перед каким выбором нас ставит современная эпоха. Характеризуя настоящее время, С. В. Иванова выделила и комплексно представила его ключевые черты, среди которых: 1) потстиндустриальное общество, составляющими которого являются «повышение качества жизни, высокие требования к уровню и качеству образования, развитие высоких технологий, экономика, основанная на знаниях; повышение производительности труда, рост труда в сфере услуг и уменьшение в сфере производства за счет производительности труда и технологий, индустрия знаний»; 2) четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0), важнейшими элементами которой являются «цифровая трансформация, информационная эпоха, цифровизация»; 3) эпоха постмодерна, которая неизбежно сопровождается «крахом идеологий, концепций, критикой традиционных ценностей,

отказом от рациональности». Такое глубокое понимание сущности современного образовательного пространства и пристальный взгляд философа на эпоху и условия его функционирования позволили автору «увидеть» новые вызовы современному образованию и обозначить важнейшие государственные задачи, ответственность за выполнение которых в конкретных общеобразовательных организациях несет директор школы: «обеспечение единства образовательного пространства. В современных геополитических, социокультурных условиях реализация этого принципа является сложной задачей; формирование ценностей на основе традиций и культурного кода граждан России; предупреждение рисков и угроз информационной эпохи».

Каким образом конструируется современное образовательное пространство? Этой теме посвящен доклад Татьяны Владимировны Сухановой, кандидата педагогических наук, директора Института. Следуя содержательной логике конференции, отражающей особенности цифровой трансформации образования, Т. В. Суханова обратилась к актуальной и важной научно-педагогической проблеме вариативности учебных планов в профильных классах и значимому вкладу Института в разработку цифровых образовательных ресурсов и научно-методическое сопровождение их использования в школе. Т. В. Суханова системно и последовательно раскрыла теоретико-методологические основы создания конструкторов учебных планов среднего общего образования, предназначенных для учителей старшей школы, которые испытывают нагрузку в связи с созданием значительных объемов учебно-методической документации. Рассматривая исторический путь от унифицированных учебных планов в советской школе к вариативным учебным планам современного образования, руководитель Института с опорой на государственные документы и проводимые исследования охарактеризовала закономерности преобразования учебных планов старшей школы в соответствии с требованиями времени. При этом Т. В. Суханова подчеркнула, что «организационно-управленческая схема профилизации образования нуждается в упрощении. Современный ФУП предлагает 5 типовых вариантов профилей: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный. Все учебные планы среднего общего образования сегодня должны включать обязательные для изучения 13 учебных предметов, при этом не менее 2 учебных предметов должны изучаться на углубленном уровне — так

обеспечивается уровневая дифференциация содержания образования. Кроме того, за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, и за счет внеурочной деятельности может обеспечиваться профильная дифференциация содержания образования — например, может быть реализована медицинская или психолого-педагогическая направленность классов естественно-научного профиля». Таким образом, как справедливо заметила Т. В. Суханова, «современный федеральный учебный план, отражая идею уровневой дифференциации содержания образования и реализуя образовательные программы по учебным предметам на базовом или углубленном уровне, преемственно воплощает принципы вариативности содержания образования, прошедшие проверку в практике российских школ».

Как трансформируется представление о человеке в меняющемся образовательном пространстве? Развивая идеи философии образования, Ирина Михайловна Елкина, кандидат педагогических наук, начальник управления научно-организационной деятельности Института, посвятила свое выступление развитию педагогической антропологии, в центре внимания которой находятся вопросы формирования понимания человека — субъекта отношений, складывающихся в ходе образовательного процесса.

Опираясь на достижения антропологической науки, И. М. Елкина ярко показала, каким образом создавалась и менялась с течением времени философская модель человека и какие метафорические образы приобретались человеком в результате обучения. При этом докладчик выделила следующие ипостаси человека: аксиологический образ, включающий основополагающие ценности образования; собственно антропологический образ, специфика которого заключается в гуманизации педагогики, поскольку антропологический принцип философии развивается в его гуманизации; культурный, религиозный и этнический образ человека, в котором находят отражение традиции и культурный опыт, передаваемые молодому поколению в процессе образования; сущностно-онтологический образ, предполагающий то, каким образом человек воспринимает свое бытие в мире, как он действует и взаимодействует с окружающим его миром; социальный; эстетический; этический и привычный нам образ человека познающего в отличие от человека знающего как новое прочтение в неклассической рациональности той роли, которую человек приобретает в современном обществе. В своем докладе И. М. Елкина мастерски

показала, что время оказывает существенное влияние на формирование образа человека: общество премодерна, модерна и постмодерна по-разному определяют сущность человека. Но все эти образы взаимосвязаны и создают единый образ, позволяющий формировать мировоззрение. Отвечая на вопрос, каким образом это отразится на образовании, И. М. Елкина, отметила, что «антропологический принцип для образования означает его гуманизацию. Вот так выстраивается доказательство того, что центром образовательного процесса становится субъект. И в данном случае мы не разделяем какой именно: человек, который обучает, или человек, который обучается. Отношения между этими образами человеко-центрированные. Отсюда рождается тот подход к обучению, который является центральным в современную эпоху,— личностно-ориентированный подход, который убедительно доказывается идеями философов. И это те основы, на которых зиждется современная педагогика».

Модернизация современного образования и изменение роли человека в нем требуют активного участия ученых в создании научно-методического сопровождения обновления содержания обучения и воспитания. Эти особенности были охарактеризованы в докладах ученых Института, которые с разных сторон представили приоритетные направления развития современной школы. Ирина Михайловна Осмоловская, доктор педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией дидактики общего и профессионального образования Института, в своем сообщении осветила мониторинг внедрения Федеральной основной общеобразовательной программы в условиях единого образовательного пространства.

Ирина Михайловна Логвинова, кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления научно-образовательной деятельности Института, рассказала о готовности старшеклассников к диалогу о традиционных российских ценностях.

Ирина Августовна Тагунова, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией сравнительного образования и истории педагогики Института, представила концептуальные подходы к формированию междисциплинарного содержания образования за рубежом.

Ирина Владимировна Ускова, кандидат педагогических наук, начальник управления научно-исследовательской деятельности, ученый секретарь Института, выступила с сообщением «Настольная книга директора школы — новый формат поддержки управленческих кадров в области образования».

Павел Валентинович Степанов, доктор педагогических наук, профессор РАО, заведующий лабораторией развития личности в системе образования Института, представил вниманию слушателей доклад «Педагог воспитывающий: из университета в школьную жизнь».

Наталья Федоровна Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующая лабораторией начального общего образования Института, выступила с докладом «Учебная коммуникация: ожидания и реальность».

Жанна Николаевна Критарова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории филологического общего образования Института, рассказала о концептуальных подходах к формированию планируемых результатов по литературе на профильном уровне.

Выступление Ильи Анатольевича Лобанова, кандидата педагогических наук, заведующего лабораторией социально-гуманитарного общего образования Института, было посвящено формам исторического просвещения в условиях современных вызовов.

Олеся Сергеевна Соколова, начальник управления разработки образовательного контента Института, в своем сообщении представила портал «Единое содержание общего образования».

Во второй день конференции — 7 июня 2023 года — продолжением насыщенной программы стала работа четырех секций, на которых были всесторонне раскрыты особенности развития современного образования:

На секции 1, проходившей в формате круглого стола по теме «Современные проблемы начального общего образования», были обсуждены актуальные вопросы начального общего образования в условиях обновления содержания образования. Модератором секции выступила Виноградова Наталья Федоровна, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией начального общего образования Института.

В рамках секции 2 «Социально-гуманитарное образование в современных условиях» был обсужден широкий круг вопросов, посвященных основным направлениям развития социально-гуманитарного образования и повышения его качества. Модераторами выступили Добротина Ирина Нургаиновна, кандидат педагогических наук, заведующая лаборатори-

ей филологического общего образования Института, и Лобанов Илья Анатольевич, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией социально-гуманитарного общего образования Института.

Секция 3 «Инженерно-технологическое образование в современную эпоху» была посвящена разным аспектам инженерно-технологического образования и особенностям его внедрения в школьную практику. Модераторами выступили: Роберт Ирэна Веньяминовна, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией информатики и информатизации образования Института; Рослова Лариса Олеговна, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией математического общего образования Института; Паршутина Людмила Алексеевна, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией профильного образования Института.

На секции 4 «Современные исследования в образовании» обсуждались ключевые тенденции научно-педагогических исследований. Большой интерес у слушателей вызвали вопросы, связанные с трактовкой взаимоотношения традиций и инноваций в сфере образования в современных историко-педагогических исследованиях, с контрольно-оценочной деятельностью в условиях цифровой трансформации образования, с проектом федеральной исследовательской магистратуры в контексте современного этапа трансформации общего и педагогического образования, с аксиологическим подходом к воспитанию и развитию личности в условиях поликультурного образовательного пространства России.

Несомненно, важными были обсуждавшиеся на секции вопросы, посвященные организационным аспектам реализации междисциплинарного содержания общего образования за рубежом, смешанному обучению русскому языку в китайском вузе на примере курса «Грамматика», использованию технологий искусственного интеллекта в образовании, образовательной миграции в контексте цифровизации, развитию информационно-образовательной среды университета в рамках экосистемной теории и многие другие.

Модераторами секции выступили: Тагунова Ирина Августовна, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией сравнительного образования и истории педагогики Института; Богуславский Михаил Викторович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института; Сериков Владислав

Владиславович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории дидактики общего и профессионального образования Института; Долгая Оксана Игоревна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института; Победоносцева Мария Георгиевна, кандидат педагогических наук, начальник управления подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации Института.

Подводя итоги, следует отметить, что международная конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху», посвященная ключевым проблемам современного образования, объединила более 400 участников — как авторитетных и широко признанных в научном мире исследователей, так и молодых ученых, начинающих свой путь в науке. Среди участников конференции были представители большинства регионов России, а также зарубежных стран, таких как: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Республика Молдова, Приднестровская Молдавская Республика, Китайская Народная Республика. Во всех мероприятиях конференции активное участие приняли научные сотрудники и аспиранты Института стратегии развития образования.

Хотелось бы отметить прекрасную слаженную работу организаторов конференции, широкий географический размах мероприятия, многомерную картину научного поиска и солидный опыт образовательной практики, отраженные в докладах.

Впервые конференция была проведена восемь лет назад по идее и инициативе научного руководителя Института стратегии развития образования, заведующей кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию, главного учёного секретаря Президиума РАО, академика РАО, доктора философских наук, профессора Светланы Вениаминовны Ивановой и при организационной поддержке начальника управления научно-организационной деятельности Института, заместителя заведующего кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию, кандидата педагогических наук Ирины Михайловны Елкиной. И сегодня — спустя восемь лет — мы видим, что она стала важной страницей истории Института стратегии развития образования и заслуженно признана значимым событием для научно-педагогического сообщества страны.

Конференция завершилась, итоги подведены, а мы уже с нетерпением

ждем ее в следующем — 2024 — году, чтобы вновь погрузиться в атмосферу живого обсуждения и глубокого осмысления актуальных научных проблем, остро востребованных в образовательной практике; в атмосферу бесценного обмена результатами фундаментальных исследований, способствующих обогащению педагогической науки и дальнейшему развитию образовательного пространства.

Литература

1. Иванова С. В., Иванов О. Б. Образовательное пространство как модус образовательной политики: монография. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. 160 с.

2. Научные школы Института стратегии развития образования Российской академии образования / под общей редакцией С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. 40 с.

References

• Ivanova S.V., Ivanov O.B. Obrazovatel'noe prostranstvo kak modus obrazovatel'noj politiki: monografija. M.: OOO «Russkoe slovo - uchebnik», 2020. 160 s.

• Nauchnye shkoly Instituta strategii razvitija obrazovanija Rossijskoj akademii obrazovanija / pod obshhej redakciej S.V. Ivanovoj. M.: FGBNU «Institut strategii razvitija obrazovanija RAO», 2017. 40 s.

Статья поступила в редакцию 12.07.2023; одобрена после рецензирования 31.07.2023; принята к публикации 16.08.2023.

The article was submitted 12.07.2023; approved after reviewing 31.07.2023; accepted for publication 16.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.