Научная статья на тему 'Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества'

Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1941
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников А. В.

24 октября 2011 года в учреждении Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики» была проведена Международная научно-теоретическая конференция «Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества». На конференцию было представлено 70 докладов из 13 регионов Российской Федерации, представителей Казахстана, Латвийской республики, Узбекистана, которые опубликованы в двухтомном издании, вышедшем к началу работы конференции. На состоявшихся пленарных заседаниях было заслушано 25 докладов, посвященных актуальным проблемам развития современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

www.pmedu.ru

2011, №6, 124-129

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

ROLE OF EDUCATION AND PEDAGOGICAL SCIENCE IN SOCIOCULTURAL MODERNIZATION OF THE RUSSIAN SOCIETY

Овчинников А.В.

Заместитель директора Института теории и истории педагогики РАО, доктор педагогических наук

E-mail: anatovch@pisem.net Ovchinnikov A.V.

Deputy Director of the Institute of theory and history of pedagogy,

(Russian Academy of Education)

Doctor of Science (Education)

24 октября 2011 года в учреждении Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики» была проведена Международная научно-теоретическая конференция «Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества». На конференцию было представлено 70 докладов из 13 регионов Российской Федерации, представителей Казахстана, Латвийской республики, Узбекистана, которые опубликованы в двухтомном издании, вышедшем к началу работы конференции. На состоявшихся пленарных заседаниях было заслушано 25 докладов, посвященных актуальным проблемам развития современного образования.

On October, 24th, 2011 in the institution of the Russian Academy of Education «Institute of the theory and history of pedagogy» has taken place the International scientific-theoretical conference «Role of education and pedagogical science in sociocultural modernization of the Russian society». On conference have been presented 70 reports from 13 regions of the Russian Federation, representatives of Kazakhstan, Latvian republic, Uzbekistan which are published in the two-volume edition which has been published at the beginning of conference work. At the taken place plenary sessions it has been heard 25 reports devoted to actual problems of modern education development.

Одна из первоочередных задач российского государства и общества состоит в модернизации, совершенствовании своего многоликого пространства, строительства нового, современного, высокотехнологичного общества, воспитания гражданина, способного качественно и профессионально, с высокой ответственностью решать встающие задачи, отвечать на вызовы времени. Развитие новых технологий, способных обеспечить выход страны на уровень передовых держав мира, является лишь одной частью модернизации. Другая, не менее важная, социокультурная модернизация, расширяет горизонты общественного переустройства, включая задачу социального развития, затрагивает сферу человеческих отношений, поднимает вечные вопросы формирования гражданского общества, спо-

собного ставить и решать сложные вопросы социального, духовно-нравственного развития своих граждан на основе общепризнанных норм человеческой морали.

Социокультурная модернизация - широкий процесс, в который вовлечены практически все социальные институты современной России. Одной из своих задач она ставит укрепление кадрового потенциала страны, бережного отношения к человеческим ресурсам, непрерывное образование человека, его гражданский, профессиональный, нравственный рост. Естественно, что в решении этих задач не последнее место принадлежит системе образования и педагогической науке.

Открывая конференцию, директор Института, доктор философских наук С.В. Иванова обратила внимание собравшихся на необходимость повышения роли педагогической науки в процессе модернизации современного российского общества. Главная идея, высказанная в выступлении, - современная педагогическая наука может сыграть важную роль в решении многих задач социокультурной модернизации российского общества при условии, если у представителей науки и представителей государства будет движение навстречу друг другу: учёные будут исследовать проблемы, актуальные не столько для самого исследователя, сколько для личности, общества и государства, а лица, принимающие решения, будут слышать голос учёных.

С приветственным словом к участникам конференции обратились: заместитель руководителя аппарата Комитета по образованию Государственной Думы РФ, доктор педагогических наук А.Н. Майоров и академик-секретарь Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор М.Л. Левицкий. Они подчеркнули важность развития теоретических исследований в области образования и педагогики, ориентацию исследовательского потенциала учёных на решение важнейших проблем создания новой школы, способной отвечать на вызовы времени. В условиях модернизации системы образования, перехода на новые образовательные стандарты повышается роль и ответственность учёных в разработке стратегических направлений социокультурной модернизации российского образования.

В обстоятельном докладе Главного учёного секретаря Президиума РАО, действительного члена РАО И.В. Роберт было сказано о новых дидактических проблемах, которые ставит перед научнопедагогическим сообществом интенсивно протекающий процесс информатизации образовательной среды. В этом контексте современная дидактика представлена как развитие теории обучения, цели которого отражают запросы на подготовку человека, способного жить в современном информационном обществе массовой коммуникации.

При этом, содержание образования должно своевременно отражать кардинальные изменения, происходящие в науке, технике и производстве, а методы преподавания быть адекватными современным методам познания научных и социальных закономерностей, обеспечивать реализацию возможностей, возникающих в процессе развития информационных и коммуникационных технологий. Особую заинтересованность вызвала озвученная докладчиком сравнительная характеристика основных компонентов традиционной педагогической науки и педагогической науки в условиях информатизации образования.

Проблемам информационного обеспечения современной педагогической науки было посвящено выступление директора Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского к.ф.н. Т.С. Мар-каровой, представившей систему современной научно-педагогической информации. В выступлении было обращено внимание на ряд дифференциальных признаков, которые должна иметь научнопедагогическая информация как информационная составляющая научной картины мира. Информационное обеспечение педагогической науки было представлено как совокупность единой системы классификации, унифицированной системы документации и распределения информационной ресурсной базы данных.

Важнейшие задачи, возникающие в процессе социокультурной модернизации российского общества, невозможно решить без обращения к урокам прошлого, поэтому участники конференции уделили значительное внимание исторической тематике, которая была представлена в обстоятельном докладе заведующего отделом истории педагогики и образования, члена-корреспондента РАО

М.В. Богуславского. «Историко-педагогические основания социокультурной модернизации российского общества». По мнению выступавшего, отечественный исторический опыт свидетельствует о том, что за модернизационными процессами всегда стоят сложные социокультурные факторы. В частности это проявилось в том, что каждая модернизация осложняла отношения внутри педагогического сообщества, порождала остроту взаимного неприятия «новаторов» и «консерваторов». Внимание собравшихся привлекла мысль о необходимости соответствия темпа реформ реальным возможностям российского общества, необходимости интеграции его различных слоев на основе базовых ценностей.

Говоря об актуальных проблемах современного воспитания, заведующая отделом теории воспитания, член-корреспондент РАО Н.Л. Селиванова отметила, что в последние годы ушедшего столетия была предпринята попытка убрать воспитание из школы, передать его другим социальным институтам: семье, церкви. Стало заметным стремление к подмене воспитания более широким понятием - социализацией. И как следствие этого - можно наблюдать падение авторитета педагога в духовно-нравственном воспитании обучающихся. По мнению докладчика, одной из главных проблем воспитания сегодня становится патриотическое, толерантное воспитание молодёжи. Эти направления должны быть в центре внимания теории воспитания.

В целом, исследовательские проблемы в области теории воспитания разнообразны. Среди приоритетных необходимо выделить: рассмотрение духовной сферы жизни воспитанника как приоритетной, формирование различных аспектов его социокультурной идентичности; учёт гендерных особенностей развития личности ребёнка; определение содержания и форм воспитательной деятельности различных категорий педагогов, развития их личностно-профессиональных позиций, а не выполнение ими комплекса функций; анализ формирования и развития детской и детско-взрослой общности, наряду с воспитательной системой и воспитательным пространством; сетевое построение различных объектов воспитания; рассмотрение возможности создания стандартов воспитания и оценки его качества; диагностика и мониторинг результатов воспитания.

Одна из этих проблем стала темой выступления ведущего научного сотрудника отдела, доктора педагогических наук Л.В. Алиевой «Социально-педагогическая характеристика детской общности в системе дополнительного образования как инновационного субъекта образования и общественного воспитания», в котором подробно была охарактеризована специфика воспитательного потенциала этого типа детской общности.

Проблемы воспитания получили отражение и в докладе представителя Казахстана, академика МАНПО, доктора педагогических наук К.Ж. Кожахметовой, познакомившей присутствующих с новыми тенденциями развития воспитания в этой стране. Было подчёркнуто, что в республике существует концепция воспитания учащихся, которая направлена на реализацию общей политической программы «Интеллектуальная нация 2020». Также были рассмотрены некоторые вопросы сущности и структуры интеллекта как базовой категории интеллектуального потенциала обучающегося.

Не менее значимыми для участников конференции стали проблемы современной дидактики. Главный научный сотрудник института, член-корреспондент РАО И.И. Логвинов затронул проблему поиска и формулировки законов обучения. При этом докладчик подчеркнул, что при поиске законов обучения необходимо учитывать то, что каждый метод обучения представляет сложную конструкцию, состоящую из первичных элементов-приёмов обучения, которые и должны соотноситься с каждым единичным компонентом содержания. Докладчик определил свое отношение к тенденции рассматривать дидактику как гуманитарное знание, обратив при этом внимание на то, что обучение является естественным процессом, а, следовательно, в его основе лежат естественнонаучные законы.

Роль современного дидактического знания в совершенствовании образования стало темой доклада доктора педагогических наук, заведующего лабораторией дидактики И.М. Осмоловской. В отличие от выступления И.И. Логвинова, докладчик сосредоточила свое внимание на гуманитарном характере дидактического знания, поскольку такое рассмотрение дает возможность использовать методы гуманитарного познания: интерпретация текстов (которые предстают как знаковосимволические обобщения), монографическое изучение педагогических объектов и процессов,

феноменологическое описание типичных или, наоборот, нестандартных ситуаций, с последующим их анализом. По мнению докладчика, усиление роли методов гуманитарного познания не требует полного отказа от естественнонаучных методов, но при этом наблюдается снижение их значимости.

Важным аспектом социокультурной модернизации российского общества назвала принцип индивидуализации в современном образовании ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики, доктор педагогических наук Т.М. Ковалева. В своём выступлении она отметила, что в отличие от принципа индивидуального подхода принцип индивидуализации позволяет педагогам в работе с учащимися ориентироваться на индивидуальные образовательные цели и приоритеты каждого ученика. Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый учащийся проходит собственный путь к освоению того знания, которое для него считается важным в данный момент. В этом случае задача учителя помочь учащемуся выбрать собственный образовательный путь и разработать образовательную программу, т.е. фактически осуществить функции.

Одним из важнейших направлений исследований института в области дидактики в последние годы является проблема предметности обучения. Главный научный сотрудник лаборатории дидактики, доктор педагогических наук, профессор Ю.Б. Алиев выступил с докладом «Реализация предметности обучения как средство становления развивающего художественного образования школьников». Учёный отметил, что закономерности обучения в художественном образовании школьников, связанные с опорой на предметность, должны быть интегративными. При этом интегратив-ность должна пониматься и как обобщённая глубинная сущность явлений искусства, осваиваемых в процессе обучения, и как их новое качество, которое в отдельных явлениях искусства не содержится. Опора на предметность обучения и средства её реализации в приобщении школьников к искусству, это та методологическая основа, в которой отражается преломление всеобщих законов эстетического воспитания в общих закономерностях образования средствами искусства. Это преломление «общего в частном» принципиально важно, ибо воспитание художественного мышления школьников, как явление предметное, не может осуществляться иначе, кроме как на пути движения от всеобщего к единичному. Только эта закономерность реализации предметности в обучении делает процесс школьного художественного образования подлинно развивающим.

В докладе главного научного сотрудника лаборатории философии образования и методологии педагогики, доктора педагогических наук В.А. Ермоленко «Моделирование развития образовательных программ в условиях образовательной практики» были представлены методологические основы для перспективного развития образовательных программ: модели, инструменты, принципы, механизмы, обеспечивающие опережающий характер образования, а также механизмы коррекции образовательных программ непрерывного образования в рамках их различных моделей, гарантирующие их встраивание в современную образовательную реальность. Ключевым моментом исследования стала разработка классификации прогностических моделей образовательных программ непрерывного образования на основе прогноза их развития.

Несколько выступлений участников конференции были посвящены образованию как фактору национальной безопасности. Важные философские аспекты этой проблемы были затронуты в докладе главного научного сотрудника, доктора педагогических наук Я.С. Турбовского, который высказал мнение, что необходимое обеспечение безопасности, не может и не должно сводиться к овладению определённой совокупностью знаний, умений и компетенций. Фундаментальной основой востребованной сегодня личности является её способность брать на себя ответственность за настоящее и буду щее своего отечества, мир её ценностей, отношений, внутренних побудительных мотивов, умение принимать необходимые решения.

Именно процесс принятия решений в системе образования стал предметом нового междисциплинарного исследования, недавно начатого сотрудниками института. О первых научных результатах изучения этой важной для современного отечественного образования проблемы рассказала доктор философских наук, ведущий научный сотрудник института Г.В. Сорина, выступив с сообщением «Субъект принятия решений в системе образования». Автор заострила внимание на важных аспектах: лица и процесс принятия решений, устойчивые элементы этого процесса. В целом, докладчик отметила, что грамотно организованный процесс принятия решений разными субъектами в системе

образования является важнейшим условием управления не только этой системой, но и всей новой экономикой, особенно в условиях формирования общества, основанного на знаниях.

В своём выступлении кандидат исторических наук И.А. Калашников отметил, что хотя во всех перспективных планах развития России говорится о переходе к постиндустриальному, информационному обществу, использованию наукоёмких технологий и т.д., на самом деле страна развивается в противоположном направлении: все более высокой становится сырьевая составляющая экономики, снижается её инновационность, растрачиваются невосполнимые ресурсы, миниимизи-руется восполняемый интеллектуальный ресурс. Среди острых проблем российского образования были названы его диспропорциональность и недиверсифицированность.

Интересный подход к проблемам образования с геополитической точки зрения продемонстрировала ведущий научный сотрудник Отдела философии образования и методологии педагогики О.Н. Тынянова. В докладе «Российский университет как инструмент «практической геополитики» она на примере конкретных регионов Российской Федерации показала роль университетов, как проводников геополитических интересов определённых государств или сообществ. Особое внимание докладчик уделила проблеме китайской образовательной экспансии на российском Дальнем Востоке. Китайские высшие учебные заведения, в частности, Институт Конфуция, являются в настоящий момент центрами китайской культуры на территории России, имеют значительную поддержку со стороны российских вузов, что способствует распространению китайских подходов к культурным и историческим аспектам взаимодействия России и Китая.

Блок международных исследований, проводимых в Институте, был представлен докладом научного сотрудника лаборатории педагогической компаративистики А.Е. Скопец «Духовно-нравственное образование в финской светской школе: традиция, проблемы, перспективы». В нём выступающая подробно рассказала о специфике обучения детей этой страны основам религиозной культуры, отметив, что многое из опыта, накопленного финским образованием, можно использовать в практике российской школы.

Участниками конференции были затронуты актуальные проблемы теории непрерывного образования. Профессор Института транспорта и связи (г. Рига), доктор педагогических наук А.М. Тата-ринцева выступила с докладом «Учение и трансфер в современном непрерывном образовании». Ведущий научный сотрудник лаборатории теоретико-методологических основ непрерывного образования к.п.н. С.Ю. Черноглазкин остановился на некоторых аспектах современной теории непрерывного образования.

После заинтересованного обсуждения докладов участники конференции приняли обращение.

ОБРАЩЕНИЕ

участников Международной научно-теоретической конференции «РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»

24 октября 2011 года Институт теории и истории педагогики РАО, г. Москва

Педагогическая наука способна выполнять важную роль в социокультурной модернизации российского общества, если у представителей науки и государства есть движение навстречу друг другу: ученые исследуют проблемы, актуальные для личности, общества и государства, а лица, принимающие решения, от которых зависит судьбы отечественного образования, прислушиваются к голосу ученых. При таких условиях педагогическая наука будет способствовать развитию современного образования как устойчивой социальной системы.

За теоретико-методологическими, научно-методическими, образовательными и воспитательными целями научное педагогическое сообщество научилось видеть цели ценностно-ориентированного характера.

Выявление и анализ новых социокультурных потенциалов, вызовов, возможностей, рисков, ограничений, не устраняемых традиционно существующими методами и рекомендациями в сфере образования и педагогической науки, становится тем требованием, которое социум уже больше не может не учитывать. Образование становится проектно создаваемой действительностью, формирующим социокультурным пространством, способным опережающе формировать готовность личности жить и действовать в прогностически предполагаемых социокультурных условиях, в которых через определённое время ей придётся жить и работать.

В этой связи участники конференции констатируют, что на современном этапе развития педагогической науки важно:

- осмыслить социокультурные особенности образования и педагогические архетипы для разработки условий модернизации образования на новом цивилизационном рубеже;

- разработать современные механизмы взаимодействия науки и практики в условиях неравномерности происходящих процессов: в одних условиях наука опережает практику, создавая для последней содержательную основу для продуктивной деятельности, в других - практика опережает науку, выдвигая перед ней новые общественно значимые запросы;

- предложить различные модели и сценарии инновационного развития системы образования, базирующиеся на исторически сложившихся педагогических представлениях и основанные на понимании образования как проектно создаваемой действительности, с одной стороны, учитывающей условия социокультурного пространства, а с другой - изменяющей его;

- уточнить цели и задачи образования, направленные на формирование конкурентноспособной личности в глобализирующмся мире, в условиях экономики, основанной на знаниях;

При решении исследовательских задач необходимо представлять, что российскому обществу и государственному управлению требуется определенная смена доминант в осуществлении реформаторской деятельности: обращение к выявлению и реализации социокультурных изменений, происходящих в глубинах российской цивилизации. Сегодня главное заключается в определении тех образовательных социокультурных ценностей, вокруг которых смогли бы сплотиться субъекты педагогического процесса. При этом темп реформ должен соответствовать реальным возможностям российского общества, интегрировать его различные слои и группы на основе базовых российских и мировых ценностей.

Среди проблем дидактики, социализации и воспитания в качестве стратегических мы выделяем:

- формирование мировоззренческой сферы личности, различных аспектов её гражданской и социокультурной идентичности;

- гуманизацию как основу образовательного процесса и через призму этого подхода: учет гендерных особенностей развития личности ребенка; определение содержания и форм деятельности педагогов в рамках вариативных воспитательных практик; развитие личностно-профессиональных позиций педагога; выработку механизмов социализации личности, способной внести вклад в социокультурное развитие и социальный прогресс, отстаивающей национальные интересы и безопасность;

- особенности институциональной педагогической деятельности в условиях возрастающего образовательного потенциала открытого информационного пространства;

Участники конференции убеждены в необходимости дальнейшей системной интеграции российского образования в мировую культуру при бережном сохранении и творческом приумножении накопленных российским образованием традиций, достижений, проблемных поисков, конструктивной теоретической критики, продуктивного междисциплинарного диалога, педагогических открытий, приоритетов и социокультурных инноваций.

Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2011, №6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.