Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - 2022: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ (ИТОГИ НАУЧНОГОФОРУМА)'

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - 2022: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ (ИТОГИ НАУЧНОГОФОРУМА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С ОВЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванова Юлия Викторовна, Скворцова Вероника Олеговна

Представлена информация о прошедшей 14–15 октября 2022 г. международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2022: традиции и инновации». Конференция продолжает традицию ежегодных научно-практических конференций, посвященных проблемам дефектологического образования, формированию единого научного, образовательного и информационного пространства в области коррекционной педагогики и психологии, обеспечению комплексного медико-социально-психолого-педагогического подхода к сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиванова Юлия Викторовна, Скворцова Вероника Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL EDUCATION AND SOCIO-CULTURAL INTEGRATION - 2022: TRADITIONS AND INNOVATIONS (RESULTS OF THE SCIENTIFI C FORUM)

The article presents the information about the international scientifi c and practical conference “Special Education and Socio-Cultural Integration – 2022: Traditions and Innovations” that was held on 14–15 October 2022. The conference continues the tradition of annual scientifi c and practical conferences devoted to the problems of special (defectologic) education, to the formation of a unifi ed scientifi c, educational and information space in the fi eld of correctional (special) pedagogy and psychology, and to providing a comprehensive medical, social, psychological and pedagogical approach to the support of the disabled.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - 2022: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ (ИТОГИ НАУЧНОГОФОРУМА)»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 1 (45). С. 93-98 Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2023, vol. 12, iss. 1 (45), рр. 93-98 https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-1-93-98, EDN: MLRRTV

Материалы конференции УДК 159.9

Специальное образование и социокультурная интеграция - 2022: традиции и инновации (итоги научного форума)

Ю. В. Селиванова В. О. Скворцова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Селиванова Юлия Викторовна, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики, juliase-livanova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2375-4131

Скворцова Вероника Олеговна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра коррекционной педагогики, skver74@mail.ru, https:// orcid.org/0000-0002-5802-1977

Аннотация. Представлена информация о прошедшей 14-15 октября 2022 г. международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2022: традиции и инновации». Конференция продолжает традицию ежегодных научно-практических конференций, посвященных проблемам дефектологического образования, формированию единого научного, образовательного и информационного пространства в области коррекционной педагогики и психологии, обеспечению комплексного медико-социально-психолого-педагогического подхода к сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: специальное образования, интеграция, сопровождение лиц с ОВЗ

Для цитирования: Селиванова Ю. В., Скворцова В. О. Специальное образование и социокультурная интеграция - 2022: традиции и инновации (итоги научного форума) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 1 (45). С. 93-98. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-1-93-98, EDN: MLRRTV Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Conference Proceedings

Special Education and Socio-Cultural Integration - 2022: Traditions and Innovations (results of the scientific forum) J. V. Selivanova V. O. Skvortsova

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

Julia V. Selivanova, juliaselivanova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2375-4131

Veronika O. Skvortsova, skver74@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5802-1977

Abstract. The article presents the information about the international scientific and practical conference "Special Education and Socio-Cultural Integration - 2022: Traditions and Innovations" that was held on 14-15 October 2022. The conference continues the tradition of annual scientific and practical conferences devoted to the problems of special (defectologic) education, to the formation of a unified scientific, educational and information space in the field of correctional (special) pedagogy and psychology, and to providing a comprehensive medical, social, psychological and pedagogical approach to the support of the disabled. Keywords: special education, integration, support of disabled people

For citation: Selivanova J. V., Skvortsova V. O. Special Education and Socio-Cultural Integration - 2022: Traditions and Innovations (results of the scientific forum). Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2023, vol. 12, iss. 1 (45), рр. 93-98 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-1-93-98, EDN: MLRRTV

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

В условиях модернизации современной системы образования и привлечения внимания к проблемам расширения границ образовательного пространства особое значение приобретает комплексный междисциплинарный подход к изучению современных аспектов образователь-

ных и реабилитационных систем обеспечения социального функционирования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

14-15 октября 2022 г. в ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Черны-

© Селиванова Ю.13., Скворцова В. О., 2023

шевского» проходила ежегодная международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2022: традиции и инновации». Организаторами конференции выступили факультет психолого-педагогического и специального образования и Научно-методический центр психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, СГУ имени Н. Г. Чернышевского. Данная конференция проводилась в очном и дистанционном формате на российской платформе «Контур толк» (sgulive.ktalk.ru).

Тема конференции объединила около 300 участников - представителей более чем 30 научных, образовательных, общественных российских и международных организаций. Обширная география форума включала такие страны, как Республика Беларусь, Кыргызстан, Чешская Республика, Венгрия, Ирак и др. Были представлены также вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Курска, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Оренбурга, Омска, Сочи, Томска, Уфы, Борисоглебска, Подольска, Челябинска, Ярославля.

В своем приветственном слове декан факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ имени Н. Г. Чернышевского кандидат филологических наук, доцент Т. Г. Фирсова отметила: «.. .в этом году конференция имеет дополнительное название: Традиции и инновации. И это не просто слова. За каждым из них стоит прошлое, настоящее и будущее дефектологии в СГУ и Поволжском регионе. Методологические основы психолого-педагогического и коррекционно-развивающего сопровождения личности, становления речи имеют более чем вековую историю и были заложены в трудах А. А Крогиуса, С. Л. Франка, Л. П. Доблаева, И. В. Страхова, В. И. Балаевой, К. Ф. Седова. Современное звучание эти вопросы получают в исследованиях Р. М. Шамионова, М. В. Григорьевой, Ю. В. Селивановой, В. П. Крючкова, Е. С. Пяткиной, последователей и учеников данных научно-образовательных школ. Вопросы моделирования специального образования и доступной среды решают в нашем университете не только и не столько на уровне предметно-пространственной организации, сколько на технологическом и социальном уровнях. Это, в первую очередь, разветвленная инфраструктура СГУ, позволяющая осуществлять комплекс мер по выполнению научно-исследовательских изысканий, построению процессов обучения, воспитания, адаптации и реабилитации студентов с ОВЗ, подготовки высококлассных

специалистов, которые будут внедрять принципы дефектологии и инклюзии на местах: в учреждениях образовательного, социального, медицинского характера».

В пленарных докладах были выделены дискуссионные вопросы, связанные с процессами социокультурной интеграции в специальном образовании. Открыла пленарное заседание наша коллега из ближнего зарубежья доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Т. В. Лисовская докладом на тему «Непрерывное образование лиц с интеллектуальной недостаточностью: опыт Республики Беларусь».

А. А. Евсина, председатель правления Международного культурного института «Ключ» (Градец-Кралове, Чешская Республика), представила слушателям материалы своего исследования на актуальную тему «Проблемы русскоязычных детей-билингвов за рубежом в аспекте инклюзивного образования».

А. Э. Симановский, кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой специальной (коррекци-онной) педагогики и психологии дефектологического факультета ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» (Ярославль, Россия), презентовал тему «Развитие логической компетентности у студентов-дефектологов».

Междисциплинарный подход в исследованиях по специальной педагогике и коррекци-онной психологии был представлен в докладах и презентациях доцентов кафедры олигофренопедагогики Института дефектологического образования и реабилитации ФБГОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена» кандидата психологических наук Е. А. Гайдукевич на тему «Внутренняя картина дефекта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и кандидата педагогических наук, заместителя директора Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Е. Ф. Войлоковой на тему «Инновационные формы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ: региональный опыт».

Ш. Алмади, кандидат наук в области управления, доцент кафедры мировой экономики Будапештского университета имени Матвея Корвина (Венгрия) познакомила с психологическими аспектами темы «Самоисполняющиеся проро-

94 Уриыожтнеы

чества в специальном образовании. Интегра-тивный обзор исследовательских традиций и инноваций в изучении эффекта Пигмалиона».

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии института специального образования и психологии ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» И. Л. Соловьева в своем сообщении «Современные тенденции развития системы ранней помощи детям с нарушениями слуха» осветила исторические аспекты и современное состояние сурдопедагогики как в России, так и в Саратовской области.

Далее выступила О. В. Карелина, директор автономной некоммерческой организации «Центр содействия и социальной адаптации инвалидов "Развитие"», с сообщением на тему «Актуальность и социальная значимость работы некоммерческих организаций, оказывающих помощь детям с ментальными особенностями развития (на примере опыта работы АНО ЦССАИ «Развитие»).

Р. Орозова, магистр педагогики, магистр социальной работы, независимый исследователь в области инвалидности, консультант ЮНИСЕФ в Кыргызстане (Бишкек, Кыргызстан) презентовала доклад « Восприятие инвалидности детьми младшего возраста через книжки-картинки».

Практический интерес у участников конференции вызвали доклад и видеоролик, подготовленные Е. С. Пяткиной, кандидатом медицинских наук, заведующим кафедрой реабилитационных технологий СГУ имени Н. Г. Чернышевского, директором ГАУ СО «Центр адаптации и реабилитации инвалидов» г. Саратова, и Ю. В. Турчаниновой, заместителем директора центра, на тему «Профессиональная адаптация инвалидов с ментальными нарушениями посредством дуального обучения на базе ГАУ СО "ЦАРИ"».

В завершение пленарного заседания выступила Ю. В. Селиванова, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики СГУ имени Н. Г. Чернышевского, с докладом «Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии: промежуточные результаты реализации проекта».

Дальнейшая работа проходила в 10 секциях. Проблематика секционных докладов охватывала широкий круг вопросов, связанных с многообразием направлений развития специального образования в Саратовской области и других регионах. Сами названия секций уже достаточно иллюстрируют их работу:

«Традиции и инновации в системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (модератор - доктор социологических наук, профессор Ю. В. Селиванова);

« Реабилитация, социальная адаптация, социализация и медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья» (модераторы - кандидат психологических наук, доцент Е. С. Гринина, кандидат психологических наук, доцент Л. В. Шипова);

« Инклюзивное образование: проблемы и перспективы развития» (модератор - кандидат социологических наук, доцент Е. Н. Горина);

« Актуальные проблемы логопедии» (модератор - доктор филологических наук, профессор В. П. Крючков);

«Инновационные технологии в дошкольном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья» (модератор - кандидат психологических наук, доцент М. Д. Коновалова);

«Интеграционные тенденции в системе начального естественно-математического образования» (модераторы - доктор биологических наук, профессор Е. Е. Морозова, кандидат педагогических наук О. А. Федорова);

«Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в технологическом образовании» (модераторы - кандидат педагогических наук, профессор В. Н. Саяпин, ассистент Т. С. Мирошниченко);

«Личность в социокультурном пространстве» (модераторы - доктор психологических наук, профессор Р. М. Шамионов, кандидат психологических наук, доцент М. А. Кленова);

«Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми потребностями» (модераторы - кандидат психологических наук, доцент М. С. Ткачева, кандидат психологических наук, доцент И. В. Малышев);

«Секции педагогического мастерства учителей-логопедов и дефектологов дошкольных образовательных организаций» (модераторы - кандидат филологических наук, доцент О. В. Кощеева, кандидат педагогических наук, доцент О. А. Константинова).

В секционных докладах были затронуты актуальные вопросы в области специального (дефектологического) образования: инновационные процессы в специальном образовании; развитие цифровой образовательной среды для обучающихся с ОВЗ; современные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии; реабилитация, социальная адаптация и социокультурная интеграция лиц с ограни-

Хроника научной жизни

95

ченными возможностями здоровья; социальная психология инклюзивного образования; комплексное медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья; тьютор-ское сопровождение процессов образования, социализации и реабилитации; волонтерское движение как ресурс социализации; инклюзивное образование - проблемы и перспективы развития; современные тенденции развития системы раннего вмешательства; инновационные технологии в дошкольном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья; современная логопедия - теория, методика, практический опыт; искусство как средство реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья; профессионально-трудовая реабилитация и профориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья; реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования в современном социокультурном пространстве.

Второй день работы конференции (15 октября 2022 г.) начался с проведения открытого научно-методического семинара «Личностное и профессиональное развитие студентов с ОВЗ: методы диагностики и профилактика проблем» на практической площадке Научно-методического центра психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, СГУ имени Н. Г. Чернышевского.

В начале семинара его участников приветствовали Е. Н. Горина, руководитель Лаборатории инклюзивного обучения СГУ имени Н. Г. Чернышевского, и Ю. В. Селиванова, заведующий кафедрой коррекционной педагогики СГУ имени Н. Г. Чернышевского, руководитель проекта «Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

В ходе проведения семинара присутствующие и гости смогли ознакомиться с результатами проведенной работы в рамках реализации проекта РФФИ и перспективами дальнейших исследований. Ю. В. Селиванова, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики СГУ имени Н. Г. Чернышевского, презентовала работу «Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Задачи третьего этапа реализации проекта». Были представлены исследования: кандидата психологических наук,

доцента кафедры коррекционной педагогики М. Д. Коноваловой «Личностное самоопределение студентов с ОВЗ: структурно-динамический подход»; кандидата психологических наук, доцента кафедры коррекционной педагогики СГУ имени Н. Г. Чернышевского О. В. Хмельковой «Изучение личностного самоопределения у студентов с ОВЗ в усложняющихся условиях социальной среды»; кандидата психологических наук, доцента кафедры педагогической психологии и психодиагностики СГУ имени Н. Г. Чернышевского А. А. Шарова «Методика диагностики характеристик личностного самоопределения в условиях ограниченных ресурсов жизнедеятельности»;, кандидата социологических наук, доцента кафедры коррекционной педагогики СГУ имени Н. Г. Чернышевского Е. Б. Щетининой «Профилактика неадаптивных стратегий поведения студентов с ОВЗ»; ассистента (помощника) Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов СГУ имени Н. Г. Чернышевского К. В. Серегина «Особенности произвольной регуляции и мотивации познавательной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».

Второй день конференции завершился проведением конкурса студенческих научно-исследовательских работ «Современные проблемы и перспективы развития коррекционной педагогики».

Модераторами и экспертами Конкурса были кандидат филологических наук, доцент О. В. Кощеева, доктор социологических наук, профессор Ю. В. Селиванова, кандидат социологических наук, доцент Е. Н. Горина, кандидат педагогических наук, доцент Н. В. Павлова.

Конкурс прошел в форме публичной защиты (онлайн-формат) результатов научно-исследовательской работы бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Представленные доклады были посвящены актуальным проблемам коррекционной педагогики и психологии. Участники в своих работах затронули целый ряд проблем обучения, воспитания и развития всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья разных возрастных групп, особенности их психофизического развития и современные методы диагностики и коррекции нарушений, вопросы оказания логопедической помощи, семейного воспитания и др. В конкурсе приняли участие 33 человека (12 магистрантов и 21 бакалавр) из Саратова (13 чел.), Санкт-Петербурга (6 чел.), Краснодара (3 чел.), Курска (1 чел.), Волгограда (7 чел.), Ярославля (3 чел.).

96

Приыожотнеы

Призовые места распределились следующим образом:

- среди магистрантов:

1-е место - Макуха Л. С., магистрант 2-го курса ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, «Информационно-компьютерные технологии в диагностической работе дефектолога со школьниками с интеллектуальными нарушениями» (научный руководитель Шумилова Е. А., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дефектологии и специальной психологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»);

2-е место - Фролова Е. З, магистрант 1-го курса ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушин-ского», «Содержание логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста посредством метода "Лэпбук"» (научный руководитель Ша-балина С. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик и технологий специального инклюзивного образования, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»);

3-е место разделили Попова Д. С., магистрант 3-го курса ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», «Проектирование и реализация дефектологом работы по формированию родительской компетентности в освоении детьми с ОВЗ опыта самообслуживания на базе центра социального обслуживания населения» (научный руководитель Сафронова Е. М., доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет») и Белова У. А., магистрант 1-го курса РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, «Исследование восприятия сказок младшими школьниками с умственной отсталостью» (научный руководитель Войло-кова Е. Ф., кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»);

- среди студентов бакалавриата:

1-е место - Дмитриева А. Ю., 2-й курс ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург, «Фоновые социо-психо-логические характеристики будущих коррек-ционных педагогов в контексте профотбора: результаты авторского тестирования (научный руководитель Булгакова О. С., кандидат психологических наук, доцент кафедры основ дефектологии и реабилитологии, ФГБОУ

ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»);

2-е место разделили Никитенко В. А., 4-й курс ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», «Изучение особенностей формирования навыка словоизменения на примере имен существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (научный руководитель Катаева Н. А., старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет») и Порошина А. М, 4-й курс, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» «Учет особенностей эмоционально-волевой сферы в процессе психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых подростков» (научный руководитель Рудзинская Т. Ф., кандидат психологических наук, доцент кафедры логопедии и психолингвистики, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»);

3-е место - Котова В. А., 4-й курс ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург, «Исследование предрасположенности к дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи» (научный руководитель Ивлева М. Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»).

В продуктивном сотрудничестве по итогам конференции сформулированы пути совершенствования комплексного медико-социально-психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

1. Обеспечение непрерывности образования:

- расширение доступности образовательных услуг для абитуриентов и студентов с ограниченными возможностями здоровья по принципу универсального дизайна для всех с учетом особых образовательных потребностей;

- обеспечение реализации принципов инклюзии в учебном процессе и внеучебной деятельности;

- совершенствование системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей для формирования компетенций, необходимых для инклюзивного образования;

- повышение доступности информации о возможности получения высшего и среднего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

Аконила научной жизни

97

- развитие системы сопровождения, тью-торства в учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

- внедрение обмена успешными практиками волонтерства между образовательными учреждениями разных стран.

2. Модернизация системы подготовки кадров:

- изучение и распространение лучших практик инклюзии;

- разработка методических рекомендаций, основанных на исследованиях и практическом опыте, в отношении проблем образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

- проведение независимой оценки знаний и навыков персонала в области инклюзивного образования.

3. Формирование инклюзивной культуры, информирование общественности:

- усиление работы по информированию общества в отношении прав и возможностей людей с инвалидностью, преодолению стереотипов, вовлечению граждан во взаимодействие и взаимопомощь;

- формирование инклюзивной культуры образовательного учреждения, толерантных, доброжелательных отношений между студентами, преподавателями и сотрудниками;

- проведение просветительской работы со школьниками, молодежью и другими группами населения;

- привлечение средств массовой информации, социального маркетинга для улучшения понимания потребностей и возможностей лиц с инвалидностью, распространения положительных примеров из жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Развитие психолого-педагогических исследований и практики:

- изучение проблем социальной интеграции в условиях разнообразия физических, мен-

тальных, социальных и культурных различий в современном обществе;

- мониторинг реализации прав на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- исследование тенденций и обозначение перспектив развития коррекционной педагогики и специальной психологии, а также практики обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;

- повышение профессиональной готовности педагогов к деятельности в условиях развивающейся системы инклюзивного образования, а также к построению новых форм взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, общественными организациями инвалидов, социальными партнерами;

- определение путей повышения качества профессиональной подготовки педагогов-дефек-тологов, проектирование основных профессиональных образовательных программ на основании требований современных образовательных стандартов высшего образования;

- содействие в создании и развитии сетевых сообществ по распространению опыта специального и инклюзивного образования.

По результатам проведенной конференции планируется издание сборника научных статей. Подводя итоги всего научного мероприятия, отметим, что проведение конференции способствовало организации междисциплинарного диалога ученых и практиков, заинтересованных в решении проблем обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями, выработке позиции профессионального сообщества в решении вопросов социализации и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработке современных подходов к повышению качества образования детей с особыми образовательными потребностями, их позитивной социализации и успешной интеграции в социокультурное пространство.

Поступила в редакцию 28.10.2022; принята к публикации 15.12.2022 The article was submitted 28.10.2022; accepted for publication 15.12.2022

98 Приложения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.