хроника научной жизни
ПРИЛОЖЕНИЯ
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 1 (41). С. 88-92
Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 1 (41), рр. 88-92
https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-1-88-92
Материалы конференции УДК 159.9
Специальное образование и социокультурная интеграция - 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху (итоги международной научно-практической конференции)
Т. А. Бочкарева, В. П. Крючков
Саратовский национально-исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83
Бочкарева Татьяна Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент, кафедра логопедии и психолингвистики, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7239-418X
Крючков Владимир Петрович, доктор филологических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой логопедии и психолингвистики, [email protected], https://orcid. org/0000-0001-7479-0779
Аннотация. Приведены итоги международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху». Организаторами конференции выступили Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, факультет психолого-педагогического и специального образования, кафедра логопедии и психолингвистики. Представлены мероприятия, проведенные в рамках конференции - пленарные и секционные заседания, круглые столы, мастер-класс, конкурс студенческих работ. Отражены проблематика пленарных и секционных докладов, тематика круглых столов, содержание мастер-класса. Подведены итоги конкурса научных студенческих работ.
Ключевые слова: специальное образование, социокультурная интеграция, вербальная и невербальная коммуникация, коррекционно-образовательные технологии, цифровая эпоха
Для цитирования: Бочкарева Т. А., Крючков В. П. Специальное образование и социокультурная интеграция - 2021: вербальная и невербальная коммуникация и кор-рекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху (итоги международной научно-практической конференции) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 1 (41). С. 88-92. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-1-88-92
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)
© Бочкарева Т. А., Крючков В. П., 2022
Conference Proceedings
Special-needs education and socio-cultural integration - 2021: Verbal and non-verbal communication and technologies for students with special educational needs in the digital age (report on the results of the international scientific conference)
T. A. Bochkareva, V. P. Kryuchkov^
Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Tatiana A. Bochkareva, [email protected]. https://orcid.org/0000-0002-7239-418X Vladimir P. Kryuchkov, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7479-0779
Abstract. The report presents the results of the international scientific conference "Special-Needs Education and Socio-Cultural Integration - 2021: Verbal and Non-Verbal Communication and Technologies for Students with Special Educational Needs in the Digital Age". The conference was organized by Saratov State University, Faculty of Psychological, Pedagogical and Special Education, Department of Speech Therapy and Psycholinguistics. The events held within the framework of the conference are briefly described: plenary and panel sessions; round tables, a masterclass, a competition of student scientific papers. The report reflects on the scientific problems raised at the plenary and panel sessions, as well as the topics of the round tables and the content of the masterclass. The results of the competition of student scientific papers have been summed up.
Keywords: special-needs education, socio-cultural integration, verbal and non-verbal communication, technologies for students with SEN, digital age
For citation: Bochkareva T. A., Kryuchkov V. P. Special-needs education and socio-cultural integration - 2021: Verbal and non-verbal communication and technologies for students with special educational needs in the digital age (report on the results of the international scientific conference). Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 1 (41), pp. 88-92 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-1-88-92
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)
15-16 октября 2021 г. в г. Саратове состоялась международная научно-практической конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху». Организаторами конференции выступили Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, факультет психолого-педагогического и специального образования, кафедра логопедии и психолингвистики.
Основными направлениями работы конференции были: традиции и инновации в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья; комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья; социокультурная реабилитация, адаптация и интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья; диагностика, коррекция, профилактика нарушений устной речи с использованием инновационных технологий; нейропсихологические и психолингвистические аспекты формирования речевой деятельности в условиях онто- и дизонтогенеза; диагностика, коррекция, профилактика нарушения письма и чтения; формирование текстовой компетенции; формирование речи, становление коммуникативных компетенций у детей в условиях билингвизма / многоязычия.
Мероприятие проходило в очно-заочной форме с использованием дистанционных технологий. Большинство докладчиков принимали участие в конференции в онлайн-режиме.
Программа международной научно-практической конференции реализовывалась в разных форматах - это были пленарные и секционные заседания (15 октября 2021 г.), круглые столы «Национально-культурные особенности этносов и вопросы межэтнической коммуникации в молодежной среде» (15 октября 2021 г.) и «Взаимодействие некоммерческих организаций с научно-исследовательскими подразделениями СГУ имени Н. Г. Чернышевского» (16 октября 2021 г.), мастер-класс «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с заиканием» (16 октября 2021 г.), конкурс студенческих работ (15 октября 2021 г.).
Открыл конференцию Раиль Мунирович Шамионов - доктор психологических наук, декан факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития. Он подчеркнул, что логопедическая наука в Саратовском университете имеет давние традиции, в числе её зачинателей были В. И. Балаева и К. Ф. Седов. Традиционными стали в СГУ конференции под общим названием «Специальное образование и социокультурная интеграция». Раиль Мунирович пожелал участникам конференции успешной работы, плодотворного профессионального общения.
Со вступительным словом к участникам конференции обратился В. П. Крючков - доктор филологических наук, заведующий кафедрой логопедии и психолингвистики Саратовского университета. Он отметил, что тематика конференции
Хронико научной жизни 89
привлекла внимание свыше двухсот специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Оренбурга, Магнитогорска, Самары, а также из Польши, Армении, Кыргызстана, Беларуси, Венгрии. В. П. Крючков подчеркнул также, что глобальная цифровизация предоставляет большие возможности в коррекционно-педагогической работе, но при этом порождает многие проблемы, решению которых призвана способствовать проходящая в СГУ конференция.
Первое пленарное заседание открыла директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии А. А. Алмазова (Московский педагогический государственный университет). Ее доклад был посвящен возможностям и перспективам развития специальной педагогики в цифровой среде. В докладе были охарактеризованы цифровые технологии в системе образования и дополнительные ресурсы, которые получили в последнее время значительное развитие, обозначены задачи сетевых ресурсов, в том числе внедрение и продвижение в сети Интернет рациональных диагностических, коррекци-онно-развивающих, обучающих программ и методик, представлен «цифровой» опыт работы кафедры логопедии МПГУ, включающий модель организации дистанционного консультационно -диагностического центра для онлайн-консуль-тирования.
В докладе И. С. Горностаева, методиста отдела апробации и методического сопровождения ООО «Мобильное электронное образование» (Москва), был охарактеризован образовательный контент, адресованный в том числе учащимся с ограниченными возможностями здоровья разного возраста. Образовательные модули и программы, разрабатываемые в данном учреждении, находят все большее применение в педагогической практике.
Информационно-коммуникационные и цифровые технологии в специальной педагогике в республике Казахстан были проанализированы в докладе К. Н. Даркуловой - доцента кафедры дошкольной и специальной педагогики ЮжноКазахстанского государственного педагогического университета (Шымкент, Казахстан). Автором было отмечено, что модернизация современной образовательной системы включая систему специального образования требует пересмотра традиционных форм и содержания специального образования. В связи с этим возрастает роль информационно-коммуникационных технологий в личностно-профессиональной подготовке современного педагога-дефектолога, использования компьютерных технологий как средства обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Доклад Ж. А. Пайлозян - доктора педагогических наук, доцента кафедры логопедии и восстановительной терапии Армянского государственного педагогического университета имени Хачатура Абовяна (Ереван) - был посвящен логопедическим аспектам билингвизма. Автор справедливо утверждает, что задачами современной логопедии являются не только выявление, коррекция и предупреждение нарушений речи, но и устранение нарушений коммуникации, в том числе в условиях билингвизма, как традиционного, так и вертикального (литературный язык - диалекты). Логопедические аспекты билингвизма проявляются при диагностике речи у билингва в обоих языках, а не в одном, иначе может идти речь о недостаточном владении фонетикой, лексикой и грамматикой иностранного / другого языка.
Дизартрия как нарушение речи постоянно привлекает внимание специалистов по коррекции речи - медицинских работников, логопедов, де-фектологов. Коррекции просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией был посвящен доклад Л. В. Лопатиной - профессора, заведующего кафедрой логопедии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург). Автор доклада уделила особое внимание методическим аспектам содержания и реализации «интонационной пропедевтики», предшествующей логопедической работе по формированию восприятия, понимания и оценки комплекса интонационных средств в импрессивной речи.
Коррекция речевых нарушений невозможна без грамотно проведенной диагностики. Авторский взгляд на проблему формальных и содержательных аспектов логопедического обследования в докладе «Логопедическое обследование: в поисках оптимального варианта» представила О. Е. Грибова - профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики (Москва). Основная идея автора доклада заключалась в том, что диагностика нарушений речи наиболее достоверна не столько при выявлении отдельных нарушений в фонетике, лексике и грамматики, сколько при системном обследовании речи ребенка в процессе речевой коммуникации.
Логическим продолжением теоретических и методических изысканий российских специалистов в области логопедии был доклад польских коллег под руководством профессора Гданьского университета Станислава Милевского «Формирование языковой компетенции неговорящих с помощью программы "M6wik"». В докладе были рассмотрены практические аспекты применения
90 Приложтнел
данной речевой программы в обеспечении грам-матико-лексической компетентности ребенка с нарушениями речи.
Второе пленарное заседание открыл доклад профессора кафедры дошкольной дефектологии МГПУ Н. В. Микляевой «Цифровая образовательная среда в специальном и инклюзивном образовании». В докладе были обобщены особенности создания и функционирования цифровой образовательной среды в специальном и инклюзивном образовании, приведены примеры эффективного функционирования ее компонентов в коррекци-онном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Использованию интерактивных технологий в комплексной реабилитации детей с когнитивными нарушениями было посвящено выступление Е. Е. Алексеевой - кандидата медицинских наук, заместителя главного врача Государственного учреждения здравоохранения Саратовской области «Детский центр медицинской реабилитации» (Саратов). В докладе последовательно проводилась мысль о необходимости комплексного доречевого обследования и логопедической коррекции речи у детей с нарушениями в когнитивной сфере.
Данная проблематика, но уже применительно к образовательной деятельности, развивалась в докладе заместителя директора ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г. Саратова» С. Н. Поляковой «Использование информационных технологий в коррекци-онно-образовательной работе». Докладчик поделилась опытом практического использования цифровых программных ресурсов в «речевой» школе г. Саратова с детьми с разными формами дизонтогенеза - тяжелыми нарушениями речи и расстройствами аутистического спектра.
В ходе второго пленарного заседания в докладе доктора психологических наук, профессора кафедры логопедии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена С. Ю. Конратьевой (Санкт-Петербург) пристальное внимание было уделено проблеме профилактики дискалькулии у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также коррекции имеющихся нарушений математического развития (дискалькулии). Отмечалась необходимость исследования математических представлений у дошкольников, уточнялась семантика понятия «дискалькулия», были представлены основные задачи коррекционной работы, направленные на профилактику дискалькулии и формирование культуры познания математики. С. Ю. Кондратьева предложила также модель и этапы коррекционной психолого-педагогической
работы с включением математической деятельности в различные образовательные области в условиях образовательного учреждения.
Опытом коррекционно-педагогической работы в Республике Беларусь поделилась кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики специального образования Гродненского государственного университета имени Я. Купалы Н. В. Крюковская (Гродно, Беларусь). В докладе «Реализация когнитивно-стилевого подхода в процессе проведения коррекционно-педагогической работы с учащимися с задержкой психического развития» представлен анализ сущности когнитивно-стилевого похода как составляющей уровнево-дифференцированного подхода, выделены его основные положения. Проанализировано применение когнитивно-стилевого похода к организации и проведению коррекционно-педагогической работы с учащимися с задержкой психического развития.
Устранение довольно такого распространенного речевого нарушения, как заикание, поиск оптимальных путей его коррекции традиционно находятся в поле зрения специалистов по коррекции речи. В докладе группы психологов и логопедов под руководством доктора психологических наук, профессора, ведущего научного сотрудника ФГБНУ «Психологический институт РАО» Н. Л. Карповой (Москва) «Младшие школьники в разновозрастной группе семейной логопсихотерапии» были рассмотрены психологические и речевые особенности при заикании у младших школьников с позиции развития их общих способностей. Дано описание системы семейной групповой логопсихотерапии, направленной на восстановление нарушенной речевой коммуникации в ходе интенсивного диалогического общения. Впервые представлен анализ комплексной динамической психотерапевтической диагностики заикающихся младших школьников - участников разновозрастной ло-гопсихотерапевтической группы. Авторы доклада - соруководители первой экспериментальной группы «Москва - Владивосток», работавшей в онлайн-режиме при семичасовом временном разрыве в занятиях двух подгрупп, - подтвердили эффективность основных приемов и методов семейной групповой логопсихотерапии при дистантном общении.
Вопросам применения инновационных программ, их эффективности в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) было посвящено выступление кандидата педагогических наук, директора центра «Логомед Прогноз» О. И. Азовой (Москва).
Консолидация усилий, координация научно-методических аспектов деятельности специали-
Аронико научной жизни 91
стов в области комплексной реабилитации лиц с ОВЗ, диагностики, коррекции, восстановления и предупреждения речевых нарушений у детей и взрослых рассматривались в рамках работы 14 секций.
Модераторами секций выступали преподаватели кафедры логопедии и психолингвистики и кафедры коррекционной педагогики факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского университета.
Были рассмотрены, в частности, проблемы специального образования в эпоху цифровизации как в России, так и за ее пределами (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Сербия, Польша).
Активно обсуждались вопросы инноваций в диагностике, коррекции и профилактике нарушений устной и письменной речи.
Пристальное внимание и живое обсуждение вызвали доклады, посвященные нейропсихо-логическим и психолингвистическим аспектам формирования речевой деятельности в условиях онто- и дизонтогенеза.
Предметом отдельного рассмотрения стала проблема становления коммуникативных компетенций у детей в условиях моно- и билингвизма.
Большое внимание было уделено социокультурной реабилитации, адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, традициям и инновациям в системе образования лиц с ОВЗ.
В русле тенденций развития современной коррекционной педагогики горячие споры вызвало обсуждение проблем теории и практики инклюзивного образования.
Круг проблем конференции тематически расширили доклады, посвященные тенденциям развития педагогической психологии в цифровую эпоху, интеграционным тенденциям в системе начального и естественно-математического образования, социокультурной интеграции и технологическому образованию в эпоху цифровизации.
В ходе секционного обсуждения докладов были отмечены высокий теоретический и практический уровень осмысления материала выступающими, актуальность и значимость обсуждаемых проблем и намеченных путей их решения.
15 октября в рамках конференции был проведен круглый стол, на котором рассматривались
национально-культурные особенности этносов и вопросы межэтнической коммуникации в молодежной среде. Модератором выступила доцент кафедры логопедии и психолингвистики СГУ Т. Ф. Рудзинская. Обсуждались понятие и виды толерантности в современном обществе, толерантность как необходимое условие эффективного общения в инклюзивном обществе, традиции и культура представителей разных народов Поволжья, вопросы религиозной толерантности, влияние культурных барьеров на адаптацию иностранных студентов в России, вопросы профилактики межэтнических конфликтов в молодежной среде, социально-психологические аспекты противодействия терроризму.
Работу конференции 16 октября продолжил мастер-класс по диагностике и коррекции заикания, проведенный Е. Д. Бурмистровой -старшим преподавателем кафедры логопедии и психолингвистики Саратовского университета, логопедом отделения реабилитации Саратовской областной детской клинической больницы. Мастер-класс был посвящен теоретическим и практическим аспектам психолого-педагогической работы с заикающимися детьми дошкольного возраста. Ведущей были представлены различные определения заикания, причины и клинические проявления, описаны фазы развития заикания и типы его течения, обозначены направления комплексной психолого-педагогической реабилитации. Практическая часть мастер-класса была посвящена описанию групп упражнений, практикуемых в работе с заикающимися дошкольниками.
16 октября состоялся круглый стол «Взаимодействие некоммерческих организаций с научно-исследовательскими подразделениями Саратовского университета». Модератором выступила доцент кафедры коррекционной педагогики Саратовского университета М. Д. Коновалова. В ходе мероприятия была показана презентация оборудования Научно-методического центра психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, представлены направления научных исследований, реализуемых на базе Центра и других научно-исследовательских подразделений СГУ, озвучен опыт сотрудничества НКО и Центра, обсуждены возможные перспективы и направления сотрудничества.
Поступила в редакцию 12.11.2021; принята к публикации 09.12.2021 The article was submitted 12.11.2021; accepted for publication 09.12.2021
92 Приложения