Научная статья на тему 'Гуманизация образовательного пространства - 2020 (итоги международного форума)'

Гуманизация образовательного пространства - 2020 (итоги международного форума) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / HUMANIZATION / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саяпина Наталия Николаевна, Саяпин Николай Васильевич

Подведены итоги международного форума «Гуманизация образовательного пространства 2020», проведенного 27-28 февраля 2020 года в г. Саратове. Организаторами конференции выступили Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», факультет психолого-педагогического и специального образования; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»; УО «Барановичский государственный университет» (Республика Беларусь); Западно-Казахстанский инновационнотехнологический университет (Республика Казахстан); Ферганский государственный университет (Узбекистан).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саяпина Наталия Николаевна, Саяпин Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANIZATION OF THE EDUCATIONAL SPACE-2020: RESULTS OF THE INTERNATIONAL FORUM

The article presents the results of the International Forum “Humanization of Educational Space 2020”, which was held on February 27-28, 2020 in Saratov. The conference was organized by Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “National Research Saratov State University”, Faculty of Pedagogical and Special Needs Education; Federal State Budgetary Scientific Institution “Institute for the Study of Childhood, Family, and Parenting of the Russian Academy of Education”; Educational Institution “Baranovichi State University” (Republic of Belarus); Innovation and Technology University of West Kazakhstan (Republic of Kazakhstan); Ferghana State University (Uzbekistan).

Текст научной работы на тему «Гуманизация образовательного пространства - 2020 (итоги международного форума)»

Г/манизация образовательного пространства - 2020

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Гуманизация

образовательного пространства - 2020 (итоги международного форума)

Н. Н. Саяпина, Н. В. Саяпин

Саяпина Наталия Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. П Чернышевского, sayapinanat@mail.ru

Саяпин Николай Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологического образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. П. Чернышевского, sayapinnv@gmail.com

Подведены итоги международного форума «Гуманизация образовательного пространства -2020», проведенного 27-28 февраля 2020 года в г. Саратове. Организаторами конференции выступили Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. П. Чернышевского», факультет психолого-педагогического и специального образования; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»; УО «Барановичский государственный университет» (Республика Беларусь); Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет (Республика Казахстан); Ферганский государственный университет (Узбекистан).

Ключевые слова: гуманизация, образовательное пространство. Поступила в редакцию: 30. 02.2020 / Принята: 31.02.2020 / Опубликована: 30.06.2020 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0) DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-2-195-202

27-28 февраля 2020 года в г. Саратове был проведен V Международный форум «Гуманизация образовательного пространства - 2020», организованный Саратовским национальным исследовательским государственным университетом имени Н. Г. Чернышевского (СГУ), факультетом психолого-педагогического и специального образования; Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования; Барановичским государственным университетом Республики Беларусь; Западно-Казахстанским инновационно-технологическим университетом Республики Казахстан; Ферганским государственным университетом, Узбекистан.

На конференции присутствовали ведущие ученые, преподаватели высших и средних учебных заведений, педагоги и руководители общего и дополнительного образования, воспитатели и руководящий состав дошкольных образовательных организаций, представители общественных организаций. В конференции приняло участие более 400 человек. Гостями конференции стали представители из Армении, Белоруссии, Германии, Казахстана, Узбекистана. Российские участники конференции приехали из городов Воронежа, Геленджика, Екатеринбурга, Курска, Липецка, Миасса, Москвы, Новосибирска, Пензы, Самары, Санкт-Петербурга, Саранска, Челябинска.

Открытие конференции состоялось 27 февраля на факультете психолого-педагогического и специального образования СГУ.

Декан факультета доктор психологических наук, профессор Р. М. Шамионов обратился с приветственным словом к собравшимся

в зале участникам конференции, коллегам, давно знакомым, друзьям и сказал, что рад приветствовать всех присутствующих в стенах университета первой категории.

Он пожелал участникам конференции приятного общения, конструктивных бесед и взаимодействия, представления результатов своих научных изысканий, продуцирования новых научных идей, а также отметил, что некоторые научные изыскания уже реализуются на нашем факультете и в университете на уровне научных школ на протяжении более чем 100 лет. Празднование даты, связанной со 100-летием педагогического образования, проходило в прошлом году в Саратове и в университете было отмечено проведением различных мероприятий.

Р. М. Шамионов подчеркнул, что, скорее всего, даже не педагогическое образование, а педагогическая наука, рассматриваемая как более высокий уровень обобщения, является той инстанцией, которая консолидирует педагогический опыт, научные изыскания и эксперименты в области педагогики, что подтверждается публикациями в книжных изданиях Российской Федерации в области образования, например журналах «Педагогика», «Начальное образование» и др. Он обратил внимание присутствующих на то, что заведующий кафедрой методологии образования доктор педагогических наук, профессор Е. А. Александрова является членом редколлегии ряда научных изданий федерального уровня, заведующий кафедрой начального естественно-математического образования доктор биологических наук, доцент Е. Е. Морозова выступает организатором науки в экологической области, заведующий кафедрой начального языкового и литературного образования доктор филологических наук, доцент Л. И. Черемисинова - в области начального филологического образования, заведующий кафедрой технологического образования кандидат педагогических наук, профессор В. Н. Саяпин - в области технологического образования, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры технологического образования О. А. Рагимова - в области философского образования. Кроме того, было отмечено, что присутствующие на конференции психологи в содружестве с педагогами реализуют свои научные изыскания и тем самым не то чтобы заполняют пробелы, но обеспечивают комплексность исследования, потому что единственно возможным является образование ребенка, основанное на психологии.

В заключение Р. М. Шамионов поздравил коллег с праздником науки, научной мысли в области педагогики.

В видеообращении присутствующих приветствовала заведующий кафедрой дошкольного образования и технологий Барановического государственного университета Республики Беларусь, кандидат педагогических наук Наталья Григорьевна Дубешко, которая от себя и от лица

работников системы дошкольного образования и профессорско-преподавательского состава вуза пожелала успешной работы на форуме.

Она отметила, что при реализации гуманистического подхода в процессе формирования личности будущих педагогов большое внимание обращается не только на образовательные стандарты высшего образования, реализация которых направлена на формирование профессиональных компетенций, но и на развитие личностных качеств и умений будущих педагогов, раскрыла современные тенденции гуманизации в меняющемся образовательном пространстве, которые исследуются и реализуются в Барановическом университете.

Пленарные доклады представили З. А. Акбарова, декан факультета начального и дошкольного образования Ферганского государственного университета (Узбекистан), Н. А. Махнев, исполнительный директор Национального проекта «Энциклопедия сельских школ России» (Миасс, Челябинская область), С. П. Хорьков, депутат Саратовской областной думы, директор СОШ с. Камышки Александровогайского района Саратовской области (Саратов), А. И. Субетто, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, профессор РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), О. А. Рагимова, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры технологического образования СГУ имени Н. Г. Чернышевского (Саратов) и М. Г. Сергеева, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, психологии, права, истории, философии Мытищинского филиала Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана (Москва).

В начале своего доклада «Некоторые размышления о психологической характеристике языковой личности» З. А. Акбарова поприветствовала участников форума и выразила надежду на межгосударственное сотрудничество России и Уз -бекистана. Она отметила, что изучение личности в языке и через язык необходимо осуществлять в совокупности ее психологических и лингвистических характеристик. В качестве психологической характеристики развития личности ею выделены языковые способности.

В докладе «Энциклопедия сельских школ России: цели, задачи, смыслы» Н. А. Махнев, С. П. Хорьков отразили основную цель проекта «Энциклопедия сельских школ России», заключающуюся в том, чтобы рассказать обо всех сельских школах РФ и создать варианты их многоканальной поддержки через некоммерческие организации, городские школы, бывших выпускников, бизнес.

В своем докладе «Ноосферный гуманизм как основа целеполагания в развитии российского образования» А. И. Субетто представил методологические основы становления ноосферизма как нового пути развития человечества - управляемой социоприродной эволюции на базе общественного

Г/манизация образовательного пространства - 2020

интеллекта - коллективного Разума и научно-образовательного общества при доминировании закона кооперации, определяющего планетарную кооперацию народов-этносов. Также была рассмотрена научно-мировоззренческая система в виде ноосферно-ориентированного синтеза наук, обеспечивающего новый путь развития.

М. Г. Сергеева в докладе «Непрерывное экономическое образование в контексте подготовки современного специалиста» констатировала, что изменения в непрерывном экономическом образовании обусловливают инновационные тенденции мирового развития. Она отметила, что осуществление такого образования связано с необходимостью определения основных этапов развития экономической мысли в России, создания модели процесса формирования экономических компетенций выпускника в учреждениях профессионального образования и учебно-методических комплексах, предусматривающих научно-методическое обеспечение преподавателя и обучающихся.

В своем докладе «Проблемы гуманизации человека в пространстве современной технологии» О. А. Рагимова отразила проблемы взаимодействия человека и современной техносферы, раскрыла особенности такого взаимодействия в условиях гуманизации образования - роль естественной и искусственной среды в образовании, детерминацию творчества, роль технологического образования в подготовке технологических кадров в современной культуре.

По объективным причинам не у всех участников получилось выступить на пленарном заседании. Их выступления будут опубликованы в одном из научных периодических изданий, выступающих в качестве информационной поддержки форума:

- Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Акмеология образования. Психология развития;

- Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Философия. Психология. Педагогика;

- Гуманизация образовательного пространства (продолжающееся научное издание), ISSN (online): 2658-736X.

Программа форума помимо пленарного заседания включала: 12 секционных заседаний и 3 выездные секции на базе различных организаций высшего, общего и дополнительного образования; семинары для педагогических работников; мастер-классы для студентов СГУ и педагогических работников; профориентационный марафон.

В качестве выездных площадок форума выступили: Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии РФ; Дворец творчества детей и молодежи имени О. П. Табакова; МАОУ «Лицей № 37»; МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 6»; МДОУ «ЦРР - детский сад № 211 "Солнечная планета"».

В работе секции «Позитивная психология личности и группы» докладчиками большое внимание было уделено социальной активности личности. Доктор психологических наук, профессор Р. М. Шамионов представил результаты исследования социальной активности личности с автономным и зависимым типом саморегуляции, кандидат психологических наук, доцент М. А. Кленова - социальной активности молодежи в условиях транзитивности современного общества, кандидат психологических наук, доцент И. В. Арендачук - социальной активности молодежи как формы проявления ее готовности к саморазвитию и переменам. Кандидат психологических наук, доцент Е. Е. Бочарова обозначила нравственно-психологические характеристики направленности социальной активности молодежи. Другие выступающие затронули вопросы социально-психологических механизмов академической адаптации обучающихся, позитивной социализации первоклассников как фактора профилактики девиантного поведения.

Секция «Методология педагогического сопровождения организации культурных практик детей и молодежи в образовательном пространстве» началась с выступления по обозначенной проблематике доктора педагогических наук, профессора Е. А. Александровой. Выступающие из Саратова и гости из других городов затрагивали вопросы организации и реализации культурных практик в различных образовательных учреждениях и их педагогического сопровождения. Кандидат педагогических наук, доцент Н. Н. Саяпина рассмотрела обозначенную проблему в профессиональной подготовке студентов. Студентка 4-го курса Института филологии и журналистики М. Д. Груничева рассказала о практике вовлечения обучающихся в художественно-творческую деятельность в гимназии. Гостья из Самары педагог дополнительного образования П. Ю. Деханова представила проектную деятельность в профориентации в виде опыта создания учащимися профориентационных игр, а педагог дополнительного образования В. Ю. Майорова - деятельность экскурсоводов как культурную образовательную практику. Все выступления были интересны и увлекательны.

В ходе выступлений на секции «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» докладчики освещали различные аспекты психологически комфортной и безопасной образовательной среды школы, дошкольных образовательных организаций, вузов.

На секции « Становление языковой личности в условиях речевого онтогенеза и дизонтогенеза: гуманистический аспект» доклад доктора филологических наук, доцента В. П. Крючкова был посвящен феномену языковой личности, ставшей системообразующим понятием не только в современной филологии, но и в психолингвистике, социолингвистике, коммуникативистике, лого-

педии. Кандидат филологических наук, доцент О. В. Кощеева раскрыла индивидуальный подход при использовании интерактивного оборудования в коррекционно-логопедической работе, которым в настоящее время располагают кафедра логопедии и психолингвистики СГУ и лаборатория дизонтогенеза речи, открытая в университете. В докладах преподавателей кафедры кандидата филологических наук О. В. Якуниной и ассистента А. А. Никитенко освещались результаты изучения взаимосвязи и взаимовлияния моторных функций и речевых нарушений у младших школьников, а также выявления особенностей двигательной сферы и мелкой моторики у близнецов старшего дошкольного возраста. Кандидат педагогических наук, доцент А. А. Георгица, кандидат филологических наук, доцент Т. А. Бочкарева и кандидат педагогических наук, доцент О. А. Константинова сосредоточились в своих докладах на стимуляции речевой активности у детей раннего возраста, формировании коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи, особенностях понимания слов с метафорическим значением у школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Кандидат психологических наук Т. Ф. Рудзин-ская представила результаты изучения эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи, И. В. Темаева осветила работу учителя-логопеда в психолого-педагогической комиссии дошкольной образовательной организации. Специалист из Республики Беларусь И. С. Зайцев обозначил актуальные вопросы социального развития детей с нарушениями речи.

В ходе работы секции «Современные тенденции гуманизации специального инклюзивного образования» приняли активное участие преподаватели, студенты, магистранты и гости кафедры коррекционной педагогики. Особый интерес вызвал доклад «новичка» в дефектологии Ю. В. Вестерниной на тему «Музыка - тропинка в мир чувств ребенка с особыми образовательными потребностями», отражающий ее работу как музыкального руководителя на занятиях в д/с N° 123 «Планета детства» с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.

А. А. Тапенева осветила альтернативные способы коммуникации в коррекционно-развива-ющей работе с «неговорящими» детьми. М. В. Никитина рассказала о методах и приемах работы с детьми после операции по кохлеарной имплантации. О. Д. Демидова проанализировала работу по внедрению ФГОС НОО ОВЗ и реализации АООП слабослышащих обучающихся. Т. Н. Федяшина познакомила с особенностями обучения детей со сложным дефектом в условиях образовательной организации. Эти и другие докладчики подготовили видеоматериалы и презентации, иллюстрирующие их выступления.

Темы, раскрываемые в ходе работы секции, вызывали живую дискуссию всех участников мероприятия. Присутствующие студенты отметили,

что подобные встречи очень важны для их профессионального становления и помогают узнать о «тонкостях» профессии, знакомят с будущими работодателями.

В работе секции «Гуманистический подход в технологическом образовании: современность и перспективы» приняли участие преподаватели вузов, средних профессиональных образовательных учреждений, кафедры технологического образования, педагоги школ г. Саратова и Саратовской области.

В ходе работы секции были актуализированы современные аспекты гуманистического подхода к технологическому образованию, представлен темпоральный опыт гуманитаризации технического образования, обсуждены вопросы готовности студентов-технологов к гуманизации соответствующего образования и развития у них учебно-познавательной самостоятельности в процессе решении творческих задач. В рамках общего образования обозначены направления развития современного школьного технологического образования, выявлены возможности программирования и робототехники на уроках технологии, уделено внимание развитию творческих способностей школьников как способа формирования их технологической культуры.

Участники секции подчеркнули, что их общение проходило в атмосфере научного диалога и понимания.

Работа секции «Гуманизация образовательного пространства: естественно-математический аспект» и секции «Гуманизация образовательного пространства: ноосферно-экологический аспект» была направлена на обсуждение вопросов гуманизации образовательного пространства средствами ноосферного, экологического и естесвенно-науч-ного образования.

В работе секций приняли участие более 40 педагогов, приехавших из разных районов Саратовской области - Вольского, Татищевского, Хвалынского, Лысогорского, Энгельсского, - преподаватели кафедры начального естественно-математического образования, студенты факультета психолого-педагогического и специального образования. Был представлен опыт использования разнообразных проектных технологий экологической и естественно-математической направленности для актуализации и решения проблем гуманизации современного образовательного пространства: «Живая карта Земли Саратовской», «Тайны городского парка», «В царстве симметрии», «Чудо-дерево», «Школа добрых дел», «Лес - наше богатство!».

Актуализированы вопросы готовности студентов к гуманизации начального математического образования, роли педагога в развитии отношения к природе у детей младшего школьного возраста. Освещались проблемы мониторинга систем начального и дошкольного образования с помощью применения передового опыта использования ин-

Г/манпзацпя образовательного пространства - 2020

формационных технологий, подготовки студентов к формированию у младших школьников умения работать с информацией, вопросы гуманизации математического образования при индивидуальной работе с младшими школьниками.

Интересные дискуссии состоялись в ходе обсуждения тем «Геоинформационные технологии в экологическом образовании населения Саратовского региона», «От гуманизации образования к гуманизации экологически верного поведения», «Проявление ноосферно-экологической направленности личности в мировосприятии студентов», «Образовательный процесс в условиях эколого-образовательного пространства», «Технологии совершенствования духовного здоровья», «Эко-лого-просветительские мероприятия в учебных учреждениях региона», «Организация экологических экскурсий с младшими школьниками» и др.

На секционном заседании «Методологические основы преподавания гуманитарных дисциплин» рассматривались и обсуждались актуальные лингвистические, литературоведческие и культуроведческие проблемы в аспекте методики преподавания гуманитарных дисциплин в начальной и средней школе, а также в учреждениях высшего образования. Особое внимание выступающие уделили активному использованию в образовательном процессе проектного метода.

Участники секции пришли к выводу, что внедрение метода проектов в образовательный процесс способствует воспитанию у обучающихся самостоятельности и большей заинтересованности в изучении гуманитарных дисциплин, позволяет им проявить свои творческие способности. Подготовка будущих педагогов и культурологов должна быть связана не только с формированием у них профессиональной компетентности, но и с повышением заинтересованности в расширении собственного кругозора, стремления познавать для себя новое.

Перспективы современной начальной, средней и высшей школы видятся в органичном введении в образовательный процесс проектных методик, позволяющих лучше раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся. Участники форума оценили возможность обсуждения проблем современного образования с коллегами, работающими в разных областях гуманитарного знания, однако предложили в будущем выделить доклады, связанные со школьным и вузовским образовательным процессом, в отдельные подсекции.

Выступающие на секции «Проектная деятельность в образовательном пространстве современной школы» преподаватели, учителя, представители администрации образовательных организаций осветили вопросы проектной деятельности в школе и пришли к единодушному мнению о его важности и необходимости использования при преподавании различных учебных предметов и во внеурочной деятельности школьников.

В работе секции «Гуманистические подходы к проблемам физической культуры в образовательной парадигме» приняли участие преподаватели и магистранты Института физической культуры и спорта, аспиранты Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, учителя средних общеобразовательных школ г. Саратова и Саратовской области, директора спортивных школ олимпийского резерва г. Саратова.

На секции обсуждались вопросы формирования профессиональных компетенций студентов-спортсменов в контексте гуманизации высшего образования, формирования у них профессионально-ценностных ориентаций в период производственной практики на базе спортивных школ олимпийского резерва.

Активно обсуждались положения о направленности образовательного процесса на целостное развитие личности студентов, на учет их потребностей и интересов в сфере получения высшего физкультурного образования. Так, обращалось внимание на формирование гуманистической направленности личности студентов и школьников и их морально-нравственного самосознания как фактора развития личности студентов физкультурного вуза, на развитие личностного потенциала студентов-спортсменов в условиях образовательной среды университета,

В докладах подчеркивалось, что педагогический компонент вузовского профессионального физкультурного образования должен быть ориентирован на формирование профессиональной компетентности, соответствующей современным запросам меняющегося общества, а внедрение в учебно-образовательный процесс инновационных специальных курсов оздоровительной направленности способствует повышению качества знаний, профессиональных навыков, умений, уровня сформированности профессиональной компетентности у выпускников Института физической культуры и спорта.

В работе секции «Искусство и его роль в современном культурно-образовательном пространстве» приняли участие преподаватели и студенты Института искусств СГУ имени Н. Г. Чернышевского и представители сторонних организаций. Е. В. Ерохина на секции рассмотрела вопросы музейной практики в формировании этнокультурных компетенций студентов, кандидат педагогических наук, доцент О. Ю. Козинская обозначила роль искусства в организации образовательного пространства в ДОУ, а кандидат педагогических наук, доцент Н. В. Корчагина - роль детских школ искусств в гуманизации образовательного пространства.

Интерес аудитории вызвало выступление заведующего кафедрой музыкально-инструментальной подготовки кандидата педагогических наук, доцента И. А. Королевой, которая рассмотрела вопросы музыкального образования и особенности его развития в условиях глобализации

образовательного пространства. Ярко и образно выступила кандидат педагогических наук, доцент Е. П. Шевченко, представив такое новое направление в искусстве, как граффити в современном пространстве города. Современному искусству фотографии и короткометражного фильма в современном художественном образовании посвящены выступления кандидата педагогических наук, доцента Д. Н Васильевой и кандидата педагогических наук С. В. Протасовой.

В ряде выступлений затрагивались проблемы обучения и воспитания детей в системе общего и дополнительного образования. А. А. Костина раскрыла особенности проектной деятельности в работе музыкального руководителя, кандидат педагогических наук С. В. Кузьмина уделила внимание образовательному пространству средней школы как фактору саморазвития учащегося, доктор педагогических наук, профессор И. Э. Ра-химбаева - роли импровизации в подготовке хореографов, а кандидат педагогических наук И. Н. Сергиенко - педагогической поддержке творчески одаренных детей.

Выездная секция «Гуманизация военного образования» проводилась на базе Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии РФ. Выступающие на секции осветили различные аспекты военного образования с позиции его гуманизации.

Заседание выездной секции «Методология педагогического сопровождения организации культурных практик детей в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации» прошло в МДОУ «ЦРР - детский сад № 211 "Солнечная планета"». Участники секции ознакомились с приемами построения единого образовательного пространства дошкольной образовательной организации с помощью игр В. В. Воскобовича, наглядно увидели применение БТБМ-технологии для развития познавательной инициативы и творческой активности дошкольников. А. Н. Петряйкина ознакомила с приемами развития навыков безопасного поведения у дошкольников с помощью песочной терапии, М. А. Максимович продемонстрировала игру с использованием методов арт-терапии, Н. В. Захарова рассказала о своем опыте формирования у дошкольников представления о культуре родного края, К. П. Сенаторова раскрыла особенности тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, Л. В. Ерешкина осветила современные подходы к интеграции дошкольного и дополнительного образования.

На заседание секции были приглашены студенты 2, 3 и 4-го курсов факультета психолого-педагогического и специального образования, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование», которые не только прослушали интересные доклады, посвященные проблеме педагогического сопровождения организации культурных практик

детей дошкольного возраста, но и приняли активное участие в мастер-классах.

Все участники секции пришли к выводу, что в дошкольном образовании уделяется большое внимание созданию и реализации образовательного пространства детского сада, применяются разнообразные культурные практики, воплощение которых окрашено авторскими находками.

27 февраля во второй половине дня научно-образовательные мероприятия форума были представлены мастер-классами на базе Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

Мастер-класс «О составлении примерной программы воспитания в школах РФ» провела заведующий кафедрой методологии образования СГУ имени Н. Г. Чернышевского доктор педагогических наук, профессор Е. А. Александрова.

Она обратила внимание присутствующих на воспитание подрастающего поколения, определила приоритеты в нем, продемонстрировала примерную программу воспитания, разработка которой выполнялась по заданию Министерства просвещения РФ и осуществлялась Институтом стратегии развития образования РАО.

Мастер-класс «Энциклопедия сельских школ России как ресурс развития» совместно проводили Н. А. Махнев, исполнительный директор Национального проекта «Энциклопедия сельских школ России» (Миасс, Челябинская область), и С. П. Хорьков, депутат Саратовской областной думы, директор СОШ с. Камышки Александро-вогайского района Саратовской области.

Деятельность данного мероприятия была направлена на осознание разными слоями общества, всеми гражданами страны значимости сельской школы как исторического и культурного феномена, обеспечивающего стабильность, устойчивое развитие и духовную крепость российского государства и общества.

Сайт Национального проекта «Энциклопедия сельских школ России»: Ы1р://сельскиешколы-россии.рф/

Ведущей мастер-класса «Написание англоязычной аннотации научной статьи: работа над ошибками» выступила заведующий кафедрой английского языка для гуманитарных направлений и специальностей кандидат филологических наук, доцент И. Н. Сипакова. Преподаватели -участники мастерской с увлечением работали и, ознакомившись с рекомендациями редакций ведущих англоязычных научных изданий, на конкретных примерах учились выявлять и исправлять типичные ошибки в грамматическом, лексическом и в особенности стилистическом оформлении аннотаций.

Участники форума имели возможность ознакомиться с работами студентов, представленными на конкурс «75 лет Победы в Великой Отечественной войне» в номинациях «Методиче-

Г/манпзацпя образовательного пространства - 2020

ская разработка», «Стенная газета», «Творческая работа», поделиться впечатлениями и высказать свое мнение. Конкурс творческих проектов будущих учителей проводился с целью выявления положительного опыта по разработке и внедрению в практику работы с детьми новых форм, методик и технологий и был приурочен к празднованию Победы в Великой Отечественной войне.

Итоги конкурса были подведены по разработанным в Положении конкурса критериям и обнародованы на сайте факультета психолого-педагогического и специального образования.

28 февраля работа форума была продолжена на базе СГУ открытием Всероссийской научной конференции «Проблемы филологического образования», на пленарном заседании которой с приветственным словом выступил декан факультета психолого-педагогического и специального образования доктор психологических наук, профессор Р. М. Шамионов.

Большинство докладов, прочитанных на пленарном заседании, было посвящено 75-летней годовщине Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Открыл заседание доклад кандидата филологических наук, доцента Е. А. Ясаковой «Проблема интерпретации событий Второй мировой войны на уроках литературы в современной школе», в котором литература о войне рассматривалась в контексте сегодняшней социокультурной ситуации в России. Особое внимание автор обратила на интерпретацию военной темы в романе австралийского писателя Маркуса Зусака «Книжный вор», повествующем о жизни детей Германии.

В докладе кандидата филологических наук, доцента М. Л. Лелявской «Произведения о Великой Отечественной войне на уроках внеклассного чтения» рассматривался широкий контекст произведений о войне, доказывалась современность и своевременность произведений советских писателей Б. Васильева, М. Шолохова, В. Астафьева, Л. Кассиля, Б. Полевого, С. Алексеева, Е. Верейской, Е. Ильина, А. Платонова, Е. Носова, И. Токмаковой и др.

Доктор филологических наук, доцент Л. И. Че-ремисинова в докладе «Автор и герой в лирическом цикле Е. А. Благининой "Почему ты шинель бережешь?"» анализировала своеобразие изображения войны в стихотворениях детского поэта Елены Благининой, которая писала о том, как жили, чем занимались и что чувствовали дети, оставшиеся дома, в силу возраста не принимавшие участия в военных действиях. В стихах описываются заботы детей, их игры, интересы, боль, тревоги. В военных стихотворениях из цикла «Почему ты шинель бережешь?» превалируют вечные темы - превыше всего любовь, милосердие, сострадание, помощь ближним и нежная забота о них. В центре лирики Благининой семья, семейные ценности, «круговорот любви в семье». Вместе с тем поэт показывает,

как в военное время все люди становятся единой семьей, как любовь к родным растет в душе ребенка, превращаясь в любовь к ближнему.

Кандидат педагогических наук, доцент Ю. Г. Кадькалов посвятил свой доклад «О лингвистическом анализе художественного текста (по материалам трудов Э. П. Кадькаловой)» рассмотрению роли отдельных лингвистических элементов в формировании эстетического смысла произведения (на примере стихотворений А. С. Пушкина «Я вас любил. Любовь еще, быть может...», М. Ю. Лермонтова «Нищий», М. Цветаевой «Какой-нибудь предок мой был скрипач.» и др.).

По окончании пленарного заседания продолжалась работа секций «Актуальные проблемы современной филологии», «Теоретические основы языкового образования», «Проблемы языкового образования», «Проблемы литературного образования», на которых обсуждались самые разные вопросы теории и методики филологического образования.

На базе МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи имени О. П. Табакова» была проведена выездная секция «Педагогическое сопровождение культурных практик детей в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования», участниками которой стали руководители, методисты и педагоги учреждений дополнительного образования г. Саратова.

В ходе выступлений была обозначена разнообразная работа с детьми, а именно: развивающие возможности и риски экспедиции как мобильной практики юных геологов; аспекты гуманизации работы с детьми с ОВЗ на занятиях прикладным творчеством; методика использования индивидуального образовательного маршрута для раскрытия творческого потенциала способных учащихся; вопросы взаимодействия с родителями дошкольников; технология знакомства с профессией музейного сотрудника; современные практики профессионального самоопределения учащихся; способы формирования фундаментальных культурных ценностей учащихся на основе «культурного дневника» и др.

Работа секции была продолжена 14 мастер-классами, которые провели педагоги дополнительного образования из разных учреждений г. Саратова с участием студентов 1-го курса факультета психолого-педагогического и специального образования. Под руководством опытных педагогов в атмосфере открытости, доброжелательности, сотворчества участники мастер-классов создавали морские пейзажи, изготавливали саратовскую глиняную игрушку, с помощью ярких разноцветных нитей сплели цветочную поляну, постигали секреты кофейной акварели, изготовили изящные фигурки балерин. Участники мастер-классов также окунулись в таинство развития голоса, учились красиво двигаться на сцене и в жизни, постигали технику сценического движения.

На базе МОУ «СОШ № 6» г. Саратова проведен профориентационный марафон «Динамика профессиональных биографий», участниками которого стали преподаватели факультета, его выпускники разных лет, студенты 4-го курса (профиль подготовки «Начальное образование» и «Технология»).

Выпускники факультета рассказали о себе, о значимости факультета и преподавателей в их становлении как педагогов, о первых уроках в школе, о первом родительском собрании, о современных детях, о буднях и праздниках и многом другом.

В выступлениях выпускников студенты смогли проследить динамику профессиональных биографий гостей, а для себя - рассмотреть перспективы профессионального роста. В теплой дружеской обстановке прошло живое общение студентов и гостей мероприятия.

Были проведены и другие научно-образовательные мероприятия, содержание и форма

проведения которых окрасили и разнообразили второй день форума.

В Государственном музее К. А. Федина прошла творческая встреча с автором книг для детей, членом Союза писателей России Михаилом Семеновичем Муллиным.

В отделе редких книг ЗНБ СГУ им. В. А. Ар-тисевич состоялась выставка дореволюционных изданий для детей «Детское чтение для сердца и разума».

В Саратовском областном институте развития образования доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования С. Б. Козинец провел открытую лекцию «Теория и практика составления словарей».

В МАОУ «Лицей № 37» прошла районная научно-практическая конференция обучающихся, осваивающих ФГОС НОО «Мой Мир» в образовательной области «Окружающий мир. Естествознание».

Образец для цитирования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Саяпина Н. Н., Саяпин Н. В. Гуманизация образовательного пространства - 2020 (итоги международного форума) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 2 (34). С. 195-202. БО!: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-2-195-202

Humanization of the Educational Space-2020: Results of the International Forum

Nataliya N. Sayapina, Nikolay V. Sayapin

Nataliya N. Sayapina, https://orcid.org/0000-0002-3114-9946, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, sayapinanat@mail.ru

Nikolay V. Sayapin, https://orcid.org/0000-0001-6528-5922, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, sayapinnv@gmail.com

The article presents the results of the International Forum "Humanization of Educational Space - 2020", which was held on February

27-28, 2020 in Saratov. The conference was organized by Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "National Research Saratov State University", Faculty of Pedagogical and Special Needs Education; Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute for the Study of Childhood, Family, and Parenting of the Russian Academy of Education"; Educational Institution "Baranovichi State University" (Republic of Belarus); Innovation and Technology University of West Kazakhstan (Republic of Kazakhstan); Ferghana State University (Uzbekistan). Keywords: humanization, educational space.

Received: 30.02.2020 / Accepted: 31.02.2020 / Published: 30.06.2020

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Cite this article as:

Nataliya N. Sayapina, Nikolay V. Sayapin. Humanization of the Educational Space -2020: Results of the International Forum. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational A^eology. Developmental Psychology, 2020, vol. 9, iss. 2 (34), pp. 195-202 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-2-195-202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.