Научная статья на тему 'Не нарушая традиций'

Не нарушая традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / LIFELONG LEARNING / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOCIAL EDUCATION / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суходимцева Анна Петровна

В научной информации характеризуется содержание деятельности 13-й Международной конференции «Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Without breaking traditions

This scientific information article describes the 13 th International Conference "Continuous Education: Lifelong Learning for Sustainable Development"

Текст научной работы на тему «Не нарушая традиций»

► НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

НЕ НАРУШАЯ ТРАДИЦИЙ

WiTHOUT BREAKiNG TRADiTiONS

Суходимцева Анна Петровна

Старший научный сотрудник Центра исследований непрерывного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», кандидат педагогических наук E-mail: sasa-82@mail.ru

Аннотация. В научной информации характеризуется содержание деятельности 13-й Международной конференции «Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития».

Ключевые слова: непрерывное образование, устойчивое развитие, социальное образование, образовательного пространства.

Sukhodimtseva Anna P.

Senior researcher of the Centre for the Research of Lifelong Learning, institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education E-mail: sasa-82@mail.ru

Annotation. This scientific information article describes the 13th international Conference "Continuous Education: Lifelong Learning for Sustainable Development".

Keywords: lifelong learning, sustainable development, social education, educational space.

Стало уже традицией каждый год в конце мая - начале июня в Санкт-Петербурге на базе Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина обсуждать проблемы непрерывного образования: 29-31 мая 2015 г. прошла 13-я Международная конференция «Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития».

В конференции приняли участие ученые и специалисты Белоруссии, Боснии и Герцеговины, Германии, Италии, Казахстана, Китая, Канады, Литвы, Мексики, Монголии, Польши, России, Сербии, Таджикистана, Турции, Узбекистана, Украины, Финляндии, Франции, Швеции, Японии. Знаменательно, что в этом году среди участников были ученые Луганской Народной Республики.

Дни прошедшей Конференции были крайне насыщены работой, взаимными контактами, культурной программой.

Открытие Конференции ознаменовалось ярким выступлением Академического хора Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина под управлением дирижера С. С. Кузьмина.

С приветственной речью обратился к участникам ректор Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, доктор экономических наук, профессор Вячеслав Николаевич Скворцов. Он выразил надежду, что Конференция позволит сделать еще один шаг на пути распространения теоретических представлений и накопленного опыта в области непрерывного образования, укрепления и расширения международных научных контактов и послужит лучшему взаимопониманию участников Конференции в их практическом осуществлении концепции ЮНЕСКО - «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ».

Приветственные телеграммы в адрес участников Конференции зачитал сопредседатель оргкомитета Конференции - профессор Николай Андреевич Лобанов, директор Научно-исследовательского института социально-экономических и педагогических проблем непрерывного образования ЛГУ имени А. С. Пушкина (г. Санкт-Петербург, Россия).

Проблематика обсуждаемых вопросов продемонстрировала общность международных интересов в области непрерывного образования. Научный интерес участников был сконцентрирован в целом в области следующих вопросов:

1. Фундаментальные и прикладные аспекты непрерывного образования в интересах устойчивого развития.

2. Пропаганда и практическое осуществление основных положений ЮНЕСКО, Национальных комитетов ЮНЕСКО, национальных доктрин и прагматических инноваций в области непрерывного образования.

3. Проблемы расширения международного междисциплинарного сотрудничества педагогов, исследователей и организаторов системы образования (от директора школы до министра образования) в области непрерывного образования.

4. Формирование сети научно-образовательных и исследовательских центров непрерывного образования для постоянного обмена опытом в области теории и практики непрерывного образования.

На пленарном заседании представители науки из Германии, Казахстана, Республики Крым, России, Финляндии, Франции, Японии осветили проблемы и перспективы реализации национальных концепций, уделили внимание историческим традициям в образовании, дали оценку существующему положению теории непрерывного образования в мире.

Доклад «История и концепции социального образования в Японии» Такео Мацу-да, PhD, адъюнкт-профессора Нагойского университета (г. Нагоя, Япония), был посвящен

анализу исторического пути социального образования и основным концепциям социального образования. Раскрыты роль и значение общинных ценностей в социальном образовании. Социальное образование и непрерывное обучение в Японии понимаются в обществе как типы образования, направленного на самореализацию, включая обучение, основанное на культуре и личных увлечениях. Особую роль играет при этом общинный образовательный центр (коминкан). Автор подчеркивает, что «социальное образование необычайно важно для социальных сетей, для критерия общей взаимопомощи и доверия, для внутриобщинных связей, каковые суть важнейшие элементы социального капитала».

Данная тема была дополнена докладом «Методология социального образования в Японии» Асука Кавано, PhD, адъюнкт-профессора Нагойского университета (г. Нагоя, Япония). Докладчик приводит современные методики социального образования: «Совместное обучение» и «Движение жизнеписания (Seikatsu Kiroku Undo)». Совместное обучение предполагает активные позиции студентов в обучении, молодые люди спорят о проблемах, непосредственно связанных с их каждодневной жизнью, и учатся находить решения этих проблем». «Движение жизнеписания» прививает умение оглянуться назад на жизнь и карьеру, приучают к учебе и совместному обсуждению жизненных проблем своего сообщества, поиску решений.

Одно из новейших течений в социальном образовании - «рефлективная практика». Рефлективная практика - это процесс продолжающегося обучения и размышлений о собственных действиях. В докладе «Автономия и культура в Окинаве» Чиаки Ямаширо, PhD, адъюнкт-профессора Университета Кумамото (г. Кумамото, Япония), раскрыт опыт социального взаимодействия окинавского сообщества, основанного на местной традиционной культуре и истории, сотрудничестве и взаимопомощи, единении жителей этой префектуры. Ученый считает, что «пример региональных сообществ Окинавы преподносит важный урок современному глобализационному миру».

С вопросом «О развитии непрерывного образования как инновационной парадигмы» в Республике Казахстан выступил Жанбол Октябрович Жилбаев, кандидат педагогических наук, президент Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина (г. Астана, Республика Казахстан). Докладчик рассказал о возможных путях развития непрерывного образования, связывая их прежде всего с вызовами глобализующегося мира. Принимая за аксиому связь образования с наукой, автор полагает, что непрерывное образование будет развиваться в русле методологических инноваций, которые характерны для современной философии наук. Ученый, рассматривая непрерывное образование в контексте парадигмальной трансформации, пытается последнее построить на социальных концепциях философии, а также философии науки и образования.

Светлана Вениаминовна Иванова, доктор философских наук, профессор, директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (г. Москва, Россия), осветила вопрос «Особенности формирования образовательного пространства в постиндустриальную эпоху». В докладе отмечено, что невозможно успешное формирование образовательного пространства, если оно «выстраивается без учета времени (эпохи) и условий (состояния) объектов и субъектов, его наполняющих» и без учета геополитических факторов. Докладчиком отмечено, что «в современном мире образовательное

пространство должно быть поликультурным, социально-ориентированным, открытым для формирования международной образовательной среды и все чаще - наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям». Очень важно, с точки зрения ученого, также для формирования образовательного пространства использовать проектный подход. «Проектирование образовательного пространства - это, на наш взгляд, создание целостного, масштабного, скоординированного плана (проекта) деятельности различных структур управления образованием, на которые возлагается решение современных задач в области образования с учетом социальных условий и специфики постиндустриального общества», - заметил докладчик, завершая свое выступление.

Представитель Всемирного комитета по непрерывному образованию Марлена Буше, PhD (г. Париж, Франция), в докладе «Образовательная революция - проблема компетентности и конкурентоспособности в непрерывном образовании» представила пути развития непрерывного образования в Европе и мире в целом. В выступлении отмечено, что на всю сферу образования влияют три основные тенденции в обществе: глобализация, информатизация, развитие сферы занятости. Возникает новая образовательная архитектура: «Обучающаяся планета», «Глобальная сеть обучения на протяжении всей жизни», одним из классов которой будет Интернет. Новые системы обучения будут складываться из занятий под руководством педагога, этапов «обучения по электронной почте», электронного обучения, онлайн-оценок, а также включать и самообразование. По новой системе смогут обучаться до десяти миллиардов жителей.

Директор программы Клаус Шёманн, PhD, профессор из Немецкого института образования взрослых (г. Бонн, Германия), выступил с докладом «Проблема компетентности и конкурентоспособности в непрерывном образовании». В преамбуле к своему выступлению докладчик высказал основную мысль своего доклада: «Базовые компетенции, такие как грамотность, являются основополагающей составляющей базового образования. Даже в современных промышленно развитых странах все еще существует большое число людей, не достигших достаточно высоких уровней компетентности, в особенности в старшем возрасте. Этот вопрос требует вложения достаточных ресурсов, несмотря на ограниченность национальных бюджетов. Это общая ответственность государства и индивидуумов».

В докладе «Нравственный контекст профессиональной компетентности педагога» Юрия Васильевича Сенько, профессора кафедры ЮНЕСКО Алтайского государственного университета, академика РАО, действительного члена Международной академии гуманизации образования (г. Барнаул, Россия), главной нитью проходит мысль о том, что игнорирование нравственного компонента в стандарте высшего профессионального образования приводит к подмене профессионального образования профессиональной подготовкой. Докладчик отметил, что образование и подготовка не существуют друг без друга, тем не менее необходимо сделать принципиальное их разделение в контексте профессиональной педагогической деятельности. По мнению ученого, задача заключается в возвращении к подлинным нравственным ценностям и смыслам профессионального образования.

«Методологические проблемы непрерывного профессионального образования» -тема доклада Вадима Николаевича Введенского, доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и методики профессионального образования Белгородского

государственного института искусств и культуры (г. Белгород, Россия). Предложено рассмотреть прерывность образования и характер этой прерывности, педагогику как научное искусство, стиль профессионального образования.

Академик Международной академии качества Юхани Анттила (г. Хельсинки, Финляндия) в докладе «Непрерывное образование для устойчивого развития качественного общества» выразил уверенность, что необходимо «бороться за качество обучения людей в течение всей жизни. Иначе основы и принципы благосостояния, экономика благосостояния, вера в то, что человек начинает достойную, хорошую жизнь, когда основные человеческие потребности удовлетворены и адекватное образование и свобода самореализации предоставлены, могут не осуществиться».

«Электронный портфолио - технология обучения в течение всей жизни ресурс профессионального развития: контекст профессионального стандарта педагога» - тема доклада Ольги Георгиевны Смоляниновой, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО, директора Института педагогики психологии и социологии Сибирского федерального университета (г. Красноярск, Россия). Была представлена концепция использования е-портфолио в обучении и профессиональном развитии педагога с ориентацией на профессиональный стандарт и парадигму непрерывного образования. Выделены репродуктивный, продуктивный и конструктивный уровни. Описана практика подготовки учителя начальных классов с использованием е-портфолио в оценивании образовательных результатов.

«Непрерывное инклюзивное образование людей с ограниченными возможностями здоровья» - тема доклада Александра Владимировича Глузмана, доктора педагогических наук, профессора, руководителя Гуманитарно-педагогической академии «Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского» (г. Ялта, Республика Крым, Россия).

Юлия Валериевна Богинская, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Социальная педагогика» Гуманитарно-педагогической академии «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (г. Ялта, Республика Крым, Россия), завершила доклады пленарной части конференции.

Таким образом, по результатам пленарных выступлений можно сделать вывод, что непрерывное образование становится важной составляющей образа жизни значительной части населения планеты, сохраняя неизменную актуальность вопросов духовно-нравственных, этических и демократических ценностей.

Обсуждение проблем, прозвучавших во время докладов, продолжилось в рамках работы девяти секций второго дня Конференции:

1. «Педагогическая наука и практика непрерывного обучения в фокусе модернизации образования: достижения, проблемы, противоречия, нерешенные вопросы». Руководитель - Ольга Георгиевна Смолянинова.

2. «Компетентность, конкурентоспособность и нравственность - основные императивы непрерывного образования». Руководитель секции - Вадим Николаевич Введенский.

3. «Социальное партнерство в системе непрерывного профессионального образования. Имидж образовательной организации. Оценка качества непрерывного образования». Руководитель секции - Татьяна Юрьевна Ломакина, доктор педагогических наук,

профессор, заведующая Центром исследований непрерывного образования Федерального государственного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»; директор Национального центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ (г. Москва, Россия).

4. «Новые педагогические и организационные стратегии в непрерывном образовании для людей с ограниченными возможностями и лиц, находящихся в местах заключения». Руководитель - Наталья Олеговна Вербицкая, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Автомобильный транспорт» Уральского государственного лесотехнического университета (г. Екатеринбург, Россия).

5. «Методики и технологии непрерывного образования, применяемые в повседневной педагогической практике: инновации и традиции, обмен опытом». Руководитель секции - Марина Георгиевна Сергеева, доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (г. Москва, Россия).

6. «Дополнительное образование и образование взрослых: новые формы организации и технологии». Руководитель секции - Евгений Станиславович Сжёнов, кандидат социологических наук, директор Института качества высшего образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», президент Международной ассоциации непрерывного образования, руководитель экспертной группы Комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (г. Москва, Россия).

7. «Индивидуальный опыт педагогов и опыт педагогических школ как инновационный ресурс непрерывного образования». Руководитель секции - Наталия Евгеньевна Сченснович, кандидат педагогических наук, директор Московского института развития непрерывного образования (г. Москва, Россия).

8. «Гражданское, нравственное и духовное воспитание в системе непрерывного образования. Проблемы межкультурного взаимодействия». Руководитель секции - Игорь Григорьевич Васильев, кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник «Института проблем региональной экономики Российской академии наук» (г. Санкт-Петербург, Россия).

9. «Непрерывное образование как одно из социальных условий здорового образа жизни человека». Руководитель секции - Марлена Буше.

В работе секций приняли участие сотрудники ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»:

Тема выступления Татьяны Юрьевны Ломакиной - «Системность партнерских отношений в непрерывном образовании».

Наталья Николаевна Найденова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией педагогической компаративистики, выступила с докладом «Модель социализации внутри диаспоры как фактор устойчивого развития общества в эпоху глобализации».

Ирина Сергеевна Носова, методист, рассказала о некоторых глобализационных тенденциях в непрерывном образовании России.

Марина Георгиевна Сергеева осветила тему «Разноуровневая модель формирования экономических компетенций выпускника учреждения профессионально образования».

Анна Петровна Суходимцева, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, рассказала о принципах развития системы непрерывного образования, определяющих социальный феномен ее устойчивого развития на уровне общего образования.

В прениях приняла участие Анна Константиновна Орешкина, доктор педагогических наук, зам. зав. Центра исследований непрерывного образования.

Третий день Конференции был посвящен подведению итогов. Оргкомитет поблагодарил всех участников конференции за плодотворное участие в международном сотрудничестве по развитию теории, методики, практики и обмену опытом в области непрерывного образования, а также предложил образовательно-культурную программу. В частности, участникам была предложена экскурсия «По "Дороге Жизни": из истории блокады Ленинграда» филиала Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» в поселке Осиновец Всеволжского района Ленинградской области, который расположен на берегу Ладожского озера. Была возможность ознакомиться с экспонатами музея, рассказывающие о беспримерном героизме защитников города Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Заочно в работе Конференции приняли участие, предоставив свои доклады, сотрудники Института стратегии развития образования Российской академии образования:

Владимир Афанасьевич Мясников, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, главный научный сотрудник Института;

Ирина Михайловна Осмоловская, доктор педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией общих проблем дидактики.

Важно констатировать, что организаторами конференции были: Межправительственная организация ООН по вопросам образования и культуры (ЮНЕСКО); Межпарламентская Ассамблея евразийского экономического сообщества (Россия, г. Санкт-Петербург); Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина (Россия, Санкт-Петербург); Бурятский государственный университет (Россия, Республика Бурятия, Улан-Удэ); Институт непрерывного образования ЮНЕСКО (Германия, Гамбург); Северо-Западное отделение Российской академии образования (Россия, Санкт-Петербург); Национальный Центр ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в Российской Федерации (Россия, Москва); Представительство Национального Центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в Российской Федерации по Ленинградской области (Россия, Санкт-Петербург); Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни (Республика Таджикистан, Душанбе); Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (Россия, Москва); Международная Ассоциация непрерывного образования (Россия, Москва); Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина (Республика Казахстан, Астана); Центр современной педагогики «Обучение без границ» (Канада, Терребонн); Московский институт развития непрерывного образования (Россия, Москва); Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук имени Т. Н. Кары Ниязи (Узбекистан, Ташкент); Центр ЮНЕСКО/ЮНЕВОК при институте образования Гонконга (Гонконг).

Стоит отметить, что рабочими языками конференции на этот раз были русский, английский и французский. Материалы Конференции опубликованы на русском и

английском языках. Они могут заинтересовать в первую очередь учителей общеобразовательных школ, преподавателей и руководителей образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, а также научных работников, аспирантов и всех, кому не безразличны вопросы образования.

Подробно с программой Конференции можно ознакомиться на сайте: http://lifelong-educ ation.ru/ru/information.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.