Научная статья на тему 'Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения»'

Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ШКОЛЬНИКИ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ADAPTATION / STUDENTS / SCHOOLCHILDREN / UNIVERSITY GRADUATES / SOCIO-CULTURAL SPACE / AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милькова Елена Викторовна, Жегульская Юлия Владимировна, Варова Татьяна Ивановна

Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения» состоялась 11 апреля 2013 года в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ). Целью ее был поиск решений по проблемам адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательных учреждений, представление научных результатов и обмен исследовательским опытом. В рамках конференции было проведено пленарное заседание, работали три секции, на которых было заслушано и обсуждено 33 доклада, содержащих ключевые проблемы, направления адаптации обучающихся на довузовском, вузовском и послевузовском этапах образования. Участниками конференции стали представители городов Кемеровской области и городов России. По результатам работы конференции будет выпущен сборник научных статей по вопросам адаптации обучающихся образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милькова Елена Викторовна, Жегульская Юлия Владимировна, Варова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian National Conference “Modern Problems of Trainees’ Adaptation in Socio-Cultural Space of Educational Institutions”1

All-Russian Scientific Practical Conference «Modern problems of adaptation of students in the social and cultural environment of educational institutions» was held on April 11, 2013 in Kemerovo State University of Culture and Arts (KemGUKI). Its goal was to find solutions to the problems of adaptation of students in the social and cultural environment of educational institutions, presentation of the results of scientific research and experience exchange. The conference was a plenary session, working three sections, where were demonstrated and discussed 33 reports containing the key problems, adaptation trends of learners trained at pre-university, undergraduate and postgraduate stages of education. The conference was attended by representatives of the cities and towns of Kemerovo region of Russia. The results of the conference will be published as a collection of scientific articles about the adaptation of students of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения»»

Literatura

1. Irina Semenovna Pilko: bibliographic index / comp. N. V. Denisova; SL of Kemerovo State University of Culture and Arts. - Kemerovo: Kemerovo State University of Culture and Arts, 2008. - 31 p.

2. Pilko Irina Semenovna [Electronic recourse] // the official site of Kemerovo State University of Culture and Arts. - Electron. data. - The access regime: http://www.kemguki.ru/index. php?Itemid=198&id=85&option=com_content&view=article

УДК 37

Е. В. Милькова, Ю. В. Жегульская, Т. И. Варова

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения» состоялась 11 апреля 2013 года в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ). Целью ее был поиск решений по проблемам адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательных учреждений, представление научных результатов и обмен исследовательским опытом. В рамках конференции было проведено пленарное заседание, работали три секции, на которых было заслушано и обсуждено 33 доклада, содержащих ключевые проблемы, направления адаптации обучающихся на довузовском, вузовском и послевузовском этапах образования. Участниками конференции стали представители городов Кемеровской области и городов России. По результатам работы конференции будет выпущен сборник научных статей по вопросам адаптации обучающихся образовательных учреждений.

Ключевые слова: адаптация, студенты, школьники, выпускники вуза, социально-культурное пространство, образовательные учреждения.

E. V. Milkova, Yu. V. Zhegulskaya, T. I. Varova

THE RUSSIAN NATIONAL CONFERENCE “MODERN PROBLEMS OF TRAINEES’ ADAPTATION IN SOCIO-CULTURAL SPACE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS”

All-Russian Scientific Practical Conference «Modern problems of adaptation of students in the social and cultural environment of educational institutions» was held on April 11, 2013 in Kemerovo State University of Culture and Arts (KemGUKI). Its goal was to find solutions to the problems of adaptation of students in the social and cultural environment of educational institutions, presentation of the results of scientific research and experience exchange. The conference was a plenary session, working three sections, where were demonstrated and discussed 33 reports containing the key problems, adaptation trends of learners trained at pre-university, undergraduate and postgraduate stages of education. The conference was attended by representatives of the cities and towns of Kemerovo region of Russia. The results of the conference will be published as a collection of scientific articles about the adaptation of students of educational institutions.

Keywords: adaptation, students, schoolchildren, university graduates, socio-cultural space, and educational institutions.

11 апреля 2013 года в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ) состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения». Цель данной конференции - поиск решений по проблемам адаптации обучающихся в социальнокультурном пространстве образовательных учреждений, представление научных результатов и обмен исследовательским опытом.

В рамках конференции было выделено пленарное заседание и 3 секции, на которых было представлено 33 доклада.

Участниками конференции стали представители администрации Кемеровской области и г. Кемерово, образовательных учреждений (вузов, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, детских домов и др.), управления развития партнерских продаж ООО «Росгосстрах», музея-заповедника «Красная горка» из г. Кемерово, а также городов Кемеровской области и городов России (Киселевск, Красноярск, Ленинск-Кузнецкий, Липецк, Мари-инск, Новокузнецк, Омск, Санкт-Петербург, Томск и др.).

Открыл конференцию и обратился с приветственным словом к участникам проректор по научной и инновационной деятельности КемГУКИ, кандидат филологических наук А. В. Шунков. Он отметил значимость адаптации как процесса интеграции человека в общество. Этому способствует образование, которое является транслятором социального опыта предыдущих поколений, духовно-нравственных ценностей, этнокультурной памяти, что позволяет формирующейся личности успешно адаптироваться в современном мире, в конкретной среде образовательного учреждения, в его социокультурном пространстве.

Начало пленарного заседания конференции положил доклад ректора КемГУКИ,

доктора педагогических наук, профессора Е. Л. Кудриной на тему «Адаптация студентов и выпускников вуза в социально-культурном пространстве: современные проблемы». В выступлении были обоснованы основные проблемы адаптации студентов и выпускников творческих вузов, вызванные новыми парадигмами культуры и образования; охарактеризованы основные процессы, влияющие на адаптацию специалистов сферы культуры и искусства как креативных специалистов XXI века.

Развитие системы непрерывного художественного образования, особенности формирования художественной одаренности и творческих способностей студентов в творческих вузах связаны докладчиком с их дальнейшим трудоустройством и адаптацией в профессиональной деятельности. Была подчеркнута необходимость выявления и поддержки талантливых креативных специалистов как в период обучения в вузе, так и в профессиональной сфере.

Выступление кандидата психологических наук, доцента Красноярского государственного педагогического университета Н. Я. Майер, организованное посредством современных телекоммуникационных технологий, было посвящено результатам исследования форм управления и самоуправления адаптацией студентов первого курса к условиям обучения в вузе. Она рассказала о выявленных характерных проблемах, с которыми сталкиваются студенты в первом семестре обучения в вузе, о причинах нарушений их адаптации. Выделила три аспекта адаптации первокурсников к обучению в вузе: формальный, социально-психологический и деятельностный, на которых представила управление и мониторинг адаптации студентов-первокурсников.

Доклад кандидата культурологии, профессора Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования Е. С. Кузнецовой

раскрывал ресурсы коммуникативных практик, способствующих повышению адаптивных возможностей обучающихся, показывая социально-культурные контексты самосовершенствования личности.

Заведующий научно-исследовательской лаборатории социально-психологической адаптации студентов, кандидат педагогических наук, доцент Милькова Е. В. в своем выступлении представила обоснование проекта «Интерактивная технология социальной адаптации обучающихся в образовательном учреждении» на статус Федеральной инновационной площадки ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», который разработан на базе научно-исследовательской лаборатории социально-психологической адаптации студентов и в настоящее время находится на экспертизе.

Работа секции «Адаптация студентов в социально-культурном пространстве образовательного учреждения: проблемы и

пути решения» проходила под руководством проректора по учебной работе КемГУКИ, доктора педагогических наук, профессора И. С. Пилко и младшего научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории социально-психологической адаптации студентов КемГУКИ Ю. В. Жегульской. Работу секции открыло выступление аспиранта кафедры педагогики послевузовского образования института теории образования Томского государственного педагогического университета Ю. В. Яровых. Она представила значение адаптивности как профессиональной компетенции педагога в условиях современных требований к профессиональной деятельности. Проблема использования электронных ресурсов удаленного доступа как средства адаптации студентов к социокультурной среде творческого вуза была поднята в докладе младшего научного сотрудника лаборатории социально-психологической адаптации КемГУКИ Ю. В. Жегульской. Представлен-

ные в докладе результаты эмпирического исследования и предложенные возможности применения электронных ресурсов в процессе интеграции студентов с вузовской средой вызвали интерес аудитории. Тема адаптации первокурсников была продолжена в выступлении заместителя директора института информационных и библиотечных технологий КемГУКИ Т. В. Зайцевой. Оживленную дискуссию вызвали представленные формы студенческого самоуправления как инструменты социально-культурной адаптации обучающихся в условиях творческого вуза.

Доклад заместителя декана факультета менеджмента Кемеровского института (филиала) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, кандидата психологических наук, доцента Т. Ю. Осиповой был посвящен анализу проблем адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе. Особый интерес аудитории вызвал представленный опыт вуза по внедрению в практику воспитательной работы кураторов-студентов, применению балльнорейтинговой системы оценки достижений студентов как средства содействия адаптации к обучению студентов младших курсов. Студентка факультета менеджмента Кемеровского института (филиала) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова А. В. Мошкова в своём выступлении представила результаты эмпирического изучения профессиональных предпочтений студентов и особенности применения соционики как метода определения данных предпочтений. В докладе старшего менеджера Управления развития партнерских продаж ООО «Росгосстрах» были освещены проблемы адаптации выпускников вуза на современном рынке труда и актуальные направления взаимодействия вуза и работодателей. По итогам выступления было предложено организовать для студентов семинары-тренинги, мастер-классы, направленные на формирование практических навыков ориентации на рынке труда и

разместить на сайте вуза методические рекомендации по составлению резюме, подготовке к собеседованию, поиску вакансий.

Под руководством директора института социально-культурных технологий КемГУКИ, кандидата педагогических наук, доцента А. И. Юдиной и заведующего кафедрой социальной педагогики КемГУКИ, кандидата педагогических наук, доцента Л. И. Лазаревой прошла работа секции «Обучение на послевузовском этапе образования как условие адаптации специалистов к профессиональной деятельности». В выступлении заведующего кафедрой муниципального управления Кузбасского государственного технического университета, доктора социологических наук, профессора Н. А. Заруба по теме «Адаптация специалистов на послевузовском этапе обучения: проблемы и решения» акцент был сделан на понимании и использовании педагогической терминологии, роли корпоративного обучения, реализации компетентностного подхода в образовательном процессе учреждений высшего профессионального образования.

В докладе кандидата культурологии, профессора ГОУ «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Е. С. Кузнецовой речь шла о факторах влияния на инновационное социально-культурное пространство образовательного учреждения, были предложены шаги по снижению рисков дезадаптации обучающихся, поставлены вопросы неформального образования и рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава.

Большой интерес присутствующих вызвал доклад «Адаптация специалистов к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства» заместителя начальника Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, кандидата педагогических наук Н. Л. Хижняк. В выступлении проблема адаптации была пред-

ставлена в контексте создания финансовоэкономических, проектных информационно-коммуникационных, методических и организационно-педагогических условий помощи одаренной молодежи, создаваемых при поддержке администрации области.

Заместитель начальника управления культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово Н. С. Бледнова в докладе «Адаптация молодых специалистов в муниципальных учреждениях культуры г. Кемерово» заострила внимание присутствующих на вопросах практико-ориентированного обучения, требованиях работодателей к выпускникам вузов, уровню сформированности их коммуникативной компетентности, позволяющей молодым специалистам быстро адаптироваться в профессиональной среде.

В докладе «Технология сопряжения требований работодателей к ФГОС ВПО как фактор успешной адаптации в профессии» директор института толерантности и меж-культурных коммуникаций КемГУКИ, кандидат педагогических наук, доцент Н. В. Ко-стюк представила данные социологических исследований по взаимодействию работодателей и вузов, подчеркивая необходимость участия работодателей в формировании и последующем обновлении содержания основных образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с социальным заказом на подготовку специалистов.

Вопросы взаимодействия учреждений культуры и вуза в подготовке выпускников затронула в своем выступлении на тему «Взгляд работодателя на адаптацию выпускника вуза культуры» директор музея-заповедника «Красная горка» Н. А. Шелепова. Она рассказала об опыте работы музея-заповедника по организации учебных и производственных практик студентов кафедры «музейное дело», о создании необходимых условий по привлечению выпускников вуза к работе в музее.

Директор института дополнительного профессионального образования КемГУКИ, кандидат искусствоведения, доцент Л. А. Ткаченко представила в докладе «Роль института дополнительного профессионального образования в адаптации обучающихся и специалистов социально-культурной сферы» данные о деятельности института: содержание образовательных программ, статистические данные о контингенте обучающихся, направлениях работы по привлечению обучающихся на переподготовку и повышение квалификации.

Под руководством заведующего научноисследовательской лаборатории социальнопсихологической адаптации студентов Кем-ГУКИ, кандидата педагогических наук, доцента Е. В. Мильковой, и младшего научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории социально-психологической адаптации студентов КемГУКИ Т. И. Варовой, прошла работа секции «Средства, способы, формы адаптации современных старшеклассников в социально-культурном пространстве образовательных учреждений». В секции принимали участие преподаватели вузов, руководители образовательных учреждений, педагоги, методисты и организаторы учреждений дополнительного образования детей, студенты вузов.

Младший научный сотрудник научноисследовательской лаборатории социальнопсихологической адаптации студентов Кем-ГУКИ Т. И. Варова выступила с докладом «Особенности социальной адаптации подростков в учреждении дополнительного образования детей», в котором представила результаты экспериментальной работы. Анализ проведенного исследования показал необходимость педагогического сопровождения социальной адаптации подростков учреждения дополнительного образования детей, включающей их в активную социально-досуговую деятельность.

Созвучие интересов участников секции способствовало их объединению вокруг оп-

ределенных проблем, что вызвало активную дискуссию по нескольким вопросам.

Так, вызвал интерес опыт исследовательской деятельности муниципальной экспериментальной площадки Дворца творчества детей и учащейся молодежи (г. Ленинск-Кузнецкий) по проблеме «Социально-педагогическая адаптация старшеклассников в интерактивном режиме образовательного учреждения дополнительного образования детей» под руководством научно-исследовательской лаборатории социально-психологической адаптации студентов КемГУКИ, который был представлен в выступлениях заместителя директора по учебно-воспитательной работе Т. М. Кожедуб по теме «Интерактивные формы работы с педагогами в условиях учреждения дополнительного образования детей», методистами О. Ю. Эдоковой - «Дополнительное образование детей: работа методической службы в интерактивном режиме», О. В. Фроловой - «Проблемно-поисковые методы как средство адаптации старших подростков детского объединения декоративно-прикладного направления», педагогов дополнительного образования Т. Н. Худяшовой - «Влияние интерактивных форм обучения на развитие мотивации подростков к самообразованию»; Е. Ю. Тустановской - «Интерактивные формы в обучении подростков безопасному поведению на дорогах».

Построение коммуникативных связей обучающихся со взрослыми и сверстниками - это еще один острый вопрос, который был поднят в выступлениях докладчиков: методиста Центра развития творчества детей и юношества «Светлячок» О. М. Морозовой по теме «Способы адаптации современных старшеклассников, имеющих проблемы в общении со сверстниками», а также заведующей информационно-методическим отделом О. Н. Кузнецовой и педагогом дополнительного образования Н. Э. Кононевич Киселевского городского округа «Дом детского творчества» по теме «Развитие и диа-

гностика коммуникативных способностей старших подростков в объединениях научнотехнического профиля» (доклад вдвоем с активной презентацией).

Дискуссия разгорелась вокруг вопросов по формированию и развитию активной жизненной позиции подростков средствами дополнительного образования. В выступлениях педагога дополнительного образования - Центра развития творчества детей и юношества «Светлячок» Т. М. Булатовой по теме «Развитие социальной активности подростков в процессе художественнотворческой деятельности», а также педагога дополнительного образования С. В. Азаровой «Социальная адаптация подростков средствами шахматной игры» из Дома детского творчества; методиста Т. В. Федоровой по теме «Развитие социальной компетентности подростков с помощью деловой игры в учреждении дополнительного образования детей» и педагога дополнительного образования Т. Н. Долженковой по теме «Формирование социальной компетентности подростков в условиях освоения дополнительной образовательной программы “Азбука ведущего”» из

Центра детского творчества были представлены формы работы, (такие, как проблемная ситуация, ситуация успеха, вовлечение в конкурсное движение), помогающие обучающемуся активно мыслить и действовать. Выступление студентки Кузбасской государственной педагогической академии М. О. Хо-дуновой, представляющей особенности организации культурно-досуговой деятельности семьи как фактора успешной адаптации человека в обществе, завершало работу секции.

Таким образом, в ходе конференции были проанализированы проблемы, связанные с состоянием адаптационной деятельности в социально-культурном пространстве образовательного учреждения, способствующей успешной реализации социальной, психологической и дидактической адаптации студентов; представлены систематизированные средства, способы, формы адаптации современных старшеклассников в социальнокультурном пространстве образовательных учреждений; рассмотрено обучение на послевузовском этапе образования как условие адаптации специалистов к профессиональной деятельности.

УДК 378

О. Ю. Астахов

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛАВЯНСКОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ОБСУЖДЕНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ:

ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ФОРУМА «ХРИСТИАНСТВО И СЛАВЯНСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ»

В статье рассматриваются итоги Международного научно-практического форума «Христианство и славянское культурное наследие» (Кемерово, 24 мая 2013 года), посвященного празднованию 1150-летию славянской письменности и культуры. Цель научных мероприятий форума - интеграция усилий научной общественности по формированию культурно-образовательного пространства славянских стран, сохранению христианских основ славянской культуры.

Ключевые слова: научно-практический форум, славянское культурное наследие, христианство, традиционная культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.