Научная статья на тему 'Межрегиональная научно-практическая конференция «Подготовка квалифицированных кадров в области культуры: анализ состояния, перспективы развития»'

Межрегиональная научно-практическая конференция «Подготовка квалифицированных кадров в области культуры: анализ состояния, перспективы развития» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
973
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / КУЛЬТУРА / МОНИТОРИНГ ПОТРЕБНОСТЕЙ / МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONFERENCE / SKILLS / CULTURE / MONITORING REQUIREMENTS / TIERED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егле Людмила Юрьевна

В статье освещается работа межрегиональной научно-практической конференции «Подготовка квалифицированных кадров в области культуры: анализ состояния, перспективы развития».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егле Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTER-REGIONAL SCIENTIFIC PRACTICAL CONFERENCE «TRAINING THE QUALIFIED PERSONNEL IN CULTURE: ANALYSIS OF THE STATUS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT»1

The article highlights the work of inter-regional scientific practical conference «Training the qualified personnel in culture: analysis of the status and prospects for development.»

Текст научной работы на тему «Межрегиональная научно-практическая конференция «Подготовка квалифицированных кадров в области культуры: анализ состояния, перспективы развития»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА SCIENTIFIC LIFE OF THE UNIVERSITY

Л. Ю. Егле

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

В статье освещается работа межрегиональной научно-практической конференции «Подготовка квалифицированных кадров в области культуры: анализ состояния, перспективы развития».

Ключевые слова: конференция, квалифицированные кадры, культура, мониторинг потребностей, многоуровневое образование.

L. Y. Egle

INTER-REGIONAL SCIENTIFIC PRACTICAL CONFERENCE «TRAINING THE QUALIFIED PERSONNEL IN CULTURE: ANALYSIS OF THE STATUS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT»

The article highlights the work of inter-regional scientific practical conference «Training the qualified personnel in culture: analysis of the status and prospects for development.»

Keywords: conference, skills, culture, monitoring requirements, tiered education.

6 декабря 2012 года на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» состоялась межрегиональная научнопрактическая конференция «ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» в рамках реализации ФЦП «Культура России» (2012-2018) по Государственному контракту на проведение научно-исследовательской работы «Анализ потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадрах в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности».

Цель конференции - мониторинг потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадрах в области библиотечного

дела и социально-культурной деятельности; продвижение методики мониторинга потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадрах; анализ состояния и перспектив подготовки кадров в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности с учетом многоуровневого образования на базе компетентностного похода.

Основные направления работы конференции:

• параметры и характеристика инфраструктуры социально-культурной сферы региона;

• система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности;

• проблемы подготовки бакалавров в современных социально-экономических условиях;

• потребность современного рынка труда в области социально-культурной деятельности и библиотечного дела с учетом различных уровней образования;

• модель выпускника вуза культуры в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности;

• социально-экономическое партнерство «работодатель - выпускник - вуз»;

• послевузовское образование как основа подготовки научно-педагогических кадров.

Участниками конференции стали представители высших учебных заведений и учреждений культуры Кемерова, Омска, Красноярска, Томска, Барнаула, осуществляющих подготовку профессиональных кадров в сфере культуры.

Работа конференции включала в себя церемонию открытия, пленарное заседание, секционные заседания: «Система подготовки квалифицированных кадров по направлению “Социально-культурная деятельность” и профессиональная адаптация выпускников в условиях современного рынка труда» и «Система подготовки квалифицированных кадров по направлению “Библиотечноинформационная деятельность” и профессиональная адаптация выпускников в условиях современного рынка труда», а также круглый стол «Модель социально-экономического партнерства «работодатель - выпускник - вуз» в условиях двухуровневой системы подготовки кадров в сфере культуры» и церемонию подведения итогов конференции.

На церемонии открытия конференции было заслушано видеообращение Екатерины Леонидовны Кудриной (ректор КемГУКИ доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры России) к участникам мероприятия, в котором была отмечена необходимость поддержания диалога и сотрудничества учредителей вузов -самих образовательных учреждений - работодателей в подготовке высококвалифици-

рованных кадров. С приветственным словом к участникам конференции обратились Ольга Юрьевна Карасева (начальник Управления культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово), отметив необходимость сотрудничества вузов с администрацией на региональном уровне, и Александр Викторович Шунков (проректор по научной и инновационной деятельности КемГУКИ, кандидат филологических наук, доцент), в своем выступлении он обратил внимание на то, что показателем актуальности исследований КемГУКИ, посвященных изучению отраслевой потребности регионов в квалифицированных кадрах, является их включение в организационно-финансовый план Министерств РФ в рамках реализации ФЦП «Культура России».

На пленарном заседании с докладом на тему «Состояние, проблемы и перспективы подготовки кадров в области библиотечноинформационной и социально-культурной деятельности с учетом компетентностного подхода в многоуровневом образовании» выступил Владимир Иванович Бедин (советник при ректорате КемГУКИ, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации). Он отметил, что с внедрением новых образовательных стандартов появилось узаконенное многообразие содержания образования, в связи с этими нововведениями значимой является оптимизация механизмов взаимодействия между преподавателями-предметниками различных вузов России, между сообществом вузов и сообществом работодателей, между органами власти различных уровней, вузами и работодателями, обмен опытом, обсуждение актуальных проблем, самоутверждение в правильности взглядов на пути их решения в диалогах и дискуссиях, и что конференция как раз и является такой платформой для диалога и сотрудничества.

Также с результатами своих исследований по заявленной теме ознакомили участников конференции ведущие руководители отрасли культуры: Лилия Ринатовна Строй (первый заместитель директора Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры, кандидат искусствоведения) выступила с докладом «Подготовка кадров культуры в ракурсе основных направлений стратегии культурной политики Красноярского края»; Ольга Юрьевна Карасева представила доклад по проблеме социально-экономической поддержки работников культуры в городе Кемерово; Вера Александровна Никулина (директор Кемеровской областной научной библиотеки имени В. Д. Федорова) представила результаты исследования по теме «Библиотечные кадры: проблемы спроса и предложения». Наталья Андреевна Заруба (доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой ГиМУ КузГТУ, заслуженный учитель Российской Федерации) выступила с докладом «Подготовка специалистов для сферы культуры в условиях транзитивного общества», отметив, что в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», принятой 27 ноября 2012 года, одной из острейших проблем высшего профессионального образования определена проблема несоответствия структуры профессионального образования и потребностей рынка труда. Было обращено внимание на то, что сохраняется проблема низкой инновационной активности вузов и неоправданно недостаточного вклада высшей школы в развитие национальной экономики по инновационному сценарию. Указанные в Программе вызовы и проблемы не способствуют снижению уровня транзитивности российского общества, не способствуют его безопасности и справедливости. Сложившаяся социально-культурная ситуа-

ция в российском транзитивном обществе по-новому поставила проблемы обучения и воспитания кадров, потребовала коренного реформирования всей системы социокультурного образования. Для решения этих и многих других проблем нужен качественно новый специалист, а именно, умелый организатор социально-культурной деятельности, а не просто ее профессиональный исполнитель.

В рамках пленарного заседания был представлен ряд стендовых докладов. Нина Михайловна Генова (профессор, доктор культурологии, заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный деятель культуры Омской области, член-корреспондент Российской академии менеджмента в образовании и культуре, член Союза театральных деятелей России) представила материал по теме «Развитие преемственности художественного образования: региональный аспект». Она отметила, что художественное образование должно войти в состав приоритетов российского общества и государства, а образовательный сектор должен быть выбран в качестве одной из национальных точек роста. По оценкам экспертов Европейского союза образование в России признано единственной сферой, обладающей высокой конкурентоспособностью. Вместе с тем, очевидна и необходимость модернизации в свете мировых тенденций в образовательной сфере. Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 года № 1244-р одобрена Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы. Планируемые результаты реализации данной Концепции предусматривают на местах (в регионах России) среди направлений в работе сохранение единой системы образования в сфере культуры и искусства (школа - училище - вуз) в ведении органов управления культурой.

Н. М. Генова заметила, что единое культурное пространство могло бы объединить усилия в сфере культуры и искусств всех учебных заведений.

Также были представлены доклады Геннадия Леонидовича Рукши (советника губернатора Красноярского края, профессора, кандидата педагогических наук, заслуженного работника культуры Российской Федерации) по теме «Проблемы взаимодействия учебных заведений в подготовке специалистов культуры в современных условиях»; Павла Леонидовича Волка (начальника Департамента по культуре Томской области, доктора культурологии, профессора) по теме «Формирование социокультурного пространства посредством реализации культурной политики региона»; Светланы Борисовны Брижатовой (доктора педагогических наук, профессора кафедры социально-культурной деятельности Алтайской государственной академии культуры и искусств) по теме «Послевузовское образование как основа подготовки специалистов социально-культурной деятельности».

Под руководством Анны Ивановны Юдиной (кандидата педагогических наук, доцента. директора института социально-культурных технологий КемГУКИ) и Натальи Степановны Коргожи (кандидата педагогических наук, доцента, заведующей кафедрой социальнокультурной деятельности КемГУКИ) прошла работа секции «Система подготовки квалифицированных кадров по направлению “Социально-культурная деятельность” и профессиональная адаптация выпускников в условиях современного рынка труда».

С ключевым докладом на секции выступил Валерий Дмитриевич Пономарёв (доктор педагогических наук, профессор, проректор по творческой и международной деятельности КемГУКИ), он отметил, что стратегическое партнерство КемГУКИ с работодателями на основе проектных технологий социально-культурной деятельности -

это добровольные и основанные на сотрудничестве взаимоотношения, это модель, основанная на стратегическом объединении возможностей, включающих в себя материальные, финансовые и трудовые ресурсы, а также знания, компетенции и способности. Проектная деятельность как механизм реализации социально-экономического партнерства «работодатель - выпускник - вуз» позволяет привлекать альтернативные ресурсы, поддерживать партнерство с государственными структурами и организациями, ведущими специалистами, общественностью, нашими международными партнерами и способствует устранению разрыва между абстрактным восприятием культуры и практическим воплощением ее форм, механизмов в учебно-творческой, научно-творческой деятельности нашего университета, а также развивает ресурсную и инвестиционную привлекательность вуза.

Проблему трудоустройства и прогнозирования востребованности выпускников по специальности «Социально-культурная деятельность» в Западно-Сибирском регионе затронула в своем выступлении Наталья Степановна Коргожа. Процесс трудоустройства выпускников социально-культурной деятельности и их профессиональная адаптация является многогранным, на него оказывают влияние различные факторы: уровень заработной платы, предлагаемые работодателями социальные гарантии, содержание деятельности и должностные обязанности, социально-психологический климат трудового коллектива и условия карьерного роста. Н. С. Коргожей была представлена динамика трудоустройства выпускников по направлению «Социально-культурная деятельность» в Кемеровском государственном университете культуры и искусств с 2008 года по 2012 год, которая свидетельствует о достаточно высоком уровне трудоустройства выпускников по избранной специальности в вузе.

«Е-портфолио как средство мониторинга и инструмент трудоустройства менеджеров социально-культурной деятельности» - такова тема выступления Татьяны Николаевны Ивлевой (кандидата педагогических наук, профессора кафедры управления социальной сферы КемГУКИ). Она отметила, что решение стратегических задач по содействию занятости выпускников весьма актуально для многих регионов России, в том числе и для Кузбасса. Оно требует более эффективного систематического взаимодействия между учреждениями профессионального образования и работодателями, мониторинга развития инфраструктуры рынка труда. Чрезвычайно актуальным в настоящее время является также повышение уровня ответственности самих выпускников вузов за поиск и получение работы, что в свою очередь требует реализации способов развития качеств личности студента, необходимых для творческой самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда. Таким образом, Е-портфолио - это не только и не столько папка с бумажными документами в электронном варианте, а динамичная информация, которая позволяет провести в процессе обучения мониторинг формирования и развития управленческих качеств, творческих и исследовательских навыков студентов, умения решать проблемы. Использование Е-портфолио «ПИОПРС» позволяет рассматривать его как средство мониторинга формирования и развития профессиональных компетенций и как инструмент продвижения будущих менеджеров СКД на рынке труда.

Живой интерес среди участников конференции вызвал доклад «Социально-культурное партнерство вуза культуры и искусств и образовательных учреждений в трудоустройстве специалистов социально-культурной деятельности: опыт, проблемы, перспек-

тивы», подготовленный Людмилой Алек-

сандровной Сущенко (доцентом кафедры социально-культурной деятельности КемГУКИ). В нем она отметила, что социально-культурное партнерство вуза культуры и искусств, кафедры СКД и специальных образовательных учреждений в трудоустройстве специалистов СКД сегодня является приоритетным направлением деятельности кафедры.

Также проблему трудоустройства затронула в своем выступлении Татьяна Владимировна Зайцева (старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности КемГУКИ). Производственная практика для вуза - это попытка соединить теоретическую подготовку с формированием практических навыков у студентов для облегчения их выхода на рынок труда, это попытка получить обратную связь со стороны учреждений СКС и организаций, принимающих студентов на практику, о качестве обучения, а также получение дополнительной информации о том, над чем нужно поработать студенту, чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда.

Наталья Васильевна Курбатова (кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности КемГУКИ) коснулась проблемы дипломного проектирования в профессиональном становлении специалиста социально-культурной деятельности. Она указала на то, что исследования, проводимые студентами кафедры, напрямую связаны, во-первых, с профессиональным назначением и условиями использования специалистов «Педагогика детско-юношеского досуга» во внешкольных и культурно-досуговых учреждениях, школах и т. д. в должностях «педагог-организатор внеклассной и внешкольной работы», «педагог-организатор клубов по месту жительству» и т. д., и, во-вторых, это связано с системой профессиональных и со-

циальных задач, подготовка к решению которых должна быть обеспечена содержанием и организацией учебно-воспитательного процесса. Таким образом, базами дипломных исследований являются школы, внешкольные и культурно-досуговые учреждения, детские организации (клубы, дворцы культуры, парки, дворцы детского творчества, центры эстетического воспитания, школы-комплексы, школы искусств, клубы по месту жительства и т. д.), где студенты включаются в педагогическую деятельностью; при этом они не пассивные наблюдатели, а активные преобразователи учебно-образовательного и учебно-воспитательного процесса.

О формировании готовности будущих менеджеров в сфере культуры к реализации инновационных моделей управления социально-культурной деятельностью в условиях изменяющегося рынка труда сообщила Наталья Васильевна Костюк (кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, директор института толерантности и межкультурных коммуникаций КемГУКИ). Готовность будущих менеджеров в сфере культуры к реализации инновационных моделей управления социально-культурной деятельностью должна выстраиваться с опорой на развитие и реализацию инновационного потенциала учреждений высшего профессионального образования, обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров для данной сферы, так как инновационный потенциал образовательного учреждения, выступая в неразрывной взаимоувязанной целостности собственных ресурсов, становится базовым ресурсом формирования готовности будущих выпускников к инновационной деятельности и создает организационно-педагогические, научно-методические и экономические условия для эффективного поэтапного продвижения, становления будущего специалиста от

начального уровня его потенциальных профессиональных данных к индивидуально скорректированному образу профессионала. Результатом такого подхода становятся умения выбора альтернатив, принятия ответственных решений в проблемных ситуациях, командной работы, самостоятельного поиска и эффективной реализации ресурсов.

Елена Анатольевна Ноздренко (кандидат философских наук, заведующая кафедрой рекламы и социально-культурной деятельности СФУ, г. Красноярск) в своем выступлении сделала акцент на системном подходе к процессу подготовки эффективного менеджера социально-культурной деятельности в Сибирском федеральном университете по ФГОС ВПО третьего поколения.

В рамках работы этой секции также рассматривались вопросы профессиональнообразовательных потребностей работников сферы культуры в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, говорилось об участии работодателей в реализации образовательных программ и внешней оценке результатов образования, об экспертизе профессиональных образовательных программ с учетом требований современного рынка труда, об информационных системах содействия трудоустройству выпускников социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств.

Под руководством Ольги Ивановны Ал-дохиной (кандидата педагогических наук, доцента кафедры ТАОИ, директора института информационных и библиотечных технологий КемГУКИ) и Любови Геннадиевны Тараненко (кандидата педагогических наук, доцента, заведующей кафедрой ТДК КемГУКИ) прошла работа секции «Система подготовки квалифицированных кадров по направлению “Библиотечно-информационная деятельность” и профессиональная адаптация выпускников в условиях современного рынка труда».

Заместитель директора Томской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина Татьяна Петровна Верга-новичус в своем выступлении отметила, что ключевое звено в кадровой политике библиотек - профессиональная подготовка библиотечных кадров, включающая в себя организацию профессиональной переподготовки сотрудников, не имеющих библиотечного образования, и непрерывность процессов обучения всего персонала библиотеки. Наряду с этим кадровая политика формирует принципы подбора и расстановки кадров, создания кадрового резерва и обеспечения реальной возможности дальнейшего продвижения специалистов как внутри библиотеки, так и с возможностью применения профессиональных знаний в библиотеках более высокого уровня. Образно говоря, все это звенья одной цепи, и от того, насколько они сегодня прочны, зависит будущее российских библиотек.

О недостатках, которые препятствуют достижению соответствующего качества современного профессионального образования выпускника вуза по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», говорила в своем докладе Ольга Ивановна Алдохина. Среди основных недостатков она выделила: во-первых, противоречие, возникающее зачастую между потребностью библиотечной практики в обеспечении необходимого качества подготовки современного выпускника в интегрированной системе профессиональной подготовки, и слабой разработанностью путей его обеспечения в условиях «вуз - библиотека»; во-вторых, отсутствие в отечественных государственных стандартах чаще всего связи и последовательности реализации отдельных дисциплин с квалификационной характеристикой выпускника; и в-третьих, неразработанность единой системной оценки качества высшего профессионального образования.

О реализации программы повышения квалификации, связанной с информационнокоммуникационными технологиями, в вузе культуры и искусств, рассказал в своем выступлении Сергей Владимирович Буцык (кандидат педагогических наук, доцент, первый проректор, проректор по учебной работе Челябинской государственной академии культуры и искусств). В октябре-ноябре 2011 года была разработана и реализована новая программа курсов повышения квалификации «Информационно-коммуникационные технологии в области образования, культуры и искусств», рассчитанная на преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, а также руководителей и специалистов в области библиотечного и музейного дела. При этом программа может быть структурно трансформирована на другие направления сферы культуры и искусства, в случае разработки соответствующих профильных модулей. Цель программы - способствовать формированию навыков организации процесса решения проблем, возникающих в сфере профессиональной деятельности посредством использования ИКТ, и, как следствие, способствовать пониманию необходимости выстраивания своей профессиональной деятельности в соответствии с развитием информационного общества в России.

Светлана Владимировна Савкина (преподаватель кафедры технологии документальных коммуникаций КемГУКИ) в своем выступлении представила результаты анализа сайтов учебных заведений Сибирского федерального округа, осуществляющих подготовку в области библиотечной деятельности и социально-культурной деятельности в рамках НИР «Анализ потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадрах в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности». Она отметила, что официальные сайты органов исполнительной власти, учреждений образования, культуры, средств

массовой информации, бирж труда и кадровых агентств являются важным источником информации по исследуемой проблеме. Представлен анализ более 120 сайтов региональных и муниципальных органов исполнительной власти, учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного профессионального образования, библиотек и учреждений культуры, средств массовой информации, бирж труда и кадровых агентств, каталогов и справочников абитуриентов, размещенных в сети Интернет. Особое внимание она уделила сведениям о вакансиях учреждений культуры и запросах работодателей на выпускников по рассматриваемым специальностям и направлениям подготовки.

О сайте «Абитуриент КемГУКИ» как ресурсе взаимодействия вуза и учреждений культуры в профориентационной работе говорила в своем докладе Татьяна Сергеевна Тараненко (начальник отдела инновационных проектов и внешних связей МАУК «Муниципальная информационно-библиотечная система», г. Кемерово). Она отметила, что этот сайт создан с целью распространения информации об университете, направлениях и профилях подготовки, по которым ведется обучение, удовлетворения информационных потребностей потенциальных абитуриентов и их родителей, а также как ресурс взаимодействия вуза и учреждений культуры. Как инструмент PR и профориентационной работы сайт является удобным каналом информирования целевых аудиторий и ее изучения. Среди прочего он позволяет собрать статистику по посетителям, нарисовать портрет своей аудитории, что дает возможность составить наиболее адекватное сообщение и преодолеть коммуникационные барьеры. Для образовательного учреждения, которое стремится быть конкурентоспособным, иметь привлекательный имидж и эффективную систему работы с информацией для обеспечения

внутренних потребностей образовательного учреждения и предоставления необходимых сведений широкой общественности, сегодня жизненно необходимо иметь свое интернет-представительство, организованное в несколько ступеней. Одной из таких ступеней является сайт «Абитуриент КемГУКИ», для которого целевая аудитория - это потенциальные абитуриенты: школьники и учащиеся, их родители, а также будущие работодатели - учреждения культуры и искусства.

О проблемах трудоустройства выпускников института информационных и библиотечных технологий по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» говорила в своем выступлении Любовь Геннадиевна Тараненко. Она сопоставила данные мониторинга трудоустройства выпускников кафедры очной и заочной форм обучения за 1999-2004 и 2008-2012 годы. В рамках исследования выявлены сферы трудоустройства выпускников квалификации «Референт-аналитик информационных ресурсов». Определено, что специалисты данной квалификации наряду с библиотечными учреждениями получают работу в ЦНТИ, торгово-промышленных палатах, архивах, музеях, образовательных учреждениях, службах СМИ, издательствах, страховыхирекламныхагентствах,центрахза-нятости, в государственных структурах (УВД, ГИБДД, налоговые инспекции, органы местного самоуправления, центры технической инвентаризации и др.).

Сделать связь между вузом и работодателем равносторонней и взаимовыгодной может компетентностная модель специалиста библиотечной сферы как один из ключевых структурных элементов профессионального стандарта, об этом в своем докладе говорила Марина Геннадьевна Ли (кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры технологии документальных коммуникаций КемГУКИ). Она утверждает, что

компетентностная модель отражает знания, умения и личностные качества специалиста библиотечной сферы, позволяющие наиболее эффективно выполнять поставленные задачи в рамках должностных требований и способность конструктивно действовать в различных производственных ситуациях. Стандартная модель включает в себя следующие элементы: кластеры компетенций; компетенции; уровни компетенций; индикаторы поведения. Родственные компетенции объединяются в кластеры, которые представляют собой набор тесно связанных между собой компетенций (обычно от трех до пяти в одной связке). Поведенческие индикаторы можно определить как стандарты поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией. Исследовательская задача - не только выявление перечня компетенций, но и разработка системы поведенческих индикаторов.

Также на секции были рассмотрены проблемы профессионализации молодых специалистов в условиях научной библиотеки, вопросы, связанные с непрерывным образованием, была представлена программа адаптации молодых специалистов в Муниципальной информационной библиотечной системе г. Кемерово и многие другие.

Екатерина Леонидовна Кудрина провела круглый стол «Модель социальноэкономического партнерства “работодатель - выпускник - вуз” в условиях двухуровневой системы подготовки кадров в сфере культуры».

О результатах исследования потребности отрасли культуры в квалифицированных кадрах в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности говорили в своем докладе Анна Ивановна Юдина и Светлана Анатольевна Мухамедиева (кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе института социально-культурных

технологий КемГУКИ). Было отмечено, что прогнозирование потребностей рынка труда рассматривается как важная составная часть маркетинговой информации, необходимой для разработки мероприятий по регулированию и контролю изменений рынка образовательных услуг, по стратегическому планированию системы подготовки и переподготовки кадров отрасли культуры, ориентированной на спрос населения региона. Имеющиеся сейчас статистические данные не позволяют оценить динамику занятости в разрезе профессионально-квалификационной структуры в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности. Программы социально-экономического развития строятся на сведениях, полученных от органов государственной статистики и отражающих структуру занятости лишь в отраслевом разрезе. Для планирования системы подготовки кадров этих сведений явно недостаточно. Таким образом, в ходе мониторинга потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадрах в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности была проведена оценка проблемной ситуации, связанной с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров в исследуемых областях, требующей решения на федеральном и региональном уровнях.

Ольга Владимировна Абалакова (преподаватель кафедры технологии документальных коммуникаций КемГУКИ) выступила на круглом столе с докладом, подготовленным в соавторстве с Ириной Семеновной Пилко (доктором педагогических наук, профессором, проректором по учебной работе КемГУКИ), проблема их исследования -«Профессиональный стандарт как инструмент согласования требований вузов и работодателей к подготовке компетентных специалистов». Под профессиональным стандартом понимается компетентностная модель специалистов конкретной области деятельно-

сти, содержащая требования к должностным обязанностям с учетом необходимых общекультурных и профессиональных компетенций (знаний, умений, навыков и личностных качеств), к уровню профессионального образования, а также требования к здоровью, опыту работы и др. Специфика профессионального стандарта заключается в содержательном наполнении документа - интеграции необходимого и достаточного комплекса характеристик специалиста библиотечноинформационной сферы, согласованных со всеми субъектами профессионального сообщества и отражающих требования, предъявляемые к современной библиотеке социумом. Особо О. В. Абалакова отметила. что помимо четкого описания должности, условий осуществления профессиональной деятельности, перечня должностных обязанностей, профессиональные стандарты отражают требования к профессиональным и общекультурным компетенциям; знаниям. умениям, навыкам; личностным качествам; средствам исполнения профессиональной деятельности. Представленные в профессиональном стандарте требования к специалисту могут стать основой для формирования образовательных стандартов среднего и высшего образования, а также наполнения учебных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Профессиональный стандарт библиотечной деятельности позволит согласовывать результаты обучения с потребностями рынка труда.

Участниками круглого стола обсуждались также следующие проблемы:

• Эффективное реагирование системы высшего профессионального образования на изменяющиеся запросы рынка труда.

• Проблемы построения модели социальноэкономического партнерства «работодатель - выпускник - вуз» в условиях двухуровневой системы подготовки кадров в сфере культуры.

• Роль партнерства вузов культуры и искусств с работодателями в формировании компетентностей выпускника вуза.

• Возможности участия выпускников вузов культуры и искусств в проектной деятельности.

• Профессиональная экспертиза образовательных программ в регионе.

• Профессиональная адаптация и профессиональная карьера кадров в сфере культуры.

• Диверсификация форм и инновационные модели повышения квалификации и переподготовки кадров.

• Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и деятельность органов власти разных уровней в организации социально-экономического пространства.

Таким образом, в ходе конференции были обсуждены вопросы эффективного реагирования системы высшего профессионального образования на изменяющиеся запросы рынка труда, роль партнерства вузов культуры и искусств с работодателями и представителями администраций на региональном и межрегиональном уровне в формировании компетентностей выпускника вуза, возможность участия выпускников вузов культуры и искусств в проектной деятельности и профессиональной карьеры кадров в сфере культуры.

Конференция явилась итогом реализации научно-исследовательского проекта, связанного с мониторингом потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадров в области библиотечного дела и социальнокультурной деятельности, поставленные проблемы явились основанием для формирования дискуссионных площадок, где были проведены обсуждения актуальных и социально-значимых инициатив в развитии инновационного потенциала сферы культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.