Научная статья на тему 'Учитель, который умеет вдохновлять (к юбилею доктора педагогических наук, профессора И. С. Пилко)'

Учитель, который умеет вдохновлять (к юбилею доктора педагогических наук, профессора И. С. Пилко) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / БИБЛИОТЕЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КЕМЕРОВСКАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ ШКОЛА / КАДРЫ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE TECHNOLOGIC APPROACH / THE LIBRARY APPROACH / KEMEROVO SCIENTIFIC LIBRARIAN SCHOOL / LIBRARY AND INFORMATION INSTITUTIONS PERSONNEL / LIBRARIAN EDUCATION / TECHNOLOGISATION OF LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тараненко Любовь Геннадиевна

Охарактеризованы направления и результаты научной, педагогической деятельности доктора педагогических наук, профессора, проректора по учебной работе Кемеровского государственного университета культуры и искусств Ирины Семеновны Пилко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Teacher who can Inspire (for the Jubilee of Doctor of Pedagogical Sciences, Professor I. S. Pilko)

There are characterized the areas and results of the scientific, pedagogic activity of the Doctor of Pedagogic, professor, Vice-rector for Academic Affairs at Kemerovo State University of Culture and Arts Irina Semenovna Pilko. The author considers the main biographic and factographic information about I. S. Pilko. There are described the main areas of the professor’s scientific activity: the technologic support of the library production; the introduction of the modern information technologies into the library practice; the electronic information recourses in the library practice; the multilevel library education; the development of the model standards of the library activity. There are indicated some results of the I. S. Pilko professional activity: the realization of the scientific ideas in the educational courses of technologic training for the library and information sphere specialists; creating of course books; active introducing of multimedia and telecommunication technologies into the educational process of the faculty of the documental communication technologies; training of the new generation of young teachers who is ready to continue the Kemerovo librarian school traditions etc. The author characterizes the professor’s activity within non-government organizations.

Текст научной работы на тему «Учитель, который умеет вдохновлять (к юбилею доктора педагогических наук, профессора И. С. Пилко)»

УДК 378:02

Л. Г. Тараненко

УЧИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ УМЕЕТ ВДОХНОВЛЯТЬ (К ЮБИЛЕЮ ДОКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА И. С. ПИЛКО)

Охарактеризованы направления и результаты научной, педагогической деятельности доктора педагогических наук, профессора, проректора по учебной работе Кемеровского государственного университета культуры и искусств Ирины Семеновны Пилко.

Ключевые слова: технологический подход, библиотечная технология, Кемеровская научная библиотечная школа, кадры библиотечно-информационных учреждений, библиотечное образование, технологизация библиотечно-информационного образования.

L. G. Тагапепко

THE TEACHER WHO CAN INSPIRE (FOR THE ANNIVERSARY OF THE DOCTOR OF PEDAGOGIC, PROFESSOR I. S. PILKO)

There are characterized the areas and results of the scientific, pedagogic activity of the Doctor of Pedagogic, professor, Vice-rector for Academic Affairs at Kemerovo State University of Culture and Arts Irina Semenovna Pilko. The author considers the main biographic and factographic information about I. S. Pilko. There are described the main areas of the professor’s scientific activity: the technologic support of the library production; the introduction of the modern information technologies into the library practice; the electronic information recourses in the library practice; the multilevel library education; the development of the model standards of the library activity. There are indicated some results of the I. S. Pilko professional activity: the realization of the scientific ideas in the educational courses of technologic training for the library and information sphere specialists; creating of course books; active introducing of multimedia and telecommunication technologies into the educational process of the faculty of the documental communication technologies; training of the new generation of young teachers who is ready to continue the Kemerovo librarian school traditions etc. The author characterizes the professor’s activity within non-government organizations.

Keywords: the technologic approach, the library approach, Kemerovo scientific librarian school, library and information institutions personnel, librarian education, technologisation of library and information education.

25 марта 2013 года кафедра технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного университета культуры и искусств чествовала своего юбиляра -Ирину Семеновну Пилко, доктора педагогических наук, профессора, проректора по учебной работе КемГУКИ.

Пилко Ирина Семеновна родилась в г. Каргат Новосибирской области. По окончании школы в 1975 году Ирина Семеновна поступила в Кемеровский государственный институт культуры. Судьбоносное значение для ее профессионального становления и

формирования научных способностей и дальнейших научных изысканий имела встреча со Стасом Андреевичем Сбитневым, ставшим на долгие годы ее Учителем и наставником.

В 1979 году Ирина Семеновна с отличием окончила Кемеровский государственный институт культуры по специальности «Библиотековедение и библиография» и была направлена в аспирантуру Московского государственного института культуры, по окончании которой в 1986 году с блеском защитила кандидатскую диссертацию. А спустя пять лет, в 2001 году - защитила докторскую дис-

сертацию на тему «Библиотека как система: технологический подход».

Свою профессиональную судьбу Ирина Семеновна связала с Кемеровским государственным университетом культуры и искусств, в котором работает более тридцати лет. Она прошла путь от преподавателя до профессора, от заведующего кафедрой до проректора по учебной работе.

И. С. Пилко 15 лет возглавляла кафедру ТДК, выпускающую высококвалифицированных специалистов библиотечно-информационной сферы. Выпускники кафедры трудятся в региональных, муниципальных и специальных библиотеках Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, Красноярского края, а также за пределами Сибирского федерального округа. Благодаря усилиям ученого, кафедра смогла подняться на высокий научный, педагогический и методический уровень. Сегодня на кафедре работают шесть молодых преподавателей, учеников Ирины Семеновны, успешно защитивших под ее руководством кандидатские диссертации. Кафедрой ТДК подготовлен ряд крупных научных и научно-практических работ, идеологом и научным редактором которых была И. С. Пилко. Среди последних изданий следует назвать: научно-практический сборник «Вузовская наука - библиотечной практике» (2007 год); сборник научных материалов «Наследие С. А. Сбитнева: ученого, педагога, новатора» (Кемерово, 2008); научно-практический сборник «Методы информационно-аналитической деятельности» (2010 год) и др. И. С. Пилко удалось за годы руководства кафедрой сформировать коллектив опытных и креативных педагогов, способных реализовывать новые задачи в условиях постоянно развивающейся образовательной деятельности и библиотечноинформационной практики.

В настоящее время И. С. Пилко в должности проректора по учебной работе

КемГУКИ активно реализует программу развития многоуровневого образования в сфере культуры и искусства, много внимания уделяет внедрению модульных, проектных, мультимедийных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс университета.

Педагогическая, научная, методическая, управленческая деятельность профессора И. С. Пилко многогранна. С ее именем связано совершенствование подготовки кадров по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Профессор И. С. Пилко активно участвовала в составе группы разработчиков государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго и третьего поколений по данной специальности.

Педагогическую деятельность Ирина Семеновна всегда ставит на первое место: ее уникальные учебные занятия студенты воспринимают с огромным интересом и воодушевлением; научные исследования под ее руководством всегда практико-ориентированы и выполнены на высоком уровне. Ирина Семеновна в постоянном поиске модернизации учебного процесса (электронное сопровождение учебного процесса, интерактивные формы обучения).

Являясь ярким представителем Кемеровской библиотечной школы, И. С. Пилко последовательно развивает концепцию библиотеки как технологической системы в авторских курсах «Информационные технологии», «Библиотечная технология», «Менеджмент информационных технологий». В своей педагогической и учебно-методической работе она продуктивно использует современные информационно-коммуникационные технологии, большая часть ее учебных материалов размещена в электронной образовательной среде Moodle. По данным экспертизы, проведенной в КемГУКИ в апреле 2013 года, электронный УМК по дисциплине «Информационные технологии», разработан-

ный профессором И. С. Пилко, получил максимальное количество баллов (100 баллов).

Сфера научных интересов И. С. Пилко связана с такими направлениями, как технологическое обеспечение информационного производства; информационные технологии в библиотечной практике; технологизация библиотечно-информационного образования; информационные технологии в профессиональном образовании. В данных направлениях ведутся научные исследования в рамках курсовых, дипломных и аспирантских работ, которыми руководит профессор И. С. Пилко. Результаты этих исследований широко публикуются в профессиональной печати, представляются на международных, национальных и региональных конференциях, обсуждаются на курсах повышения квалификации библиотечных работников в различных регионах страны, активно внедряются в передовых российских библиотеках. Профессором И. С. Пилко опубликовано более 200 научных и научно-методических работ.

Профессором И. С. Пилко подготовлено 8 кандидатов педагогических наук. Под ее руководством защищена докторская диссертация Г. Б. Паршуковой по теме «Информационная компетентность населения как фактор освоения культурного ландшафта территории» (2006 год). Первое диссертационное исследование, защищенное под руководством И. С. Пилко, было посвящено изучению информационных потребностей предпринимателей (Струкова Н. Л., 1997 год). Ряд последующих диссертационных исследований под руководством профессора, были посвящены проблемам вузовских библиотек (Галактионова С. П., 2004 год; Боброва Е. И., 2007 год). Проблемы обоснования и реализации технологического подхода в библиотечно-информационной деятельности разрабатывались в диссертационных исследованиях Тараненко Л. Г. (2005 год), Диденко Л. Л.

(2012 год). Разработка технологического подхода в образовательной деятельности реализована в диссертационном исследовании Ли М. Г. (2010 год).

Поражает научная прозорливость И. С. Пилко, определившей тему диссертационного исследования Абалаковой О. В., связанную с разработкой профессиональных стандартов библиотечно-информационной деятельности. Диссертация успешно защищена в 2012 году. Сегодня данная проблематика получила государственную поддержку. В апреле 2013 года Ирина Семеновна включена в рабочую группу Министерства культуры Российской Федерации по подготовке предложений по разработке профессиональных стандартов в сфере библиотечного дела.

Занимаясь научной деятельностью и продолжая идеи своего Учителя и наставника, Ирина Семеновна активно вовлекает в нее студенчество. Под ее руководством подготовлено более 90 дипломных работ. Первая дипломная работа, защищенная под руководством профессора студентами Ю. А. Косачевой, С. В. Харитоновой [1], была посвящена анализу производства библиографических продуктов и услуг в универсальных библиотеках (1988 год).

Главными итогами профессиональной деятельности И. С. Пилко можно считать: реализацию научных идей в учебных курсах технологической подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы; разработку учебных пособий «Библиотечная технология. Общий курс» (Кемерово, 2000), «Основы библиотечной технологии» (М., 2003), «Технологические процессы

в библиотечной деятельности» (М., 2005), «Информационные и библиотечные технологии» (СПб., 2006, 2008), электронного учебно-методического комплекса «Информационные технологии» (Кемерово, 2008); активное внедрение мультимедийных и телекоммуникационных технологий в учебный

процесс кафедры ТДК; воспитание нового поколения молодых преподавателей, готового продолжить традиции Кемеровской библиотечной школы [2].

Новатор, идеолог технологического подхода в библиотечной деятельности Ирина Семеновна Пилко находится в постоянном научном поиске. Ученый ведет активную общественную библиотечную деятельность, является постоянным членом Российской библиотечной ассоциации, активно сотрудничает с библиотеками Кузбасса и Западной Сибири в решении задач их технологической реконструкции, создания актуальных информационных продуктов, развития информационного сервиса, плодотворно работает в системе повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров, проводя технологические школы, семинары, тренинги, консультации. Ирина Семеновна Пилко ведет прикладные научные исследования и разработки в области библиотечных, информационных и образовательных технологий, является организатором и участником многочисленных библиотечно-информационных форумов регионального, всероссийского и международного уровней.

И. С. Пилко активно занимается научноисследовательской деятельностью, результаты которой востребованы библиотечной практикой и высшей библиотечной школой. Профессор И. С. Пилко возглавляет Лабораторию инновационных образовательных технологий, является постоянным инициатором и участником прикладных научных исследований, реализуемых на грантовой основе.

Продуктивная учебно-методическая,

научная и организаторская деятельность И. С. Пилко отмечена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени (2004), дипломом I степени Кузбасской ярмарки (2003, 2007), дипломом за II место в областном конкурсе «Лучший учебник (учебное пособие)» (2004), дипломом за III место в Областном конкурсе «Лучший учебник (учебное пособие)» (2007); многочисленными грамотами и благодарственными письмами администрации г. Кемерово, Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Все эти награды - плоды ежедневного нелегкого труда и беззаветной преданности своему делу. Но, полагаем, высшая награда для И. С. Пилко - это любовь ее учеников, преклонение их перед человеком, который помогает им постигать всю мудрость науки. Следуя идеям Стаса Андреевича Сбитнева, Ирина Семеновна и сама становится вдохновителем и наставником для своих учеников.

Перечисленные заслуги и достижения И. С. Пилко не исчерпывают многогранность ученого, а лишь раскрывают отдельные стороны ее плодотворной деятельности.

Преподаватели, сотрудники, студенты кафедры ТДК от всей души поздравляют

Ирину Семеновну с юбилеем!

Желаем ей крепкого здоровья, новых научных побед, плодотворной профессиональной деятельности, реализации намеченных планов!

Счастья, любви и благополучия Вам и Вашим близким!

Литература

1. Ирина Семеновна Пилко: биобиблиографический указатель / сост. Н. В. Денисова; НБ КемГУКИ. - Кемерово: КемГУКИ, 2008. - 31 с.

2. Пилко Ирина Семеновна [Электронный ресурс] // Официальный сайт Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.kemguki.ru/ index.php?Itemid=198&id=85&option=com_content&view=article

Literatura

1. Irina Semenovna Pilko: bibliographic index / comp. N. V. Denisova; SL of Kemerovo State University of Culture and Arts. - Kemerovo: Kemerovo State University of Culture and Arts, 2008. - 31 p.

2. Pilko Irina Semenovna [Electronic recourse] // the official site of Kemerovo State University of Culture and Arts. - Electron. data. - The access regime: http://www.kemguki.ru/index. php?Itemid=198&id=85&option=com_content&view=article

УДК 37

Е. В. Милькова, Ю. В. Жегульская, Т. И. Варова

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения» состоялась 11 апреля 2013 года в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ). Целью ее был поиск решений по проблемам адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательных учреждений, представление научных результатов и обмен исследовательским опытом. В рамках конференции было проведено пленарное заседание, работали три секции, на которых было заслушано и обсуждено 33 доклада, содержащих ключевые проблемы, направления адаптации обучающихся на довузовском, вузовском и послевузовском этапах образования. Участниками конференции стали представители городов Кемеровской области и городов России. По результатам работы конференции будет выпущен сборник научных статей по вопросам адаптации обучающихся образовательных учреждений.

Ключевые слова: адаптация, студенты, школьники, выпускники вуза, социально-культурное пространство, образовательные учреждения.

E. V. Milkova, Yu. V. Zhegulskaya, T. I. Varova

THE RUSSIAN NATIONAL CONFERENCE “MODERN PROBLEMS OF TRAINEES’ ADAPTATION IN SOCIO-CULTURAL SPACE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS”

All-Russian Scientific Practical Conference «Modern problems of adaptation of students in the social and cultural environment of educational institutions» was held on April 11, 2013 in Kemerovo State University of Culture and Arts (KemGUKI). Its goal was to find solutions to the problems of adaptation of students in the social and cultural environment of educational institutions, presentation of the results of scientific research and experience exchange. The conference was a plenary session, working three sections, where were demonstrated and discussed 33 reports containing the key problems, adaptation trends of learners trained at pre-university, undergraduate and postgraduate stages of education. The conference was attended by representatives of the cities and towns of Kemerovo region of Russia. The results of the conference will be published as a collection of scientific articles about the adaptation of students of educational institutions.

Keywords: adaptation, students, schoolchildren, university graduates, socio-cultural space, and educational institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.