Научная статья на тему 'Научно-творческой деятельности лаборатории «Традиционная танцевальная культура Юга России: семантика и современные формы трансляции» по изучению и трансляции танцевальной культуры Белгородчины'

Научно-творческой деятельности лаборатории «Традиционная танцевальная культура Юга России: семантика и современные формы трансляции» по изучению и трансляции танцевальной культуры Белгородчины Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
танцевальная культура / Белгородский регион / научно-творческая лаборатория / изучение / сохранение / dance culture / Belgorod region / scientific and creative laboratory / study / preservation

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Амелина М. Н., Буксикова О. Б.

В статье рассматривается опыт научно-творческой деятельности по изучению традиционной танцевальной культуры региона. Представлены основные направления деятельности лаборатории. Также приведены основные мероприятия, организованные коллективом научно-творческой лаборатории по сохранению и трансляции в современной социокультурной среде региона традиционной танцевальной культуры. Выявляются пути укрепления традиционных ценностей средствами народной художественной культуры, в которой заложены нравственные ориентиры, этические нормы и традиции, передаваемые из поколения в поколению. Опыт, обобщенный в статье, может стать основой для разработки и проведения мероприятий в различных региональных центрах Российской Федерации, занимающиеся вопросами развития и сохранения традиционной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and creative activity of the laboratory «Traditional dance culture of the South of Russia: semantics and modern forms of translation» on the study and translation of the dance culture of Belgorod region

The article examines the experience of scientific and creative activity in the study of the traditional dance culture of the region. The main activities of the laboratory are presented. The main events organized by the team of the scientific and creative laboratory for the preservation and broadcasting of traditional dance culture in the modern socio-cultural environment of the region are also given. The ways of strengthening traditional values by means of folk art culture, which contains moral guidelines, ethical norms and traditions passed down from generation to generation, are revealed. The experience summarized in the article can become the basis for the development and holding of events in various regional centers of the Russian Federation dealing with the development and preservation of traditional culture.

Текст научной работы на тему «Научно-творческой деятельности лаборатории «Традиционная танцевальная культура Юга России: семантика и современные формы трансляции» по изучению и трансляции танцевальной культуры Белгородчины»

Амелина М.Н.

Доцент кафедры хореографического творчества. Белгородский государственный институт искусств и культуры.

Буксикова О.Б.

Доктор искусствоведения, профессор кафедры хореографического творчества.

Белгородский государственный институт искусств и культуры.

Научно-творческой деятельности лаборатории «Традиционная танцевальная культура Юга России: семантика и современные формы трансляции» по изучению и трансляции танцевальной культуры Белгородчины*

Аннотация. В статье рассматривается опыт научно-творческой деятельности по изучению традиционной танцевальной культуры региона. Представлены основные направления деятельности лаборатории. Также приведены основные мероприятия, организованные коллективом научно-творческой лаборатории по сохранению и трансляции в современной социокультурной среде региона традиционной танцевальной культуры. Выявляются пути укрепления традиционных ценностей средствами народной художественной культуры, в которой заложены нравственные ориентиры, этические нормы и традиции, передаваемые из поколения в поколению. Опыт, обобщенный в статье, может стать основой для разработки и проведения мероприятий в различных региональных центрах Российской Федерации, занимающиеся вопросами развития и сохранения традиционной культуры.

Ключевые слова: танцевальная культура, Белгородский регион, научно-творческая лаборатория, изучение, сохранение.

Amelina M.N.

Associate Professor of the Department of Choreographic Creativity.

Belgorod State Institute of Arts and Culture.

Buksikova O.B.

Doctor of Art History, Professor of the Department of Choreographic Creativity.

Belgorod State Institute of Arts and Culture.

Scientific and creative activity of the laboratory «Traditional dance culture of the South of Russia: semantics and modern forms of translation» on the study and translation of the dance culture of Belgorod region

* © Амелина М.Н., Буксикова О.Б., 2023.

Научно-творческой деятельности лаборатории «Традиционная танцевальная культура Юга России: семантика и современные формы трансляции» по изучению и трансляции танцевальной культуры Белгородчины

Abstract. The article examines the experience of scientific and creative activity in the study of the traditional dance culture of the region. The main activities of the laboratory are presented. The main events organized by the team of the scientific and creative laboratory for the preservation and broadcasting of traditional dance culture in the modern socio-cultural environment of the region are also given. The ways of strengthening traditional values by means of folk art culture, which contains moral guidelines, ethical norms and traditions passed down from generation to generation, are revealed. The experience summarized in the article can become the basis for the development and holding of events in various regional centers of the Russian Federation dealing with the development and preservation of traditional culture.

Key words: dance culture, Belgorod region, scientific and creative laboratory, study, preservation.

Социальные и экономические деформации привели в начале XXI века к утрате российским обществом такого понятия как «национальное самосознание». В условиях глобального циви-лизационного и ценностного кризиса появились угрозы и риски безвозвратной утраты ориентиров, традиционных ценностей, заложенных в народной художественной культуре. сегодня наблюдается ряд негативных моментов имеющих место в социокультурной жизни общества. Понятия, связанные со сферой традиционной культуры подменяются сфальсифицированным суррогатом, который выдают за оригинал. Вместо истинных образцов (народный танец, народная песня, народный костюм, изделия декоративно-прикладного творчества) культивируется некий «культурный продукт», который на уровне администрации регионов распространяется в контексте оказания «услуги» населению. Подмена понятий приводит к разрушающему воздействию на все сферы жизни общества в целом, а также к стиранию из естественной среды многочисленных форм бытования народной культуры. На наш взгляд, чтобы избежать такого негативного сценария в современном мире традиционная культура, должна изучаться, сохраняться и поддерживаться на уровне государственных программ.

В 2022 году президент РФ вводит меры по сохранению и укреплению традиционных ценностей Указом от 9 ноября 2022 г. № 809 «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В данном документе предлагаются инструменты по сохранению и укреплению традиционных ценностей, к которым отнесены «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» [1]. Также в резолюции V Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурное наследие - от прошлого к будущему» отмечается, что «сохранение, разработка и постоянное мысленное обращение к этическим нормам и ценностям, лежащим в основе культурного наследия российской цивилизации, и к ее неисчерпаемому эстетическому и интеллектуальному потенциалу» является основой для «укрепления и гармоничного развития культурной идентично-

сти граждан Российской Федерации на основе сбережения их исторической памяти и социокультурных традиций и, соответственно, неприятия навязываемых извне деструктивных идей, стереотипов и моделей поведения» [2]. Данные документы подтверждают обеспокоенность органов государственной власти, сложившейся ситуацией и закрепляют документально понимание, того, что укрепление традиционных ценностей зависит от передаваемого из поколения в поколение уникального, самобытного культурного наследия.

По мнению опытных исследователей Баклановой Т.И. и Стрельцовой Е.Ю. [9, с. 334], Буксиковой О.Б. [4], Жирова М.С. [5], Каргина А.С. [6], Михайлова Л.И. [7], Пивторак Е.В. [8] народная художественная культура имеет богатейший потенциал, направленный на сохранение общероссийской гражданской идентичности. именно понимание своей принадлежности к определенной этнической группе и осознание историко-культурных связей с прошлым своего народа, его традициям, обычаям, на наш взгляд может привести к положительной динамике в процессе укрепления традиционных ценностей.

В этом контексте все больше актуализируется проблема восприятия народной культуры. По мнению Баклановой Т.и. она ассоциируется у молодого поколения только лишь с «древней данностью предков», а как «универсальную, обладающую серьезным аксиологическим потенциалом, требующую дальнейшего изучения, актуальную и сосредотачивающую в себе «ядро» национальной культуры» [9, с. 31] её воспринимают только лишь небольшой круг узконаправленных специалистов, занимающихся вопросами изучения народной культуры.

Также Бакланова Т.и. отмечает, что

«укрепление национального достоинства и авторитета России в современном мире невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности» [9, с. 31]. В возрождение традиций народной художественной культуры Татьяна Ивановна видит «путь духовно-нравственного исцеления и обновления нашего общества» [9, с. 5]. Понимание этого должно привести к поддержке, а также к изучению и систематизации на профессиональном уровне и внедрения социально-культурной сферы в целях трансляции в современный социум лучших образцов региональных традиций народной художественной культуры.

Рассматривая вопросы сохранения народной художественной культуры, исследователи выделяют ряд способов её функционирования в современной социокультурной среде, к которым можно отнести: интерпретацию, трансформацию, стилизацию, трансляцию. Продолжая тему распространения и популяризации народной художественной культуры, важно отметить, что локальная (региональная) танцевальная культур, являясь неотъемлемой частью народной художественной культуры общества, которая формировалась за счет местных традиций и развивалась под влиянием норм, ценностей, идеалов устоявшихся в данном обществе. Специфической особенностью функционирования народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе «традиции, то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира» [9, с. 35].

В традиционном танце воплощалась особая пластика, свойственная представителям того или иного этноса, содержалась информация о «антропологических особенностях, преобладающих

видах трудовой деятельности, нормах поведения и взаимодействия между различными социальными группами» [9, с. 339]. Танцевально-пластическая культура несет национальные характеристики, которые воплощены в образности, способе осмысления окружающего мира, особенности менталитета. Исследователь народной культуры Кар-гин A.C. отмечает, что «простота форм народного творчества обеспечивает доступность и легкость в овладении содержанием и, возможностью каждого легко подключаться к творческому процессу» [10, с. 164].Танец в традиции является легкой и непринужденной формой коммуникации, поэтому такая форма передачи информации о нормах жизни сообщества была и остается до сих пор весьма эффективной в вопросах усвоения традиционных ценностей.

В концепции художественного образования в Российской Федерации определяется, что «процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства» [11]. Посредством участия в танцевальном действии происходила, передача зашифрованной системы нравственных ценностей и представлений в знаково-символической форме. Так как основными функциями танца были «активно-приспособительная, коммуникативная и познавательная» [12, с. 340]. Коммуникативная функция выступала также регулирующей, и отвечала за усвоение норм, правил и законов поведения в этнической группе.

В национальном танцевальном искусстве заложен большой потенциал, в контексте проведения меропри-

ятий, направленных на укрепления традиционных ценностей, которое происходит за счет восприятия пластической культуры народа, в которой заложены основные ценностные установки, правила поведения, многовековые традиции, устанавливается строгая регламентация отношений между членами коллектива.

Лаборатория кафедры хореографического творчества БГИИК «Традиционная танцевальная культура Юга России: семантика и современные формы трансляции» целью своей научно-творческой деятельности видит сбор и реконструкцию уникальных образцов традиционного русского танцевального искусства, массовое вовлечение молодежи в изучение его различных локальных форм (карагоды, танки, бытовые танцы позднего происхождения). Непосредственную трансляцию традиционной манеры исполнения, самобытного рисунка, национального характера и менталитета русского народа, содействие созданию культурной среды в Вузе, которая способствует глубокому проникновению молодого поколения в сокровищницу традиционного русского национального танцевального искусства.

Задачи направлены на выявление семантических аспектов традиционного русского танцевального искусства; привлечение ведущих специалистов России и других стран к изучению уникального танцевального наследия русских Юга России; издание монографий, учебных пособий и сборников статей; сотрудничество и кураторство по проектам, направленными на изучение и трансляцию танцевального наследия региона (Белгородско-Курская, Бел-городско-Воронежская, Белгородско-оскольская стилевые зоны); проведение мастер-классов, открытых показов

по творческим итогам деятельности лаборатории; проведение конкурсов и фестивалей для выявления молодых, начинающих деятелей, работающих на материале традиционного русского танцевального искусства. Основные виды направлений деятельности лаборатории: научно-исследовательская, научно-методическая, научно-творческая, информационно-аналитическая, научно-просветительская, представлены в Таблице 1.

В контексте решения задачи сохранения культурных традиций, а также популяризации танцевального наследия Белгородского региона и приобщения современного поколения к национальным ценностям русского мира на базе научно-творческой лаборатории под руководством доктора искусствоведения, профессора, заслуженного работника культуры РФ Буксиковой О.Б. был разработаны ряд мероприятий (конкурс, фестиваль, ма-

Научно-творческая лаборатория «Традиционная танцевальная культура Юга России: семантика и

современные формы трансляции»

Научно-ИСС Л е; to В ателье кия деятельность

Научно-ме то; | и'ч е с кая деятельность

Научно-творческая деятельность.

Инф ор мацио нн о -ai i алитичее кая деятельность

Научно-i грос ветитаг i ьс кая деятельность

Выявление,, анализ и систематизация се ма* 1Т1 гче ских аспектов н условий бытования тр а д I ив ш нны х форм танцевальной культуры

Юга России.

Организация н проведение комплекс пых пс еле до ваш ш по традиционной танцевальной культуре Юга

России, введение в научный и

пракп I ческ I ш оборот результатов исследований, подготовка и

публикация научных статей (ВАК, РПНП),

сборников статей по итогам ко иф ере! щ| I и, монографий, научных трудов, фиксирующих сохранившиеся виды

тр ад иц1 го иной

танцевальной

культуры

южнорусского

региона.

Участие в качестве исполнителя в

ежегодных конкурсах Грантов.

Разработка и издание учебников, учебных пособий, метода ческ их разработок и методических рекоме ндашш, организация научно -методи ческих семинаров по проблемам трансформации траднцношюй та нцев ал ьн oil культуры Юга России. Осуществлен! i с ко! icy лы атнвнон помощи педагогам, аспирантам и студентам, работающим над научными сообщениями и докладами, выпускными квал ифпка щ ю нн ыми работами, xopeoi раф 11чес kj i ми

11 оста i юв кам! i, затрагивающими проблемы традиционн ой та нцев ал ы i oil культуры Юга России.

Организация художественн о-образ овател ы го и, восга 1тател ьн ой, просветительской, концертно-исполнительской деятельности но пропаганде и популяр 11зац| ш лучших образцов трад 1 щиошю ii таш!евальной культуры КЗ га России в рамках тематиче cki ix программ «Народного коллектива» ансамбля песни и пляски «Везелица» (у пра влягощи и ВВ.

Лившиц, ба летм ейстер А.Ю.

Татариицев).

Обработка и

систе мат! I зацпя материалов по вопросам трансляции и семантики трад I щион ной танцевальной культуры Юга России. Формиро ва ш 1С фондов: ви деозаппс ей, к1пго- и

ф ото матер па л ов хореогр афпче ског о фольклора доступного для пользования в научной,

методической и творческой деятельп ости обучающихся и профессорско-пре Iюдавател ьс ко го состава БелIородскоI о государ ственного института искусств и

культуры.

Проведение мастер-классов областного уровня и

межрегионального уровней по вопросам ос обенностей современного бытования в сфере тр адипио иной танцевальной культуры. Изучение, обобщение и ра с пространен i ie инновационного опыта работы по трансляции it реконструкции образцов традиционной танцевальной культуры Юга России в со врем еннын сош*ум.

Таблица 1. Основные направления деятельности лаборатории.

стер-классы), которые ежегодно проводятся коллективом лаборатории. Творческие мастер-классы, направленные на приобщение к культурному наследию региона и практическую передачу молодому поколению «от мастера к исполнителю» уникальных танцев Бел-городчины, становятся фундаментом осознания участников мастер-классов себя как русских, знающих свою культуру, любящих её, а также умеющих исполнять региональные образцы бытовых и традиционных танцев.

Коллектив лаборатории заинтересован в массовом приобщении молодого поколения г. Белгорода и Белгородской области к ярким образцам традиционной хореографии региона, а также знакомства с пластическим рисунком и ее структурообразующими принципами, такими как музыкально-ритмическая структура, композиционное строение, образность танца, локальные особенности исполнения, характер и манера. Уникальность научно-творческой деятельности лаборатории заключается в том, что передача региональных образцов бытовых и традиционных танцев базируется на основах культурной преемственность, а также самоотождествлении с культурными образцами русского традиционного сообщества.

фестиваль славянской культуры «Славян наследие сохраним и, сохраняя, приумножим», который ежегодно проводиться лабораторией способствует привлечению одаренных детей и талантливой молодежи из разных городов России, занимающихся трансляцией танцевальной культуры славян. Его целью является: «сохранение и трансляция культурного кода славянского народа, представленного в виде воссозданных и систематизированных образцов танцевального народ-

ного творчества, а также сохранение культурных традиций и культурной самобытности славянских народов, популяризация культурного наследия славянского мира» [3]. Фестиваль позиционируется как центр поддержки и реализации молодежных творческих проектов в области культурных традиций, а также популяризации танцевального наследия нашей страны, повышения уровня исполнительского мастерства одаренных детей в области русского танца для их дальнейшего продвижения, поддержки и обучения хореографическому искусству.

В рамках научно-просветительской деятельности коллектив лаборатории проводит мастер-классы. «Традиционная танцевальная культура Юга России: семантика и современные формы трансляции», «Танцевально-игровая культура славянских народов», «Методика трансляции танцевального фольклора славянских народов в сценическое хореографическое произведение», «Рисунок танца - как важнейшая составляющая композиции танцев славянских народов», «современные формы традиционной танцевальной культуры Белгородчины», «Особенности традиционного танцевального наследия Белгородского региона», которые посвящены культурному наследию, созданному прошлыми поколениями на территории нашего региона. Популяризация традиционного танца и его форм в силу особой культурной, исторической и экологической значимости крайне важна. Участники мастер-классов знакомятся с такими танцевальными формами, бытующими в Белгородской области как: «Карагод» и «Танок» (танец, хороводная пляска, ряд певцов взявшихся за руки). изучают основное движение в круге, которое имело ритуальные корни, уходящие

в глубину веков и отражающие представления наших предков об устройстве мира. итогом мастер-классов, как правило, становится большая композиция «Широкая улица», участники, разделившись на группы, исполняют свой собственный танец, двигаясь в одном большом кругу. Участники мастерски справляются с творческим заданием: передают нужное настроение, характер и манеру движения в общей композиции.

Пластический язык танцевальной культуры Белгородского региона обладает свойственными только ему знаково-символическими средствами, которые необходимо практически осваивать. Формирование у подрастающего поколения практических навыков овладения элементами танцевальной культуры региона (основные движения ног, положения рук, движение корпуса), а также детальный разбор семантики исполняемого движения (элемента) дает возможности в дальнейшем самореализоваться в сфере художественной интерпретации традиционного танца. Осмысленный подход к региональному танцу расширяет диапазон средств художественной выразительности и дает новые возможности для укрепления традиционных ценностей.

Таким образом, можно сказать, что в контексте деятельности научно-творческой лаборатории «Традиционная танцевальная культура Юга России: семантика и современные формы трансляции» уделяется особое внимание формированию особого отношения к культуре и конкретно к культуре своего региона как к важнейшему условию укрепления традиционных ценностей. Коллектив лаборатории, в рамках проводимых мероприятий, вырабатывает потребность в необходимости «прикосновения» к танце-

вальной культуре Белгородского региона и в полноценном художественном общении с уникальными образцами традиционной танцевальной культуры региона. Лаборатория реализует идею «личного приобщения» к танцевальной народной культуре Белгородчины участниками мероприятий, которые превращаются из зрителей в главных действующих лиц, делая ее близкой и понятной, превращая региональный танец в гармоничную часть культурной жизни человека.

Проведение вышеперечисленных мероприятий по приобщению молодого поколения к культурным традициям танцевального наследия региона на наш взгляд в полной мере помогают в укрепление традиционных ценностей, а также этнокультурному и духовному развитию. Практическая передача «от мастера к исполнителю» танцевального наследия региона послужит популяризации традиционной культуры среди подрастающего поколения г. Белгорода и Белгородской области средствами наиболее востребованного, развивающегося в естественной социокультурной сфере метода ценностной ориентировки, базирующегося на основах укрепления традиционных ценностей. Приобщение к культурному наследию региона (в виде освоения образцов танцевального народного творчества) будет способствовать сохранению культурной идентичности молодого поколения нашего региона.

Научно-исследовательская и творческая деятельность лаборатории осуществляется на средства гранта Президента Рф, а также Президентского фонда культурных инициатив, что позволяет расширить региональные рамки, проводимых мероприятий до общероссийского уровня и регулярно выявлять талантливых исполнителей в

области русской традиционной танцевальной культуры.

References

[1] Decree of the President of the Russian Federation

dated December 30, 2021. № 745 "On holding in the Russian Federation the Year of the Cultural Heritage of the Peoples of Russia" // Official Internet portal of legal information // URL: http:// publication.pravo.gov. ru/

[2] Resolution of the V Russian Cultural Congress with international participation "Cultural heritage - from past to future" // URL: https://cult-congress5.ru/wp-content/uploads/2021/11/ Resolution.pdf

[3] Festival of Slavic culture "We will preserve our origins" // URL: https://fondculturalinitiatives. rf/public/application/item?id=36893d57-e420-496c-a72c-09d17d5bbdb8

[4] Buksikova O.B. Semantics of traditional dance

of the Belgorod region // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2014. № 5 (61). P. 137-143.

[5] Zhirov M.S. Folk artistic culture of the Belgorod

region / M.S. Zhirov. - Belgorod. 2000. 265 p.

[6] Kargin A.S. Folk artistic culture: A course of lec-

tures for students of higher and secondary educational institutions of culture and art. Textbook / A.S. Kargin. - M.: State Republican Center of Russian Folklore. 1997. 288 p.

[7] Mikhailova L.I. Folk artistic culture: determinants, trends, patterns of sociodynamics: monograph. - M.: University book. 2001. 264 p.

[8] Pivtorak E.V. Theory and methodology of eth-nocultural education: educational and methodological manual. 2019. 128 p.

[9] Baklanova T.I. Folk artistic culture: Textbook / Ed. Baklanova T.I., Streltsova E.Yu. - M.: MGU-KI. 2000. P. 5, 31, 35, 334, 339.

[10] Kargin A.S. Folk artistic culture: A course of lectures for students of higher and secondary educational institutions of culture and art. Text-book./ A.S. Kargin. - M.: State Republican Center of Russian Folklore. 1997. P. 164.

[11] Concept of art education in the Russian Federation Order of the Ministry of Culture of the Russian Federation December 28, 2001 No. 1403 // URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minkultury-RF-ot-28.12.2001-N-1403/

[12] Baklanova, T. I. Folk artistic culture: Textbook / Ed. Baklanova T.I., Streltsova E.Yu. - M.: MGU-KI. 2000. P. 340.

Список литературы

[1] Указ Президента Российской Федерации от 30.12.2021 № 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России» // Официальный интернет-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

портал правовой информации // URL: http:// publication.pravo.gov.ru/

[2] Резолюция V Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурное наследие - от прошлого к будущему» // URL: https://cultcongress5.ru/wp-content/uploads/2021/11/Resolution.pdf

[3] Фестиваль славянской культуры «Свои истоки сохраним» // URL: https:// фондкультурныхинициатив.рф/public/ap-plication/item?id=36893d57-e420-496c-a72c-09d17d5bbdb8

[4] Буксикова О.Б. Семантика традиционного танца Белгородского региона // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 137-143.

[5] Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.С. Жиров. — Белгород. 2000. 265 с.

[6] Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие / А.С. Каргин. -М.: Государственный республиканский центр русского фольклора. 1997. 288 с.

[7] Михайлова Л.И. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики: монография. - М.: Вузовская книга. 2001. 264 с.

[8] Пивторак Е.В. Теория и методика этнокультурного образования: учебно-методическое пособие. 2019. 128 с.

[9] Бакланова Т.и. Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е. Ю. - М.: МГУКИ. 2000. С. 5, 31, 35, 334, 339.

[10] Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие./ А.С. Каргин. -М.: Государственный республиканский центр русского фольклора. 1997. С. 164.

[11] Концепция художественного образования в Российской федерации Приказ министерство культуры РФ 28 декабря 2001 г. № 1403 // URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minkultury-RF-ot-28.12.2001-N-1403/

[12] Бакланова, Т. И. Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Баклановой Т.и., Стрельцовой Е. Ю. - М.: МГУКи. 2000. С. 340.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.