УДК [398.8+793.31](=161.1):[78.031.4:37]
Т. В. Шастина
Воссоздание песенно-танцевальных явлений русского народа в современном этновокальном образовании
В начале третьего десятилетия нынешнего века явно обозначилась проблема трансляции эт-нопевческого, этнотанцевального опыта, воссоздания произведений и явлений искусства устной традиции, приобщения молодого поколения к народной культуре, которая показала необходимость поиска новых путей организации этновокального образования, направленного на профессиональную подготовку руководителей народных хоровых коллективов, педагогов-вокалистов, готовых организовать творчество современных исполнителей на основе традиций и инноваций, активизировать процессы восстановления, оживления этнопевческой культуры. В качестве мощного воспитательного и обучающего средства рассматриваются песенно-танцевальные комплексы, способные не только передать культуру нашего народа, но и активно воздействовать на современную молодежь, вызывая проявления чувств и эмоций. Разработанная автором педагогическая технология направлена на формирование современного этновокального педагога, обладающего умением фиксации, обработки, анализа фольклорно-этнографических песенных, инструментальных, танцевальных материалов, способного их осмыслить, выполнить реконструкцию и адаптировать в культурно-образовательной среде. Это позволит решать вопросы сценической интерпретации аутентичных произведений, песенно-танцевальных комплексов, для того чтобы они стали понятными и интересными современному человеку.
Ключевые слова: этновокальное образование, песенно-танцевальный комплекс, искусство устной традиции, народное исполнительство, фольклор, сценическая интерпретация
Tatiana V. Shastina
Recreation of song and dance phenomena of the Russian people in modern ethnical education
At the beginning of the third decade of this century, the problem of broadcasting ethno-singing, ethno-dancing experience, recreating works and phenomena of the art of oral tradition, introducing the younger generation to folk culture was clearly identified. There is an urgent problem of finding new ways to organize ethno-local education aimed at professional training of leaders of folk choral groups, vocal teachers who are ready to organize the creativity of modern performers based on traditions and innovations, to activate the processes of restoration, revival of ethno-singing culture. Song and dance complexes are considered as a powerful educational and training tool that can not only convey the culture of our people, but also actively influence modern youth, causing manifestations of feelings and emotions. The pedagogical technology developed by the author is aimed at the formation of a modern ethno-local teacher who could fix, process, analyze folklore and ethnographic song, instrumental, dance materials, able to comprehend them, reconstruct and adapt them in a cultural and educational environment. This will allow us to solve the issues of stage interpretation of authentic works, song and dance complexes, so that they become understandable and interesting to a modern person.
Keywords: ethno-local education, song and dance complex, the art of oral tradition, folk performance, folklore, stage interpretation DOI 10.30725/2619-0303-2022-4-120-127
Культура русского народа уникальна и многообразна. Сегодня внимание не только фольклористов, но и музыкантов, хореографов, театральных деятелей привлекает народное искусство устной традиции. Синкретичное в своей основе, оно обладает региональными, в том числе локальными различиями, о которых в отечественной фольклористике еще к концу прошлого
века сложилась достаточно полное представление.
Начиная с последних десятилетий ХХ в., как показали многочисленные фольклор-но-этнографические экспедиции, научные исследования (в том числе и автора статьи), а также разные культурные события, аутентичное исполнительство песни, наигрыша, танца утратило бытование почти во всех
регионах России. Явно наблюдающиеся процессы затухания крестьянского песен-но-инструментально-танцевального творчества высветили угрозу необратимости потери самобытности локальных певческих традиций, нарушения трансляции русской этнической культуры. Такая ситуация во многом связана с «другой (измененной) жизнью» современных крестьян. Механизация, автоматизация и электронизация крестьянского труда, СМИ, Всемирная сеть Интернет повлияли на условия, темп и ритм бытовой действительности, нарушились родовые и семейные традиции и связи, передача фольклорных традиций.
Еще в последние десятилетия прошлого века стало понятно, что народная вокально-танцевальная культура локальных традиций нуждается в серьезном осмыслении, глубоком изучении, освоении, перенимании. Начало третьего десятилетия нынешнего века характеризуется высоким уровнем понимания педагогическим сообществом значимости воссоздания искусства устной традиции, важности приобщения молодого поколения к народной культуре. Остро обозначилась необходимость профессиональной подготовки вокального педагога, хормейстера, владеющего этно-вокальной педагогической технологией, включающей основы народного танца, способного применять этнохореографическую лексику, обладающего умением фиксации, обработки, анализирования фольклор-но-этнографических вокально-хореографических материалов, их теоретического осмысления, реконструкции и адаптации в культурно-образовательной среде. Высветилась острая потребность научно-методического обоснования данной проблемы, поиска современных методов трансляции этнических певческих, танцевальных и инструментальных образцов устной традиции, прогнозирования и выявления путей освоения, сохранения, развития и актуализации народного исполнительства. В современной России настало время принимать активные меры возрождения народных традиций, особенно в сельской местности.
Актуальность обозначенной темы статьи обостряется следующим. Еще в конце XX в. вышли в свет известные пособия [1-4], имеются исследования явлений народной музыкальной культуры [5-8], активно рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой этнохореографов, руководителей народных танцевальных коллективов [9-11].
Вместе с тем явно выражен пробел в методическом обеспечении современного этно-вокального образования основами этнохо-реографии. Сегодня недостаточно имеется разработанных и опубликованных педагогических технологий, включающих раздел, посвященный обучению народному танцу на основе искусства устной традиции. Не вполне выявлены условия, формы, методы, меры воссоздания песенно-танцевальных явлений крестьянской жизни, отсутствуют методики их сценической интерпретации, позволяющие не только отразить ценность и целостность фольклорной традиции, но и восстановить ее. Заметим, что аутентичные произведения отражают поведение людей, жизненные события (бытовые, праздничные, обрядовые) в том числе и в хореографической форме, условной и тесно связанной с песней. Имея свою образную систему, хореографический текст, народная хореография ярко выражают взаимоотношения между людьми, их сотворчество. Хоровод, танец, пляска вместе с пением позволяют каждому исполнителю стать творцом, создать новое, в полной мере раскрыть умения и выразить свои чувства, эмоции, а также ярко продемонстрировать этно-певческое поведение. В этом проявляются особо значимые для воспитания молодого поколения - этика, мораль и нравы конкретного общества, способствующие формированию нравственности, гражданской позиции, креативности каждого человека.
Отсюда возникла необходимость решить ряд задач в современном образовании. Во-первых, создать специальные педагогические условия, в которых будет возможность разработки и реализации уникальных вокально-хореографических, музыкально-театральных композиций на основе соединения фольклорных истоков, включающих традиционные песенно-тан-цевальные комплексы локальных традиций с современным видением жизненных событий и их сценическая интерпретация. Во-вторых, изучить и осознать не только песенный фольклор, но и танцевальную лексику локальных традиций, кинетогра-фию1. Следующая задача заключается в научно-методическом обеспечении обучения, которое должно быть направлено на воспитание молодого поколения, способного изучить, освоить, адаптировать, интер-
1 Некоторые вопросы поднимаются преподавателями, методистами, но, они не имеют прямого отношения к этновокальному образованию [9; 12; 13].
претировать и воспроизводить вокально-танцевальные традиции.Еще одна задача тесно связана с научным подходом к профессиональной терминологии2. И, наконец, необходимо соблюдение профессионального подхода в организации фольклорных, этномузыкальных и музыкально-художественных конкурсов, фестивалей и праздников, а также разработка критериев оценки творческих коллективов, исполнителей, участников вышеуказанных мероприятий.
Наше понимание рассматриваемой проблемы заключается в следующем. Спектр изучения песенно-танцевально-го фольклора как явления творческой деятельности достаточно широк, и для его (песенно-танцевального фольклора) освоения объединяем разные подходы и методы, применяющиеся в области научно-методического анализа. Исследования проводим комплексно. Применяя разные способы и методы фиксирования творчества носителей традиции и их расшифровки, учитываем неразрывную связь искусства устной традиции с бытовой и праздничной культурой русского человека. Обращение к аутентичным песенно-танцевальным формам позволяет проанализировать возможность их бытования в условиях современной культуры. Глубокое изучение и анализирование - условие для адаптации и использования в учебном процессе всего комплекса этномузыкального наследия конкретной локальной традиции. Для этого, как показал наш педагогический опыт, необходима фольклорно-этнографи-ческая практика, ее тщательная подготовка, в ходе которой одним из направлений является предварительное ознакомление с песенно-танцевальной, инструментальной культурой предполагаемого региона, изучение аутентичных образцов. Экспедиционная работа включает следующие обязательные виды деятельности: фиксация материала (аудио-, видео-, фото-, текстовая записи), общение с информаторами, пере-нимательская практика, проверка и анализирование всех видов записи, уточнение записанного видеоматериала с разных ракурсов, многоканальная аудио- и видеозапись. Фольклорно-этнографические экспедиции в Белгородскую, Брянскую, Вологодскую, Воронежскую, Калужскую, Курскую, Новгородскую, Псковскую области,
2Данную проблему обозначают некоторые современные исследователи, преподаватели, методисты, однако сегодня этого недостаточно [14; 15, с. 282-288;16; 17].
Краснодарский край, проведенные под нашим руководством, позволили не только зафиксировать плясовые, хороводные и игровые песни, танцы и пляски аутентичных исполнителей, но и понять поведение хранителей традиции, проанализировать форму и воссоздать, а затем и исполнить зафиксированные произведения устной традиции, представить в сценической форме явления жизни - бытовые и праздничные. После общения с этнофорами на многие вопросы получены ответы, стали понятными скрытые нюансы пения, движения, поведения, самовыражения, этнографического костюма.
Сегодня назрела проблема поиска путей трансляции этнопевческого, этно-танцевального опыта, векторов этново-кального образования, направленного на профессиональную подготовку руководителей народных хоровых коллективов, педагогов-вокалистов, готовых организовать творчество современных исполнителей на основе инноваций, способных активизировать процессы восстановления, оживления этнопевческой культуры. Это позволит тесно связать прошлое и будущее в современном культурном пространстве, для чего необходима реконструкция явлений народной культуры, искусства устной традиции.
В аспекте предложенной темы, реконструкцию рассматриваем в двух направлениях: бытовая (как попытка вернуть жизнь утраченным традициям в их реальной среде) и сценическая (концертные композиции, театральные спектакли и др., построенные на основе фольклорно-этнографических материалов). Возникающие вопросы реконструкции связаны с изучением, осмыслением, обоснованием, освоением, популяризацией народной традиционной певческой культуры и профессиональным обучением на ее основе. Поэтому сейчас необходимо активизировать научное изучение, поиск методов трансляции вокально-танцевальной культуры, подготовки исполнителя, способного применять современные технологии фиксации и осмысления вокально-хореографических произведений искусства устной традиции. Вопросы профессионального обучения народному пению следует решать, применяя методы, позволяющие сформировать исполнителя народной песни как на основе освоения вокально-педагогической профессии, так и возможности самовыражения, проявляющиеся и в песне, и в
бытовом танце, и в пляске, и в наигрыше. На решение вышеуказанных вопросов направлена разработанная автором статьи педагогическая технология. В ее основе -метод речевой артикуляции и резонирования певческого звука, а также понимание того, что человеку от рождения дана возможность выражать свои эмоции, чувства через звук, пластику, игру, отражая в поведении бытовые, трудовые, календарные, природные особенности, их осознание. В рамках технологии выявлены и апробированы способы воссоздания событий крестьянской жизни.
Общаясь с аутентичными исполнителями и наблюдая за ними, мы выявили, что в их пении с движением явно выражено владение пластикой тела, правильное и ритмичное движение ног и рук, используется удобное певческое дыхание, что не только не мешает певческой деятельности, но, наоборот, создает условия, в которых проявляется природосообразность данной деятельности. Движение аутентичных исполнителей в хороводе, пляске не сбивает певческое дыхание, способствует творчеству, отражает жанровые особенности, повышает эмоциональность и мотивацию сотворчества участников действа3. Студенты по нашей методике обучаются такому типу певческого дыхания и всем другим компонентам, составляющим основу пе-сенно-танцевального творчества. Одно из основных правил - движение во время пения должно быть удобным и приносить удовольствие, быть ритмичным. Для этого необходимо хорошо владеть не только вокальной техникой, но и основами хореографии, а также обладать высоким уровнем сформированности ритмичности и физической подготовленности, управлять своим корпусом, знать танцевальные движения, соответствующие конкретной локальной традиции, жанру произведения и возрасту. При соблюдении этих условий современный исполнитель может понять, освоить и передать характер и свойства фольклорного крестьянского исполнительства комплексно, продемонстрировать высокий уровень и совершенство не только певческих навыков, но и достоверно показать точность и красоту, пластичность и своеобразие танце-
3Вопросы формирования профессионального дыхания
поднимают некоторые преподаватели, исследователи например,
А. В. Оленева [18], однако они не затрагивают этнопевческое об-
разование и вопрос формирования певческого дыхания во время движения (хоровода, пляски) остается недостаточно исследованным.
вальных движений. В единстве звучания и пластики, слышимого и видимого, события крестьянской жизни, представленные в современных формах, например, концертной или театральной, будут обладать сильным воздействием, как на исполнителей, так и на зрителей, что активизирует их восприятие.
Как мы выявили, в условиях, например, фольклорного праздника или интерактивных концертных форм достоверность и качество исполняемого произведения искусства устной традиции повышает мотивацию самостоятельной творческой деятельности человека, который из воспринимающего зрителя становится активным участником. Наше убеждение заключается в том, что уровень качества сценического исполнения произведений народного пе-сенно-танцевального искусства ответственно за художественное воспитание зрителей, формирование интереса молодого поколения к родным традициям, приобщение к фольклору всех слоев современного общества, развитие народного искусства.
Мир народной культуры целостен и многогранен, включает множество локальных традиций. Пространство каждой локальной певческой традиции едино и своеобразно, содержит певческую культуру, нормы жизни, поведения, общения, исполнительскую специфику и другое. Его создают такие события, как праздник, обряд, ритуал, быт, песня, танец, наигрыш, фольклорный театр, а также речь, одежда, образы, миропонимание и др. При этом наблюдается сохранение постоянства певческого звукоизвлечения и танцевального движения в рамках одной локальной традиции, при устном способе ее передачи. Выполняя функцию трансляции конкретной культуры, она (традиция) формирует ее нормы. В то же время, народная певческая культура, в том числе и культура локальной традиции, развивается на основе обновлений и изменений.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что глубокое и комплексное освоение произведений искусства устной традиции студентами, получающими профессиональную подготовку в вузе по направлению «Искусство народного пения», позволит воссоздать уникальные шедевры народного искусства на основе вариативности и импровизации. Например, праздничные и обрядовые события крестьянской жизни, такие, как свадьба, проводы
в рекруты, молодежные посиделки, колядование, святочные гадания, закликание весны, жатва и др. Следует обучать студентов импровизации и интерпретации. Овладение этими качествами современным исполнителем позволит не только сохранить свойства локальной традиции, но и выйти произведениям искусства устной традиции за рамки конкретной локальной традиции. Вариативность возможна при наличии многочисленных зафиксированных образцов искусства устной традиции. Заметим, что нельзя допускать исключение народной песни, наигрыша, танца, пляски из контекста, что может привести к утрате стилистики и нарушить исполнительские свойства, относящиеся к специфике конкретной локальной традиции.
По нашему глубокому убеждению, в современных условиях состояния традиционной народной певческой культуры ее воссоздание возможно благодаря глубокому изучению подлинных источников и при условии знания пределов реконструкции. Мы выявили составляющие освоения песенно-танцевального искусства устной традиции в современном народно-певческом исполнительстве. Это - ритм и ритмичность, метр и метричность, темп, его ощущение, скорость движения, дыхание, артикуляция, импровизация, варьирование, язык песни (слово и музыка) и язык танца (пластика телодвижений), наигрыш инструментальный (звук, соответствующий особенностям его извлечения, так и музыкальному инструменту: струнный, духовой, пневматический), поведение, этичность, эмоциональность, текст и контекст. Все указанные составляющие взаимосвязаны и взаимозависимы. Примером явного и яркого их проявления являются, например, кадрили, одна из которых - «Нюксеницкая»4. Кроме этого, можно назвать хороводные и плясовые, игровые и поцелуйные песни разных областей России, имеющие локальные особенности. Так, «алилешные» песни 5 с «пересеками»6 относятся, по нашему мнению, к особому диалогу звука (пения) и пластики (танца),
"Один из вариантов кадрили данной локальной традиции мы зафиксировали на фольклорном празднике в пос. Умба Мурманской области (1996 г.). Кадриль продолжалась 40 минут, имела множество фигур. В активное танцевальное действо были вовлечены многие участники фестиваля, что и позволило автору статьи прожить действо и понять специфику общения в нем.
'Название происходит от рефрена, построенного на особой ритмической группе слогов, например, «о-хы-ля-ли...».
6 Пересек - особая форма полиритмии, воспроизводящая дробями ног одновременно нескольких исполнителей.
что выражается в активном поведении исполнителей и является одновременно и воспроизводящим, и воспринимающим. Это явно проявляется в сотворчестве и регулируется каждым и всеми участниками события-процесса.
Также примерами являются зафиксированный нами и воссозданный песенный цикл-действо «Круговина»7, фрагмент обряда «Похороны стрелы»8 и др. Отличия таких событий заключаются в строгом соблюдении этикета общения молодежи, в наличии многообразных хореографических символических действий, включающих основные в строгом порядке - набор и круг, связанных с выбором пары, объединением парня и девушки.
Подготовка студентов к активной творческой работе на основе методических приемов, таких как диалогического, эвристического и исследовательского, проблемного изложения, позволяет создавать на практических учебных занятиях проблемные ситуации, ставить учебно-познавательные задачи и совместно их решать [19-21].
Поиск новых знаний, активная творческая деятельность, обратная связь дали нам возможность разработать алгоритм воссоздания песенно-танцевальных явлений русского народа в современном этно-вокальном образовательном пространстве: изучение локальной традиции (публикации, материалы фольклорно-этнографиче-ских экспедиций, фольклорно-этнографи-ческие экспедиции, общение с носителями традиции, применение аудио-, видео-технологий; работа с архивными материалами: аудиопрослушивание и видеопросмотр, выбор необходимого материала для дальнейшей его расшифровки, копирование, оцифровка и систематизация выбранных материалов для удобства дальнейшей работы с ним; обработка выбранных материалов (расшифровка песенных словесных и музыкальных текстов, нотация, запись рисунка танца, движений пляски); оформление соответствующей документации; анализ и обобщение материалов; освоение песен, плясок, танцев, наигрышей, подготовка сценического костюма, необходимых атрибутов; воссоздание освоенных произведений и явлений локальной певческой
7 Записан автором в д. Менюша Новгородской области. Круговина - важная и обязательная часть молодежных «посиделок» - молодежных собраний, их еще называют беседы, вечерки.
8 Зафиксирован нами в разных селах Новозыбковского района Брянской области.
традиции; представление в сценическом исполнении.
В связи с вышеуказанным сегодня целесообразно внедрение методов электронного обучения в систему этновокального образования. Нужно так строить методику, чтобы цифровизация, использование им-мерсивного метода в обучении народному пению, печатная, аудио-, видеопродукция способствовали как формированию нового этновокального профессионала, так и воссозданию народных певческих традиций, и их сохранению.
Данная позиция автора основана на понимании, что народная певческая культура, включающая фольклор, рассматривается как система самоорганизующаяся и саморазвивающаяся.
Поэтому, изучая фольклор, его динамику, нужно учитывать следующее: данный феномен «живет» пока обладает способностью изменяться и не просто, а соответственно пространству, времени и особенностям его носителей. С другой стороны, фольклор «жив», пока, сохранены традиции. Следует учитывать традиционность и изменчивость - противоположные свойства данного феномена при решении проблем, связанных с теорией и практикой этновокального образования [22; 23].
Таким образом, песенно-танцеваль-ные комплексы отличаются средствами общения, смысловым символическим единством, которым наполнено каждое действо. Имея разную динамику развития в культуре, сегодня они обладают мощным воспитательным и обучающим средством, способным не только передать культуру нашего народа, но и активно воздействовать на современную молодежь, вызывая проявления чувств и эмоций, как индивидуальных, так и коллективных. Песенно-танце-вальный фольклор, несомненно, подлежит научному и методическому изучению, воссозданию действ и событий, что позволит получить новые, возможно, неожиданные результаты.
Мы сделали вывод, что в современном этновокальном образовании следует активно внедрять педагогические технологии на основе вокально-хореографического осмысления народной певческой культуры разных локальных традиций. Необходимо решать вопросы сценической интерпретации аутентичных произведений, песенно-танцевальных комплексов, чтобы они стали понятными и интересными современному
человеку. Для этого нужно выявить пути осмысления и воссоздания произведений искусства устной традиции, аутентичного исполнительства, активизировать специальное обучение. Современный вуз, реализуя образовательные программы и осуществляя подготовку профессионалов, становится одним из каналов трансляции народной вокально-танцевальной культуры. Такой подход позволит сохранить особенности локальных певческих традиций, являющихся основой русской народной культуры.
Список литературы
1. Русские народные хороводы и танцы Ярославской области / запись М. Д. Яницкой. Москва, 1994. 79 с.
2. Яницкая М. Д. Методика собирания и записи танцевального фольклора. Москва, 1981. 44 с.
3. Руднева А. В. Курские танки и карагоды. Та-ночные и карагодные песни и инструментальные танцевальные пьесы. Москва: Совет. композитор, 1975. 309 с.
4. Милютин В. А. Фольклорный танец: сбор, запись, терминология: метод. пособие. Чебоксары, 1998. 43 с.
5. Веретенников И. И. Белгородские карагоды. Изд. 3-е, перераб. и доп. Белгород: ГБУК «БГЦНТ», 2020. 89 с.
6. Буксикова О. В., Амелина М. Н. Региональные и семантические аспекты традиционной танцевальной культуры белгородчины // Наука. Искусства. Культура. 2015. Вып. 2 (6). С. 46-58.
7. Кукин А. Ф., Лапин В. А. К проблеме русских хороводов // Народный танец: проблемы изучения: сб. науч. тр. Санкт-Петербург, 1991. С. 11-29.
8. Шилин А. Н. Традиционная хореография в контексте святочных праздников (на материале Чухломского района Костромской области) // Традиционная культура: науч. альм. 2007. № 3 (27). С. 81-90.
9. Бадмаева Т. Б. Основные аспекты профессиональной компетенции этнохореографов // Танец в диалоге культур и традиций: материалы VI межвуз. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов, 2016. С. 12-14.
10. Матвеев В. В. Традиции и перспективы изучения фольклора в системе подготовки хореографов // Танец в диалоге культур и традиций: материалы VI межвуз. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2016. С. 10-12.
11. Бочкарева Н. И. Русский народный танец: теория и методика: учеб. пособие по специальности «Народное художественное творчество», специализация «Хореография». Кемерово: Кемер. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. 177 с.
12. Лисициан С. С. Запись движения (Кинето-графия) / под ред. Р. В. Захарова. Москва; Ленинград: Искусство, 1940. 428 с.
13. Саргсян Н. Г. О квантитативном методе анализа хореографических и музыкальных элементах (на примере музыкально-кинетографических партитур С. С. Джуджева и С. С. Лисициан) // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2016. № 1 (16). С. 13-21.
14. Соколов-Каминский А. А. Балет: от термина к сути // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2021. № 6 (77). С. 87-101.
15. Абызова Л. И. История хореографического искусства: отечественный балет XX - начала XXI века: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург: Композитор, 2017. 320 с.
16. Аникин В. П. Циклы и циклизация в русском фольклоре // Русский фольклор: материалы и исслед. Санкт-Петербург: Наука, 1999. Т. 30. С. 3-14.
17. Иванова Т. Г. Становление понятия «вариант» в отечественной фольклористике // Русский фольклор: материалы и исслед. Санкт-Петербург: Наука, 1999. Т. 30. С. 15-19.
18. Оленева А. В. Применение методики трехфазного дыхания Е. А. Лукьяновой в системе подготовки артистов балета // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 2 (49). С. 183-188.
19. Шастина Т. В. Формирование этнопевческой культуры студентов современного вуза // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 3 (36). С. 168-172.
20. Шастина Т. В. Формирование этнопевческих навыков студентов // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 3 (40). С. 140-144.
21. Шастина Т. В. Освоение фольклорных текстов в ансамблевом пении // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 1 (34). С. 168-172.
22. Шастина Т. В. Русская вокальная школа: традиции и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 4 (45). С. 140-145.
23. Шастина Т. В. Этновокальное образование сегодня: векторы развития // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. № 2 (47). С. 114-119.
References
1. Yanitskaya M. D. (entry). Russian folk round dances and dances of the Yaroslavl region. Moscow, 1994. 79 (in Russ.).
2. Yanitskaya M. D. Methods of collecting and recording dance folklore. Moscow, 1981. 44 (in Russ.).
3. Rudneva A. V. Kursk tanks and Karagoda. Tank and Karagod songs and instrumental dance pieces. Moscow: Soviet composer, 1975. 309 (in Russ.).
4. Milyutin V. A. Folklore dance: collection, recording, terminology: methodical allowance. Cheboksary, 1998. 43 (in Russ.).
5. Veretennikov I. I. Belgorod Karagody. Ed. 3rd, rev. and add. Belgorod, 2020. 89 (in Russ.).
6. Buksikova O. V., Amelina M. N. Regional and semantic aspects of traditional dance culture Belgorodchine. Nauka. Arts. Culture. 2015. 2 (6), 46-58 (in Russ.).
7. Kukin A. F., Lapin V. A. On the problem of Russian round dances. Folk dance: problems of study: coll. of sci. art. Saint-Petersburg, 1991. 11-29 (in Russ.).
8. Shilin A. N. Traditional choreography in the context of Christmas holidays (on the material of the Chukhlomsky district of the Kostroma region). Traditional culture. 2007. 3 (27), 81-90 (in Russ.).
9. Badmaeva T. B. The main aspects of the professional competence of ethnochoreographers. Dance in the dialogue of cultures and traditions: materials of the VI intern. sci. and practical conf. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg univ. of the humanities and social sciences, 2016. 12-14 (in Russ.).
10. Matveev V. V. Traditions and prospects of studying folklore in the system of training choreographers. Dance in the dialogue of cultures and traditions: materials of the VI intern. sci. and practical conf. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg univ. of the humanities and social sciences, 2016. 10-12 (in Russ.).
11. Bochkareva N. I. Russian folk dance: theory and methodology: textbook for the specialty «Folk Art», specialization «Choreography». Kemerovo: Kemerovo State Univ. of Culture and Arts, 2006. 177 (in Russ.).
12. Lisitsian S. S.; Zakharova R. V. (ed.). Motion recording (Kinetography). Moscow; Leningrad: Iskusstvo, 1940. 428 (in Russ.).
13. Sargsyan N. G. On the Quantitative Method for Analyzing Choreographic and Musical Elements (on the Example of Musical-Kinetographic Scores by S. S. Dzhudzhev and S. S. Lisitsian). Scientific Notes of the Gnesin Russian Academy of Music. 2016. 1 (16), 13-21 (in Russ.).
14. Sokolov-Kaminsky A. A. Ballet: from term to essence. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021. 6 (77), 87-101 (in Russ.).
15. Abyzova L. I. History of choreographic art: domestic ballet of the XX - early XXI century: textbook. 2nd ed., rev. and add. Saint-Petersburg: Compositer, 2017. 320 (in Russ.).
16. Anikin V. P. Cycles and cyclization in Russian folklore. Russian folklore: materials and research. Saint-Petersburg: Nauka, 1999. 30, 3-14 (in Russ.).
17. Ivanova T. G. Formation of the concept of «option» in Russian folklore. Russian folklore: materials
and research. Saint-Petersburg: Nauka, 1999. 30, 15-19 (in Russ.).
18. Oleneva A. V. E.A. Lukyanova's three-phase method of breathing in a system of ballet training. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2017. 2 (49), 183-188 (in Russ.).
19. Shastina T. V. Ethnic vocal culture modern university students' formation. Bulletin of the Saint-Petersburg State University of Culture. 2018. 3 (36), 168-172 (in Russ.).
20. Shastina T. V. The formation of ethno-singing skills of students. Bulletin of the Saint-Petersburg
State University of Culture. 2019. 3 (40), 140-144 (in Russ.).
21. Shastina T. V. Development of folklore texts in ensemble singing. Bulletin of the Saint-Petersburg State University of Culture. 2018. 1 (34), 168-172 (in Russ.).
22. Shastina T. V. Russian vocal school: traditions and perspectives. Bulletin of the Saint-Petersburg State University of Culture. 2020. No. 4 (45), 140-145.
23. Shastina T. V. Ethnovocal education today: vectors of development. Bulletin of the Saint-Petersburg State University of Culture. 2021. 2 (47), 114-119 (in Russ.).