Научная статья на тему 'ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ЭТНОПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА КУЛЬТУРЫ'

ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ЭТНОПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОВОКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКСИОЛОГИЯ / ЭТНОПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОЛЬКЛОР / ИСКУССТВО УСТНОЙ ТРАДИЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шастина Татьяна Владимировна

Этнопевческая деятельность в современной культуре обусловлена объективными процессами, связанными с результативностью педагогических технологий и перспективами народного вокального исполнительства, что вызывает необходимость обобщения педагогического опыта и требует выработки новых стратегий в сфере этновокального образования, нацеленного на подготовку профессионала - человека разностороннего, высокообразованного, способного успешно действовать в условиях современной культуры. Праксиологическая модель организации этнопевческой деятельности способствует повышению продуктивности учебной деятельности студента, соответствующей нормам и правилам народного пения, обладающей такими качествами как обоснованность, целесообразность, рациональность. Цель организации этнопевческой деятельности студента на основе праксиологического подхода заключается в повышении уровня профессионального уровня этнопевческих практических умений студентов, их эффективности, знаний этновокальной педагогики и владения техникой пения. Певческая деятельность студентов является основной в формировании профессиональных качеств будущего преподавателя народного пения. Праксиологический подход предполагает целесообразность действий, соответствие вокального обучения природным данным ученика, времени, месту обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRAXIOLOGICAL APPROACH TO THE ORGANIZATION OF ETHNO-SINGING ACTIVITY OF A STUDENT IN THE UNIVERSITY OF CULTURE

Ethno-singing activity in modern culture is conditioned by objective processes related to the effectiveness of pedagogical technologies and the prospects of folk vocal performance, which makes it necessary to generalize pedagogical experience and requires the development of new strategies in the field of ethno-local education aimed at training a professional - a versatile, highly educated person capable of successfully acting in modern culture. The praxiological model of the organization of ethno-singing activity contributes to increasing the productivity of the student’s educational activity, corresponding to the norms and rules of folk singing, possessing such qualities as validity, expediency, rationality. The purpose of organizing the student’s ethno-singing activity based on a praxiological approach is to increase the professional level of students’ ethno-singing practical skills, their effectiveness, knowledge of ethnovocal pedagogy and proficiency in singing technique. The singing activity of students is the main one in the formation of the professional qualities of the future teacher of folk singing. The praxiological approach assumes the expediency of actions, the correspondence of vocal training to the natural data of the student, time, place of training.

Текст научной работы на тему «ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ЭТНОПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА КУЛЬТУРЫ»

УДК 378.147.88:784.4

Т. В. Шастина

Праксиологический подход к организации этнопевческой деятельности студента вуза культуры

Этнопевческая деятельность в современной культуре обусловлена объективными процессами, связанными с результативностью педагогических технологий и перспективами народного вокального исполнительства, что вызывает необходимость обобщения педагогического опыта и требует выработки новых стратегий в сфере этновокального образования, нацеленного на подготовку профессионала - человека разностороннего, высокообразованного, способного успешно действовать в условиях современной культуры. Праксиологическая модель организации этнопевческой деятельности способствует повышению продуктивности учебной деятельности студента, соответствующей нормам и правилам народного пения, обладающей такими качествами как обоснованность, целесообразность, рациональность. Цель организации этнопевческой деятельности студента на основе праксиологического подхода заключается в повышении уровня профессионального уровня этнопевческих практических умений студентов, их эффективности, знаний этновокальной педагогики и владения техникой пения. Певческая деятельность студентов является основной в формировании профессиональных качеств будущего преподавателя народного пения. Праксиологический подход предполагает целесообразность действий, соответствие вокального обучения природным данным ученика, времени, месту обучения.

Ключевые слова: этновокальное образование, праксиология, этнопевческая деятельность, фольклор, искусство устной традиции, педагогическая технология

Tatiana V. Shastina

Praxiological approach to the organization of ethno-singing activity of a student in the University of Culture

Ethno-singing activity in modern culture is conditioned by objective processes related to the effectiveness of pedagogical technologies and the prospects of folk vocal performance, which makes it necessary to generalize pedagogical experience and requires the development of new strategies in the field of ethno-local education aimed at training a professional - a versatile, highly educated person capable of successfully acting in modern culture. The praxiological model of the organization of ethno-singing activity contributes to increasing the productivity of the student's educational activity, corresponding to the norms and rules of folk singing, possessing such qualities as validity, expediency, rationality. The purpose of organizing the student's ethno-singing activity based on a praxiological approach is to increase the professional level of students' ethno-singing practical skills, their effectiveness, knowledge of ethnovocal pedagogy and proficiency in singing technique. The singing activity of students is the main one in the formation of the professional qualities of the future teacher of folk singing. The praxiological approach assumes the expediency of actions, the correspondence of vocal training to the natural data of the student, time, place of training.

Keywords: ethnovocal education, praxology, ethnopsychic activity, folklore, the art of oral tradition, pedagogical technology DOI 10.30725/2619-0303-2022-2-146-152

Актуальность проблемы организации этнопевческой деятельности студента вуза культуры (в данной статье рассматривается как один из видов деятельности учебной) обусловлена объективными процессами, связанными с результативностью педагогических технологий и перспективами народного вокального исполнительства. Это вызывает необходимость обобщения опыта и требует выработки новых стратегий в сфере

этновокального образования, нацеленного на формирование этнопевческой культуры личности [1] и подготовку профессионала -человека разностороннего, высокообразованного, способного успешно действовать в условиях современной культуры.

Сегодня интересы педагогического сообщества сосредоточены на повышении уровня высшего профессионального эт-новокального образования, привлечения

высокопрофессиональной молодежи в научную, учебно-методическую и просветительскую деятельность и на обеспечении сферы образования и культуры высококвалифицированными кадрами, способными реализовать образовательные программы и владеющими педагогической техникой, позволяющей формировать исполнителей с высоким уровнем мотивации этнопевческой деятельности. Ведущая роль в решении рассматриваемой проблемы отводится вузам культуры, обеспечивающим будущее не только своей отрасли, но всей российской культуры, которая признана национальным приоритетом [2] и определена гарантом «сохранения единого культурного пространства...» [3, с. 9]. Такая установка требует исследования возможностей оптимизации учебной деятельности студентов, ее продуктивности, срочного решения вопросов создания новых моделей организации обучения, направленных на повышение эффективности педагогического воздействия, способствующего формированию критического мышления студентов, мотивации учения, готовности самостоятельно решать профессиональные задачи.

Актуальность рассматриваемой темы усиливается следующим: все активнее происходят изменения в среде бытования фольклора, явно выражены процессы затухания аутентичного исполнительства, нарушен механизм передачи искусства устной традиции, в сознании большинства современных вокальных исполнителей этнопев-ческая деятельность утратила привлекательность, что создало реальную угрозу воспроизводству этнопевческой культуры общества. Сложившаяся ситуация требует активизации поиска подходов к повышению качества этновокального образования, что привело автора к исследованию одного из новых в отечественной педагогике направлений - педагогической праксиологии.

Как теория эффективной деятельности, праксиология1 появилась сравнительно недавно, на рубеже ХХ и XXI в. и сейчас приобретает разные дисциплинарные особенности, применяется к изучению конкретных сфер деятельности человека, в нашем случае - этнопевческой. В современной науке имеются разработки разных аспектов профессиональной подготовки

'Применяем данный термин (от греческого «praxis» - действие, практика) согласно теории В. А. Канке [4; 5]. До сих пор нет единой трактовки данного понятия. В рамках этой статьи используем понятие «праксиология».

студентов с праксиологической составляющей [6-8]. Однако праксиологические аспекты профессионального этновокаль-ного обучения, организации этнопевческой деятельности студентов вуза культуры до настоящего времени не рассматривались. Наблюдающийся сегодня научный интерес к изучению эффективности практической деятельности, теории успешной деятельности [9; 10, с. 123; 11] и системное описание закономерностей ее организации позволили автору рассмотреть вопрос о создании педагогических условий, позволяющих повысить уровень профессионализма, профессиональной компетентности, рациональной организации учебной этнопевческой деятельности студентов, попытки изучения эффективности и успешности которой до настоящего времени также не предпринимались.

Анализ категорий и принципов педагогической праксиологии позволил уточнить противоречие между состоянием этнопевческой культуры современного российского общества и уровнем качества профессиональных знаний и умений выпускника вуза культуры по направлению подготовки «Искусство народного пения». Явно выражены закономерности прогрессивного развития этновокальной образовательной системы, направленной на сохранение народных певческих традиций, и слабый уровень воссоздания, реконструкции2 обрядовых комплексов, песнетворчества в современной культуре. Темпы восстановления народных певческих традиций отстают от развития этновокальной школы. По мнению автора, данное противоречие связано с количественной недостаточностью обеспечения высококвалифицированными преподавателями сферы предпрофессионального и среднего специального этновокального образования, а также учреждений культуры, особенно сельских. Данное противоречие может быть частично устранено в результате увеличения количества бюджетных мест в вузах культуры по направлению подготовки «Искусство народного пения» (хоровое, сольное). Это позволит: 1) укрепить начальное и среднее звено этново-кального образования, учреждения культуры высокопрофессиональными кадрами,

2 Возможные направления реконструкции: бытовая, рассматриваемая как попытка вернуть жизнь утраченным традициям в их реальной среде; сценическая, включающая концертные композиции или театральные спектакли, построенные на основе фольклорно-этно-графических материалов.

которые обеспечат активизацию процессов восстановления, оживления, воссоздания этнопевческой культуры в разных регионах России; 2) связать прошлое и будущее в современном культурном пространстве.

Необходимость применения праксиологического подхода в этновокальной педагогике явно обусловлена еще и тем, что в современной культуре обостряется потребность певческой практики, в том числе и исполнения народных песен в разных сообществах, коллективах и т. д. На это и нацелен поиск путей формирования новой теоретической системы, способной обосновать и выявить современные педагогические условия, позволяющие организовать этновокальное обучение, направленное на формирование мотивации и удовлетворения потребности пения разных слоев общества.

Как известно, любая деятельность, в том числе и этнопевческая, существует во времени, пространстве, в конкретном обществе, в социальном строе. Певческая деятельность есть сложный психофизиологический процесс, которым человек управляет произвольно. Профессиональное пение - это и творческая деятельность, и трудовая, что можно обозначить как певческий творческий труд, который в образовательном процессе следует организовывать. Нужно учить студента управлять певческой деятельностью, планировать обучение певческой деятельности и его результаты, соблюдать правила контроля и оценки, подбирать методы и средства обучения для того, чтобы данная трудовая деятельность стала творческой и приносила удовольствие. Это, как показала наша практика, повышает мотивацию профессионального обучения. Нами оценивается деятельность объективно, с учетом индивидуальных особенностей студента, на основе разработанных и принятых в вокальном искусстве критериев, а также определенных образовательной программой компетенций. Оценка влияет на уровень результативности и мотивации этнопевческой деятельности.

Этнопевческая деятельность - сложный психофизиологический процесс, особый вид интонированной речи, несущий смысловую, эмоциональную,интонационную информацию, который является активностью человека [12, с. 6, 39], существует во времени, в пространстве, в конкретном обществе, включает множество компо-

нентов. Поэтому остро стоят вопросы не только практического специального профессионального обучения, но и теории подготовки к обучению данной деятельности. Важны точность и надежность обучения технике пения, освоения вокально-технических навыков без потери индивидуальности певца и на основе природных свойств его голоса. Голос - природная данность, функция организма человека, сложная уникальная система, позволяющая воспроизводить звуки. Пение - управление голосом, в профессиональном вокальном образовании называется постановкой голоса в ходе педагогического воздействия.

Этнопевческая деятельность3 - главный компонент этнопевческой культуры личности - определяется как осмысленная, принадлежащая конкретному человеку, в ее основе лежит творчество, единство традиции и новаторства, а также самостоятельность человека по созданию нового. Развитие певческой деятельности определяют соотношения и взаимозависимость целепо-лагания, творчества, ориентирования на процесс и результат обучения, гармоничное сочетание которых исключает хаотичность, но способствует совершенствованию личности и реализации творческого потенциала человека.

Выполнение условий этнопевческой деятельности (знание народной певческой культуры, фольклора, аутентичного народного исполнительства, умение воспроизводить музыкальные и словесные тексты, владение вокально-техническими навыками) связано с восприятием, осознанием, присвоением и воспроизведением вокальных произведений. Эти этапы необходимы в деятельности и самостоятельной, и под руководством преподавателя. Следует мотивировать потребность студента и активизировать его стремление к овладению всеми профессиональными певческими навыками и методикой обучения в совершенстве.

Необходимость и целесообразность теоретического обоснования этнопевческой деятельности связана с тем, что певческий опыт одного певца, даже очень талантливого и известного, имеет ограниченность,

3 Понятие этнопевческой деятельности сформулировано нами на основе классических теорий деятельности С. Л. Рубинштейна [13; 14] и А. Н. Леонтьева [15], культурологического подхода Л. С. Выготского [16], психологической теории учебной деятельности Д. Б. Элько-нина [17], исследований учебной деятельности В. В. Давыдова [18; 19] и понимании им деятельности в соотношении с понятием поведение.

в том числе и в связи с индивидуальностью. Научный подход позволяет обобщить при-родосообразные и целесообразные певческие действия многих исполнителей, выявить эффективные педагогические приемы воздействия на фонацию, позволяющие певцу понять рационализм и целостность механизма собственной певческой деятельности.

Такой подход стимулирует понимание студентом необходимости качественной и удобной певческой деятельности, формирует его навыки переводить внешние педагогические воздействия на внутренние импульсы этнопевческого поведения и освоить вокально-педагогическую методику с праксиологической составляющей для дальнейшей ее реализации.

Вместе с тем нельзя исключать индивидуальность певца, особенности педагогической деятельности, ее опосредованность. Индивидуальный подход в обучении указывает на универсальность взаимоотношений участников учебного процесса и возможность использования разных педагогических приемов, методов и средств. В нашей вокальной технологии считаем приемлемыми педагогические методы, основанные как на народной певческой педагогике, так и на современной вокальной педагогике. Реализация опосредованного этновокального обучения позволяет на основе постоянного наблюдения, изучения, анализирования профессионального развития студента организовать педагогическую среду, в которой возможно применение праксиологического подхода. Формирование профессиональной вокальной техники - процесс сложный, длительный, многообразный и предполагает наличие природных данных у студента, его заинтересованность и работоспособность. От преподавателя-вокалиста требуется высокий уровень профессионализма, который включает педагогическое мастерство, предполагающее прогнозирование результативности, целесообразность и природо-сообразность воздействия на певца соответственно культурной и образовательной среде, времени и ситуации.

Несмотря на то, что в основе этновокального обучения лежат народная певческая культура, народная педагогика, фольклор, искусство устной традиции, сегодня учитываются особенности современного образования. Перед сообществом этново-кальных педагогов, хормейстеров стоит за-

дача сохранения высокопрофессионального качества этновокальной педагогической деятельности, недопущения эмпирического ее уровня во всех образовательных учреждениях и в организациях культуры [20-22]. Сегодняшнее время характеризуется стремительным ростом наукоемкости труда вокального педагога, требует знания им педагогики, психологии, физиологии, фо-ниатрии, методики и т. п. и значительную работу с новой информацией. Научное обоснование методов народной вокальной педагогики и специфических приемов аутентичного исполнительства позволили разработать современную педагогическую технологию специального обучения народному пению, обосновать эффективность педагогической деятельности, целесообразность методических действий преподавателя, изучить закономерности формирования и развития профессионализма студента.

Некоторые из теоретических исследований профессиональной подготовки студентов с праксиологической составля-ющей4 легли в основу разработанной автором праксиологической модели организации этнопевческой деятельности, цель которой заключается в повышении уровня этнопевческих практических умений студентов на основе знаний этновокальной педагогики и владения техникой пения. Этновокальное образование неотделимо от певческой деятельности, занимающей значительное место в разных учебных дисциплинах и практиках, которым отводится большое количество часов в учебном плане. Результат обучения, уровень качества освоения образовательной программы и получаемой профессии зависят от интегрирования предметных знаний и навыков, получаемых и приобретаемых в ходе изучения теоретических общепрофессиональных музыкальных дисциплин (сольфеджио, гармония, полифония, теория музыки, фольклористика и др.) и специальных дисциплин (хоровой класс, вокальная подготовка, сольное пение, ансамбль и др.).

Понимание целесообразности учебной деятельности, выработка норм и создание

4 Исследования, направленные на изучение знания о действиях, осуществляли Б. В. Григорьев, В. И. Чумаков, теорию целенаправленной успешной деятельности - Е. Е. Слуцкий, обоснование и выработка норм максимальной целесообразности деятельности - Т. Котарбин-ский, обоснование рационализации деятельности для практической успешности - С. А. Шлюндт и эффективной организации деятельности человека - Г. В. Майер, В. В. Маковеева.

условий для рационализации и успешности певческой деятельности - основные направления праксиологической модели организации этнопевческой деятельности студентов.

Ее основными принципами являются: соответствие педагогической деятельности индивидуальным возможностям студента, динамике его развития и обучения; сообразность педагогической культуры и педагогической техники условиям, нормам, целям, требованиям и прогнозированным результатам учебного процесса; приобщение студента к современной культуре; про-граммизация; сотрудничество; дискуссия; инициативность. Данные принципы универсальны, в основе имеют объективные закономерности этнопевческой деятельности, не могут изменяться как непроизвольно, так и варьироваться произвольно в ходе деятельности вокального педагога в связи с вероятностным ее характером. Но могут иметь разные формы реализации в педагогической деятельности и определяют выбор содержания, цели, задач, критериев оценки результатов учебной деятельности.

Приоритетными задачами организации этнопевческой деятельности студентов являются: создание педагогических условий, способствующих раскрытию природных вокальных данных, реализации творческого потенциала каждого студента; формирование профессиональной компетентности в соответствии с требованием действующих государственных образовательных стандартов; формирование целостного понимания механизмов собственной певческой деятельности; выявление и поддержка талантливых студентов, обладающих способностями певческой деятельности для продолжения образования в магистратуре и ассистентуре-стажировке. Для каждого студента разрабатывается и выполняется индивидуальная творческая программа, включающая репертуар, исполнительскую и педагогическую виды практики, исследовательскую и концертно-конкурсную деятельность.

Как показала педагогическая практика, решение вышеуказанных задач в системе высшего этновокального профессионального образования успешно, если создана праксиологическая среда, в которой решаются задачи и реализуются универсальные принципы праксиологического подхода. Организация этнопевче-

ской деятельности студента предполагает разработку плана, позволяющего достичь нужный результат овладения культурой пения в определенное время. Сущность данного плана заключается в целостности и согласованности всех его частей, в четком расчете, неразрывности и постепенности выполнения каждой составляющей вокально-технического развития певца, освоения репертуара, исследовательской и концертно-творческой деятельности. Необходимыми составляющими являются поиск новых эффективных средств и методов обучения, прогнозирование результатов и возможных трудностей для успешного осуществления студентом этнопевческой деятельности.

Опыт работы по обучению народному пению и педагогические наблюдения позволили автору проследить динамику качества знаний и умений студентов, которые в разные годы освоили образовательную программу; выявить пути повышения качества этнопевческой деятельности, инновационные подходы решения вопросов формирования певческих навыков, внедрения новых педагогических технологий; определить векторы развития этновокального образования [1; 20-22].

Проведенный нами анализ применения основных положений педагогической праксиологии в профессиональном этно-вокальном обучении позволил усовершенствовать созданный метод речевой артикуляции и резонирования певческого звука, способствующий природосообраз-ности и эффективности этнопевческой деятельности. Это показало высокие результаты качества обучения, подтвержденные эмпирическими исследованиями (зачеты, экзамены, концерты, конкурсы). Ведущей гипотезой явилось предположение, что качество этновокального образования станет устойчиво высоким, если в учебном процессе будут: 1) реализованы основные положения педагогической праксиологии; 2) разработана праксиологическая модель организации этнопевческой деятельности, включающая эффективные средства и формы обучения, способствующие повышению творческого потенциала, профессиональной мотивации, устойчивого интереса к фольклорным традициям, их освоению и интерпретации; 3) применена модульная система обучения учебных вокально-хоровых дисциплин (хоровой класс, ансамблевое пение, вокальная подготовка,

сольное пение). Результат исследования показал, что такая организация учебной этнопевческой деятельности студента позволяет повысить качество обучения и вполне соответствует выполнению стоящей перед сообществом этновокальных преподавателей задачи сохранения традиции обучения народному пению, высокого уровня качества профессиональной педагогической деятельности и удерживания данного уровня. Не вызывает сомнения постулат: профессиональная педагогическая деятельность этновокального преподавателя должна быть продуктивной, соответствовать нормам и правилам народного пения, обладать такими качествами, как обоснованность, целесообразность, рациональность, что позволяет охарактеризовать ее высокопрофессиональной и эффективной и указывает на возможность изучения закономерностей профессионального становления студента, будущего этновокального педагога методами педагогической праксиологии,

Певческая деятельность студента является основной в формировании профессиональных компетенций будущего преподавателя народного пения, и отсюда у него возникает необходимость качественного овладения собственным голосом, хорошей техникой пения, высоким уровнем педагогических умений для своей успешной будущей профессиональной педагогической деятельности.

Профессия этновокального преподавателя предполагает целесообразность действий, соответствие вокального обучения природным данным ученика, времени, месту, ситуации обучения и контексту культуры. Происходящие сегодня значительные изменения деятельности, как певческой, так и педагогической, в сравнении с началом нынешнего века, связаны с увеличением функций и расширением содержания обучения, с повышением уровня техноло-гизации, новыми информационными технологиями, инновационными формами и методами обучения. Такая ситуация требует повышения качества этновокального образования, чему способствует праксиологический подход к организации этнопевческой деятельности, реализация праксиологической модели профессиональной подготовки в вузе культуры этновокальных педагогов, хормейстеров, руководителей коллективов народной песни, особенно в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Список литературы

1. Шастина Т. В. Русская вокальная школа: традиции и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 4 (45). С. 140-144.

2. Указ Президента Российской Федерации № 808 от 24.12.2014 г. «Об утверждении основ государственной культурной политики» // Президент России: офиц. сайт. URL: http://kremlin.ru/acts/ bank/39208 (дата обращения: 19.04.2022).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 326-р от 29.02.2016 г. «О Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» // Правительство Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://static.government.ru/media/ files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 19.04.2022).

4. Канке В. А. История, философия и методология психологии и педагогики: учеб. пособие для магистров / под ред. М. Н. Берулавы. Москва: Изд-во Юрайт, 2019. 487 с.

5. Канке В. А. Философия науки: крат. энцикл. слов. 2-е изд. Москва: Омега-Л, 2009. 328 с.

6. Григорьев Б. В., Чумакова В. И. Праксиология, или как организовать успешную деятельность: учеб. пособие. Москва: Шк. пресса, 2002. 142 с.

7. Девятловский Д. Н. Становление и развитие праксиологической культуры обучающегося технического вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Кемерово, 2021. 36 с.

8. Девятловский Д. Н. Формирование праксиологических умений будущих специалистов в контексте компетентностного подхода: автореф. дис. ... канд. пед наук. 13.00.08. Кемерово, 2011. 23 с.

9. Ильина Ю. А. Философский портрет Тодеуша Котарбиньского (на основе биографических и автобиографических сведений) // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 2 (412). Философские науки. Вып. 47. С. 108-113.

10. Ильина Ю. А. Философия практичности Тодеуша Котарбиньского // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Философия. 2017. № 4. С. 119-124.

11. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография. Москва: Изд-во АСВ, 2004. 224 с.

12. Каган М. С. Человеческая деятельность: (опыт системного анализа). Москва: Политиздат, 1974. 328 с.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Москва: Педагогика, 1989. Т. 1. 488 с.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Москва: Педагогика, 1989. Т. 2. 328 с.

15. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. Москва: Политиздат, 1977. 304 с.

16. Выготский Л. С. Психология искусства. Минск: Соврем. слово, 1998. 480 с.

17. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.

18. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. Москва: Педагогика, 1986. 239 с.

19. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва: ОПЦ «ИНТОР», 1996. 541 с.

20. Шастина Т. В. Освоение фольклорных текстов в ансамблевом пении // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1 (34). С. 168-172.

21. Шастина Т. В. Основы обучения детей народному пению средствами традиционной певческой культуры. Санкт-Петербург: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. 2008. 108 с.

22. Шастина Т. В. Формирование этнопевческой культуры студентов современного вуза // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 3 (36). С. 105-109.

References

1. Shastina T. V. Russian vocal school: traditions and perspectives. Bulletin of Saint-Petersburg State University of Culture. 2020. 4 (45), 140-144 (in Russ.).

2. Decree of the President of the Russian Federation N 808 of December 24, 2014 «On approval of the foundations of the state cultural policy». President of Russia: website. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/39208 (accessed: Apr.19.2022) (in Russ.).

3. Decree of the Government of the Russian Federation N 326-р dated February 29, 2016 «On the Strategy of State Cultural Policy for the period until 2030». Government of the Russian Federation: website. URL: http://static.government.ru/media/files/ AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (accessed: Apr.19.2022) (in Russ.).

4. Kanke V. A.; Berulava M. N. (ed.). History, philosophy and methodology of psychology and pedagogy: textbook for masters. Moscow: Yurait Publ. house, 2019. 487 (in Russ.).

5. Kanke V. A. Philosophy of science: a brief encycl. dict. 2nd ed. Moscow: Omega-L, 2009. 328 (in Russ.).

6. Grigoriev B. V., Chumakova V. I. Praxiology, or how to organize successful activity: textbook. Moscow: Shk. pressа, 2002. 142 (in Russ.).

7. Devyatlovsky D. N. Formation and development of the praxeological culture of a student at a technical

university: abstr. dis. on competition of sci. degree PhD in Pedagogy: 13.00.08. Kemerovo, 2021. 36 (in Russ.).

8. Devyatlovsky D. N. Formation of praxeological skills of future specialists in the context of the competence-based approach: abstr. dis. on competition of sci. degree PhD in Pedagogy: 13.00.08. Kemerovo, 2011. 23 (in Russ.).

9. Ilyina Yu. A. Philosophical portrait of Tadeusz Kotarbinsky (based on biographical and autobiographical information). Bulletin of Chelyabinsk State University. 2018. 2 (412). Philosophical sciences. 47, 108-113 (in Russ.).

10. Ilyina Yu. A. Philosophy of practicality Todeusz Kotarbinski. Bulletin of the Voronezh State University. Ser. Philosophy. 2017. 4, 119-124 (in Russ.).

11. Ishkov A. D. Educational activity of a student: psychological factors of success: monograph. Moscow: Publ. ASV, 2004. 224 (in Russ.).

12. Kagan M. S. Human activity: (experience of system analysis). Moscow: Politizdat, 1974. 328 (in Russ.).

13. Rubinshtein S. L. Fundamentals of general psychology: in 2 vols. Moscow: Pedagogy, 1989. 1, 488 (in Russ.).

14. Rubinshtein S. L. Fundamentals of general psychology: in 2 vols. Moscow: Pedagogy, 1989. 2, 328 (in Russ.).

15. Leontiev A. N. Activity, consciousness, personality. 2nd ed. Moscow: Politizdat, 1977. 304 (in Russ.).

16. Vygotsky L. S. Psychology of art. Minsk: Sovrem. slovo, 1998. 480 (in Russ.).

17. Elkonin D. B. Psychology of the game. 2nd ed. Moscow: VLADOS Humanitarian Publ. Center, 1999. 360 (in Russ.).

18. Davydov V. V. Problems of developing learning: experience of theoretical and experimental psychological research. Moscow: Pedagogy, 1986. 239 (in Russ.).

19. Davydov V. V. Theory of developmental education. Moscow: OPC «INTOR», 1996. 541 (in Russ.).

20. Shastina T. V. Development of folklore texts in ensemble singing. Bulletin of Saint-Petersburg State University of Culture and Arts. 2018. 1 (34). 168-172 (in Russ).

21. Shastina T. V. Basics of teaching children folk singing by means of traditional singing culture. Saint Petersburg: Saint-Petersburg State Univ. of Culture and Arts, 2008. 108 (in Russ).

22. Shastina T. V. Etnik vocal culture modern university student's formation. Bulletin of Saint-Petersburg State University of Culture and Arts. 2018. 3 (36). 105-109 (in Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.