Научная статья на тему 'Формирование этнопевческих навыков студентов'

Формирование этнопевческих навыков студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭТНОВОКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ / ETHNIC SINGING / CULTURE / ETNOVOCAL PEDAGOGY / ETNOVOCALEDUCATION / ETHNO SINGING SKILLS / PRINCIPLE OF NATURE-CONFORMITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шастина Татьяна Владимировна

В современной этновокальной педагогике явно выражена проблема недостаточного внимания исследователей и практиков к формированию устойчивого интереса нового поколения к народным певческим традициям, их потребности владения знаниями и перенимания песнетворческого опыта. Достижение высокого уровня сформированности певческих навыков одна из основных задач этновокального обучения, решение которой целесообразно специальными методами на основе природных задатков студента, применяя принцип природосообразности, который повышает результативность обучения и позволяет сохранить здоровье голосового аппарата. Это влияет на формирование и развитие интереса молодого поколения к певческой деятельности. Для развития природных вокальных задатков в современной социокультурной среде необходимо педагогическое воздействие в благоприятных для каждого певца условиях, учитывающих не только индивидуальные и возрастные особенности, но и окружающие культурную и бытовую среду. Разработанный автором универсальный метод речевой артикуляции и резонирования певческого звука может применяться в вокальной педагогике для обучения разным техникам пения, не имеет возрастных ограничений использования и повышает эффективность профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of ethno-singing skills of students

The problem of insuf cient attention of researchers and practitioners to the formation of sustainable interest of the new generation to folk singing traditions, their need for knowledge and adoption of song-making experience is clearly expressed in modern ethno-vocal pedagogy. Achieving a high level of formation of singing skills is one of the main tasks of ethno-vocal training, the solution of which in the course of professional training is advisable by special methods based on the natural inclinations of the student, using the principle of naturalness, which increases the ef ectiveness of training and allows you to maintain the health of the vocal apparatus. This af ects the formation and development of interest of the younger generation in singing. For the development of natural vocal inclinations in the modern socio-cultural environment, it is necessary to have a pedagogical impact in favorable conditions for each singer, taking into account not only individual and age characteristics, but also the surrounding cultural and domestic environment. The universal method of speech articulation and resonance of singing sound developed by the author can be used in vocal pedagogy for teaching dif erent singing techniques, has no age restrictions and increases the ef ciency of professional training

Текст научной работы на тему «Формирование этнопевческих навыков студентов»

УДК [398.8:784.9]:378

Т. В. Шастина

Формирование этнопевческих навыков студентов

В современной этновокальной педагогике явно выражена проблема недостаточного внимания исследователей и практиков к формированию устойчивого интереса нового поколения к народным певческим традициям, их потребности владения знаниями и перенимания песнетворческого опыта. Достижение высокого уровня сформированности певческих навыков - одна из основных задач этновокального обучения, решение которой целесообразно специальными методами на основе природных задатков студента, применяя принцип природосообразности, который повышает результативность обучения и позволяет сохранить здоровье голосового аппарата. Это влияет на формирование и развитие интереса молодого поколения к певческой деятельности. Для развития природных вокальных задатков в современной социокультурной среде необходимо педагогическое воздействие в благоприятных для каждого певца условиях, учитывающих не только индивидуальные и возрастные особенности, но и окружающие культурную и бытовую среду. Разработанный автором универсальный метод речевой артикуляции и резонирования певческого звука может применяться в вокальной педагогике для обучения разным техникам пения, не имеет возрастных ограничений использования и повышает эффективность профессионального обучения.

Ключевые слова: этнопевческая культура, этновокальная педагогика, этновокальное образование, этно-певческие навыки, принцип природосообразности

Tatiana V. Shastina The formation of ethno-singing skills of students

The problem of insufficient attention of researchers and practitioners to the formation of sustainable interest of the new generation to folk singing traditions, their need for knowledge and adoption of song-making experience is clearly expressed in modern ethno-vocal pedagogy. Achieving a high level of formation of singing skills is one of the main tasks of ethno-vocal training, the solution of which in the course of professional training is advisable by special methods based on the natural inclinations of the student, using the principle of naturalness, which increases the effectiveness of training and allows you to maintain the health of the vocal apparatus. This affects the formation and development of interest of the younger generation in singing. For the development of natural vocal inclinations in the modern socio-cultural environment, it is necessary to have a pedagogical impact in favorable conditions for each singer, taking into account not only individual and age characteristics, but also the surrounding cultural and domestic environment. The universal method of speech articulation and resonance of singing sound developed by the author can be used in vocal pedagogy for teaching different singing techniques, has no age restrictions and increases the efficiency of professional training.

Keywords: ethnic singing, culture, etnovocal pedagogy, etnovocaleducation, ethno singing skills, principle of nature-conformity

DOI 10.30725/2619-0303-2019-3-140-144

Этновокальная педагогика возникла сравнительно недавно - в середине прошлого столетия вместе с открытием в средних и высших учебных заведениях отделений и кафедр профессионального обучения руководителей народных хоровых коллективов, затем этновокаль-ных педагогов, определилась и стала отраслью музыкальной педагогики. В отличие от народной вокальной педагогики, где воспитательное певческое воздействие происходит на непроизвольном уровне, этновокальная педагогика строится на основе специально разработанных педагогических теорий и технологий.

Развитие этновокальной педагогики на современном этапе требует научного подхода и теоре-

тического обоснования певческого опыта аутентичных исполнителей и выявления универсальных эффективных педагогических методов и приемов, адекватных возможностям современного певца любого возраста и уровня подготовки, для формирования этнопевческих навыков во всех звеньях этновокального образования (дошкольное, школьное, среднее и высшее специальное, послевузовское). В связи с этим видится необходимость создания системы непрерывного этновокального воспитания как один из путей применения диа-хронного способа передачи певческих традиций (вместе с применяемым сегодня синхронным) в современном этновокальном образовании на основе принципа природосообразности.

В этновокальной педагогике все еще недостаточно внимания уделяется изучению, теоретическому обоснованию и применению дидактического принципа природосообразности, давно известного в педагогической науке, имеющего в основе положение о единстве природы и человека, значение которого сегодня не оспаривается. Более того, принцип природосообразности пришел в этновокальную педагогику из практики народного певческого воспитания, когда в среде бытования фольклора процесс формирования певческих навыков молодого поколения происходит непроизвольно.

Народная певческая традиция не только хранится в памяти ее носителей, она живет в их сознании, неизменно и неизбежно пополняется новым знанием и опытом, насыщается современной информацией. В современной социокультурной среде такая ситуация наблюдается только среди взрослого поколения, тех, кто воспитан в среде бытования фольклора и до сих пор там проживает. Молодое поколение сельских жителей не получило соответствующего народно-певческого непроизвольного воспитания, и сейчас для него утеряны многие знания, певческий опыт, восполнение которого в нынешних условиях возможно только специальными педагогическими методами.

В то же время в современной этновокальной педагогике явно выражена проблема недостаточного внимания исследователей и практиков к формированию устойчивого интереса нового поколения к народным певческим традициям, их потребности овладения знаниями и перенимания песнетворческого опыта. Изменение создавшейся ситуации видится в подготовке вузами преподавателей, способных организовать специальное обучение народному пению на основе принципа природосообразности на разных ступенях образования. Большое значение имеет активная и стабильная работа учреждений образования и культуры по направлению сохранения и передачи народных певческих традиций, приобщения к ним молодого поколения непрерывно на протяжении жизни человека - от рождения до взросления.

Этническая вокальная музыка, рассматриваемая только касательно локальных певческих традиций, относится к пространственно-временным видам искусства, так как всякое общество живет в определенное время и в конкретном культурном пространстве - в среде повседневного обитания людей. Сегодня наблюдается явное разрушение этнопевческой традиционной среды, трансформация механизма передачи певческих традиций, что связано с бурными

техногенными процессами, с вялым педагогическим воздействием на формирование этно-музыкальных интересов и потребностей в эт-номузыкальной деятельности всех возрастных категорий российского общества. Это можно определить одной из главных проблем современного этновокального образования, решение которой видится как в активизации научных исследований, так и в этновокальном обучении на основе принципа природосообразности.

Пение как деятельность - довольно распространенное явление в обществе, почти каждый человек может петь. Пение известно как бытовое и сценическое, может быть без слов и со словами, сольное и групповое (хор, ансамбль), одноголосное и многоголосное, а'саре11а и с инструментальным сопровождением. Пение может быть отнесено к искусству, но может к нему и не относиться, так как первоначально - это явление природы человека. Пение - важная часть народной культуры, отражающая ее специфику, особенности национального темперамента, исполнительских традиций и т. д.

Поскольку человек имеет два начала - биологическое и социальное (рассматривается как существо биосоциальное), то и относительно пения можно рассуждать в этом же направлении. Биологическое в человеке - это анатомо-физиологические вокальные задатки, в том числе и строение голосового аппарата, то, что дано конкретному индивиду «от природы»: а) унаследовал; б) обладает отличительными от других свойствами (тембр голоса, его сила и др.). Социальное - приобретенные певческие качества и навыки человека: а) непроизвольно в бытовой среде, в обществе, б) в ходе специального вокального обучения.

Певческая, как и речевая, деятельность сознательна и внешне проявляется благодаря работе голосового аппарата, в результате чего появляются звуки или речевые, или вокальные. Любую сознательную деятельность, в том числе речевую и певческую, человек осваивает в процессе обучения (произвольного или непроизвольного), в результате приобретается навык. Певческий навык формируется на протяжении длительного времени в ходе практической деятельности специальными педагогическими методами соответственно манере пения. Почти все манеры пения, в их числе и народная, построены на основе речевой артикуляции и соответствующей ей позиции работы голосового аппарата.

Речь и пение каждого человека имеют особенности, связанные с вокальными анатомо-физиологическими задатками, часто передающиеся по наследству (например, наблюдается идентичность строения голосового аппарата

родителей и детей, сходство их вокальных тембров [1, с. 210-211]), которые служат базой для формирования певческих способностей. Но разовьются ли вокальные задатки в певческие способности, зависит как от человека, его желаний, потребностей, так и от качества вокального воспитания и обучения. Иногда вокальные задатки развиваются в талант - высочайшую ступень развития певческих способностей. Понятно, что способности можно развить и без наличия или учета природных задатков, но это намного сложнее. Достижение высокого уровня сформи-рованности певческих навыков - одна из основных задач этновокального обучения, решение которой в ходе профессионального обучения целесообразно осуществлять специальными методами на основе природных задатков студента, применяя принцип природосообразности.

Идея основывать воспитательное воздействие на человека, учитывая факторы его естественного развития, природную предрасположенность встречается еще в произведениях античных философов [2], в приемах русского народного воспитания, в русской педагогической мысли начиная с XIV в. [3, 4]. В педагогике проблема природосообразности обозначалась и разрабатывалась многими известными педагогами [5, 6].Сегодня в педагогической науке выделяются несколько направлений функционирования принципа природосообразности: природосообразность как этнопедагогическая закономерность (Г. Н. Волков, П. П. Козлова, А. Кушнир) и природосообразность развития детей как психолого-педагогическое направление (Л. С. Выготский, Л. Е. Никитина и др.).

Анализ исследований, публикаций современных ученых и педагогов (Л. А. Баренбойм, Н. К. Мешко, Г. М. Науменко, В. Г. Ражников, Г. М. Ципин, Л. В. Шамина и др.) показал недостаточную освещенность теоретических основ при-родосообразного музыкального, в том числе и этновокального, воспитания, отсутствие практически значимых изданий, учебников и методических пособий, характеризующих принцип природосообразности, неразработанность педагогических этновокальных технологий на его основе.

Рассмотрение принципа природосообразности в истории развития педагогики позволило автору данной статьи теоретически обосновать его относительно этновокальной педагогики и применятьв своей педагогической практике, что привело к глубокому убеждению: принцип природосообразности сегодня является системообразующим в этновокальной педагогике.

Все педагогические воздействия, построение учебного материала, его изложение, из-

учение и освоение должны соответствовать законам природы, жизни, индивидуальным и возрастным особенностям певца, который является как частицей природы, так и членом конкретного общества. Вместе с тем педагогический принцип природосообразности, который основан на построении педагогического воздействия на певца методами и способами, учитывающими его индивидуальные особенности, и сохранении естественного развития певца, призван, с одной стороны, повысить эффективность развития природных вокальных задатков человека и его мотивации певческой деятельности, что, безусловно, повышает результативность обучения. С другой стороны, педагогическая этновокальная технология, имеющая в основе принцип природосообразности, позволяет сохранить здоровье голосового аппарата и развить певческий голос, что влияет на формирование и развитие интереса молодого поколения к певческой деятельности. Понятно, что природосо-образное этнопевческое воспитание - процесс длительный, и целесообразно его осуществление, прежде всего, неспециально в семье. В образовательных учреждениях такой процесс не является спонтанным: в специально созданных педагогических условиях реализуются специальные учебные программы, включающие, помимо всего прочего, специальные вокальные упражнения. Одной из задач обучения народному пению является формирование и развитие самостоятельной деятельности певца (при руководящей роли педагога), а целью - гармоничное развитие.

Для развития природных вокальных задатков в современной социокультурной среде необходимо педагогическое воздействие в благоприятных для каждого певца условиях, учитывающих и окружающую культурную (принцип культуросообразности), и бытовую среду. Целесообразно выявление условий, в которых живет студент: способствуют они или препятствуют его певческой деятельности, в том числе и самостоятельной. Природосоо-бразность воспитания предполагает учет половозрастных особенностей обучающихся, формирование самостоятельной певческой деятельности человека, уровень ее развития и сформированности в ходе воспитательного воздействия. Обозначим это принципом «певческая самодеятельность», который является основой народной вокальной педагогики в среде бытования фольклора.

Таким образом, реализуя принцип природосообразности, этновокальное обучение должно учитывать психофизиологические особенности певца, и рассматривать их следует в контексте

культурно-социальной среды, в которой певец находится, проявляет активную этнопевческую самостоятельную деятельность и обладает высоким уровнем мотивации к ней. Это выражается в поведении, в данном случае - этнопевческом. В ходе реализации этновокального воспитания следует целесообразно и сознательно вырабатывать поведенческие стереотипы на основе природных певческих задатков и активной певческой деятельности с учетом возможностей педагогического воздействия на формирование певческого аппарата.

Р. Юссон выделил влияющие на качество голоса факторы и определил возможность воздействия на них педагогического процесса: 1) нервно-двигательный - поддается воздействию воспитания и тренировки; 2) анатомический - может быть улучшен, но в определенных пределах; 3) эндокринный - представляет собой индивидуальные конституционные данные человека, которые, передаваясь по наследству, не подлежат воспитательному воздействию [1, с. 157]. В связи с этим необходимо создание педагогических условий, способствующих раскрытию природного потенциала вокальных данных и их развитию.

Развитие природных певческих задатков в процессе обучения требует определения возможного для данного пола и возраста обучающегося уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться. Опора должна быть сделана на мотивы и потребности конкретного обучающегося. Построение психолого-педагогической диагностики и коррекции должно учитывать принятую в науке периодизацию возрастов.

В науке разными исследователями избираются различные критерии определения возрастных этапов развития человека: смена ведущей деятельности (М. С. Каган, Д. Б. Элько-нин), чередование в онтогенезе стабильных и кризисных периодов (Л. С. Выгодский), теория дентиции (процесс появления и смены зубов) (П. П. Блонский), смена стадий сексуального развития (З. Фрейд), социальное опосредование (Х. Ремшмидт) и др. Автором статьи разработана периодизация развития детских голосов. Она основана на теории кризисов детских возрастов (В. С. Выготский), знаниях психофизиологических особенностей развития детского организма и собственных наблюдениях за развитием детских голосов [7, с. 38].

Следует добиваться обеспечения взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции этнопевческих навыков. Единство коррекционных, профилактических, развивающих задач, деятельностный

принцип вокальной коррекции позволит построить педагогический процесс соответственно возрастным и индивидуальным особенностям певца. Необходимо выявление зоны ближайшего развития певца, определяемой его природными возможностями и уровнем подготовки. Педагогический процесс, направленный на формирование самовоспитания, самообразования, самообучения певца, способствует подготовке к самостоятельной работе.

В связи с этим возникает необходимость осмысления нового уровня развития принципа природосообразности в формировании певческих навыков в этновокальной педагогике, что объясняется естественным ходом развития человечества, изменениями развития народной певческой культуры. Выясняя соотношение «природа - общество - человек», безусловно, следует не упустить такие феномены, как культура, образование, фольклор, в связи с развитием общества и со спецификой этновокального образования. Соразвитие данных явлений указывает на важность принципа природосообразности, его стратегическое значение в вокальной педагогике для сохранения здоровья певческого аппарата. Это выявляет необходимость: 1) нового осмысления рассматриваемого принципа; 2) его применения в современной вокальной педагогике; 3) создания соответствующей положениям принципа природосообразности педагогической среды. Такой подход позволяет утверждать, что в современном этновокальном воспитании без применения принципа природосообразности не обойтись. Это актуально особенно сейчас - во время повышения уровня техногенного мышления, кризиса этнокультурной идентичности современного человека, нарушения семейного уклада в обществе. Вот почему следует выявить уровень понимания рассматриваемого принципа в современных условиях относительно современного человека, человека новой эпохи, не отрицая полностью старое знание, а синтезируя его с новым.

Кроме того, целесообразно переосмысление традиционной системы этновокального образования. Это предполагает, при сохранении ФГСТ, учебных планов, учебных аудиторий, замену акцентов: основных целей (с технологической на природосообразную) и главных задач (с социально детерминированных на личностно детерминированные). Подобная модификация этновокального образования создаст условия для достижения такого уровня и качества этно-певческого образования и обучения, которые позволят профессионально сформировать выпускника вуза, способного решить эволюционные задачи современной народной певческой

культуры на основе традиций. Так же, необходимо научно обосновать природосообразное этновокальное воспитание и разработать педагогические технологии для его реализации.

Автором настоящей статьи разработан и реализуется в педагогической практике высшего профессионального образования всех ступеней (бакалавриат, магистратура), а также послевузовского - ассистентура-стажировка метод речевой артикуляции и резонирования певческого звука [7, с. 50-75]. Метод основан на принципе природосообразности и на научном обосновании наблюдений за процессом звукоизвлечения аутентичных исполнителей, их артикулированием и певческим поведением, а также в ходе многолетней вокальной работы.

Сделан вывод о том, что пришли к выводу, что не следует ставить равенство между возрастными и природными особенностями. Этновокальное обучение следует строить на основе индивидуально развивающих планов (упражнения, песенный репертуар, самостоятельные занятия), разработанных специально и построенных с учетом особенностей каждого студента, но имеющих одну основу для всех, учитывающую утвержденные ФГТ, учебные планы, образовательные программы и, предусмотренные требованиями профессиональной подготовки, необходимые для формирования соответствующие универсальные, общекультурные и профессиональные компетенции.

Список литературы

1. Юссон Р. Певческий голос: исслед. осн. физиол. и акуст. явлений певческого голоса: пер. с фр. Москва: Музыка, 1974. 263 с.

2. Античная музыкальная эстетика / вступ. очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева. Москва: Музгиз, 1960. 304 с.

3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. Москва: Педагогика, 1985. 363 с.

4. Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И. А. Соловков. Москва: Педагогика, 1985. 480 с.

5. Козлова П. П., Максимова И. М., Абдрахманова М. В. Преемственность в теориях природосообразного и экологического воспитания / Стерлитамак. фил. Моск. гос. открытого пед. ун-та им. М. А. Шолохова. Стерлитамак: СФ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004. 107 с.

6. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песта-лоцци И. Г. Педагогическое наследие / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. Москва: Педагогика, 1989. 416 с.

7. Шастина Т. В. Основы обучения детей народному пению средствами традиционной певческой культуры. Санкт-Петербург: СПб ГУКИ, 2008. 108 с.

References

1. Jusson R. Singing voice: a study of the main physiological and acoustic phenomena of the singing voice: transl. from fr. Moscow: Music, 1974. 263 (in Russ.).

2. Losev A. F. (introd., comp.) Ancient musical aesthetics. Moscow: Musgiz, 1960. 304 (in Russ).

3. Babesin S. D. (comp.), Miturev B. N. (comp.) Anthology of pedagogical thought of Ancient Russia and Russian state XIV-XVII centuries. Moscow: Pedagogika, 1985. 363 (in Russ.).

4. Solovkov I. A. Anthology of pedagogical thought of Russia XVIII century. Moscow: Pedagogika, 1985. 480 (in Russ).

5. Kozlova P. P., Maximova I. M., Abdrakhmanova M. V. Continuity in the theories of natural and environmental education. Sterlitamak: Sterlitamak dep. of Moscow state Ped. Univ. im. M. A. Sholokhova, 2004. 107 (in Russ).

6. Comenius J. A., Locke D., Rousseau J.-J., Pestalozzi I. G. Pedagogical legacy. Moscow: Pedagogika, 1989. 416 (in Russ.).

7. Shastina T. V. Basics of teaching children folk singing by means of traditional singing culture. Saint Petersburg: St.-Petersburg State Univ. of Culture and Arts, 2008. 108 (in Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.