Научная статья на тему 'Роль традиционной культуры в обеспечении устойчивого социально-культурного развития Белгородского региона'

Роль традиционной культуры в обеспечении устойчивого социально-культурного развития Белгородского региона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
350
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ТАНЕЦ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ / traditional culture / region / development / welfare sphere / dance of the Belgorod region

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Буксикова О.Б., Амелина М.Н.

В статье рассматривается вопрос о развитии социально-культурной сферы региона на фоне роста экономических показателей. Проблема устойчивого развития региона состоит в том, что выявляется потребность в стимулировании процесса экономического роста, тесно связанного с понятием «человеческий капитал», основой которого является исконная традиционная культура этноса. Культура в этом контексте видится как духовно-художественная сила, которая должна способствовать выходу на новый этап устойчивого социально-экономического развития Белгородского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TRADITIONAL CULTURE IN THE SUSTAINABLE SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF THE BELGOROD REGION

The article discusses the development of social and cultural sphere in the region against the background of economic indicators. The problem of sustainable development of the region lies in the fact that revealed the need to promote the process of economic growth is closely linked to the concept of "human capital", which is based on age-old traditional culture of the ethnic group. Culture in this context is seen as a spiritual and artistic power, which should contribute to the output of a new stage of sustainable socio-economic development of the Belgorod region.

Текст научной работы на тему «Роль традиционной культуры в обеспечении устойчивого социально-культурного развития Белгородского региона»

УДК 7.067

РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОГО РЕГИОНА

О. Б. Буксикова1), М. Н. Амелина2)

1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры )e-mail: o.buksik@mail.ru 2)e-mail: maria.amelina@bk.ru

В статье рассматривается вопрос о развитии социально-культурной сферы региона на фоне роста экономических показателей. Проблема устойчивого развития региона состоит в том, что выявляется потребность в стимулировании процесса экономического роста, тесно связанного с понятием «человеческий капитал», основой которого является исконная традиционная культура этноса. Культура в этом контексте видится как духовно-художественная сила, которая должна способствовать выходу на новый этап устойчивого социально-экономического развития Белгородского региона.

Ключевые слова: традиционная культура, регион, развитие, социально-культурная сфера, танец Белгородской области

Развитие региона является многомерным явлением процессом, который включает в себя многоаспектные пути формирования, а также его устойчивого состояния в экономической и социальной сферах, что подразумевает также перемены в общественном сознании; традициях и привычках. Ряд исследователей отмечает, что положительная динамика социально-экономического роста невозможна без обогащения культурой жизни населения региона, а само «развитие» подразумевает «любое прогрессивное изменение, прежде всего, в экономической сфере или структурные изменения, приобретение, экономической системой новых характеристик»1. Отмечая это, можно сказать, что развитие заключается в стимулировании процесса экономического роста средствами социально-культурной

1 Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление [Электронный ресурс] URL: http://vasilievaa. narod. ru/ru/stat_rab/book/Reg_ek_upr_Gavrilov/8-22.aspx. htm (дата обращения 15.09.2015).

политики, содержащей культурно-ценностные ориентиры, без которых, по нашему мнению, не возможен рост и переход на качественно новый этап.

На фоне возрастающего экономического и социального роста Белгородского региона существует некоторое противоречие между развитием культурной сферы в её традиционном духовно-художественном пространстве и современным состоянием данного явления, возведенного в ранг «потребительских услуг». В Постановление Правительства Белгородской области «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры Белгородской области на 2013 - 2018 годы» разработан ряд приоритетных направлений, которые касаются активизации культурной жизни населения Белгородской области в сфере досуга. Это такие направления деятельности как: «повышение общего уровня культуры населения в местах массового времяпрепровождения; формирование духовных потребностей у детей и молодежи посредством новых форм работы; обеспечение жителей отдаленных районов области широким спектром культурных услуг; пропаганда белгородских традиций, истории, географии, топонимики посредством проведения мультикультурных акций; создание и продвижение культурных брендов региона; разработка и реализация брендинговых проектов в сфере культуры; повышение качества и расширение спектра государственных услуг в сфере культуры; обеспечение доступности к культурному продукту путем информатизации отрасли».2

При таком видоизменении в функционировании традиционной культуры происходит ее постепенное стирание из адекватной бытовой сферы существования. И становясь, в отрицательном контексте - «продуктом потребления», она перестает пониматься и приниматься как непреходящая национальная ценность, тем самым теряет семантические связи и способность к синтезированию с новыми формами массовой культуры, живущими в современных условиях социокультурного пространства региона. Однако, исходя из основных принципов, которые были выработаны на конференции ООН в Рио-де-Жанейро, «модель устойчивого развития региона должна обеспечивать сбалансированное решение задач производственного комплекса и социально-культурной сферы»3. Также в Указе Президента Российской Федерации «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» главной задачей является «осуществление последовательного перехода к устойчивому развитию через сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природоохранного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений

^ 4

людей» .

В данных документах заложены идеи достижения высоких социально-экономических показателей совместно с сохранением прежних традиций, в том числе и в культурной сфере, что позволит осуществить переход на качественно новый уровень развития региона. Проблема устойчивого развития состоит в том, что необходимо не только стимулировать процесс экономического роста, но и помнить о

2 Постановление Правительства Белгородской области от 25 февраля 2013 г. N 65-пп "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры Белгородской области (2013 - 2018 годы)" [Электронный ресурс] // URL: http://www.belkult.ru/assets/doc /65-pp_02-06-14.docx (дата обращения 10.09.2015).

3

Кретинин В.А., Бордяшов Е.С. Теоретические аспекты устойчивого развития региона и критерии его оценки [Электронный ресурс] // Экономика региона. 2007. № 18 (дек.). URL: http://journal.vlsu.ru/ index.php?id=16 (дата обращения 15.09.2015).

4 Указ Президента РФ " О концепции перехода российской Федерации к устойчивому развитию" № 440 от 1 апреля 1996 г. // URL: http://docs.cntd.ru/document/9017665 (дата обращения 10.09.2015).

социально-культурной сфере и заключенной в ней традиционной культуре, без которой, по нашему мнению, не возможен рост и переход новый качественно высший уровень. «Культура признана важнейшим фактором, без которого невозможно создание качественной социально-природной среды обитания, где каждый человек имеет возможность творчества и приобщения к культуре, а культурная жизнь региона становится частью его повседневного бытия, в которой образцы классической народной и современной культуры воспроизводятся, передаются, регулируются естественным механизмом: от человека к человеку, от поколения к поколению в процессе непосредственного общения и взаимодействия»5.

В современной нам действительности происходит подмена истинных культурных ценностей, заложенных в традиционной культуре неким «культурным продуктом», являющимся, по сути, безликим полуфабрикатом, пустышкой без смыслового и ценностного содержания. При такой постановке вопроса происходит размывание народной традиции и способов ее функционирования, а именно «маргинализация социального аспекта культуры, принижение его общественного значения и игнорирование его творческого, социально - конструктивного потенциала; утрата контакта с личностью, как основным субъектом культурного творчества и восприятия культурных благ»6. Можно сделать вывод, что процессы, которые мы наблюдаем в социальной сфере региона могут привести к снижению и утрате интереса к традиционной культуре, а это в свою очередь напрямую влияет на устойчивое развитие и культурного потенциала региона в целом.

Для решения данной проблемы в созданной «Стратегии развития сферы культуры Белгородской области на 2013-2017 годы» разработчики соотносят региональные культурные процессы с современным культурным контекстом и в целом с вызовами современности, обращая внимание на то, что культура сможет выступить мощным ресурсом развития социальной сферы, а также «фундаментом новой экономики и источником инновационного мышления»7; где будет происходить «моделирование культурного пространства Белгородской области посредством стратегических и ситуационных технологий проектирования, организации и коммуникации»8. Главная цель данного документа состоит в создании благоприятных условий для формирования современной культурной политики в регионе, сохранении результатов, которые были достигнуты в процессе адаптации человека к новым реалиям современной действительности. Здесь важно, что социально-культурная сфера поддерживаемая структурами государственной власти региона, может стать той духовно-художественной силой, которая сможет помочь выйти на новый этап устойчивого социально-экономического развития Белгородского региона.

Несмотря на это, необходимо отметить, что преобладающей тенденцией в современном социокультурном пространстве региона, является нарастание противоречия между высокой миссией культуры и потребительским отношениям к

5 Народная культура в современных условиях: учеб. Пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. Н. Г. Михайлова. М., 2000. С. 60.

6 Стратегия развития сферы культуры Белгородской области на 2013-2017 годы [Электронный ресурс]

URL:http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:6SorAHk3G4kJ:old.belkult.ru/stat/File/Prikazy/ 563-pp_Strategiya.pdf+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения 15.09.2015).

7 Стратегия развития сферы культуры Белгородской области на 2013-2017 годы [Электронный ресурс]

URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:6 SorAHk3 G4kJ:old.belkult. ru/stat/File/Prikazy/ 563-pp_Strategiya.pdf+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения 15.09.2015).

8 Там же.

ней, как к «продукту потребления» и выдвижению на первый план ее развлекательной функции. Необходимо, по нашему мнению, на современном этапе разработать специальный инструментарий по передаче накопленного социально-культурного опыта следующим поколениям, который будет заключаться не в схематическом потреблении готового «культурного продукта», а в вживании и непосредственном взаимодействии с источниками и носителями традиционной культуры, обладающими действительно ценной информацией.

Вследствие этого встает вопрос о бережном отношении, восстановлении и сохранении естественных связей человека с историческим и духовным наследием своего народа, прошлого с настоящим, а также о традиционной национальной культуре, как о культурно-ценностном ориентире. Как известно, народная память сохранила и донесла до нашего времени живое наследие веков, которое все ещё не анализируется, но воспроизводиться жителям региона в отдельных жанрах и видах народного творчества. В полной мере этот тезис относится и к традиционной хореографической культуре Белгородчины, которая во многих своих проявлениях бытует в современной социокультурной среде региона, вызывая живейший интерес не только ученых, специалистов-практиков, фольклористов, но и любителей народного танцевального искусства. Также можно отметить, что «народная художественная культура Белгородского региона - явление чрезвычайно сложное и многослойное и наряду с этим, оно обладает внутренним единством и неповторимым своеобразием, так как традиционная танцевальная культура представляет собой архаический пласт культуры этноса»9. В основе понятия «традиция» заложены определенные ценностные смыслы, а также устойчивые представления и идеалы, являющиеся неотъемлемой частью существования этноса. Понятие «традиция» включает в себя такие ценностные ориентиры как «наследие, обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы»10. Рассматривая «традицию» через призму архаичного наследия, которое принадлежит, в большей степени прошлому, важно понимать, что она существовала, как «изолированный, законсервированный анклав культуры, выстроенный и развивающийся исключительно по законам и нормам, сложившимся в прошлом, где традиции играли универсальную и регламентирующую роль. Это означало, что традиции составляли нормативную основу всех сфер жизни, пронизывали и цементировали её»11. При таком понимании данный термин может определять и традиционную культуру в целом, и отдельные ее пласты (фольклор, народное искусство, танец, песня) их содержательную, смысловую стороны, а также способы функционирования и освоения.

В наши дни под влиянием глобализационных процессов происходят изменения в образе жизни населения регионов, исторически это может привести, и зачастую приводит, к разрушению традиций народной культуры. Очень важно понимать, что «традиция как механизм передачи социально значимого опыта в культуре универсальна»12. Замечено, что действие этого механизма меняет с ходом времени

9 Буксикова О. Б., Амелина, М. Н. Развитие массовых культурных практик в Белгородском регионе \ О. Б. Буксикова, м. Н. Амелина // Сборник статей Международной конференции «Современные модели развития культурных индустрий в регионах России». СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена. 2014. С. 212.

10 КононенкоБ. И. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] / Б. И. Кононенко. М.: ООО «Издательство Вече 2000»; ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 437.

11 Народная культура в современных условиях: учеб. Пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. Н. Г. Михайлова. М., 2000. С. 40.

12 Там же, с. 46.

содержание культурной традиции. В связи с этим традиция начинает понимаемая не как механизм сохранения и передачи, а как механизм обновления социально значимого опыта, по отношению к народной культуре. Соответственно такие изменения будут содержать некоторые особенности, которые заключены в общей концепции культуры, где народная культура, согласно «непосредственно передаваемой (устной) традиции в условиях коллективной практики, существует в самых разных пространственно-временных масштабах: от десятилетий до столетий,

13

от малых (субкультурных) образований до национальных общностей» .

Культурная информация, заложенная в традиционной культуре, передается непосредственно в процессе социальной коммуникации. Тем самым, происходит известный «способ (механизм) функционирования, воспроизведения и передачи социокультурного опыта в пространстве и во времени непосредственного от человека к человеку, от поколения к поколению»14. Данный механизм реализуется только в процессе непосредственного общения и совместной деятельности, которая охватывает все сферы народной культуры, включая исторические и современные ее проявления.

Находясь в лоне совместной культурной практики или называемой еще коллективной, в народной культуре наблюдается принадлежность к бытующей местной традиции, которая поддерживается членами сообщества в течении нескольких поколениях. В процессе совместной деятельности, непосредственной коммуникации, за счет исполнения песен, танцев и др. происходит обобщение, отбор наиболее значимого для данной социальной группы ценностно-ориентированного опыта, и дальнейшее его сохранение в памяти группы, а также неоднократное воспроизведение. Соответственно, то, что не становится особо значимым для данной группы, в дальнейшем не воспроизводится и стирается из памяти. Освоение опыта предшествующих поколений в народной культуре происходит, как уже отмечалось, непосредственно в ходе совместной деятельности (совместного пения, исполнения танца, выполнение обрядовых действий), в процессе вербального и невербального общения. Это освоение в основном осуществляется в «совместных действиях имитационно, т.е. посредством подражания образцу (имитации), подражания мастеру (учителю), который предстает как носитель исторически сложившихся эталонов»15.

Необходимо отметить, что самобытная региональная культура стала основой формирования самобытного традиционного танца. Белгородский регион содержит яркие формы южнорусского фольклора. Здесь бытуют, приуроченные к сезонным праздникам и земледельческому календарю, различные виды и жанры русской танцевальной культуры, такие как карагоды, танки, хороводы (с рушниками), Изучение структуры разнообразных танков, карагодов, их композиционных форм, выявляет тесную генетическую связь и приуроченность к различным периодам и датам крестьянского календаря, а также чрезвычайно развитую систему композиционных посторенний, отличающихся друг от друга оригинальными локальными чертами, стилем, лексикой, игровыми формами..

В Белгородском регионе «традиционный круговой танец имеет название «карагод», и означает «собраться вместе», «окарагодить» (окружить) кого-либо. Карагодное движение и игра невозможны были без определенной системы условных знаков коммуникации, способствующих развертыванию танцевального действия и

13 Там же, с. 46

14 Там же, с. 49.

15 Народная культура в современных условиях: учеб. Пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. Н. Г. Михайлова. М., 2000. С. 49.

взаимодействию всех его участников. Формирование такой системы общения было обусловлено бытовой формой народного танцевального творчества, тесно связанной с повседневной жизнью народа и его нуждами»16.

Также одной из популярных форм танца в Белгородском регионе является «танок» (ряд кольев, переплетенных вместе), который начинался с того, что участники двигались, взявшись за руки, обязательно под песню, перед этим став по обе стороны улицы. Двигаясь в таком положении, они старались обойти стоявших на пути людей. Таким образом, «танок» принимал разнообразные извилистые формы. Но если учесть, что линии танков двигались и с других улиц, то композиция, образующаяся в результате движения и взаимодействия всех линий, была каждый раз уникальной. Дойдя до назначенного места, участники «танка», начинали танцевать, пляска была импровизационной. Если в «танок» хотел войти новый участник, его сначала обходили «обвивали», и только потом он мог принять участие в «танке».

Как пример, удачной трансляции в современный социум, исконно бытовавшую традицию «вождения хороводов» (карагодов) и танков в регионе прошел Всероссийский фестиваль народной культуры «Узорный хоровод - Белгородская слобода» (г. Грайворон, Белгородская область), который явился не разовой акцией, а ежегодным форумом любителей славянской культуры, который проводится уже второй год подряд. Двадцать две хороводных «улицы» из девяти районов Белгородской области встретились, чтобы выстроить восемь фигур узорного орнамента. В его создании приняло участие более 5000 человек. Композиционные формы, такие как «кривой танок в две улицы», «кривой танок в три улицы», «танок в четыре улицы», «танок в пять улиц», «танок капустка», «танок в две капустки», «танок вилек», «танок-змейка» можно было увидеть во время общего движения. Таким образом, на фестивале происходит внедрение самобытных форм традиционной культуры в досуговую деятельность населения Белгородской области.

Также популяризация фольклорных обычаев, обрядов и праздников Белгородской области является приоритетной задачей Межрегионального фестиваля исторической реконструкции «Маланья», учредителем которого выступает департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области. Этот фестиваль проводится в четвертый раз, начиная с 2013 года. Он направлен на популяризацию и развитие фольклорных традиций, обычаев, обрядов, праздников Белгородской области, формирование интереса у молодежи к самобытной культуре области и национальным культурным традициям других регионов РФ. Участники фестиваля воссоздают в процессе невербального поведения традиционные композиционные формы самобытной танцевальной культуры области и других регионов России. Полученные творческие достижения помогают приобщению участников фестиваля к духовному наследию традиционной народной культуры регионов и России в целом.

В рамках II областного фестиваля науки, прошедшего 10 октября 2015 года на базе Белгородского государственного института искусств и культуры. Педагогами кафедры теории и методики хореографического искусства под научным руководством доктора искусствоведения, профессора О. Б. Буксиковой, были представлены научно-творческие результаты комплексного исследования по изучению традиционной танцевальной культуры Белгородского региона в форме мастер-класса «Путешествие в мир Белгородского танцевально-игрового искусства». Основное содержание

16 Буксикова О. Б., Амелина М.Н. Региональные и семантические аспекты традиционной танцевальной культуры Белгородчины // Наука. Культура. Искусство. Белгород: БГИИК. 2015. № 2. С. 50.

теоретической части составило анализ отдельных знаков и знаковых систем в культуре, которые исполняют роль идеальных образов и символов, проявляющиеся в ярких традиционных рисунках, орнаменте, характерных образах (животных, птиц), в разнообразной лексике, манере, стиле исполнения традиционного танцевально -игрового наследия Белгородского региона. В практической части мастер-класса с его участниками - учащимися общеобразовательных школ г. Белгорода, были разучены уникальные образцы танцевального наследия, которое хранит вековые знания, составляющие целостный совокупный опыт, транслируемый от поколения к поколению. Итогом мастер-класса явился творческий продукт, который заключался в освоении традиционной хороводной игры Белгородского региона «Золотые ворота». Участники с легкостью воспроизвели игру, зная не просто правила, но и ее смысловое содержание, прагматическую функцию, а также заложенные в ней ценностно-ориентированные нормы поведения, хранящиеся в этом уникальном образце традиционной танцевально - игровой культуры Белгородского региона.

В жизнь региона, благодаря содействию всех структур власти и Управления культуры Белгородской области, а также разработанным региональным нормативным документам, которые направленны на поддержку и регуляцию взаимоотношений социальной и экономической сфер жизни населения, постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные обряды, народные танцы и игры. На наш взгляд, именно с помощью различных жанров и видов региональной культуры, современное общество можно «повернуть» к истокам традиции, в которой заложена важнейшая информация о миропорядке и миропонимании, о гармонии с природой, о непреходящей ценности домашнего очага, и священном долге труда на родной земле. Поэтому, обращаясь, например, к русскому народному танцу, реконструируя его для новых социально-экономических условий, необходимо показать его генетическую связь между культурой прошлого и настоящего, воспитывая на его основе гармонично развитую личность. В национальном искусстве воплощены ценности и идеалы русского народа, его история, мировоззрение, менталитет, а в традиционной региональной культуре заложены механизмы передачи ценностного опыта для адаптации человека к стремительно изменяющейся социально-экономической среде. Стимулирование процесса экономического роста в регионе, тесно связанно с понятием «человеческий капитал», формирование которого невозможно, на наш взгляд, без опоры на региональную традиционную культуру, неразрывно связанную с жизнью человека, его бытом и праздником, а также такими ключевыми понятиями этноса, как «Дом», «Очаг», «Малая Родина».

Таким образом, в последние годы традиционная культура, транслируется в современном социокультурном пространстве региона в форме праздников и исторических реконструкций, ярмарок традиционного искусства, фестивалей народной культуры, а также дней села, районных подворьев и т. д. Приведенные выше формы поддержки и трансляции традиционной культуры, имеют большое значение для реализации адекватной национальной политики и, по нашему мнению, возвращают в досугово-бытовую сферу населения элементы региональной художественной культуры (народные промыслы, песни, танцы). Бережное отношение к своим исконным ценностям, глубокое междисциплинарное научное осмысление такого феномена как «региональная традиционная культура» поможет перевести ее из досугово - развлекательной сферы в образовательную, духовно - ценностную, что также, окажет положительное влияние на дальнейшее устойчивое развитие всего Белгородского региона.

Список литературы

1. Буксикова, О. Б., Амелина, М. Н. Развитие массовых культурных практик в Белгородском регионе / О. Б. Буксикова, м. Н. Амелина // Сборник статей Международной конференции «Современные модели развития культурных индустрий в регионах России». - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена. - 2014. -418 с.

2. Буксикова, О. Б., Амелина, М.Н. Региональные и семантические аспекты традиционной танцевальной культуры Белгородчины // Наука. Культура. Искусство. - Белгород: БГИИК. - 2015. - №

2. - 295 с.

3. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление [Электронный ресурс] / А. И. Гаврилов // Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 239 с. URL: http://vasilievaa.narod.ru/ru/stat_rab/book/Reg_ek_upr_Gavrilov/8-22.aspx.htm (дата обращения 15.09.2015)

4. Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] / Б. И. Кононенко. - М.: ООО «Издательство Вече 2000»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 512 с.

5. Кретинин, В.А., Бордяшов, Е.С. Теоретические аспекты устойчивого развития региона и критерии его оценки [Электронный ресурс] // Экономика региона. - 2007. - № 18 (дек.). URL: http://journal.vlsu.ru/ index.php?id=16 (дата обращения 15.09.2015)

6. Народная культура в современных условиях: учеб. Пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. Н. Г. Михайлова. - М., 2000. - 219 с.

7. Павликова, О.В. Устойчивое развитие региона: теоретические аспекты [Электронный ресурс] // URL: www.nvr-mgei.ru/pr/21/nauk/СТАТЬЯ.rtf. (дата обращения 10.09.2015)

8. Постановление Правительства Белгородской области от 25 февраля 2013 г. N 65-пп "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры Белгородской области (2013 - 2018 годы)" [Электронный ресурс] // URL: http://www.belkult.ru/assets/doc /65-pp_02-06-14.docx (дата обращения 10.09.2015)

9. Стратегия развития сферы культуры Белгородской области на 2013-2017 годы [Электронный ресурс] // URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:6SorAHk3G4kJ:old.belkult.ru/stat/File/Prikazy/563-pp_Strategiya.pdf+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения 15.09.2015)

10. Указ Президента РФ «О концепции перехода российской Федерации к устойчивому развитию» № 440 от 1 апреля 1996 г. // URL: http://docs.cntd.ru/document/9017665 (дата обращения 10.09.2015)

11. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с. [Электронный ресурс] // URL: http://www.alleng.ru/d/phil/phil009.htm (дата обращения 10.09.2015)

THE ROLE OF TRADITIONAL CULTURE IN THE SUSTAINABLE SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF THE BELGOROD REGION

O. B. Buksikova1), M. N. Amelina2)

1,2) Belgorod state Institute of arts and culture 1)e-mail: maria.amelina@bk.ru 2)e-mail: o.buksik@mail.ru

The article discusses the development of social and cultural sphere in the region against the background of economic indicators. The problem of sustainable development of the region lies in the fact that revealed the need to promote the process of economic growth is closely linked to the concept of "human capital", which is based on age-old traditional culture of the ethnic group. Culture in this context is seen as a spiritual and artistic power, which should contribute to the output of a new stage of sustainable socio-economic development of the Belgorod region.

Keywords: traditional culture, region, development, welfare sphere, dance of the Belgorod region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.