Амелина М.Н.
Доцент кафедры хореографического творчества. Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Буксикова о.Б.
Доктор искусствоведения, профессор кафедры хореографического творчества.
Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Танцевальная культура славянских народов: классификационные признаки*
Аннотация. статья посвящена рассмотрению классификации танца существующего в традиционных системах народной художественной культуры славянских народов. В ходе структурно-типологического анализа выделяются общие классификационные жанрово-ви-довые единицы, составляющие основу традиционных танцевальных культур славянских народов, такие как хоровод, пляска, танец.
Ключевые слова: танцевальная культура, культура славян, славянские народы, классификация, классификационные признаки, хоровод, пляска, танец.
Amelina M.N.
Associate Professor of the Department of Choreographic Creativity.
Belgorod State Institute of Arts and Culture.
Buksikova o.B.
Doctor of Art History, Professor of the Department of Choreographic Creativity. Belgorod State Institute of Arts and Culture.
Traditional dance culture of Russians in the south of Russia: basic research methods
Abstract. The article is devoted to the classification of dance existing in the traditional systems of folk art culture of the Slavic peoples. In the course of structural and typological analysis, common classification genre-specific units that form the basis of traditional dance cultures of Slavic peoples, such as round dance, dance, dance, are distinguished.
Key words: dance culture, culture of Slavs, Slavic peoples, classification, classification features, round dance, dance, dance.
Культура славянского мира мно- ски сложившиеся формы славянской гообразна и многослойна. историче- традиционной культуры имеют яркие
* © Амелина М.н., Буксикова о.Б., 2022.
Танцевальная культура славянских народов: классификационные признаки
устойчивые образцы, которые закреплены в памяти народов разных по своему этническому составу и одновременно объединенных крепкими родственными связями, которые нашли свое отражение в художественной культуре: музыке, танце, костюме и декоративно-прикладном творчестве.
М.с. Каган определяет, что «существует семь крупных цивилизаций, принципиально не схожих друг с другом, к которым относят западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую и латиноамериканскую» [6, с. 199]. славянская цивилизация, представлена множеством локальных этносов, которые отличаются друг от друга языком, историей, культурой, менталитетом, традициями. на первый взгляд эти различия весьма существенны, но мы до сих пор можем наблюдать и фиксировать присутствие схожих элементов и конструкций в творчестве славянских этносов, а также обобщать способы исполнения, выявляя функциональное назначение традиционных форм народного искусства, выработанных в течение многовековой истории формирования и развития славянской цивилизации.
Вопросами изучения, классификации фольклорных образцов славянской танцевальной культуры занимались исследователи-хореографы, такие как Т.с. Ткаченко [8], А.А. Климов [5], и.А. Моисеев [14], К.Ю. Василенко [2], Ю.М. Чурко [9] и др. исследователи в области традиционной народной культуры русских Юга России, такие как фольклорист-славист Т.А. Агапкина [1], этномузолог А.я. Руднева [7], исследователь народной художественной культуры Белгородчины М.с. Жиров [4] с позиции этнопедагогики, фольклорист и.и. Веретенников [3], музыковед-фольклорист В.М. Щуров [11], [12]
в своих работах рассматривали образцы традиционной танцевальной культуры русских Юга России и предлагали их классификацию, выделяя танец как один из основных видов народного художественного творчества. Работы данных исследователей носит в основном описательный характер, их основная заслуга в том, что они зафиксировали образцы традиционного танца, подробно рассмотрев их способы исполнения, и предприняли попытку классифицировать описанные формы, преобладающие в танцевальной культуре славян.
образцы самых устойчивых танцевальных форм (хороводы, пляски, кадрили, переплясы и т.д.), созданные на основе танцевального народного творчества славян, представляют собой уникальные, дошедшие до наших дней памятники духовной культуры славянского этноса, которые вобрали в себя ценностные ориентиры, закрепленные в знаково-символических конструкциях танца, сохранили нравственно-эстетические идеалы и свою национальную специфику.
По нашему мнению, анализ такого рода явлений (образцы) при помощи ряда методов: структурно-типологического метод позволит, изучить их основные способы исполнения, выявить содержание и принципы построения, а также исследовать схожие между собой формы танца, преобладающие в хореографической культуре славянских народов. Описательный метод будет способствовать выявлению общих стилистических черт и композиционных элементов в традиционной танцевальной культуре и даст возможность зафиксировать основные формы танца с архаичной солярной символикой, отражающие представления славян о мироустройстве и миропорядке.
среди классификаций, предложен-
ных вышеназванными авторами, на наш взгляд, наибольшее внимание заслуживают следующие концепт-классификаторы (типологические группировки). В работе В.М. Щурова «Жанры русского музыкального фольклора: история, бытование, музыкально-поэтические особенности» русская народная хореография кроме разделения на обрядовые и необрядовые формы и делится на жанры, такие как хороводы, пляски, танцы, и обладающие, смешанными жанровыми признаками (плясовые хороводы и игровые хороводы). Автор отмечает, что «русская народная хореография различается еще и по исторически сложившимся способам пластического проявления, подкрепленными соответствующим различным типами песенного либо инструментального сопровождения» [10, с. 99]. Также Щуров В.М. выделяет в жанровых категориях внутрижанровые группы, какие как
фигурные (орнаментальные) хороводы, сольные, парные пляски, перепляс, квадратные, линейные, круговые кадрили (см. Схему 1). Отмечая, что в южнорусской традиции вождения хороводов преобладают карагодные и таночные формы построения композиции, а также хороводы-шествия. Данная классификация выстраивается автором относительно классификации музыкального сопровождения в момент исполнения того или иного танца. Таким образом определенному музыкальному жанру, соответствует определенный хореографический жанр.
Необходимо сказать, что вопрос классификации русского народного танца достаточно хорошо разработан автором учебника «Основы русского народного танца» А.А. Климовым. В основе данной классификации лежит, также разделения танца на два основных жанра, таких как «хоровод и
Схема 1. Классификация русской народной хореографии по В.М. Щурову.
Схема 3. Классификация русского народного танца по А.В. Рудневой.
пляску» [5, с. 36], которые, в свою очередь, разделяются автором на «основные группы или виды орнаментальные и игровые хороводы, одиночную, парную, перепляс, массовый пляс, групповую пляску и кадриль» [5, с. 36]. (см. схему 2). А.А. Климов особо отмечает то, что в танцевальной культуре русско-украинское пограничья (Курская, Белгородская, южные районы Воронежской области) преобладают все жанры русского танца, однако кадрили и ланьсье, встречаются на данной территории достаточно редко. Также автор дает подробное описание танцевальных жанров русского народного танца с учетом их областных
Схема 2. Классификация русского народного танца по А.А. Климову.
особенностей исполнения, отмечая, что на юге преобладают хороводы-танки, таночные пляски, танки-шествия.
Рассматривая вопрос классификации русского народного танца, можно также обратиться к классификации, предложенной А.В. Рудневой, которая изучая танцевально-песенную культуру южнорусской традиции, предлагает деление на три жанровые группы: хороводы-игры, хороводы-пляски, пляски. (см. схему 3). Данное разделение, автор объясняет содержанием и функциями хороводных песен, которые основываются на игровых и плясовых элементах. Также А.В. Руднева отмечает бытование танков (танки-шествия, танки-пляски) и карагодов (большие, малые) [7, с. 95], которые в большей степени преобладают в южнорусской танцевальной традиции.
Т.с. Ткаченко рассматривая классификацию русского танца, выделяет три основные линии его развития: «хороводы, пляски импровизационного характера и танцы, имеющие определенную, точно установленную последовательность фигур» [8, с. 16]. наряду с описанием способов исполнения хороводов, в которых автор различает игровые и хороводы «в которых песня не разыгрывается в лицах, а служит
музыкальным сопровождением» [8, с. 16], плясок (одиночные, парные, массовые), разновидностью которых является перепляс и танцев (кадриль, ланце, метелица, танцы «Чижик», «Тимоня», «Толокуша» и. т.д.) (см. Схему 4) Т.С. Ткаченко выделяет областные особенности их бытования, приводя примеры юго-западных областей (Брянская, Орловская, Курская, Белгородская), где распространенной формой танца были «караходы», которые автор относит к массовым пляскам.
Также автор отмечает, что «русские танцы имеют много общего с танцами братских народов Украины и Белоруссии, сближает их наличие во всех трех танцевальных культурах хоровода, а также имеются в танцах этих народов сходные положения и движения рук, ряд однородных движений и ходов, как например переменный ход, притопы и присядки» [8, с. 18]. И действительно, сравнивая и сопоставляя танцевальные культуры трех этнических представителей славянского мира, таких как русские, украинцы и белорусы, можно четко увидеть схожесть в бытующих жанровых формах их наличии и способах исполнения.
На границе с Белоруссией и Украиной веками формировались этнические
зоны, прошедшие культурную ассимиляцию русско-белорусское пограничье (Брянская область и западные районы смоленской области) и русско-украинское пограничье (Курская, Белгородская, южные районы Воронежской области). В контексте нашего анализа, считаем необходимым привести классификации, разработанные авторами, которые занимались изучением танцевального народного творчества славянских народов. По нашему мнению это позволит выявить схожесть в основных формах танца и
Ю.М. Чурко предлагает следующую классификацию белорусского хореографического фольклора (см. схему 5). По мнению автора, существует три крупных жанра, такие как «хороводы, танцы и пляски, внутри которых, в свою очередь, происходит деление на группы или виды» [9, с. 12]. К первому жанру относятся «хороводные песни, игровые хороводы и хороводные танцы, ко второму жанру относятся: белорусские народные традиционные танцы (орнаментальные танцы, иллюстративно-изобразительные танцы), кадрили, польки, городские бытовые танцы» [9, с. 12].
Исследователь украинского народного танца В. Верховинец предложил
«I
с
Русский народный танец
Схема 4. Классификация русского народного танца по Т.С. Ткаченко.
Схема 5. Классификация белорусского хореографического фольклора по Ю.М. Чурко.
Белорусский хореогрзфичесий фольклор
Хороводные песни, Игровые хороводы. Хороводные танцы
Белорусские народные традиционные танцы
Пляски
Кадрили, Польки, Городские бытовые танцы
Орнаментальные танцы
Иллюстративно-изобразительные танцы
Схема 6. Классификация украинского народного танца по В. Верхо-винец.
Украинсний народный танец
классификацию, которая подразделяет данный вид художественного творчества на массовые, парные и сольные виды танцев (см. схему 6.). Также существует деление украинского танца по названию музыкального сопровождения (гопаки, казачки, польки, мазурки, кадрили).
Т.с. Ткаченко, рассматривая танцевальную культуру украинского этноса, выделяет два неотделимых понятия, такие как танец и игра, отмечая их приуроченность к различным временам года. Девичьи лирические игры «Веснянки» имели культово-обрядовое зна-
чение, посвящались солнцу, весне, пробуждению природы, и состояли из трех частей (сбор девушек, хоровод с плясками, расход девушек). «Центральным моментом «веснянок» был хоровод, построенный на медленных плавных движениях, девушки образовывали общий круг, а затем разбивали его на отдельные маленькие кружки, или шли змейкой» [8, с. 83]. Автор делает вывод, что хороводы, исполняемые на «веснянках» «по своему характеру близки русскому хороводу и, несомненно, однородны с ним по происхождению» [8, с. 83].
Можно отметить, что такой способ вождения хоровода характерен и для южнорусской традиции, «на Юге России хороводы имели стойкую сезонную приуроченность» [11, с. 108], а исполнение его на строго отведенном месте, также имеет отголоски самобытных архаичных обрядовых действ, связанных с космогоническими представлениями, на которых строились духовная и социальная жизнь этноса.
Автор К. Ю. Василенко, рассматривая историю развития украинского танца, выделяет следующие виды танцевального искусства среди которых хороводы, бытовые танцы и сюжетные танцы. Также автор различает два вида исполнения хороводов «хоровод как классическая форма синкретического народного искусства и хороводный танец с песней и музыкальным сопровождением» [2, с. 10-11]. Подробно дает описание бытовым и сюжетным танцам, где рассматривает основные движения, которые характерны конкретно для данного танца, (см. Схему 6).
Рассмотрев представленные классификации народного танца украинского и белорусского народов можно наглядно увидеть схожие танцы, которые имеют как общие название, вид, форму построения, так и движения. Тематика танцев, имеет, остыл как к ритуально-обрядовым практикам (хороводы, пляски), так и посвящена в основном трудовым процессам, проведению быта и увеселению. Можно также отметить наличие приуроченности исполнения того или иного образца танцевальной культуры славянских народов к сельскохозяйственному календарю, который строго регламентировал время, место, гендерный состав участников, а также формы осуществления всего действия, направленного на получение необходимых для выживания этноса благ.
Таким образом, на основе приведенных классификаций образцов славянской танцевальной культуры, наглядно видно, что в традиционном искусстве в его танцевальной традиции присутствуют родственные жанры, близкие
Украинский народный танец
Хороводы
Бытовые танцы
хоровод (как классическая форма синкретического народного искусства)
хороводный танец (с песней и музыкальным сопровождением)
Сюжетные танцы
Польки, коломейки, кадцрили, метелицы, думки, гопак
Трудовые сюжетные танцы
л
Танцы,в которых воспроизводите я явления природы, харэкткер, темперамент домашних животных, зверей, птиц
Танцы, в которых во с л рои э водится семейный быт, общественная
жизнь {лирические, шуточные)
Схема 6. Классификация украинского народного танца по КЮ. Василенко.
по групповому делению на виды. И несмотря на наличие различных локальных особенностей исполнения танцевальных образцов, их уникальных приемов музыкально-ритмического оформления и структурно-композиционных конструкций бытования, можно наблюдать схожие, повторяющиеся элементы движений, музыкальных мотивов, элементарные способы построения танца, а также синонимичность в некоторых названиях.
Практически в каждой танцевальной традиции славянских народов, как правило, преобладают хоровод, пляска и танец, круговые и линейные формы композиционного построения, групповые, массовые, парные и сольные, орнаментальные и игровые виды, образно-подражательные, изображающие трудовые процессы или же социально-бытовые ситуации, мужские и женские, взрослые и детские, отражающие природные и географические особенности проживания народа, обрядово-риту-альные танцы и танцы, носящие увеселительный характер.
References
[1] Agapkina T.A. Mythopoetic foundations of the Slavic folk calendar. Spring-summer cycle / T.A. Agapkin. - M.: "Indrik", 2002. 816 p.
[2] Vasilenko K.IO. Ukrainian dance / K.Yu. Vasi-lenko. - Kyiv, 1997. 282 p.
[3] Veretennikov I.I. South Russian Karagody I.I. Veretetsnikov. - Belgorod: Vezelitsa, 1993. 114 p.
[4] Zhirov M.S. Folk art culture of the Belgorod region / M.S. Zhirov. - Belgorod, 2000. 265 p.
[5] Klimov A.A. Fundamentals of Russian folk dance
/ A.A. Klimov. — M.: Iz-vo MGUKI, 2004. 320 p.
[6] Culturology: Textbook / Ed. Yu.N. Corned beef, M.S. Kagan. — M.: Higher education, 2005. 566 p.
[7] Rudneva A.V. Kursk tanks and Karagodas. - M .:
Soviet composer, 1975. 310 p.
[8] Tkachenko T.S. Folk dances: Bulgarian, Hungar-
ian, German, Polish, Romanian, Serbian and Croatian, Czech and Slovak / T.S. Tkachenko. — M.: Art, 1975. 351 p.
[9] Churko Yu.M. Belarusian choreographic folklore:
traditions and modernity / Yu.M. Churko; intro. Art. S.V. Gutkovskaya. - Minsk: Four quarters,
2016. 388 p.
[10] Shmeleva M.N. A Brief Essay on the Ethnic History of Russians // Ethnography of the Eastern Slavs: Essays on Traditional Culture. — M.: 1987. Р. 57-62.
[11] Shchurov V.M. South Russian song tradition / V.M. Shchurov. — M.: 1987. 304 p.
[12] Shchurov V.M. Genres of Russian musical folklore: History, existence, musical and poetic features / V.M. Shchurov. — M.: Muzyka, 2007. 400 p.
[13] Shchurov V.M. Moscow musical and ethnographic concerts of the 1960s - 1970s. // Traditional culture. 2004. № 2. Р. 34-36.
[14] I remember...: A life-long tour / Igor Moiseev. -3rd ed., corrected. and additional - M.: Consent,
2001. 225 p.
Список литературы
[1] Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы сла-
вянского народного календаря. Весенне-летний цикл / Т.А. Агапкина. — М.: «Индрик»,
2002. 816 с.
[2] Василенко К.Ю. Украинский танец / К.Ю. Ва-
силенко. — Киев, 1997. 282 с.
[3] Веретенников И.И. Южнорусские карагоды И.И. Веретецников. — Белгород: Везелица, 1993. 114 с.
[4] Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.с. Жиров. — Белгород, 2000. 265 с.
[5] Климов А.А. Основы русского народного танца /
А.А. Климов. — М.: Из-во МГУКИ, 2004. 320 с.
[6] Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Высшее образование, 2005. 566 с.
[7] Руднева А.В. Курские танки и карагоды. — М.:
Советский композитор, 1975. 310 с.
[8] Ткаченко Т.С. Народные танцы: болгарские, венгерские, немецкие, польские, румынские, сербские и хорватские, чешские и словацкие / Т.С. Ткаченко. — М.: Искусство, 1975. 351 с.
[9] Чурко Ю.М. Белорусский хореографический фольклор: традиции и современность / Ю.М. Чурко; вступ. ст. С.В. Гутковской. — Минск: Четыре четверти, 2016. 388 с.
[10] Шмелева М.Н. Краткий очерк этнической истории русских // Этнография восточных славян: очерки традиционной культуры. — М.: 1987. С. 57-62.
[11] Щуров В. М. Южнорусская песенная традиция / В.М. Щуров. — М.: 1987. 304 с.
[12] Щуров В.М. Жанры русского музыкального фольклора: История, бытование, музыкально-поэтические особенности / В.М. Щуров. — М.: Музыка, 2007. 400 с.
[13] Щуров В.М. Московские музыкально-этнографические концерты 1960-х - 1970-х гг. // Традиционная культура. 2004. № 2. С. 34-36.
[14] Я вспоминаю. : Гастроль длиною в жизнь / Игорь Моисеев. - 3. изд., испр. и доп. - М. : Согласие, 2001. 225 с.