НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Вячеслав Николаевич НИЛОВ,
доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, Москва, Россия
e-mail: ihorao.dance@yandex.ru
В предлагаемой статье представлены отдельные экспедиционные материалы 2004-2005 годов исследователей из Московского государственного института культуры, Государственного Республиканского центра русского фольклора и других организаций. Автор предлагает классификацию русского народного хореографического искусства (традиционная хореография (фольклор) и народно-сценическое хореографическое искусство), которое, в свою очередь, делится на профессиональное и самодеятельное (любительское) хореографическое искусство; рассматривает значение русской традиционной хореографии (фольклора) Муромского края и Владимирского края; приводит примеры классификации хороводов (круговые и линейные; орнаментальные, игровые и плясовые), плясок (одиночная, парная, групповая, массовая и т.д.), кадрилей (линейные, квадратные, круговые и смешанные) и бытовых танцев (парно-групповые и т.д.); подчёркивает значимость изучения, классификации и популяризации русского народного хореографического искусства для сохранения, развития и возрождения народных традиций.
Ключевые слова: русская традиционная хореография (фольклор), русское народно-сценическое хореографическое искусство, профессиональное и самодеятельное (любительское), хороводы и пляски, кадрили и бытовые танцы.
TO THE PROBLEM OF RESEARCH THE RUSSIAN FOLK CHOREOGRAPHIC ART
Vyacheslav N. Nilov, Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Leading Researcher of the Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
e-mail: ihorao.dance@yandex.ru
The proposed article presents individual forwarding materials of 2004-2005 years which were made by researchers from the Moscow State Institute of Culture, the State Republican Center of Russian folklore, etc. The author proposes a classification of Russian folk choreographic art (traditional choreography (folklore) and stage choreography), which in turn is divided into professional and amateur choreography; considers the value of Russian traditional choreography (folklore) in Murom region and Vladimir region; gives examples of classification of round dances (circular and linear; ornamental, gaming and dancing), dances (single, pair dances, group,
mass, etc.), quadrilles (linear, square, circular and mixed) and household dancing (paired-group, etc.); stresses the importance of the study, classification and popularize Russian folk choreographic art for conservation, development and revival of national traditions.
Key words: Russian traditional choreography (folklore), Russian folk stage choreographic art, professional and amateur, round dances and dance, quadrilles and household dances.
Русское народное хореографическое искусство имеет глубокую историю. Зародившееся в далёкой древности, это искусство неразрывно связано с художественной, коллективно-творческой деятельностью народа, символизирует и воплощает характер русского человека, национальные традиции, эстетические идеалы [5, 9, 10 и др.]. Приступая к классификации русского народного хореографического искусства, рассмотрим русскую традиционную хореографию (фольклор). Первая классификация русского народного танцевального творчества сделана К. Я Голейзовским в книге «Образы русской народной хореографии», где русская народная хореография делится на хороводы и пляски [3]. Хороводы разделены по временам года на весенние («мартовские», «радуницкие», «георгиевские», «никольские» и «троицкие») и летние («всесвятские», «ивановские», («купален-ские»), «петровские», «пятницкие», «ильинские» и «успенские»). На зимних праздниках исполнялись хороводные игры, которые предлагается делить на «коляду и масленицу». Пляски представлены большим количеством деревенских и городских, а также плясками из былин, сказок и т.д. [3, с. 118, 123].
А. А. Климов в своей книге «Основы русского народного танца» даёт развёрнутую классификацию русского танца: «Русский народный танец делится на два основных жанра - хороводы и пляски, которые, в свою очередь, состоят из различных видов. В жанре хороводов различают два вида - орнаментальные и игровые хороводы. Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов - одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска и т.д. - так из видов, сложившихся в более позднее время -кадриль, лансье, полька и др.» [4, с. 36-37]. В монографии «Белорусский народный танец» Ю. М. Чурко даёт классификацию народного танца: «Всё белорусское народное хореографическое искусство мы делим на три жанра: хороводы, пляски и танцы, внутри жанров существуют группы и виды. В хороводах - хороводные песни, игровые хороводы и хороводные пляски. В танцах - традиционные белорусские народные танцы, кадрили, польки, городские бытовые и бальные танцы» [11, с. 12-15, 173].
Придерживаясь классификации К. Я. Голейзовского, А. А. Климова и Ю. М. Чурко, автор данной статьи классифицирует всё народное хореографическое искусство русского народа на традиционную хореографию
(фольклор) и народно-сценическое хореографическое искусство. Русскую традиционную хореографию (фольклор), в свою очередь, целесообразно подразделить на формы и виды. Хороводы своими корнями уходят в глубокую старину и делятся на круговые и линейные, а внутри - на орнаментальные, игровые и плясовые. Пляски, вышедшие из хороводов, более разнообразны и их можно разделить по видам на одиночные, парные, групповые и массовые, которые, в свою очередь, входят в обряды и ритуалы русского народа.
Следующий жанр русской традиционной хореографии - танец - сложился в более позднее время и делится на три вида: кадрили, лансье и бытовые «парно-круговые» танцы. Кадрили, в свою очередь, классифицируются по форме на линейные, квадратные, круговые и смешанные. Особенно хотелось бы отметить форму «кадрильной пляски», основы которой строились как кадриль, но «разрушались» пляской. Иногда кадриль сопровождалась частушками и в ней не было строгого построения фигур (колен). Бытовые («бальные») танцы исполняются всегда по кругу парами и состоят из нескольких (одной, двух, трёх и более) частей (фигур, колен), которые заканчиваются всегда поворотами в паре.
Исследуя различные виды народного искусства (в словесном, изобразительном, музыкальном и хореографическом), известный этнограф, фольклорист и литературовед П. Г. Богатырёв приходит к выводу, что «отдельные виды народного искусства органически связаны между собой и составляют единое целое, единую художественную структуру» [1, с. 430]. Опираясь на выводы П. Г. Богатырёва, классификацию русской традиционной хореографии (фольклора) необходимо рассматривать в теснейшей взаимосвязи со словесным, музыкальным и изобразительным искусством в обрядах и ритуалах русского народа.
В контексте предложенной классификации русского народного хореографического искусства рассмотрим понятия «пляска» и «танец». Если в народно-сценическом хореографическом искусстве эти два понятия сливаются в одно, являясь синонимами, и выстраиваются в соответствии с драматургическими законами построения хореографического произведения («экспозиция, «завязка», «развитие действия», «кульминация», «развязка»), то в традиционной хореографической культуре «пляска» и «танец» имеют разные значения. Пляска возникла в глубокой древности и имела импровизационную основу, как и хоровод. Танец же пришёл в Россию как канонизированные авторские танцы, созданные зарубежными хореографами [8, с. 9-10].
В. Н. Всеволодский-Гернгросс, рассматривая крестьянские пляски и танцы, считал танец разновидностью театрального искусства: «Танцем я называю светскую, городскую разновидность, или вымышленную индивидуальными танцмейстерами, или хотя и имеющую этнографический
корень, но утерявшую его». А пляской исследователь называет «органически созданную этнографическую разновидность, бытующую в народной толще (без вмешательства в него профессиональных хореографов)» [2, с. 234, 237]. Такие исследователи, как Э. А. Королёва, А. С. Фомин, В. Г Мальми, Г. Ф. Богданов подтверждают это разделение в традиционной хореографической культуре, а А. А. Климов и Ю. М. Чурко закрепляют эти два понятия («танец» и «пляска») в своих классификациях [4; 11 и другие].
Рассмотрим русскую традиционную хореографию (фольклор) на примере русской традиционной хореографии Муромского края, которая представлена различными жанрами народного танцевального творчества: хороводами и плясками, кадрилями и бытовыми танцами. Хороводы -самый распространённый вид русского хореографического искусства, уходит глубоко своими корнями в традиционную культуру русского народа. Фольклористами, этнографами, хореографами и исследователями традиционной культуры русского народа посвящено много работ этому направлению традиционной хореографии [см.: 1; 2; 3; 6; 8 и другие].
Экспедициями кафедры хореографии Московского государственного института культуры, Государственного республиканского центра русского фольклора, Всероссийского хорового общества зафиксировано и описано большое количество хороводов. Например, экспедиция Государственного республиканского центра русского фольклора (далее - ГРЦРФ) по сбору русского хореографического фольклора в Муромском районе проводилась с 24 июня по 6 июля 2004 года; экспедиция отдела хореографии ГРЦРФ проводилась с 16 по 26 июля 2005 года, в состав группы входили зав. отделом хореографии В. Н. Нилов, старший научный сотрудник Т. Б. Бадмае-ва и студенты-практиканты Московского государственного университета культуры и искусств А. Голосова, А. Грибута, Ю. Демьянова, М. Николаева, Е. Шишкина.
Приведём примеры игровых хороводов: «По загороду гулял царевич - королевич» и «Хожу ли я, гуляю вдоль по хороводу» и другие. Хоровод-игра в двух вариантах: «Два молодца лужком шли...», в котором водили все желающие, и второй «Две барышни лужком шли.», который исполнялся только девушками. Хоровод «Вдоль да по речке, вдоль да по широкой.» разыгрывался исполнителями по содержанию песни и был широко известен. Интересен для исследователей наборный хоровод «Репей» линейного построения, который исполнялся только в престольный праздник. Исполнители выстраивались в две линии и, взявшись за платочки, шли по селу. Начинался хоровод с пения: сначала одна линия, затем она останавливалась, а к ней с песней подходила другая линия. В селе Панфи-лово Муромского района был зафиксирован лирический хоровод «Я полю, полю капустеньку, в саду беленькую.»; в игровом хороводе «Из-за леса,
леса тёмного, ой ли, ой да люли...» двое молодцев разыгрывали сюжетную основу песни (экспедиция МГИК, 1973). В игровом хороводе «Долина, долинушка, раздолье широкое...» разыгрывалась сюжетная основа песни («Дитинушку сватали вначале за купеческую дочку, а затем выдали за крестьянскую доченьку»).
Плясовой хоровод «Травы мои травы, травы муровые, цветочки алые.» перерастал в круговую пляску «Круженец». Записана пляска со слов Семёновой Анны Трофимовны. Пляска имела шесть фигур, исполнялась под плясовые народные мелодии (какие именно установить не удалось); по словам Анны Трофимовны, «раньше для каждой фигуры была своя мелодия, как в кадрили, но теперь об этом забыли и исполняют пляску под один мотив». Смысл названия пляски «Круженец» ныне утерян, основное положение пляски - круг.
Вторым самым распространённым и устойчивым жанром русской традиционной хореографии является пляска (одиночная, парная, групповая, массовая) и «пляска под частушку». Последний жанр народного танцевального творчества охватывает весь регион Муромского края и довольно хорошо сохранился, но пока ещё недостаточно изучен. «Пляска под частушку» исполнялась под игру на губах, под расчёску, под шумовые инструменты (трещотки, ложки, вальки и даже заслонку от печи т.д.), позднее - под гармонь или балалайку, иногда исполнялась под частушки без какого-либо сопровождения. «Частушка - самая гибкая и подвижная форма современного народного песенного творчества», - пишет в своей работе Н. Л. Котикова. «Она немедленно откликается на все значительные явления жизни. Всё, чем живет народ, - от крупнейших исторических событий до глубоких личных чувств, - как в зеркале отражается в частушке» [7, с. 3].
Во второй половине XIX века (на основе местных традиций плясовых и шуточных песен. - Прим. автора) формируется новый своеобразный жанр русской песни - «частушки» и «страдания», которые впоследствии стали сопровождаться пляской. А. А. Климов в книге «Основы русского народного танца» даёт описание этому направлению: «короткие, в основном быстрые песенки-частушки, или, как их называют в различных областях России, "коротушки", "туртушки", "повертушки", "тараторки", "прибаски" и т.д., медленные попевки-страдания привнесли с собой новые ритмические напевы - острые плясовые и своеобразные плавные» [4, с. 36-37, 110].
В свою очередь, «пляски под частушки» можно разделить на одиночные пляски под частушку (как мужскую, так и женскую); парные пляски под частушки (пляшет девушка и юноша в паре, женскую или мужскую парную пляску); переплясы под частушки (пляска как соревнование двух молодых мужчин или женщин); массовые пляски под частушку (пляшут все желаю-
щие одновременно) и групповые пляски под частушку (пляска с определённым числом участников и имеющая установленное построение).
«Пляски под частушки начинались с выхода гармониста, обычно приглашённого двумя-тремя девушками», - рассказывает Зинаида Ивановна Грязнова. «Вместе они двигались по центральной улице села (деревни), отовсюду к ним подходили девчата и ребята. Они выстраивались за гармонистом в две, три, четыре и более линий (по два-три человека, иногда по четыре-пять человек в линии. - Прим. автора), ребята всегда шли за девчатами». «Все двигались за гармонистом и пели частушки, - говорит Наталья Александровна Короткова, - пели по очереди, иногда первыми начинали петь парни. Парням отвечали девчата. Иногда останавливались у какого-нибудь дома, пели частушки и подтанцовывали, приглашая выйти парня или девушку».
В результате исследований удалось зафиксировать практически весь комплекс этого жанра народного танцевального творчества, который начинался с «Сармача» (сбор девчат и ребят по деревне под гармошку с пением и плясками. - Прим. автора), а с приходом на условленное место всей «кампанией» исполнялись пляски под частушки («Сашоночка», «Комсомо-лочка», «Цыганочка», «Русского»). По воспоминаниям Данилиной Натальи Петровны, «пока все не собрались, танцевали сольные или парные пляски», порядок исполнения плясок был произвольным, «по желанию». Были также зафиксированы сольные пляски, как мужские, так и женские, парные, а иногда и групповые («Семеновна», «Елецкого», «Бешеного»).
Исполнялись эти разновидности плясок летом за деревней (селом) в специально отведённом месте; зимой - на «вечёрках» в избах, специально для этого подобранных, а также на свадьбах, проводах в армию, праздниках и торжествах. Хороводы и пляски в своей основе имели импровизационное построение, основанное на индивидуальном и коллективном народном танцевальном творчестве. Танец, как отмечено выше, является канонизированным и упорядоченный жанром бытовой хореографии, к которой относятся кадрили и бытовые танцы.
Распространённым направлением русской традиционной хореографии, сложным по построению и исполнению, были разнообразные виды кадрилей. Вплоть до 50-60-х годов ХХ века кадрили были самым любимым видом народного творчества Владимирской области. «Губцевская кадриль», «Синеборская кадриль», «Ковровская кадриль», «Колычевская кадриль», «Красногорская кадриль», «Малолучинская кадриль», «Марьинская кадриль», «Никологорская кадриль», а также тематические «Ма-шокская церемония», «Машокские проходные гуляния», «Кишлевская метелица» и другие.
Почти каждый район Владимирской области, и даже отдельные сёла и деревни, имели свои отличительные черты, рисунок, манеру исполне-
ния кадрили. В ходе экспедиций были зафиксированы «Карачаровская кадриль» и «Кадрильная пляска» под частушечные наигрыши с. Карачарово, «Панфиловская кадриль» в с. Панфилово и «Кадрильная пляска» под частушечные наигрыши в д. Мишино Муромского края. В настоящее время исполнителей этих кадрилей уже нет, а оставшиеся очевидцы исполнения в лучшем случае могут описать два-три колена (фигуры) кадрили. С показом дело обстоит намного сложнее, поскольку для этого необходимо, чтобы было хотя бы две, а лучше четыре пары информаторов, которые исполняли бы этот танец, чтобы показать лексику и рисунок танца, а также необходим гармонист, который знал бы мелодии колен (фигур) и порядок их исполнения.
Более современным видом русской традиционной хореографии Муромского края и самым массовым являются бытовые танцы («парно-групповые» или «бальные»), которые зафиксированы во всех материалах упомянутых ранее экспедиций. Так, зафиксированы и записаны различные варианты «Вальса», «Польки», «Краковяка», «Падеспани», «Тустепа» и других бытовых танцев, которые исполнялись парами по кругу без хореографической подготовки по шестой «бытовой» позиции. «Танцевать учили старшие, - говорит Потапова Татьяна Фёдоровна из с. Иваньково, - когда движения были выучены, просили у старших разрешения танцевать вместе со всеми». Записанные исследователями танцы - «Краковяк», «Падеспань», «Карапет» - исполнялись в сопровождении текста («русский, немец и поляк танцевали краковяк.», «падеспаньчик красивенький мальчик.» и «карапет мой бедный, почему ты бледный, оттого я бледный, потому что бедный». - Прим. автора).
Бытовые танцы, такие как «Располным полна моя коробочка», «Светит месяц, светит ясный», «Ах, вы сени мои сени», «Уж ты сад, ты мой сад», «Во саду ли, во городе» и другие, исполнялись в сопровождении песни. А в большинстве случаев - в сопровождении гармошки, реже под балалайку, позднее под патефон и магнитофон. «Учились танцевать у старших возле клуба, - говорит Мусина Екатерина Кузьминична из с. Панфилова, - а когда научились исполнять все танцы без ошибок, просили у старших разрешение танцевать в клубе со всеми вместе».
Результаты проведённых исследований, конечно, не исчерпываются только лишь представленными материалами. Тем не менее предлагаемая классификация, приведённые примеры изустной передачи со всей очевидностью показывают, насколько важно и необходимо продолжать исследования в данном направлении для того, чтобы донести не только современникам, но и будущим поколениям нашей страны обобщённое представление исторического прошлого на основе русского народного хореографического искусства во имя сохранения, развития и возрождения народных традиций.
Литература
1. Богатырев П. Г К вопросу о сравнительном изучении народного словесного, изобразительного и хореографического искусства у славян // Вопросы теории народного искусства. - Москва : Искусство, 1971. - 544 с.
2. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Крестьянский танец // Искусство Севера : в 2 томах. - Ленинград : Academia, 1927-1928. - Том 2 : Пинежско-Мезенская экспедиция. - 1928. - 250 с.
3. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии / [общая ред. и послесл. М. Левина]. - Москва : Искусство, 1964. - 368 с.
4. Климов А. А. Основы русского народного танца: [учебник для вузов искусств и культуры]. - [2-е изд., испр. и доп.]. - Москва : Изд-во Московского государственного института культуры, 1994. - 318 с.
5. Мурашко М. П. Формы русского танца. - Москва : Издательский дом «Один из лучших», 2006 - Кн. 1 : Пляска, ч. 1. - 2006. - 122, [1] с.
6. Нилов В. Н. Народная хореография // Традиционная культура Муромского края : экспедиционные, архивные, аналитические материалы : научное издание : [в 2 томах] / Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Гос. респ. центр русского фольклора, Департамент по культуре администрации Владимирской обл., Владимирский обл. центр нар. творчества, Упр. культуры администрации окр. Муром ; [авт. проекта и сост. А. С. Каргин]. - Москва : Гос. респ. центр русского фольклора, 2008-. - Т. 2. - 2008. - 478, [1] с.
7. Русские частушки, страдания, припевки / сост. Н. Л. Котикова. - Ленинград : Госмузиздат, 1961.
8. Уральская В. И., Соколовский Ю. Е. Народная хореография. - Москва : Искусство, 1972. - 72 с. : ил.
9. Устинова Т. А. Беречь красоту русского танца. - Москва : Молодая гвардия, 1959. - 112 с.
10. Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы / [вступ. ст. В. Уральской]. - Москва : Искусство : Реклам.-изд. центр «САМПО», 1996. - 592, [1] с.
11. Чурко Ю. М. Белорусский народный танец : Историко-теоретический очерк / [предисл. Н. Эльяша] ; Институт искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР. Белорусская государственная консерватория имени А. В. Луначарского. - Минск : Наука и техника, 1972. - 194 с.