Н.А. ЕРМАК (Новочеркасск)
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ГЕРОНТООБРАЗОВАНИИ
Дан анализ нового научно-практического направления современного образования — геронтообразования (образование пожилых людей). Автор рассматривает научнотеоретические основы педагогической поддержки пожилых людей в ключе культурологического личностно ориентированного подхода в педагогике.
Геронтообразование - новое научнопрактическое направление современного образования, переживающее период своего становления. Термин «геронтообразование» (geron - пожилой человек) появился в науке недавно. В 2004 г. он был предложен в качестве российского эквивалента понятия «образование пожилых» первым в России ученым, защитившим диссертацию по проблемам образовательной работы с пожилыми людьми, кандидатом социологических наук Т.М. Коно-ныгиной [1]. В результате тенденции к увеличению в обществе доли лиц старшего возраста образование пожилых людей во всем мире приобретает все большую актуальность. В России треть граждан относится к людям «третьего возраста». За рубежом интерес к развитию сферы образования для пожилых возник еще в середине прошлого века. В нашей стране геронтообразование именно как образовательная, а не социальная или культурно-досуговая деятельность стало делать первые шаги с 1996 г., когда на базе сохранившихся организаций общества «Знание» в Орле, Омске, Каменск-Ураль-ске, Кирове, Красноярске, Твери и Челябинске стали организовываться первые университеты «третьего возраста». В Южном федеральном округе осваивать различные направления обучения пожилых людей начали с 2000 г. в Астрахани, Волгограде, Ставрополе и Новочеркасске. В г. Волгограде с 2000-го по 2004 г. на базе общества «Знание» более 150 пожилых слушателей прошли обучение по программам «Право», «Здоровье», «Сад-огород».
В Ростовской области образовательной работой с пожилыми людьми первой стала заниматься общественная некоммерческая организация «Женская палитра» в г. Новочеркасске. Организация имеет большой опыт творческого взаимодействия с пожилыми людьми. Так, среди ее членов примерно половина -женщины «золотого возраста». Обучать пожилых людей навыкам рисования и декоративно-прикладного творчества в организации начали по проектам «Разбудите в себе художника» (2004 г.) и «Золотые руки - Новочеркасску» (2005 г.). Первый проект «Разбудите в себе художника» был направлен на то, чтобы разбудить творческое начало в каждом пожилом человеке, который выразит к тому желание, и с помощью искусства внести в его жизнь новые смыслы, чувства, желания и возможности. Средний возраст людей, впервые взявших в руки кисть и карандаш, - 65 лет, а самой старшей из них, Ларисе Михайловне, 77 лет. Проект «Золотые руки - Новочеркасску» позволил расширить виды творческой деятельности и обучать пожилых людей различным навыкам декоративно-прикладного творчества (декоративная роспись, вязание, шитье, лоскутный коллаж).
На основе опыта обучения пожилых людей навыкам творческой деятельности мы пришли к мнению, что главное в геронтообразовании - это повышение качества жизни людей старшего возраста через расширение их возможностей в творческой реализации. Мы пришли к выводу, что обучение пожилых людей осуществляется в русле личностно ориентированного культурологического подхода, разработанного доктором педагогических наук, академиком РАО Е.В. Бондаревс-кой. В XXI в. педагогика вернулась «к своей первооснове, к своему главному предмету - человеку» [2: 8]. В геронтообразовании это можно увидеть очень отчетливо. В эпицентре создаваемого образовательного пространства находится пожилой человек, который при педагогической поддержке активно это пространство творит. Можно даже сказать, что образовательное пространство выступает в данном случае как результат творческого акта, осуществляемого в контексте
© Ермак Н.А., 2008
культурного процесса. Все компоненты создаваемого таким образом образовательного пространства отвечают интересам человека, «служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию» [2: 59]. К компонентам, позволяющим рассматривать геронтообразование в культурологическом ключе личностно ориентированного подхода, можно отнести следующие: отношение к обучаемому как к субъекту жизни, способному к развитию, саморазвитию и самоизмене-нию; отношение к процессу обучения как к культурному процессу, движущими силами которого выступают интересы, потребности, склонности - все то, что в личностно ориентированном образовании носит название «личные смыслы» [2]; посредническая миссия педагога, заключающаяся в педагогической поддержке индивидуального развития личности через вхождение и самоидентификацию обучаемого в мире культурных ценностей; отношение к участникам геронтообразовательного процесса (педагогу и обучаемым) как к равноправным партнерам, сотрудникам и сотворцам образовательного пространства.
Геронтообразование - это свободный процесс индивидуально-личностного развития человека в культурологическом образовательном пространстве. Гениальный ученый-педагог Я.А. Коменский отмечает, что «каждый возраст предназначен для учения» [3: 196]. В произведении «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» он пишет о том, что все, кому суждено родиться, независимо от возраста, в том числе и старики, должны учиться. Он говорит о необходимости создания школ для пожилых людей, где они бы могли учиться, иметь наставников, посещать уроки и выполнять задания, «чтобы для стариков продолжение жизни было бы продвижением вперед» (Там же). Принцип приро-досообразности по своей значимости для геронтообразования является основополагающим, поскольку процесс обучения должен строиться в максимальном соответствии с природными психофизиологическими особенностями людей старшего возраста и способствовать как сохранению здоровья, так и повышению резервных возможностей саморегуляции организма.
Следующим важным принципом геронтообразования является принцип культуросообразности. Он дает пожилому человеку шанс «не скатиться» до уровня природного биологического индивида, а развивать себя как личность, быть и оставаться человеком культуры, ориентированным не на жизнеугасание, а на жизнетворчество. Творчество, в широком понимании, реализуясь во всех составляющих жизни человека (досуге, общении, быту), преобразует саму жизнь, придает ей новые смыслы, содержательно изменяет ее качество. Образование в пожилом возрасте должно строиться исключительно на принципе индивидуальноличностного подхода. Так, кандидат педагогических наук О.В. Агапова считает, что одна из главных задач подготовки педагогов, обучающих пожилых, заключается в том, чтобы «’’приблизить” специалистов к проблемам пожилых людей, научить смотреть на них “другими глазами” - не как на “объект” воздействия, подопечных, нуждающихся в опеке, а видеть в них равноправных партнеров» [4: 31]. Касаясь проблем геронтообразования, она пишет о том, что пожилой человек - основная ценность и субъект образования. В образовательном процессе он выступает как активный субъект, анализируя свои потребности, трудности и возможности. Именно они служат главными ориентирами построения образовательной деятельности с пожилыми людьми. Обращаясь к задачам педагогической деятельности в контексте индивидуально-личностного подхода, Е.В. Бондарев-ская главной задачей считает формирование индивидуальности личности, «создание условий для развития ее творческого потенциала» [2: 79]. При решении этой задачи необходимо помнить, что у каждой личности, тем более достигшей почтенного возраста, имеется свой индивидуальный жизненный опыт, который играет весьма значимую роль в раскрытии индивидуальности пожилого человека. О.В. Агапова называет его «ресурсом» образования.
Большой популярностью в геронтообразовании как за рубежом, так и у нас пользуется биографический метод работы с пожилыми, т. е. использование в процессе обучения индивидуальной био-
графии каждого. Являясь органичной составляющей индивидуально-личностного подхода в геронтообразовании, биографический метод работы с воспоминаниями дает человеку возможность оценить свой жизненный опыт с позиции современного изменившегося общества, научиться принимать эти изменения и изменяться самому, находя компромиссы между ожиданиями прошлого и состоявшимся настоящим. А геронтообразование призвано осуществить педагогическую поддержку так, чтобы эти изменения носили конструктивный характер индивидуально-личностного развития.
Основу научной теории педагогической поддержки составляют труды многих выдающихся и признанных ученых ХХ в. Однако применительно к геронтообразованию нам ближе всего оказались научные педагогические концепции О.С. Газмана, Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневича.
Развивая концепцию педагогики свободы и педагогической поддержки чле-на-корреспондента РАО, доктора педагогических наук О.С. Газмана в русле геронтообразования, мы пришли к заключению, что педагогика свободы предлагает педагогическую поддержку в обретении пожилым человеком новых смыслов собственного жизнетворчества, которое невозможно без умения конструктивно пользоваться свободой пожилого возраста. Обретение личностью свободоспо-собности осуществляется посредством гармоничного сочетания свободного времени с жизненным опытом (оставшимися позади психологическими барьерами, страхами, комплексами и аналогичными психоэмоциональными переживаниями, которые составляют суть субъективноличностных препятствий). Е.В. Бондарев-ская и С.В. Кульневич считают, что «в успешном преодолении препятствий реализуется феномен борьбы “Я” - реального и “Я” - идеального, что приводит личность к саморазвитию и самоопределению, которые вновь нуждаются в поддержке» [5: 394]. Содержание личностной педагогической поддержки состоит в преодолении субъективно-личностных Я-препятствий. В пожилом возрасте субъективные Я-препятствия личности приходится преодолевать в столкновении со стереотипами во взглядах общества на
пожилой возраст, на положение пожилого человека в обществе и приемлемые формы поведения в этом возрасте. Вот лишь некоторые из них: выходя на пенсию, пожилой человек теряет свою социально значимую роль в обществе и в качестве приемлемых форм поведения ему остается исполнять роли дедушки (бабушки), больного, пенсионера; пожилой возраст - это время неизбежных болезней, немощи и ненужности ни себе, ни людям; а что касается участия пожилого человека в образовании, то это нонсенс — пожилой человек, в силу возрастных психофизиологических изменений, не способен к обучению. С трудностями в преодолении стереотипов сильная личность, безусловно, может справиться и самостоятельно, но в любом случае от человека потребуется дополнительное напряжение моральных, эмоциональных и волевых сил. Подчиниться общему потоку легче, ходить по больницам, выискивая реальные и мнимые болезни, социально приемлемо, и потребности в самосохранении и безопасности такое поведение отвечает. Но как быть с другими потребностями? Вряд ли обилие болезней сможет принести человеку любовь, признание и уважение со стороны окружающих. Педагогическая поддержка в подобной ситуации будет заключаться в раскрытии мотивации конкретного человека, в осмыслении им сути того, что он может получить, преодолевая трудности, а не плывя по течению. Так, болезнь часто выступает проявлением внутренней неудовлетворенности человека собой или какой-либо стороной своей жизни. Получая удовлетворение от обучения, человек часто забывает о своей болезни. Как сказала одна из наших 75-летних учениц: «Некогда болеть - рисовать надо». Наша личная практика обучения пожилых показала, что рисование, несмотря на то, что это, на первый взгляд, индивидуальный процесс, не только способствует развитию творческих способностей, но и позволяет преодолевать психолого-коммуника-тивные трудности, стимулируя общительность. Обретенная в ходе занятий рисованием психологическая уверенность позволила двум нашим ученицам, несмотря на скромные вокальные данные, петь перед своими ровесницами, многие из
которых обучению предпочитают игру в карты и домино. Одна из слушательниц тихо сказала: «У меня голос не хуже, а выйти и спеть я не могу, стесняюсь». Часто за психическими и коммуникативными трудностями пожилого человека стоит низкая самооценка. Помогая ему повысить самооценку, мы тем самым способствуем совместному преодолению и психических, и физиологических проблем, поскольку, как установили ученые, психические процессы тесно связаны с физиологическими.
Стоя на позициях известных ученых, мы можем сказать, что в содержание педагогической поддержки в геронтообразовании входит совместное с пожилыми людьми определение их образовательных и личных целей, интересов, мотивов, возможностей и создание условий для решения объективных и субъективно-личностных препятствий, включая проблемы позитивного индивидуально-личностного развития.
Геронтообразование является одним из новых направлений развития культурологической личностно ориентированной концепции педагогической науки. В сфере современного образования взрослых все отчетливее выделяется геронтологическая составляющая. Переход с 1 сентября 2007 г. российского образования на многоуровневую систему позволяет геронтообразованию занять место одного из структурных завершающих уровней государственного непрерывного образования, в результате чего образование пожилых людей станет централизованной государственно-общественной структурой, которая будет основана на гармоничном сочетании государственной, педагогической, социальной и общественной поддержки людей старшего возраста. Успешный пример такого структурного функционирования представляют Тюменский государственный нефтегазовый университет, Дальневосточный и Новосибирский государственные технические университеты, где работают специальные факультеты для пожилых. В апреле 2002 г. на Второй Всемирной Ассамблее по проблемам старения наше государство подписалось под Мадридским международным договором, предусматривающим осуществление международного плана дей-
ствий по проблемам старения. Одними из центральных направлений обозначенного плана являются развитие индивидуальных способностей, реализация творческого потенциала и обеспечение благосостояния на протяжении всей жизни, в том числе в старости, через обучение на протяжении всей жизни. Сегодня идеи, связанные с образованием пожилых людей, находят поддержку на самом высоком уровне. Так, работа Ресурсного центра геронтообразования в г. Орле осуществляется при грантовой поддержке Президента РФ. Становление и развитие геронтообразования как нового направления культурологической концепции личностно ориентированной педагогики напрямую связаны с развитием нашей страны как личностно ориентированного государства.
Практика современного образования, отринувшая возрастные границы для обучения и развития человека и накопившая богатый опыт, все больше нуждается в научном осмыслении педагогической составляющей процесса обучения пожилых, в разработке научно-теоретических основ педагогической поддержки людей старшего возраста.
Литература
1. Кононыгина, Т.М. Герагогика: пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей / Т.М. Кононыгина. Орел: Красная строка, 2006.
2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000.
3. Die Schuler des Tides. Kapitel XV// Comenius, J.A. Pampaedia (1677). Lateinischer Text deutsche Übersetzung Heidelberg, 1960.
4. Агапова, О.В. Презентация рабочих материалов к курсу мультипликаторов / О.В. Агапова // Образование в пожилом возрасте: расширение пространства жизни: материалы Междунар. конф. Новосибирск, 18 - 22 нояб. 2002 г. СПб.: «А.В.К. - Тимошка», 2002. С. 27 - 37.
5. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. Ростов н/Д.: ТЦ «Учитель», 1999. 560 с.