СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ
ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ)
Высоцкая И.В.
ВолгГТУ, г. Волгоград, Россия
Актуальность изучения иностранных языков в современном мире не вызывает сомнений. Развитие науки и техники, общественных взаимоотношений и экономических связей являются мощным стимулом всех членов общества для стремления изучать иностранные языки. Пожилые люди не являются исключением. Однако существует необходимость учитывать специфику организации обучения пожилых людей, которая отражается в данной статье. В статье упоминаются формы и методы работы с пожилыми учащимися в соответствии с их особенностями.
Ключевые слова: образование пожилых людей; организация обучения; иностранные языки; методическое обеспечение; формы и методы работы; популярность иностранных языков; активные методы.
SPECIFICITY OF ELDERLY PEOPLE EDUCATION (ON MATERIALS OF FOREIGN LANGUAGES)
Vyssotskaya I. V.
VSTU, Volgograd, Russia
Importance of foreign languages is growing in the world. Development of science and engineering, social relationships and economical contacts play great role in people's motivation of tendency to learning foreign languages. Elderly people don't want to be backward the modern society and try to study foreign languages. That's why it's necessary
to arrange elderly people education according to their possibilities and interests. In this article we refer to forms and methods of work with elderly students according to their peculiarities.
Keywords: elderly people education; arrangement of education; foreign languages; methodical support; forms and methods of work; popularity of foreign languages; active methods.
На протяжении последних нескольких десятилетий в связи с увеличением продолжительности жизни человека и числа граждан пожилого возраста повысился интерес к проблеме обучения пожилых людей в науке и социальной практике.
В ходе анализа различных источников было выявлено, что образование пожилых людей воспринимается отечественными и зарубежными исследователями как необходимая часть системы образования, непрерывно сопровождающая человека на протяжении всей жизни. В отличие от стран Западной Европы, США, где формирование института образования пожилых в основном завершено и осуществляется его эволюционное развитие, в России образование пожилых людей находится на стадии институционального становления [3].
Изучение зарубежного опыта организации и функционирования образования пожилых людей показало, что в странах Европы (Германии, Австрии, Франции и др.) обязательно учитываются специфические особенности этой возрастной группы в зависимости от национальных традиций и культуры. В соответствии, с чем для реализации образовательных услуг для пожилых людей существует многообразие образовательных предложений, организуемых различными учреждениями: государственными учебными заведениями, общественными, религиозными организациями, частными предпринимателями. Традиционно принято считать, что в Германии обучение - это традиционное занятие вышедших на пенсию. Продолжая вышеизложенную мысль, следует подчеркнуть, что для продуктивной организации обучения пожилых людей в Германии сформирована адекватная инфраструктура, обучен
высококвалифицированный персонал, разработано методическое обеспечение, образовательные услуги для пожилых находятся в непосредственной близости от места жительства [3]. Что способствует популярности образования.
Организацию образования для пожилых людей следует начинать с определения интересов и предпочтений. В соответствии с результатами опросов, проведенных различными зарубежными и отечественными исследователями интересы пожилых людей разносторонние и охватывают наиболее важные области жизни (законодательную, правовую, религиозную, компьютерные технологии, иностранные языки, спорт и др.) Однако в Германии первые строки опроса занимают темы «здоровье» и «тренинги памяти», о чем пишут К. Зоммер, Г. Кюнемунд и М. Коли [10, стр. 60-65]. В результатах опроса Ф. Колланда австрийского ученого, в списке тем первое место занимают только курсы по «тренингу памяти», а тема «здоровье» оказалась в последних строчках списка [9, стр.11]. Изучение иностранных языков занимает в рейтинге среднюю позицию, в Австрии его предлагают изучать 69 (8%) организаций. В опросе по Германии он занимает 13 строку рейтинга из 24 и почти 40% учреждений работающих с пожилыми людьми имеют в программе данный предмет [Цит. по 2, стр. 157]. В России интересы пожилых людей распределились следующим образом освоение новых ремесел - 33,5%, знание иностранного языка - 24,2%, освоение компьютера - 26,9%. Т.М. Кононыгина обращает внимание на то, что 53,6% считают неважным, что изучать, главное общаться со сверстниками [7, стр. 270].
Следует отметить популярность изучения иностранных языков среди пожилых людей, учитывая тот факт, что изучение языков способствует укреплению и улучшению памяти, а также сохранению здравого ума до глубокой старости. Все люди, независимо от возраста, живущие в современном обществе сталкиваются с плодами современной цивилизации и с иностранным языком: в интернете, по телевидению, в аэропорту. И пожилые люди не являются
исключением, они хотят применять современные средства цивилизации и идти в ногу со временем, при этом актуальным становится знание иностранного языка.
Следует также подчеркнуть, что хотя изучение иностранных языков занимает не первые строки в рейтингах Германии и России, этот предмет имеет своих поклонников. Следовательно, для российской действительности существует острая необходимость разработки и внедрения образовательных программ для пожилых людей и использования соответствующих методов и средств работы с пожилыми людьми [Цит. по 2, стр. 157].
Чтобы начать изучение иностранного языка у пожилого человека должен быть мощный стимул: общение на иностранном языке, родственники за границей, путешествия, помощь внукам школьного возраста, поделиться имеющимся опытом, не отставать от своих близких, «держать мозг в тонусе», хобби, интернет и т.п. Таким образом, в вышеперечисленной мотивации пожилых людей отражаются основные потребности данной возрастной группы: потребность в общении, сохранение здоровья, участие в жизни современного социума и потребление современных благ технического прогресса. Итак, учитывая потребности пожилых людей в основе обучения людей данной возрастной группы необходимо использовать коммуникативные, биографические и межпоколен-ческие методы работы [3]. Методы, которые и являются наиболее распространенными в образовательной работе с людьми третьего возраста зарубежных специалистов.
Расширение границ современного мира и общества создало обусловленность общения на иностранном языке, когда язык является неисчерпаемым ресурсом познания, приобретения и преумножения информации, обусловило потребность владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием речи на слух на иностранном языке, а также чтением и письмом. Мы поддерживаем позицию О.В. Агаповой и Т.М. Кононыги-ной, которые под организацией общения понимают активизацию слушателей и самоорганизацию процесса обучения, кото-
рые возможны в том случае, если процесс обучения будет организован таким образом, чтобы «слушателям хотелось самим начать учиться» [1, стр. 7]. При этом отметим, что педагогу следует выступать в качестве наставника или советчика, оказывающего консультативную и практическую помощь пожилому человеку в процессе обучения. Не стоит забывать, что жизненный и практический опыт учащегося может быть обширнее вашего собственного, поэтому роль педагога и обучающегося должны быть равноправными. Кроме того, важную составляющую учебного процесса составят психофизиологические изменения, происходящие с пожилыми людьми, которые важно учитывать при организации занятий. Д. Лапп приводит следующие особенности пожилых учащихся в своем исследовании: замедление реакций при более быстрой утомляемости; ухудшение способности к восприятию; сужение поля внимания; уменьшение длительности сосредоточения внимания; трудности распределения и переключения внимания; снижение способности к концентрации и сосредоточению внимания; повышенная чувствительность к посторонним помехам; некоторое уменьшение возможностей памяти; ослабление тенденции к «автоматической» организации запоминаемого; трудности воспроизведения [8, стр. 119-237]. Зная особенности пожилых людей преподавателю необходимо планировать занятие, принимая их во внимание. Соответственно на занятии следует чаще менять виды и формы деятельности, чтобы избежать утомляемости и потери внимания, многократные повторения клише в выполняемых упражнениях помогут запоминанию языковых явлений, использование яркой наглядности поможет сконцентрировать внимание, видео и аудио материалы, творческие задания, ролевые игры поддержат интерес к процессу обучения.
Проведя анализ зарубежных и отечественных теоретических и практических источников по теме образование пожилых людей можно определить, что образование людей третьего возраста - это активная деятельность субъектов образовательного про-
странства, в которой целью и задачей педагога является не передача знания, а поддержание активной позиции в обучающихся пожилых людях, реализуя в процессе обучения их потребность общения, обмена опытом, контакта с другими поколениями и пр. Не менее эффективными в этой деятельности могут выступить активные методы обучения. Опытные специалисты в области ге-ронтообразования, такие как О.В. Агапова и Т.М. Кононыгина, справедливо отмечают: «С помощью активных методов можно: мотивировать и активизировать участников; лучше узнать жизненные проблемы и ожидания слушателей; активизировать процессы самоорганизации в группе; создать тёплые дружеские отношения между участниками, уютную атмосферу на занятиях» [Цит. по 1, стр. 16]. Таким образом, активные методы обучения могут служить определенным дидактическим целям, и связаны непосредственно с учебными целями и задачами, содержанием, материалами.
Так, утверждает Т.М. Кононыгина, начинать обучение пожилых людей иностранному языку и другим предметам, при помощи активных методов следует с постепенного вхождения в деятельность, используя метод вовлечения. Сущность метода вовлечения составляет выявление побудительного мотива каждого конкретного обучаемого, деликатно воздействуя на его потробностно-мотивационную сферу, побудить их к проявлению активности к самовыражению через творческую деятельность, дискуссию или диалог, т.е. ненавязчиво вовлечь обучаемых в образовательный процесс [6]. Активные методы работы в малых группах (численностью от 5 до 9 человек) стимулируют каждого члена группы, поскольку они ориентированы на то, чтобы вырабатывать и развивать навыки, способности, необходимые для успешного разрешения проблем (например, посредством изучения конкретных случаев, критических ситуаций и т.п.).
Мы солидарны с мнением Т.М. Кононыгиной о том, что эффективным методом освоения различных компетенций в образовательном процессе является использование ролевых игр.
Пожилой человек, осмысливая свои действия в различных жизненных ситуациях, самостоятельно моделирует необходимые или возможные пути решения проблем. Ролевая игра становится инструментом достижения реальных жизненных целей и мотивирует активную деятельность [6]. Автор статьи И.В. Высоцкая отмечает, что посредством ролевой игры можно создать ситуации, которые помогут пожилому человеку выбрать формы поведения и деятельности, необходимые в данный момент действительности [4].
Проанализировав материалы сайтов о группе методов биографического обучения для работы с пожилыми людьми, мы пришли к выводу, что если методы рассматривать с точки зрения контакта обучающегося с окружающей действительностью, то следует выделить три типа методов: обучение непосредственно через реальность (демонстрация, эксперимент, обработка материалов, экскурсия, опрос экспертов, проект, наблюдение, эксперимент); обучение при помощи симуляции (моделирования) и наглядности (кино, презентация, деловая игра, случайная дискуссия, ролевая игра, театр, коллаж, фотосессия, видеосъемка); обучение при помощи языковых средств (доклад, рассказ, дискуссия, фантазия, круглый стол, интервью, мозговой штурм, блицопрос, карточный опрос, сообщение по картинкам, чтение текста, анализ текста, архивных документов) [Цит. по 3, стр. 178-179].
Изучив исследовательские работы о методах обучения при использовании межпоколенческого подхода, были выделены: 1) методы, основанные на взаимодействии культур различных поколений и 2) методы, в основу которых положены разные виды совместной деятельности. К первой группе методов относятся: исследовательские методы (опрос, соцопрос, интервью); поисковые методы (экскурсия, осведомление, наведение справок); творческие методы (сценарий, мозговой штурм); методы ориентированные на продуктивность (коллажи, театральная студия, фотосерии, видеомонтаж); методы симуляции (ролевые и дело-
вые игры); методы с использованием средств информации (интернет, компьютер, Е-Ьеагпп^). Ко второй группе методов были отнесены: биографические методы (интегрирование многообразия опыта в учебный процесс); бытовые методы (расширение перспектив повседневной жизни обучающегося); методы взаимодействия (достижение взаимосогласия посредством взаимодействия); методы участия (создание открытого равноправного процесса совместной деятельности); деятельностные методы (совместная деятельность и создание чего-либо); [Цит. по 3, стр. 179-180].
Среди группы методов межпоколенческого обучения особого внимания заслуживают интернет проекты с использованием современных технологий, изучение основ в совместной работе, интернет презентации, конструирование и проектирование чего-либо, проектная работа, пресс-конференция, работа в мини группах, в парах, игры на ассоциации, соревнования в командах, выставки, круглый стол, разговорные кафе и другие [5].
В группу коммуникативных методов обучения входят такие широко используемые методы как лекция, семинар, мастерская, конференция, коллективное сочинение, дискуссия, доклад, гостиная, путешествия, интервью, пресс-конференция, игра: дидактическая, ролевая, деловая, состязания.
Принцип активности, положенный в основу современного обучения пожилых людей, дает педагогу возможность проявить собственную активность с учетом исключительной корректности влияния на обучающихся людей. Учитывая собственный опыт работы в сфере дополнительного образования взрослых в центре иностранных языков следует отметить, что положительный эффект обучения пожилых людей находится в прямой зависимости от педагогического мастерства педагога, толерантного отношения к пожилым студентам, умения применять современные формы и методы обучения. Однако не стоит недооценивать мотивацию пожилых учащихся при обучении и их биографический опыт.
Список литературы
1. Агапова О.В., Кононыгина Т.М. Образование пожилых. Руководство практической работы. Орел: Издательство НП «Редакция газеты «Орловская правда», 2001 г. 32 с.
2. Высоцкая И.В. Сравнительная характеристика обучения пожилых людей иностранным языкам в Германии и России / И.В. Высоцкая // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та. Сер.: Социально-гуманитарные знания. 2011. Т. 7. № 9. С. 156-159.
3. Высоцкая И.В. Становление и развитие университета третьего возраста в Германии. 2015. 238 с. Диссертация 13.00.01: URL: http://vspu.ru/sites/default/files/disfiles/dissertations/dissertaciya_ vysockaya_pdf.pdfW3.
4. Высоцкая И.В., Митина A.M. Модели и технологии обучения людей пожилого возраста: анализ отечественного и зарубежного подходов / И.В. Высоцкая, A.M. Митина II Кол. монография. Проблемы школы и педагогики за рубежом. Волгоград: Перемена, 2011. С. 106-113.
5. Высоцкая И.В. Технология самоуправляемого обучения и обучения с помощью средств массовой информации в образовательной работе с людьми третьего возраста в Германии / И.В. Высоцкая // Материалы XXVIII международной научно-практической конференции: «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии». Новосибирск: «СибАК», 2013. С. 77-81.
6. Кононыгина Т.М. Герагогика: пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей Орел 2006 г. 133 с.
7. Кононыгина Т.М. Геронтообразование: навстречу потребностям пожилых // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 248-273.
8. Лапп Д. Улучшаем память - в любом возрасте. М., 1993 г. 240 с.
9. Kolland, Franz (2006): Bildungsangebote fur ältere Menschen. In: bildungsforschung, Jahrgang 3, Ausgabe 2, URL: http://www.bildungs-forschung.org/Archiv/200602/angebote/
10. Becker, Susanne/Veelken, Ludger/Vallraven, Klaus Peter (Hg.): Handbuch Altenbildung. Theorien und Konzepte für Gegenwart und Zukunft. Opladen: Leske+Budrich, 2004.