Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЦЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ГИПОКСИИ, ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВ'

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЦЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ГИПОКСИИ, ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
31
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / дети с ограниченными возможностями / инклюзивное образование / задержка в развитии / образование / музыкальное образование / специальная педагогика / компонент / этап / активный человек. / children / children with disabilities / inclusive education / developmental delay / education / music education / special pedagogy / component / stage / active person.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Насритдинова, Мадина Нуруллаевна

В статье исследуются педагогические и психологические особенности реабилитации детей с ограниченными возможностями, роль системы образования в обеспечении их места в обществе как активных личностей, анализируются и сопоставляються современное методическое обеспечение и литература по этому поводу. А так же подробно описывается цели задачи и предложения к положительным результатам данного научного эксперемента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND THEORETICAL BASIS OF HEALING CHILDREN WITH PATHOLOGY ASSOCIATED WITH HYPOXIA THROUGH THE ARTS

The article examines the pedagogical and psychological features of the rehabilitation of children with disabilities, the role of the education system in ensuring their place in society as active individuals, as well as the current methodological support and literature in this regard. It also describes in detail the objectives of the task and proposals for the positive results of this scientific experiment.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЦЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ГИПОКСИИ, ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЦЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ГИПОКСИИ, ПОСРЕДСТВОМ

ИСКУССТВ

Насритдинова Мадина Нуруллаевна

Преподаватель кафедры музыкального образования и культуры Ферганского государственного университета E mail: nasretdinova0806@gmail.com

В статье исследуются педагогические и психологические особенности реабилитации детей с ограниченными возможностями, роль системы образования в обеспечении их места в обществе как активных личностей, анализируются и сопоставляються современное методическое обеспечение и литература по этому поводу. А так же подробно описывается цели задачи и предложения к положительным результатам данного научного эксперемента.

Ключевые слова и фразы: дети, дети с ограниченными возможностями, инклюзивное образование, задержка в развитии, образование, музыкальное образование, специальная педагогика, компонент, этап, активный человек.

SCIENTIFIC AND THEORETICAL BASIS OF HEALING CHILDREN WITH PATHOLOGY ASSOCIATED WITH HYPOXIA THROUGH THE

The article examines the pedagogical and psychological features of the rehabilitation of children with disabilities, the role of the education system in ensuring their place in society as active individuals, as well as the current methodological support and literature in this regard. It also describes in detail the objectives of the task and proposals for the positive results of this scientific experiment.

+998978119888

АННОТАЦИЯ

ARTS

Nasritdinova Madina Nurullaevna

Lecturer at the Department of Music education, Faculty of Art History, Fergana State University E mail: nasretdinova0806@gmail.com

Те!: +998978119888

ABSTRACT

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Keywords and phrases: children, children with disabilities, inclusive education, developmental delay, education, music education, special pedagogy, component, stage, active person.

ВВЕДЕНИЕ

Коррекционные технологии, направленные на развитие социализации детей с ОВЗ в глобальной информационной среде, внедрены в практику во всем мире. В Инчхонской декларации ЮНЕСКО и Международном плане действий «0бразование-2030» рассматриваются вопросы «обеспечения всестороннего, справедливого качественного образования для всех и поощрения обучения на протяжении всей жизни» для улучшения содержания специального образования

ОСТОВНАЯ ЧАСТЬ.

В Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан определены такие приоритеты, как «воспитание физически здоровых, умственно и интеллектуально развитых, самостоятельно мыслящих, верных Отечеству, твердых взглядов на жизнь, углубление демократических реформ и повышение их социальной активности в развитие гражданского общества» [2]. В результате появляется возможность улучшить содержание подготовки детей с особенностями развития к активной общественной жизни, разработать специальные методы эффективного использования в этом процессе музыкального образования.

Изучая проблему положительного влияния музыки на психофизическое состояние личности, мы отметили, что музыка обладает большими возможностями в лечении и реабилитации детей с нарушениями психофизического развития, главным образом в решении проблемы музыкально-эстетической реабилитации отсталых детей. Применяя термин «реабилитация» к музыкальному воспитанию детей с отклонениями в развитии, реабилитационный процесс представляет собой формирование утраченных возможностей в развитии музыкальных способностей детей с такими патологиями, как детский церебральный паралич, нарушения речи, неврологические расстройства, осложнения гипоксии, направленные на здоровье. «Реабилитация (в медицинском, психолого-педагогическом смысле) -это восстановление функций, введение ребенка с проблемами в социальную среду...» [3: 2].

В ходе нашего исследования мы столкнулись с рядом фактов о том, что в древности, в Древнем Риме, в раннем и позднем средневековье считались

[1].

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

недопустимыми различные отклонения, деформации и другие аномалии физического развития у детей.

Эпоха Возрождения отмечена борьбой взглядов на природу человека, его психическую деятельность между религиозными и гуманистическими идеями, подъемом человеческого сознания, сострадания и милосердия к психическим и физическим аномалиям в развитии.

Историко-педагогическое исследование на основе научно-методической литературы описывает основные направления развития коррекционной педагогики, показывает этапы ее становления, ведущие направления в проблеме выявления, предупреждения и устранения отклонений в развитии и поведении детей, аномалий ребенка. развития этнологии, причинно-следственных связей социально-биологических условий изучает ведущие проблемы педагогики. Педагогический подход к помощи детям с отклонениями в развитии и поведении, к воспитанию детей с аномалиями развития сформировался в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков. Его выступление поддержали педагоги, врачи и общественные деятели. Глубинная психолого-педагогическая сущность коррекционной деятельности А. Бадмаева, Г. В. Бурменская, Л. В. Выготский, Е. К. Грачева, О. А. Карабанова, В. П. Кащенко, А. ГРАММ. Лидерс, Г. Я. Россолимо, А. С. Спиваковская была открыта такими исследователями, как Г. Я. Трошин [4:70]. Они применяли коррекцию к группам детей высокого риска и рассматривали ее как организованное психологическое воздействие, направленное на реадаптацию, реконструкцию дисфункциональных психологических опухолей, выделенных как психологические факторы риска.

Важный этап ее истории, такой как образование специальной школы для детей с патологией, состоялся в 1924 г. и II съезде социально-правовой защиты несовершеннолетних, положившем начало научному подходу к проблеме аномального детства. В 1926 г. (РСФСР) после постановления Совета Народных Комиссаров «Об учебных заведениях для глухих, слепых и умственно отсталых детей и подростков» были созданы различные специальные учебные заведения. Таким образом, в начале 1930-х годов спецшколы были разделены на спецшколы особого типа.

Обращаясь к взглядам восточных мыслителей на вопрос, затронутый предметом нашей статьи, неслучайно наш великий предок Абу Али ибн Сина отмечал, что музыка еще больше усиливает духовный облик человека. Действительно, прелесть мелодии трудно передать словами. Наша классическая

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

музыка способна оказывать положительное влияние на психику и духовность человека.

Они призывают человека к добру, слушателя к бытию, к пониманию смысла жизни, к философскому наблюдению.

Об этом свидетельствуют древние письменные источники по истории музыкальной культуры народов Средней Азии и найденные археологами памятники.

Великим философом и ученым, одним из основоположников средневековой восточной теории музыки был Абу Наср Мухаммад Фараби. Он также был прекрасным музыкантом и теоретиком музыки. Он умел играть на всех музыкальных инструментах, доступных в его время. Он с большим мастерством исполнял мелодии, особенно на флейте и танбуре.

Согласно некоторым источникам, Фароби изобрел инструмент права и много сделал для усовершенствования уда, популярного в то время. В своих трактатах о музыке Фароби обосновал теорию восточной музыки.

Абу Али ибн Сина был также великим ученым, философом, естествоиспытателем, известным медиком из Средней Азии и великим теоретиком музыки.

Музыкальная часть таких произведений Ибн Сины, как «Китабуш-шифа», «Донишнома» и его трактатов «Рисалатун фи-ильмил-мусикий», занимает особое место в истории мировой музыкальной науки и культуры, наряду с произведениями Абу Насра аль-Фараби.

Ибн Сина не ограничился написанием специальных научных и теоретических работ о музыке, но и отразил свои работы о музыке в медицинских книгах.

В одной из своих книг «Законы медицины» Ибн Сина оценивает силу музыки и описывает ее значение в воспитании ребенка: «Для того, чтобы тело младенца затвердело, необходимы две вещи: одна — медленно его трясти, а другая — песня матери (алла). Первое принадлежит телу ребенка, а второе — душе»[5].

Абу Бакр аль-Бухари-Калабади описал звуки музыки как «питающие душу и питающие душу». Если душа найдет силу в нагме, она будет преуспевать в своем положении, и она будет заниматься этим макомом»[6].

Это значит, что музыка является не только духовной пищей для человека, но и важна в его воспитании. Потому что человек со свежим и совершенным духом может воплощать в себе хорошие человеческие качества.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Открытие специальных школ в Республике Узбекистан относится к 60-м годам прошлого века. В настоящее время абзац первый пункта 2 Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 сентября 2017 года № 703-ур квт, 2017 г. , № 37, ст. 990 [7] Реализуются такие политические меры, как утверждение нормативно-правовых актов об учреждениях.

В развитых странах мира в системе группового обучения детей с ОВЗ используется индивидуальный и комплексный подход. В нашей стране этот вид обучения организован в специальных школах, где серьезное внимание уделяется воспитанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья как общественных деятелей. Однако у ребенка, который растет в специальной школе, больше шансов получить некоторые осложнения в процессе адаптации к современной жизни. Занятия музыкой и искусством помогают детям с нарушениями зрения развить свои творческие способности и занять достойное место в обществе. Поскольку они сталкиваются с дискриминацией на рынке труда, а многие новые рабочие места не подходят для слабовидящих, их выбор карьеры после окончания школ-интернатов уже ограничен. Для предотвращения подобных осложнений стало социально-педагогической необходимостью воспитывать учащихся с ограниченными возможностями здоровья как гармонично развитых людей через музыкально-педагогическое искусство. Как отмечал Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев, «музыкальное искусство как явление культуры имеет неограниченные возможности для воспитания и воспитания нового поколения» [8].

У молодежи, знакомых с искусством, будет более высокое отношение к жизни, уважение к национальным традициям и общечеловеческим ценностям»[9].

К.Нажмиддинова, Ф.Примова, Н.Сайдалиева исследовали философские аспекты трансформации детей с особенностями развития в активных личностей. Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ, здоровый образ жизни, подготовка студентов к семейной жизни М.Абдуллаева, Ф.Абдурахимова, М.Иномова, С.Юлдашева, М.Махмудова, А.Мунавваров, О.Мусурмонова А.Мухсиева, Н .Нагметова, Уч. Ф.Хидирова, Д.Халикова, М.Умарова, Ю.Шаамирова. Д. Анварова, М. Умарова, Г. Шумаров, А. Кадырова [10] изучали психологические аспекты проблемы. Также процесс обучения детей с физическими и умственными недостатками, в том числе с задержкой психического развития Х.Акромова, Ш.Амирсаидова, Н.Мусаева,

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Д.Нуркельдиева, Л.Нурмухамедова, П.Пулатова, В.Рахманова, М.Хакимова, изучены М.Хамидова [11].

Несмотря на достижения ученых в области аномального детства в прошлом, мы не видим закономерности в активном содействии развитию психических и эстетических способностей ребенка с отклонениями в развитии средствами музыкального искусства. По мнению большинства ученых, изучавших патологию детского церебрального паралича, подробное описание этого заболевания впервые было дано в 1862 году английским ортопедом У. Литтлом [12]. Анализ проблемы на современном этапе Л. О. Бадалян [13] (1984), Э. С. Кализнюк (1972), М. Килили (1998), Э. М. Мастюков (1995), М. Н. Никитин (1979), Е. Н. Правдино-Винарской (1959), и т.д.

Клинико-психологические исследования позволяют предположить, что при одном и том же заболевании могут быть разные варианты психического дизонтогенеза. Эта особенность позволила рассматривать некоторые виды дизонтогенеза не как самостоятельные, самостоятельные производные, а как ведущие синдромы аномального развития, часто сосуществующие при преобладании одного из них. В этиологии детского церебрального паралича В. Большое значение имеют исследования Литтла, И. А. Сеченова и З. Фрейда. В начале ХХ века родителям детей с ДЦП отказывали в ответ на просьбы и обращения в различные учреждения по поводу лечения и воспитания ребенка. При психолого-педагогическом изучении детей с детским церебральным параличом стало ясно, что специальное обучение таких детей должно начинаться как можно раньше.

Анализ педагогической, психологической и медицинской литературы позволил подчеркнуть, что специальное образование для детей с патологией детского церебрального паралича не имеет в нашей стране короткого названия и попытки перевести венгерское название на «кондуктивную педагогику» не увенчались успехом. Объектом исследования в данной области науки является образовательный процесс, в том числе социальная адаптация детей с детским церебральным параличом в социуме. Предлагаем систему музыкально-эстетической реабилитации как средство коррекции психофизических нарушений у детей с ДЦП, направленное на саморазвитие, самопознание и формирование полноценной личности в обществе. Наше исследование показывает, что различные отклонения в здоровье ребенка можно максимально сгладить средствами музыкальной деятельности. Все виды музыкально-коррекционной деятельности мы считаем волевыми выступлениями, поскольку

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ребенок выполняет поставленные перед ним задачи и двигается осознанно. Каждый ребенок делает это на уровне психофизических и интеллектуальных возможностей, преодолевая барьер застенчивости и комплексов. Во время выступлений перед зрителями дети забывают о своих недостатках, вживаются в образ героя, доносят его до зрителей. Это позволяет высвободить подавляющие чувства и обнаружить скрытые конфликты, которые могут стать источником шока. Кроме того, развивая эту мысль, мы приходим к выводу, что музыкально-эстетическая реабилитация детей с нарушениями двигательного развития затрагивает все стороны нервной системы и оказывает положительное влияние на социальное и психическое самочувствие ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного, музыкально-эстетическая реабилитация детей с двигательными нарушениями имеет важное значение в приобретении положительных навыков, и мы можем добиться следующих результатов:

1. Повысить самооценку человека.

2. Возможность творчески проявить себя и организовать таких талантливых личностей в обществе.

3. Приобщать детей с ОВЗ к активной жизни в обществе.

4. Изменение отношения к людям с инвалидностью и гуманизация общества в целом.

5. Формирование коммуникативных навыков и умений у детей с двигательными нарушениями.

6. Расширить сферу общения и культуру общения.

7. Знакомить детей с высокими нравственными ценностями, развивать их музыкальный и эстетический вкус.

Это также психологическое вмешательство, направленное на помощь в музыкальной и эстетической реабилитации для решения эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем.

REFERENCES

1. Инчхонская декларация 0бразование-2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни. Инчхон, Республика Корея, 21 мая 2015 год.

2. Узбекистон Республикаси Президентининг 2017 йил 7 февралдаги "Узбекистан Республикасини янада ривожлантириш буйича Хдракатлар Стратегияси туFрисида"ги ПФ-4947-сон Фармони.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

3. Medvedeva E.A., Meskina E.R. The metabolic activity of the microflora of the oropharynx in children with bronchitis and community-acquired pneumonia. almanac of clinical medicine. 2015;(42):72-78. (in russ.)

4. Менделевич Д. М., Малышева С. Ю. Слово о профессоре Григории Яковлевиче Трошине // Неврологический вестник. — 2003. — Т. 35, вып. 1— 2. — б. 70—75.

5. Абу Али Ибн Сино "Тиб конунлари"1,П. Т., Узбекистан, 1979-1980й.

6. аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари] (Краткое изложение), 1-е изд., пер. с араб. В. А. Нирша. М.: В 2-х т., Благотворительный Фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим». 2002.

7. Узбекистон Республикаси вазирлар махкамасининг К,арори Тошкент ш., 2011 йил 13 сентябрь,256-сон

8. Мирзиёев Ш.М. Миллий тикланишдан - миллий юксалиш сари. 4-жилд. -Тошкент: Узбекистон, 2020. - Б.344

9. http://institutions.ziyonet.uz/uzc/object/index?establishment=special school int ernat

10. Г.Шоумаров. Шахсда нутк малакаларини ривожлантиришнинг айрим психологик жихатлари. Современное образование Узбекистана маколалар туплами. Узбекистон, 2016й.

11. Хамидова М.У., Муминова Л..Р., Абидова Н.З. Ривожланишда нуксони булган болаларнинг ривожланиши. Т:. Узбекистон, 2012й.

12. George Bentley, 'Little, William John (1810—1894)', Oxford Dictionary of National Biography, Oxford University Press, 2004 accessed 9 Nov 2016

13. Nurmuhammadovich, R. O., & Nurullaevna, N. M. (2021). Social And Spiritual Importance of Lessons of Musical Culture. Journal of Pedagogical Inventions and Practices, 2(2), 50-52.

14. Nasritdinova, M., & Khokimova, K. (2021, October). LANGUAGE IS THE MIRROR OF THE NATION. In Archive of Conferences (pp. 92-94).

15. Nurullayevna, N. M., & Muhlisa, T. (2021, December). SOME PROBLEMS AND SHORTCOMINGS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM. In Archive of Conferences (pp. 61-62).

16. Nasretdinova, M., Rustamov, I., & Karimov, O. (2022). MUSIQA SAN'ATINING HOZIRGI KUNDAGI O'RNI. Scientific progress, 3(2), 841-845.

17. Adiljanovna, A. M., Nurullaevna, N. M., Abdumalikovna, Y. D., Sharobidinovich, M. J., Abdujalil Abduvalio'g'li, A., & Behzod Asqaralio'g'li, T.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

(2021). Academic Yunus Rajabi and His Scientific Heritage. Annals of the Romanian Society for Cell Biology, 9092-9100.

18. Nasretdinova, M., Isakov, U. B., & Orziboyev, R. (2022). XALQ IJODIYOTINI RIVOJLANTIRISH ISTIQBOLLARI. Scientific progress, 3(2), 851-856.

19. Nasritdinova, M. (2021). PEDAGOGICAL COMPONENTS AND STAGES OF HEALTH OF DEVELOP CHILDREN THROUGH MUSIC EDUCATION. Galaxy International Interdisciplinary Research Journal, 9(05), 251-258.

20. Nasritdinova, M., Nigora, M., & Murodova, D. (2022, February). UZBEK FOLK ART AND ITS PLACE IN PUBLIC LIFE. In Archive of Conferences (pp. 4448).

21. Rustamov, I. (2022). The Place of Doira Instrument in Uzbek National Art. Eurasian Journal of Humanities and Social Sciences, 5, 74-77.

22. Mannopov, S., Karimov, A., Qurbonova, B., & Dilobar, J. (2022, February). THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF MUSIC. In Archive of Conferences (pp. 49-52).

23. Мадина Насритдинова (2022). МУСИКД ТАЪЛИМИ ОР^АЛИ РИВОЖЛАНИШИДА СОГЛОМ БОЛАЛАРДАН ОРТДД ДОЛГАН БОЛАЛАРНИ СОГЛОМЛАШТИРИШНИНГ ПЕДАГОГИК ТИЗИМИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШГА ДОИР ТАЖРИБА-СИНОВ ИШЛАРИ НАТИЖАЛАРИ. Science and innovation, 1 (1), 538-549.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Jo'Rayev Xamidjon, & Madina Nasritdinova (2022). DOIRA CHOLG'USIDA IJRO MAHORATINI YUKSALTIRISH (BOLALAR MUSIQA VA SAN'AT MAKTABLARI MISOLIDA). Science and innovation, 1 (C2), 26-28. doi: 10.5281/zenodo.663646

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.