Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Личность / духовность / просвещение / зрелость / музыка / искусство. / Personality / spirituality / enlightenment / maturity / music / art.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халилов, Ф. Н.

В данной статье рассматриваются проблемы связанные с развитием духовности и просветительства личности стредствами музыкального искусства, где даются мысли и идеи ученых музыкальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPIRITUALITY AND ENLIGHTENMENT OF THE GROWING GENERATION BY MEANS OF MUSICAL ART

This article discusses the role and importance of music in the formation of cultural and educational maturity of the individual.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 4/2

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО

ИСКУССТВА

Халилов Ф.Н.

д.н.н., проф. ТГУВ

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются проблемы связанные с развитием духовности и просветительства личности стредствами музыкального искусства, где даются мысли и идеи ученых музыкальной педагогики.

Ключевые слова: Личность, духовность, просвещение, зрелость, музыка, искусство.

АННОТАЦИЯ

Ушбу мацолада шахснининг маданий - марифий камолотини шаклланишида мусика санъатинг урни ва мусикий олимларнинг царашлари баён этилади.

Калит сузлар: Шахс, маънавият, марифат, камолот, мусица, санъат.

ABSTRACT

This article discusses the role and importance of music in the formation of cultural and educational maturity of the individual.

Keywords: Personality, spirituality, enlightenment, maturity, music, art.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях претворения в жизнь Закона «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров современной школе нужен не просто дипломированный специалист, а творчески активная личность, широта кругозора и разносторонность интересов которой обеспечивают наиболее полную реализацию в педагогической деятельности духовного богатства и профессионального мастерства [1].

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Творчество как активная самостоятельная деятельность, порождает нечто

новое. Новизна творчества может бьггь оценена с объективной и субъективной

точек зрения. В первом случае критерием становится социальная ценность и

новизна решения, здесь можно говорить о творчестве в полном смысле слова

как деятельности художника, ученого, изобретателя, педагога и т.д. Во втором

случае творческий процесс не обладает новизной и социальной значимостью,

1093

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

но тем не менее в процессе творческой деятельности могут иметь место те же психологические процессы, которые характерны для полноценных форм творчества. Это объясняется тем, что субъект творчества во втором случае также совершает открытия, но - для себя самого, и таким образом обогащает свои способности, творческий потенциал и внутренний мир в целом. Именно поэтому творческая деятельность учащихся в самых разнообразных проявлениях становится важным средством успешного развития многих социально-значимых креативных качеств личности (воображение, мышление, смелость, решительность, волевые качества), и приобщение к данной деятельности рассматривается современной дидактикой как необходимый элемент содержания образования [2].

Исследуя процессы взаимосвязи творчества и образования, ученые приходят к выводу, что они в своей основе представляют «искусство поиска, применения комбинации знаний новыми методами», «... поиск совершенно новых новаторских педагогических решений и целевых систем» (Н.А.Венгеренко, С.Г.Вершиловский) [3].

Педагогический процесс в обшеобразовательной системе должен обеспечивать планомерное развитие способностей личности, которые стимули-руют деятельность, получая добавочный импульс, энергию, для более интен-сивной творческой деятельности. Примечательны в этом плане суждения о том, что «... сегодня много и плодотворно работают над вооружением педа-гога научными знаниями в области, совершенствуется общая и психолого-педагогическая подготовка учителя. Но, как это ни парадоксально, мало вни-мания уделяется совершенствованию самой личности педагога, ее ... природных качеств, не подвергается активному воспитательному воздействию сама человеческая природа педагога, которую и сам учитель осознает не достаточно, не всегда может ею распоряжаться и управлять в различннх областях деятельности» (В.А.Кан-Калик). При этом, «творчество педагога не только в том, что он должен разрабатывать приемы, а в том, что он, имея дело каждый раз с новыми обстоятельствами, с изменчивой, не стоящей на месте, постоянно развивающейся природой детей, становится в необходимость оригинально мыслить, действовать, избегая прямого копирования» (Ю.П.Азаров).

Творческий процесс педагога рассматривается учеными, как «деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного ряда учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педагогом вьрабатьваются и воплощаются в обшении с детьми оптимально,

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

оригинальные для данной педагогической индивидуальности не стандартными педагогическими решениями, опосредованные особенностями объекта-субъекта педагогического воздействия» (В.А.Сластенин) [4].

Анализ различных источников по проблеме творчества в педагогической науке позволяет нам сделать вывод о том, что оно характеризует собой важнейший показатель социальной и профессиональной зрелости педагога, который проявляется в таких чертах как: стремление к постоянному профессиональному, интеллектуальному, культурному и моральному самосовершенствованию; заинтересованность в успехе деятельности; потребность к творческой самореализации в труде, поиске, оригинальности, конструктивности мышления в отношении к миру; умение находить оптимальные пути и способы устранения недостатков в получении лучших результатов деятельности, предвидеть последствия своих действий и поступков; способность принимать на себя ответственность за результаты собственной деятельности, коллектива; умение самостоятельно варьировать, находить недостающие методы и средства для реализации целей своей творческой деятельности; результативность деятельности, достижение успеха в любом начинании и т.д. Достижение высокого уровня педагогического мастерства учителя музыки продиктовано реализацией поставленной цели - формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части общехудожественной, где важное значение имеет музыкально-эстетическое воспитание, которое предполагает формирование у личности способности восприятия, правильно-го понимания прекрасного в искусстве, выработке эстетического понятия, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков. Не случайно по этому по-воду отмечено, что «необходимо воспитывать студентов не узкими ремес-ленниками, а дать им широкое общее музыкальное развитие ...», - которое позволит обрести музыкальный кругозор, достичь высокого уровня музыкального мышления, сформировать эстетические вкусы и взгляды.

Чтобы наметить основные направления подготовки будущих учителей музыки к учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе, нужно выявить те знания, умения, навыки, которые необходимы учителю-организатору по музыкально-эстетическому развитию обучающихся.

Профессионально-педагогическая направленность учебного процесса высшей школы должна учитывать специфику будущей профессии и решать общие задачи музыкальной подготовки учителей музыки, иными словами,

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

специалиста с широкими профессионально-педагогическими и музыкальными познаниями и интересами.

В целом, овладение музыкальной культурой активизирует профессиональную направленность деятельности учителей музыки. Однако развитию творческой деятельности учителя музыки препятствует неразработанность целостной методической подготовленности учителя музыки, которая «позволяет будущему специалисту адаптироваться к любым сменам обстоятельств своей деятельности, умело апеллировать к разнообразным приемам и способам обучения, вариативно применять, комбинировать методические знания, умения, навыки, сочетая традиционное и новаторское в рамках педагогической «лаборатории»». Только на основе творческого подхода к методической подготовке учителя музыки возможно формирование и совершенствование основ педагогического мастерства, благодаря которому учитель повседневно предстает как конструктор каждый раз нового и универсального произведения -урока. В этом проявляется одна из важных сторон целостного учебного процесса на музыкально-педагогических факультетах, способствуя эффективному развитию творческой, профессиональной направленности будущих учителей музыки.

Урок музыки, как урок музыкального искусства всегда должен быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие музыка, музыкальное искусство. Для того чтобы проводить на уроках реализацию важнейших задач музыкального воспитания - формирования высоких музыкально-эстетических вкусов, развитие творческих способностей, потребности общения с музыкой, по нашему мнению, нужен творческий специалист. Если мы ставим перед собой задачу всестороннего, гармонического развития учащихся, то надо, прежде всего, позаботиться о всестороннем, гармоническом развитии преподавателей. А это значит, что только творческий учитель музыки, как носитель высокой художественной культуры, становится «творцом» музыкального искусства.

Следовательно, современный урок музыки, как урок искусства, немыслим без творческого процесса.

Таким образом, творческое начало характерно для развивающейся личности, и особенно присуще профессиям, связанным с художественно-исполнительной деятельностью, т.к. здесь важно создание личности, а не образа, как в искусстве, не механизма или конструкции в технике.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Исследователями доказано, что наибольшее проявление творчества в процессе занятий музыкой происходит в поисково-познавательной и интеллектуальной деятельности, способствующих интенсивным процессам памяти, воображения и т.д. Учитель музыки должен проектировать результат в соответствии с исходными данными, анализировать возникающую ситуацию и находить средства достижения цели, критически оценивать полученные достижения.

На наш взгляд, педагогическое творчество должно найти отражение в ходе подготовки учителя музыки, поскольку его разносторонняя деятельность связана с процессом новых сторон изучаемых явлений. Сюда можно отнести ценностное отношение к произведениям искусства, непосредственно к своей деятельности, так как «музыкант-педагог в общеобразовательной школе не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком и регентом, но и в тоже время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание на ту или иную сторону» (Б.В.Асафьев) [5].

Немаловажным фактором в профессиональной деятельности будущего учителя музыки выступают методы стимулирования интереса, столь необходимые для творческой деятельности, вырабатывая инициативность, самостоятельность, целенаправленность. Они также ценны для его исследовательской работы в школе, где педагог выступает постоянно в роли экспериментатора в музыкальном воспитании учащихся. Сюда можно отнести поиски эффективных приемов преподавания в опоре на воздействие смежных видов искусств, применение межпредметных связей в учебном процессе и т.д.

«Данный процесс немыслим без обновления, углубления и расширения знаний, умений, навыков в избранной профессии. Иными словами, речь идет о проблеме познания, ее динамике развития от простейших творческих проявлений к более сложным в решении разнообразных педагогических задач; потребности самостоятельного суждения в оценках воспринимаемых явлений; пробуждении инициативы, целенаправленности, фантазии; в отборе, обобщении, прогнозировании и практическом использовании музыкального материала.» [6]

Педагог ВУЗа, формирующий учителя-музыканта в широком смысле нашего понимания, должен находиться на стыке сфер музыкального искусства со смежными науками: психологией, педагогикой, эстетикой и искусство-

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

знанием. Знание методологических основ искусства, их использование в музыкальном образовании и воспитании, а также данных философии, эстетики, логики и идейной сущности современных музыкальных произведений и народной музыки через призму общих положений - вот основные слагаемые успешной работы при формировании специалиста-музыканта.

«Многопрофильность, или полиструктурность деятельности учителя музыки, предъявляет особые требования к уровню его профессиональной подготовки, который должен быть представлен глубокими знаниями психолого-педагогического, методического характера, широким объемом музыкальных специальностей. Специфика профессии заключается в том, что деятельность учителя музыки имеет психолого-педагогическую направленность, а знания, умения и навыки трансформируются в соответствии с целями и задачами музыкального воспитания в школе.» [7]

Особенностью же исполнительской деятельности учителя музыки является ее тесная связь со школой, при которой накопленный учителем репертуар расширяет и дополняет рамки программы уроков музыки. Данные особенности накладывают отпечаток на такие компоненты инструментального исполнительства на уроке, как условия исполнительского процесса, исполняемый репертуар и подготовка к выступлению (перед классом, на школьном концерте). Определение требований к инструментальной подготовке учителя основывается на учете ее специфики и перечне необходимых качеств, знаний, умений, навыков.

Так как реализация современных требований, предъявляемых к специалисту, должна осуществляться путем совершенствования принципов и методов обучения, нами, прежде всего, решались задачи определения дидактических основ инструментальной подготовки.

Обобщение бытующих в современной педагогике взглядов ученых и педагогов, наши теоретические и экспериментальные исследования привели к созданию следующей иерархии:

I. Цели, задачи, содержание инструментального обучения.

II. Дидактические функции - информационная, ориентационная, развивающая, мобилизационная, коммуникативная, гностическая.

III. Дидактические принципы - научности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, наглядности, доступности, прочности знаний, умений и навыков.

IV. Воплощение авторского замысла в собственной интерпретации.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

V. Три этапа его реализации - ориентировочный, исполнительский, кон-трольный.

VI. Факторы, фазы и уровни педагогического руководства процессом ра-зучивания произведения.

VII. Методы инструментального обучения.

Раскрытие особенностей профнаправленности обучения учителя музыки и требований к нему способствовало выявлению недостатков исполнительской подготовки. Были также установлены причины их возникновения, исходя из которых были намечены соответствующие пути совершенствования дидактиче-ских основ. Они свелись к следующему:

1. Осуществление системного подхода в качестве ведущего дидактического принципа исполнительской подготовки учителя музыки, который проявляется в:

- системности видов исполнительской деятельности;

- системности видов работы, их объединение вокруг задач будущей про-, фессиональной деятельности;

- системности подбора репертуара;

- системности применения ТСО на занятиях;

- системности (комплексности) форм инструментального обучения.

2. Развитие у студентов мотивационной сферы, навыков самостоятельности, творческой инициативы.

3. Совершенствование отношений «студент-преподаватель» и др.

Требования к уровню инструментальной подготовки вытекают из

особенностей и специфики общепрофессиональной деятельности учителя музыки.

«Л.Арчажникова определяет деятельность учителя как музыкально-педагопгческую Музыкально-педагогическая деятельность имеет свою особую стргуктуру, обусловленную, с одной стороны, спецификой музыкального образования, с другой стороны, подчинением общим закономерностям теории деятельности.» [8] Специфика музыкально-педагогической деятельности заключается в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства, представляя собой нерасторжимое единство педагогики и музыки, а также связана с художественно-творческим.началом. Из этого следует, что дан-ная деятельность подразумевает владение широким комплексом как общепеда-гогических, так и специальных способностей

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогиче-скую,

исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания. Комплексность, полиструктурность модели учителя музыки подчеркивали в своих трудах Б. Асафьев, О. Апраксина, Л. Арчажникова, Д. Кабалевский, Г. Цыпин и др. Наглядно может быть представлено при соприкосновении внешне сходных задач, условий, имеющих место в его подготовке и подготовке исполнителя-концертанта. Следует отметить, что публичное выступление в художественно-социальном аспекте это важный момент жизнедеятельности музыканта, активная форма его самовыражения, усовершенствования, социального утверждения, это своеобразный отчет исполнителя о проделанной работе за определенный период, свидетельство овладения музыкантом очередной ступени профессионального мастерства.

В художественно-эстетическом аспекте публичное выступление исполнителя -это сложное диалектическое единство творческого процесса и его результат. Именно здесь, в момент, когда исполнитель выходит на «прямую» связь со слушательской аудиторией, чтобы высказать ей свою точку зрения на трактовку данного музыкального произведения, утвердить свою эстетическую позицию, одновременно с этим - увидеть, почувствовать, оценить реакцию -оценку этой аудитории, совершается чудо музыкально-исполнительского искусства - сворачивается, результируется в музыкальное произведение вся подготовительная работа исполнителя над данным произведением. Творческий процесс исполнителя над произведением в присутствии слушательской аудитории продолжается, но это уже совсем качественно иной уровень исполнения, снимающий (в философском понимании слова «снятие») всю предшествующую работу музыканта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для решения этих задач необходимо постоянно совершенствоваться в личностном и профессиональном плане, так как истенный учитель развивает не только музыкальные способности ученика но так же и его личность.

REFERENCES

1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» //Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. - Т.: Шарк, 1997. - 63 с.

2. Аннамуратова С.К. Художественно-эстетическое воспитание школьников

хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую,

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Узбекистана. - Т.: Фан, 1991. - 370 с.

3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1990. - 206 - 300 с.

4. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

5. Цыпин Г. Музыкант и его работа. - М.: Сов.композитор, 1988; - 45 - 50 с.

6. Кулясов И.П. О некоторых особенностях учебно-воспитательной работы в фортепианном классе на музыкальнопедагогическом факультете. // (Инструментальное обучение на музыкальнопедагогическом факультете. - М.: МГПИ, 1973. - 18 - 25 с.

7. Ахмедходжаева Н. О роли публичного выступления в формировании музыканта-исполнителя. // Вопросы музыкальной педагогики и исполнительства. -Т.:ТашГУ, 1985. —с. 97-98.

8. Халилов Ф. «Дидактические основы инструментально исполнительской подготовкибудущих учителей музыки» Монография Т: 1998 - 45 - 55 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.