Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ В РАЗВИТИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Жомардова Дилафруз Кахрамоновна
Бухарский государственный медицинский институт
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются педагогико-психологические проблемы деятельности учителя в сочетании с личностными и профессиональными особенностями.
Ключевые слова: учебный процесс, методы обучения, образ, проблема, решение.
This article discusses the pedagogical and psychological problems of the teacher's activity in combination with personal and professional characteristics.
Keywords: educationalprocess, teaching methods, image, problem, solution.
ВВЕДЕНИЕ
Духовность - это сила человека, нации, общества и государства. Где нет счастья, там никогда не будет. Духовная целостность проявляется в любви каждого человека к стране, где он родился и вырос, к своему языку, религии, культурному наследию, традициям и ценностям, и в его самоотверженности на этом пути.
В большинстве литературных источников такие понятия, как «лицо», «человек», «человек» используются как синонимичные понятия, заменяющие друг друга. Однако они отличаются друг от друга своими социальными и природными характеристиками. Другими словами, с уважением относятся к человеческой деятельности, способностям и чертам характера. С этой точки зрения, «человек хотя и рождается личностью, но формируется он как личность в обществе, в процессе общественных отношений. Итак, в понятии «человек» можно увидеть сочетание индивидуальности, с одной стороны, и социальности, с другой. Иными словами, человек как личность формируется в процессе общественных отношений. Восточные мыслители придают значение месту ценностей в развитии человека. Они выдвинули мнение, что счастье, хорошие нравы, знания, достижение эффективности труда, достоинство как человека зависят от того, в какой степени он использует свои умственные способности.
Также большое значение в формировании духовности личности имеет религиозное образование и воспитание, религиозные ценности. Исламская
ABSTRACT
1538
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
философия, формировавшаяся на основе религиозных учений, особенно нравственных правил философии суфизма относительно совершенного воспитания человека, оказывает сильное влияние на формирование духовности человека.
В первую очередь важно изучать научные знания, религиозные учения и исторически сложившиеся ценности культурного наследия нашего народа и обогащать их содержание в целях формирования духовной культуры. Богатое историческое, религиозное и национальное наследие нашего народа является главным фактором обеспечения гармонии религиозных и национальных особенностей в своеобразном формировании духовной культуры человека. Потому что культурные ценности и духовное наследие народа на протяжении тысячелетий служили мощным источником духовности для народов Востока. С этой точки зрения богатое духовное и культурное наследие нашего народа формировалось по-своему на каждом этапе нашей истории.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Культурное наследие узбекского народа создавалось тысячелетиями. Учение зороастризма и буддизма занимало широкое место в мировоззрении нашего народа Средней Азии в древности, что является первым этапом в формировании духовной культуры.
В средние века социально-философские взгляды А. Н. Фароби, А. Р. Беруни, Ибн Сины, исламские учения имама Бухари, имама Термизи, имама Мотруди, взгляды на совершенный человек представителей суфизма, Темура и Тимуридов Мирзы Улугбека и научной Али Кушчи, А В литературном наследии Навои и З.М.Бабура, в произведениях Камиля Хоразми, Муниса Хоразми, Агохи, Ахмада Дониша, Мукуми и других писателей и ученых XVII-XIX вв. нашли свое выражение самые передовые образцы духовной культуры нашего народа.
На основе их духовного наследия предпринимались усилия по поднятию духовности на более высокий уровень. Во второй половине 19 века и начале 20 века большой вклад в развитие духовного совершенства внесли такие просветители, как Абдурауф Фитрат, Абдулла Авлони, Чолпон, современные представители Туркестана.
Проблема национального духовного наследия становится чрезвычайно важной для общества в нашей стране. С первых дней нашей независимости идея, созданная нашими предками на протяжении многих веков, стала
1539
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
чрезвычайно важной задачей, возведенной в ранг государственной политики, по восстановлению огромного бесценного духовного и культурного наследия. Национальный менталитет, опыт государственности, национальное и религиозное наследие, наука служат главными критериями в формировании духовной культуры. На наш взгляд, их можно выделить следующим образом.
1. Национальный менталитет. Известно, что в науке психическое состояние и духовный облик народов выражается через понятие «менталитет». Ментальный и духовный облик каждого народа, отличающий его от других народов, формируется в рамках определенных исторических условий, культурного наследия, а также природно-климатической среды. «Менталитет» — это комплексная система духовного наследия, исторического опыта, обычаев и обрядов, составляющих основу национального характера.
2. Наше наследие государственности. Прежде всего, следует сказать, что на территории Узбекистана никогда не было чисто национальной государственности, характерной для большинства стран. Следует также отметить отсутствие общественно-политических движений за формирование чисто национальной государственности. Потому что на этой территории с древних времен проживало множество национальностей и народов. В Узбекистане сложилась только региональная государственность.
Безусловно, исходя из этого, в развитии нашей страны необходимо опираться на ее богатое наследие и стремиться к духовному возвышению. Мы часто обращаемся к наследию государственности и традициям нашего народа. Конечно, на это есть причина. Потому что духовное, политическое и экономическое развитие Узбекистана, которое развивается сегодня, неразрывно связано с наследием нашей государственности. Изучая наше государственное наследие, мы не можем рассматривать наше правовое наследие отдельно от него. Правовое наследие играет особую роль в укреплении основ национальной государственности.
Нравственно-правовая основа национальной государственности очень древняя и прочная. Он имеет тысячелетнюю историю. Древний Туран. Развитые страны на территории Мавароуннахра, Туркестана оставили яркий след не только в национальной духовной культуре, но и в мировом культурном развитии. Правовые нормы, основанные на зороастризме и «Авесте», действовали в Средней Азии еще до появления исламской правовой системы. «Авеста» — учение, имеющее уникальное историческое, духовное и нравственное значение. В этом смысле «Авеста» изучается в нашей стране не с
1540
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
точки зрения религиозной веры, а как образец культурного наследия, имеющего высокую нравственную, духовную и воспитательную ценность.
3. Наше исламское наследие. Безусловно, принадлежность к определенной религии занимает особое место в исторической памяти, историческом и национальном сознании каждого народа. В духовной культуре нашего народа большое место занимает ислам, являющийся неотъемлемой частью мировой культуры, в том числе восточной культуры. Ислам имеет особое значение как историческая основа духовной культуры нашего народа. Потому что исламская религия и традиции сочетались с национальным бытом нашего народа.
Первый Президент И.А. Как отметил Каримов, «не будем забывать, что ислам - это религия наших предков, для нас это вера, нравственность, религия и просвещение. Это не набор сухих убеждений. Наш народ принимает это просветление как душу. Стараются быть добрыми, благородными, респектабельными, уважают понятия. Из истории известно, что ислам был одним из столпов духовной культуры нашего народа. Именно поэтому развитию ислама во все эпохи уделялось особое внимание. Ислам привел человека только к добру и просвещению. В этом отношении он совместим с исламом. «Священным наследием нашей исламской религии является глубокое изучение научной философии, особенно восточной философии, на этой основе возродить корни нашей великой культуры и ценностей, избавиться от идеологии, оставшейся от нашего недавнего прошлого, восстановить наше национальное мировоззрение и мышление, прошедшее испытание веками, оставленное нам нашими великими предками, и сделать его современным общечеловеческим духовным обогащением - неотложная задача всех нас». Самая большая мечта человека — жить счастливо, а религия — это возможность, которая ведет людей к счастливой жизни. Однако когда она становится замаскированным оружием злых сил, то вызывает раздор не только между одним или двумя людьми, но и между несколькими народами. Мы можем убедиться в этом, глядя на международную жизнь. Одним словом, важна роль ислама, являющегося неотъемлемой частью духовной культуры нашего народа, в воспитании совершенного человека с высокой духовностью.
4. Наше научное и художественное наследие. Наше богатое научное и художественное наследие играет большую роль в развитии духовной культуры нашего народа. Это признаем не только мы, но и народы мира. Это наследие не утратило своего значения и сегодня, как оно было важно в свое время. Бесценное наследие аллам прошлого сформировало духовно-духовное сознание
1541
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
и образ жизни бесчисленных поколений и продолжает оказывать влияние. В своих взглядах восточные мыслители выражали благородные идеи и общечеловеческие нравственные ценности, такие как мир, спокойствие, справедливость, доброта, братство, сотрудничество. Воспитание совершенного человека с высокой духовностью было благородной мечтой нашего народа с древних времен, и она нашла отражение в трудах восточных мыслителей, таких как А. Н. Фароби, Ибн Сина, А. Р. Беруни, А. Наваи, и выдвинула передовые идеи в суфизме. Сегодня в нашей стране мы строим правовое демократическое государство, гражданское общество, в котором устанавливается социальная справедливость и предоставляется возможность людям жить по-человечески.
Конечно, достижение этой цели - непростая задача за короткий промежуток времени. Для этого необходимо изменить образ мышления молодежи нашей страны, воспитать ее образованными, самостоятельными мыслителями, способными своим поведением быть примером для других, словом, обладать высокой духовностью и просвещенностью. Общественные науки — это те науки, которые заставляют людей осознать смысл совершенства, что священный долг каждого человека — жить в борьбе за его достижение. В частности, невозможно понять философские основы национальной идеи без изучения духовного наследия. Это, безусловно, требует от нас, в процессе внедрения национальной идеи в умы и сердца молодежи, постараться раскрыть сущность и смысл тех духовных ценностей, которые наши предки, внесшие большой вклад в создание его философских основ, оставленных нам в наследство.
Развитие личности невозможно представить без духовности и духовного культурного наследия. А развитие духовности невозможно понять без развития человеческого общества. Одно тесно связано с другим. Для этого каждый должен быть активным в социальных процессах. Истинно совершенный человек не ставит свои интересы выше интересов народа, он всегда заботится о людях.
Все качества и ценности человека не формируются сами по себе, наоборот, они проявляются во взаимоотношениях между людьми. Люди бывают разные по характеру, есть такие, у которых сердца широкие, как река, чистые, как родниковая вода, щедрые, добрые, людоеды, не знающие, что такое торт. Потому что у окружающей его среды были такие хорошие чувства. Есть и такая категория людей, которые эгоистичны, следят за своими интересами, дают советы, хранят торт. Такие люди духовно бедны. Духовность невозможно
1542
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
представить без таких человеческих качеств, как нравственность, порядочность, человечность, доброта, доброта. Основными характеристиками и задачами духовности являются формирование в человеке таких нравственных норм, как гуманность, национализм, патриотизм, добро и бескорыстие.
Этическая этика, гуманизм были главными критериями в восточной науке и философии, в управлении обществом и государством. В. Алимасов, ученый, изучавший конфуцианство, пишет по этому поводу: «В конфуцианстве выдвигается гуманистическая идея и подход, согласно которым управление обществом и государством зависит от нравственно-духовного воспитания и совершенствования человека (царя, правитель, чиновник). В центр исследований ставится проблема совершенствования людей, а не социальных и политических институтов. О хороших манерах, нравах, манерах, добре и человеколюбии в «Авесте» Фараби, аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Сины, Беруни, Юсуфа Хос Хаджиба, Ахмеда Яссави, Хусейна Ваиза Кошифи, Алишера Наваи, Бабура, Суфи Оллояра, Машраб, работы Абдуллы Авлони содержат ценные идеи. Их научная и теоретическая ценность изучена и высоко оценена исследователями.
Процесс духовного развития общества заключается, прежде всего, в овладении духовно-нравственными ценностями и наследием, созданными нашим народом, нашей нацией; во-вторых, в проявлении человеческих качеств личности, в укреплении человечности в обществе. Таким образом, сам процесс духовного развития проявляется в форме духовно-нравственных качеств, гуманизма. Это приводит его, то есть процесс духовного развития, в гармонию с общечеловеческими ценностями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поэтому духовное развитие общества обеспечивает единство, гармонию и интеграцию в национальном и общечеловеческом развитии через проявление нравственности, гуманистических качеств и их утверждение в обществе. Самое главное, она позволяет проявить и развить в человеке самые лучшие, самые благородные нравственные и духовные качества.
В любом случае в воспитании ребенка рекомендуется воспитательный подход, основанный на обычаях и национальных ценностях. У нас в народе есть поговорка: «Что посеешь, то и пожнешь». Семена, посеянные в сердцах их детей в процессе воспитания, позже сами вкушают горькие или сладкие плоды. Отношения, основанные на доверии и уважении между родителями и детьми,
1543
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
являются еще одним проявлением силы семьи. По сути, укрепление нравственно-правовых аспектов национальных и религиозных ценностей служит формированию совершенной личности и созданию гражданского общества. На самом деле каждый народ имеет свое уникальное наследие, сложившееся исторически и прошедшее испытания жизнью.
REFERENCES
1. Алимасов В. Конфуцийлик ва Шарк давлатчилиги.-Т.: Фалсафа ва хукук институт нашр. 2006, 53 -бет. 3
2. Абу Наср Форобий. Фозил одамлар шахри. -Т.: АДодирий номидаги "мерос" нашриёти, 1993, 182-бет
3. Абу Наср Форобий. Фозил одамлар шахри. -Т.: АДодирий номидаги "мерос" нашриёти, 1993, 182-бет
4. Ш.Ш. Шодиев, Д.Я.Шигабутдинова. «ШЕКСПИРОВСКИЙ ЛЕКСИКОН: СЛОВО REASON КАК ОБОЗНАЧАНИЕ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО УМА К АБСТРАКЦИИ УМОЗАКЛЮЧЕНИЮ» Инновационный потенциал развития науки в современном мире, 189-197, 2020
5. General cultural and educational values of ancient-classic latin language TN Zayniddinovn, SS Sharofiddinovich CENTRAL ASIAN JOURNAL OF THEORETICAL & APPLIED SCIENCES 2 (5), 77-80 2021
6. Islam in the evolution of social and political views of the Uzbek Jadids, their role in the formation of the idea of National IndependenceKB Shadmanov, SS Shodiev, TN Zayniddinovna CENTRAL ASIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES AND HISTORY 2 (2), 44-50 2021
7. Shodiyev Shaxobiddin Sharofiddinovich, & Tasheva Nafisa Zayniddinovna. (2021). THE ROLE OF THE WAY OF THE GREAT STEPPE IN THE CONTINUITY AND RELATIONSHIP OF THE PHILOSOPHY AND CULTURE OF THE MUSLIM EAST AND THE RENAISSANCE WEST. Innovative Academy Research Support Center, 1(3), 9-13. http://doi.org/10.5281/zenodo.4925956
8. Sadullaev, Denis Bakhtiyorovich Terminology as a separate scientific field and its actual position in modern linguistics // ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. Year : 2020, Volume : 10, Issue : 11, First page : ( 1964) Last page : ( 1973), Print ISSN : 0000-0000. Online ISSN : 2249-7137. Article DOI : 10.5958/2249-7137.2020.01486.X
9. Sadullaev, Denis B. "Problems of Understanding Philosophical Text as a Linguistic Phenomenon." JournalNX, vol. 6, no. 06, 2020, pp. 128-136.
1544
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
10. Bakhtiyorovich, S. D. (2021). The Influence of Philosophy, Philology and Linguistics upon Terminological Investigations. CENTRAL ASIAN JOURNAL OF THEORETICAL & APPLIED SCIENCES, 2(6), 68-74. Retrieved from https: //caj otas .centralasianstudies. org/index.php/CAJOTAS/article/view/195
11. Sadullaev Denis Bakhtiyorovich Linguistic combinatory processes "assimilation" and "borrowing" as a basis for the development of modern english terminology // Asian Journal of Multidimensional Research (AJMR). Year : 2020, Volume : 9, Issue : 11, First page : ( 33) Last page : ( 38), Online ISSN : 2278-4853. Article DOI : 10.5958/2278-4853.2020.00297.9
12. Denis Bakhtiyorovich Sadullaev. (2021). Features of the formation and becoming of philosophical concepts in english language as a reflection of cardinal changes in social development. current research journal of pedagogics, 2(12), 171-178. https://doi.org/10.37547/pedagogics-crjp-02-12-34
13. Bakhtiyorovich, S. D. (2021). TERM: DEFINITION OF THE CONCEPT AND ITS ESSENTIAL FEATURES. CENTRAL ASIAN JOURNAL OF THEORETICAL & APPLIED SCIENCES, 2(6), 12-18. Retrieved from http: //caj otas .centralasianstudies.org/index.php/CAJOTAS/article/view/181
14. Бахтиерович, С. Д. (2021). ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ СКВОЗЬ ПРИЗМУ КОМБИНАТОРНО-КОМПОНЕНТНОГО И ФУНКИОНАЛЬНО-СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. CENTRAL ASIAN JOURNAL OF THEORETICAL & APPLIED SCIENCES, 2(6), 23-29. Retrieved from http://cajotas.centralasianstudies.org/index.php/CAJOTAS/article/view/183
15. Sadullaev, D. B. (2021). Renaissance And Renaissance Philosophical Texts Through The Prism Of Historical Approach. The American Journal of Social Science and Education Innovations, 3(05), 364371. https://doi.org/10.37547/tajssei/Volume03Issue05-67
16. Sadullaev, D. B. (2021). Terminological challenges in modern linguistics (cultural component analysis). ISJ Theoretical & Applied Science, 12 (104), 360-364. Soi: http://s-o-i.org/L1/TAS-12-104-17 Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2021.12.104.17
17. Mirzaeva , A. S. (2022). INTRA-LINGUISTIC AND EXTRA-LINGUISTIC FACTORS RELATED TO THE LANGUAGE AND VOCABULARY OF THE BASIC CONCEPTS OF RENAISSANCE ENGLISH PHILOSOPHY . Eurasian Journal of Social Sciences, Philosophy and Culture, 1(5), 9-17. извлечено от https://www.in-academy.uz/index.php/ejsspc/article/view/51.
1545
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
18. Mirzaeva Aziza Shavkatovna. (2022). ENLIGHTENMENT-MORAL, PHILOSOPHICAL, LINGUISTIC VIEWS OF MODERN CREATORS. JOURNAL OF NEW CENTURY INNOVATIONS, 3(1), 200-208. https://doi.org/10.5281/zenodo.6467831.
19. Мирзаева Азиза Шавкатовна. (2022). ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-НРАВСТВЕННЫЕ, ФИЛОСОФСКИЕ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТВОРЦОВ. JOURNAL OF NEW CENTURY INNOVATIONS, 3(1), 190-199. https://doi.org/10.5281/zenodo.6467821.
20. Mirzaeva, Aziza Shavkatovna THEORY IN INTERTEXTUALITY AND THREE SEAMLESS INTERTEXTS: M.BUTTERFLV BY DAVID H. HWANG, AS IS BY WILLIAM M. HOFFMAN, AND EXECUTION OF JUSTICE BY EMILY MANN // ORIENSS. 2022. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/theory-in-intertextuality-and-three-seamless-intertexts-m-butterflv-by-david-h-hwang-as-is-by-william-m-hoffman-and-execution-of (дата обращения: 30.06.2022).
21. Мирзаева А. Ш. Реминисценция Как Элемент Интертекстуальности В Произведении Рика Риордана "Регсу Jackson and the Lightning Thief" //Международный Журнал Искусство Слова. - 2021. - Т. 4. - №. 3.
22. Kurbanov I. H. Журнал Молодой ученый №24(314). Features of the development of pedagogical innovation in the system of professional education within the manifestation of an innovative culture ет. 413 https: //moluch.ru/archive/314/
23. Курбанов И. Х. Психологическая готовность личности к инновационной деятельности основной ресурс инновационных преобразований в Узбекистане // Педагопчш шновацп реалп, перспективи: збiрник наукових праць. - Ки!в: 1ОД. - 2018. - № 2 (22). - С. 165-170 . Статья, сборник научных трудов, ВАК Украины.
24. Kurbanov I. H. The main role of professional competence teacher of the modern times // Освгга i розвиток обдаровано! особистостг наук.-метод. журнал / Н. Ф. Федорова (гол. ред. та ш.). - Кшв: 1ОД. - 2018. № 4 (71) . - С. 61-66. [Курбанов И. Х. Основная роль компетентности профессионального преподавателя современности]. Статья, сборник научных трудов, ВАК
1546