Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ И РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ВОСПИТАНИИ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РОМАНА И.С. ТУРГЕНЕВА "ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО")'

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ И РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ВОСПИТАНИИ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РОМАНА И.С. ТУРГЕНЕВА "ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
149
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендерные аспекты / нравственные основы воспитания / «тургеневские девушки / проблемы семьи и брака в русской литературе / gender aspects / moral foundations of education / “Turgenev girls” / problems of family and marriage in Russian literature"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чжен, Елена В.

В статье рассматривается актуальная литературоведческая проблема – изображение семьи и образа «тургеневской девушки» в свете гендерных аспектов современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ И РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ВОСПИТАНИИ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РОМАНА И.С. ТУРГЕНЕВА "ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО")

The article deals with an actual literary problem the image of the family and the image of the "Turgenev girl" in the light of the gender aspects of modern society.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ И РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ВОСПИТАНИИ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РОМАНА И.С. ТУРГЕНЕВА "ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО")»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ И РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ВОСПИТАНИИ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РОМАНА И.С. ТУРГЕНЕВА

"ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО")

В статье рассматривается актуальная литературоведческая проблема -изображение семьи и образа «тургеневской девушки» в свете гендерных аспектов современного общества.

Ключевые слова: гендерные аспекты, нравственные основы воспитания, «тургеневские девушки, проблемы семьи и брака в русской литературе

The article deals with an actual literary problem - the image of the family and the image of the "Turgenev girl" in the light of the gender aspects of modern society.

Keywords: gender aspects, moral foundations of education, "Turgenev girls", problems of family and marriage in Russian literature"

ВВЕДЕНИЕ

Независимость Узбекистана, его открытость миру - это благодатная почва, на которой наш духовный потенциал будет все быстрее расти, опираясь на постоянно расширяющиеся международные связи не только государства, но и общественности. Сегодня народ Узбекистана смело стремится к самому лучшему в образовании, науке и технике, культуре и искусстве, что создано всеми народами и государствами.

Будущее нашего государства и его народа, прежде всего, зависит от него самого, от духовной энергии и творческой силы его национального сознания. Естественное стремление материальному благополучию не должно заполнять необходимость духовного и интеллектуального роста нации. Духовность и просветительство всегда были самыми сильными отличительными чертами нашего народа на всем протяжении его многовековой истории.

Чжен Елена В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского литературоведения НамГУ chien 61@mail.ru, тел. (93) 404 2186

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 4/2

educational, natural and social sciences fV ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ~ ASI Factor = 1.7

Именно в сочетании наших традиционных ценностей с ценностями современного демократического общества - залог нашего будущего процветания, залог интеграции нашего общества в мировое сообщество. В Узбекистане много и плодотворно делается для воспитания нового поколения, воспитанного, здорового, грамотного и гармонически развитого: «В духовно-просветительской сфере важнейшей и актуальной задачей является воспитание свободно мыслящей, обладающей современными знаниями и профессиями молодёжи в духе уважения национальных и общечеловеческих ценностей, формирование у юношей и девушек преданности Родине и своему народу» [1, с. 2].

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Приоритетной задачей для развития нашей страны является «Системная организация работы по повышению духовности молодежи, широкой пропаганде чтения книг» - это одна из приоритетных задач в работе с молодежью, выдвинутых Президентом Республики Узбекистан в качестве пяти Приоритетов.

И в свете последовательных шагов по решению данной задачи можно отметить следующее: увеличение действующих библиотек, повышение роли краеведческих музеев и библиотек, увеличение библиотечного фонда, пропаганда читательской культуры, конференции и выставки, посвященные творчеству отечественных и русских писателей.

В реализации этих задач мы опираемся на сформировавшиеся в течение многих веков национальные традиции и на богатое духовное наследие, на художественные ценности. Эти ценности заключены в произведениях искусства узбекского народа и во всемирно известных художественных произведениях русского искусства слова.

«Наряду с освоением последних достижений в информационно -коммуникационной сфере мы уделяем большому вниманию повышению у детей и молодёжи интереса к чтению книг, дальнейшему развитию читательской культуры. Для этого следует усилить работу по размещению и широкой популяризации лучших образцов национальной и мировой литературы», - говорится далее в речи Президента Республики Узбекистан[2, с. 27 ].

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Именно в сочетании наших традиционных ценностей с ценностями современного демократического общества - залог нашего будущего процветания, залог интеграции нашего общества в мировое сообщество.

Творчество Ивана Сергеевича Тургенева сыграло громадную роль в духовном развитии русского общества, в истории русской литературы, обогатило мировую культуру.

Писатель был проницательным и прозорливым художником. От начала и до конца своей творческой жизни был чуткими ко всем проявлениям русской действительности. Он умел подмечать и откликаться на все живые и острые явления современности, ставить в своих произведениях именно те вопросы русской жизни, которые волновали общественную мысль. Книги его всегда вызывали литературную полемику, острую общественную борьбу, являлись примером действенного искусства.

Изучению творчества И.С.Тургенева в современной литературоведческой науке посвящено немало исследований (Островской Л., Поспелова Г., Пиксанова Н.К., Розанова И. Н., Соколова Ю. М. др.) .. При этом, во многих из них отмечается, что одним из важных вопросов, который поднимал И.С.Тургенев в своих произведениях был вопрос о семье, семейных ценностях и роли женщины в становлении нравственных ценностей. Именно с этим была связана проблема «тургеневских девушек» в ряде произведений писателя.

Размышления И.С. Тургенева о судьбе лучших людей в среде русского дворянства лежат в основе романа "Дворянское гнездо" (1858). Прочитав данный роман, мы можем сказать, что в нем дворянская среда представлена почти во всех ее состояниях - от захолустной мелкопоместной усадьбы до правящих верхов. Все в дворянской морали Тургенев осуждает в самой основе. Как дружно в доме Марьи Дмитриевны Калитиной и во всем "обществе" осуждают Варвару Павловну Лаврецкую за ее заграничные похождения, как жалеют Лаврецкого и, кажется, вот-вот готовы помочь ему. Но стоило только появиться Варваре Павловне и пустить в ход чары своего шаблонно-кокетливого обаяния, как все - и Мария Дмитриевна, и весь губернский бомонд - пришли от нее в восторг. Это развращенное существо, пагубное и исковерканное той же дворянской моралью, вполне по вкусу и высшей дворянской среде.

Паншин, воплощающий в себе "образцовую" дворянскую мораль, подан автором без саркастических нажимов. Можно понять Лизу, которая долго не могла, как следует, определить своего отношения к Паншину и по существу не

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

сопротивлялась намерению Марьи Дмитриевны выдать ее замуж за Паншина. Он обходителен, тактичен, в меру образован, умеет поддерживать беседу, он даже интересуется искусством: занимается живописью - однако пишет всегда один и тот же пейзаж, - сочиняет музыку и стихи. «Правда, одаренность его поверхностна: сильные и глубокие переживания ему просто недоступны. Подлинный артист Лемм это видел, а Лиза об этом, может быть, только смутно догадывалась. И кто знает, как бы сложилась судьба Лизы, если бы не спор. В композиции тургеневских романов идейные споры всегда играют огромную роль. Обыкновенно в споре или образуется завязка романа, или борьба сторон достигает кульминационного накала» [3, с. 29].. В "Дворянском гнезде" важное значение имеет спор между Паншиным и Лаврецким о народе. Тургенев позднее заметил, что это был спор между западником и славянофилом. Эту авторскую характеристику нельзя понимать буквально. Дело в том, что Паншин - западник особого, казенного толка, а Лаврецкий - не правоверный славянофил. В своем отношении к народу Лаврецкий больше всего похож на

Тургенева: он не пытается дать характеру русского народа какое-то простое, удобно запоминаемое определение. Как и Тургенев, он считает, что прежде, чем изобретать и навязывать рецепты устроения народной жизни, нужно понять характер народа, его нравственность, его подлинные идеалы. И вот в тот момент, когда Лаврецкий развивает эти мысли, рождается любовь Лизы к Лаврецкому.

Тургенев не уставал развивать мысль о том, что любовь по самой своей глубинной природе - чувство стихийное и всякие попытки рационального ее истолкования чаще всего просто бестактны. Но любовь большинства его героинь - «тургеневских девушек»- почти всегда сливается с альтруистическими устремлениями. Они отдают свои сердца людям самоотверженным, великодушным и добрым. Эгоизм для них, как, впрочем, и для Тургенева, самое неприемлемое человеческое качество.

Пожалуй, ни в одном романе Тургенев не проводил так настойчиво ту мысль, что в лучших людях из дворян все их хорошие качества, так или иначе, прямо или косвенно связаны с народной нравственностью. Лаврецкий прошел школу педагогических причуд своего отца, вынес бремя любви своенравной, эгоистичной и тщеславной женщины и все-таки не утратил своей человечности. Тургенев прямо сообщает читателю, что своей душевной стойкостью Лаврецкий обязан тому, что в его жилах течет крестьянская кровь, что в детстве он испытал на себе влияние матери крестьянки.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

«В характере Лизы Калитиной, во всем ее мироощущении, начало народной нравственности выражено еще определеннее. Всем своим поведением, своей спокойной грацией она, пожалуй, больше всех тургеневских героинь напоминает Татьяну Ларину» [4, с. 58].. Но в ее личности есть одно свойство, которое в Татьяне только намечено, но которое станет главной отличительной чертой того типа русских женщин, который принято называть "тургеневским". Это свойство - самоотверженность, готовность к самопожертвованию. В судьбе Лизы заключен тургеневский приговор обществу, которое убивает все чистое, что рождается в нем.

Излюбленное место действия в тургеневских произведениях - "дворянские гнезда" с царящей в них атмосферой возвышенных переживаний. Их судьба волнует Тургенева. Поэтому роман "Дворянское гнездо", проникнут чувством тревоги за судьбы "дворянских гнезд".

Можно сказать, что данный роман проникнут сознанием того, что "дворянские гнезда" вырождаются. Критически освещает Тургенев дворянские родословные Лаврецких и Калитиных, видя в них летопись крепостнического произвола, причудливую смесь "барства дикого" и аристократического преклонения перед Западной Европой.

Тургенев очень точно показывает смену поколений в роде Лаврецких, их связи с различными периодами исторического развития. « Жестокий и дикий самодур-помещик, прадед Лаврецкого ("что барин восхотел, то и творил, мужиков за ребра вешал ... старшого над собой не знал"); его дед, который однажды "перепорол всю деревню", безалаберный и хлебосольный "степной барин"; полный ненависти к Вольтеру и "изуверу" Дидероту, - это типичные представители русского "барства дикого". Сменяют их приобщившиеся к культуре то претензии на "французскость", то англоманство, что мы видим в образах легкомысленной старой княжны Кубенской, в весьма преклонном возрасте вышедшей замуж за молодого француза, и отца героя Ивана Петровича. Начав с увлечения "Декларацией прав человека" и Дидро, он кончил молебнами и баней. "Вольнодумец - начал ходить в церковь и заказывать молебны; европеец - стал париться и обедать в два часа, ложиться в девять, засыпать под болтовню дворецкого;

государственный человек - сжег все свои планы, всю переписку, трепетал перед губернатором и егозил перед исправником"[5, с. 97].. Такова была история одного из родов русского дворянства.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Также дано представление о семействе Калитиных, где родителям нет никакого дела до детей, лишь бы они были накормлены и одеты. Вся эта картина дополняется фигурами сплетника и шута старого чиновника Гедеоновского, лихого отставного штаб-ротмистра и известного игрока - отца Паншина, любителя казенных денег - отставного генерала Коробьина, будущего тестя Лаврецкого и т.п. Рассказывая историю семей персонажей романа, Тургенев создает картину весьма далекую от идиллического изображения "дворянских гнезд". «Он показывает разношерстую Россию, люди которой ударяются во все тяжкие от полного курса на запад до буквально дремучего прозябания в своем имении» [6, с.112]..

А все "гнезда", которые для Тургенева были оплотом страны, местом, где концентрировалась и развивалась ее мощь, претерпевают процесс распада, разрушения. Описывая предков Лаврецкого устами народа (в лице дворового человека Антона), автор показывает, что история дворянских гнезд омыта слезами многих их жертв. Одна из них - мать Лаврецкого - простая крепостная девушка, оказавшаяся, на свое несчастье, слишком красивой, что привлекает внимание барича, который, женившись из желания досадить отцу, отправился в Петербург, где увлекся другой. А бедная Малаша, не перенеся еще и того, что у нее, в целях воспитания, отняли сына, "безропотно, в несколько дней угасла".

Мы видим, что тема "безответности" крепостного крестьянства сопровождает все повествование Тургенева о прошлом рода Лаврецких. Образ злой и властной тетки Лаврецкого Глафиры Петровны дополняют образы постаревшего на барской службе дряхлого лакея Антона и старухи Апраксеи. Эти образы неотделимы от "дворянских гнезд".

Помимо крестьянской и дворянской линий автор еще разрабатывает линию любовную. В борьбу между долгом и личным счастьем перевес оказывается на стороне долга, которому даже любовь не в силах противостоять.

Крах иллюзий героя, невозможность для него личного счастья являются как бы отражением того социального краха, который пережило дворянство в эти годы. Нравственно чистое и высокое автор всегда связывает с образом женщины, девушки, которая готова на преодоление любых трудностей и невзгод, ради святой и чистой любви, ради сохранения отношений с любимым человеком.

"Гнездо" - это дом, символ семьи, где не прерывается связь поколений. В романе "Дворянское гнездо" нарушена эта связь, что символизирует разрушение, отмирание родовых поместий под влиянием крепостного права.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Тургенев надеется, что не все еще потеряно, и обращается в романе, прощаясь с прошлым, к новому поколению, в котором он видит будущее России. А все самое чистое и высоконравственное он связывает с образом своей «тургеневской девушки».

REFERENCES

1. Закон Республики Узбекистан "О Государственной молодежной политике -Газета "Народное слово" -15 сентября 2016 года N182 (6587)

2. Указ Президента Республики Узбекистан "О мерах по повышению эффективности государственной молодёжной политики и поддержке деятельности Союза молодёжи Узбекистана" - г. Ташкент, 5 июля 2017 года

3. Бродский Н. Л. И.С. Тургенев в воспоминаниях современников и его Письмах, ч. 1-2 - М.: Планета, 1994.- 542 с.

3. Голубков В.В. Художественное мастерство Тургенева. - М.: Терра, 1980.-

4. Островская Л. Жизнь Тургенева. - М.: Мир и писатель, 1991. - 512 с.

5. Пиксанов Н.К. У истоков красоты, добра и правды в художественном мироощущении И. С. Тургенева - М.: Синергия,1996. - 286 с.

6. Vitalevna, C. Y. (2020). Personally-oriented approach in upbringing students in the system of lifelong education. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(11), 415-419.

7. Chjen Elena, V. Personally-oriented approach in upbringing students in the system of lifelong education. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Jornal. ISSN, 2249-7137.

8. Vitalyevna, C. Y. (2021). INTERACTIVE METHODS OF TEACHING RUSSIAN LITERATURE IN SCHOOLS WITH UZBEK LANGUAGE LEARNING. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(4), 1169-1174.

9. MAMADALIEVNA, I. M. What Maked VP Gusin to Use Pseudonyms. JournalNX, 6(07), 302-304.

10.Исманова, М. М. (2021). ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В ОЦЕНКЕ В. ПОЛОНСКОГО. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(4), 1076-1080.

432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.