Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ'

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный педагог / диагностические умения / критерии сформированности / методы диагностики / личностное развитие учащихся. / social teacher / diagnostic skills / criteria for development / diagnostic methods / personal development of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байгулыева Л.

в статье рассматриваются научно-педагогические основы формирования диагностических умений у социальных педагогов, анализируется структура и критерии сформированности этих умений. Предлагается перечень методов для выявления уровня сформированности диагностических умений у социальных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байгулыева Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF FORMATION OF DIAGNOSTIC SKILLS IN THE PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN A SOCIAL TEACHER

the article discusses the scientific and pedagogical foundations of the formation of diagnostic skills among social educators, analyzes the structure and criteria for the formation of these skills. A list of methods is proposed for identifying the level of development of diagnostic skills among social educators.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ»

УДК 371

Байгулыева Л.

Преподаватель, Институт международных отношений МИД Туркменистана Туркменистан, г. Ашхабад

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация: в статье рассматриваются научно-педагогические основы формирования диагностических умений у социальных педагогов, анализируется структура и критерии сформированности этих умений. Предлагается перечень методов для выявления уровня сформированности диагностических умений у социальных педагогов.

Ключевые слова: социальный педагог, диагностические умения, критерии сформированности, методы диагностики, личностное развитие учащихся.

Формирование диагностических навыков у студентов, особенно в сфере социальной педагогики, представляет собой сложный и многогранный процесс. Этот процесс основан на различных научных и педагогических принципах, которыми руководствуются педагоги в развитии этих важнейших компетенций. Диагностические навыки относятся к способности выявлять, анализировать и решать различные проблемы или потребности в данном контексте. Для социальных учителей эти навыки необходимы, поскольку они часто работают с учениками разного происхождения и сталкиваются с многочисленными социальными, эмоциональными и образовательными проблемами. Поэтому развитие этих навыков имеет первостепенное значение

для подготовки будущих социальных учителей к эффективной поддержке личностного развития своих учеников.

В основе этого процесса лежит признание того, что диагностические навыки не являются врожденными, а могут развиваться посредством структурированной и целенаправленной образовательной структуры. Эта основа подкреплена несколькими ключевыми научными и педагогическими основами, включая психологические теории обучения и развития, педагогические стратегии и интеграцию практического опыта с теоретическими знаниями.

Психологические теории обеспечивают важную основу для понимания того, как можно развивать диагностические навыки. Теории когнитивного развития, например, предложенные Пиаже и Выготским, подчеркивают важность активного обучения и роль социального взаимодействия в когнитивном развитии. Теория Пиаже подчеркивает этапы когнитивного развития, на которых учащиеся активно конструируют знания посредством опыта. В контексте развития диагностических навыков это означает, что учащимся необходимы возможности для участия в деятельности по решению проблем и рефлексивному мышлению, чтобы улучшить свое понимание и способность эффективно диагностировать проблемы.

Теория Выготского, с ее акцентом на социальный контекст обучения, подчеркивает значение среды совместного обучения. По мнению Выготского, обучение происходит посредством взаимодействия с более знающими людьми, среди которых могут быть учителя, сверстники или даже члены семьи. Этот социальный аспект особенно актуален в социальной педагогике, где понимание и решение социальных проблем часто требуют совместных усилий и способности ориентироваться в сложной социальной динамике. Поэтому создание среды обучения, которая поощряет обсуждение, командную работу и наставничество, имеет жизненно важное значение для развития диагностических навыков.

С педагогической точки зрения развитие диагностических навыков предполагает реализацию конкретных стратегий обучения, которые способствуют критическому мышлению, решению проблем и рефлексивным практикам. Особенно эффективны методы активного обучения, такие как тематические исследования, моделирование и ролевые игры. Эти методы позволяют студентам погрузиться в реалистичные сценарии, в которых они должны применить свои теоретические знания для выявления и анализа проблем, предложения решений и размышления о результатах. Например, тематические исследования могут знакомить студентов со сложными социальными проблемами, которые требуют тщательной диагностики и стратегического вмешательства, тем самым оттачивая их аналитические навыки и практическое понимание.

Другой важной педагогической стратегией является использование формативной оценки и обратной связи. Формативное оценивание предоставляет учащимся постоянную возможность продемонстрировать свои диагностические способности и получить конструктивную обратную связь от преподавателей. Этот итеративный процесс помогает студентам постоянно совершенствовать свои навыки, обретать уверенность в своих диагностических возможностях и учиться на своих ошибках. Обратная связь должна быть конкретной, действенной и поддерживающей, помогая учащимся задуматься о своей успеваемости и определить области для улучшения.

Интеграция практического опыта с теоретическим обучением является еще одним краеугольным камнем развития диагностических навыков. Работа на местах, стажировки и проекты сервисного обучения предлагают бесценный практический опыт, который устраняет разрыв между обучением в классе и практическим применением. Благодаря этому опыту учащиеся сталкиваются с реальными социальными проблемами и должны применять свои диагностические навыки в аутентичных контекстах. Такое практическое

знакомство не только повышает их диагностические компетенции, но и способствует более глубокому пониманию сложностей и нюансов социальной работы.

Более того, развитие диагностических навыков у социальных педагогов предполагает воспитание определенных личностных качеств и склонностей. Эмпатия, этическая чувствительность, культурная компетентность и приверженность социальной справедливости являются важными качествами для эффективного социального обучения. Эмпатия позволяет социальным учителям понимать и относиться к переживаниям и эмоциям своих учеников, что имеет решающее значение для точного диагноза и эффективного вмешательства. Этическая чувствительность гарантирует, что диагностическая практика проводится добросовестно и с уважением к достоинству и правам человека. Культурная компетентность предполагает понимание и признание разнообразия культурных традиций и опыта учащихся, что жизненно важно для точного диагноза и соответствующей поддержки. Приверженность социальной справедливости побуждает социальных учителей бороться с системным неравенством и защищать благополучие и права своих учеников.

Профессиональное развитие и непрерывное обучение также являются неотъемлемой частью формирования диагностических навыков. Область социальной педагогики постоянно развивается, регулярно появляются новые исследования, теории и практики. Социальные педагоги должны учиться на протяжении всей жизни, чтобы быть в курсе этих событий и постоянно совершенствовать свои диагностические навыки. Возможности профессионального развития, такие как семинары, конференции и программы повышения квалификации, предоставляют социальным педагогам платформу для расширения своих знаний, изучения новых методов и общения со сверстниками и экспертами в этой области.

Роль рефлексивной практики в развитии диагностических навыков невозможно переоценить. Рефлексивная практика предполагает критическое изучение собственного опыта, действий и решений, чтобы получить понимание и улучшить будущую практику. Социальным педагогам рефлексивная практика помогает глубже понять свои диагностические процессы, распознавать предубеждения и предположения и принимать более обоснованные и эффективные решения. Поощрение учащихся к регулярному участию в рефлексивной деятельности, такой как ведение дневника, обсуждения со сверстниками и самооценка, способствует развитию привычки к постоянному самосовершенствованию и критическому мышлению.

Таким образом, научно-педагогические основы формирования диагностических навыков у студентов, особенно обучающихся по профессиям социальных педагогов, многогранны и переплетены. Эти основы включают психологические теории обучения и развития, стратегии активного обучения, интеграцию практического опыта с теоретическими знаниями, развитие личных качеств и склонностей, а также стремление к профессиональному развитию и рефлексивной практике. Используя эти основы, преподаватели могут эффективно подготовить будущих социальных учителей к диагностике и удовлетворению разнообразных потребностей своих учеников, в конечном итоге поддерживая их личное развитие и способствуя достижению более широких целей социального равенства и справедливости. Постоянное развитие образовательной практики и стремление к развитию этих важнейших навыков гарантируют, что социальные учителя будут хорошо подготовлены к решению проблем своей профессии и окажут значимое влияние на жизнь своих учеников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Корнят В. С. Критерии сформированности диагностических умений социального педагога // Дискуссия. 2013. № 10 (40).

2. Белавина О. В. Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий в средней школе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 3 (27).

3. Тихонова Е. В. Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий в средней школе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 3 (27).

4. Боброва Д. В. Критерии, показатели и уровни сформированности рефлексивных умений бакалавра // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 2.

5. Смоляр А. И., Черномырдина Т. Н. К проблеме оценивания коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 2.

Baygulyeva L.

Lecturer,

Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of

Turkmenistan Turkmenistan, Ashgabat

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF FORMATION OF DIAGNOSTIC SKILLS IN THE PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN A SOCIAL TEACHER

Abstract: the article discusses the scientific and pedagogical foundations of the formation of diagnostic skills among social educators, analyzes the structure and criteria for the formation of these skills. A list of methods is proposed for identifying the level of development of diagnostic skills among social educators.

Key words: social teacher, diagnostic skills, criteria for development, diagnostic methods, personal development of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.