Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корякина София Руслановна, Миронова Татьяна Ивановна, Смирнова Екатерина Евгеньевна

В статье представлена структура исследовательской компетентности школьников, раскрыты основные критерии ее сформированности. Показана необходимость развития исследовательской компетентности в период становления личности. Приведены результаты констатирующего эксперимента, проведенного на выборке шестиклассников (n = 100), с использованием следующего диагностического инструментария: авторская анкета, направленная на выявление уровня исследовательской компетентности школьников, педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки для педагогов «Выявление исследовательских умений» по А.И. Савенкову. Исследование проводилась на базе МБОУ СОШ № 30 г. Костромы. Выявление специфики исследовательской компетентности школьников позволяет наметить перспективы педагогической деятельности, направленной на создание благоприятных социально-культурных условий развития исследовательских умений и мотивации участия детей в исследовательской деятельности. Показано, что направленное применение комплекса мероприятий, развивающих исследовательские компетенции школьников, оказывает положительное влияние не только на эффективность их познавательной деятельности, но имеет также важное воспитательное значение, поскольку способствует развитию навыков самоконтроля, ответственности, саморазвития, умений действовать в команде и решать сложные задачи сообща.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корякина София Руслановна, Миронова Татьяна Ивановна, Смирнова Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR ASSESSING THE SCHOOLCHILDREN’S RESEARCH COMPETENCY LEVEL

The article presents the structure of research competency, we reveal the main criteria for its formation. The necessity of developing research competency in the period of personality formation is shown. The results of an ascertaining experiment conducted on a sample of 100 sixthformers using the following diagnostic tools are presented - the author’s questionnaire aimed at identifying the level of research competency of schoolchildren, pedagogic observation, the method of peer review for pedagogues «Identification of research skills» by Aleksandr Savenkov, questioning of parents. Approbation of the results of the study was carried out on the basis of secondary school #30 in Kostroma. Identification of the specifics of the research competency of schoolchildren makes it possible to outline the prospects for pedagogic activity aimed at creating favourable socio-cultural conditions for the development of research skills and motivation for the participation of children in research activities. It is assumed that the targeted application of a set of activities that develop the research competencies of schoolchildren has a positive impact not only on the effectiveness of their cognitive activity, but also an important educational value, since it contributes to the development of self-control skills, responsibility, self-development, the ability to act in a team and solve complex problems together.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 38-44. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 2, pp. 38-44. ISSN 2073-1426 Научная статья УДК 373

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-38-44

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Корякина София Руслановна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, sofiyakoryakina@list.ru,

https://orcid.org/0000-0001-8022-0254 Миронова Татьяна Ивановна, доктор психологических наук, профессор, Костромской государственный университет,

Кострома, Россия, mironova@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2454-9535 Смирнова Екатерина Евгеньевна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, see_79@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8690-0266

Аннотация. В статье представлена структура исследовательской компетентности школьников, раскрыты основные критерии ее сформированности. Показана необходимость развития исследовательской компетентности в период становления личности. Приведены результаты констатирующего эксперимента, проведенного на выборке шестиклассников (n = 100), с использованием следующего диагностического инструментария: авторская анкета, направленная на выявление уровня исследовательской компетентности школьников, педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки для педагогов «Выявление исследовательских умений» по А.И. Савенкову. Исследование проводилась на базе МБОУ СОШ № 30 г. Костромы. Выявление специфики исследовательской компетентности школьников позволяет наметить перспективы педагогической деятельности, направленной на создание благоприятных социально-культурных условий развития исследовательских умений и мотивации участия детей в исследовательской деятельности. Показано, что направленное применение комплекса мероприятий, развивающих исследовательские компетенции школьников, оказывает положительное влияние не только на эффективность их познавательной деятельности, но имеет также важное воспитательное значение, поскольку способствует развитию навыков самоконтроля, ответственности, саморазвития, умений действовать в команде и решать сложные задачи сообща. Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские способности, исследовательская компетентность, социально-культурные условия, образовательный процесс, структурные компоненты исследовательской компетентности, методика диагностики исследовательской креативности. Для цитирования: Корякина С.Р., Миронова Т.И., Смирнова Е.Е. Методика оценки уровня исследовательской компетентности школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 38-44. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-38-44

Research Article

METHODOLOGY FOR ASSESSING THE SCHOOLCHILDREN'S RESEARCH COMPETENCY LEVEL

Sofiya R. Koryakina, Kostroma State University, Kostroma, Russia, sofiyakoryakina@list.ru, https://orcid.org/0000-0001-8022-0254 Tatyana I. Mironova, Doctor of Psychology, Professor, Kostroma State University, Kostroma, Russia, mironova@ksu.edu.ru,

https://orcid.org/0000-0003-2454-9535 Ekaterina E. Smirnova, Candidate of Pedagogical Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, see_79@mail.ru , https://orcid.org/0000-0002-8690-0266

Abstract. The article presents the structure of research competency, we reveal the main criteria for its formation. The necessity of developing research competency in the period of personality formation is shown. The results of an ascertaining experiment conducted on a sample of 100 sixthformers using the following diagnostic tools are presented - the author's questionnaire aimed at identifying the level of research competency of schoolchildren, pedagogic observation, the method of peer review for pedagogues «Identification of research skills» by Aleksandr Savenkov, questioning of parents. Approbation of the results of the study was carried out on the basis of secondary school #30 in Kostroma. Identification of the specifics of the research competency of schoolchildren makes it possible to outline the prospects for pedagogic activity aimed at creating favourable socio-cultural conditions for the development of research skills and motivation for the participation

Вестник КГУ -Л 2022

© Корякина С.Р., Миронова Т.И., Смирнова Е.Е., 2022

of children in research activities. It is assumed that the targeted application of a set of activities that develop the research competencies of schoolchildren has a positive impact not only on the effectiveness of their cognitive activity, but also an important educational value, since it contributes to the development of self-control skills, responsibility, self-development, the ability to act in a team and solve complex problems together.

Keywords: research competency; research activities; research abilities; socio-cultural conditions; educational process; structural components of research competency; methodology for diagnosing research creativity.

For citation: Koryakina S.R., Mironova T.I., Smirnova E.E. Methodology for assessing the schoolchildren's research competency level. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 2, pp. 38-44. https://doi. org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-38-44

Введение

Исследовательская компетентность является важной личностной характеристикой, включающей в себя мотивацию к научной деятельности, регулярное получение необходимых знаний для решения тех или иных жизненных и познавательных задач, активное использование информационных и коммуникационных средств для решения исследовательских задач, умение излагать свое мнение и грамотно аргументировать свою точку зрения. Проблема развития исследовательских компетенций у детей школьного возраста рассматривается как актуальная область педагогических исследований ещё и потому, что современная образовательная организация нуждается в создании благоприятной социально-креативной среды, способствующей самостоятельной исследовательской работе обучающегося. В связи с реализацией системно-деятельностного подхода и требованиями ФГОС ведущими формами организации учебного процесса являются: самостоятельная работа, предполагающая готовность обучающихся к самоорганизации своей деятельности, стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, способность к творчеству. В связи с развитием общешкольной проектной деятельности каждый обучающийся средней общеобразовательной школы должен быть готов выбирать интересующую его тему исследовательской работы, способ её разработки, ожидаемый результат, форму представления результата.

Вопросами развития исследовательских компетенций личности занимались Ю.К. Бабанский, И.А. Каи-ров, В.А. Сластенин, А.А. Жаркова, Я.В. Кривен-ко, О.А. Козырева, С.В. Никитина, В.А. Далингер, С.И. Дяченко, Т.В. Иванова, О.В. Токарева. Ряд зарубежных и отечественных ученых утверждают, что исследовательская компетентность - это способность личности выполнять исследовательские задачи, требующие самостоятельного творческого решения, овладение методами научного познания в процессе деятельности. В трудах Ю.К. Бабанского, И.А. Каи-рова, И.В. Карпенко, В.О. Пунского, В.И. Смирнова, И.Ф. Харламова выявлены различные условия, способствующие успешной исследовательской деятельности школьников. Важными являются такие условия, как:

1. Наличие мотивации.

2. Владение достаточным количеством информации.

3. Использование полученных знаний в нестандартных ситуациях.

4. Умение распознавать, оценивать и анализировать исследовательские явления и ситуации.

5. Развитые исследовательские способности.

Установленные в 20-е гг. ХХ в. формы организации и управления системой внешкольного образования показали свою высокую результативность и действовали на протяжении многих десятилетий [Полупаненко: 222]. Однако в современных условиях формирование знаний не является главной целью образования. Обществу требуется специалист новой формации - активный, творчески мыслящий, готовый к самостоятельному поиску научной информации и применению научных знаний на практике. Современные российские наработки науки и практики в области сопровождения одаренных детей имеют огромную ценность для грамотной организации образовательного процесса с данной категорией как потенциальной интеллектуальной элитой страны. Наряду с этим важно проводить сравнение российского опыта и опыта других стран для определения возможных точек дальнейшего роста [Грушецкая, Щербинина, Лепешев: 29]. Для этого необходим качественно иной подход к обучению - компетентност-ный [Козырев: 97].

Понятие «компетентность» рассматривается в различных науках - педагогике, психологии, социологии, юриспруденции, философии. В толковом словаре С.И. Ожегова [Ожегов] компетентность понимается в общем смысле как совокупность знаний и опыта в той или иной области.

Джон Равен определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [Равен].

В центре внимания нашего исследования стоит проблема формирования исследовательской компетентности школьников. В науке установлено, что участие подростка в исследовательской деятельности

положительно сказывается на его психологическом здоровье, способствует самоопределению, осознанию собственной уникальности, идентичности, разрешению внутриличностных конфликтов, развитию межличностных отношений и личностному росту [Хода-ковская, Голянич, Бондарук: 24; Цветкова, Гурвич: 48; Фанталова: 66; Хватова: 468].

Исследовательская компетентность понимается нами как способность и готовность обучающегося осваивать и самостоятельно получать новые знания, умения, определять проблему, выдвигать гипотезы, предлагать пути решения проблемы [Корякина].

Мы полагаем, что исследовательская компетентность представляет собой совокупность следующих компонентов:

1. Мотивационно-ценностный (сформированность интереса к участию в исследовательской деятельности, направленность личности на решение научной проблемы).

2. Когнитивный (понимание этапов и методов исследовательской и проектной деятельности, способность к использованию полученных знаний в различных ситуациях).

3. Деятельностный (применение адекватной методики исследования на практике, нестандартное решение научно-практических задач).

4. Коммуникативный (связан с умениями налаживать межличностные отношения в процессе совместной исследовательской деятельности, соблюдение правил поведения в исследовательских коллективах).

5. Рефлексивный (требует умений распознавать, оценивать и анализировать исследовательские явления и ситуации, выделять оптимальные способы исследовательской деятельности, оценивать степень развития исследовательских компетенций и свою результативно сть).

6. Психологический (предполагает наличие умений самоорганизации, самостоятельности, самообучения, самоконтроля, саморегуляции, самоопределения, саморазвития).

В научной литературе существует достаточно большой объем публикаций, посвященных компетентности - описаны виды, уровни, изучены механизмы развития. Однако сведений об условиях и механизмах формирования исследовательской компетентности в среднем звене школы крайне мало.

Таким образом, необходима комплексная диагностика исследовательских компетенций современных подростков и создание специальных психолого-педагогических условий для формирования исследовательской компетентности детей в образовательной среде школы.

Это легло в основу выбора цели данного исследования: точная и объективная оценка исследовательской компетентности подростков по шести кри-

териям (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, коммуникативный, рефлексивный, психологический); выявление на основе результатов диагностики «зон риска» и условий формирования исследовательской компетентности школьников. Объектом исследования являются исследовательские компетенции школьников, предметом - методика их оценки и развития. Организация исследования

В ходе работы проверялась следующая гипотеза: исследовательская компетентность у современных обучающихся развита недостаточно (особенно в среднем звене школы), поскольку дети привыкли получать информацию в готовом виде. Низкий уровень сформированности исследовательской компетентности в некоторых случаях обусловлен слабой мотивацией обучающихся к процессу исследования, а также отсутствием социально-культурных условий для осуществления исследовательской деятельности детей.

Выборка составила 100 человек, из них мальчиков - 41, девочек - 59. На момент проведения диагностики все они являлись обучающимися параллели 6-х классов МБОУ СОШ № 30 г. Костромы. Средний возраст составил 12,7 лет.

Диагностика проводилась с использованием следующего инструментария: авторская анкета, направленная на выявление уровня исследовательской компетентности школьников, педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки для педагогов «Выявление исследовательских умений» по А.И. Савенкову.

Авторский опросник, позволяющий выявлять степень развития каждого из компонентов исследовательской компетентности, содержал 20 вопросов. Каждому из 6 критериев соответствовало 3 вопроса. По инструкции отвечать на них необходимо было максимально быстро, не задумываясь, поставив рядом с понравившимся ответом любой удобный знак. Кроме того, было 2 дополнительных вопроса практической направленности, требующих максимально полного развёрнутого ответа.

Шкала самооценки (от 0 до 10 баллов) предполагала следующую градацию:

7-10 - положительная оценка и положительное отношение к тому, о чем идет речь, переживание при этом положительных эмоций: радости, удовлетворения, признательности, благодарности, уверенности в себе и т. д.;

4-6 - нейтральная оценка и нейтральное отношение к тому, о чем идет речь; отсутствие каких-либо эмоций;

0-3 - негативная оценка, негативное отношение к тому, о чем идет речь; переживание при этом отрицательных эмоций: раздражения, гнева, досады, страха, грусти, обиды, зависти, презрения и т. д.

За каждым подростком параллельно проводилось систематическое, инклюзивное, продольное педагогическое наблюдение по следующим параметрам:

1. Интенсивность эмоционального отклика на нестандартную исследовательскую ситуацию.

2. Скорость нахождения подходящего решения нестандартной исследовательской задачи.

3. Число используемых методов решения исследовательской задачи (попытка объединиться в группы, стремление задействовать различные источники информации и т. д.).

4. Эффективность найденного решения, его «элегантность», рациональность, практическая осуществимость.

5. Способность к рефлексии.

Для достижения максимальной объективности исследования проводилось интервью педагогов, работающих с данной параллелью и преподающих учебные дисциплины различной направленности. Экспертная оценка проводилась при помощи диагностической карты «Выявление исследовательских умений» по А.И. Савенкову, что позволило оценить следующие исследовательские умения школьников: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, умение экспериментировать, делать выводы и умозаключения.

Педагогам было предложено оценить исследовательские умения школьников по следующим критериям:

3 балла - умение сформировано;

2 балла - умение формируется;

1 балл - умение не сформировано. Результаты исследования и их обсуждение

Уровень развития компонентов исследовательской компетентности школьников представлен на рисунке 1.

На рисунке 1 видно, что около половины школьников имеют высокий уровень сформированности мо-тивационно-ценностного компонента. Это говорит об их изначальном интересе к исследовательской деятельности, что проявляется в их любознательности, повышении интереса в случае необычной, нестандартной исследовательской ситуации. При этом ребята не устают задавать вопросы: «Пожалуйста, расскажите об этом поподробнее!» Затем у них появляется желание узнать неизвестное самостоятельно: «Хочу прочитать об этом», «Посмотрю в интернете», «Спрошу у папы» и др. Однако у другой половины подростков отмечается средний и низкий уровень мотивации, новое вызывает у них тревогу либо отсутствие интереса. Задача педагога при работе с данным компонентом непроста: усилить мотивацию одной части коллектива, при этом не ослабив интерес у другой, давая им нестандартные исследовательские задачи, создавая ситуацию успеха при креативном ее решении.

Когнитивный компонент развит недостаточно. Преобладает средний уровень сформированности когнитивных компетенций. Это связано с тем, что проектно-исследовательские работы выполнялись ранее, но не стали значимы для детей. Важно понимать, что именно подростковый возраст является сензитивным к исследовательской деятельности. Именно в этот период ребенок учится выстраивать логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи. Если у ребенка не сформированы предпосылки к этому, он неизбежно сталкивается с когнитивными трудностями (трудностями анализа, нахождения детерминантных связей, генерирования идей, сомнения и др.).

Показатели деятельностного компонента оказались очень низкими. Это проявляется в том, что ребя-

70 60 50 40 30 20 10 0

.о* .«>*

.о* Л* „О* .0* .0*

^ # # ^ # #

гР .гГ

«Г

У / >

у

/ /

■ Низкий уровень сформированности

В Средний уровень сформированности

И Высокий уровень сформированности

Рис. 1. Уровень развития компонентов исследовательской компетентности школьников (п = 100)

80 70 60 50 40 30 20 10 0

I

I

Г

я

н

л

/

/

I

•е

I Умение сформировано

НУмение формируется

НУмение не сформировано

Рис. 2. Уровень развития исследовательских умений школьников (п = 100)

та задают вопросы, означающие непонимание основных этапов исследования: «Пожалуйста, объясните, что делать? В каком порядке? С чего начать?». Они пасуют перед трудностями, не могут довести решение задачи до ожидаемого результата.

Можно судить о том, что коммуникативные компетенции школьников на данный момент также невысоки. Причины этого очень разнообразны: от робости при отстаивании собственной точки зрения до неумения находить компромисс. Известен вывод учёных о необходимости адресной психолого-педагогической помощи взрослого в процессе осознания и преодоления ребенком актуальных коммуникативных трудностей [Самохвалова 2017: 5]. Не стоит забывать о том, что для педагога важно обладать самому хорошо сформированными коммуникативными компетенциями. Коммуникативный компонент в структуре индивидуального стиля педагогической деятельности является центральным, доминантным звеном, поскольку обеспечивает эффективность взаимодействия учителя с другими участниками педагогического процесса [Самохвалова].

Способность к рефлексии - важное качество любого современного человека. Школьникам часто предлагают подвести итоги своей работы, самостоятельно оценить себя, озвучить собственные успехи и неудачи для того, чтобы в дальнейшем скорректировать собственную образовательную траекторию развития. На рисунке 1 видно, что преобладающее большинство школьников владеет перечисленными навыками.

Зафиксировано преобладание низкого уровня сформированности психологического компонента исследовательской компетентности. Полагаем, что исследовательский процесс - это стрессовая ситуация для школьника, который не привык к неизвестности, неопределенности. При переходе из начальной школы на следующую ступень обучения наступает пе-

риод адаптации к новым условиям, что, возможно, также приводит к снижению результатов в исследовательской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспертная оценка, проведённая при помощи диагностической карты «Выявление исследовательских умений» по А.И. Савенкову, позволила выявить степень развития исследовательских умений школьников (рис. 2).

Наряду с хорошим умением выдвигать гипотезы и давать определения наблюдаемым явлениям, школьники не всегда могут внимательно наблюдать, у них отсутствуют навыки научного эксперимента, они не всегда могут сформулировать вывод, полученный на практике. Заключение

На основании полученных данных можно утверждать, что гипотеза о недостаточной сформированности структурных компонентов исследовательской компетентности подтвердилась: сильно «запаздывают» в развитии когнитивный и деятельностный компоненты. В ходе исследования были обнаружены низкие значения, полученные по психологическому компоненту. Однако следует отметить довольно высокий уровень мотивационно-ценностного компонента, а это означает, что изначально интерес учащихся к исследовательской деятельности присутствует, важно его поддерживать и развивать. Детям необходимо развивать умения экспериментировать и делать самостоятельные выводы по результатам исследований.

В связи с этим предлагается создание специальных социокультурных условий в образовательной среде школы:

1. Создание развивающей социально-культурной среды в образовательной организации.

2. Включение в образовательный процесс различных способов исследовательской деятельности школьников (решение исследовательских задач, исследовательская практика, создание исследователь-

ских ситуаций, научно-практические конференции, школьные научные общества, технология массового проектного исследования и т. д.).

3. Стимулирование креативности обучающихся в процессе решения междисциплинарных исследовательских задач.

4. Внедрение системы наставничества (как со стороны педагогов, так и со стороны старшеклассников) в сферу исследовательской активности школьников.

Действенными педагогическими средствами в процессе реализации данных условий могут стать:

1. Проведение мероприятий, популяризирующих научно-исследовательскую деятельность (игры, творческие вечера, посвящённые жизни знаменитых учёных).

2. Создание научного общества учащихся, в котором происходит обмен опытом, взаимопомощь при выполнении того или иного этапа проектной деятельности (к примеру, старшеклассник может помочь младшим школьникам при проведении эксперимента, при этом провести среди них социологический опрос или анкетирование для собственного проекта).

3. Организация командной работы педагогов с целью обеспечения междисциплинарности и ин-тегративности приобретаемых школьниками знаний и компетенций.

Список литературы

Грушецкая И.Н., Щербинина О.С., Лепешев Д.А. Особенности социально-педагогической работы с одаренными детьми в Российской Федерации и Республике Казахстан // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 29-35.

Корякина С.Р. Проектная деятельность как ресурс формирования исследовательских компетенций школьников // Психология и педагогика социального воспитания: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 85-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. 2020. С. 423.

Модернизация образования в России: хрестоматия / под ред. В.А. Козырева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.С. Герцена, 2002. С. 97.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова. 1992.

Полупаненко Е.Г. Влияние государственной политики на развитие отечественного внешкольного химического образования в 20-е гг. ХХ в. // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 222-227.

Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.

Самохвалова А.Г. Социокультурная детерминация коммуникативных трудностей современных де-

тей и подростков // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 55. С. 5.

Самохвалова А.Г. Формирование коммуникативного компонента индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя. Ярослаль, 1997. 202 с.

Фанталова Е.Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии // Клиническая и специальная психология. 2013. № 1. С. 66-83.

Ходаковская О.В., Голянич В.М., Бондарук А.Ф. Психологическое здоровье: ценности и самоидентификация школьников подросткового возраста // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 24-31.

ХватоваМ.В. Аксиологический подход к исследованию акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи // Известия Смоленского государственного университета. 2011. № 3 (15). С. 468-478.

References

Grushetskaya I.N., Shcherbinina O.S., Lepeshev D.A. Features of social and pedagogical work with gifted children in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan [Features of social and pedagogical work with gifted children in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan]. Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokine-tics [Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2020, vol. 26, № 1, pp. 29-35. (In Russ.)

Koryakina S.R. Project activity as a resource for the formation of research competencies of schoolchildren [Project activity as a resource for the formation of research competencies of schoolchildren]. Psychology and Pedagogy of Social Education: materials of the IIIAll-Russian scientific-practical conference with international participation, dedicated to the 85th anniversary of the birth of A.N. Lutoshkin [Psychology and Pedagogy of Social Education: Materials of III All-Russia. scientific-practical. conf. with international participation, dedicated 85th anniversary of the birth of A.N. Lutoshkin], 2020, pp. 423. (In Russ.)

Modernization of education in Russia [Modernization of education in Russia: reader], ed. by V.A. Kozyrev. St. Petersburg, Publishing House of the Russian State Pedagogical University im. A.S. Herzen, 2002, pp. 97. (In Russ.)

Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of Ozhegov [Explanatory dictionary of Ozhegov], 1992. (In Russ.)

Polupanenko E.G. The influence of state policy on the development of domestic out-of-school chemistry education in the 20s. 20th century [The influence of state poli-

cy on the development of domestic out-of-school chemistry education in the 20s. 20th century]. Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics [Bulletin of the Kostroma State University. Ser.: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2021, vol. 27, № 1, pp. 222-227. (In Russ.)

Raven J. Competence in modern society. M., Kogi-to-center Publ., 2002.

Samokhvalova A.G. Sociocultural determination of the communicative difficulties of modern children and adolescents [ПЕРЕВОД]. Psikhologicheskie issledova-niya [ПЕРЕВОД], 2017, vol. 10, № 55, pp. 5. (In Russ.)

Samokhvalova A.G. Formation of the communicative component of the individual style of pedagogical activity of the future teacher [Formation of the communicative component of the individual style of pedagogical activity of the future teacher]. Yaroslavl, 1997, 202 p. (In Russ.)

Fantalova E.B. Diagnostics of values and internal conflicts in general and clinical psychology [Diagnostics of values and internal conflicts in general and clinical psychology]. Clinical and special psychology [Clinical and special psychology], 2013, № 1, pp. 66-83. (In Russ.)

Khodakovskaya O.V, Golyanich V.M., Bondaruk A.F. Psychological health: values and self-identification of adolescent schoolchildren [Psychological health: values and self-identification of adolescent schoolchildren]. Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics [Bulletin of the Kostroma State University. Ser.: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2021, vol. 27, № 2, pp. 24-31. (In Russ.)

Khvatova M.V. Axiological approach to the study of acmeological resources of the psychological health of young people [Axiological approach to the study of acmeological resources of the psychological health of young people]. Bulletin of the Smolensk State University [Bulletin of the Smolensk State University], 2011, № 3 (15), pp. 468-478. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 11.05.2022; одобрена после рецензирования 18.06.2022; принята к публикации 18.06.2022.

The article was submitted 11.05.2022; approved after reviewing 18.06.2022; accepted for publication 18.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.