Научная статья на тему 'Ролевая структура профессиональной деятельности преподавателя высшей школы'

Ролевая структура профессиональной деятельности преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРЕПОДАВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ / РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TEACHING IN HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCES / PROFESSIONAL ROLES / ROLE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колобова Екатерина Андреевна, Самохвалова Анна Геннадьевна, Сокова Галина Георгиевна, Тимонина Любовь Ильинична

В статье поднимаются актуальные вопросы реализации компетентностного подхода к профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, дифференциации педагогического труда, внедрения индивидуального и субъектного подходов в организации учебного процесса в вузе. Описаны изменения, происходящие в высшем образовании, и предъявляемые к преподавателю в современной образовательной среде требования, которые связаны с многофункциональностью роли преподавателя в современных условиях: уметь обучить студентов и оценить знания и компетенции, организовать научную деятельность, актуализировать содержание и формы преподаваемых дисциплин с учетом ФГОС, вовлекать студентов в проектную деятельность, применять дистанционные технологии обучения, сотрудничать с работодателями. В статье выявлены и описаны возможные ролевые позиции современного преподавателя высшей школы («методист-предметник», «наставник», «тьютор», «ученый», «воспитатель», «координатор»), а также необходимые для успешной реализации этих позиций компетенции, знания, умения, педагогические действия и средства. Представлены результаты исследования ролевой структуры профессиональной деятельности преподавателей Костромского государственного университета, выявлены основные точки роста профессиональных компетенций педагогического коллектива вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колобова Екатерина Андреевна, Самохвалова Анна Геннадьевна, Сокова Галина Георгиевна, Тимонина Любовь Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role structure of higher school teacher’s professional activity

The article raises topical issues of the implementation of the competency approach to the professional activity of a higher education teacher, differentiation of pedagogic work, the introduction of individual and subjective approaches to the organization of the educational process at a university. The changes occurring in higher education, and the requirements for the teacher in the modern educational environment, which are associated with the multifunctionality of the role of the teacher in modern conditions, are described be able to educate students and evaluate knowledge and competences, organise scientific activities, update the content and forms of taught disciplines taking into account state standards of education of the Russian Federation, involve students in project activities, apply distance learning technologies, cooperate with employers. The possible role positions of the modern teacher of higher education ("methodologist-subject", "mentor", "tutor", "scientist", "educator", "coordinator"), as well as the competences, knowledge necessary for the successful implementation of these positions, have been identified and described. skills, pedagogic actions and means. The results of the study of the role structure of the professional activity of teachers of Kostroma State University are presented, the main points of growth of professional competences of the university teaching staff are identified.

Текст научной работы на тему «Ролевая структура профессиональной деятельности преподавателя высшей школы»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-136-144 УДК 378.013

Колобова Екатерина Андреевна

Костромской государственный университет

Самохвалова Анна Геннадьевна

Костромской государственный университет

Сокова Галина Георгиевна

Костромской государственный университет Тимонина Любовь Ильинична

Костромской государственный университет

РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье поднимаются актуальные вопросы реализации компетентностного подхода к профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, дифференциации педагогического труда, внедрения индивидуального и субъектного подходов в организации учебного процесса в вузе. Описаны изменения, происходящие в высшем образовании, и предъявляемые к преподавателю в современной образовательной среде требования, которые связаны с многофункциональностью роли преподавателя в современных условиях: уметь обучить студентов и оценить знания и компетенции, организовать научную деятельность, актуализировать содержание и формы преподаваемых дисциплин с учетом ФГОС, вовлекать студентов в проектную деятельность, применять дистанционные технологии обучения, сотрудничать с работодателями. В статье выявлены и описаны возможные ролевые позиции современного преподавателя высшей школы («методист-предметник», «наставник», «тьютор», «ученый», «воспитатель», «координатор»), а также необходимые для успешной реализации этих позиций компетенции, знания, умения, педагогические действия и средства. Представлены результаты исследования ролевой структуры профессиональной деятельности преподавателей Костромского государственного университета, выявлены основные точки роста профессиональных компетенций педагогического коллектива вуза.

Ключевые слова: образовательная среда, преподавание в высшей школе, профессиональные компетенции, профессиональные роли, ролевая структура.

Информация об авторах: Колобова Екатерина Андреевна, кандидат филологических наук, Костромской государственный университет, г Кострома, Россия.

E-mail: katrink44@mail.ru

Самохвалова Анна Геннадьевна, доктор психологических наук, доцент, Костромской государственный университет, г Кострома, Россия.

E-mail: a_samohvalova@ksu.edu.ru

Сокова Галина Георгиевна, доктор технических наук, профессор, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия.

E-mail: sokoffg@mail.ru

Тимонина Любовь Ильинична, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, г Кострома, Россия.

E-mail: timonina_li@ksu.edu.ru

Дата поступления статьи: 13.02.2020.

Для цитирования: Колобова Е.А., Самохвалова А.Г., Сокова Г.Г., Тимонина Л.И. Ролевая структура профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 136-144. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-136-144.

Ekaterina A. Kolobova

Kostroma State University Anna G. Samokhvalova

Kostroma State University

Galina G. Sokova

Kostroma State University

Lyubov' I. Timonina

Kostroma State University

ROLE STRUCTURE OF HIGHER SCHOOL TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY

The article raises topical issues of the implementation of the competency approach to the professional activity of a higher education teacher, differentiation ofpedagogic work, the introduction of individual and subjective approaches to the organization of the educational process at a university. The changes occurring in higher education, and the requirements for the teacher in the modern educational environment, which are associated with the multifunctionality of the role of the teacher in modern conditions, are described - be able to educate students and evaluate knowledge and competences, organise scientific activities, update the content and forms of taught disciplines taking into account state standards of education of the Russian Federation, involve students in project activities, apply distance learning technologies, cooperate with employers. The possible role positions of the modern teacher of higher education («methodologist-subject», «mentor», «tutor»,

136

Вестник КГУ 2020

© Колобова Е.А., Самохвалова А.Г., Сокова Г.Г., Тимонина Л.И., 2020

Ролевая структура профессиональной деятельности преподавателя высшей школы

«scientist», «educator», «coordinator»), as well as the competences, knowledge necessary for the successful implementation of these positions, have been identified and described. skills, pedagogic actions and means. The results of the study of the role structure of the professional activity of teachers of Kostroma State University are presented, the main points of growth of professional competences of the university teaching staff are identified.

Keywords: educational environment, teaching in higher education, professional competences, professional roles, role structure.

Information about the authors: Ekaterina A. Kolobova, Candidate of Philological Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia.

E-mail: katrink44@mail.ru

Anna G. Samokhvalova, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Kostroma State University, Kostroma, Russia.

E-mail: a_samohvalova@ksu.edu.ru

Galina G. Sokova, Doctor of Technical Sciences, Professor, Kostroma State University, Kostroma, Russia.

E-mail: sokoffg@mail.ru

Lyubov' I. Timonina, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Kostroma State University, Kostroma, Russia.

E-mail: timonina_li@ksu.edu.ru

Article received: February 13, 2020.

For citation: Kolobova E.A., Samokhvalova A.G., Sokova G.G., Timonina L.I. Role structure of higher school teacher's professional activity. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 1, pp. 136-144 (In Russ). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-136-144.

Постановка проблемы

Современная система высшего образования претерпевает значительные трансформации. Изменяющиеся экономические, социальные и политические реалии диктуют новые требования образовательной среде. С 2003 года в России, вступившей в Болонский процесс, реализуются основные стратегические направления преобразований. Вопросы, связанные с реформированием высшего образования, с изменением роли преподавателей в развивающейся и развивающей образовательной среде, рассматриваются в работах В.И. Байденко, Ю.Г. Татур, Н.А. Селезневой, Т. А. Головятенко, Ф.В. Шарипова.

В условиях глобальной инновации происходят планомерные изменения: «поглощение и управленческих, и образовательных процессов новыми технологиями, ужесточение предъявляемых требований к качеству высшего образования, разнообразие методов передачи знаний (в рамках корпоративного, дистанционного и иных видов обучений), поддержка принципа разнообразия направлений подготовки, уровней, форм получения высшего образования, общедоступность, а также ответственность высшей школы перед социумом» [Шнейдер; Димитрюк; Тамошкина]. К уже перечисленным тенденциям, на наш взгляд, следует добавить циф-ровизацию образовательного процесса, изменение цели образования (не знать, а быть компетентным), переход от знаниевой парадигмы к компетентност-ной, естественность и персонализация образовательной среды, инклюзивность, создание «умной среды» обучения с метапредметными классами и научными кластерами.

Все эти вызовы и реалии современности неизбежно должны менять методы, технологии обучения, организационные основы высшего образования, позицию студента, который из потребителя образовательной услуги должен превратиться в человека, мотивированно выстраивающего свой про-

фессиональный маршрут. А это возможно только при изменении компетенций и позиции преподавателя университета. Основным, если не единственным, субъектом, обеспечивающим переход вуза к компетентностному типу образования, к новой образовательной парадигме является именно научно-педагогический работник. Основная задача руководства университета состоит в том, чтобы не просто создавать условия для повышения квалификации преподавателей, а формировать ценностные ориентации, компетенции, мотивы, необходимые для подготовки выпускников университета, которые выйдут на рынок труда через несколько лет. В условиях высоких темпов развития производства, социальной сферы бывшие студенты могут оказаться неготовыми к изменениям и не владеть компетенциями, необходимыми для обучения на протяжении всей жизни, если преподаватели уже сейчас не изменят свои взгляды на образование.

Функциональные обязанности преподавателей современной высшей школы достаточно разнообразны. Выделяются функции, связанные непосредственно с преподаванием, - функция обучения, функция воспитания, функция организации и управления процессом обучения; функции, связанные с активной научной позицией, - функция исследования в рамках преподаваемой дисциплины, функция исследования образовательного процесса; функции, связанные с коммуникативными и социокультурными ролями, - функция взаимодействия с членами педагогического коллектива, функция развития и саморазвития, просветительская функция [Медведев: 48].

Проведение научных исследований и трансляция знаний, которые считались традиционными функциями университета, на сегодняшний день значительно расширены. На данном этапе развития общества вузы все чаще привлекаются для решения задач развития регионов, что в свою очередь формулирует третью функцию универси-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

137

тета - быть социокультурным центром, системообразующим фактором развития регионального пространства [Шнейдер; Димитрюк; Тамошкина].

В.Ф. Шарипов, рассматривая структуру профессиональной компетентности преподавателя вуза, выделяет в ней расширенный список компонентов, включающий когнитивную (познавательную) компетентность, коммуникативную, управленческую, или социально-организационную, компетентность в ценностно-смысловых ориентациях, в сфере гражданско-общественной деятельности, креативную, информационно-компьютерную компетентность, компетентность в здо-ровьесбережении, в сфере культурно-досуговой деятельности [Шарипов]. Интегративность и высокий уровень сформированности всех компонентов профессиональной компетентности позволяет преподавателю высшей школы быть конкурентоспособным, соответствовать вызовам современного общества, а университет, где работают такие преподаватели, действительно становится социокультурным центром современного образования.

Сегодня преподаватель - это человек, который, кроме владения базовыми компетенциями, связанными с коммуникацией, организацией деятельности, умением работать с информацией, работать в команде, в цифровой среде, наличием творческого потенциала, должен быть профессионалом в предметной, научной области, методике преподавания в высшей школе, методике проведения научных исследований. Преподавателю высшей школы приходится выполнять функции, связанные не только с преподаванием и оценкой знаний, умений студентов, организацией их научно-исследовательской деятельности, но и с отбором содержания учебного материала, разработкой, обновлением научно-методического обеспечения учебных курсов, образовательных программ, ориентированных на формирование у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС, или установленных образовательной организацией. В новых условиях каждый преподаватель должен быть способен организовывать проектную деятельность обучающихся, создавать на занятиях проблемно-ориентированную образовательную среду, уметь работать со студентами дистанционно, использовать возможности электронного обучения. Преподаватели, формирующие профессиональные компетенции студентов, должны знать сферу профессиональной деятельности, поддерживать связи с предприятиями и организациями, проходить стажировки на производстве.

Ролевые позиции преподавателя высшей школы

Изменяющиеся требования рынка труда и запросы будущих работодателей, требующих от выпускников владения не только предметно-специализированными компетенциями, но и универ-

сальными, междисциплинарными и проектными навыками, диктуют изменение профессиональных компетенций преподавателей вуза и расширяют круг его ролевых позиций. Гипотетически мы предположили, что к уже привычным ролям преподавателя высшей школы, таким как «предметник» и «ученый», на современном этапе развития системы образования должны добавляться иные роли, связанные с организацией гибких индивидуальных маршрутов студентов, педагогическим обеспечением самореализации обучающихся, профессиональным воспитанием личности, организацией проектной и предпринимательской деятельности, координацией учебно-методического и научно-исследовательского процессов в высшей школе.

Исследование проводилось с помощью метода экспертных оценок, а также на основе систематизированного наблюдения за деятельностью преподавателей Костромского государственного университета (п = 145, М = 52,4), обеспечивающих профессиональную подготовку по разным направлениям. Единицами педагогического анализа выступали роли преподавателей, их компетенции, знания, умения, профессиональные действия и используемые в работе педагогические средства. На основе обобщения полученных результатов нами были выявлены следующие основные ролевые позиции преподавателей вуза: «тьютор», «наставник», «методист-предметник», «воспитатель», «ученый», «координатор» (см. табл. 1).

Ролевая структура профессиональной деятельности преподавателей

Следующим этапом нашего исследования было определение ролевой структуры профессиональной деятельности преподавателей Костромского государственного университета. В рамках методического дня мы попросили преподавателей университета оценить степень актуализации в учебном процессе различных ролей и уровень сформированности вариативных профессиональных компетенций.

Участникам круглого стола предлагалось определить примерное соотношение актуализируемых ими в учебном процессе ролей: «методиста-предметника», «наставника», «тьютора», «ученого», «воспитателя» и «координатора» - и составить индивидуальный профиль ролевых позиций. Необходимо было из расчета того, что круг есть 100 %, определить процентные доли реализации различных профессиональных ролей.

Всего в опросе приняли участие 60 человек. Обработка индивидуальных профилей показала следующие результаты. 8,3 % преподавателей заполнили свой круг только четырьмя позициями, не включив роли «тьютора» и «наставника». Из тех респондентов, кто определил в своей деятельности все шесть предложенных ролей, 51,6 % отметили преобладание роли «методиста-предметника» (что

138

Вестник КГУ 2020

Таблица 1

Ролевые позиции преподавателя вуза

Попиши Компетенция Должен знать Должен уметь Действия Средства

«Тьютор» Способен выстраивать индивидуальную траекторию развития компетенций обучающегося с учетом его способностей, потребностей, потенциалов, современных тенденций, вызовов общества Основы индивидуализации образования. Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Основы психологии педагогического общения и методы педагогического влияния. Информационно-коммуникационные технологии. Основы саморазвития личности и методы стимулирования самосовершенствования. Основные тенденции развития образовательной среды Диагностировать индивидуальные способности, потребности, потенциалы студентов. Формировать у студентов мотивацию саморазвития. Использовать индивидуально-ориентированные методы влияния. Выстраивать эффективные коммуникации с обучающимися разных категорий. Использовать информационно-электронные образовательные ресурсы (внешние и внутренние). Организовывать рефлексию Изучает студентов. Мотивирует саморазвитие студентов. Выстраивает совместно со студентами индивидуальные маршруты их развития. Создает проблемные ситуации и организует рефлексию. Помогает преодолевать жизненные и профессиональные трудности. Ведет систематический контроль за формированием компетенций студентов Проектная деятельность. Тренинг. Рефлексия. Студенческое наставничество. Прогнозирование. Составление индивидуальных учебных планов

«Наставник» Способен организовать самостоятельную предпринимательскую деятельность(технологическое предпринимательство) в смешанной команде обучающихся Основы командообразования. Основы предпринимательской деятельности. Основы менеджмента (тактического и стратегического). Современные образовательные технологии. Современные тренды развития экономики и социальной сферы. Основы психологии педагогического общения и методы педагогического влияния Анализировать запросы общества для выбора эффективной деятельности. Создавать команду, распределять в ней роли и функции с учетом потенциала студентов. Организовывать деятельность команды, контролировать этапы выполнения задачи. Оценивать эффективность деятельности команды и уметь повышать эффективность этой деятельности. Использовать вариативные методы стимулирования, воздействия и организации взаимодействия. Предотвращать и регулировать конфликты, учить самостоятельно решать конфликтные ситуации Создает и организует деятельность проектных команд. Консультирует. Обучает. Оценивает эффективность работы. Критикует Проектная деятельность. Мозговой штурм. Мастер-класс. Экспертная оценка. Взаимодействие с потенциальными заказчиками. Курсы повышения квалификации по основам предпринимательской деятельности

Продолжение таблицы 1

3

О ©

и о

о §

И О

и §

зг

м О

Попиши

Компетенция

Должен знать

Должен уметь

Действия

Средства

а я

к

Я -1

■С

4,

«Методист-предметник»

Способен проектировать и осуществлять качественное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Современные образовательные технологии. Основы цифровизации образования. Методику преподавания в высшей школе. Дидактику.

Современные достижения науки в рамках преподаваемого предмета. Современную основную и дополнительную литературу по преподаваемому предмету. Достоверные интернет-ресурсы по тематике предмета

Использовать инновационные образовательные технологии в высшей школе. Внедрять в образовательный процесс систему оценки качества образования. Выявлять уровень сформированности компетенций обучающихся. Разрабатывать дистанционные курсы. Разрабатывать методические рекомендации по организации образовательного процесса. Проводить оценку и самооценку занятий с методической точки зрения. Адаптировать систему научных знаний по предмету.

Формировать у обучающихся систему знаний по изучаемому предмету.

Отбирать тематику занятий с учетом важности для понимания системы знаний по предмету

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выявляет трудности в преподавании конкретной дисциплины (трудности отдельных тем).

Выявляет учебные трудности обучающихся.

Оптимизирует и дифференцирует образовательный процесс. Применяет инновационные образовательные технологии. Помогает начинающим педагогам. Разрабатывает и внедряет авторские методические приемы. Обучает способам деятельности (умения действовать по образцу). Разрабатывает дистанционные курсы и курсы повышения квалификации педагогов

Перевод образовательного процесса в деятель-ностную парадигму. Мониторинг эффективности образования. Моделирование. Педагогический эксперимент. Наставничество. Дискуссионная площадка для преподавателей. Мастер-классы. Открытые занятия. Объединения преподава-телей-предметников. Дискуссионная площадка.

Мониторинг образовательных ресурсов

«Ученый»

Способен создавать научные проекты (в том числе междисциплинарные) и руководить ими, организовывать систему научного сотрудничества с российскими и зарубежными научными школами

Глубинные знания в предметной и смежных областях. Основы менеджмента. Основы грантовой политики государства. Технологии проектной деятельности и сетевого взаимодействия

Создавать научные проекты (в том числе междисциплинарные).

Организовывать деятельность научного коллектива.

Организовывать научное сотрудничество и сетевое научное взаимодействие. Организовывать деятельность студенческих научных сообществ

Создает научный коллектив. Курирует научную деятельность студентов (подготовка к научным студенческим конференциям, корректировка выступлений студентов). Реализует научные проекты. Публикует результаты исследований в рецензируемых журналах. Координирует научное сотрудничество с российскими и зарубежными учеными.

Участвует в организации и проведении научных конференций

Обзор и анализ новых знаний в предметной области.

Научные проекты. Организация конференций.

Трансляция идей научной школы на российском и международном уровне. Научное лидерство

Окончание таблицы 1

Позиция Компетенция Должен знать Должен уметь Действия Средства

«Воспитатель» Способен организовывать воспитательный процесс и обеспечивать воспитательное сопровождение образовательного процесса Основы психологии (общей, возрастной, тендерной, психологии обучения). Способы организации работы малых групп. Жизненную ситуацию (особенно сложную) каждого студента. Методы и приемы воспитания и стимулирования самовоспитания. Стратегию развития воспитания в РФ. Основы проблемного и развивающего обучения Понимать мотивы поступков студентов. Мотивировать студентов на саморазвитие и самосовершенствование. Создавать психологически комфортную и развивающую образовательную среду. Организовывать групповую, командную, коллективную деятельность студентов. Применять в деятельности социально-педаго-гические и культурно-просветительские формы работы Использует воспитательный потенциал аудиторных занятий. Организует культпоходы со студентами (выездные экскурсии, театр, выставки и др.). Учит личным примером. Стимулирует самопонимание, саморазвитие и самовоспитание студентов. Помогает преодолевать трудности. Ведет консультативную, организаторскую, культурно-просветительскую деятельность Подготовка и проведение кураторских часов. Курсы, тренинги, обучающие семинары по психологии, лидерству. Разработка для занятий дидактических материалов воспитательной направленности. Коворкинговые площадки, акселераторы для студентов

«Координатор» Способен организовывать и координировать учебно-методическую и научно- исследова-тельскую-деятель-ность на кафедре/ в институте/университете Нормативную базу (федерального, регионального уровня, а также локально-норма-тивные акты), регулирующую учебно-ме-тодическую и научно-исследовательскую деятельность на кафедре/ в институте/ университете. ФГОС. Информационные системы для ЭИОС. Календарь мероприятий по разным направлениям деятельности с целью информирования, организации и координации действий Использовать информационно-коммуникацион-ные технологии. Организовывать и координировать процессы разработки ОП, в части: форм представления учебно-методических материалов и результатов научно-исследовательской деятельности; временных рамок подготовки; соответствия требованиям ФГОС и нормативной базы. Создавать и обновлять удобный файлосборник для аккумулирования учебно-методических материалов по-координируемому направлению. Использовать информационные системы ЭИОС для облегчения работы по формированию и хранению информации Организует и координирует работу по различным направлениям деятельности в вузе. Организует и координирует подготовку учебно-методических, научных материалов/документации по ОП на кафедре/ в институте/ университете. Разъясняет преподавателям особенности разработки учебно-методических материалов/документации с учетом требований нормативной базы и ФГОС. Формирует, актуализирует и передает по запросу пакет учебно-методической документации по ОП. Размещает комплект учебно-методиче-ских материалов/документации по ОП в файлосборнике. Контролирует наличие актуальных учебно-методических материалов по ОП / документации / информации по научной деятельности на сайте Консультирование. Мастер-класс. Мониторинг. Повышение квалификации по нормативной базе, регулирующей учебно-методическую и научную деятельность. Повышение квалификации по информационным системам ЭИОС

60,00% 50,00% 40,00%

0,00%

Методист-предметник

координатор

ученый

воспитатель

Рис. 1. Доминирующие ролевые позиции преподавателей КГУ

25,00%

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

0,00%

Ученый

Тьютор

Координатор

Наставник

Рис. 2. Наименее популярные ролевые позиции преподавателей КГУ

составляет от 25 % до 70 % всех ролевых позиций личности), 5 % - роль «координатора», 3,3 % - роль «ученого» и 1,6 % - роль «воспитателя». Ролевые предпочтения преподавательского состава КГУ представлены на рисунке 1.

Некоторые из опрошенных преподавателей не смогли четко выявить преобладающую ролевую позицию в своей деятельности, поэтому обозначили несколько ролей, в равной степени представленных в их деятельности: 13,3 % отметили равное соотношение ролей «методиста-предметника» и «воспитателя»; 6,6 % опрошенных совмещают в одинаковом соотношении роли «воспитателя» и «тьютора», 5 % - «методиста-предметника» и «куратора»; по 3,3 % - «методиста-предметника» и «ученого», «методиста-предметника» и «тьютора», «воспитателя» и «координатора», по 1,6 % -«тьютора» и «куратора», «воспитателя» и «наставника». Приведенные цифры позволяют говорить о том, что многие респонденты сводят свою профессиональную деятельность в основном к преподаванию конкретных дисциплин.

Анализ индивидуальных ролевых профилей на предмет наименее популярных в преподавательской деятельности позиций показал: 23,3 % респондентов определили как наименее значимую позицию «ученого», 16,6 % - роль «тьютора», 11,6 % - роль «координатора», 8,3 % - роль «наставника» (рис. 2).

Некоторые участники опроса в качестве редко выполняемых ролей отмечали несколько позиций:

10 % опрошенных указали на низкую значимость деятельности «тьютора» и «наставника», по 5 % респондентов выявили низкий процент в своей ролевой структуре позиций «тьютора + наставника + координатора», «тьютора + наставника + координатора + ученого».

Проведенное анкетирование выявило основные тенденции в распределении ролевых позиций преподавателей, а именно: преобладание роли «методиста-предметника» и низкий уровень реализации ролей «ученого» и «тьютора». Результаты исследования, несомненно, должны стать основой для построения индивидуальных траекторий профессионального развития преподавателя. Педагогическое сопровождение этого процесса должно включать в себя кадровое, методическое и фасилитирующее содержательные направления [Воронцова]. Кадровое направление должно включать работу по профессиональной подготовке, переподготовке инепрерывному повышению квалификации преподавателей высшей школы, а также учитывать ролевые предпочтения преподавателей при распределении нагрузки и функциональных обязанностей. Методическое - предполагает оснащение преподавателей вуза необходимым методическим инструментарием, помогающим реализовывать различные ролевые позиции в учебном процессе. Фасилити-рующее направление - определяется как помощь в преодолении профессиональных трудностей, проблем, возникающих у преподавателя высшей школы в ходе реализации образовательного процесса.

Вестник КГУ Л 2020

142

Ролевая структура профессиональной деятельности преподавателя высшей школы

Выводы

1. Проведенная диагностика позволила сформировать ролевую структуру профессиональной деятельности преподавателя вуза, что позволяет индивидуализировать образовательный процесс, выстраивать индивидуальные маршруты профессионального развития педагога.

2. Ролевая структура профессиональной деятельности преподавателя высшей школы на сегодняшний день может включать в себя такие ролевые позиции, как «методист-предметник», «наставник», «тьютор», «ученый», «воспитатель», «координатор».

3. На сегодняшний день основная роль преподавателя вуза - преподавание и методическая работа. Поэтому наиболее развиты компетенции, связанные с основными видами деятельности преподавателей: наличие знаний и умений работы с содержанием учебного материала, наличие умений проектирования учебной деятельности по преподаваемым дисциплинам, использование разнообразных современных методов преподавании. Большая часть преподавателей показала, что они не выступают или не могут выступать в новых ролях «наставник», «тьютор», «ученый», «воспитатель», «координатор». Назрела необходимость в обучении новым компетенциям преподавателей вуза.

4. Необходимо грамотное системное педагогическое сопровождение, направленное на повышение уровня профессиональных компетенций педагогов высшей школы, включающее в себя кадровое, методическое и фасилитирующее направления деятельности.

Список литературы

Байденко В.И. Нынешний раунд Болонского процесса: сохранение оптимизма. И немного о российском... (статья 1) / В.И. Байденко, Н.А. Селезнева // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 94-108.

Байденко В.И. Обеспечение качества высшего образования: современный опыт (статья 2) /

B.И. Байденко, Н.А. Селезнева // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 122-136.

Воронцова А.В. Подходы к пониманию педагогического сопровождения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации / А.В. Воронцова, А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 2.

C. 6-12.

Головятенко Т.А. Профессиональная компетентность преподавателя вуза как проблема // Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 15-19.

Медведев В.Е. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход / В.Е. Медведев, Ю.Г. Татур // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 48.

Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 16 с.

Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 1. С. 72-77.

Шнейдер Е.М., Димитрюк Ю.С., Тамошки-на Е.В. Инновационные изменения в современном высшем образовании России / Е.М. Шнейдер, Ю.С. Димитрюк, Е.В. Тамошкина // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26813 (дата обращения: 12.02.2020).

References

Baidenko VI., Selezneva N.A. Nyneshnii raund Bolonskogo protsessa: sokhranenie optimizma. I nemnogo o rossiiskom... (stat'ya 1) [Today's round of the bologna process: continued optimism. and a little bit about russian (paper 1)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [High education in Russia], 2017, № 10, pp. 94-108. (In Russ.)

Baidenko V.I, Selezneva N.A. Obespechenie kachestva vysshego obrazovaniya: sovremennyi opyt (stat'ya 2) [Quality assurance in higher education: up-to-date experience (paper 2)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [High education in Russia], 2017, № 11, pp. 122-136. (In Russ.)

Vorontsova A. V., Samokhvalova A.G. Podkhody k ponimaniyu pedagogicheskogo soprovozhdeniya Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii [Approaches to understanding the pedagogic support of Upbringing development strategy in the Russian Federation]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2018, № 2, pp. 6-12. (In Russ.)

Golovyatenko T.A. Professional'naya kompetentnost' prepodavatelya vuza kak problema [The professional competence of the university teacher is considered as an actual scientific and practical problem]. Vysshee obrazovanie segodnya [High education today], 2019, № 10, pp. 15-19. (In Russ.)

Medvedev VE., Tatur Yu.G. Podgotovka prepodavatelya vysshei shkoly: kompetentnostnyi podkhod [Higher education teacher training: competency-based approach]. Vysshee obrazovanie v Rossii [High education in Russia], 2007, № 11, p. 48. (In Russ.)

Tatur Yu.G. Kompetentnostnyi podkhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya: materialy ko vtoromu zasedaniyu metodologicheskogo seminara [Competency-based approach to the description of

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

143

results and the design of standards of higher professional education: Materials for the second meeting of the methodological seminar]. M., Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 2004, 16 p. (In Russ.)

Sharipov F.V Professional'naya kompetentnost' prepodavatelya vuza [Professional adequacy of university's pedagogue]. Vysshee obrazovanie segodnya [High education today], 2010, № 1, pp. 72-77. (In Russ.)

Shneider E.M., Dimitryuk Yu.S., Tamoshkina E.V Innovatsionnye izmeneniya v sovremennom vysshem obrazovanii rossii [Innovative changes in the modern higher education of russia]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2017, № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26813 (access date: 12.02.2020). (In Russ.)

144

Вестник КГУ 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.