Научная статья на тему 'Многообразие профессиональных ролей современного преподавателя вуза'

Многообразие профессиональных ролей современного преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / HIGHER EDUCATION TEACHER / COMPETENCY APPROACH / PROFESSIONAL ROLES OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вековцева Т. А.

Компетентностный подход обусловил необходимость обоснования и внедрения в профессиональную деятельность новых (или усовершенствования существующих) ролей преподавателя вуза. Для их выявления в статье проведен анализ научных и монографических публикаций отечественных ученых и синтез практических разработок. В результате обобщения полученных данных на компетентностных основаниях получена взаимосвязь профессиональных ролей с основными видами деятельности преподавателя вуза. Представленные в статье результаты могут быть использованы в практике повышения квалификации преподавателей высшей школы для обеспечения высокого уровня их профессиональной деятельности и разработки профессиональноквалификационных характеристик, обеспечивающих возможность рейтингования преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIVERSITY OF PROFESSIONAL ROLES OF A MODERN HIGHER EDUCTION TEACHER

The competency approach stipulated the need for substantiating and implementing new roles (or developing the existing ones) of higher education teachers in their professional activities. For the purpose of identifying such roles, this article provides an analysis of national scholars'' scientific publications and monographs and a synthesis of practical studies. Through generalization of obtained data on competency basis, a relation between the professional roles of higher education teachers with the main types of their activities was established. The results presented herein may be applied to practice of advanced training of higher education teachers to ensure high level of their professional activities and enable development of professional qualification characteristics allowing for rating the teachers.

Текст научной работы на тему «Многообразие профессиональных ролей современного преподавателя вуза»

изведения, предполагает следующие умственные операции -синтез, сравнение, анализ. Это позволяет сформировать у учащихся образного «словаря эмоциональных состояний». Музыкальную деятельность характеризуют такие психологические функции как, действия и операции, которые непосредственно связанны с совершенствованием психических процессов: восприятия, воображения, мышления, памяти.

Как средство познания, музыкальная деятельность может использовать различные способы приобщения учащихся к музыкальному искусству. Учащиеся с удовольствием экспериментируют с музыкальными звуками и игре на различных музыкальных инструментах. Для этого необходимо формировать у учащихся специальные навыки и умения. Детское исполнительство на начальном этапе имеет подражательный характер.

Но по мере того как учащиеся овладевают определенными навыками и умениями, они становятся способны к осуществлению творческой деятельности, и таким образом они переходят с позиции пассивных наблюдателей, в активных участников творческого процесса.

Иными словами, рассматривая музыкальную деятельность детей младшего школьного возраста в досуговое время в контексте учебно-воспитательной и развивающей среды, отметим, что данная деятельность обладает следующими характеристиками:

- способна стать частью внешкольной работы;

- предоставляет возможность организации школьных концертов и музыкально-театрализованных представлений;

- выступает как эффективное средство музыкального воспитания, социализации и вовлечения учащихся в мир искусства и культуры.

Заметим, что с педагогической точки зрения необходимо поддерживать и совершенствовать наметившиеся тенденции в школьной практике.

Учитывая современные реалии, важно отметить, что во избежание стагнации, необходимо отойти от сложившихся стереотипов преподавания музыки в средних образовательных учреждениях, искать новые пути совершенствования педагогических

Библиографический список

технологий, активно применять технологии социально-культурной деятельности, при этом учитывая влияние и изменение социально-экономических и культурных процессов.

В этом отношении современной школьной жизни необходим, в частности, учёт следующих принципов: музыкальная деятельность в своей основе должна быть не только частью внешкольной работы, но и частью работы учебной; школьные занятия в области искусства важно строить не только на принципе пассивного получения знаний, но и на принципах активного участия учащихся в создании нового творческого продукта - несмотря на непонимание российским социумом, важности роли музыкального искусства в развитии интеллектуально-творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Таким образом, средние общеобразовательные учреждения, как институт среды, должны организовывать музыкальную деятельность младших школьников в досуговое время, тем самым, вовлекая самих учащихся в этот процесс, в том числе и как организаторов, более того, данная деятельность должна носить преобразующий, развивающий воспитательно-образовательный характеры.

Подводя итог всему, сказанному выше, необходимо отметить, что острая потребность в приобщении современных детей младшего школьного возраста к ценностям музыкальной культуры не только позволяет, но и настоятельно требует от педагогов дополнительного образования обратить особое внимание на два вышеизложенных аспекта проблемы - «среда» и «средство».

В рамках рассматриваемой нами проблематики, необходимо сконцентрироваться на системе среднего школьного образования не только как на среде, в которой реализовываются учебные программы школьных дисциплин. Очень важно представить музыкальную деятельность в досуговое время детей 6-9 лет, как одного из эффективных средств развития интеллектуально-творческих способностей учащихся, активно ища новые, творческие, инновационные подходы, совершенствуя в этом аспекте существующие методики музыкального воспитания в контексте современного социально-культурного и информационного пространства.

1. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. А.В. Сластенина. - М., 2005.

2. Медведь, Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: учеб. пособие. - М., 2002.

Bibliography

1. Mudrik, A.V. Socialjnaya pedagogika: ucheb. dlya stud. ped. vuzov / pod red. A.V. Slastenina. - M., 2005.

2. Medvedj, Eh.I. Ehsteticheskoe vospitanie shkoljnikov v sisteme dopolniteljnogo obrazovaniya: ucheb. posobie. - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 10.11.13

УДК 378. 2

Vekovtseva T.A. THE DIVERSITY OF PROFESSIONAL ROLES OF A MODERN HIGHER EDUCTION TEACHER.

The competency approach stipulated the need for substantiating and implementing new roles (or developing the existing ones) of higher education teachers in their professional activities. For the purpose of identifying such roles, this article provides an analysis of national scholars' scientific publications and monographs and a synthesis of practical studies. Through generalization of obtained data on competency basis, a relation between the professional roles of higher education teachers with the main types of their activities was established. The results presented herein may be applied to practice of advanced training of higher education teachers to ensure high level of their professional activities and enable development of professional qualification characteristics allowing for rating the teachers.

Key words: higher education teacher, competency approach, professional roles of teachers.

Т.А. Вековцева, канд. искусствоведения, доц. Южно-Уральского гос. университета, г. Челябинск,

E-mail: [email protected]

МНОГООБРАЗИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РОЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Компетентностный подход обусловил необходимость обоснования и внедрения в профессиональную деятельность новых (или усовершенствования существующих) ролей преподавателя вуза. Для их выявления в статье проведен анализ научных и монографических публикаций отечественных ученых и синтез практических разработок. В результате обобщения полученных данных на компетентностных основаниях получена взаимосвязь профессиональных ролей с основными видами деятельности преподавателя вуза. Представленные в статье результаты могут быть использованы в практике повышения квалификации преподавателей высшей

школы для обеспечения высокого уровня их профессиональной деятельности и разработки профессиональноквалификационных характеристик, обеспечивающих возможность рейтингования преподавателей.

Ключевые слова: преподаватель вуза, компетентностный подход, профессиональные роли преподавателя.

Подготовка специалистов с высшим образованием по различным направлениям и профилям относится к одной из самых сложных категорий. Поэтому целесообразно осуществлять пристальное и постоянное внимание ко всем факторам, которые непосредственно влияют на качество высшего профессионального образования. И, конечно, в первую очередь, - это особое внимание к ключевой фигуре образовательного процесса вуза -преподавателю, который всегда играл, играет и сохранит в будущем ведущую роль в высшем образовании. Именно преподаватель осуществляет основные и стратегические функции в процессе профессионального развития личности студента и его самореализации в образовательном процессе высшего учебного заведения.

Необходимо отметить, что личность преподавателя вуза, а также специфика и особенности его профессиональной деятельности постоянно привлекают внимание ученых. Данные вопросы исследуются в психологии, педагогике, социологии и других областях научного знания. Большой вклад в этом направлении внесли Е.Ю. Васильева, И.В. Гребнев, И.Ф. Исаев, Т.Е. Исаева и др. [1; 2; 3; 4 и др.]. Особое внимание исследователи уделяют личностным особенностям преподавателя; его социальному портрету; особенностям преподавательской деятельности; вопросам мотивации и оценки деятельности педагогов; проблемам взаимоотношений между преподавателем и студентами; специфике развития педагогической и научно-методической культуры преподавателя вуза [3; 5; 6 и др.].

Многие исследователи отмечают, что профессорско-преподавательский состав высшего учебного заведения представляет собой основу производственного персонала в системе вузовского образования. Поэтому вопрос о деятельности преподавателя вуза, о его функциях и выполняемых ролях сегодня является достаточно актуальным и связан с постоянно изменяющимися требованиями в системе высшего профессионального образования [2; 5; 6 и др.].

Данные требования определяются сегодня Федеральными Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения, базирующимися на освоении выпускниками соответствующих компетенций, а также квалификационными характеристиками преподавателя. В частности, в соответствии с Приказом Министерства

здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», преподаватель «проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; организует и контролирует их самостоятельную работу; содействует развитию личности; оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу); поддерживает учебную дисциплину; осуществляет контрольнооценочную деятельность в образовательном процессе; участвует в работе предметных комиссий (методических объединений), конференций, семинаров; участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения; осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими; разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин; обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса...» и др. [7].

Это далеко неполный перечень должностных обязанностей преподавателя вуза, однако он ярко иллюстрирует существующую проблему многовекторности и многоаспектности профессиональной деятельности современного преподавателя вуза. Существующая проблема говорит о многообразии ролей, выполняемых преподавателем высшей школы.

Таким образом, анализ нормативных документов, научных и монографических публикаций отечественных ученых, а также синтез практических разработок, позволяет констатировать, что профессия преподавателя вуза отличается многогранностью функциональных обязанностей, что предопределяет выполнение им множества ролей. Количество освоенных ролей и степень эффективности их исполнения определяет уровень профессионального развития преподавателя. Поэтому определение и обоснование профессиональных ролей преподавателя способствует выявлению условий и соответствующих возможностей для расширения и повышения качества профессиональной деятельности, а также является основой содействия его профессиональному саморазвитию [8].

Новизна проводимого нами в этом направлении исследования основывается на следующем положении. Преподаватель

Таблица 1

Взаимосвязь профессиональных ролей с основными видами деятельности преподавателя вуза

Внутренняя среда Внешняя среда

Воспитательная Педагогическая Научно-исследовательская

деятельность деятельность деятельность

Роли Роли Роли

1. Субъект процесса воспитания: 3. Субъект передачи знаний: 7. Субъект научного поиска:

- тьютор - лектор - исследователь

- куратор - репетитор - консультант

- фасилитатор - тренер - руководитель

2. Субъект интернационализации и 4. Субъект внедрения педагогических технологий: - организатор

глобализации: - методист

- мотиватор - дидакт

- ментор - педагогический технолог

5. Субъект-руководитель:

- координатор

- организатор

- модератор

6. Субъект инновационного процесса:

- новатор

- преобразователь

8. Субъект коллективного взаимодействия:

- коллега

- наставник

- исполнитель

в вузе постоянно взаимодействует с социальной средой, выполняя различные роли, следовательно, расширяя горизонт взаимодействия преподавателя, мы стимулируем его к освоению новых ролей.

Существующую социальную среду рассмотрим в трех аспектах: макросреда, мезосреда и микросреда. Макросреда - это система профессионального образования во главе с Министерством образования и науки РФ, и, естественно, сюда входит руководство страны, региона и области, выполнение решений которых является прямой обязанностью преподавателя. В данном случае явная роль преподавателя - «исполнитель», но может быть и «исследователь». Мезосреда - это уровень вуза, пред-приятий-партнеров, предприятий-заказчиков или руководителей предприятий (а также подразделений предприятия), с которыми ведутся исследовательские и консалтинговые работы. Основные роли преподавателя на этом уровне можно обозначить как консультант, тренер, тьютор, лектор, советник. Микросреда - это уровень кафедры, потоков и групп студентов. В этом случае ролевое поведение преподавателя проявляется как лектор, куратор, репетитор, ментор, тренер, модератор, фасилитатор.

Представленные аспекты и соответствующие им роли преподавателя представлены в таблице, где иллюстрируется соотнесение профессиональных ролей преподавателя с внутренней средой вуза (студенты, коллеги - микросреда), внешней средой (социальные партнеры, работодатели, средства массовой информации, предприятия, учреждения и организации - мезо- и макросреда), а также с соответствующими видами деятельности (педагогическая, воспитательная, научно-исследовательская).

Рассмотрим подробнее представленные в таблице профессиональные роли преподавателя вуза.

1. Преподаватель вуза в процессе воспитательной деятельности выступает непосредственно как субъект процесса воспитания. Деятельность преподавателя в данном процессе направлена на формирование у студентов: устойчивой гражданской позиции; ощущения себя членом культурного общества; необходимых социальных, коммуникативных и других личностных характеристик; позитивного отношения к будущей профессии.

На основе компетентностного подхода можно констатировать, что в этой деятельности преподаватель выполняет роли, которые непосредственно связаны с формированием таких компетенций как: социальные, интеллектуальные, коммуникативные и даже здоровьесберегающие. Он является тьютором, куратором, фасилитатором. Преподаватель-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся и его деятельность направлена на работу с их субъектным опытом. В связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами повышается роль куратора, который осуществляет академическое руководство студенческой группой, а также внеучебной жизнью студентов. Роль фасилитатора (содействующего) определяется основной ценностью - интересами развития личности студента. В этой роли преподаватель не ставит жесткие конкретные цели.

2. Следующая роль преподавателя в процессе воспитательной деятельности связана с актуальными сегодня процессами глобализации и интернационализации. Это говорит о том, что преподаватель должен также ориентироваться на международные стандарты качества образования. Формировать у студентов компетенции, связанные с их мобильностью, со способностями к зарубежным стажировкам и публикациям.

Преподаватель в данном случае мотивирует студентов, направляет их деятельность на успех, т.е. выступает в роли мотиватора. В условиях глобализации и информатизации образования особенно актуальной становится позиция преподавателя-ментора, который оказывает помощь студентам и вводит их в реальные профессиональные сферы.

3. Роль преподавателя как субъекта передачи знаний является наиболее очевидной в его профессиональной деятельности. Учитывая, что на сегодняшний день в системе высшего профессионального образования наблюдается переход от «знание-вого» подхода в обучении к «компетентностному», т.е. предполагается, что студент должен не только овладеть определенным набором знаний, но и быть способным компетентно осуществлять профессиональную деятельность. Поэтому очевидная роль преподавателя преобразуется в многоплановую и требует выполнения достаточно сложных функций. Таким образом, традиционная роль преподавателя вуза как субъекта передачи знаний в современных условиях преобразуется в наиболее актуальную сегодня роль, связанную с формированием компетенций.

Основные роли, которые выполняет преподаватель, в данном аспекте представлены как лектор, репетитор, тренер. Учитывая, что лекция - традиционно ведущая форма обучения в вузе, роль лектора в профессиональной деятельности преподавателя можно назвать ведущей. Однако зачастую преподаватель выполняет роль репетитора. Слово репетитор происходит от лат. гереШог, что означает «тот, кто повторяет». Сегодня наиболее распространено значение понятия репетитор как преподаватель, который проводит дополнительные (в том числе и индивидуальные) занятия, помогая освоить студентам необходимые знания. С позиции компетентностного подхода немаловажную значимость приобрела роль преподавателя как тренера, который организует самостоятельную работу студентов, использует четкие инструкции и рекомендации, контролирует результаты обучения и тем самым формирует соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

Переход от знаниевой парадигмы обучения к компетентно-стной предполагает рассмотрение преподавателя вуза как субъекта внедрения педагогических технологий, что требует от него постоянного совершенствования как методиста, как дидакта, как педагогического технолога. Данные роли преподавателя предполагают подготовку учебных материалов ко всем видам занятий, разработку рабочих программ и учебно-методических комплексов дисциплин, публикацию методических пособий, апробацию новых технологий обучения и многое другое.

Учитывая требования, которые определяются сегодня современным обществом относительно использования на практике выпускниками вузов приобретенных знаний и сформированных компетенций, в деятельности преподавателя определяется следующая роль как субъекта-руководителя. Такая роль помимо организации и координации процесса обучения предполагает также организацию и координацию реальной практической деятельности студентов, которая позволит обеспечить реальное использование и применение полученных знаний и осваиваемых профессиональных компетенций. В данном процессе особое место занимает деятельность преподавателя-модерато-ра. Функция модератора заключается в помощи студентам «раскрепоститься», выявлении скрытых возможностей и нереализованных умений.

Следующая роль выявлена на основании того, что профессиональная деятельность современного преподавателя вуза должна быть пропитана инновационностью и, кроме того, она должна базироваться на творчестве [9 и др.]. Поэтому преподаватель как субъект инновационного процесса выполняет роли новатора и преобразователя. Миссия преподавателя-новатора в первую очередь заключается в том, чтобы знаниевую образовательную ориентацию заменить на создание компетентност-но-ориентированного образовательного пространства. Без преобразования традиционных форм учебной деятельности, а может быть и всей структуры образовательного процесса вуза получить положительные результаты в данном направлении практически невозможно.

Важный аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза составляет научно-исследовательская деятельность, в которой преподаватель предстает как субъект научного поиска. С этой позиции он играет роль исследователя, осуществляя поиск новых научных результатов, а затем публикуя их в виде научных статей и монографий. Кроме того, преподаватель выполняет роль руководителя и консультанта научной работы аспирантов и докторантов. Особое место в профессиональной деятельности преподавателя занимает руководство научно-исследовательской работой студентов.

И, конечно, нельзя не отметить роль преподавателя как субъекта коллективного взаимодействия, т.к. только деятельность целого коллектива преподавателей может дать положительные результаты в процессе подготовки будущих специалистов с высшим образованием. Преподаватель в этом аспекте может выступать как коллега, наставник и исполнитель. Коллеги-преподаватели разделяют общую миссию и цели высшего учебного заведения. Каждый из них является исполнителем определенных профессиональных функций (соответствующего функционала) в соответствии с должностью и статусом в вузе. Более опытные преподаватели также выполняют и роль наставников.

Таким образом, многообразие ролей современного преподавателя вуза представлено в восьми основных аспектах. Каж-

дая роль требует выполнения определенного функционала (т.е. набора профессиональных функций). Выявление такого функционала позволит определить компетенции, которыми должен обладать современный преподаватель вуза. Иными словами, позволит определить профессионально-квалификационные характеристики, на основе которых возможно производить стимулирование и поощрение профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения.

Библиографический список

В заключении отметим, что представленный перечень профессиональных ролей преподавателя вуза может быть дополнен с учетом меняющихся требований к профессорско-преподавательскому составу вуза. Кроме того, существует возможность адаптации предложенных групп профессиональных ролей к конкретному учебному заведению с учетом его статуса: институт, университет, национальный исследовательский университет и т.п.

1. Васильева, Е.Ю. Концепция системы оценки качества деятельности профессорско-преподавательского состава в вузе: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2005.

2. Гребенев, И.В. Формирование педагогического профессионализма преподавателей в условиях классического университета: на материале подготовки преподавателей физики: дис. ... д-ра пед. наук. - Нижний Новгород, 2008.

3. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие. - М., 2004.

4. Исаева, Т.Е. Структура педагогических способностей преподавателя высшей школы // Преподаватель высшей школы в XXI веке: сб. тр.

V Междунар. научно-практич. интернет-конф. - Ростов-на-Дону, 2007. - Ч. 1.

5. Мелехина, Е.А. Преподаватель высшей школы в контексте реформы образования / Е.А. Мелехина, И.В. Барабашева // Сборник научных трудов НГТУ. - 2007. - № 4(50).

6. Подповетная, Ю.В. Теоретико-методологический анализ развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6 (31).

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Э/р]. - Р/д: http://www.consultant.ru/online/ base/ ?req=doc; base=law;n=82134

8. Резанович, И.В. Концептуализация педагогического опыта в процессе внутриорганизационного повышения квалификации / И.В. Реза-нович, Г.А. Шкерина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 4.

9. Харченко, Л.Н. Инновационная деятельность преподавателя современного вуза: обоснование системного подхода / Л.Н. Харченко, И.Е. Панова // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2010. - № 4(25).

Bibliography

1. Vasiljeva, E.Yu. Koncepciya sistemih ocenki kachestva deyateljnosti professorsko-prepodavateljskogo sostava v vuze: dis. ... d-ra ped. nauk. - SPb., 2005.

2. Grebenev, I.V. Formirovanie pedagogicheskogo professionalizma prepodavateleyj v usloviyakh klassicheskogo universiteta: na materiale podgotovki prepodavateleyj fiziki: dis. ... d-ra ped. nauk. - Nizhniyj Novgorod, 2008.

3. Isaev, I.F. Professionaljno-pedagogicheskaya kuljtura prepodavatelya: ucheb. posobie. - M., 2004.

4. Isaeva, T.E. Struktura pedagogicheskikh sposobnosteyj prepodavatelya vihssheyj shkolih // Prepodavatelj vihssheyj shkolih v XXI veke: sb. tr.

V Mezhdunar. nauchno-praktich. internet-konf. - Rostov-na-Donu, 2007. - Ch. 1.

5. Melekhina, E.A. Prepodavatelj vihssheyj shkolih v kontekste reformih obrazovaniya / E.A. Melekhina, I.V. Barabasheva // Sbornik nauchnihkh trudov NGTU. - 2007. - № 4(50).

6. Podpovetnaya, Yu.V. Teoretiko-metodologicheskiyj analiz razvitiya nauchno-metodicheskoyj kuljturih prepodavatelya vihssheyj shkolih // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 6 (31).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i socialjnogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii (Minzdravsocrazvitiya Rossii) ot 26 avgusta 2010 g. N 761n «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnosteyj rukovoditeleyj, specialistov i sluzhathikh, razdel «Kvalifikacionnihe kharakteristiki dolzhnosteyj rabotnikov obrazovaniya» [Eh/r]. - R/d: http://www.consultant.ru/online/ base/?req=doc; base=law;n=82134

8. Rezanovich, I.V. Konceptualizaciya pedagogicheskogo opihta v processe vnutriorganizacionnogo povihsheniya kvalifikacii / I.V. Rezanovich, G.A. Shkerina // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2010. - № 4.

9. Kharchenko, L.N. Innovacionnaya deyateljnostj prepodavatelya sovremennogo vuza: obosnovanie sistemnogo podkhoda / L.N. Kharchenko, I.E. Panova // Vestnik Severo-Kavkazskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - 2010. - № 4(25).

Статья поступила в редакцию 07.11.13

УДК 378.096: 371.26 (045)

Karpova L.G. EDUCATION QUALITY MANAGEMENT IN ESTABLISHMENT OF THE ART AND AESTHETIC ORIENTATION AS PEDAGOGICAL PROBLEM. In article the pedagogical problem of quality management of education in establishment of an art and esthetic orientation is considered. Quality of education in modern society is considered today as one of the most effective remedies of satisfaction of needs of the person in educational services. The matter in the present becomes more and more actual, and demands address work on creation and system introduction, development of the adequate theory of quality management of education in establishment of an art and esthetic orientation.

Key words: quality management, pedagogical problem, problem of quality of education, feature of quality management of education in establishment, an assessment of quality of activity, a control system of quality of education in establishment of an art and esthetic orientation.

Л.Г. Карпова, зам. директора по УВР Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей детская школа искусств «Гармония», г. Пенза,

E-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассматривается педагогическая проблема управления качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности. Качество образования в современном обществе рассматривается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.