Научная статья на тему 'Акмеограмма как инструмент развития современных ролевых позиций педагога'

Акмеограмма как инструмент развития современных ролевых позиций педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1464
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИЦИЯ / POSITION / РОЛЬ / ROLE / РОЛЕВАЯ ПОЗИЦИЯ / ROLE-PLAYING POSITION / ТЬЮТОР / TUTOR / МОДЕРАТОР / MODERATOR / ФАСИЛИТАТОР / FACILITATOR / АКМЕОГРАММА / ACMEOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гибадуллина Юлия Маратовна, Черкасова Ирина Ивановна

В данной статье представлен анализ различных типичных ролей и функций педагога, рассмотрены современные ролевые позиции педагога, которые продиктованы требованиями современной школы в мобильном, конкурентоспособном педагоге с новым типом мышления. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить спектр современных ролей педагога: тьютор, модератор, фасилитатор, исследователь, методист, менеджер, инноватор и др. Характеристика ролей показывает, что современный педагог становится принципиально другим он не транслирует знания, а создает условия для развития обучающегося и раскрытия его потенциальных возможностей. В связи с чем следует говорить о необходимости развития ролевой позиции педагога в образовательном процессе вуза. Одним из инструментов развития ролевой позиции педагога является акмеограмма, выступающая как система требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности педагога. В разработанных акмеограммах ролевых позиций педагога: тьютора, модератора, фасилиататора, исследователя, инноватора выделены общие и отличительные особенности, которые могут быть использованы в образовательном процессе вуза как для целевого ориентира в развитии ролевой позиции будущего педагога, так и для оценки его уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гибадуллина Юлия Маратовна, Черкасова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL SYSTEM AS AN INSTRUMENT OF DEVELOPMENT OF MODERN ROLE POSITIONS of a PEDAGOGUE

The article presents an analysis of various typical roles and functions of the pedagogue, considers the modern roles of the pedagogue, which are dictated by the need of modern school for a mobile, competitive teacher with a new type of thinking. Analysis of psycho-pedagogical literature allows the author to single out the set of modern pedagogical roles: tutor, moderator, facilitator, researcher, trainer, manager, innovator, and others. The characteristics of the roles show that the modern pedagogue becomes fundamentally different; he does not simply relay knowledge but creates the conditions for the development of the student and his/her potential. Thereby, it is necessary to underline the development of the pedagogue’s role position in the higher school education process. The acmeological system is the instrument of the pedagogue’s role position development. This appears as a system of requirements, conditions and factors contributing to the progressive development of professional skills and the personality of the pedagogue. The authors outline common and distinctive features in the developed acmeological systems of role positions of the pedagogue: tutor, moderator, facilitator, researcher, trainer, manager and innovator that can be used in the higher school education process both as the target in the development of the role of the future pedagogue positions and for the assessment of its level.

Текст научной работы на тему «Акмеограмма как инструмент развития современных ролевых позиций педагога»

СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

ББК Г461 ГСНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.08

Гибадуллина Юлия Маратовна,

старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социального образования, Тюменский государственный университет, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал ТюмГУ); 626158, Тюменская область, г. Тобольск, ул. Знаменского, 58; e-mail: ylia9008@mail.ru.

Черкасова Ирина Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования, Тюменский государственный университет, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал ТюмГУ); 626158, Тюменская область, г. Тобольск, ул. Знаменского, 58; e-mail: irinka65@rambler.ru.

АКМЕОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ РОЛЕВЫХ ПОЗИЦИЙ ПЕДАГОГА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: позиция; роль; ролевая позиция; тьютор; модератор; фасилитатор; акмеограмма.

АННОТАЦИЯ. В данной статье представлен анализ различных типичных ролей и функций педагога, рассмотрены современные ролевые позиции педагога, которые продиктованы требованиями современной школы в мобильном, конкурентоспособном педагоге с новым типом мышления. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить спектр современных ролей педагога: тьютор, модератор, фасилитатор, исследователь, методист, менеджер, инноватор и др. Характеристика ролей показывает, что современный педагог становится принципиально другим - он не транслирует знания, а создает условия для развития обучающегося и раскрытия его потенциальных возможностей. В связи с чем следует говорить о необходимости развития ролевой позиции педагога в образовательном процессе вуза. Одним из инструментов развития ролевой позиции педагога является акмеограмма, выступающая как система требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности педагога. В разработанных акмеограммах ролевых позиций педагога: тьютора, модератора, фасилиататора, исследователя, ин-новатора выделены общие и отличительные особенности, которые могут быть использованы в образовательном процессе вуза как для целевого ориентира в развитии ролевой позиции будущего педагога, так и для оценки его уровня.

Gibadullina Yuliya Maratovna,

Senior Lecturer of Department of Pedagogy, Psychology and Social Education, Tyumen State University, Tobolsk Pedagogical Institute (TSU Branch), Tobolsk, Russia.

Cherkasova Irina Ivanovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy, Psychology and Social Education, Tyumen State University, Tobolsk Pedagogical Institute (TSU Branch), Tobolsk, Russia.

ACMEOLOGICAL SYSTEM AS AN INSTRUMENT

OF DEVELOPMENT OF MODERN ROLE POSITIONS OF A PEDAGOGUE

KEYWORDS: position; role; role-playing position; tutor; moderator; facilitator; acmeology.

ABSTRACT. The article presents an analysis of various typical roles and functions of the pedagogue, considers the modern roles of the pedagogue, which are dictated by the need of modern school for a mobile, competitive teacher with a new type of thinking. Analysis of psycho-pedagogical literature allows the author to single out the set of modern pedagogical roles: tutor, moderator, facilitator, researcher, trainer, manager, innovator, and others. The characteristics of the roles show that the modern pedagogue becomes fundamentally different; he does not simply relay knowledge but creates the conditions for the development of the student and his/her potential. Thereby, it is necessary to underline the development of the pedagogue's role position in the higher school education process. The acmeological system is the instrument of the pedagogue's role position development. This appears as a system of requirements, conditions and factors contributing to the progressive development of professional skills and the personality of the pedagogue. The authors outline common and distinctive features in the developed acmeological systems of role positions of the pedagogue: tutor, moderator, facilitator, researcher, trainer, manager and innovator that can be used in the higher school education process both as the target in the development of the role of the future pedagogue positions and for the assessment of its level.

Для современных инновационных позиции организатора совместной деятель-

практик характерно повышенное ности, модератора, тьютора, фасилитатора,

внимание к вопросам развития личности инициирующие субъектную активность ре-

учителя [8]. Развивающаяся образователь- бенка [2]. Развитие ролевых позиций, рас-

ная ситуация требует выхода педагога на ширение ролевого репертуара педагога яв-

© Гибадуллина Ю. М., Черкасова И. И., 2016

ляются одним из ключевых направлений и в процессе профессиональной подготовки будущих учителей.

Обратимся к содержанию понятия «ролевая позиция» через исходные понятия «позиция» и «роль». Позиция - это устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках [11, с. 297]; отношение человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из его социального положения и предписываемых окружающей его средой» [6, с. 125]. Роль - социальная функция личности, соответствующая принятым нормам поведения в зависимости от позиций в системе отношений [4, с. 141].

При сравнении содержания понятий «позиция» и «роль» отмечается сходство характеристик данных понятий. Однако само понятие «ролевая позиция» до сих пор останется недостаточно теоретически проработанным.

Отечественными педагогами ролевая позиция чаще всего рассматривается в контексте определения места педагога в системе отношений: «педагог - ребенок», «педагог -педагог», «педагог - родитель». С точки зрения зарубежных авторов, ролевая позиция - это принятие ожидаемого поведения от человека и выполнение им определенных ролей в ситуации взаимодействия; совокупность ролевых предписаний, объективных требований, предъявляемых к лицам, занимающим ту или иную позицию [15].

Типичные ролевые позиции определены Л. Б. Ительсоном, согласно которому, педагог выступает в качестве: вдохновителя, друга, диктатора, советчика, просителя, информатора [12]. Е. Ф. Сивашинская, рассматривая профессиональные функции педагога, выделяет следующие роли: «двигатель» в обществе; «катализатор» (ускоритель) общественного прогресса, способствующего формированию специалистов, владеющих новыми прогрессивными технологиями; «аккумулятор», накапливающий в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и др. [13, с. 22].

А. К. Маркова выделяет следующие профессиональные позиции учителя: «диагност», «самодиагност» - связанные с изучением учеников и самого себя; «методист» - с отбором методов обучения; «субъект педагогической деятельности» - с постановкой для себя целей и задач, прогнозированием своего дальнейшего развития;

«исследователь» - с формулированием трудно решаемых вопросов практики на языке научной проблемы, с поведением целенаправленного наблюдения, осуществлением педагогического эксперимента, «рефлексии» [5, с. 43].

Однако, несмотря на многообразие ролевых позиций педагога, следует считать их явно недостаточными для решения современных образовательных задач, направленных на выявление и формулирование цели развития обучающихся. Отметим, что расширение ролевого репертуара педагога связано с изменениями его функций. Так, согласно исследованиям Е. В. Пискуновой, «линейные» функции обучения и воспитания в изменяющейся социокультурной ситуации трансформируются в функцию содействия образованию учащихся, которая рассматривается как ведущая в профессионально-педагогической деятельности и направлена на создание средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности ученика в образовательном процессе, формирование у него мотивации непрерывного образования [8, с. 42].

Потребность в расширении ролевого репертуара характерна не только для учителей школы, преподавателей средних профессиональных учебных заведений, но и вузовских педагогов. Если в традиционном обучении педагог высшей школы играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, то в современном - роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации. Для сопровождения и поддержки деятельности студентов в современной высшей школе востребованы роли преподавателя-модератора, консультанта, тьютора, исследователя, ментора, технолога, фасилитатора, организатора (менеджера), методиста, эксперта, «сценариста» (режиссер, проектировщик), инноватора (генератор идей) и др. [14, с. 9].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить спектр современных ролей педагогов, который представлен в таблице 1.

Характеристика ролей показывает, что современный педагог становится принципиально другим - он не транслирует знания, а создает условия для того, чтобы обучающийся (ученик, студент) имел возможность: работать со своим опытом, развивать коммуникативные и организаторские склонности; планировать исследовательскую деятельность; принимать решения и нести ответственность за них и т.д.

Спектр ролей педагога

Таблица 1

Роли педагога Авторы Характеристика

Тьютор Л. В. Бендова, С. И. Змеев, А. П. Зинченко, И. Б. Акиншина, Е. М. Андрейковец, С. А. Щенников, Т. М. Ковалева, С. В. Кривых и др. Создает условия для непрерывного роста обучающегося как субъекта собственной учебной деятельности, знающего, зачем он учится (цели), как осуществляется учебная деятельность (способы и средства) и имеющего способности к ее осуществлению.

Модератор Л. Я. Шамес, Б. П. Дьяконов, Б. М. Игошев, Л. В. Верзунова, В. Я. Никитин, Н. В. Кирий, Н. Н. Суртаева, И. Б. Терешкина, Г. Ткаче нко и др. Использует специальные технологии, помогающие организовать процесс свободной коммуникации и обмена мнениями, суждениями и подводящие учащегося к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.

Фасилитатор Н. В. Доценко, К. Роджерс, Н. М. Пушкина, О. Н. Шахматова, А. В. Мартынова, О. М. Матвеева и др. Создает психолого-педагогические условия для саморазвития, осмысленного освоения основ профессиональной деятельности.

Исследователь Е. Н. Ковалевская, В. И. Сахарова, А. А. Востриков, Е. Н. Дудина, Э. Ф. Зеер и др. Планирует экспериментальную деятельность, осознает собственную ответственность перед обществом за результаты опытной работы, стремящийся к профессиональному росту, неминуемо будет развиваться и в личностном плане.

Методист Т. А. Сергеева, Н. М. Уварова, и др. Изучает и разрабатывает методы преподавания, планирует работу коллектива, координирует его деятельность, занимается повышением квалификации преподавателей, умение вести документацию, знание различных общеобразовательных программ.

Менеджер В. Жилин, В. А. Тышлаков и др. Руководитель управленческих действий, определяющий основополагающие идеи, правила поведения субъектов образовательного процесса по осуществлению образовательных функций.

Инноватор В. С. Елагина, Т. А. Яркова, О. Г. Гаимназаров и др. Реализует идеи в той или иной области знаний (являющейся его основной образовательной специализацией), но при этом обладающий набором предпринимательских навыков и компетенций, являющихся ключевыми для успеха специалиста на рынке труда.

Ментор Н. А. Пронина, Е. И. Соколова, Л. В. Норберг, Н. С. Ладыжеци др. Помогает достичь личностного и профессионального роста через рефлексию.

Супервизор В. В. Еремин, Б. П. Невзоров, В. А. Тышлаков, П. Ховкинс, Р. Шохет, Е. И. Сухова, Н. Ю. Зубенко и др. Осуществляет контроль и оценку, создает психологически комфортные условия для субъектов профессиональной деятельности.

Мотиватор Н. А. Дука, Н. С. Макарова, Н. В. Чекалева и др. Воодушевляет, вдохновляет обучающихся, мотивируя их на выполнение какой-либо деятельности.

В «Атласе новых профессий», которые появятся в сфере образования до 2020 года, составленном Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив, Профессиональном стан-

дарте педагога «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [9], обозначающем новые требования

к его квалификации, а также региональных стандартах профессиональной педагогической деятельности, выделены следующие ролевые позиции педагога: тьютор, фасилитатор, модератор, исследователь и др.

Реализация вышеуказанных ролевых позиций требует от педагога личностных и профессиональных качеств. В связи с чем мы обратились к созданию акмео-грамм. Акмеограмма - это система требо-

ваний, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста [10].

Анализ спектра ролей педагога позволил выделить общие (объективные и субъективные) и отличительные (особенные) характеристики. Общие характеристики, присущие всем выделенным ролевым позициям, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Общие характеристики ролей педагога (тьютора, модератора, фасилитатора, исследователя, инноватора)

Объективные характеристики

Позиции Знания Умения

Проблематизатор Аксиолог Методолог Проектировщик Конструктор Управленец Наставник Научные факты Научные понятия Эмпирические законы Гипотезы и идеи Научные теории и концепции Методы исследовательской деятельности Действовать в условиях неопределенности Создавать личные концепции обучения и воспитания

Субъективные характеристики

Индивидуальные Профессиональные Акмеологические

Самостоятелен Независим Активен Уверен в себе С чувством личного достоинства Интеллигентен Способен к саморазвитию Коммуникабелен Грамотная речь Объективен Способен к самореализации Динамичен Инициативен Способен к теоретическому мышлению Аналитичен Мобилен Критичен Адаптивен Рефлексивен

Представим акмеограммы отдельных чительные характеристики каждой. Попыт-

ролевых позиций, выделяя особенные, отли- ка классификации представлена в таблице 3.

Таблица 3

Акмеограммы ролевых педагогических позиций

Педагог-тьютор

Объективные характеристики Субъективные характеристики

Позиции Умения Индивидуальные Профессиональные

Консультант Воспитатель Инструктор Помощник Выявлять образовательные потребности и запросы студента Сопровождать подопечного Выстраивать индивидуальный маршрут Направлять в нужное русло Интегрировать Организовать учебный процесс Гибкий Терпеливый Коммуникативный Работа в коллективе Организатор Умение задавать вопросы Создание комфортной атмосферы Мотивация подопечного Знание предмета и учебного материла Инновационные образовательные технологии

Педагог-инноватор

Исследователь Методолог Проектировщик Программист Управленец Экспериментатор Действовать в условиях неопределенности Находить нестандартные решения проблем Создавать личные концепции обучения и воспитания Внедрять новшества Настойчив Импульсивен Самостоятелен Независим Активен Радикален Экспрессивен Бескомпромиссен Точен Объективная позиция Сосредоточенность на новшествах Динамичен Инициативен Аналитическое мышление

Педагог-модератор

Координатор Администратор Редактор Руководитель Катализатор Комментировать реплики студентов Обобщать полученную информацию Стимулировать к работе Планировать ход событий Толерантен Умение сотрудничать Сосредоточен Ориентирован Эмоционально выдержан Создание психологического комфорта Коррекция Нейтралитет к различным позициям Понимание групповой динамики

Педагог-с >асилитатор

Помощник Посредник Тренер Дирижер Создание комфортной атмосферы Оказание помощи к взаимодействию Донести и поддержать общую цель Содействие процессу развития Достижение соглашения в группе Точен Пунктуален Эмпатичен Открытый Выразительная мимика Темп речи Инициативен Личностный подход Раскрытие ресурсов студента Демонстрация доверия Поиск внутренней мотивации Активизация мышления Выдержка собственной позиции Аттрактивность

Педагог-исследователь

Экспериментатор Мастер Изобретатель Проектировщик Систематизировать знания Стимулирование творческой активности Находить нестандартные решения Оптимистичен Любознателен Добросовестен Терпим Уверен в себе и своих силах Оптимален Творческий Независимость мышления Дисциплинарен Аналитичен Ориентация в меняющихся условиях

Обращаясь к акмеограмме педагога, важно иметь в виду, что планирование каждой новой ступени профессионализма и профессиональной позиции и целесообразно подкреплять определением тех конкретных важных качеств личности, которые необходимы для каждой роли.

Разработанные нами акмеограммы могут быть использованы как для целевого ориентира в процессе развития ролевой позиции будущего педагога в образовательном процессе вуза, так и для оценки уровня его развития.

Таким образом, изучение ролевых позиций педагога, а также создание акмеограмм

направлены на расширение профессионального потенциала педагога, связанного с его выходом на социально-педагогическую деятельность [3], предусматривающую «работу с различными категориями детей, семей, направленную на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоение им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе» [1, с. 105]. Представление о совокупности качеств, необходимых для развития современных ролевых позиций педагога, отраженное в акмеограммах, призвано стимулировать личность к достижению вершин профессионального мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галагузова Ю. H. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов : автореф.дис. ... д-ра пед. наук. М., 200l.

2. Гибадуллина Ю. М. Трансформация ролей педагога в условиях формального, неформального и информального образования // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. 20l4. N° 6. URL: http://www.science-education.ru/ll3-ll224.

3. Гибадуллина Ю. М. Исследование готовности студента к социально-педагогической деятельности и реализации ролей педагога // Мир науки, культуры, образования. 20l5. Ш 6 (55). С. 74-77.

4. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. М. : Академия, 200l.

5. Маркова А. К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. l987. Ж 5. С. 40-4S.

6. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М. : Мысль, l97l.

7. Писарева С. А. Инновационные процессы в образовании: развитие в ситуациях взаимосвязи теории и практики // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании. СПб. : Экспресс, 20l4. С. l27-l30.

S. Пискунова E. В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России. Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. СПб. :Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

9. Приказ Минтруда России от l8.l0.20l3 Ж 544н (с изм. от 25.l2.20l4) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: https://portal.iv-edu.ru/dep/mouofurmn/furmn_mbdou4/commondocs/standart/oз.pdf (дата обращения 24.ll.20l5).

10. Психология человека: словарь терминов. URL: http://psihologiya_cheloveka.academic.ru/l5/ %Do%90%Do%BA%Do%BC%Do%B5%Do%BE%Do%B3%Dl%So%Do%Bo%Do%BC%Do%BC%Do%Bo (дата обращения l6.l2.20l5).

11. Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. : ПолитиздатД990.

12. Савчук H. Ю. Системно-ролевой анализ профессиональной деятельности учителя : дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2002

13. Сивашинская E. Ф. Педагогика современной школы : курс лекций для студентов пед. специальностей вузов. Минск : Экоперспектива. 2009.

14. Черкасова И. И., Яркова Т. А. Современные технологии высшего профессионально-педагогического образования : учебное пособие. Тобольск : ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 20l3.

15. Goffman E. The presentation of self in everyday life. N.Y., l959.

LITERATURA

1. Galaguzova Yu. N. Teoriya i praktika sistemnoy professional'noy podgotovki sotsi-al'nykh pedagogov : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 200l.

2. Gibadullina Yu. M. Transformatsiya roley pedagoga v usloviyakh formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya: elektronnyy nauchnyy zhurnal. 20l4. Ж 6. URL: http://www.science-education.ru/ll3-ll224.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gibadullina Yu. M. Issledovanie gotovnosti studenta k sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti i realizatsii roley pedagoga / / Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 20l5. Ж 6 (55). S. 74-77.

4. Kodzhaspirova G. M. Pedagogicheskiy slovar'. M. : Akademiya, 200l.

5. Markova A. K. Psikhologicheskie osobennosti individual'nogo stilya deyatel'nosti uchitelya // Voprosy psikhologii. l987. Ж 5. S. 40-4S.

6. Parygin B. D. Osnovy sotsial'no-psikhologicheskoy teorii. M. : Mysl', l97l.

7. Pisareva S. A. Innovatsionnye protsessy v obrazovanii: razvitie v situatsiyakh vzaimosvyazi teorii i praktiki // Problemy pedagogicheskoy innovatiki v professional'nom ob-razovanii. SPb. : Ekspress, 20l4. S. l27-l30.

S. Piskunova E. V. Podgotovka uchitelya k obespecheniyu sovremennogo kachestva obrazovaniya dlya vsekh: opyt Rossii. Rekomendatsii po rezul'tatam nauchnykh issledovaniy / Pod red. akad. G. A. Bordovskogo. SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2007.

9. Prikaz Mintruda Rossii ot lS.l0.20l3 Ж 544n (s izm. ot 25.l2.20l4) «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')». URL: https://portal.iv-edu.ru/dep/mouofurmn/furmn_mbdou4/commondocs/standart/03.pdf (data obrashcheniya 24.ll.20l5).

10. Psikhologiya cheloveka: slovar' terminov. URL: http://psihologiya_cheloveka.academic.ru/l5/ %D0%90%D0%BA%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D0%B3%Dl%S0%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0 (data obrashcheniya l6.l2.20l5).

11. Psikhologicheskiy slovar' / Pod obshch. red. A. V. Petrovskogo, M. G. Yaroshevskogo. 2-e izd., ispr. i dop. M. : Politizdat,l990.

12. Savchuk N. Yu. Sistemno-rolevoy analiz professional'noy deyatel'nosti uchitelya : dis. ... kand. ped. nauk. Cheboksary, 2002

13. Sivashinskaya E. F. Pedagogika sovremennoy shkoly : kurs lektsiy dlya studentov ped. spetsial'nostey vuzov. Minsk : Ekoperspektiva. 2009.

14. Cherkasova I. I., Yarkova T. A. Sovremennye tekhnologii vysshego professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya : uchebnoe posobie. Tobol'sk : TGSPA im. D. I. Mendeleeva, 20l3.

15. Goffman E. The presentation of self in everyday life. N.Y., l959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.