средствами педагогических информационных технологий к самостоятельной и познавательной деятельности.
- интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса: повышение эффективности и качества обучения за счет применении информационных технологий; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (возможно использование большинства перечислен технологий - в зависимости от типа личности обучаемого); углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач.
На основании вышеизложенного следует подчеркнуть, что этими же педагогическими целями определяются и основные
Библиографический список
направления развития самих информационных технологий в системе высшего образования. Таким образом, особое внимание сегодня уделяется совершенствованию таких технологий, как: технология повышения эффективности и качества процесса обучения благодаря дополнительным возможностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого; технология управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений; технология управляемого мониторинга; коммуникационная технология, обеспечивающая распространение научно-методического опыта; технология организации интеллектуального досуга, развивающих учебных игр.
1. Гаджиева П.Д. Возможности информационно-коммуникационных технологий обучения в организации самостоятельной работы студентов. Дистанционное и виртуальное обучение. 2014; 6.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие. Москва, 2014 .
3. Зимина О.В., Кириллов А.И. Рекомендации по созданию электронного учебника. Available at: http:// www/academiaxxi.ru/meth_papers/ AO_recom_t.htm
4. Гаджиева П.Д., Хурдаев. Н.А. Современные тенденции развития образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 152 - 154.
References
1. Gadzhieva P.D. Vozmozhnosti informacionno-kommunikacionnyh tehnologij obucheniya v organizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2014; 6.
2. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie. Moskva, 2014 .
3. Zimina O.V., Kirillov A.I. Rekomendacii po sozdaniyu 'elektronnogo uchebnika. Available at: http:// www/academiaxxi.ru/meth_papers/ AO_recom_t.htm
4. Gadzhieva P.D., Hurdaev. N.A. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 152 - 154.
Статья поступила в редакцию 11.11.15
УДК 378
Gibadullina Yu.M., senior teacher, Department of Pedagogy, Psychology and Social Education, Tyumen State University (Tobolsk, Russia), E-mail: [email protected]
Niyazova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Psychology and Social Education, Dean of Socio-Pedagogical Faculty, Tyumen State University (Tobolsk, Russia), E-mail: [email protected] Doronina N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Psychology and Social Education, Tyumen State University (Tobolsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE RESEARCH ON STUDENT'S READINESS TO DO SOCIO-PEDAGOGICAL WORK AND TO REALIZE ROLES OF A TEACHER. This article studies a problem of readiness of students to carry out socio-pedagogical work. The researchers present roles of a teacher, including the new ones that appeared in modern time, such as a tutor, moderator, facilitator and innovator. Innovative processes in education require a teacher with creative thinking, able to apply various methods, use variable teaching technologies and to educate themselves. Socio-pedagogical training of a student in the formal and non-formal education is aimed at obtaining of high quality education, the acquisition of durable skills that enhance the competitiveness of the graduate and promotes his career development. The team of the authors presents the results of their study of readiness of students to socio-pedagogical work with special consideration of personal, theoretical, and technological (operational activity) parameters.
Key words: socio-pedagogical activity, pedagogical training, formal education, informal education, tutor, facilitator, moderator, innovator.
Ю.М. Гибадуллина, ст. преп. каф. педагогики, психологии и социального образования, филиал ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тобольск, E-mail: [email protected]
А.А. Ниязова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, психологии и социального образования, декан социально-педагогического факультета, филиал ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тобольск, E-mail: [email protected]
Н.А. Доронина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, психологии и социального образования, филиал ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тобольск, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕАЛИЗАЦИИ РОЛЕЙ ПЕДАГОГА
В статье рассматривается проблема готовности студента к социально-педагогической деятельности и реализации новых ролей педагога: тьютора, модератора, фасилитатора, инноватора. Инновационные процессы, происходящие в образовании, требуют педагога творчески мыслящего, умеющего применять различные методики, использовать вариативные технологии обучения и заниматься самообразованием. Социально-педагогическая подготовка студента в условиях формального и неформального образования, направлена на: получение высокого качества образования, приобретение прочных умений и навыков, повышающих конкурентоспособность выпускника и способствующих развитию профессиональной карьеры. Авторами представлены результаты исследования готовности студентов к социально-педагогической деятельности по личностному, теоретическому и технологическому (операционно-деятельностному) параметрам.
Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, социально-педагогическая подготовка, формальное образование, неформальное образование, тьютор, фасилитатор, модератор, инноватор.
В современных условиях важнейшей задачей образования становится профессиональная социально-педагогическая подготовка педагогов, требующая пересмотра структуры научного знания и выработки новых подходов к их обучению. Это связано с тем, что современная школа сегодня желает получить педагога творчески мыслящего, умеющего применять различные методики, использовать вариативные технологии обучения и заниматься самообразованием. Для этого необходимо развитие комплексных способностей, интегральных характеристик личности педагога, позволяющих работать в современной школе, где традиционные формы организации обучения уходят с первых позиций образовательной подготовки обучающихся, а приходят инновационные подходы, учитывающие диалог культур, проектную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся.
Инновационные процессы в образовании направлены на развитие не только всей образовательной системы, но и развитие личности современного молодого человека, соответствующего времени, выполняющего необходимые действия и деятельность во благо общества, где происходит его самореализация как профессионала.
В настоящее время система образования, осуществляемая в русле личностно-развивающегося подхода, нуждается в педагогах с новым типом мышления, выполняющего не только образовательно-воспитательные функции, но и умеющего работать с различными категориями детей, своевременно отреагировать на изменения рынка труда, требования социума и меняющегося общества.
Новое педагогическое мышление в своей основе имеет качественно иную систему ценностей, ориентированную на следующие качества:
- единство социального, культурного, общенаучного и профессионального развития личности педагога;
- повышение уровня профессиональной и социально-педагогической компетентности будущего педагога;
- формирование профессионально-личностных качеств и ценностей педагогического труда в предметной области;
- развитие способностей к саморазвитию, саморегуляции и самореализации в профессиональной сфере [1].
Вышесказанное актуализирует стратегию социально-педагогической подготовки студентов в условиях формального и неформального образования, направленную на важные составляющие:
- получение высокого качества образования, предоставляющего возможность сформировать профессиональные компетенции, необходимые для практической деятельности педагога;
- приобретение прочных умений и навыков, повышающих конкурентоспособность выпускника и способствующих развитию профессиональной карьеры.
- реализацию модели инклюзивного образования, оказание поддержки и помощи семьям и детям группы риска, одаренным детям, детям-сиротам и т. д.
Анализ исследований ряда авторов (Н.Ф. Басова, Ю.Н. Га-лагузовой, Н.А. Дорониной и др.) позволил определить понятие социально-педагогической подготовки как целенаправленного процесса и результата формирования у студентов компетенций (знаний, умений, навыков и опыта) социально-педагогической деятельности, позволяющих ориентироваться в социокультурном пространстве и реализовывать социально-образовательные функции, направленные на взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Расширение социальной функции образования определило возникновение нового ролевого репертуара и трансформации ролей педагога, что обусловлено «влияниями внешних и внутренних факторов, новациями внутри профессиональных сфер, где актуализируются проблемы формального и неформального образования, индивидуальных образовательных траекторий педагога» [2]. Наряду с традиционными ролями (педагог-организатор учебной деятельности, педагог воспитатель и педагог-наставник), у педагога появляется необходимость исполнения таких ролей как: тьютора, модератора, фасилитато-ра, инноватора, краткая характеристика которых представлена в таблице 1.
Позиция педагога становится принципиально другой - он не транслирует знания, а создаёт учебные условия для того, чтобы обучающийся (ученик, студент) имел возможность различными способами работать со своим опытом, что позволяет оперировать различными формами знания [3].
Тьюторство приобретает более широкий смысл, так как связано с индивидуальной образовательной траекторией развития субъектов образовательного процесса [4]. Модерация - один из эффективных видов сопровождения человека, где используются приёмы, методы и формы организации аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, направленные на развитие исследовательских и проектировочных умений, коммуникативных способностей и навыков работы в команде Фасилитация -это профессиональная организация деятельности группы обучающихся, позволяющая стимулировать, самостоятельность, инициативность, мотивировать и создавать условия для обучения и развития обучающихся.
В процессе социально-педагогической подготовки возникает необходимость знакомства и познания вышеуказанных ролей, что повысит знания студентов о ролях и ролевом репертуаре педагога.
Исследование готовности к социально-педагогической деятельности студентов - будущих педагогов осуществлялось по трем критериям: личностный, когнитивный и социальный с ис-
Таблица 1
Краткая характеристика ролей педагога
Роли педагога Авторы Характеристика
Тьютор Л.В. Бендова, Г.А. Гуртовенко, С.И. Змеев, С.А. Щенни-ков, И.Б. Акиншина, Е.М. Андрейковец и др. создаёт условия для непрерывного роста обучающегося как субъекта собственной учебной деятельности, знающего, зачем он учится (цели), как осуществляется учебная деятельность (способы и средства) и имеющего способности к ее осуществлению
Модератор Л.Я. Шамес, Б.П. Дьяков, Б.М. Игошев, Л.В. Верзунова, В.Я. Никитин, Н.В. Кирий и др. использует специальные технологии, помогающие организовать процесс свободной коммуникации и обмена мнениями, суждениями и подводящие учащегося к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей
Фасилитатор Н.В. Доценко, К. Роджерс, Н.М. Пушкина, О.Н. Шахматова, А.В. Мартынова, О.М. Матвеева. создаёт психолого-педагогические условия для саморазвития, осмысленного освоения основ профессиональной деятельности
Инноватор В.С. Елагина, Т.А. Яркова, О.Г. Гаимназаров и др. реализовывает идеи в той или иной области знаний (являющейся их основной образовательной специализацией), но при этом облагающихся набором предпринимательских навыков и компетенций, являющихся ключевыми для успеха специалиста на рынке труда
Таблица 2
Определение готовности студентов к социально-педагогической деятельности (%)
^\Параметры Уровень Личностная готовность Теоретическая готовность Технологическая готовность Средний показатель
Низкий 20 33 40 23
Средний 27 40 40 54
Высокий 53 27 20 23
пользованием анкеты, построенной на основе методики МПЦУ И.К. Шалаева «Определение готовности студентов к социально-педагогической деятельности», включающей в себя следующие параметры: личностный, теоретический и технологический (операционно-деятельностный).
Для исследования личностного критерия был использован параметр «Личностная готовность», показывающий следующие способности будущего педагога: педагогическая (гуманистическая) направленность, креативность, эрудиция, ответственность, коммуникативные способности и др., необходимые для осуществления результативной социально-педагогической деятельности с новым видением ролевой педагогической позиции, направленной на решение профессиональных задач и проблем обучающихся. Обобщенные результаты исследования представлены в таблице 2.
Из представленной таблицы видно, что
- для 20 % респондентов характерен низкий уровень личностной готовности, выражающийся в недостаточности творческих способностей, активной жизненной позиции и проявлении коммуникативных качеств;
- 27 % представляют средний уровень личностной готовности, им характерны стремление иметь и развивать необходимые для деятельности педагога качества - организаторские способности, эстетический вкус, уровень общей культуры;
- 53 % демонстрируют высокий показатель личностной готовности, что позволяет говорить о том, что студенты, обучаясь еще в вузе, занимают активную жизненную позицию, принимают участие в различных мероприятиях, проявляют высокий уровень коммуникативных способностей, потребность работать с детьми и позитивную мотивацию к педагогической профессии.
Показатели по личностным характеристикам играют немаловажную роль в развитии знаний о социально-педагогической деятельности и выполнении различных ролей в ней.
Для исследования когнитивного критерия использован параметр «Теоретическая готовность», показывающий профессиональные знания студентов, которые рассматриваются в комплексе, например: знание философии, культурологии, педагогики, социальной педагогики, психологии и другие. Полученные результаты показали, что у 33 % респондентов - низкий уровень знаний в данном комплексе наук, тогда как по вопросам дисциплин профессиональной подготовки у большинства студентов отмечаются достаточные знания.
У 40 % отмечен средний уровень знаний по предметам психолого-педагогической направленности, о ролевых педагогических позициях, наблюдается фрагментарность и отсутствие последовательности в освоении образовательных модулей. В то же время имеются системные знания:
- о человеке (возрастные, физиологические и психические особенности разной категории детей);
- о методике организации воспитательного процесса;
- об основных нормативных документах, защищающих права детей;
- о роли педагога в обществе, воспитании и обучении детей.
Понимание и осознание студентами роли педагога в образовательном процессе и социуме даст возможность в дальнейшей работе показать студентам многообразие ролевого репертуара педагога, что позволит выйти за пределы педагогической деятельности и перейти к социально-педагогической.
Высокий уровень по изучаемому показателю имеют только 27 % респондентов, для которых характерны знания психологии развития личности, методик работы с семьёй и различными категориями детей, нормативно-инструктивных материалов, в том
числе Закона «Об образовании в Российской Федерации», а также методологии исследования.
Для исследования социального критерия использован параметр «Технологическая (операционно-деятельностная) готовность», позволивший выявить практическую готовность к профессиональной социально-педагогической деятельности через умения будущих педагогов, а именно: владения технологиями прогностической, организаторской, охранно-защитной функций; влияния на мотивационно-потребностную сферу личности ребёнка; проведения исследовательской и поисковой работы и т. д.
Доли респондентов с низким и средним уровнем равны 40 %. Для студентов с низким уровнем операционно-деятель-ностной готовности характерны: отсутствие умения проведения исследовательской работы и понимания (или частичного применения) технологии личностно-ориентированного взаимодействия, недостаточность организаторских и коммуникативных умений; для среднего уровня характерно владение технологиями прогностической, координационной функций. Для 20 % респондентов с высоким уровнем характерны умения реализовывать социально-профилактическую, диагностическую функции, влиять на мотивационно-потребностную сферу личности ребенка с целью формирования потребности в образе жизни, организовывать взаимодействие с родителями и т. д.
Из представленных выше результатов следует, что студенты не в полной мере осознают практическую роль педагога, связанную с выполнением различных ролей.
Проведённое исследование показало, что для 54% респондентов характерен средний уровень готовности к социально-педагогической деятельности с выполнением различных ролей: педагога-тьютора, фасилитатора, модератора, инноватора.
О значимости профессиональной готовности и развития ролевой педагогической позиции свидетельствуют мнения студентов из педагогического эссе. Приведём некоторые примеры:
- «Мои педагогические знания не в полной мере отражают потребность и желание оказывать помощь детям группы риска, детям-сиротам и др.» (Мария Ш.);
- «Я будущий учитель истории и обществознания. Кроме преподавания предмета, я практически не владею приёмами и методами работы с различной категорией взрослых и детей. А так хочется попробовать свои возможности и в деятельности, направленной на оказание помощи» (Михаил У.);
- «Кроме педагогической практики в школе хочется прочувствовать не только детей, обучающихся в школе, но и детей, находящихся в условиях Центра, социальных учреждениях - шко-ле-интернат, детском доме и др.» (Станислав В.);
- «Получение профессии педагога меня радует тем, что мои знания комплексны, здесь и общекультурные, педагогические, психологические, которые позволят оказать более эффективную помощь детям, семьям и другим людям, которые нуждаются в ней» (Анна Э.);
- «Мне как будущему педагогу не хватает специальных знаний в области взаимодействия в системе «педагог-ребенок», «педагог-родитель» и т. д. (София А.).
Такие высказывания свидетельствуют о понимании студентами необходимости знаний для работы не только в условиях образовательного учреждения в качестве учителя предметника, но и в социокультурном пространстве школы, где более расширенно представлен его ролевой репертуар. О получении специальных знаний и умений, необходимых для деятельности педагога с различными категориями взрослого и детского населения, заявили 73% респондентов, что говорит о желании студента развить
ролевые педагогические позиции в процессе профессионального обучения в вузе.
Подытоживая результаты исследования, мы отмечаем в целом хорошие показатели по личностным характеристикам, что немаловажную роль играет в развитии знаний и практических умений будущих педагогов. Исследуемая категория студентов
может стать педагогами с креативным мышлением, развитыми коммуникативными и организаторским способностями, умеющими организовать работу в социокультурном пространстве школы и среды, через использование возможностей формального и неформального образования в изучении ролей педагога и развитии ролевой педагогической позиции.
Библиографический список
1. Гибадуллина Ю.М. Профессиональная подготовка педагогов в процессе интеграции формального, неформального и информально-го образования. Фундаментальные исследования. 2014; 11-10: 2253 - 2257.
2. Гибадуллина Ю.М. Основные роли педагога в условиях формального, неформального и информального образования. Педагогическое мастерство: Материалы IVмеждународной научной конференции, февраль, Москва: Буки-Веди, 2014: 228 - 231.
3. Сахарова В.И. Подготовка педагога-исследователя в системе повышения квалификации. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. 4 (16): 106 - 109.
4. Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении: методическое пособие. Авторы-составители Н.С. Сердюкова, Е.В. Посохина, Л.В. Серых. Белгород: БелРИПКППС, 2011.
References
1. Gibadullina Yu.M. Professional'naya podgotovka pedagogov v processe integracii formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; 11-10: 2253 - 2257.
2. Gibadullina Yu.M. Osnovnye roli pedagoga v usloviyah formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe masterstvo: Materialy IVmezhdunarodnoj nauchnojkonferencii, fevral', Moskva: Buki-Vedi, 2014: 228 - 231.
3. Saharova V.I. Podgotovka pedagoga-issledovatelya v sisteme povysheniya kvalifikacii. Professional'noe obrazovanie vRossiiiza rubezhom. 2014. 4 (16): 106 - 109.
4. Organizaciya t'yutorskogo soprovozhdeniya v obscheobrazovatel'nom uchrezhdenii: metodicheskoe posobie. Avtory-sostaviteli N.S. Serdyukova, E.V. Posohina, L.V. Seryh. Belgorod: BelRIPKPPS, 2011.
Статья поступила в редакцию 25.10.15
УДК 37.01
Shokorova L.V, Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Art, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Kiselyova N.Ye., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Art, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Serdyukova D.А., senior teacher, Department of History of Russian and Foreign Art, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
COLOUR AS A MEANS OF EXPRESSION OF AN ARTISTIC IMAGE OF A MODERN SUIT. In the research paper the basic principles of creation of an artistic image that is playing a crucial role in the modern design of clothes are revealed. The authors characterize functions of a suit, its distinctive features, as an object of design directed on creation of new products with high-consumer properties and esthetic qualities according to the way of life and needs of people. The nature and a phenomenon of color allowing creating a harmonious unity of an image of a particular person and a suit in a definite environment are considered. The researchers present an analysis of influence of color on current trends in design of suits. The study provides characteristics of the main combinations of colors in suit composition and some color-relating psychological aspects. Key words: design of clothes, suit, artistic image, color.
Л.В. Шокорова, канд. искусств., доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Н.Е. Киселева, канд. искусств., доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства, Алтайский государственный университет, факультет искусств, г. Барнаул, E-mail: [email protected] Д.А. Сердюкова, ст. преп. каф. истории отечественного и зарубежного искусства, Алтайский государственный университет, факультет искусств. г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА
В статье раскрываются основные принципы создания художественного образа, играющего решающую роль в современном дизайне одежды. Характеризуются функции костюма, его отличительные особенности, как объекта дизайна, направленного на создание новых изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами в соответствии с образом жизни и потребностями людей. Рассматриваются природа и феномен цвета, позволяющие создать гармоничное единство образа человека и костюма в определённой среде. Проводится анализ влияния цвета, оказывающий влияние на современные тенденции в дизайне костюма. Определяются основные сочетания цветов в композиции костюма, характеризуется цвето-психологический аспект.
Ключевые слова: дизайн одежды, костюм, художественный образ, цвет.
Одной из ведущих тенденций современной моды является разработка дизайна одежды, выгодно подчёркивающей особенности личности и выявляющей пластику и красоту человеческого тела. В настоящее время одной из сложнейших задач для дизайнеров становится создание индивидуального костюма, направленного на выявление новых образов человека, позволяющих выйти за рамки своего повседневного существования. Огромное разнообразие современного костюма гораздо отчётливее, чем «другие жанры художественного творчества отражают отноше-
ние к современному человеческому телу, переоценку ценностей, осуществляемую в нашем обществе» [1, с. 4]. Одним из основных аспектов, на что реагирует покупатель, даже не зная современных тенденций моды, является цвет. Как одно из ведущих средств создания художественного образа цвет, в костюме независимо от модных течений и направлений, способен привлечь внимание широкой аудитории, а грамотно составленная цветовая палитра выявить основные критерии создания модного образа: новизну и выразительность. Таким образом, анализ вли-