Научная статья на тему 'О роли современных образовательных технологий в разитии высшего образования'

О роли современных образовательных технологий в разитии высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / INNOVATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / COMPUTER TECHNOLOGY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П. Д., Хурдаев Н. А.

В статье дано теоретическое обоснование роли современных образовательных технологий в развитии высшего образования; охарактеризованы информационно-коммуникационные технологии обучения как наиболее эффективные образовательные технологии, а также описаны их педагогические возможности. Авторы делаю выводы, что особое внимание сегодня уделяется совершенствованию таких технологий, как: технология повышения эффективности и качества процесса обучения благодаря дополнительным возможностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого; технология управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений; технология управляемого мониторинга; коммуникационная технология, обеспечивающая распространение научно-методического опыта и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION

The work provides theoretical substantiation of the role of modern educational technologies in the development of higher education; it is characterized by information and communication technology training as the most effective educational technologies and their pedagogical possibilities. The authors concluded that today special attention is paid to the improvement of technologies such as: technology to improve the efficiency and quality of the learning process with the additional possibilities of cognition of the surrounding reality and self-knowledge, the development of the individual learner; technology of management of the educational process, educational institutions, educational institutions; technology-managed monitoring; communication technology for dissemination of scientific-methodological experience; the technology of organization of intellectual leisure, educational learning games.

Текст научной работы на тему «О роли современных образовательных технологий в разитии высшего образования»

ние на людей, которые при своих способностях, например, к рисованию могут недурно петь и т.д.: «Такой человек может быть и музыкантом, и живописцем» [5, с. 86]. Советский психолог Б.Г. Ананьев утверждал, что если талант человека формируется в одном направлении, то он будет непродолжительным, нестойким. И, таким образом, первым условием образования таланта Б.Г. Ананьев выделял многосторонность личности и способностей [9, с. 130]. В.И. Петрушин также отмечает, что многие видные мастера помимо специальных способностей имеют целый ряд других, что говорит об их разносторонности и многогранности таланта. Подобную тенденцию замечает и В.Л. Дранков: «Любопытно, что на каждой фазе творческого процесса возникают свойства творческих сил, проявляющие себя "задатками" способностей к различным видам искусства и литературы. Проясняется природа известной закономерности творческих биографий выдающихся деятелей искусств и литературы: многие из них достигали незаурядных результатов в нескольких видах искусств» [4, с. 133].

Помимо этого, В.Л. Дранков выделяет: «творческие возможности образуются всеобъемлющей культурой личности, осознающей бесконечность бытия человечества и живущей судьбами людей своего времени, всемерным развитием индивидуальности, независимой единственности внутреннего мира человека, расположенной не повторять, а создавать неповторимое, постигать всеобщее, перспективу развития окружающего мира» [4, с. 124].

Интеллектуальная сфера творческой индивидуальности пронизывает почти все выше описанные качества. Интеллектуальные качества вокалиста проявляются при переработке теоретических знаний в практические навыки, анализе творчества именитых представителей вокального искусства. В процессе обучения будущим певцам необходимо активно задействовать

Библиографический список

воображение, чтобы вникать в сущность работы вокального аппарата.

Таким образом, творческая индивидуальность музыканта-вокалиста представляет собой сложную систему личностных качеств, постоянно находится в саморазвитии, самосовершенствовании и может выражаться посредством разных видов музыкальной деятельности (интерпретация, импровизация, композиция).

Творческая индивидуальность вокалиста включает в себя следующие особые качества личности:

• общекультурные и специальные знания;

• потребность в творческом самовыражении, креативность;

• музыкальность;

• требовательность;

• мотивация;

• высокая работоспособность, самосовершенствование;

• эмоциональность;

• артистизм;

• многогранность таланта;

• интеллектуальные качества

Не все выдающиеся творческие личности объединяли в себе весь комплекс этих свойств. Несомненно, что творческая индивидуальность музыканта развивается на основе многих факторов, которые включают в себя, прежде всего, индивидуальные свойства личности и степень их выраженности, музыкальный и общекультурный кругозор, продуктивность воображения, степень нравственности, эстетический вкус, социально-психологические условия и т. д. Отметим также, что все эти свойства в некоторой степени взаимообусловлены и взаимозависимы, например, эмоциональная сфера подкрепляет мотивацию, а устойчивая мотивация влияет на работоспособность личности.

1. Рогова А.В. Индивидуальность как предмет исследования в отечественной философско-педагогической мысли второй половины

XIX - начала XX вв. Гуманитарный вектор. 2012; 1 (29): 62 - 69.

2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2007 .

3. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. Москва: Наука, 1970.

4. Дранков В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. 1983: 123 - 139.

5. Павловские клинические среды: Стенограммы заседаний в нервной и психиатрической клиниках. Москва-Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1954; Т. 1: 1931 - 1933.

6. Блох О.А. Психология и педагогика музыкального творчества: учебное пособие для вузов. Москва: МГУКИ, 2013.

7. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. Москва: МИП «NB Магистр», 1993.

8. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. Москва: Академический Проект; Трикста, 2008.

9. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. АН СССР, Институт философии. Ленинград: Лениздат, 1945.

References

1. Rogova A.V. Individual'nost' kak predmet issledovaniya v otechestvennoj filosofsko-pedagogicheskoj mysli vtoroj poloviny XIX - nachala

XX vv. Gumanitarnyj vektor. 2012; 1 (29): 62 - 69.

2. Al'tshuller G.S. Najti ideyu: Vvedenie v TRIZ - teoriyu resheniya izobretatel'skih zadach. Moskva: Al'pina Biznes Buks, 2007 .

3. Gurevich K.M. Professional'naya prigodnost'i osnovnye svojstva nervnoj sistemy. Moskva: Nauka, 1970.

4. Drankov V.L. Mnogogrannost' sposobnostej kak obschij kriterij hudozhestvennogo talanta. Hudozhestvennoe tvorchestvo. Voprosy kompleksnogo izucheniya. 1983: 123 - 139.

5. Pavlovskie klinicheskie sredy: Stenogrammy zasedanij v nervnoj i psihiatricheskoj klinikah. Moskva-Leningrad: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1954; T. 1: 1931 - 1933.

6. Bloh O.A. Psihologiya ipedagogika muzykal'nogo tvorchestva: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: MGUKI, 2013.

7. Gotsdiner A.L. Muzykal'naya psihologiya. Moskva: MIP «NB Magistr», 1993.

8. Petrushin V.I. Muzykal'naya psihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij Proekt; Triksta, 2008. 9 Anan'ev B.G. Ocherkipsihologii. AN SSSR, Institut filosofii. Leningrad: Lenizdat, 1945.

Статья поступила в редакцию 09.11.15

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Russia),

E-mail: [email protected]

Hurdaev N.A., postgraduate, Department of Theory and History of State and Law, Dagestan State Pedagogical University

(Russia), E-mail: [email protected]

ON THE ROLE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION. The work provides theoretical substantiation of the role of modern educational technologies in the development of higher education; it is characterized by information and communication technology training as the most effective educational technologies and their pedagogical possibilities. The authors concluded that today special attention is paid to the improvement of technologies such as: technology to improve the efficiency and quality of the learning process with the additional possibilities of cognition of the surrounding reality and self-knowledge, the development of the individual learner; technology of management of the educational process, educational institutions, educational institutions; technology-managed monitoring; communication technology for dissemination of scientific-methodological experience; the technology of organization of intellectual leisure, educational learning games.

Key words: pedagogical technology, innovation, information and communication technology, computer technology.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: [email protected]

Н.А. Хурдаев, аспирант каф. теории и истории государства и права, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: [email protected]

О РОЛИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗИТИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье дано теоретическое обоснование роли современных образовательных технологий в развитии высшего образования; охарактеризованы информационно-коммуникационные технологии обучения как наиболее эффективные образовательные технологии, а также описаны их педагогические возможности. Авторы делаю выводы, что особое внимание сегодня уделяется совершенствованию таких технологий, как: технология повышения эффективности и качества процесса обучения благодаря дополнительным возможностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого; технология управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений; технология управляемого мониторинга; коммуникационная технология, обеспечивающая распространение научно-методического опыта и др.

Ключевые слова: педагогическая технология, инновация, информационно-коммуникационные технологии, компьютерные технологии.

Общественная потребность в новой стратегии образования вызревала не одно десятилетие, прежде чем стала осознанной и вылилась в требование смены традиционной системы обучения. Традиционная образовательная система, существующая в тех формах, которые возникли в Европе в XVIII - нач. XIX вв., хотя и эволюционировала, но, тем не менее, осталась прежней по своей социокультурной ориентации и в настоящее время исчерпала себя. Произошло отставание образования от новых реальностей жизни, девальвация его общественной значимости. Особенности экономической и социокультурной системы требуют постоянного обновления характера направленности образовательной и профессиональной подготовки [1].

Сегодня перед высшим образовательным учреждением остро стоит проблема информатизации учебного процесса. Необходимость синтезировать в себе два полярных качества -коммерческую успешность и накопленный научный потенциал - приводит высшую школу к тому, что оптимальны решением поставленной задачи становится использование потенциал современных информационных технологий.

В нашей стране организация образовательного процесса в условиях системы высшего образования десятилетиями оставалась в значительной мере консервативной. Традиционные представления об организации учебного процесса начали размываться, главным образом - со времён присоединения России к Болонскому процессу. Такие факторы, как создание системы непрерывного образования, развитие дистанционного обучения новые педагогические технологии, становление концепции предпринимательского инновационного университета, растущее влияние бизнеса на содержание программ подготовки специалистов, коммерческая борьба за студентов, заставили перестраивать и интенсифицировать образовательных процесс.

В числе наиболее эффективных образовательных технологий следует выделить информационно-коммуникативные технологии в обучении, под которыми следует понимать процесс подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютерной техники и программных средств. Под информационно-коммуникационными технологиями в одних случаях понимают способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в других - совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами [2].

Новые информационно-коммуникационные технологии обладают уникальными возможностями, реализация которых создаёт предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Следует заметить, что в каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Однако в современном понимании информационная технология обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании, как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Термин «компьютерная технология обучения» с учётом широких возможностей современных вычислительных средств и компьютерных сетей часто употребляется в том же смысле, что и «информационно-коммуникационные технологии» и «учебные игры». В то же время понятия «компьютерная технология» и «информационная технология» нельзя отожествлять. В информационных технологиях может быть компьютер как одно из возможных средств. Новый импульс информация образования получает от развития информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Интернет предоставляет доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Многие эксперты полагают, что технологии Интернет -это своеобразный революционный прорыв превосходящий по своей значимости появление персонального компьютера [3; 5].

Средства коммуникации, к которым относятся электронная почта, глобальная, региональные и локальные сети связи и обмена данными, также предоставляют для обучения широчайшие возможности: оперативную передачу на разные расстояния информации любого объема и вида; интерактивность и оперативную обратную связь; доступ к различным источникам информации; организацию совместных телекоммуникационных проектов; запрос информации по любому интересующему вопросу через систему электронных конференции и т. д. Как показывает практика, компьютерные телекоммуникационные технологии обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривает как организацию учебного материала, так и общение с преподавателем, ведущим определенный курс. Такое обучение на расстоянии стали называть дистанционным обучением (ДО). Дистанционное обучение, как правило, требует некоторой учебной инфраструктуры. Это методические центры, разрабатывающие и распространяющие необходимые материалы, студия учебного телевидения, специализированные узлы компьютерной сети и др.

Дистанционное обучение, содействующее решению задач подготовки и повышения квалификации специалистов, находящихся вдали от учебных, научных и технических центров, сегодня получает всё более широкое распространение и способствует развитию ряда тенденций:

- развитие личности обучаемого, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний): развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером; развитие творческого мышления за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности; развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;

- формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами); развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами); формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных);

- реализация социального заказа, обусловленного информатизации современного общества: подготовка специалистов в области информационных технологий; подготовка обучаемых

средствами педагогических информационных технологий к самостоятельной и познавательной деятельности.

- интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса: повышение эффективности и качества обучения за счет применении информационных технологий; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (возможно использование большинства перечислен технологий - в зависимости от типа личности обучаемого); углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач.

На основании вышеизложенного следует подчеркнуть, что этими же педагогическими целями определяются и основные

Библиографический список

направления развития самих информационных технологий в системе высшего образования. Таким образом, особое внимание сегодня уделяется совершенствованию таких технологий, как: технология повышения эффективности и качества процесса обучения благодаря дополнительным возможностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого; технология управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений; технология управляемого мониторинга; коммуникационная технология, обеспечивающая распространение научно-методического опыта; технология организации интеллектуального досуга, развивающих учебных игр.

1. Гаджиева П.Д. Возможности информационно-коммуникационных технологий обучения в организации самостоятельной работы студентов. Дистанционное и виртуальное обучение. 2014; 6.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие. Москва, 2014 .

3. Зимина О.В., Кириллов А.И. Рекомендации по созданию электронного учебника. Available at: http:// www/academiaxxi.ru/meth_papers/ AO_recom_t.htm

4. Гаджиева П.Д., Хурдаев. Н.А. Современные тенденции развития образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 152 - 154.

References

1. Gadzhieva P.D. Vozmozhnosti informacionno-kommunikacionnyh tehnologij obucheniya v organizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2014; 6.

2. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie. Moskva, 2014 .

3. Zimina O.V., Kirillov A.I. Rekomendacii po sozdaniyu 'elektronnogo uchebnika. Available at: http:// www/academiaxxi.ru/meth_papers/ AO_recom_t.htm

4. Gadzhieva P.D., Hurdaev. N.A. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 152 - 154.

Статья поступила в редакцию 11.11.15

УДК 378

Gibadullina Yu.M., senior teacher, Department of Pedagogy, Psychology and Social Education, Tyumen State University (Tobolsk, Russia), E-mail: [email protected]

Niyazova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Psychology and Social Education, Dean of Socio-Pedagogical Faculty, Tyumen State University (Tobolsk, Russia), E-mail: [email protected] Doronina N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Psychology and Social Education, Tyumen State University (Tobolsk, Russia), E-mail: [email protected]

THE RESEARCH ON STUDENT'S READINESS TO DO SOCIO-PEDAGOGICAL WORK AND TO REALIZE ROLES OF A TEACHER. This article studies a problem of readiness of students to carry out socio-pedagogical work. The researchers present roles of a teacher, including the new ones that appeared in modern time, such as a tutor, moderator, facilitator and innovator. Innovative processes in education require a teacher with creative thinking, able to apply various methods, use variable teaching technologies and to educate themselves. Socio-pedagogical training of a student in the formal and non-formal education is aimed at obtaining of high quality education, the acquisition of durable skills that enhance the competitiveness of the graduate and promotes his career development. The team of the authors presents the results of their study of readiness of students to socio-pedagogical work with special consideration of personal, theoretical, and technological (operational activity) parameters.

Key words: socio-pedagogical activity, pedagogical training, formal education, informal education, tutor, facilitator, moderator, innovator.

Ю.М. Гибадуллина, ст. преп. каф. педагогики, психологии и социального образования, филиал ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тобольск, E-mail: [email protected]

А.А. Ниязова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, психологии и социального образования, декан социально-педагогического факультета, филиал ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тобольск, E-mail: [email protected]

Н.А. Доронина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, психологии и социального образования, филиал ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тобольск, E-mail: [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕАЛИЗАЦИИ РОЛЕЙ ПЕДАГОГА

В статье рассматривается проблема готовности студента к социально-педагогической деятельности и реализации новых ролей педагога: тьютора, модератора, фасилитатора, инноватора. Инновационные процессы, происходящие в образовании, требуют педагога творчески мыслящего, умеющего применять различные методики, использовать вариативные технологии обучения и заниматься самообразованием. Социально-педагогическая подготовка студента в условиях формального и неформального образования, направлена на: получение высокого качества образования, приобретение прочных умений и навыков, повышающих конкурентоспособность выпускника и способствующих развитию профессиональной карьеры. Авторами представлены результаты исследования готовности студентов к социально-педагогической деятельности по личностному, теоретическому и технологическому (операционно-деятельностному) параметрам.

Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, социально-педагогическая подготовка, формальное образование, неформальное образование, тьютор, фасилитатор, модератор, инноватор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.