Научная статья на тему 'Реализация проектной деятельности в профессиональной подготовке бакалавров в условиях информационно-коммуникационной среды'

Реализация проектной деятельности в профессиональной подготовке бакалавров в условиях информационно-коммуникационной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / БАКАЛАВР / BACHELOR / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова З.З., Гамзаева М.В.

В статье изучен процесс реализации проектной деятельности в профессиональной подготовке бакалавров в условиях информационно-коммуникационной среды вуза. Выявлено, что применение ИКТ открывает большие возможности и для совершенствования образовательных педагогических методик, обмена опытом и творческого подхода к обучению: накопление учебно-методических материалов во внутреннем структурированном информационном пространстве вуза и использование Интернет-технологий как для оперативного, так и для отсроченного общения со студентами: электронной почты, форумов, чатов, видеоконференций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PROJECT ACTIVITIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS IN THE INFORMATION-COMMUNICATION ENVIRONMENT

The article studies a process of realization of project activity in professional training of bachelors in the conditions of information and communication environment of a higher education institution. The work reveals that the use of ICT opens up great opportunities for improving educational teaching methods, exchange of experience and creative approach to learning: the accumulation of teaching materials in the internal structured information space of a university and the use of Internet technologies for operational and delayed communication with students: e-mail, forums, chats, videoconferences.

Текст научной работы на тему «Реализация проектной деятельности в профессиональной подготовке бакалавров в условиях информационно-коммуникационной среды»

Библиографический список

1. Бондарева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства. Избранные труды. Москва, 2005.

2. Акаева Е.Л. Мониторинг профессионального становления будущего учителя на основе компетентностного подхода. Педагогическая диагностика. 2006; 3: 13 - 18.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 2007.

4. Гилфорд Д. Характер человеческого интеллекта. 1967.

5. Магомедова М.Г. Адаптация студентов младших курсов в системе допрофессионального образования. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015; Т. 13: 861 - 865.

References

1. Bondareva S.K. Psihologo-pedagogicheskie problemy integrirovaniya obrazovatel'nogo prostranstva. Izbrannye trudy. Moskva, 2005.

2. Akaeva E.L. Monitoring professional'nogo stanovleniya buduschego uchitelya na osnove kompetentnostnogo podhoda. Pedagogicheskaya diagnostika. 2006; 3: 13 - 18.

3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Rostov-na-Donu, 2007.

4. Gilford D. Harakter chelovecheskogo intellekta. 1967.

5. Magomedova M.G. Adaptaciya studentov mladshih kursov v sisteme doprofessional'nogo obrazovaniya. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2015; T. 13: 861 - 865.

Статья поступила в редакцию 27.02.18

УДК 378

Magomedova Z.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Psychology and Preschool Defectology,

Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru

Gamzaeva M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technologies of Professional

Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru

IMPLEMENTATION OF PROJECT ACTIVITIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS IN THE INFORMATION-COMMUNICATION ENVIRONMENT. The article studies a process of realization of project activity in professional training of bachelors in the conditions of information and communication environment of a higher education institution. The work reveals that the use of ICT opens up great opportunities for improving educational teaching methods, exchange of experience and creative approach to learning: the accumulation of teaching materials in the internal structured information space of a university and the use of Internet technologies for operational and delayed communication with students: e-mail, forums, chats, videoconferences.

Key words: project activity, professional training, bachelor, information and communication environment.

З.З. Магомедова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной психологии и дошкольной дефектологии,

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: gamzaeva79@mail.ru

М.В. Гамзаева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и технологий профессионального образования,

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: gamzaeva79@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ

В статье изучен процесс реализации проектной деятельности в профессиональной подготовке бакалавров в условиях информационно-коммуникационной среды вуза. Выявлено, что применение ИКТ открывает большие возможности и для совершенствования образовательных педагогических методик, обмена опытом и творческого подхода к обучению: накопление учебно-методических материалов во внутреннем структурированном информационном пространстве вуза и использование Интернет-технологий как для оперативного, так и для отсроченного общения со студентами: электронной почты, форумов, чатов, видеоконференций.

Ключевые слова: проектная деятельность, профессиональная подготовка, бакалавр, информационно-коммуникационная среда.

Проектная деятельность представляет собой сложное, многоплановое явление. Обучение будущих учителей проектной деятельности является главным условием эффективности будущей профессиональной деятельности. Как же осуществляется обучение студентов проектной деятельности в современном вузе? Обучение проектной деятельности чаще всего соотносится с самостоятельной работой студентов, осуществлением творческой деятельности при проектировании объектов.

В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности необходимо готовить будущих бакалавров к разнообразным видам деятельности, в том числе, к проектной деятельностью, связанной с обработкой информации, освоении средств информатизации и ИКТ. Успешным специалистом можно считать такого, который способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что «большинство выдающихся людей, политических лидеров обладают проектным типом мышления. В современном педагогическом вузе есть все возможности для развития проектного

мышления будущих педагогов с использованием информационно-компьютерных технологий, открывающих для учителя новые возможности в преподавании своего предмета» [1, с. 40].

Успешное решение задач готовности будущих бакалавров к проектной деятельности может быть достигнуто только при переходе к использованию достижений информационной технологии в условиях информационно-коммуникационной среды, связанных с инженерным анализом, твердотельным моделированием и компьютерными базами знаний. «Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления, способствует развитию интереса студентов к обучению. Классические и интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют студентам углубить знания, полученные ранее. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности будущего педагога, что подразумевает умение грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями, умение правильно организовать информационный процесс. Как было отмечено ранее, в проектной деятельности за основу бе-

рется познавательный интерес, а сам метод проектов, с помощью которого осуществляется проектная деятельность, находит всё большее распространение в системе высшего педагогического образования, так как любая его форма это одновременно - поиск, обработка, критическое осмысление, систематизация, презентация и оценка полученных результатов собственного труда студента.

Студенческий юношеский возраст обладает необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способен не терять из поля зрения интересующую их значимую цель. Проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности будущего учителя, учесть его психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления адаптации к вузовской жизни.

Для большей заинтересованности студента проект должен иметь личностно значимую цель, сформулированную в виде проблемы, решая которую, автор работы определяет свою стратегию и тактику, самостоятельно распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе ИКТ. Но, если, «в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях её обилия. Это так же приносит свои плоды, так как развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений, делает проектировщика устойчивым к разного рода побочным влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе» [2, с. 57 - 59].

Специально создаваемые информационные технологии могут использоваться в повседневной проектной деятельности, которая определяется как «организованная совокупность целенаправленных действий, связанных с решением некоторой проблемы и предполагающих наличие определенных задач, методов и ресурсов. Центральным является понятие «цель». Каждый проект имеет конечную цель - причину, послужившую основанием для его запуска. Всё имеющееся на сегодняшний день многообразие информационных технологий, позволяющих осуществлять повседневную проектную деятельность наиболее эффективным образом, можно условно разделить на две категории:

- Персональные информационные менеджеры (органайзеры).

- Информационные менеджеры проектов (планировщики).

К первой категории относятся программы, предназначенные

для планирования ежедневного рабочего времени, составления расписания деловых встреч, хранения контактов (адресов, телефонов и e-mail), организации и поиска самой разнообразной информации. Среди наиболее популярных программных продуктов из этой категории следует назвать, конечно же, Microsoft Outlook, но она не является единственной. По своим функциональным возможностям ее превосходят All-in-1 Personal Organizer (APO) -эргономичный персональный информационный менеджер, используемый как инструмент для организации разного рода информации: задач, событий, контактов, заметок, гиперссылок на файлы и web-ресурсы.

Из категории персональных информационных менеджеров автор (Н.А. Тарабанов) называет: 3Day Organizer Pro, ActiveDiary,

Библиографический список

AnyTime Organizer, AskSam, Easy Organizer, EzOutliner и OrgaNice, которые достаточно просты в использовании и служат удобным средством для составления ежедневных расписаний, ввода контактов и заметок, выступая своего рода заменителем бумажных ежедневников, записных книжек и блокнотов.

Компьютерные программы из категории информационных менеджеров проектов предназначены для планирования проектов, отслеживания их реализации, использования людских ресурсов, оборудования и материалов: 3Z Project Tracker - менеджер проектов, позволяющий одновременно работать над одним проектом группе пользователей по сети. Общая информация по проекту представляется в виде проектной карты, где указывается название проекта, его руководитель, длительность и ресурсы (работники, материалы и оборудование). Программа позволяет также создавать отдельные листы задач для участников, задействованных в реализации проекта и формировать разнообразные отчеты о ходе его выполнения. Эффективность проективной деятельности определяют использование механизмов и принципов внедрения ИКТ.

ИКТ обучения в рамках готовности будущего бакалавра к проектной деятельности должны разрабатываться с учетом классических дидактических принципов, среди которых два основных: индивидуализации обучения и активности. Технологии компьютерного обучения, внедряемые в проектную деятельность вуза, имеют два направления: визуализации (обеспечения наглядности) учебного содержания и алгоритмизации учебной деятельности студентов.

Во многих вузах педагоги при решении комплексных проблем обучения студентов основам проектирования и формирования у них профессионально важных качеств будущего специалиста, используют универсальность систем автоматизированного проектирования с использованием САД/САЕ/САМ/ PDM системы КОМПАС. Основными задачами центра могут являться: адаптация в учебный процесс системы КОМПАС; разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения; взаимодействие с кафедрами инженерно-технического профиля в рамках концепции формирования непрерывной подготовки.

Завершающим этапом проекта может стать его презентация. Студент готовит аннотацию, тезисы проектной разработки. Все это помогает создать эффективную презентацию результата проекта, и обеспечивают успех. При разработке презентации учитывается, что она: быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления.

Итак, реализация проектной деятельности в профессиональной подготовке бакалавров в условиях информационно-коммуникационной среды открывает большие возможности и для совершенствования образовательных педагогических методик, обмена опытом и творческого подхода к обучению [4 - 6]. Основой для этого является накопление учебно-методических материалов во внутреннем структурированном информационном пространстве вуза и использование Интернет-технологий как для оперативного, так и для отсроченного общения со студентами: электронной почты, форумов, чатов, видеоконференций.

1. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: учебное пособие для студ. пед. вузов. М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. Под общей редакцией М.П. Лапчика. Москва, 2001.

2. Кимишкез Ю.И., Солодуха Е.Г. Информационно-компьютерные технологии в проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся современной школы. Томск, 2010.

3. Алипханова Ф.Н., Алиева Р.Р. Педагогические условия применения информационных технологий в процессе подготовки будущего преподавателя профессионального обучения к педагогическим инновациям. Вестник Московского института государственного управления и права. Москва, 2016; № 15: 19 - 23.

4. Петрова Н.П. Открытое образование и его функции в информационном обществе. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007; 5: 120 - 124.

5. Бондарева Г.А., Петрова Н.П. Информационная насыщенность образовательного процесса в вузе в современный период информатизации образования. Kant. 2016; (20): 24 - 29.

6. Корчинский А.А., Петрова Н.П. Тенденции развития современного высшего профессионального образования. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2014; 5 (37): 24 - 37.

References

1. Lapchik M.P. i dr. Metodika prepodavaniya informatiki: uchebnoe posobie dlya stud. ped. vuzov. M.P. Lapchik, I.G. Semakin, E.K. Henner. Pod obschej redakciej M.P. Lapchika. Moskva, 2001.

2. Kimishkez Yu.I., Soloduha E.G. Informacionno-komp'yuternye tehnologii vproektnoj i nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti uchaschihsya sovremennoj shkoly. Tomsk, 2010.

3. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Pedagogicheskie usloviya primeneniya informacionnyh tehnologij v processe podgotovki buduschego prepodavatelya professional'nogo obucheniya k pedagogicheskim innovaciyam. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya iprava. Moskva, 2016; № 15: 19 - 23.

4. Petrova N.P. Otkrytoe obrazovanie i ego funkcii v informacionnom obschestve. Gumanitarnye i social'no-'ekonomicheskie nauki. 2007; 5: 120 - 124.

5. Bondareva G.A., Petrova N.P. Informacionnaya nasyschennost' obrazovatel'nogo processa v vuze v sovremennyj period informatizacii obrazovaniya. Kant. 2016; (20): 24 - 29.

6. Korchinskij A.A., Petrova N.P. Tendencii razvitiya sovremennogo vysshego professional'nogo obrazovaniya. Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Yuzhnoe izmerenie. 2014; 5 (37): 24 - 37.

Статья поступила в редакцию 16.02.18

УДК 378

Magomedova M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology, Dagestan State Technical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: magomedova.marina@mail.ru

ADAPTATION OF THE PERSONALITY OF A STUDENT TO THE EDUCATIONAL PROCESS AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON AND THE PEDAGOGICAL PROCESS. In the article the process of a student's adaptation to the educational process as a socio-cultural phenomenon and pedagogical process is studied. Adaptation is seen as a process that stimulates the learner's personal development as a necessary element of the process, as a resource of self-knowledge and self-determination in the chosen professional sphere. Social adaptation is defined as a process of active adaptation of an individual to conditions of the environment and a result of this process or balancing of social reality and social component in man.

Key words: adaptation, student, educational process, socialization, social adaptation.

М.Г. Магомедова, канд. пед. наук, доц. каф. психологии, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический

университет», г. Махачкала, E-mail: magomedova.marina@mail.ru

АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В статье изучен процесс адаптации личности студента к образовательному процессу как социокультурное явление и педагогический процесс. Адаптация рассматривается как процесс, стимулирующий профессионально-личностное развитие обучаемого, как необходимый элемент данного процесса, как ресурс самопознания и самоопределения в выбранной профессиональной сфере. Социальная адаптация определяется как процесс активного приспособления индивида к условиям среды и результат этого процесса или уравновешивание социальной действительности и социального в человеке.

Ключевые слова: адаптация, студент, образовательный процесс, социализация, социальная адаптация.

Социальные изменения, происходящие в настоящее время, стимулировали необходимость разработки стратегии развития профессионально-педагогического образования, в полной мере отвечающего запросам общества в подготовки высококвалифицированных педагогических кадров. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы (О.А. Волкова, Т.В. Кудрявцев, С.Л. Лесникова, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, С.Н. Чистякова, В.Ю. Шегурова и др.) позволил сделать вывод о том, что важным аспектом решения проблемы профессионально-личностного развития студентов в системе университетского образования является привлечение внимания к вопросам готовности к профессионально-педагогической деятельности, которая не может быть сформирована без развития адаптационных механизмов личности студента к образовательному процессу в вузе.

Само понятие «адаптация» имеет в современной науке значительное количество возможных определений. Данное многообразие смыслов обусловлено разницей контекстов, закладываемых различными исследователями в понимание данного общенаучного феномена. В рамках нашего исследования, адаптация приобретает психолого-педагогический контекст. Так, А.В. Петровский определил адаптацию как процесс присвоения индивидом социальных норм и ценностей [1]. Адаптация выступает в качестве первой фазы развития личности, которая предполагает усвоение групповых норм поведения и соответствующих им форм и средств деятельности.

Интересным является определение, данное А.А. Налчаджя-ном, в соответствии с которым адаптация - «это процесс преодоления проблемных ситуаций, в ходе которого личность использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутрипсихических процессов» [2].

Рассматривая проблему адаптации личности в развитии отечественных педагогических теорий (Ю.А. Александровский, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, А.А. Ухтомский, Д.Н. Узнадзе и др.), следует акцентировать внимание на нескольких значениях: для определения процесса, при котором происходит приспособление организма к новой окружающей среде; для выражения

равновесного отношения, которое устанавливается между организмом и средой.

Считаем планомерным адаптацию рассматривать как процесс, стимулирующий профессионально-личностное развитие обучаемого, как необходимый элемент данного процесса, как ресурс самопознания и самоопределения в выбранной профессиональной сфере.

Адаптация личности зависит от сформированнох волевых, интеллектуальных и моральных средств саморегуляции. Значимые для адаптации личности интеллектуальные, моральные, волевые действия, проявляясь в сферах общения, поведения и деятельности, функционируя в процессе решения встающих перед личностью задач, при преодолении трудностей закрепляются как устойчивые качества личности и входят в структуру характера, определяя ее своеобразие и индивидуальность.

Некоторые аспекты адаптации рассматриваются социальной педагогикой. В последние два десятилетия социальная педагогика оформилась в качестве самостоятельного научного направления, изучающего процесс взаимодействия личности и социальной среды, способы реализации личности в обществе. Учитывая, что акцент сделан на воспитании личности в социальной среде (В.Г. Бочарова, СВ. Сальцева, Г.Н. Филонов и др.), вопросы адаптации приобретают важное значение для обоснования самого процесса социализации. Т. Шибутани обосновал тезис о том, что социализация есть форма адаптации. Так что адаптация рассматривается как более общая категория, чем социализация [3].

С другой стороны, адаптация может рассматриваться лишь как часть, как некоторый элемент социализации, которая выступает процессом усвоения социального опыта путем вхождения в социальную среду и систему социальных связей.

В настоящее время человек постоянно сталкивается с новыми условиями деятельности и общения. Изменяющиеся условия жизни требуют не столько «приноравливания», «приспособления» к ним, сколько развития личности, обогащения человеческой индивидуальности в соответствии с тенденциями в развитии общества. Перед человеком встает проблема переосмысления и переоценки своей позиции, выбора адекватной линии поведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.