• интервью, данная форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определённой теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы);
• драматизация (театрализация);
• составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры;
• составление галереи образов, эта работа направлена, прежде всего, на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении электронного курса обеспечит практическую направленность учебного процесса.
В решении указанных проблем также важное место занимает информационно-коммуникационная среда вуза, под которой И.В. Роберт понимает совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным
Библиографический список
ресурсом с помощью интерактивных средств ИКТ, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения [3].
Информационно-коммуникационная среда включает: множество информационных объектов и связей между ними; средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, средства воспроизведения аудиовизуальной информации; организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. Как отмечает Т.Г. Везиров, одним из компонентов информационно-коммуникационной среды вуза являются электронные издания учебного назначения (ЭИУН), которые в исследованиях представляются как электронные образовательные ресурсы (ЭОР), электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), электронные учебно-методические материалы (ЭУММ) и т. д. [4; 5].
При создании электронных изданий учебного назначения помимо текстового материала используются элементы мультимедиа (график, видео, анимация), добавляются практические задания для закрепления прочтенного материала, а также прилагать тестовые задания к изучаемому материалу. Это необходимо для того, чтобы учебные материалы были доступны в понимании ко всем типам репрезентативных систем. Зная особенности студентов с разными каналами восприятия, использование ЭИУН позволяет наиболее эффективно построить процесс обучения.
1. Хачиянц А.Л., Афнари С.А., Богатырева Ж.В. Секрет эффективного общения. Современные наукоёмкие технологии. 2013; 7-2: 172.
2. Богатырева Ж.В., Шутилова М.Ф. Влияние музыки на человека. Современные наукоемкие технологии. 2013; 7-2: 181 - 183.
3. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты. Москва, 2014.
4. Везиров Т.Г., Абдулаева Х.С. Роль мультимедиа-технологий в формировании коммуникативной компетентности будущих бакалавров педагогического образования (профиль «Иностранный язык»). Мир науки, культуры, образования. 2015; 3(52): 5 - 6.
5. Эльмурзаева М.Э., Везиров Т.Г. Использование инструментов web 2.0 в формировании научно-исследовательской компетентности будущих бакалавров по профилю «Прикладная математика и информатика». Мир науки, культуры, образования. 2015; 4 (53): 120 - 122.
References
1. Hachiyanc A.L., Afnari S.A., Bogatyreva Zh.V. Sekret 'effektivnogo obscheniya. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2013; 7-2: 172.
2. Bogatyreva Zh.V., Shutilova M.F. Vliyanie muzyki na cheloveka. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2013; 7-2: 181 - 183.
3. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskij aspekty. Moskva, 2014.
4. Vezirov T.G., Abdulaeva H.S. Rol' mul'timedia-tehnologij v formirovanii kommunikativnoj kompetentnosti buduschih bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya (profil' «Inostrannyj yazyk»). Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3(52): 5 - 6.
5. 'El'murzaeva M.'E., Vezirov T.G. Ispol'zovanie instrumentov web 2.0 v formirovanii nauchno-issledovatel'skoj kompetentnosti buduschih bakalavrov po profilyu «Prikladnaya matematika i informatika». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 4 (53): 120 - 122.
Статья поступила в редакцию 07.11.15
УДК 37.032
Bykova K.P., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), Е-mail: [email protected]
THE PHENOMENON OF CREATIVE INDIVIDUALITY IN CONTEMPORARY VOCAL PEDAGOGY. This article discusses a phenomenon of creative individuality in the context of contemporary vocal pedagogy. Due to the increasing popularity of vocal training that offers individual voicing (which in most cases doesn't have a scientific basis), the author marks the need to develop the theoretical basis, programs and methods that will be aimed at the development of creative individuality of students, who will make future singers. The author presents her definition of what "creative individuality of a musician" is. The article shows the theoretical analysis of works of researchers, who studied the carriers of creative people, masters of different types of arts, professionals and inventors. The researcher of the paper identifies and characterizes general properties of creative individuality and special properties inherent in musicians and vocalists on the basis of her analysis. More attention is paid to the need for creative self-expression, which is understood as a person's primary reason for creative activity.
Key words: creativity, creative individuality, contemporary singing, vocal pedagogy, components of creative individuality.
К.П. Быкова, аспирант Московского государственного института культуры, г. Химки, Е-mail: [email protected]
ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЙ ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
В статье рассматривается феномен творческой индивидуальности в современной эстрадно-джазовой вокальной педагогике. В связи с растущей популярностью вокальных тренингов по установлению индивидуального звучания, которые в большинстве случаев не имеют под собой научную основу, автор отмечает необходимость разработки теоретических основ, программ и методик, направленных на развитие творческой индивидуальности учащихся, будущих эстрадно-джазовых певцов. Представлено авторское определение понятия «творческая индивидуальность музыканта». Проведён теоретический анализ работ исследователей, изучавших жизненные пути творческих личностей, мастеров разных видов искусств, профессионалов, изобретателей. На основе проведённого анализа выделены и охарактеризованы как общие свойства творческой инди-
видуальности, так и свойства, присущие музыкантам и вокалистам. Особое внимание уделяется потребности в творческом самовыражении, как свойству личности, которое является первопричиной творческой деятельности учащихся.
Ключевые слова: творчество, творческая индивидуальность, эстрадно-джазовое пение, вокальная педагогика, компоненты творческой индивидуальности.
В последние годы в научных трудах особое внимание фокусируется на проблемах, связанных с такими понятиями, как «творчество», «индивидуальность», «творческая индивидуальность». Замечено, что в связи с дегуманизацией и технократи-зацией отечественное образование претерпело ряд негативных тенденций, в числе которых снижение возможностей развития творческого потенциала учащихся [1]. Современные вокальные образовательные программы стремятся к универсализации будущих артистов ("вокалист должен уметь петь всё"), оправдывая такой подход необходимостью развития всесторонне развитой личности, что, безусловно, важно, но не должно достигаться посредством подавления творческих стремлений учащихся.
Нарастает популярность проведения вокальных мастер-классов, тренингов по «раскрытию» / «возрождению» своего уникального, естественного голоса, где предполагается создание условий спонтанности, импровизационности процесса пения. Подобные тренинги зачастую обращаются к этнической культуре, как к наиболее древнему, аутентичному источнику. Все эти программы имеют лишь косвенное отношение к педагогической науке и посвящены широкому кругу желающих, от начинающих, любителей до опытных вокалистов и профессионалов, стремящихся открыть для себя нечто новое.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что возникает потребность в разработке теоретических основ, программ и методик, направленных на развитие творческой индивидуальности учащихся, будущих эстрадно-джазовых певцов.
Сегодня проблема личности и творческой индивидуальности музыканта широко освещается в трудах многих авторов, таких как Б.С. Мейлах, Л.Б. Дмитриев, В.И. Петрушин, М.С. Старчеус, Н.В. Петров и др. Анализируя процесс творческой деятельности выдающихся музыкантов-творцов, исследователи приходят к различным выводам, что, очевидно, связано как со всевозможными внешними (культурно-социологическими), так и с внутренними (психологическими, психофизиологическими) факторами, влияющими на формирование индивидуальности музыканта. Тем не менее, наблюдения, мнения, положения, выдвинутые учёными, во многом сходятся, что даёт нам возможность рассмотреть существующую на сегодня психолого-педагогическую картину творческой индивидуальности музыканта, и в частности музыканта-вокалиста.
Исследования признают неизменным и первостепенным свойством выдающегося художника или артиста факт наличия ярких индивидуально-творческих проявлений личности. Другими словами, творчество предполагает реализацию личности творящего. В связи с этим, творческая индивидуальность музыканта, на наш взгляд, - это интегральное качество личности, которое выражается в способности преобразовывать собственные субъективные переживания и элементы внутреннего опыта в новые формы музыкальной деятельности на основе индивидуальных задатков, навыков, умений, знаний.
В рамках данной статьи необходимо установить, какие качества нужно приобретать учащимся-вокалистам, чтобы сформировать в себе творческую индивидуальность. На основе исследований, проводивших анализ жизненного пути творческих личностей, профессионалов, мастеров разных видов искусств, изобретателей [2; 3; 4; 5] мы выделили несколько свойств творческой индивидуальности музыканта-вокалиста.
К.М. Гуревич выделил общие психологические качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Прежде всего, профессионал должен обладать достаточным объёмом и уровнем знаний в сфере своей деятельности [3]. Для современного вокалиста важными являются знания в области общей культуры, теории музыки, истории эстрадно-джазового искусства, вокальной методики, и т. д. Поэтому задача вокальной педагогики благоприятствовать получению и усвоению этих знаний.
Первопричиной творческой деятельности человека является не талант, и способности, а именно потребность в творческом самовыражении в условиях современной социокультурной обстановки. Ведь по этой причине человек добровольно приходит в вокальный класс.
Музыкант (вокалист, инструменталист, композитор) наделён музыкальным талантом, который определяется наличием способностей и потребности личности в изобретательстве, творчестве, иначе говоря, креативности (от англ. create - создавать, творить). Креативность музыканта проявляется в готовности воспроизводить новые идеи в области музыкального искусства посредством музыкальных звуков. О.А. Блох, объясняя процесс музыкального творчества, заключает: «музыкальное творчество - это новая мысль, одетая в звуковую палитру» [6, с. 7].
Музыкальность - это особое свойство творческой личности музыканта, и как отмечает А.Л. Готсдинер, её наличие отличает одарённость музыкальную от одарённости к другим видам искусства [7, с. 25]. Под музыкальностью в современной науке понимают не только наличие музыкального слуха, памяти, и т. д., но и наличие главной составляющей - эмоциональной отзывчивости на музыку [8, с. 23; 7, с. 5].
Устойчивая мотивация к музыкальной деятельности у учащихся обуславливается положительным эмоциональным отношением к музыке. Отзывчивость, любовь к музыке, подпитывает потребность в воплощении творческих идей в музыкальную деятельность. Эмоциональная сфера творческой индивидуальности эстрадного вокалиста культивируется путем подбора соответственного репертуара, слушания записей, походов на концерты. Палитра возможностей человеческого голоса настолько богата, что ею можно воссоздавать разные эмоциональные состояния, варьируя окраску тембра, динамику, артикуляцию и в полной мере раскрывать художественный замысел исполнителя. Эмоциональная составляющая творческой личности вокалиста часто способствует преодолению технических трудностей.
Высокая работоспособность - ещё одно из качеств, замеченное исследователями в деятельности творческих личностей. Пение (в отличие от напевания), и особенно пение в процессе обучения, подразумевает нелегкое испытание на физическую, интеллектуальную и психологическую выносливость. Работа с дыханием, брюшными и межреберными мышцами, диафрагмой и т. д., - всё это нелёгкий труд (особенно для начинающих вокалистов), целью которого является самосовершенствование.
Трудолюбие, устойчивая мотивация и требовательность к себе и окружающим определяется страстной и жертвенной любовью к своему делу. Выдающиеся музыканты отводят большое количество времени на отработку технических приёмов, они сочиняют музыкальные фразы, анализируют собственное творчество, просматривая и прослушивая записи выступлений с целью выявления неточностей и самосовершенствования.
Любой музыкант, вокалист нуждается в обилии музыкальных впечатлений, постоянном обновлении своей «слуховой копилки», будь он композитором, или исполнителем. Расширяя свой музыкальный кругозор и усваивая новые элементы музыкальной выразительности, исполнитель увеличивает инструментарий творческого самовыражения, удовлетворяя потребность в творчестве.
В поисках собственного музыкального языка музыканты обращаются к разным культурным и техническим источникам. Творческая индивидуальность обнаруживается у музыкантов посредством обращения, например, к народным культурам. Многие из них образуют сплав разных музыкальных традиций, соединяя современную музыку с народной, классической, или выбирают экспериментальные направления. Современные музыканты, проводят много часов в поисках собственного звука, путем наложения различных эффектов, подбора инструментов, и использовании различных исполнительских техник, способов звукоизвлечения. Интересно отметить, что и современные вокалисты также осваивают электронные технологии, музыкальные эффекты, что существенно расширяет возможности вокального исполнительства.
Большую роль в культуре эстрадно-джазового вокалиста играет артистизм. В это понятие мы включаем и пластичность вокалиста, и имидж (образ), который он несёт, насколько он выразителен, но главное - это то, какое эмоциональное и эстетическое впечатление певец производит на публику.
Великий русский ученый, физиолог, И.П. Павлов, указывал на многообразие художественного дарования, обращая внима-
ние на людей, которые при своих способностях, например, к рисованию могут недурно петь и т.д.: «Такой человек может быть и музыкантом, и живописцем» [5, с. 86]. Советский психолог Б.Г. Ананьев утверждал, что если талант человека формируется в одном направлении, то он будет непродолжительным, нестойким. И, таким образом, первым условием образования таланта Б.Г. Ананьев выделял многосторонность личности и способностей [9, с. 130]. В.И. Петрушин также отмечает, что многие видные мастера помимо специальных способностей имеют целый ряд других, что говорит об их разносторонности и многогранности таланта. Подобную тенденцию замечает и В.Л. Дранков: «Любопытно, что на каждой фазе творческого процесса возникают свойства творческих сил, проявляющие себя "задатками" способностей к различным видам искусства и литературы. Проясняется природа известной закономерности творческих биографий выдающихся деятелей искусств и литературы: многие из них достигали незаурядных результатов в нескольких видах искусств» [4, с. 133].
Помимо этого, В.Л. Дранков выделяет: «творческие возможности образуются всеобъемлющей культурой личности, осознающей бесконечность бытия человечества и живущей судьбами людей своего времени, всемерным развитием индивидуальности, независимой единственности внутреннего мира человека, расположенной не повторять, а создавать неповторимое, постигать всеобщее, перспективу развития окружающего мира» [4, с. 124].
Интеллектуальная сфера творческой индивидуальности пронизывает почти все выше описанные качества. Интеллектуальные качества вокалиста проявляются при переработке теоретических знаний в практические навыки, анализе творчества именитых представителей вокального искусства. В процессе обучения будущим певцам необходимо активно задействовать
Библиографический список
воображение, чтобы вникать в сущность работы вокального аппарата.
Таким образом, творческая индивидуальность музыканта-вокалиста представляет собой сложную систему личностных качеств, постоянно находится в саморазвитии, самосовершенствовании и может выражаться посредством разных видов музыкальной деятельности (интерпретация, импровизация, композиция).
Творческая индивидуальность вокалиста включает в себя следующие особые качества личности:
• общекультурные и специальные знания;
• потребность в творческом самовыражении, креативность;
• музыкальность;
• требовательность;
• мотивация;
• высокая работоспособность, самосовершенствование;
• эмоциональность;
• артистизм;
• многогранность таланта;
• интеллектуальные качества
Не все выдающиеся творческие личности объединяли в себе весь комплекс этих свойств. Несомненно, что творческая индивидуальность музыканта развивается на основе многих факторов, которые включают в себя, прежде всего, индивидуальные свойства личности и степень их выраженности, музыкальный и общекультурный кругозор, продуктивность воображения, степень нравственности, эстетический вкус, социально-психологические условия и т. д. Отметим также, что все эти свойства в некоторой степени взаимообусловлены и взаимозависимы, например, эмоциональная сфера подкрепляет мотивацию, а устойчивая мотивация влияет на работоспособность личности.
1. Рогова А.В. Индивидуальность как предмет исследования в отечественной философско-педагогической мысли второй половины
XIX - начала XX вв. Гуманитарный вектор. 2012; 1 (29): 62 - 69.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2007 .
3. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. Москва: Наука, 1970.
4. Дранков В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. 1983: 123 - 139.
5. Павловские клинические среды: Стенограммы заседаний в нервной и психиатрической клиниках. Москва-Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1954; Т. 1: 1931 - 1933.
6. Блох О.А. Психология и педагогика музыкального творчества: учебное пособие для вузов. Москва: МГУКИ, 2013.
7. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. Москва: МИП «NB Магистр», 1993.
8. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. Москва: Академический Проект; Трикста, 2008.
9. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. АН СССР, Институт философии. Ленинград: Лениздат, 1945.
References
1. Rogova A.V. Individual'nost' kak predmet issledovaniya v otechestvennoj filosofsko-pedagogicheskoj mysli vtoroj poloviny XIX - nachala
XX vv. Gumanitarnyj vektor. 2012; 1 (29): 62 - 69.
2. Al'tshuller G.S. Najti ideyu: Vvedenie v TRIZ - teoriyu resheniya izobretatel'skih zadach. Moskva: Al'pina Biznes Buks, 2007 .
3. Gurevich K.M. Professional'naya prigodnost'i osnovnye svojstva nervnoj sistemy. Moskva: Nauka, 1970.
4. Drankov V.L. Mnogogrannost' sposobnostej kak obschij kriterij hudozhestvennogo talanta. Hudozhestvennoe tvorchestvo. Voprosy kompleksnogo izucheniya. 1983: 123 - 139.
5. Pavlovskie klinicheskie sredy: Stenogrammy zasedanij v nervnoj i psihiatricheskoj klinikah. Moskva-Leningrad: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1954; T. 1: 1931 - 1933.
6. Bloh O.A. Psihologiya ipedagogika muzykal'nogo tvorchestva: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: MGUKI, 2013.
7. Gotsdiner A.L. Muzykal'naya psihologiya. Moskva: MIP «NB Magistr», 1993.
8. Petrushin V.I. Muzykal'naya psihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij Proekt; Triksta, 2008. 9 Anan'ev B.G. Ocherkipsihologii. AN SSSR, Institut filosofii. Leningrad: Lenizdat, 1945.
Статья поступила в редакцию 09.11.15
УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Russia),
E-mail: [email protected]
Hurdaev N.A., postgraduate, Department of Theory and History of State and Law, Dagestan State Pedagogical University
(Russia), E-mail: [email protected]
ON THE ROLE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION. The work provides theoretical substantiation of the role of modern educational technologies in the development of higher education; it is characterized by information and communication technology training as the most effective educational technologies and their pedagogical possibilities. The authors concluded that today special attention is paid to the improvement of technologies such as: technology to improve the efficiency and quality of the learning process with the additional possibilities of cognition of the surrounding reality and self-knowledge, the development of the individual learner; technology of management of the educational process, educational institutions, educational institutions; technology-managed monitoring; communication technology for dissemination of scientific-methodological experience; the technology of organization of intellectual leisure, educational learning games.
Key words: pedagogical technology, innovation, information and communication technology, computer technology.