Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель развития ролевой педагогической позиции студента в условиях формального и неформального образования'

Структурно-функциональная модель развития ролевой педагогической позиции студента в условиях формального и неформального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РОЛЕВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ЦЕЛЕВОЙ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И ОЦЕНОЧНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ / ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DEVELOPMENT OF TEACHING ROLE POSITION / STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL / TARGET / CONTENT / ORGANIZATION / TECHNIQUES / ASSESSMENT COMPONENTS / FORMAL AND NON-FORMAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гибадуллина Ю.М.

В статье представлена разработанная автором структурно-функциональная модель развития ролевой педагогической позиции студента в условиях формального и неформального образования, целью которой является содействие развитию ролевых педагогических позиций, а также личностных качеств, способностей, знаний, умений и навыков, необходимых будущему педагогу в профессиональной педагогической деятельности. Структурно-функциональная модель развития ролевой педагогической позиции основана на системном, личностном, ситуационном, компетентностном подходах и включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-технологический и оценочно-диагностический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гибадуллина Ю.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structural-functional model of students’ teaching role development in the context of formal and non-formal education

The article presents the elaborated structural-functional model of students’ teaching role development in the context of formal and non-formal education, the objective of which is the promotion of teaching role positions, as well as personal qualities, abilities, knowledge and skills the future teacher will need in professional teaching activities. The structural-functional model of teaching role position development is based on the system, person-oriented, situation-based, competence-based approaches and includes the following components: objective, content, organization, techniques, assessment.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель развития ролевой педагогической позиции студента в условиях формального и неформального образования»

УДК 378

Гибадуллина Юлия Маратовна

старший преподаватель Тобольского педагогического института имени Д.И. Менделеева филиала Тюменского государственного университета

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РОЛЕВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Gibadullina Yulia Maratovna

Senior Lector, Tobolsk Teachers' Training Institute, branch of Tyumen State University

THE STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF STUDENTS' TEACHING ROLE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF FORMAL AND NON-FORMAL EDUCATION

Аннотация:

В статье представлена разработанная автором структурно-функциональная модель развития ролевой педагогической позиции студента в условиях формального и неформального образования, целью которой является содействие развитию ролевых педагогических позиций, а также личностных качеств, способностей, знаний, умений и навыков, необходимых будущему педагогу в профессиональной педагогической деятельности. Структурно-функциональная модель развития ролевой педагогической позиции основана на системном, личностном, ситуационном, компе-тентностном подходах и включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-технологический и оценочно-диагностический.

Summary:

The article presents the elaborated structural-functional model of students' teaching role development in the context of formal and non-formal education, the objective of which is the promotion of teaching role positions, as well as personal qualities, abilities, knowledge and skills the future teacher will need in professional teaching activities. The structural-functional model of teaching role position development is based on the system, person-oriented, situation-based, competence-based approaches and includes the following components: objective, content, organization, techniques, assessment.

Ключевые слова:

развитие ролевой педагогической позиции, структурно-функциональная модель, целевой, содержательный, организационно-технологический и оценочно-диагностический компоненты, формальное и неформальное образование.

Keywords:

development of teaching role position, structural-functional model, target, content, organization, techniques, assessment components, formal and non-formal education.

Модернизация российского образования направлена на формирование профессионально компетентной личности педагога, способного работать в современном образовательном пространстве и востребованного рынком труда, стремящегося к саморазвитию, самосовершенствованию в условиях социальных преобразований общества и рыночной экономики.

В настоящее время профессиональная подготовка педагогов, требующая пересмотра структуры научного знания и выработки новых подходов к их обучению, обусловлена желанием современной школы получить педагога творчески мыслящего, умеющего применять ведущие формы и методы, вариативные технологии обучения и воспитания с учетом различных категорий детей, а также заниматься самообразованием. Для этого необходимо развитие комплексных способностей, интегральных характеристик личности педагога, позволяющих работать в современной школе [1].

Современный педагог выполняет значимую роль в процессе обучения и воспитания детей, поэтому в профессиональной подготовке студента необходимо говорить о развитии ролевой педагогической позиции в условиях формального и неформального образования, направленной на сочетание:

- знаний предмета, методики и дидактики преподавания,

- специальных и психолого-педагогических знаний,

- теоретической и практической подготовки,

- умений и навыков педагогического общения,

- умений взаимодействия в образовательной и социальной среде.

Выполнение педагогом различных функций и ролей подчеркивает актуальность развития ролевой педагогической позиции студента в условиях формального и неформального образования через:

- включение в содержание психолого-педагогических дисциплин актуальных образовательных проблем (концептуальные основы и направления модернизации образования, организация воспитания детей и учащейся молодежи в современных условиях, инновационные технологии обучения и воспитания различной категории детей, применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, мониторинговые исследования, дифференциация обучения и др.);

- повышение качества освоения базовых дисциплин на основе содержательно-технологической преемственности, их изучения в школе и вузе, а также учета специфики их преподавания для учащихся на повышенном и углубленном уровнях;

- усиление в вузе научно-методической и практической подготовки будущих педагогов через совершенствование педагогической практики, широкое применение активных форм и методов обучения, включая анализ педагогических ситуаций, кейс-методы, изучение правовых и нормативно-методических образовательных документов;

- усиление воспитывающей функции профессиональной подготовки будущего педагога, направленной на формирование социальной и гражданской ответственности, готовности студентов к воспитанию подрастающего поколения в новых социокультурных условиях [2].

Вышеперечисленные условия профессиональной подготовки студента и деятельности педагога обусловили разработку структурно-функциональной модели развития ролевой педагогической позиции студента в условиях формального и неформального образования.

Модель представляет собой существующую реально или в воображении систему, отражающую или воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции объекта исследования, способную замещать его с целью получения новой информации [3, с. 48].

Целью создания структурно-функциональной модели развития ролевой педагогической позиции студента вуза является содействие развитию ролевых педагогических позиций, а также личностных качеств, способностей, знаний, умений и навыков, необходимых будущему педагогу в профессиональной педагогической деятельности в условиях быстро меняющегося общества и современных требований.

В основу структурно-функциональной модели развития ролевой педагогической позиции положены системный, личностный, ситуационный и компетентностный подходы, опирающиеся на совокупность общепедагогических, дидактических и социально-педагогических закономерностей и принципов.

Структурно-функциональная модель развития ролевых педагогических позиций студента вуза в условиях формального и неформального образования (рис. 1) включает в себя несколько компонентов: целевой, содержательный, организационно-технологический и оценочно-диагностический.

Целевой компонент определяется социальным заказом общества, направленным на расширение функциональных возможностей будущего педагога и ролевого репертуара в условиях формального и неформального образования, дающих возможность для перехода от педагогической к социально-педагогической деятельности.

Содержательный компонент выступает целостно, так как включает в себя теоретическую и практическую подготовку студента в условиях формального и неформального образования. Содержательный компонент модели развития ролевой педагогической позиции ориентирует в рамках:

- формального образования на: включение в дисциплины инвариантной части учебного плана тем, раскрывающих ролевые позиции педагога, и вариативной части учебного плана - курсов по выбору; выполнение научно-исследовательских проектов, программ, курсовых и выпускных квалификационных работ; модернизация практик с включением заданий по тьюторскому сопровождению, модерирование уроков, конференций, фасилитаторство семинарских и практических занятий и т. д.;

- неформального образования на: прохождение краткосрочных курсов по тьюторству, мо-дерации, тренингов; использование социально значимой деятельности (волонтерства), позволяющей приобретать опыт социально-педагогической деятельности в социокультурном пространстве образовательной организации, формировать личностные и социальные качества педагога; участие в студенческом научном обществе (представление результатов исследования по инициативным проектам в конкурсах, конференциях, круглых столах, зональных семинарах) и т. д. [4].

Организационно-технологический компонент отражает процесс развития ролевой педагогической позиции в условиях формального и неформального образования через следующие направления:

- организационное, включающее различные формы организации студентов в процессе развития ролевой педагогической позиции студента: коллективные, групповые, индивидуальные;

- образовательное, включающее: образовательные технологии (модульного обучения, контекстного обучения, проблемного обучения, модерации, обучения в сотрудничестве) [5]; ме-

тоды: диалогические (дискуссии, диспуты, дебаты), интерактивные (сообщающая беседа, включение в лекцию элементов диалога, эвристическая беседа, активное поощрение вопросов студента, «дерево решений» и др.), эвристические (принятие нестандартных решений, мозговой штурм), метод анализа ситуаций, кейс-метод (case-study), игровые (проигрывание ролей, деловые игры); тренинги (наблюдательности, уверенности в себе, развития коммуникативных навыков, эффективного общения, установления контакта и т. д.).

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Т

'I йСЕШзюлн ю: (пвдпкг, готовый 1 ре-?ЛЕ:-?ика ролкзяа знлгт-агечж^еа пэаша;

Цн_ть: рзЕЕТЕе м~еван □ехдгопгчжша поаспсн студента в услввзп Е

неформгт-тьнэп? зсР^оезеее

-1-

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ KOifflOHEHT

Учвбнкн епнн. учебен! qjoqjiSK:.. v4eoE?j: лесосптееп. Еурсы зв ЕЮпСрУ. уч»6Ш1И

Kpsniapma Еурсы. тренинги, анщиьж) шэчтш леягельвасгь. сцд^янпн ЕзутЕМ-обпество (вгрнсощигелкш:

ОРГАННЗАЩЮННО-ТЕХНО ЛОП1ЧЕСЫШ ЕОМПОНЕ ЕТ

Ор Г НЕЕ Н1ГН ОНН [i t И^ЛЗ^П-ЭШе i

Ойразоыгельшн Еагрсзаехне

Метены: ьсглппачесЕнн. НЕтеригтЕннын. эврнстнчеожк. зерагон. л-илнз^ сзгу?лгкк Ейлс-метой. тргюсчгЕ а лр.

Твшалиган: MtmniHDro. Тг\а*?логан Евтлн^тиш-пе

имгеястниЕШ. сробаелЕ-йго оорчиоле дав ^ЕТД^". юяазти

■брш, опучнэле в рлоота жсо1рузшсче;тнз. хо_грлжж

СОТруЛЗЕЧКТВе. JIuIipriUEE К =р

1

=ермы: ншйггЕБНКЕ |Чт&пЕые. шннпвггепьныЕ, ш^чесЕзн;. групшвке

(учебЛЫЭ. МСзКТЬЕЫн!. ЩЦЕВНЛ^ТЬЕЫе

1 1

ОЦЕ ЕОЧНО-ЛНАГНОС "ШЧЕСНГЙ К01Ш0НЕ ЕТ

* 1 г

Притер ян гетоззвегн сгулаша i

?еЛЛНЗ?1ЕЕЖ рШМ Уровна; готнзн-кш стулната у.

nHjprcnraeiUM пэ мсши: р^мн^лшн рогзеьол пиагэгЕчз:*™

ксггоптлньсн. пшзяа, ■ 1 п-mIIUU ТГТГТПТН rpPTFFif л , н н

fWn.l ~F.FT.Trj

Резлтьтлт: 1ииии1тп стунтэ |ршир ролаэаЕ :шага:ЕЧ)ео;е'а по ;-нихн

Н

Е

Ф

О

Р

II

А

Л

Ь

н

о

Е

О Б Р А

О В А Н II Е

Рисунок 1 - Структурно-функциональная модель развития ролевой педагогической позиции студента в условиях формального и неформального образования

- Оценочно-диагностический компонент отражает критерии, показатели и уровни (высокий, средний, низкий) готовности студента к реализации ролевой педагогической позиции в условиях формального и неформального образования и результат готовности студента к реализации ролевой педагогической позиции.

Основными критериями и показателями готовности студента к реализации ролевой педагогической позиции являются:

- когнитивный (общекультурные знания; психолого-педагогические знания; знания методик и технологий педагогической и социально-педагогической деятельности; знание форм, видов и стратегий социально-педагогического взаимодействия и применения их в различных социально-педагогических ситуациях; знание ролевых педагогических позиций);

- социальный (педагогическая направленность на профессиональную деятельность с различными категориями детей; наличие коммуникативных, перцептивных и организаторских способностей; удовлетворенность от процесса и результата педагогической деятельности; возможность самореализации в педагогической деятельности; владение механизмами перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую);

- личностный (наличие коммуникативных и организаторских склонностей и умений; стремление к общению с детьми и потребность оказывать им помощь; наличие умения организовать взаимодействие с педагогами, родителями учащихся, строить взаимоотношения на основе диалога, сотрудничества, партнерства в типичных социально-педагогических ситуациях, использовать роли педагога в различных ситуациях).

Таким образом, данная модель предполагает оптимальную и последовательную самореализацию педагога, развитие его способностей, компетентности для успешного осуществления задач социально-педагогической деятельности и позволяет:

- конструировать содержание и формы образования (онлайн-семинары, видеоконференции, панорамы педагогических идей, педагогические ринги, стажерские площадки, сетевые сообщества, стажировка, мастер-классы, научные лаборатории, корпоративное обучение, социально значимые мероприятия и др.),

- повысить качество оказываемых образовательных услуг и результатов обучения обучающихся,

- сформировать новое педагогическое мышление, расширить ролевой репертуар педагога и выйти на качественно новый уровень, где сочетаются знания, имеющийся педагогический опыт, самообразование и саморазвитие.

Ссылки:

1. Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. Минск, 2009. 336 с.

2. Гибадуллина Ю.М. Профессиональная подготовка педагогов в процессе интеграции формального, неформального и информального образования // Фундаментальные исследования. 2014. № 11. С. 2253-2257.

3. Уёмов А.И. Логические основы метода моделирования. М., 1971. 311 с.

4. Гибадуллина Ю.М. Указ. соч.

5. Доронина Н.А. Методическая система подготовки социальных педагогов в вузе к социально-педагогическому взаимодействию : дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 319 с.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Zhuk, OL 2009, Teacher training students: competence approach, Minsk, 336 p.

2. Gibadullina, YM 2014, 'Training teachers in the integration of formal, non-formal and informal education', Basic Research, no. 11, p. 2253-2257.

3. Uyomov, AI 1971, Logical foundations of the modeling method, Moscow, 311 p.

4. Gibadullina, YM 2014, 'Training teachers in the integration of formal, non-formal and informal education', Basic Research, no. 11, p. 2253-2257.

5. Doronina, NA 2012, Methodical system of training of social teachers in high school to socio-pedagogical interaction, PhD thesis, Moscow, 319 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.