УДК 378.1
Е. А. Короткова, Ю. В. Юкарева
Уральский государственный аграрный университет г. Екатеринбург
НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
УРАЛЬСКОГО ГАУ
В статье представлен один из способов научно-методологического обеспечения определения эффективности воспитательной работы в вузе. Тема организации воспитательной работы является актуальной и востребованной на практике. Для оценки мотивации и установки на профессию, авторы используют методику Крыловой А.В., Игнатковой И.А., позволяющую выявить характер профессиональной мотивации и установки у студентов в период обучения в вузе; а также изучать динамику этих показателей у студентов на разных этапах обучения. В результате констатирующего исследования выявлена низкая установка на профессиональную деятельность, значимость профессии находится на стадии формирования; у студентов практически отсутствует желание совершенствоваться в выбранной деятельности, а также обучающиеся не уверены в перспективах своей будущей профессиональной деятельности. Меньшее число опрошенных выбрало внутренние мотивы, которые подразумевают высокий интерес к профессии, приобретение глубоких знаний, самореализацию, самосовершенствование. Многие студенты сомневаются, что свое направление они выбирали полностью самостоятельно и осознанно. В соответствии с
полученными результатами, авторы предлагают конкретные воспитательные мероприятия, направленные на формирование мотивации студентов.
Ключевые слова: мониторинг, мотивация, установка на профессиональную деятельность, программа воспитательной работы
Елена Анатольевна Короткова - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42. E-mail: [email protected]
Юлия Владимировна Юкарева - старший специалист управления по социальной и воспитательной работе Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42. E-mail: [email protected].
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE EFFECTIVENESS OF THE PROGRAM OF EDUCATION OF STUDENTS OF THE URAL STATE AGRARIAN UNIVERSITY
The article presents one of the ways of scientific and methodological support for determining the effectiveness of educational work at the university. The topic of the organization of educational work is relevant and in demand in practice. To assess motivation and attitude to the profession, the authors use the methodology of Krylova A.V., Ignatkova I.A., which allows to identify the nature of professional motivation and attitude among students during their studies at the university; as well as to study the dynamics of these indicators among students at different stages of training. As a result of the ascertaining study, a low attitude to professional activity was revealed, the importance of the profession is at the stage of formation; students have practically no desire to improve in their chosen activity, and students are not confident in the prospects of their future professional activity. A smaller number of respondents chose internal motives that imply a high interest in the profession, the acquisition of deep knowledge, self-realization,
self-improvement. Many students doubt that they chose their direction completely independently and consciously. In accordance with the results obtained, the authors propose specific educational measures aimed at forming students' motivation.
Keywords: monitoring, motivation, professional orientation, educational work program
Elena Korotkova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Ural State Agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Karla Libknehta str., 42. E-mail: [email protected]
Yulia Yukareva - Senior Specialist of the Department for Social and Educational Work, Ural State Agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Karla Libknehta str., 42. E-mail: E-mail: [email protected].
Для цитирования
Короткова Е. А., Юкарева Ю. В. Научно-методологическое обеспечение эффективности программы воспитания студентов Уральского ГАУ // Аграрное образование и наука. 2022. № 4.
В соответствии с положениями Федерального закона ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 по вопросам воспитания обучающихся, в каждой образовательной организации РФ не позднее 1 сентября 2021 года должна быть разработана и внедрена рабочая программа воспитания как обязательный компонент реализуемой образовательной программы.
Проблема заключается в отсутствии системы научного обеспечения содержания и организации воспитательной работы в Уральском ГАУ, которая могла бы не только проверить ее эффективность на практике, но и повысить ее результативность.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы заложить основы мониторинга показателей эффективности воспитательной программы студентов в вузе, путем ежегодного тестирования их мотивации и установки на профессиональное образование.
Мы предположили, что реализация программы воспитательной работы студентов Уральского ГАУ будет эффективной, если:
- ежегодно осуществлять мониторинг уровней мотивации и установки на профессиональную деятельность, с включением и дополнительных исследовательских методик;
- на основе результатов мониторинга ежегодно осуществлять коррекцию содержания программы воспитания студентов и обучающихся Уральского ГАУ.
В соответствии с актуальностью, выявленной проблемой и выдвинутыми предположениями, мы сформулировали задачи:
- отобрать исследовательские методики выявления уровня мотивации и установки на профессиональную деятельность студентов. Апробировать их в 20212022 уч. г.;
- проанализировать существующую рабочую программу воспитания студентов Уральского ГАУ на предмет наличия в ней мероприятий, формирующих мотивацию и установку на профессиональную деятельность студентов;
- апробировать выбранную методику в 2021-2022 учебном году;
- основываясь на результатах исследований, разработать и предложить в содержание программы и к внедрению перечень мероприятий, способствующих формированию мотивации и установки на профессиональную деятельность студентов.
В результате решения первой задачи, нами была отобрана методика исследования мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов [Игнаткова 2012; Крылова, Игнаткова 2017]. Методика представляет собой набор из 23 суждений, по отношению к которым студенты должны выразить степень своего согласия. Данная методика разделена на 4 шкалы: Шкала «Установка
на профессию»; Шкала «Внутренняя мотивация»; Шкала «Внешняя положительная мотивация»; Шкала «Внешняя отрицательная мотивация».
Предложенная методика может применяться для решения следующих проблем:
- выявления характера профессиональной мотивации и установки у студентов в период обучения в вузе;
- изучения динамики формирования мотивации и установки на профессию у студентов на разных этапах обучения, и выявления основных его детерминант;
- исследования эффективности коррекционно-развивающей и учебно-воспитательной работы со студентами.
На данный момент, Уральский ГАУ реализует свою рабочую программу воспитания, которая полностью была нами проанализирована. Документ был согласован 23 июня 2021 года и в настоящее время размешен на сайте Уральского ГАУ.
Цель воспитательной работы в уральском ГАУ - развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации. Данная программа нацелена на решения многих важных задач, таких как, например, развитие личностных качеств и установок, социальных навыков, воспитание у обучающихся ценностного отношения к труду, воспитание социально значимой целеустремленности и ответственности в деловых отношениях, а также многое другое. К сожалению, при анализе программы мы не увидели того, каким образом будет определяться эффективность результатов процесса воспитания. Нет методик диагностики, с помощью которых мы можем увидеть изменения профессиональной мотивации студентов и их установки на профессию.
Также, мы проанализировали наличие мероприятий в рабочей программе, которые формируют у студентов установку на профессию и мотивацию. К сожалению, из представленных в модуле - «Профессионально-трудовое воспитание», обозначено 9 мероприятий, из которых всего 3 - для формирования мотивации и установки на профессиональную деятельность.
В исследовании приняли участие 47 студентов, поступивших на базе 9 классов и обучающихся на первом курсе факультета среднего профессионального образования в Уральском Государственном аграрном Университете по специальностям «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» и «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта: и 55 студентов, поступивших на первый курс Уральского ГАУ, по направлениям подготовки: «Экономика», «Менеджмент», «Землеустройство и кадастры». Результаты проведенного исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Шкалы СПО, 1 курс ВО,1 курс
1. Установка на профессиональную деятельность 30% 40%
2. Внутренняя мотивация (интерес, желание работать, получать удовлетворение от процесса и результата труда) 33% 43%
3. Внешняя положительная мотивация (карьерный рост, престиж и значимость профессии) 53% 59%
4. Внешняя отрицательная мотивация (избежание наказания, критики) 22% 20%
Чем выше показатель по шкале, тем более выражена у респондента установка на профессию или определенный вид мотивации.
Как мы видим, обе целевые аудитории демонстрируют низкую установку на профессиональную деятельность, значимость профессии находится на стадии формирования. У студентов практически отсутствует желание совершенствоваться в выбранной деятельности, а также обучающиеся не уверены в перспективах своей будущей профессиональной деятельности.
Меньшее число опрошенных выбрало внутренние мотивы, которые подразумевают высокий интерес к профессии, приобретение глубоких знаний, самореализацию, самосовершенствование. Многие студенты сомневаются, что свое направление они выбирали полностью самостоятельно и осознанно. Низкий уровень сформированности внутренних мотивов может значительно осложнить адаптацию к системе обучения в высшем учебном заведении [Миронов 2015], привести к низкой успеваемости и затруднит дальнейшее профессиональное становление.
Стоит отметить, что у опрошенных ведущее место, по результатам исследования, занимают внешние мотивы учения, которые находятся вне учебной деятельности; включаются внешние ориентации к процессу учения, зависимости от других; предполагают предпочтение упрощенного учебного действия и слабую интеллектуальную гибкость в учебной деятельности. Для студента наличие доминирующего уровня внешних мотивов является препятствием на пути становления его как будущего компетентного профессионала [Зеер 2005].
Студенты, поступающие на базе 11 классов более мотивированы к своей профессии, будущей профессиональной деятельности. Однако разница не сильно велика. Выявлена проблема слабой установки к будущей профессиональной деятельности и преобладание внешних мотивов учения. Следовательно, в программе воспитательной работы необходимы системные мероприятия для формирования профессиональной мотивации студентов [Килина 2014].
Проведенные исследования и полученные результаты позволили нам сформулировать предложения в содержание Программы:
- ежегодно осуществлять мониторинг результатов процесса формирования мотивации и установки на профессию обучающихся в СПО и студентов Уральского ГАУ;
- включить в программу следующие задачи: формирование представлений студентов о профессии как ценности, осознание потребности в нужности выбранной профессии для будущего; создание у студентов адекватного представления о
выбранной профессии с первого курса обучения с учетом их личных особенностей; информировать студентов с первого курса об основных требованиях и особенностях их специальности, настройка на профессиональную подготовку и решение задач, донесение ответственности за свое обучение и будущую профессию [Миронов 2015], ответы на вопросы студентов; пробудить интерес к выбранной специальности через творческие задания, подготовка и проведение студентами презентации по специальности;
- включить в программу следующие мероприятия: разработка учебно-методических материалов практической направленности, с применением моделирования стандартных и нестандартных ситуаций для выбора принятия решения по выбранной профессии; организация тематических кураторских часов, создание условий для получения знаний и умений, связанных с получаемой профессией; организация встреч первокурсников с ректоратом; анкетирование студентов с целью более близкого знакомства со студентами, их представлениями о выбранной профессии; посещение музея Уральского ГАУ, рассказ о выдающихся людях, консультации студентов по вопросам их будущей профессиональной деятельности, оказание помощи в возникших трудностях в процессе обучения; развитие студенческих обществ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, подготовка и представление проектов; организация профессиональных состязаний - студенческих олимпиад, конкурсов по специальности, научных конференций, проектов; анкетирование студентов «Если бы я был ректором Уральского ГАУ...», проведение опросов по представлениям и ожиданиям от выбранной профессии; проведение тренингов по профориентации и деловым навыкам; проведение вэбинаров по развитию «soft skills»; встреча с людьми, добившихся больших успехов в профессиональной деятельности, проведение мастер классов, организация интервью; личные встречи "без галстуков" с экспертами в различных направлениях профессиональной деятельности; конкурс эссе "Моя будущая профессия"; экскурсии на предприятия, где демонстрируется и
практикуется деятельность, приближенная к будущим профессиональным навыкам студентов; адаптация имеющегося в Уральском ГАУ банка профориентационных технологий к условиям изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования, применение со студентами; проблемное обучение по выбранной профессиональной деятельности; предлагать мероприятия, в соответствии с воспитательными приоритетами и запросами каждого курса обучающихся.
Стоит отметить, что все мероприятия, которые были предложены, заранее обсуждались со студенческими группами.
Список литературы
Зеер Э. Ф. Психология прогнозирования профессионального будущего учащейся молодежи в постиндустриальном обществе // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. статей по материалам Всерос. науч.-практ.конф. Красноярск. 2005. С. 4-8.
Игнаткова И. А. Поливариантность установок студентов на профессию педагог-психолог: контексты становления: дисс. ... канд. психол. Наук. М., 2012. 178 с.
Килина И. А. Региональная модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения // Профессиональное образование в России и з рубежом. 2014. № 2 (14). С. 40-48.
Крылова А. В., Игнаткова И. А. Методика исследования мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов // Международный журнал прикладных фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 323-326.
Миронов А. Г. Проблемы организации профориентационной деятельности обучающихся в современных условиях // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 89 - 91.
Рецензент: Степанов С. В., ГАПОУ СО, Училище олимпийского резерва № 1 (колледж), г. Екатеринбург