Научная статья на тему 'Воркшоп как организационная форма профессиональной ориентации студентов педагогического вуза'

Воркшоп как организационная форма профессиональной ориентации студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ВОРКШОП / PROFESSIONAL ORIENTATION / DIDACTIC GAME / WORKSHOP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Л.Н., Каратаева Т.Ю.

Введение. В статье представлен опыт педагогического вуза по профессиональной ориентации студентов. Примером такой работы служит дидактическая игра в форме воркшопа. Участие студентов в мероприятии позволяет самостоятельно получить информацию и сориентироваться в вопросе профессионального карьерного роста в педагогической деятельности. Материалы и методы. Основными методами исследования профессиональной ориентации студентов педагогического вуза стали анализ научной литературы, изучение деятельности по данной проблеме служб вуза и кураторов академических групп и, безусловно, использование методик изучения статусов профессиональной идентичности (авторы А. А. Азбель, А. Г. Грецов, Дж. Гарсиа). Результаты. В качестве основных и наиболее характерных показателей профессионального самоопределения была выявлена профессиональная идентичность, учебно-профессиональная мотивация и профессиональная готовность студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Проведённые исследования позволили определить особенности формирования мотивации профессионального самоопределения с ориентацией на преобладающие мотивационные факторы личности студента, определяющие профессиональный выбор; осознание студентами процесса профессионального самоопределения, мотивов выбора профессии и получения избранной специальности. Результатами исследования считаем и определение эффективных форм работы со студентами. Обсуждение. Воспитательная система образовательной организации позволяет обеспечивать профессиональную ориентацию студентов при условии обеспечения методической деятельности данного направления, организации психолого-педагогической поддержки студентов и системой мероприятий, вовлекающих студентов в процесс профессионального самоопределения и, в конечном счете, приводит обучающихся к пониманию идентичности себя в профессиональной педагогической сфере. Дидактическая игра в форме воркшопа определена авторами как эффективная организационная форма деятельности в процессе осознания студентами профессиональной идентичности. Заключение. Процесс профессиональной ориентации студентов педагогического вуза обеспечивается воспитательной системой образовательной организации, если в период обучения стимулировать интерес в развитии понимания социальной значимости выбранной профессии; выявить совокупность условий, определяющих профессиональную готовность и, как результат, у студентов наблюдаются желание работать, интерес к профессиональной деятельности, имеющий осмысленный и мотивированный характер. В качестве организационной формы по ориентации студентов на будущую профессию зарекомендовал себя воркшоп. Основные положения сделан подбор психологической диагностики с учетом проблемы исследования; определена эффективная форма, используемая в работе для профессиональной ориентации студентов педагогического вуза; представлена методическая практика организационной формы в процессе формирования профессиональной идентичности у студентов воркшоп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Л.Н., Каратаева Т.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKSHOP AS AN ORGANIZATIONAL FORM OF A PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Introduction. The article presents the experience of a pedagogical university on the professional orientation of students. An example of such a work is a didactic game in the form of a workshop. Participation of students in the event allows you to independently obtain information and orient yourself in the matter of professional career growth in teaching. Materials and methods. The main methods of studying the vocational orientation of students of a pedagogical university were the analysis of scientific literature, the study of activities on this issue of university services and curators of academic groups, and, of course, the use of methods for studying the status of professional identity (authors A. A. Azbel, A. G. Gretsov, J. Garcia). Results. The main and most characteristic indicators of professional self-determination was identified professional identity, educational and professional motivation and professional readiness of students for the upcoming professional activity. Conducted research allowed to determine the peculiarities of the formation of the motivation of professional self-determination with a focus on the prevailing motivational factors of the student’s personality that determine their professional choice; students' awareness of the process of professional self-determination, the motives for choosing a profession and getting a chosen specialty. The results of the study also consider the definition of effective forms of work with students. Discussion. The educational system of the educational organization allows you to provide professional orientation of students, provided that the methodical activity of this area is provided, the organization of psychological and pedagogical support for students and a system of activities that involve students in the process of professional self-determination and, ultimately, leads students to understand the identity of themselves in the professional pedagogical field. The didactic game in the form of a workshop was defined by the authors as an effective organizational form of activity in the process of students' recognition of professional identity. Conclusion. The process of professional orientation of students of a pedagogical university is provided by the educational system of an educational organization if, during the period of study, to stimulate an interest in developing an understanding of the social significance of the chosen profession; to identify a set of conditions that determine professional readiness and, as a result, students have a desire and interest in professional activities that are meaningful and motivated. As an organizational form for the orientation of students in their future profession, a workshop has established itself. Highlights: The South-Ural State Humanities-Pedagogical University’s practice in the sphere of educational activities represents success of the students’ personality’s professional self-determination in the studying process at a higher educational institution. We designate that the students’ professional self-determination became a purposeful and consistently carried out process of their self-assessment and its capabilities in the chosen profession through the students’ involvement in the system of professional competitions and in the environmental background, indicated by the prototype of educational institutions. We consider that the workshop is a very effective form in the students’ professional orientation process. The ground of this statement is an educational activities’ comparative description of each university’s faculty based on issues of employment and professional socialization and monitoring, analysis of the students’ professional orientation of quality and psychological diagnosis of their vocational guidance.

Текст научной работы на тему «Воркшоп как организационная форма профессиональной ориентации студентов педагогического вуза»

DOI 10.25588/CSPU.2019.35.24.008

УДК 378 ББК 74.560

Л. Н. Павлова1, Т. Ю. Каратаева2

^RCID № 000-0002-0418-3778 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: pavlovalnppi@mail.ru

2ORCID № 0000-0002-4872-2382 Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: karataevatu@cspu.ru £

ВОРКШОП КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация

Введение. В статье представлен опыт педагогического вуза по профессиональной ориентации студентов. Примером такой работы служит дидактическая игра в форме воркшопа. Участие студентов в мероприятии позволяет самостоятельно получить информацию и сориентироваться в вопросе профессионального карьерного роста в педагогической деятельности.

Материалы и методы. Основными методами исследования профессиональной ориентации студентов педагогического вуза стали анализ научной литературы, изучение деятельности по данной проблеме служб вуза и кураторов академических групп и, безусловно, использование методик изучения статусов профессиональной идентичности (авторы А. А. Азбель, А. Г. Гре-цов, Дж. Гарсиа).

Результаты. В качестве основных и наиболее характерных показателей профессионального самоопределения была выявлена профессиональная

to

к

к

а н

а

и

о н н § £

о е с с и о н §

он

о

Й

и

и

е н

s а

к и

и с

е

е

н

s о

а

е

д а г о г и ч е с

ког г

о

^ а

а

«о

а

I £

§ «О

О §

£

идентичность, учебно-профессиональная мотивация и профессиональная готовность студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Проведённые исследования позволили определить особенности формирования мотивации профессионального самоопределения с ориентацией на преобладающие мотивационные факторы личности студента, определяющие профессиональный выбор; осознание студентами процесса профессионального самоопределения, мотивов выбора профессии и получения избранной специальности. Результатами исследования считаем и определение эффективных форм работы со студентами.

Обсуждение. Воспитательная система образовательной организации позволяет обеспечивать профессиональную ориентацию студентов при условии обеспечения методической деятельности данного направления, организации психолого-педагогической поддержки студентов и системой мероприятий, вовлекающих студентов в процесс профессионального самоопределения и, в конечном счете, приводит обучающихся к пониманию идентичности себя в профессиональной педагогической сфере.

Дидактическая игра в форме воркшопа определена авторами как эффективная организационная форма деятельности в процессе осознания студентами профессиональной идентичности.

Заключение. Процесс профессиональной ориентации студентов педагогического вуза обеспечивается воспитательной системой образовательной организации, если в период обучения стимулировать интерес в развитии понимания социальной значимости выбранной профессии; выявить совокупность условий, определяющих профессиональную готовность и, как результат, у студентов наблюдаются желание работать, интерес к профессиональной деятельности, имеющий осмысленный и мотивированный характер. В качестве организационной формы по ориентации студентов на будущую профессию зарекомендовал себя воркшоп.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, дидактическая игра, воркшоп.

Основные положения

- сделан подбор психологической диагностики с учетом проблемы ис-

следования;

- определена эффективная форма, используемая в работе для профессиональной ориентации студентов педагогического вуза;

- представлена методическая практика организационной формы в процессе формирования профессиональной идентичности у студентов — воркшоп.

1 Ведение (Introduction)

Практика воспитательной деятельности Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета демонстрирует успешность профессионального самоопределения личности студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении. Обозначим, что профессиональное самоопределение студентов стало целенаправленным и последовательно осуществляемым процессом самооценки и оценки своих возможностей в избранной профессии посредством вовлеченности студентов в систему профессиональных конкурсов и средовым фоном, обозначаемым как прообраз мероприятий образовательных учреждений. Эффективной формой в процессе профессиональной ориентации студентов считаем воркшоп. Основаниями для данного утверждения служат: сравнительная характеристика воспитательной деятельности каждого факультета университета по вопросам

трудоустройства и профессиональной социализации; мониторинг и анализ качества профессиональной ориентации студентов; психологическая диагностика профессиональной ориентации студентов.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Вопрос профессиональной ориентации студентов педагогического вуза изучался Л. Ю. Боликовой и Л. Е. Ша-рыпиной [1]. Процесс профессиональной ориентации студентов вуза рассматривала Е. П. Дикунова [2]. Исследование проблем и условий оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов представлено в работах О. А. Бобровской, О. А., Дорофеевой, Г. Ф. Глебова и Ю. В. Грачёва [3; 4]. Профориентацию в системе высшего образования в качестве инструмента содействия переходу «учеба — работа» Представляет О. А. Рубцова [5].

Исследование профессиональной идентичности студентов продемонст-

to

к

к

о а

ка к

г

г

а н

а

и

о н н § £

о е с с и о н §

он

о

Й

и

и

е н

s а

к и

и с

е

е

н

s о

а

е

д а г о г и ч е с

ког г

о

^ а

а

«о

а

I £

si

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

«о

о §

£

рировало, что 77 % студентов сделали свой выбор педагогической профессии осознанно; 67 % респондентов рассматривают возможные варианты профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли. Традиционно 2 % респондентов не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются выстроить варианты своего профессионального развития. Показатели характеризуют изменения в процессе планирования студентами своего профессионального статуса, что позволяет нам говорить об эффективности организационной формы работы со студентами.

3 Результаты (Results)

Профессиональная ориентация студентов педагогического вуза предполагает профессиональное самоопределение студентов, которое мы характеризуем как индивидуальный планируемый процесс вхождения в профессиональную деятельность. Мотивом профессиональной ориентации студентов может быть обозначение перспективы личностного профессионального роста. Результаты анализа воспитательной деятельности и психологическая диагностика студентов позволяют говорить о воркшопе как

эффективной форме работы.

4 Обсуждение (Discussion)

Задача по формированию профессионально важных качеств личности студента с целью готовности к профессиональной деятельности и задача по формированию профессионального самоопределения студентов в условиях обучения в педагогическом вузе реализуются посредством совокупности ряда мероприятий различного направления и способов методической реализации. Результативность шагов в системе воспитания сегодня определяется степенью вовлеченности студентов в качестве инициативных субъектов образовательной системы вуза. Воркшоп предполагает погружение участников мероприятия в новые задачи и поиск решений с целью научиться думать и действовать по-другому. Центральная задача семинара — самостоятельное обучение участников и интенсивное групповое взаимодействие. Акцент ставится на получение динамического знания. Участники сами могут определять цель участия в воркшопе, а также несут ответственность за свои результаты в учебном процессе.

5 Заключение (Conclusion)

Так, подбор диагностик определил

порядок и возможность изучения процесса профессионального самоопределения студентов педагогического вуза и содержательную деятельность воспитательного пространства вуза. В ходе исследования определена эффективная форма для профессиональной ориентации студентов педагогического вуза. Обоснована ме-

тодическая практика организационной формы в процессе формирования профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза — воркшоп, целью которого является самопроектирование обучающимися траектории профессионального развития.

Библиографический список

1. Боликова Л. Ю., Шарыпина Л. Е. О некоторых проблемах профессиональной ориентации студентов педагогического вуза. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 17.12.2018).

2. Дикунова Е. П. Процесс профессиональной ориентации студента вуза. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения 17.12.2018).

3. Бобровская О. А., Дорофеева Г. А., Бобровская Е. Н. Профессиональная ориентация как социальное явление // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 2366-2370. URL: http://e-koncept.ru/2016/86503.htm (дата обращения: 17.12.2018).

4. Глебова Г. Ф., Грачёва Ю. В. Исследование проблем и условий оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов (из опыта Смоленского государственного университета) // Непрерывное образование: XXI век. 2015. 2 (10). С. 158165. DOI: 10.15393/j5.art.2015.2805.

5. Рубцова О. А. Профориентация в системе высшего образования как инструмент содействия переходу «учеба - работа» : дис. ... кандидата экономических наук по спец. 08.00.05. 2008. 191 с. URL: http://www. dissercat.com (дата обращения: 17.12.2018).

6. Фортыгина С. Н., Павлова Л. Н. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017. № 6. С. 26-36. URL: www.vestnik.nspu.ru. DOI: 10.15293/26586762 (Scopus).

7. Угарова М. Г. Профессиональное самоопределение студентов педагогического вуза // Вестник Костромского государственного университета им. А. Н. Некрасова. 2005. 11. № 10. С. 77-81.

8. Ibanescu A. How Do Novice Specialists in Human Resources Develop their Professional Identity? Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 187. pp. 596-600. DOI: 10.1016/j sbspro.2015.03.111

9. Kalymbetova E. K., Duisenbekov D. D., Arynbaeva G. M., Zholdassova M. K., Bai-moldina L. O., Sadykova N. M. Psychological Features of Personality Training for Professional Activity // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 171. pp. 263-267. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.120

fco

к

3

о

а §

§

§ §

ж

а -к к о ж

ж §

£

►а

о ^

л о о к

о ж

ig

о-ж

о Kl

к

к

л ж

Т §

к к

к

о

л

л ж

т о

*

а л

д §

г о

г к

ч л

о §

г о

§

L. N. Pavlova1, T. YU. Karataeva2

^RCID No. 000-0002-0418-3778 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Vocational Training in Subject Methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia. E-mail: pavlovalnppi@mail.ru

2ORCID № 0000-0002-4872-2382 Senior Lecturer of the Department of Physical Education, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: karataevatu@cspu.ru

WORKSHOP AS AN ORGANIZATIONAL FORM OF A PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Abstract

Introduction. The article presents the experience of a pedagogical university on the professional orientation of students. An example of such a work is a didactic game in the form of a workshop. Participation of students in the event allows you to independently obtain information and orient yourself in the matter of professional career growth in teaching.

Materials and methods. The main methods of studying the vocational orientation of students of a pedagogical university were the analysis of scientific literature, the study of activities on this issue of university services and curators of academic groups, and, of course, the use of methods for studying the status of professional identity (authors A. A. Azbel, A. G. Gretsov, J. Garcia).

Results. The main and most characteristic indicators of professional self-determination was identified professional identity, educational and professional motivation and professional readiness of students for the upcoming professional activity. Conducted research £ allowed to determine the peculiarities of the formation of the motiva-Kj tion of professional self-determination with a focus on the prevailing

a ,g

a

£

ix, ^

a -S a

motivational factors of the student's personality that determine their professional choice; students' awareness of the process of professional self-determination, the motives for choosing a profession and getting a chosen specialty. The results of the study also consider the definition of effective forms of work with students.

Discussion. The educational system of the educational organization allows you to provide professional orientation of students, provided that the methodical activity of this area is provided, the organization of psychological and pedagogical support for students and a system of activities that involve students in the process of professional self-determination and, ultimately, leads students to understand the identity of themselves in the professional pedagogical field. The didactic game in the form of a workshop was defined by the authors as an effective organizational form of activity in the process of students' recognition of professional identity. g

Conclusion. The process of professional orientation of students of a pedagogical university is provided by the educational system of an educational organization if, during the period of study, to stimulate an interest in developing an understanding of the social significance of the chosen profession; to identify a set of conditions that Oo determine professional readiness and, as a result, students have a desire and interest in professional activities that are meaningful and motivated. As an organizational form for the orientation of students in their future profession, a workshop has established itself.

Keywords: professional orientation, didactic game, workshop.

Highlights:

The South-Ural State Humanities-Pedagogical University's practice in the sphere of educational activities represents success of the students' personality's professional self-determination in the studying process at a higher educational institution. We designate that the students' professional self-determination became a purposeful and consistently carried out process of their self-assessment and

01 s

s

a s

n

s a

s

o' s a

r

a

f e

o s

f £

e s

a £ £

o

s c'

a

its capabilities in the chosen profession through the students' involvement in the system of professional competitions and in the environmental background, indicated by the prototype of educational institutions. We consider that the workshop is a very effective form in the students' professional orientation process. The ground of this statement is an educational activities' comparative description of each university's faculty based on issues of employment and professional socialization and monitoring, analysis of the students' professional orientation of quality and psychological diagnosis of their vocational guidance.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bolikova L.YU., Sharypina L.E. O nekotorykh problemakh professional'noy ori-yentatsii studentovpedagogicheskogo vuza [On some problems of professional orientation of students of pedagogical high school]. Available at: http://cyberleninka.ru. (Accessed: 17.12.2018). (In Russian).

2. Dikunova E.P. Protsessprofessional'noy oriyentatsii studenta vuza [The process of professional orientation of a university student]. Available at: http://www.dissercat.com (Accessed: 17.12.2018). (In Russian).

3. Bobrovska O.A., Dorofeeva G.A., Bobrovskaya E.N. (2016) Professional'naya ori-yentatsiya kak sotsial'noye yavleniye [Professional orientation as a social phenomenon // Scientific-methodical electronic journal "Concept"]. 11, 2366-2370. Available at: http://e-kon-cept.ru/2016/86503.htm. (Accessed: 17.12.2018). (In Russian).

4. Glebova G.F., Gracheva YU.V. (2015) Issledovaniyeproblem i usloviy optimizatsii protsessa professional'nogo samoopredeleniya studentov (iz opyta Smolenskogo gosudar-stvennogo universiteta) [Research of the problems and conditions of optimization of the process of professional self-determination of students (from the experience of Smolensk State University)]. Nepreryvnoye obrazovaniye: XXI vek. 2 (10), 158-165. DOI: 10.15393/j5.art.2015.2805 (In Russian).

5. Rubtsova O.A. Proforiyentatsiya v sisteme vysshego obrazovaniya kak instru-ment sodeystviyaperekhodu "ucheba — rabota" (dissertatsiya ... kandidata ekonomicheskikh nauk po spetsial'nosti 08.00.05.) [Career guidance in the system of higher education as a tool to facilitate the transition "study — work". Available at: http: // www.dissercat.com (Accessed:

3 17.12.2018). (In Russian).

¡X|

^ 6. Fortygina S.N, Pavlova L.N. (2017) Professional'noye samoopredeleniye vy-puskni-

kov pedagogicheskogo vuza [Professional self-determination of graduates of a pedagogical university]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta. 7, 6. Available at: www.vestnik.nspu.ru (Accessed: 17.12.2018). DOI: 10.15293/2226-^ 3365.1706.02 (Scopus). (In Russian).

a ,g

a

3

a -S a

7. Ugarova M.G. (2005) Professional'noye samoopredeleniye studentov pedagog-ichesko-go vuza [Professional self-determination of students of a pedagogical university]. Vest-nikKostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. N. Nekrasova. 11, 10, 77-81. (In Russian).

8. Ibanescu A. How Do Novice Specialists in Human Resources Develop their Professional Identity?. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 187. pp. 596-600. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.03.111

9. Kalymbetova E.K., Duisenbekov D. D., Arynbaeva G. M., Zholdassova M. K., Bai-moldina L. O., Sadykova N. M. Psychological Features of Personality Training for Professional Activity. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 171. pp. 263-267. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.120

s

s

a s

O

s

s a

s

o' s a

r

a P

e

o

s

a

O

s e

s

o s

d

e s

a

d

l

0

1 c'

a

e

s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.