Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ НКО» И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»'

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ НКО» И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ВОЛОНТЕРСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / МЕТОДИКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Елена Анатольевна, Карабут Мария Александровна, Мартынова Анна Юрьевна

В статье рассматривается актуальная проблема интеграции содержания образования дисциплины «Профессиональная педагогика» и образовательного модуля «Организация волонтерства». Интеграция рассматривается на уровне науки, теории и прикладной части - видов деятельности. Предпринята попытка определения единой объектно-предметной сферы изучения интегрированного материала - деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF THE EDUCATIONAL MODULE "ORGANIZATION OF VOLUNTARY (VOLUNTEER) ACTIVITIES WITH SOCIALLY ORIENTED NGOS" AND THE EDUCATIONAL PROGRAM "VOCATIONAL TRAINING"

The article deals with the actual problem of integration of the educational content of the discipline "Professional Pedagogy" and the educational module "Organization of volunteering". Integration is considered at the level of science, theory and the applied part - types of activity. An attempt is made to define a single object-subject sphere of the study of integrated material - the activity approach.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ НКО» И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»»

УДК 378.1

Е. А. Короткова, А. Ю. Мартынова

Уральский государственный аграрный университет

М. А. Карабут

Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург)

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ НКО» И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБУЧЕНИЕ»

В статье рассматривается актуальная проблема интеграции содержания образования дисциплины «Профессиональная педагогика» и образовательного модуля «Организация волонтерства». Интеграция рассматривается на уровне науки, теории и прикладной части - видов деятельности. Предпринята попытка определения единой объектно-предметной сферы изучения интегрированного материала -деятельностного подхода.

Ключевые слова: интеграция, волонтерство, образовательный модуль, методика, деятельностный подход

Елена Анатольевна Короткова - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Уральского

государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42. E-mail: e.korotkova26@yandex.ru

Мария Александровна Карабут - преподаватель Уральского Федерального университета. 620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19. E-mail: m.ilina@egov66.ru

Анна Юрьевна Мартынова - преподаватель Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42. E-mail: volik-1984@mail.ru.

Для цитирования

Короткова Е. А., Карабут М. А., Мартынова А. Ю. Интеграция образовательного модуля «Организация добровольческой (волонтерской) деятельности с социально ориентированными НКО» и образовательной программы «Профессиональное обучение» //Аграрное образование и наука. 2022. № 3. С. 9.

INTEGRATION OF THE EDUCATIONAL MODULE "ORGANIZATION OF VOLUNTARY (VOLUNTEER) ACTIVITIES WITH SOCIALLY ORIENTED NGOS" AND THE EDUCATIONAL PROGRAM "VOCATIONAL TRAINING"

The article deals with the actual problem of integration of the educational content of the discipline "Professional Pedagogy" and the educational module "Organization of volunteering". Integration is considered at the level of science, theory and the applied part - types of activity. An attempt is made to define a single object-subject sphere of the study of integrated material - the activity approach.

Keywords: integration, volunteering, educational module, methodology, activity approach

Elena Korotkova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Ural State Agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Karla Libknehta str., 42. E-mail: e. korotkova26@yandex. ru

Maria Karabut - lecture, Ural Federal University. 620002, Russian Federation, Yekaterinburg, Mira str., 19. E-mail: m.ilina@egov66.ru.

Anna Martynova - lecture, Ural State Agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Karla Libknehta str., 42. E-mail: volik-1984@mail.ru.

Цель работы - внедрить технологию волонтерства в образовательный и воспитательный процесс для профессионального и личностного развития студентов, использовать потенциал Уральского государственного аграрного университета в реализации социальных изменений в свердловской области.

Понятие «интеграция» в системе образования выступает в двух значениях: во-первых, это создание у обучающихся целостного представления об окружающем мире (как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (как средство обучения, то есть интеграция на уровне видов деятельности).

Так как интегрируемый модуль предполагает деятельность студентов в волонтерских проектах социально-ориентированных НКО, можно сказать о том, что обучение волонтерству в стенах вуза интегрировано в социальную действительность [Безрукова 1994].

В октябре 2020 года была создана рабочая группа по внедрению технологий волонтерства в образовательный и воспитательный процесс Уральского ГАУ совместно с департаментом молодежной политики свердловской области. Затем, рабочей группой был разработан и утвержден план внедрения образовательного модуля.

Методика.

Актуализирована матрица компетенций для направлений подготовки: 44.03.04 Профессиональное обучение по отраслям (профиль - сельское хозяйство). УК-3 - способен организовать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленных целей; УК-6 - способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни;

План-график реализации образовательных программ остался прежним, т.е. в соответствии с учебным планом; включение модуля стало возможным за счет интенсификации учебного материала основной образовательной программы подготовки и интеграции содержания учебного материала основной образовательной программы с содержанием модуля;

Интеграция модуля в основное содержание образовательных программ осуществлялось на Профессиональном обучении - 2 курс, 4 семестр, в соответствии с учебными планами.

Рассмотрим содержание двух модулей более подробно. Тема волонтерского модуля «Волонтерство как ресурс личностного оста и общественного развития», безусловно, предполагает изучение вопросов формирования мировоззренческой сферы личности и жизненной стратегии, что является источником ее самореализации и социального развития [Старченко, Шталева 2005].

Тема педагогического модуля «Образовательное партнерство (частное волонтерство и деятельность организаций)» предполагает, что основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т.е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых эти партнерства и создавались.

И, наконец, тема «Социальные условия образования» является отличным моментом интеграции содержания двух модулей педагогического и волонтерского, так как идеально определяет общий объект - это переход на

деятельностный подход в образовании. Он предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества.

Практическую часть модуля необходимо реализовывать совместно с партнерами - наставниками из Департамента молодежной политики путем апробации и внедрения волонтерских практик в работу НКО и в работу комитетов по делам молодежи муниципальных образований свердловской области.

Оценивание волонтерской деятельности студентов Уральского ГАУ целесообразно осуществлять, в том числе, партнерами - наставниками; рефлексию осуществлять за счет постоянного анкетирования студентов, обсуждения результатов внедрения социальных проектов совместно с НКО [Карпухин, Хомякова 2022].

Во время проведения занятий студенты приобретают способности сопоставить личностные качества с требованиями волонтерской деятельности; способность анализировать свою волонтерскую деятельность и появление мотивации к волонтерской деятельности.

В процессе апробации модуля выявилась следующая особенность: содержание модуля в части практических и семинарских занятий меняется в соответствии с мероприятиями и новыми проектами развития волонтерства в свердловской области. В соответствии с этим всегда актуальным является обновление оценочных средств и разрабатываются методические рекомендации по практическим темам модуля.

Условия реализации модуля, программное и материально-техническое оснащение. Уральский государственный аграрный университет располагает необходимой материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,

лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом [Брызгалова, Кивелев, Лунева 2019]. Все объекты материально-технической базы соответствуют действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Установленное программное обеспечение соответствует образовательным программам и включает:

- Microsoft WinHome 10 RUS OLP NL Acdm Legalization get Genuine (обьем 168); Лицензия бессрочная. Контракт № ЭА - 103 от 17.05.2018.

- Kaspersky Total Security для бизнеса Russian Edition. 250-499. Node 2 year Educational Renewal License: Лицензионный сертификат 17ЕО-180227-123942-623-1585, срок с 02.07.2018 до 13.03.2020 г.

Список литературы

Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: монография. Екатеринбург: Север, 1994. 152 с.

Брызгалова О.Н., Кивелев Д.П., Лунева Е.В., и др. Организация культурно-просветительской деятельности молодежи в Российской Федерации // Молодежь и наука. 2019. № 12. С. 8.

Карпухин М. Ю., Хомякова М. А. К 82-летию Уральского ГАУ // Аграрное образование и наука. 2022. № 1. С. 1.

Старченко С.А., Шталева Н. Р. Методологические основы осуществления дидактического синтеза содержания естественнонаучного образования. Челябинск: Изд-во ЧГПУ. 2005. 30с.

Рецензент: С. В. Степанов, Училище олимпийского резерва № 1 (колледж), Екатеринбург

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.