УДК 378
Е. А. Короткова
Уральский государственный аграрный университет (г. Екатеринбург)
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
В статье обсуждаются проблемы образования в России, существенно обострившиеся в настоящее время. Сделана попытка объяснить, как преломляются эти проблемы в образовательной практике. Предложены пути решения. Автор выражает надежду на то, что богатый практический опыт российских педагогов и политические решения руководства России помогут конкретизировать цели, задачи и содержание нашего образования в условиях единой культурно-образовательной парадигмы.
Ключевые слова: образование, культура, парадигма, проблема, методология педагогики
Елена Анатольевна Короткова - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42. E-mail: [email protected]
Для цитирования
Короткова Е. А. Проблемы современного образования в России: практическая интерпретация // Аграрное образование и наука. 2022. № 2.
PROBLEMS OF MODERN EDUCATION IN RUSSIA: PRACTICAL
INTERPRETATION
The article discusses the problems of education in Russia, which have significantly worsened at the present time. An attempt is made to explain how these problems are refracted in educational practice. Solutions are proposed. The author expresses the hope that the rich practical experience of Russian teachers and the political decisions of the Russian leadership will help to concretize the goals, objectives and content of our education in a single cultural and educational paradigm.
Keywords: education, culture, paradigm, problem, methodology of pedagogy
Elena Korotkova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Ural State Agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Karla Libknehta str., 42. E-mail: [email protected]
На смену плавно текущему периоду инновационного развития образования в нашей стране пришел период необходимого пересмотра всех
оснований образования, начиная с существующих и появившихся вновь проблем, коррекции парадигмы, обновления целеполагания, содержания образования, критериев и показателей его результативности.
Все проблемы современного образования, безусловно, связаны между собой. Попробуем выстроить некоторую иерархию проблем и через функциональные зависимости показать их практическое преломление в образовательной практике.
Первая проблема - это дегуманизация образования. Образование утрачивает культурную функцию и отмечается криминализация культуры: агрессия в соцсетях переносится на человеческие отношения, часто в образовательный процесс и, как следствие, в молодежной среде возникает девиантное поведение [Кузнецова 2006]. Довольно жесткая ситуация сложившееся в обществе, требует отказа от идеи полипарадигмальности, т.е. существования и реализации часто прозападных взглядов, уже укореняющихся у нас в образовании посредством трансгуманизма (предполагает разрушение традиционной системы ценностей), что подтверждается реализацией в России чуждых нам программ, например «Элита и человеческий ресурс» [Левицкая 2003: 97].
Напомним, что парадигма - это концептуальный каркас - призма через которую ставятся цели, задачи, разрабатывается содержание образования [ Маврин 2008: 6]. Нам необходимо принять сегодня единую культурно-
образовательную парадигму образования в России, так как в нашем обществе связь образования и культуры очень сильна и имеет функционально-генетический характер [Абдулаева 2006].
Кроме того, нужна коррекция цели образования, она должна совпадать с глобальной общецивилизационной целью: сохранение и развитие человеческой цивилизации на основе взаимопомощи, бескорыстности и неагрессивности.
Вторая проблема - слабая связь образования и методологии педагогики (это система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах и способах добывания знаний «ухватывающих» изменяющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества). В основе любого исследования, реформирования, модернизации образования, должна лежать диалектическая логика, т.е. заложено главное правило -изучать предмет всесторонне в его развитии. Нельзя выхватывать отдельные процессы (мероприятия ради реформ) и грубо подводить их, например, под экономические и социальные проблемы. Сегодня система образования все более превращает знание в товар на рынке идей, в инструмент манипулирования людьми. Или заменяется лозунгом - надо быть успешным.
Третья проблема - несостоятельность системы воспитания. Начнем с того, что воспитательная работа - как важный образовательный компонент была убрана из образовательных стандартов высшего профессионального
образования. И вернулась обратно, в образовательную практику только в 2021 году, в виде Концепции организации воспитательной работы в вузах, разработанной Министерством науки и образования РФ.
Определение цели воспитания - это сложный процесс, в котором участвуют общество, государство, семья, школа, личность. Цель - это предвосхищение в мышлении результата деятельности, путей и средств его достижения. Рассмотрим специфику и проблемы определения цели такими субъектами целеполагания как общество и государство.
В обществе через различные формы общественного сознания создается идеал человека будущего. Идеал - это образ цели, поэтому он не всегда усваивается на уровне логики, а воспринимается на уровне чувств, эмоций. Проблема заключается в том, что идеалы и ценности общества могут быть не только созидательными, но и разрушительными, а контролировать, регулировать процесс формирования идеалов в индивидуальном сознании крайне сложно. Чем больше расслоение в обществе, тем разнообразнее идеалы. Но в настоящее время наше общество сплотилось вокруг Президента. Появились очень правильные темы в СМИ: оказание гуманитарной помощи населению, подвиги военных, выводы экспертов о непримиримости к националистической идеологии и т.д. Воспитание сегодня опирается на исторические победы нашей Армии над фашизмом, возвращаются традиции подъема флага и исполнение гимна РФ.
Формируется гражданское самосознание - осознание своей принадлежности к государству, реализация жизненных идеалов и ценностей в полезной обществу деятельности [Беляева 1993: 10].
Государство определяет социальный заказ. Социальный заказ - это обращенные со стороны государства требования к результатам деятельности школы как социального института. Социальный заказ фиксируется в государственных документах, таких как программа, доктрина, закон. Проблема определения цели на уровне государства заключается в том, что она дает только общий ориентир для работы педагога. Она реально не замеряема. Для того, чтобы она стала работать, ее нужно перевести на язык конкретных педагогических задач. А это возможно только в результате анализа потребностей развития государства и общества, изучение современного состояния воспитательной практики (научный подход). Сегодня необходимо максимально вовлечь молодежь в волонтерское движение, в проекты типа «Твой ход», «Большая перемена», одним словом дать ей понять, что от нее зависит будущее России [Емельянова 2003: 32].
Четвертая проблема - как подступиться к цифровому образованию? По мнению Черниговской Т.В., постоянное общение человека с миром через гаджеты, приводит к перестройке его нейронной сети. С одной стороны, появился доступ к огромному количеству информации, лучшим он-лайн курсам, которые читают мировые светила; с другой - отсутствие
эмоционального контакта с учителем. Характер информации от педагога сегодня должен быть другим: помочь понять, привить навыки самостоятельной работы, сформировать установки на творчество, проявить сочувствие, стать доверенным лицом, быть наставником [Черниговская 2012: 403].
Безусловно, за цифровым образованием будущее. Особенно в качестве технического обслуживания образовательного процесса: проверка тестов, отчетов и др. Информационные платформы в которых мы работаем со студентами: Zoom, Teams и др. не обладают пока такими функциональными возможностями. Но есть и положительные результаты: большинство студентов научились работать самостоятельно и стали появляться замечательные творческие работы.
Пятая проблема - это организованный отъезд одаренных детей в западные страны. Нашу задачу можно объяснить в трех словах: выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей. 50 тысяч выпускников образовательного центра «Сириус».
Список литературы
Абдулаева Р.А. Гуманизация научно-технического образования // Социологические науки. № 1. 2006. С. 34 - 40.
Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности // Екатеринбург, 1993. - С. 10.
Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания / Учебное пособие. Тюмень: Издательство ТюмГУ. 2003. С. 32 -36.
Кузнецова А.Я. Гуманистическая концепция философии образования // Философия образования. - 2006. - № 1. С. 43-50.
Левицкая И.А. Проблема дегуманизации образования в современной культуре // Вестник КГУ им. Некрасова. № 4. 2003. С. 97 - 102.
Маврин А.С. Новые парадигмы развития образования в современной России //Омский научный вестник (Науки об образовании). 2008. С. 5 - 8.
Черниговская Т.В. Языки сознания: кто читает тексты нейронной сети? // К 80-летию В.А. Лекторского. РОССПЭН, М. 2012. С. 403 - 412.
Рецензент: Воронин Б. А. (Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург)