Экономика
УДК 621.892.31
АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
И. П. ЧУПИНА, профессор,
Н. Б. ФАТЕЕВА, старший преподаватель,
Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)
Ключевые слова: индивидуальные программы, качество образования, муниципальные образовательные системы, образование, образовательные программы, образовательные учреждения, профессиональное образование, региональная система образования, сельские территории, сельская школа.
Осуществленный в процессе исследования историко-педагогический анализ развития сельской школы России показывает, что только социально ориентированная деятельность сельской школы как образовательного звена сельского поселения может создать реальные предпосылки для выполнения селом всего спектра социально-экономических, социально-культурных и социально-педагогических функций. Являясь динамичной образовательной структурой сельского поселения, сельская школа изначально располагает значительными ресурсами для решения важнейших проблем сельского социума, тем самым обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного комплекса, социальной сферы села и сельских территорий. Детальное изучение существующих моделей образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку рабочих для региональных АПК, свидетельствует о целесообразности происходящих процессов реструктуризации образовательных учреждений. Однако, на наш взгляд, положительный эффект от данной реструктуризации, позволяющий в значительной мере расширить перечень образовательных возможностей реформированных образовательных учреждений, мог бы быть еще большим при существенном расширении их функций и полномочий за пределами образовательной системы. Основной задачей исследования на данном этапе стал поиск ответа на вопрос о том, какую же лепту в решение данных вопросов должна внести система образования. В этом смысле был интересен опыт развития региональной и муниципальных образовательных систем, который наглядно продемонстрировал, что качественное обновление образовательного процесса может обеспечить более высокое качество образования. Задавшись целью и сформировав территориальные сети образовательных учреждений в региональной системе образования, администрация области создала условия для повышения доступности и качества образования за счет грамотного взаимодействия образовательных учреждений различного типа, реализующих разнообразные образовательные программы.
AGRICULTURAL EDUCATION AS ONE OF THE MAIN DIRECTIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES
I. P. CHUPINA, professor,
N. B. FATEEVA, senior lecturer, Ural State Agrarian University
(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg)
Keywords: individual programs, quality of education, municipal educational system, education, educational programs, educational institutions, vocational education, regional education, rural areas, rural school.
Having some experience in the region, the us, on the basis of the Resource center of vocational education Sverdlovsk region agricultural and forestry profile, was a planned work on a scientific-theoretical justification and practical testing of a possible approach to change the format of education in the development of the village, who was elected to our colleagues from line ministries: the detail and extension of existing powers against the background of unconditional interest in the implementation of the plans. Implemented in the research process historical and pedagogical analysis of the development of rural schools shows that only a socially-oriented activities of rural schools as the educational level of the rural settlement may create real preconditions for the implementation of village of the entire spectrum of socio-economic, socio-cultural and socio-pedagogical functions. Being a dynamic educational structure of rural settlement, rural school initially offers significant resources to address critical problems in the rural society, thereby ensuring sustainable development of agriculture, rural social sphere and rural territories. A detailed study of existing models of educational institutions that provide training for workers of regional agriculture, indicates the feasibility of the processes of restructuring educational institutions. However, in our view, the positive effect of this restructuring, allowing considerably to expand a list of educational possibilities of a reformed educational institutions, could be even more productive with a significant extension of their functions and powers outside the educational system. The main objective of our study at this stage was to find answer to the question about what contribution to solving these issues and can and should make education system. In this sense, we had an interesting experience of the development of regional and municipal educational systems of the Tomsk region, which clearly demonstrated that the qualitative renewal of educational process in rural school can provide a higher quality of education. Set a goal and forming a territorial network of educational institutions in the regional system of education, the regional administration has created the conditions to increase the availability and quality of education due to the good interaction between educational institutions of various types that implement a variety of educational programs.
Положительная рецензия представлена А. Г. Мокроносовым, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Экономика
¿»У
В Концепции развития сети образовательных учреждений в качестве одной из причин, негативно влияющих на конкурентоспособность высшего профессионального образования в России, напрямую называется узкопрофильность подготовки в конкретной области [1]. Возникает опасность разрушения отраслевых вузов в сложившейся системе высшего профессионального образования. Аграрное образование должно учитывать не только современное состояние социально-экономических отношений на селе, но и задавать тенденции его развития, работать на опережение. Результатом масштабных структурных изменений, происшедших в аграрном секторе экономики РФ за последние 20 лет, стало сокращение корпоративного сегмента, повышение значения малых форм хозяйствования в реализации агропро-довольственного потенциала страны. Официально занятыми являются 74 % сельского населения трудоспособного возраста, достаточно высокую долю составляют занятые в неформальном секторе (более 16 %). Численность специалистов АПК, занятых в корпоративном сегменте, сокращается опережающими темпами: с 504 тыс. человек в 2006 г. до 323 тыс. человек в 2016 г. (или на 36 % за 10 лет). Сектор малых форм хозяйствования охватывает большинство сельских семей, здесь производится более 50 % от общего объема валовой продукции сельского хозяйства, этот сектор играет важную роль в управлении ресурсами сельских территорий РФ. Уровень оплаты труда в сельском хозяйстве остается низким и едва превышает 50 % от среднего уровня по экономике [2].
Цель и методика исследований
Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование, разработка и апробация комплекса мер по модернизации аграрного образования, направленной на обеспечение устойчивого развития АПК и сельских территорий; всестороннее осмысление результата данной деятельности.
Традиционно считается, что ведущим мотивом посещения школы является необходимость обучения и получения знаний. В случае успешного завершения школы перед ее выпускником встает вопрос выбора направленности своего профессионального образования, уровень которого зависит от качества общего образования, личностных предпочтений подрастающего члена общества, финансовых возможностей его семьи и т. д. В общественном сознании среднестатистического россиянина довольно прочно укоренилось мнение о том, что слабо освоивший школьную программу выпускник вряд ли сможет поступить в институт или университет, поэтому его удел - попробовать определится в профессиональное училище или техникум. При этом считается, что школьные «хорошисты» и «отличники» имеют гораздо больше шансов для поступления в ВУЗы и в общем-то именно для этого прилежно учатся на протяжении всех лет. 88
Последнее утверждение сегодня отнюдь не является бесспорным. Однако случаи, когда «круглый отличник» вдруг по какой-либо причине отказался попытаться поступить в ВУЗ, а целенаправленно выбрал для себя профессиональную карьеру высококвалифицированного рабочего и поступил для получения образования в техникум, действительно крайне редки. Дополнительное же образование ассоциируется в обществе с потребностью человека в изучении (освоении) чего-то нового: или просто интересного, или крайне необходимого для продвижения вперед в случае, когда потенциал имеющихся знаний, умений, навыков оказался исчерпан [14].
Рассмотренное выше и бытующее в социуме схематическое видение роли и места образования в жизни обычного человека стало одним из основных мотивов проведения нашего исследования. Нет ли в существующих подходах к функционированию образовательных систем (подсистем) противоречий? Оправданы ли стратегические и тактические цели каждого из его уровней? Не наступило ли время перемен, а значит, и пересмотра сложившихся устоев?
С нашей точки зрения, абсолютно естественно, что данные вопросы в определенный момент возникли. Дважды естественно, потому что внутри российского образования на рубеже веков начались системные сбои, выразившиеся в консервации и замыкании отдельных частей общей системы и образовательных уровней самих на себя, фактическом исчезновении работы на общий образовательный результат.
В педагогике имеются исследования, посвященные вопросам стратегического развития региональных систем профессионального образования на этапе социально-экономических преобразований Я. А. Ильинской, А. С. Перевертайло, П. А. Степанова, Л. Д. Тюличевой, О. Е. Яворского. Анализу состояния и проблемам модернизации общего и профессионального образования в сельской местности посвящены исследования В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой, П. Ф. Кубрушко, А. В. Козлова, Г. И. Ре-принцевой, И. М. Синагатуллина, И. В. Тульбович, В. Н. Якимова и других авторов.
Изучение теоретических источников по проблеме исследования дает основания для вывода о том, что в современной педагогической науке сформирован определенный круг идей и подходов к рассмотрению отдельных факторов, направленных на повышение качества профессиональной подготовки рабочих (специалистов), в том числе для сферы агропромышленного производства.
Вместе с тем современная сельская школа живет, фактически не имея сформированного государственного заказа на подготовку учащихся к жизни и труду в сельском социуме. В то же время при современных общественных отношениях социальный заказ сельской школе формируется уже не только государством,
avu.usaca.ru
Экономика
¿»7
но и обществом: родителями, сельхозпредприятиями, местным сообществом. Большинство субъектов сельских сообществ должны быть объективно заинтересованы в таком воспитании личности, которая изначально ориентировалась бы на созидательную, преобразующую деятельность в сельском социуме, и в таком ее образовании, которое бы вооружило ее качественными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для полноценной жизни на селе.
Результаты исследований
Осуществленный в процессе исследования педагогический анализ развития сельской школы России показывает, что только социально ориентированная деятельность сельской школы как образовательного звена сельского поселения может создать реальные предпосылки для выполнения селом всего спектра социально-экономических, социально-культурных и социально-педагогических функций. Являясь динамичной образовательной структурой сельского поселения, сельская школа изначально располагает значительными ресурсами для решения важнейших проблем сельского социума, тем самым обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного комплекса, социальной сферы села и сельских территорий [8].
Понимание и принятие того, что задачи по устойчивому развитию АПК и сельских территорий являются не просто взаимосвязанными, а, по своей сути, фактически одним глобальным направлением работы, обусловили необходимость корректировки взглядов на цели, формы и способы деятельности тех образовательных систем, которые так или иначе имеют отношение к селу.
К сожалению, одним из негативных последствий социально-экономических преобразований в России конца XX в. стало разрушение системы подготовки деревенских школьников к сельскохозяйственному труду, которая, несмотря на многочисленные недостатки, обеспечивала получение всеми учащимися определенного уровня сельскохозяйственных знаний и умений, а также занималась вопросами признания обществом их особой ценности [7] .
По всей видимости, ближайшими задачами реструктуризации образовательной системы в интересах комплексного развития села должны стать: обеспечение полноты предоставляемых образовательных услуг с учетом их территориальной доступности, повышение адекватности образовательных услуг потребностям учащихся разного возраста и рационализация распределения ресурсов сельских образовательных учреждений. В настоящее время сеть образовательных учреждений села не обеспечивает в необходимой степени полноты и территориальной доступности образовательных услуг. Существующие сети зачастую выстроены без учета территориальной доступности как услуг системы общего образования, так и ресурсов иных учреждений образования, куль-
турной инфраструктуры районов и близлежащих городов. Образовательные учреждения не способны обеспечить адекватность предоставляемых образовательных услуг потребностям учащихся различного возраста и практически не охватывают взрослое население [15].
Основной задачей исследования на данном этапе стал поиск ответа на вопрос о том, какую же лепту в решение данных вопросов может и должна внести система образования.
Примером в этом смысле могут послужить подходы к подготовке рабочих кадров и специалистов для обеспечения инновационного развития экономики в Новосибирской области. Там были найдены варианты переориентации местной системы образования на наиболее полное удовлетворение потребностей экономики региона в квалифицированных рабочих кадрах с участием ключевых потребителей профессионального образования. Механизмами достижения поставленной цели стали координационные советы заинтересованных участников: образовательных учреждений, работодателей, органов власти и т. п. Вариантов создания таких координирующих органов представлено несколько: от отраслевых советов по подготовке трудовых ресурсов на базе профильных отраслевых ресурсных центров до объединения в саморегулируемые организации, естественно, после преобразования бюджетных образовательных учреждений в автономные. В этом смысле, если задаваться целью реального развития аграрного сектора российской экономики, необходимо четко понимать, что общий подъем экономики и социальное развитие села являются одинаково важными слагаемыми совместного успеха. Поэтому интересы различных министерств и ведомств, организаций и отдельных лиц должны определенным образом пересекаться в интересах одного общего дела. При этом важен механизм данного взаимодействия, который не должен быть не излишне либеральным, но и не командно-административным по своему стилю [11].
Таким образом, создание профессионально ориентированных многопрофильных сельских лицеев рассматривается как перспективное направление повышения эффективности системы образования за счет реструктуризации традиционных общеобразовательных учреждений с учетом специфики конкретного сельского социума и региональных ресурсных возможностей. Интеграция общего и профессионального образования вообще - важнейший ресурс в деле повышения мотивации к профессиональному самоопределению личности, определению оптимальной индивидуальной образовательной траектории человека [14].
Детальное изучение существующих моделей образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку рабочих для региональных АПК, свидетель-
avu.usaca.ru
Экономика
ствует о целесообразности происходящих процессов реструктуризации образовательных учреждений. Однако положительный эффект от данной реструктуризации, позволяющий в значительной мере расширить перечень образовательных возможностей реформированных образовательных учреждений, мог бы быть еще большим при существенном расширении их функций и полномочий за пределами образовательной системы. В данном случае речь идет о придании современному образованию некоего совокупного качества, которое хотя и не присуще его отдельным элементам, но возникает благодаря их объединению в единую, целостную систему. Можно предположить, что именно при формировании у образования такого свойства оно сможет одновременно успешно участвовать в решении достаточно разноплановых задач по устойчивому развитию АПК и сельских территорий посредством достижения си-нергетического эффекта [17].
Анализируя данную обстановку, мы приходим к заключению, что в российском АПК существует безусловный дефицит кадров, причем как в количественном, так и в квалификационном разрезе.
Причины дефицита кадров в АПК довольно разноплановые: историческое отсутствие системы прогнозирования потребности в кадрах, различия в формах собственности хозяйствующих субъектов, масштабный и все прогрессирующий отток людских ресурсов в города, сезонность сельскохозяйственного труда, кризис системы профессионального образования.
Выводы. Рекомендации
Рассматривая задачу кадрового обеспечения АПК с образовательной точки зрения, можно констатировать, что разработанные и принятые на государственном уровне программные документы по развитию образования не содержат четких и выверенных установок в отношении развития системы аграрного образования, в то время как у нее имеется достаточно большое количество специфических особенностей (отсутствие консолидированного работодателя, перманентная дотационность сферы аграрного производства, которая ведет к фактическому отсутствию возможности участия образования в софинансируе-мых проектах, устаревшая материально-техническая база образовательных организаций агропрофиля, трудности с внедрением дуального обучения и т. п.).
Перекладывание задач планирования развития аграрного образования на уровень регионов дает эффект только в тех случаях, когда территория по определению аграрная (Алтайский край, Краснодарский край, Ростовская область, Белгородская область), однако данное обстоятельство фактически приравнивает развитие экономики региона к развитию АПК, а этого недостаточно в масштабе глобальной экономической политики государства.
Переход к рынку меняет характер и условия деятельности сельскохозяйственных работников. Непрерывное углубление и обновление знаний, совершенствование профессиональной компетенции становятся важнейшими направлениями формирования кадров АПК. Аграрный специалист сегодня - это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в технике и технологиях производства. Ему нужны базовые знания, аналитическое мышление, социально-психологическая компетентность, интеллектуальная культура [8].
Проведенный анализ показал, что в основе реформирования структуры, организационных форм, методов и содержания аграрного образования лежит ряд общих методологических принципов. К числу наиболее важных из них относится принцип непрерывности образовательного процесса.
Для примера можно привести Уральский государственный аграрный университет, который с 2016 г. открыл новую специальность на инженерном факультете - «Электрооборудование и электротехнологии». Сегодня по данному профилю можно было получить только средне-специальное образование в Ирбитском аграрном техникуме. Между тем развитие экономики и внедрение новых технологий для сельскохозяйственного производства повлекло за собой потребность в квалифицированных кадрах. Аг-роинженеров со знанием электротехнологий до этого момента приглашали на предприятия Свердловской области из других областей.
По итогам 2016 г. Уральский государственный аграрный университет вошел в пятерку самых востребованных сельскохозяйственных вузов страны. Доля выпускников УрГАУ, получивших направление на работу по окончании учебы, составила 98,7 %.
Из всего приведенного, казалось бы, следует, что эффективный формат обеспечения регионального АПК квалифицированными кадрами найден. Однако более масштабное тиражирование опыта показало, что, к сожалению, это не так. Полученные по итогам реализации профессиональной образовательной программы достаточно высокие образовательные результаты раз за разом оказывались «оторванными» от реальной жизни в силу того, что:
- выпускников училища или техникума слишком много и всех их на предприятия АПК трудоустроить просто невозможно;
- молодых специалистов не устраивают условия проживания на селе (заработная плата, предлагаемый участок работы и т. д.);
- активно востребованные в период массовых сельскохозяйственных работ (посевная, уборочная кампании) молодые работники с трудом находят себе работу в период вынужденного межсезонья, как пра-
Экономика
вило, ищут себе на этот период работу в городе и не возвращаются обратно;
- конкретный сформированный образовательный заказ от предприятия АПК имеется, но он на 8-14 или 18 человек, а этого по нормативам недостаточно ввиду того, что учебная группа должна непременно состоять из 25 человек.
Таким образом, рассматриваемая в исследовании проблема является актуальной, научной, практической и социальной. Ее решение согласуется со стратегическими ориентирами государственной по-
литики в сфере развития АПК и села в целом. Непрерывное аграрное образование приобретает особую значимость в связи с тем, что в современной социально-экономической ситуации наша страна постоянно расширяет зоны интеграционного взаимодействия аграрных секторов Таможенного союза. Одновременно следует отметить и тот факт, что обеспечение продовольственной безопасности России находится в прямой зависимости от эффективной и безаварийной в производственном плане работы аграрного сектора.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // URL : http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 28.09.2017).
2. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р // URL : http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_174933 (дата обращения: 26.09.2017).
3. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ 2 ноября 2015 г. № 831 // URL : http://docs.cntd.ru/document/420313766 (дата обращения: 13.10.2017).
4. Отраслевая целевая программа «Обеспечение квалифицированными кадрами АПК Свердловской области на 2008-2015 годы» : постановление Коллегии Министерства сельского хозяйства Свердловской области от 21 июля 2007 г. № 15 // URL : http://www.mcx.ru/documents/document/sh-ow/7047.191.htm (дата обращения: 27.01.2014).
5. Ахапкина Е. Н., Крохмаль Л. А. К проблеме развития аграрного образования в России // Мир (Модернизация. Инновация. Развитие). 2015. № 2. С. 129-136.
6. Васильченко А. М. Состояние и проблемы системы непрерывного аграрного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 4. С. 74.
7. Воронин Б. А., Воронина Я. В., Фатеева Н. Б., Серебренникова М. С., Петрова Л. Н. Кадровое обеспечение в условиях ускоренного научно-технологического развития отрасли // Аграрный вестник Урала. 2017. № 5. С. 14.
8. Дорофеева А. Ф. Тенденции развития аграрного образования // Достижения науки и техники. 2016. № 3. С. 52.
9. Захарченко Л. В. Российское аграрное образование: региональная точка зрения (открытое письмо) / Л. В. Захарченко // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 1. С. 33-37.
10. Калугина З. И. Рыночная трансформация аграрного сектора России: социологический дискурс / З. И. Калугина. Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2015. 342 с.
11. Концептуальные подходы к подготовке рабочих кадров и специалистов в условиях инновационного развития экономики Новосибирской области // URL : http://www.edunso.ru/node/372 (дата обращения: 16.08.2014).
12. Кязимов К. Г. Основные направления концепции развития человеческих ресурсов / К. Г. Кязимов // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 5 (приложение). С. 10.
13. Магомедова Н. Ф. Современное состояние и перспективы развития аграрного образования // Актуальные проблемы процесса обучения: модернизация аграрного образования : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2013. С. 83.
14. Некрасова Ю. А., Некрасов С. И., Захарченко Л. В. Организация учебного процесса в аграрном техникуме: специфика, проблемы, предложения // Педагогический журнал. 2016. № 2. С. 142-152.
15. Некрасов С. И. Сельское образовательное пространство: непрерывное - по сути, аграрное - по духу? / С. И. Некрасов // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика : межвуз. сб. науч. трудов. Казань : Изд-во Татар. гуманит.-пед. университета, 2009. Вып. 13. С. 84-89.
16. Новикова Ю. В. К вопросу о некоторых аспектах непрерывного образования в аграрном секторе // На-уч.-метод. электрон. журн. «Концепт». 2016. Т. 23. С. 59-63.
17. Шмыгина О. Н. Аграрное образование в наши дни: проблемы и перспективы модернизации // Актуальные проблемы процесса обучения: модернизация аграрного образования : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2013. С. 148.
д^ avu.usaca.ru
_Экономика —*'
18. Pozdnyakova (Nekrasova) Yu. A. The role of agrarian education in sustainable development of rural territories / Yu. A. Pozdnyakova (Nekrasova), S. I. Nekrasov, M. V. Vislobokova // Veda a technologie: krok do budoucnosti -2012 : materialy VIII mezinarodni vedecko-praktika konference. Praha : Publishing House «Education and Science» s.r.o., 2012. Dil 19. P. 48-49.
19. Chupina Irina. Economic security as an importative characteristic of economic system // European Science and Technology : materials of the IX international research and practice conference. Vol. I. December 24-25, 2014. Germany, 2014.
References
1. On education in the Russian Federation : Federal law No. 273-FZ of December 29, 2012 // URL : http://docs. cntd.ru/document/902389617 (reference date: 28.09.2017).
2. About the approval of strategy of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period till 2030 : the order of the Government of the Russian Federation of February 2, 2015 No. 151 // URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933 (reference date: 26.09.2017).
3. About the approval of the list of the 50 most demanded in the labor market, new and perspective professions demanding secondary professional education : the order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation No. 831 // URL : http://docs.cntd.ru/document/420313766 (reference date: 13.10.2017).
4. Branch target program «Providing qualified personnel of agroindustrial complex of Sverdlovsk region for 20082015»: resolution of the Board of the Ministry of agriculture of Sverdlovsk region of July 21, 2007 No. 15 // URL : http://www.mcx.ru/documents/document/sh-ow/7047.191.htm (reference date: 27.01.2014).
5. Agapkina E. N., Krokhmal L. A. To the problem of agricultural education in Russia // Mir (Modernization. Innovation. Development.) 2015. No. 2. P. 129-136.
6. Vasilchenko M. A. Status and problems of the system of continuous agricultural education // Professional education in Russia and abroad. 2014. No. 4. P. 74.
7. Voronin B. A., Voronina Y. V., Fateeva N. B., Serebrennikova M. S., Petrova L. N. Staffing in conditions of accelerated scientific and technological development of the industry // Agrarian Bulletin of the Urals. 2017. No. 5. P. 14.
8. Dorofeeva A. F. Trends of development of agrarian education // Achievements of science and technology. 2016. No. 3. P. 52.
9. Zakharchenko L. V. Russian agrarian education: regional point of view (open letter) / L. V. Zakharchenko // Vocational education and labor market. 2017. No. 1. P. 33-37.
10. Kalugina Z. I. Market transformation of the agricultural sector of Russia: sociological discourse / Z. I. Kalugina. Novosibirsk : Publishing house of the Institute, 2015. 342 p.
11. Conceptual approaches to the training of workers and specialists in the conditions of innovative development of the economy of the Novosibirsk region // URL : http://www.edunso.ru/node/372 (reference date: 16.08.2014).
12. The main directions of the concept of human resources development / K. G. Kazimov // Professional education. Capital. 2013. No. 5 (Annex). P. 10.
13. Magomedova N. F. Current state and prospects of development of agricultural education // Actual problems of the learning process: modernization of agrarian education : collection of articles of science-practice. conf. Saratov, 2013. P. 83.
14. Nekrasov A. Yu., Nekrasov S. I., Zakharchenko V. L. Organization of the educational process in the agricultural college: specifics, problems, suggestions // Pedagogical journal. 2016. No. 2. P. 142-152.
15. Nekrasov S. I. Rural education space: the continuous - in fact, agrarian in spirit? / S. I. Nekrasov // Technologies improvement of teacher training: theory and practice : interuniversity collection scientific labours. Kazan : Publishing house of the Tatars. humanit.-ped. university, 2009. Vol. 13. P. 84-89.
16. Novikova Y. V. To the issue about some aspects of continuing education in the agrarian sector // Nauch.-method. electron. magazin «Concept». 2016. Vol. 23. P. 59-63.
17. Shmygina O. N. Agrarian education nowadays: problems and prospects of modernization // Actual problems of process of training: modernization of agrarian education : sat. scientific-practice conf. Saratov, 2013. P. 148.
18. Pozdnyakova (Nekrasova) Yu. A. The role of agrarian education in sustainable development of rural territories / Yu. A. Pozdnyakova (Nekrasova), S. I. Nekrasov, M. V. Vislobokova // Veda a technologie: krok do budoucnosti -2012 : materialy VIII mezinarodni vedecko-praktika konference. Praha : Publishing House «Education and Science» s.r.o., 2012. Dil 19. P. 48-49.
19. Chupina Irina. Economic security as an importative characteristic of economic system // European Science and Technology : materials of the IX international research and practice conference. Vol. I. December 24-25, 2014. Germany, 2014.