с
РАЗВИТИЕ
УДК 378.631
JEL: А20, А29, I 21, I23, Q1
DOI: 10.18184/2079-4665.2015.6.2.129.136
К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИИ
Елена Николаевна Ахапкина 1, Лариса Александровна Крохмаль 2
1 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 107139, г. Москва, Орликов пер. 1/11
2 ФГБОУ ВПО Дальневосточный государственный аграрный университет 675005, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Политехническая, 86
1 Начальник отдела формирования бюджетов подведомственных учреждений Департамента финансов и бюджетной политики E-mail: e.ahapkina@mcx.ru
2 Кандидат экономических наук, проректор по экономике E-mail: krokhmal la@mail.ru
Поступила в редакцию: 28.04.2015
Одобрена: 13.05.2015
Аннотация
В Концепции развития сети образовательных учреждений в качестве одной из причин, негативно влияющих на конкурентоспособность высшего профессионального образования в России, напрямую указывается на узкопрофильность подготовки в конкретной области. Возникает опасность разрушения отраслевых вузов в сложившейся системе высшего профессионального образования. Между тем, исследований реального значения специализированного высшего образования в нашей стране, и причин, определяющих это значение, явно недостаточно, а имеющиеся здесь знания носят фрагментарный характер.
В статье на примере вузов Министерства сельского хозяйства РФ доказывается, что специализированное образование способно превратиться в решающий фактор повышения качества человеческого капитала, развития отрасли, территорий, государства. Существуют, по крайней мере, несколько причин, которые указывают на необходимость всяческого стимулирования процессов развития аграрных вузов.
Первая причина связана с движением мирового сообщества по пути реорганизации национальных систем высшего образования, где центральное место отводится развитию специализированных программ подготовки.
Следует особенно подчеркнуть, что высшее образование во всем мире уже не является предметом внутренней политики. Университеты ведут борьбу за рынки образовательных услуг, а наличие специализированных образовательных программ оказывает решающее значение в этой борьбе.
Кроме того, как считают авторы, в российских условиях аграрные вузы способны стать гарантом развития сельских территорий, содействуя преодолению социальных последствий реформирования аграрной отрасли.
Другая причина связана со специфичностью образовательного процесса в аграрных вузах и отвечает на вопрос, почему аграрное образование является особой формой организации учебного процесса, тесно связанного с сельскохозяйственной отраслью страны. Исследования, проведенные авторами, позволяют утверждать, что разрушение сложившейся системы отечественного аграрного образования и попытка реализовать планы объединения аграрных вузов в рамках классических университетов окажет негативное влияние на политику государства, направленную на достижение цели продовольственной безопасности России и конкурентоспособности российских регионов.
Ключевые слова: специализированное аграрное образование, тенденции развития рынка образовательных услуг, сельские территории, агропромышленный комплекс, компенсирующее образование, структура занятости сельского населения. Для ссылки: Ахапкина Е. Н., Крохмаль Л. А. К проблеме развития аграрного образования в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 2(22). С. 129-136. ОС!: 10.18184/207946652015.6.2.129.136
В последнее время все чаще обсуждается проблема специализированного, в том числе и аграрного, образования в России 1.
Причиной обсуждения стала дискуссия вокруг вопроса об объединении отраслевых вузов в рамках классических Университетов. Известно, что
отраслевые вузы в России не входят в структуру Министерства образования России, а подчинены отраслевым Министерствам. И если раньше эта дискуссия носила чисто теоретический характер, то сегодня существует реальная опасность разрушения отраслевых вузов в сложившейся системе высшего профессионального образования.
1 Климов А.А. Оптимизация сети российских вузов и повышение их конкурентоспособности. Электронный доступ: http://federalbook.
ru/files/FSO/soderganie/Tom%2010/V/Klimov.pdf
Между тем исследований реального значения специализированного высшего образования в нашей стране, и причин, определяющих это значение, явно недостаточно, а имеющиеся здесь знания носят фрагментарный характер.
Все эти обстоятельства делают крайне актуальным проведение исследований проблематики специализированного высшего образования в современной России. Причем вначале нужно попытаться систематизировать имеющиеся знания и представления о роли специализированного высшего образования, максимально прояснить новые тенденции развития, а также определить новые постановки проблем и очертить круг задач, заслуживающих приоритетного изучения.
В Концепции развития сети образовательных учреждений в качестве одной из причин, негативно влияющих на конкурентоспособность высшего профессионального образования в России, напрямую указывается на узкопрофильность подготовки в конкретной области 1.
Авторы идеи объединения отраслевых вузов в рамках классических Университетов высказывают аргументы, связанные с недостаточно выраженной спецификой, например, аграрного образования в вузах Министерства сельского хозяйства РФ и указывают на большой удельный вес студентов, обучающихся по несельскохозяйственным направлениям подготовки 2.
Не следует отрицать, что вузы Минсельхоза России действительно занимаются подготовкой специалистов и для других сфер экономики. Однако для этих целей используются в основном средства не федерального бюджета, а средства домохозяйств либо юридических лиц.
Кроме того, за последние десять лет в структуре занятости сельского населения доля занятых в традиционных отраслях сельской экономики сократилась на треть, соответственно занятость перераспределилась в сферу услуг, в том числе финансовых, торговлю, строительство, транспорт и связь.[1]. Безусловно, что именно выпускники аграрных вузов с большей вероятностью вернутся в село, где требуются специалисты не только в традиционных аграрных сферах, но и в других сферах экономики. Поэтому вопрос о целесообразности несельскохозяйственных направлениях подготовки в аграрных вузах требует особенно тщательного изучения. Не следует
также забывать о том, что в России 26% населения продолжает проживать в сельской местности, занятость которого в неформальном секторе выше, чем в среднем в экономике примерно в 2 раза [1].
«Obligation to service society, outreach to society» [2], что дословно можно перевести, как «обязанность служить обществу, быть социально ориентированным» - так сегодня определяют зарубежные ученые задачи, стоящие перед университетами.
Именно такой подход соответствует Плану мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р.
Существуют, по крайней мере, несколько причин, которые указывают на необходимость всяческого стимулирования процессов развития аграрных вузов.
Причина первая
В мире зреет понимание того, что университет — это не обязательно универсальный вуз, что университеты могут быть более специализированными (при наличии широкого спектра необходимых учебных заведений) 3.
Такой подход обеспечивает высокий уровень образованности населения и соответствует стратегическим целям экономического и социального развития государства.
В Программе ОЭСР «Организационно управленческая структура высшего образования» сказано: «Главным приоритетом для государств должна стать выработка цельной и всеобъемлющей картины будущего высшего образования, с тем, чтобы дальнейшее развитие политики в среднесрочной и долгосрочной перспективе отвечало национальным социально-экономическим задачам» [2].
В основе этого подхода лежит теория человеческого капитала, у истоков которой стояли американские экономисты - представители «чикагской школы» - лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен.
Под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и способности человека, которые содей-
1 Концепция развития сети образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию Приложение к приказу Рособразова-ния от 25 мая 2007 г. N 921. Электронный доступ: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_07/pra921-1.htm
2 Климов А.А. Оптимизация сети российских вузов и повышение их конкурентоспособности. Электронный доступ: http://federalbook. ru/files/FSO/soderganie/Tom%2010/V/Klimov.pdf
3 John Aubrey Douglass. Higher education's new global order: How and why governments are creating structured opportunity markets. CSHE.10.09 (December 2009) http://cshe.berkeley.edu/ (пер. с англ. Н. Микшиной).
ствуют росту его производительной силы. В этих условиях государственная политика в области высшего образования направлена на обеспечение максимальной возможности для всех слоев населения иметь лучшие условия для развития интересов и получения необходимых навыков, обеспечивающих им профессиональный рост.
Особенно остро сегодня чувствуется необходимость подтягивания практико-ориентированного и профессионального образования, развития де-ятельностного начала в обучении 1.
Прежние механизмы регулирования высшего образования, которые использовались в большинстве стран мира, перестают работать. Высшее образование прекращает быть элитарным и становится общедоступным. Возникает, по мнению профессора Калифорнийского университета в Беркли Джона Дугласа «структурированные рынки возможностей» (СРВ) в высшем образовании: в сущности, это конвергенция усилий государств - наций по формированию более гибкой и легче регулируемой сети государственных вузов 2. Выводы Дугласа основаны на исследованиях процесса реорганизации национальных систем высшего образования.
Таблица 1
Этапы процесса реорганизации национальных систем высшего образования
Этапы Характеристика процесса реорганизации Степень доступности для населения
I этап Университеты как образовательные центры с упором на общеобразовательные дисциплины и религию. Высшее образование носит элитный характер Доступно представителям только привилегированных социальных групп
II этап Быстрое создание новых вузов, преобразование старых, когда-то элитных, и формирование массовой системы высшего образования. Университеты превращаются в образовательные центры с ярко выраженной естественнонаучной и прикладной направленностью Увеличение доли населения, которая стала выступать в качестве наемных работников с высшей квалификацией. Больше стало людей, которые стремились дать своим детям высшее образование
III этап Университеты становятся специализированными (при наличии широкого спектра необходимых учебных заведений), способными предложить первоклассные программы специальной профессиональной подготовки Формирование альтернативных путей доступа к высшему образованию на основе более тонкой дифференциации целей и задач, существующих и создающихся высших учебных заведений (модель СРВ)
IV этап Появление Университетов, обеспечивающих общедоступные формы высшего образования с использованием программ предпрофессионального, профессионального обучения, обучения взрослых, так и курсы и программы подготовки к высшему образованию Открытый доступ к образовательным услугам, их массификация [3]
Источник: Составлено авторами по материалам зарубежных исследований
Таким образом, общие тенденции развития высшего образования в мире таковы, что именно специализированные университеты оказываются в центре развития системы профессиональной подготовки населения. Никто не отрицает роли классических университетов, но специализированные вузы способны в наибольшей степени удовлетворять растущий спрос населения на практико-ори-ентированное образование.
Хорошо развитая система специализированного образования позволит России соответствовать глобальному характеру рынков высшего образования.
Высшее образование превращается в важнейшую статью экспорта услуг и становится сферой внешней политики. На фоне происходящих изменений усиливаются общемировые тенденции интернационализации образования с перспективой создания единого открытого образовательного пространства [4]. Чтобы соответствовать поставленным целям появляется необходимость формирования первоклассных вузов, которые смогут увеличивать численность контингента и объемы программ 3. Поэтому без широкой сети специализированных университетов достичь поставленных целей весьма затруднительно.
1 Ганжела В.Э. ГУ - ВШЭ, Одинцово, Оценка финансирования образования в различных странах мира http://www.hse.ru/ dаtа/2010/07/09/1218696003Aанжела%20В.Ганжела.doc
2 John Aubrey Douglass. Higher education's new global order: How and why governments are creating structured opportunity markets. CSHE.10.09 (December 2009) http://cshe.berkeley.edu/ (пер. с англ. Н. Микшиной).
3 Более подробный анализ смещения мировых рынков талантов см.: Дуглас Д.О., Эдельштейн Р. Глобальное соревнование за талант: стремительно меняющийся рынок иностранных студентов и потребность в выработке стратегии в США. Центр исследований в области высшего образования. CSHE.8.2009 (октябрь 2009) http://cshe.berkeley.edu/.
Доказательством тенденций интернационализации образования является Болонская декларация 1, Лиссабонская стратегия 2, Рамочные программы Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий (РП1 - РП8) 3.
Отметим, что Рамочными программами Европейского Союза особое значение уделяется направлению, связанному с решением проблем и повышению результативности исследований и инноваций в области безопасности продуктов питания, сельского хозяйства, экосистемы и биоэкономики 4.
Острота выявленных проблем усиливается вступлением с 22 августа 2012 года России во Всемирную торговую организацию (ВТО). О полноценном членстве можно будет говорить в 2020 году, а до этих пор у России есть переходный период. За этот период специализированное образование в России должно достичь такого уровня, чтобы конкурировать с ведущими зарубежными университетами за привлечение контингента иностранных студентов.
Учитывая тенденции развития мирового сообщества по пути реорганизации национальных систем высшего образования, где центральное место отводится развитию специализированных программ подготовки, нельзя продолжать воспринимать высшее образование как сферу внутренней политики, в рамках которой сегодня в России предпринимаются попытки избавиться от отраслевых университетов.
Причина вторая
Существует широко распространенное убеждение, что жизненные шансы ребенка не должны зависеть от богатства его родителей или благополучия среды, в которой живут его родители [5].
Аграрные вузы могут обеспечить для сельских детей перспективы большей мобильности, при которой они получат лучшее положение в жизни. Очевидно, что такой подход может стать основой серьезной политической поддержки аграрного
образования и, по всей видимости, имеет все шансы сыграть важную роль в стабильности России.
В России в последнее время широкую поддержку государства получают федеральные и национальные исследовательские университеты. Для реализации Стратегии инновационного развития РФ это оправданное решение. Замысел федеральных университетов заключался также и в том, чтобы изменить сложившееся устойчивое суждение у родителей сильных абитуриентов, что для построения карьеры и жизненного успеха необходимо поступить непременно в престижный столичный вуз [6]. Речь идет об абитуриентах, чьи родители могут позволить себе значительные расходы на образование своих детей.
Однако здесь существует непростая проблема, которая недостаточно изучена учеными, занятыми вопросами развития высшего образования в России. Проблема заключается в том, что дети из небогатых семей (в большинстве своем это сельские жители) 5 вряд ли поедут, например, из Амурской области во Владивосток на обучение в ДВФУ, а тем более в столичные вузы.
Прежде чем продолжить обсуждение этого вопроса, напомним, что уровень подготовки в сельских школах в России существенно отстает от уровня городских школ. Как сказал в 2002 году J. Davidson, министр образования Уэльса: «Мне не нужны легальные таблицы (основанные просто на результатах тестов), чтобы узнать, что в одном из самых богатых наших районов достижения выше, чем в одном из самых бедных» [7].
Россия в этом смысле не является исключением. Ранее уже был опубликован ряд работ ряд работ, посвященных дифференциации возможностей различных социальных групп в получении высшего образования: возможностей поступления в высшие учебные заведения и успешного завершения обучения, которые и сейчас не потеряли своей актуальности [8].
1 Совместная Декларация европейских министров образования: принята в г. Болонья 19 июня 1999 года
2 Presidency Conclusions, Lisbon European Council, 23-24 March, 2000, URL:http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/ pressdata/en/ec/00100 - r1.en0.htm. В 2000 г. Европейский Совет утвердил Лиссабонскую стратегию. Направления политики ЕС в сфере науки, технологий и инноваций. Для достижения к 2020 году заявленных целей предполагается, что 3% ВВП затрат необходимо направлять на науку для создания новых конкурентоспособных на мировой арене рабочих мест, привлечения молодежи и ученых мирового класса в европейское научное сообщество
3 В январе 2014 года началась реализация самой большой рамочной программы ЕС по научным исследованиям и инновациям «Горизонт 2020» (Horizon 2020) с общим бюджетом около 80 млрд. Евро на период 2014-2020 гг.
4 НИУ ВШЭ, Институт статистических исследований и экономики знаний, 2012. Электронный ресурс:http://www.hse.ru/
5 Бедность сельского населения в России связана в первую очередь с низкими доходами. Уровень занятости сельского населения на начало 2012 г. составлял 58,1%, что на 7 процентных пунктов ниже, чем в городе. Разрыв в уровне занятости сохраняется последние 10 лет. Уровень оплаты труда в сельском хозяйстве хотя и растет, но все равно остается одним из самых низких. Начисленная заработная плата работников сельского хозяйства составляла в 2011 г. 12,1 тыс. руб., или чуть более половины (54%) средней по экономике заработной платы. Примерно четверть работников сельского хозяйства в 2011 г. Получали заработную плату ниже прожиточного минимума.
Согласно результатам проведенного в 2011 году исследования, на слабые школы приходится до 70% двоек по ЕГЭ, а в зоне риска чаще всего оказываются дети из семей с устойчиво низким уровнем дохода и дети мигрантов [9].
М. Пинская, Н. Крутий, С. Косарецкий, И. Фру-мин в своей работе «Выравнивание условий при анализе достижений школ: контекстуализация результатов» анализируют устойчивость выявленной тенденции отставания сельских школ. За весь рассматриваемый временной период городские школы ежегодно показывали более высокие результаты ЕГЭ по русскому языку, чем сельские (за 2009-2011 гг. у первых средний результат ЕГЭ равен 61 баллу, а у вторых — 58 баллам) [10].
Недостаток образования в сельской местности является серьезной проблемой с точки зрения дальнейшего устройства в жизни выпускников сельских школ.
Возникает как минимум два вопроса. Смогут ли абитуриенты из сельских российских школ выдержать конкуренцию с абитуриентами из школ городских? И готовы ли родители сельских школьников понести финансовые затраты на обучение своих детей в столичных или крупных федеральных вузах? Ответ на эти вопросы очевиден. Тогда возникает еще один вопрос: а кто из выпускников столичных вузов приедет в село?
В работах зарубежных авторов, посвященных проблемам государственной поддержки университетов, существует понятие компенсирующего образования. Компенсирующее образование призвано уровнять или хотя бы приблизить шансы выпускников с разным уровнем подготовки получить в жизни достойную работу.
Речь идет о том, что дети из небогатых семей не имеют возможности получить блестящее образование только потому, что на начальной ступени образования (это общеобразовательные школы) они уже недополучают компетенций, которые получают их сверстники, имеющие возможность развиваться и внутри семьи, и использовать различные частные образовательные практики. Чем выше доход семьи, тем больше возможностей для ребенка построить блестящую карьеру и иметь в будущем стабильный доход. В работе В.Л. Хансена и Б. Вайсброда утверждалось, что средний доход тех, чьи дети учились в университете Калифорнии, был на 50% выше, чем у тех, чьи дети не учились в калифорнийских государственных высших учебных заведениях, и на треть выше, чем в семьях с детьми, учащимися в неполных колледжах [11].
В этой связи зарубежные ученые в своих работах решают проблему эффективности для государства компенсирующего образования и образования для более подготовленных и способных детей, которые
имеют явные преимущества. Дж. Стиглиц считает, что некое движение в сторону компенсирующего образования может в действительности увеличивать национальный выпуск. С этой точки зрения те, кто имеет преимущество, имеет и более высокий выпуск по сравнению с теми, которым необходимо компенсирующее образования. Но предельная отдача от дальнейшего образования для более способных (или более подготовленных) абитуриентов в действительности ниже, чем для менее способных. Это предполагает, что можно достигнуть и большей эффективности (более высокого выпуска), и большего равенства за счет, по крайней мере, некоторого уровня компенсирующего образования [5].
Аграрные вузы способны решить вопросы не только компенсирующего образования, перехода в средний класс выпускников сельских школ, но и стать гарантом развития сельских территорий, преодоления социальных последствий реформирования аграрной отрасли.
Причина третья
Национальные интересы России в условиях экономических санкций зарубежных странах сосредоточены на развитии собственной экономики. Особенно это актуально для аграрного производства. Достижение Россией продовольственной независимости должно стать доминантой новой государственной аграрной политики [12].
Мы стоим не перед выбором, а перед необходимостью строить высокоэффективную аграрную экономику, способную не только обеспечить продовольственную безопасность России, но и конкурировать на международной арене. Важнейшим инструментом построения аграрной экономики нового уровня является система образования, которая сможет эффективно функционировать в условиях постиндустриального общества и экономики знаний [13].
Известно, что в качестве сдерживающего фактора формирования полноценной аграрной экономики указывается на хронические недостатки в информационном, научном и кадровом обеспечении АПК и его отраслей.
Причина четвертая
Смысл аграрного образования - в тесном сочетании активной практической подготовки на производстве и теоретического обучения в образовательных учреждениях.
Собственно эта причина связана со специфичностью образовательного процесса в аграрных вузах и отвечает на вопрос, почему аграрное образование является особой формой организации учебного процесса, тесно связанного с сельскохозяйственной отраслью страны.
Специфичность аграрного образования заключается в следующем:
1. В структуре имущественного комплекса аграрных вузов находятся земельные участки и опытные поля, которые используются в учебном процессе в качестве главного средства передачи компетенций, навыков и знаний.
2. Структура аграрных вузов коренным образом отличается от структуры классических университетов наличием в ее составе учебно-опытных хозяйств в той или иной форме хозяйствования, ветеринарных клиник, лабораторий семеноводства, вивариев для содержания животных, лабораторий таксидермии и других специфичных подразделений, участвующих в ежедневном учебном процессе.
3. Кафедры аграрных университетов имеют свои филиалы, расположенные непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях, предприятиях переработки сельскохозяйственной продукции, леспромхозах и используются в качестве основного инструменты практической подготовки студентов.
4. Учебно-материальная база аграрных вузов носит специфический характер и включает в себя живые организмы. Это требует наличия специфической инфраструктуры и дополнительных затрат труда по обслуживанию этой инфраструктуры, а также для содержания животных и других живых организмов, задействованных в учебном процессе.
5. Обучение сельскохозяйственным направлениям подготовки требует соблюдения принципа наглядности. Изготовление натуральных наглядных пособий, содержание их в состоянии, обеспечивающем непрерывность и качество учебного процесса, содержание анатомических музеев увеличивает трудоемкость учебного процесса и приводит к содержанию дополнительного штата вспомогательных работников.
6. Реализация услуг аграрного образования возможна исключительно в рамках индивидуального подхода к обучению или обучению в малых группах. Нельзя научить будущего ветеринара оперировать животного в группе с численностью в 30 человек. Каждого студента нужно индивидуально научить работать с животными, растениями и другими живыми организмами.
Трудно отрицать, что разрушение сложившейся системы аграрного образования в России и попытка реализовать планы объединения аграрных вузов в рамках классических университетов окажет негативное влияние на политику государства, направленную на достижение цели продовольственной безопасности России.
Мы понимаем, что наши исследования проблем аграрного образования в России не открывают всех граней сложного процесса полноценного обеспечения села квалифицированными кадрами. Одной из ключевых проблем остается проблема эффективности образовательной деятельности российских аграрных вузов. Проблемой остаются и вопросы организации их финансирования. И это уже темы отдельных исследований. Но нельзя отрицать, что система аграрного образования в России отличается тем, что выполняет в очень сложных экономических условиях на селе функцию повышения благополучия сельских жителей на основе новых знаний, способных стать надежной опорой развития сельского хозяйства в России.
Список литературы
1. Мерзлов А.В., Овчинцева Л.А., Попова О.А. Региональный опыт разработки программ устойчивого развития сельских территорий: информ. изд. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012. 112 с.
2. Crow M. Linking Scientific Research to Societal Outcomes // AAAS Science and Technology Policy Yearbook 2001 // A. Teich, S. Nelson, C. McEnaney, S. Lita (ed.) Wash. (DC): AAAS, 2011. P. 129-131.
3. Бейзеров В.А. Основные тенденции развития систем высшего образования в начале XXI века // Экономика образования. 2014. № 2. http:// ksu.edu.ru/ 2014.pdf
4. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / под ред. А.А. Аузана и С.Н. Бобылева. М.: ПРООН в РФ
5. Колмаков В.И. Федеральные университеты Уральского государственного университета. Екатеринбург, 2010.
6. Стиглиц Дж. Образование // Экономика образования. 2011. № 3. С. 22-34.
7. Measuring improvements in learning outcomes. OECD, 2008.
8. Проблемы доступности высшего образования. Препринт WP3/2003/01/ отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. М.: СИГНАЛЪ, 2003. 173 с.
9. Кузьминов Я.И. Выравнивание шансов детей на качественное образование: сб. материалов / Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. 208 с.
10. Пинская М, Крутий Н, Косарецкий С., Фру-мин И. Выравнивание условий при анализе достижений школ: контекстуализация результатов Выравнивание шансов детей на каче-
ственное образование: сб. материалов / Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. 208
11. Hansen W.L, WeisbrodВ.А. Benefits, Costs and Finance of Public Higher Education. Chicago : Markbam Publishing Co., 1969
12. Алтухов А.А. Продовольственная безопасность России в условиях экономических санкций // АПК: экономика, управление. 2014. № 12. С. 19-30.
13. «Высшее образование в информационном обществе» - Программа ОЭСР «Организационно управленческая структура высшего образования», июнь 2008 г.
14. Balabanov V. С, Balabanova Л. V, Due/in M.N. The Sustainable Development of the National Agro-Industrial Complex as the Basis for Ensuring Food Security // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2014. Vol. 11, № 3. P. 1149-1160.
M.I.R. (Modernization. Innovation. Reseches) RESECHES
ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)
CONCERNING AGRICULTURAL EDUCATION PROGRESS
IN RUSSIA
Elena N. Akhapkina, Larisa A. Krokhmal
Abstract
The concept of a network of educational institutions as one of the causes that negatively affect the competitiveness of higher education in Russia, directly points to the narrow realm of training in a particular area. There is a danger of destruction of branch universities in the existing system of higher education. Meanwhile, studies of the real value of specialized higher education in our country, and the reasons for determining this value is not enough, and the available knowledge is fragmented.
In the article on the example of high schools of the Ministry of Agriculture of Russia proved that a specialized education can become a decisive factor in improving the quality of human capital, the development of the industry areas of the state.
There are at least several reasons that indicate the need to stimulate the development processes of every kind of agricultural universities. The first reason has to do with the movement of the world community towards the reorganization of the national systems of higher education, where the central place is given to the development of specialized training programs.
It should be particularly emphasized that higher education around the world is no longer the subject of domestic policy. Universities are fighting for the education market, and the availability of specialized educational programs has a decisive importance in this struggle. In addition, the authors say, in the Russian context agrarian universities are able to become a guarantor of the development of rural areas, helping to overcome the social consequences of reform of the agricultural sector.
Another reason is related to the specificity of the educational process in agricultural universities and answers the question why agricultural education is a special form of organization of educational process, which is closely related to the agricultural sector of the country. Studies conducted by the authors suggest that the destruction of the existing system of national agricultural education and attempt to realize the plans of association of agricultural universities in the framework of classical universities will have a negative impact on the state policy aimed at achieving the goal of food security of Russia and the competitiveness of Russian regions.
Keywords: specialized agricultural education, tendencies of the development of educational services market, rural areas, agricultural sector, compensatory education, employment structure of rural population.
Correspondence: Akhapkina Elena N., Ministry of Agriculture of the Russian Federation (1/11, Orlikov Lane, Moscow, 107139), Russian Federation, e.ahapkina@mcx.ru;
Krokhmal Larisa A. Far Eastern State Agrarian University (86, Politekhnicheskaya street, Blagoveschensk, 675005), Russian Federation, krokhmal_la@mail.ru
Reference: Akhapkina E. N., Krokhmal L. A. Concerning agricultural education progress in Russia. M.I.R. (Modernization. Innovation. Reseches), 2015, no. 2 (22), pp. 129-136. DOI: 10.18184/207946652015.6.2.129.136
References
1. Merzlov A.V., Ovchintseva L.A., Popova O.A. Regional'nyi opyt razrabotki programm ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii: inform. izd. M.: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2012. 112 p. (In Russ.).
2. Crow M. Linking Scientific Research to Societal Outcomes. AAAS Science and Technology
Policy Yearbook 2001 / A. Teich, S. Nelson, C. McEnaney, S. Lita (ed.) Wash. (DC): AAAS, 2011. P. 129-131.
3. Beizerov V.A. Osnovnye tendentsii razvitiya sistem vysshego obrazovaniya v nachale XXI veka. Ekonomika obrazovaniya = Economics of
Education, 2014, no. 2. http://ksu.edu.ru/ 2014. pdf (In Russ.).
4. Doklad o razvitii chelovecheskogo potentsiala v Rossiiskoi Federatsii za 2011 g. / Pod redaktsiei A.A. Auzana i S.N. Bobyleva. M.: PROON v RF
5. Kolmakov V. I., pervyi prorektor po uchebnoi rabote SFU, Iz materialov i publikatsii po problemam vysshei shkoly. Tema vypuska: «Federal'nye universitety» Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, Ekaterinburg, 2010 g.
6. Stiglits Dzh. Obrazovanie. Ekonomika obrazovaniya = Economics of Education, 2011, no. 3, pp. 22-34 (In Russ.).
7. Measuring improvements in learning outcomes. OECD, 2008.
8. Problemy dostupnosti vysshego obrazovaniya. Preprint WP3/2003/01/ Otv. red. S.V. Shishkin. Nezavisimyi institut sotsial'noi politiki. M.: SIGNAL"", 2003. 173 s.
9. Kuz'minov Ya.I., predsedatel' Komissii Obshchestvennoi palaty Rossiiskoi Federatsii po razvitiyu obrazovaniya Vyravnivanie shansov detei na kachestvennoe obrazovanie: sb. materialov / Komissiya Obshchestvennoi palaty Rossiiskoi
Federatsii po razvitiyu obrazovaniya. M.: Izd. dom VShE, 2012. 208 s.
10. Pinskaya M., Krutii N., Kosaretskii S., Frumin I. Vyravnivanie uslovii pri analize dostizhenii shkol: kontekstualizatsiya rezul'tatov Vyravnivanie shansov detei na kachestvennoe obrazovanie: sb. materialov / Komissiya Obshchestvennoi palaty Rossiiskoi Federatsii po razvitiyu obrazovaniya. M.: Izd. dom VShE, 2012. 208
11. Hansen W.L., Weisbrod V.A. Benefits, Costs and Finance of Public Higher Education. Chicago: Markbam Publishing Co., 1969.
12. Altukhov A.A. Prodovol'stvennaya bezopasnost' Rossii v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsii. APK: ekonomika, upravlenie, 2014, no. 12, pp. 19-30. (Elektronnyi dostup: http://www.vniiesh.ru)
13. «Vysshee obrazovanie v informatsionnom obshchestve» - Programma OESR «Organizat-sionno upravlencheskaya struktura vysshego obrazovaniya», iyun' 2008 g.
14. Balabanov V.C., Balabanova A.V., Dudin M.N. The Sustainable Development of the National Agro-Industrial Complex as the Basis for Ensuring Food Security. Biosciences Biotechnology Research Asia, 2014, vol. 11, no. 3, pp. 1149-1160.