УДК 378.1
Е. А. Короткова
Уральский государственный аграрный университет
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ СТУДЕНТОВ В УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АГРАРНОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ
В статье предлагаются пути выявления и поддержки одаренных молодых людей в процессе их профессиональной реализации. Обсуждаются новые критерии одаренности, проявляющиеся у молодых людей через участие в технических конкурсах и проектной деятельности. Предложены условия для профессиональной реализации молодежи в свердловской области на базе Уральского государственного аграрного университета.
Ключевые слова: одаренность, талантливая молодежь, формирование, поддержка, профессиональная реализация
Елена Анатольевна Короткова - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 23. E-mail: [email protected]
Для цитирования
Короткова Е. А. Профессиональная реализация талантливых студентов в Уральском государственном аграрном университете // Аграрное образование и наука. 2021. № 1. С. 11.
Professional Realization of Talented Students at the Ural State Agrarian
University
The article suggests ways to identify and support gifted young people in the process of their professional implementation. New criteria of giftedness, which are manifested in young people through participation in technical competitions and project activities, are discussed. The conditions for the professional realization of young people in the Sverdlovsk region on the basis of the Ural State Agrarian University are proposed.
Keywords: giftedness, talented youth, formation, support, professional implementation
Elena Korotkova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Ural State Agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Turgenev str., 23. E-mail: [email protected]
В настоящее время сложилось ясное понимание поливариантной модели одаренности, в которой можно выделить разные типы. По мнению специалистов, существует «так называемая «скрытая одаренность» которая не может быть выявлена через существующую систему олимпиад, и поэтому многие одаренные и талантливые ученики не подвергаются специализированному образованию. По-настоящему эффективная система выявления одаренных школьников должна не только фокусироваться на одаренности и таланте, которые уже проявляют себя (например, через олимпиады); она должна быть в состоянии развивать одаренность и талант, прежде чем они проявятся в исполнении» [Grigorenko 2017: 2]. То есть, когда осуществляется освоение инженерных знаний и умений в процессе теоретической и практической деятельности школьников не только в аудиториях, но и в сочетании обучения с практической работой, с погружением в технологическую деятельность современного промышленного производства. На площадках где обучают робототехнике, цифровому производству, моделированию, прототипированию и работе на станках с числовым программным управлением.
Следовательно, при наборе абитуриентов в Уральский государственный аграрный университет (далее УрГАУ) необходимо учитывать участие школьников в различных научно-технических конкурсах, соответственно прошедших систему дополнительного образования инженерной направленности возможно уже на площадках региональных компаний. Такая тактика позволяет реализовать новые форматы работы с талантливыми студентами уже на первом курсе.
Образовательные программы УрГАУ должны быть пересмотрены и составлены с учетом возможностей одаренных студентов, кроме того, им должны быть предоставлены условия для самостоятельного технического творчества. Такие студенты должны быть включены в инновационные проекты УрГАУ.
Выявление и поддержка одарённых детей необходима для реализации стратегии научно-технологического развития России на современном этапе (утверждена Указом Президента России 01.12.2016 № 642).
С целью формирования условий для профессиональной
реализации талантливой молодежи необходимо:
- сформировать среду в регионе с учетом его промышленной и социальной специфики, и насыщение образовательной системы обновленными образовательными программами, соответствующими современному научно-технологическому запросу и погружающими студентов в образовательные ситуации через решение задач, актуальных для науки и высокотехнологичного производства;
- осуществить поддержку студенческих предпринимательских инициатив, вовлечения в процесс коммерциализации собственных разработок - изготовления экспериментальных и опытных образцов;
- проводить необходимые научно- исследовательские работы в центрах коллективного пользования институтов УрГАУ) и других вузов^
- обучать основам предпринимательства и возможностям привлечения финансов промышленных предприятий на паритетной основе для реализации инновационных проектов.
Поступательное движение по привлечению и индивидуальной работе с талантливыми школьниками - абитуриентами - студентами создает набор индивидуальных образовательных траекторий в УрГАУ.
Так, например уже сегодня образовательные программы для одаренных детей разрабатываются талантливыми студентами УрГАУ совместно с Центром молодежного инновационного творчества Инженерного центра Униматик (далее ЦМИТ Униматик) в направлениях Научной Технологической Инициативы РФ (НТИ) - программы мер по формированию принципиально новых рынков по созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 г.: «Интернет вещей», «Биомедицинские технологии», «Схемотехника и робототехника», «Новые материалы», «Машиностроение».
В перечне партнеров - промышленные предприятия, имеющие образовательные инфраструктуры или кванториумы (детские технопарки). Выстраивание отношений с ними начинается с обсуждения и подписания Соглашения о сотрудничестве В соответствии с откорректированным совместно предметом данного соглашения разрабатывается План взаимодействия с промышленным партнером сроком на один год или на два.
К показателям эффективности условий профессиональной реализации студентов УрГАУ можно отнести:
- количество школьников и студентов, принявших участие в совместных программах УрГАУ и ЦМИТ Униматик (в отношении детей ведется персональный учет, проводится мониторинг эффективности программ);
- количество школьников и студентов, добившихся значимых результатов в проведении научно-исследовательских работ, разработке
проектов, получивших поощрительные премии и награды, в рамках олимпиад, хакатонов и других технических конкурсах;
- количество школьников, принявших участие в стажировке в вузе или на предприятии;
- количество школьников, поступивших на значимые для региона (согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации) образовательные программы в вузы;
В процессе работы необходимо постоянно осуществлять методическое сопровождение одаренных школьников и талантливых студентов, обучающихся по индивидуальным траекториям [Брызгалова, Кивелев, Лунева и др. 2019]. Обновлять банк отборочных тестов, разрабатывать сетевые образовательные программы совместно с промышленными предприятиями. Участвовать в конкурсах, онлайн-программах, конференциях, соревнованиях, научных экспедициях и пр.).
Для талантливых студентов принципиально организовывать стажировки в организациях - партнерах, практики, онлайн-сопровождение со стороны предприятий [Мягких 2018: 203].
Таким образом, мероприятия по совершенствованию деятельности в области профориентации и сопровождения профессионального самоопределения молодых людей могут стать весомыми факторами формирования кадрового потенциала и гармоничного и интенсивного экономического развития любого региона [Никулина 2020: 1217].
Список литературы
Grigorenko E.L. Gifted Education in Russia: Developing, Threshold, or Developed // Cogent Education. 2017. № 4. P. 1 - 2.
Брызгалова О.Н., Кивелев Д.П., Лунева Е.В. и др. Организация культурно-просветительской деятельности молодежи в Российской Федерации // Молодежь и наука. 2019. № 12. С. 8.
Мягких А.А. Проблемы развития интеллектуального потенциала Российской Федерации // Вестник факультета управления СибГЭУ. 2018. № 3(1). С. 200-206.
Никулина Ю.Н. Профессиональная ориентация молодежи в системе кадрового обеспечения экономики региона // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Том 10. № 4. С. 1263-1280.